Детский деловой центр

8 (928) 510-67-67

Махачкала

Курс «Каллиграфия»

Учим красиво писать и исправляем уже сформированный почерк!

1-10 уроки

Урок 1

Знакомство с учениками. 

(Можно предложить ученикам выйти к доске и написать своё имя, чтобы все его запомнили и учитель мог оценить исходные способности и качество письма)


Анкеты. Проверка почерка и способностей письма учеников.

(Учитель раздаёт анкеты для заполнения учениками, на последнем занятии можно увидеть и оценить результат)


Учитель рассказывает о возможных причинах плохого почерка и о том, что важно для аккуратного письма.

Возможные причины развития плохого почерка:

-неправильная посадка за столом во время письма;

-ребенок неправильно держит ручку во время письма;

-неправильное положение тетради;

-плохо развитая мелкая моторика рук;

-слабые мышцы спины, плечевого пояса и рук;

-недостаточно развитое пространственное восприятие.

Что же нам сделать, чтобы быстрее добиться аккуратного почерка?


1. Правильная посадка за столом.

Сидеть необходимо прямо, опираясь спиной на спинку стула, ноги прямо, стопы на полу (если не достают до пола, можно поставить их на специальную подставку).


2. Правильно держать ручку во время письма.

Подробно о том, как научить ребёнка правильно держать ручку при письме можно прочитать здесь.


3. Правильное положение тетради.


Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.


Для ребенка левши, правила те же, только в зеркальном отображении.

На тетрадь обязательно одевайте обложки (чтобы тетрадь не скользила по столу во время письма). Лучше всего подойдут классические полиэтиленовые.


Делаем выводы вместе с детьми.

(Вопрос к детям: что нам нужно сделать, чтобы правильно и удобно приступить к письму?

Ответ: правильно сидим, держим осанку, правильно держим ручку, правильно кладем тетрадь)


Учитель показывает на картинке правильную посадку, положение тетради и как держать ручку

Дети тренируются. 


Упражнение-игра для развития пространственного воображения.

(Графический диктант).


Перерыв.

(Зарядка для глаз).


Пропись буквы А и Б.

(Чтобы перейти к более важным правилам написания целых слов и текстов нам сначала необходимо выработать идеальное написание отдельных букв).


Графическая разминка.

(Учитель рисует на доске символы и значки, дети повторяют в тетради. Можно разноцветными карандашами или ручками).



Д/З – Раскраска 1 рисунок (Важно сначала обвести рисунок по контуру, а потом заштриховать).

Урок 2

Приветствие. Вспоминаем важные правила красивого почерка с прошлого урока вместе с детьми.


Проверка ДЗ.

(Обращаем внимание на линии на рисунке, выходит ли ребенок за контур).


Упражнения для мелкой моторики рук.

(Лепка, оригами, теневой театр, завязывание узелков на выбор учителя).


Пропись буквы В и Г.

(На этот раз без линеек на листе бумаги, напоминаем детям держать горизонтальную линию)


Задание вырезание.


Рассказ учителя про заглавные буквы/буквицы/инициалы.

(Важно показать много примеров).


Заглавные буквы / инициалы / буквицы


Бу́квица, или инициа́л, — крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.

Как только люди начали придумывать способы украшать очень дорогие и важные книги, они начали использовать буквицы. Буквица привлекает внимание читателя к началу текста, особенно если страница лишена других ярких деталей.

Для украшения той самой буквы использовали мотивы растений, животных и других объектов. Делали её цветной, с завитками и другими узорами. Это, конечно, не обязательно, но может придать определённый настрой содержанию.



Задание: придумать свою буквицу и разукрасить.


По желанию по окончанию задания дети могут показать всем и рассказать как они украсили свою буквицу.


Текст обладает структурой

Д/З – Пропись буквы Д и Е.

Урок 3

Приветствие. Проверка ДЗ.


Урок: что такое каллиграфия? Учитель рассказывает и показывает иллюстрации.


Каллиграфию часто называют искусством красивого письма.

 

Современная каллиграфия очень разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма.

Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

Классическими инструментами для каллиграфии, в зависимости от стиля, являются кисти (плоские и/или круглые), заточенные тростниковые палочки, птичьи и стальные перья. Более современными инструментами могут быть фломастеры, маркеры, карандаши, ручки и другие письменные принадлежности.


Гимнастика для рук.


Гимнастика для рук хорошо подготавливает ребёнка к письму, снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста:

Сколько птиц?

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

Замок

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)


Упражнение-игра. Графический диктант.

(Более сложный, с косыми линиями).


Пропись буквы Ё и Ж.


Перерыв.

(Зарядка для глаз).


Срисовывание рисунка.


Упражнение: повторяем узор с картинки.


Д/З – Раскраска по номерам.

Урок 4

Приветствие. Проверка ДЗ.


Учитель рассказывает что такое шрифты.

(Иллюстрации)


Что такое шрифты?

Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.

Шрифты создаются художниками в соответствии:

с образным замыслом;

с требованиями единства стиля и графической композиции;

с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами;

с прикладными задачами.

Шрифт всегда имеет один стиль всех знаков, они написаны одинаковой техникой.

В зависимости от предназначения шрифты могут быть более строгими, аккуратными, ровными, детскими и т. д.

Шрифты могут быть прямыми и курсивными, жирными, полужирными, светлыми, с засечками и без.

Исторически самый старый шрифт – готический. Сегодня мы все пользуемся шрифтами, которые принадлежат к группе шрифта антиква. 


Обсуждение с учениками какой шрифт им больше нравится: готический, антиква или комик санс.


Задание: написать свое имя тремя разными шрифтами.


Пропись букв З и И.


Диктант.

(Маленький диктант, чтобы учитель оценил подчерк учеников в более крупных текста, соединение букв и отступы между буквами).


Пишем цифры.

(Учитель показывает на доске как правильно пишутся цифры, с какой стороны и с каким наклоном. Ученики повторяют)


Упражнение. Штриховка.

(Рисуем квадраты примерно 2х2 см. Каждый квадрат необходимо заштриховать по-разному! Примеры на иллюстрации. Соревнуемся кто придумает больше способов штриховки)


ДЗ. Пропись букв Й и К.


Урок 5

Приветствие. Проверка ДЗ.


Учитель рассказывает про интервалы между буквами и знаками.


Соблюдение одинаковых интервалов между письменными знаками (расстояние между элементами, буквами на строке, между словами в предложении должно равняться примерно букве и строчной; ширина букв должна быть одинаковой, равной ширине буквы и; буквы т, м, ф, ш, ,щ шире и в полтора раза) очень важно в письме.

Каждое слово должно стоять отдельно и иметь свое пространство. Буквы в слове стоят плотно, но не залазят друг на друга. Можно их писать как и более сжато, так более растянуто. Буквы в высоте должны быть одинаковыми (не считая хвостиков, которые выходят вниз или вверх за строку).

Между цифрой и словом так же нужно пространство! И не меньшее чем меньше двумя словами.

А вот уже между словом и знаками препинания ( , . ! : ? ) лишние пространства не нужны, эти знаки должны плотно прилегать к слову.

И конечно же не забываем о точке в конце предложения и текста, иначе это считается за ошибку.


Диктант.

(Цель – проверить цифры, отступы и соединение букв).


Задание на развитие логического мышления и памяти. Рисуем по памяти.

(В течение 30 сек. Показываем детям картинки, а потом просим их нарисовать из памяти)


Пропись букв Л и М.


Раскраска-штриховка.

(Штрихуем рисунки цветными карандашами/ручками в разных направлениях).


Задание на вырезание.

(Из цветной бумаги вырезать цветок, не по нарисованному контуру).


ДЗ. Пропись букв Н и О.


Урок 6

Приветствие. Проверка ДЗ.


Учитель рассказывает про основные требования к каллиграфическому письму.


Основные требования к каллиграфическому письму.

1. Соблюдение размеров рабочей строки (все элементы букв надо доводить до верхней и нижней линейки рабочей строки; при переходе к письму в тетради в широкую линейку - соблюдать рабочую строку на основе “чувства строки”, оно вырабатывается в ходе письма с комментированием на подготовительном и основном этапах ).

2. Соблюдение правильного и единообразного угла наклона при письме (тетрадь должна лежать с наклоном; все линии надо вести прямо на центр груди; проверить наклоны можно по косым линейкам в тетради).

3. Писать надо без напряжения (при письме линий вниз рука напрягается - считаем: 1, 2, 3; при письме линий в сторону- вверх рука расслабляется - считаем: и).

4. Писать надо быстро (чтобы научиться писать быстро, нужно соблюдать все правила; скорость письма для подготовительного класса 7-15 букв в минуту; для 1-го класса - 23-35 букв в минуту; для 2-го класса - 35-45 букв в минуту; для 3-го класса - 50-65 букв в минуту).

5. Писать надо красиво (на протяжении всего обучения письму вырабатываются критерии красивого письма: чисто, без помарок, четко, по правилам и т.д.).

Таким образом, соблюдение требований способствует совершенствованию каллиграфических качеств письма.


Упражнения для мелкой моторики рук.

(Лепка, оригами, теневой театр, завязывание узелков на выбор учителя).


Пропись букв П и Р.

(Чтобы перейти к более важным правилам написания целых слов и текстов нам сначала необходимо выработать идеальное написание отдельных букв).


Задание рисуем орнамент.


Задание повтори рисунок по точкам.


Пропись букв С и Т.


ДЗ. Поиграть дома с родителями в теневой театр и посчитать сколько фигур у тебя получится.


Урок 7

Приветствие. Разговор на тему ДЗ “теневой театр”.


Учитель рассказывает о правилах соединения букв, показывая примеры на доске.


Соединение элементов в букве, букв в слове должно производиться по алгоритму трех видов соединения (верхнее, нижнее, средне-плавное)

Письмо буквенных комплексов и слов должно быть плавным, связным: надо знать начальную точку для письма каждого элемента, чтобы безотрывно писать целую букву (подготовительный класс); надо знать начальную точку для письма каждой буквы, чтобы безотрывно писать две буквы (1-й класс), две-три буквы (2-й класс), три - четыре буквы (3-й класс); останавливаться можно лишь в начальной точке.

Прием анализа важен при определении двигательных элементов. В данном случае анализируются движения руки. Дети усваивают суть образования двигательного элемента: первый элемент заканчивается в точке начала второго. Происходит это: 1) за счет удлинения начала или конца зрительного элемента ( ); 2) появляется соединительная плавная линия - повтор движения ().

Прием алгоритмизации позволяет организовать правильную самостоятельную работу учащихся на этапе закрепления: при копировании букв, соединении элементов в букве, соединении букв и т.д. Пример алгоритма соединения букв:

1. Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения ( и, й, к, н, п, р, с, т, у, ц, ш щ ы, ь, ю) то линию от предшествующей буквы нужно продолжить до верхней линейки рабочей строки. (Для буквы с - немного не доводя до верхней линейки, повернуть вправо).

2. Если следующая буква относится к нижнему виду соединения (а, б, д, л, м, о, ф, я) - линию нужно отвести вправо, чуть выше нижней линейки строки.

3. Если следующая буква относится к среднеплавному виду соединения (в, г, е, ж, з, х, ч, ъ. э) - линию нужно довести до середины строки и плавно перейти к начертанию другой буквы.

Если на подготовительном этапе хорошо отработать алгоритм соединения элементов в буквах, то проблема соединения букв будет автоматически решена.


Упражнение на соединение букв 1.

(Учитель контролирует и помогает каждому)


Упражнение на соединение букв 2.

(Повтори тоже самое ниже)


Текст обладает структурой

Отдых

(Зарядка для глаз)


Разминка рук и пальцев.


Пропись букв У и Ф.


Упражнение обводим по контуру.


ДЗ на соединение букв.


Урок 8

Приветствие. Проверка ДЗ.


Повторение правил соединения букв. Учитель показывает на доске, дети повторяют.


Разминка. Рисуем орнаменты.


Пропись букв Х и Ц.


Диктант на соединение букв. Основные соединения букв в словах.

(Учитель диктует две буквы, которые необходимо написать соединив их)


Перерыв.

(Дети могут в парах поделиться, какие у них получались фигуры в театре теней либо сделать разминку рук и пальцев)


Упражнение на соединение букв.


ДЗ. Пропись букв Ч и Ш.


Урок 9

Приветствие. Проверка ДЗ.


Учитель рассказывает об отличиях прописных и печатных букв.


Каждый знает, что одна буква может быть написана многими способами, заглавной (большой) или маленькой, печатной или прописной.

Печатные буквы, как и говорит их название, пришли их печати. Они имеют строгие контуры, не имеют “крючков”, не соединяются между собой. Такими буквами сложнее писать тексты, поэтому мы используем пропись. Прописные буквы каждого человека имеют свой характер, свою форму, но в целом схожи своими “хвостиками” и “крючками”. Эти буквы легко соединяются в слова и поэтому мы за счет таких букв ускоряем своё письмо.


Упражнение на соединение букв в коротких словах. Написание слов.


Пропись букв Щ и Ъ.


Диктант.

(Важно отметить прогресс в соединении букв. Можно даже для этого использовать старый диктант и сказать ученикам о том, что сейчас важно сконцентрироваться на соединениях букв в словах).


Задание заштриховываем рисунки.


Задание “срисовываем на память три любых рисунка”.


ДЗ. Пропись букв Ы и Ь.

+ Конкурс придумать слово в котором есть две эти буквы (например мысль) и прописать его красивым подчерком. (Можно сделать конкурс на приз – например наклейки)


Урок 10

Приветствие. Проверка ДЗ и результаты конкурса.


Упражнение для разогрева. Рисуем узоры по клеточкам.


Заканчиваем прописи. Пропись букв Э, Ю и Я.


Учитель рассказывает что такое панграммы.


Задание. Пробуем копировать стиль письма.

(С помощью панграммы)


Отдых и разминка пальцев.

(Разминка. Можно скомкать листок бумаги, сильно сжать его, а затем ослабить хватку. Повторить раз 10).


Упражнение “Волна”.

 (Заполните целую страницу волнистыми линиями разной высоты и частоты. Используйте то ручку, то карандаш).


ДЗ. Выучить одну панграмму и написать ее на листике красивым почерком несколько раз.