Устойчивость внимания
Заключается устойчивость в способности сосредотачиваться на одном объекте какое-то определенное время, поэтому она является временной характеристикой внимания. Данное свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.
Как показали исследования, внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. По данным Н.Н. Ланге, периоды таких колебаний обычно составляют 2-3 секунды и доходят до 12 секунд максимум. Если попытаться сосредоточиться на тиканье часов – они будут, то слышны, то не слышны. Колебания при наблюдении более сложных фигур, носят иной характер. В них как фигура попеременно будет выступать то одна, то другая часть. Например, изображение усеченной пирамиды будет давать такой эффект. Усеченная пирамида показана на рисунке:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Если в течение какого-то времени смотреть на пирамиду, то поочередно она будет казаться то выпуклой, то вогнутой. Малые периоды колебания внимания не являются общей закономерностью. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи.
Когда внимание при всех условиях неустойчиво, умственная работа более или менее эффективная была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит и от других условий – степень сложности материала и трудность знакомства с ним, понятность материала, отношение к нему субъекта, индивидуальные особенности личности.
Устойчивость внимания можно проверить с помощью таблицы Бурдона. Она состоит из беспорядочного чередования отдельных букв. В каждой строке каждая буква повторяется одно и то же количество раз. Испытуемый в течение длительного времени должен вычеркивать заданные буквы. Устойчивость внимания аналогично проверяется с помощью таблиц Крепелина. Они состоят из столбиков цифр, а испытуемый в течение длительного времени должен их складывать. Число допускаемых ошибок и продуктивность работы служат показателем колебаний внимания.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Характеристики свойств внимания 400 ₽ Реферат Характеристики свойств внимания 230 ₽ Контрольная работа Характеристики свойств внимания 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
2.1. Методика исследования
При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Нам необходимо подтвердить это предположение на эмпирическом уровне. Исследование проводилось в одной из московских школ. В качестве испытуемых выступила ученики 2 класса в количестве 10 человек, среди них 6 девочек и 4 мальчиков. Возраст испытуемых – 7-8 лет. Класс дружный, дети общительные. Дети приняли активное участие в проведении эксперимента, старались. Для исследования уровня развития внимания младших школьников, были использованы следующие методики:
- определение продуктивности и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона–Рузера),
- корректурная проба Бурдона,
- методика «Таблицы Шульте» для определения объема внимания.
1.Методика Пьерона-Рузера
Цель: Определение уровня распределения, переключения и устойчивости внимания.
Материал: бланк с рисунками фигур, карандаш (ручка).
Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Процедура исследования: испытуемому предлагается бланк, на котором нарисованы различные фигуры. В верхней части бланка – образец: в каждой из представленных фигур (по одной каждого вида) нарисован значок: черточка, знак =, кружок, вертикальные черточки и знак =. Испытуемому предлагается расставить значки, помещенные в фигурах-образцах в соответствующие образцу фигуры. Задание выполняется на время.
Обработка результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Высокий уровень – 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
2.Тест «Корректурная проба» Бурдона
Цель: определение уровня концентрации внимания, его переключения и распределения, врабатываемости в деятельность и утомляемости.
Оборудование: Таблица с тест-объектами, геометрические фигуры (знаки), секундомер, карандаш или ручка.
Описание методики: Задание дается вначале дня. Экспериментатор отмечает на листе количество просмотренных знаков. Фиксирует время выполнения задания – 4 минуты.
Инструкция: Вычеркивай одной чертой сверху вниз кружочки, а двумя чертами квадратики в каждой строке. Работай быстро и внимательно, старайся не пропускать. Сделаешь одну строку, переходи ко второй и так далее, пока не выполнишь задание на всем листе.
3.Методика «Таблицы Шульте»
Цель: исследование скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Оборудование: секундомер, 4 таблицы, с цифрами от 1 до 25, расположенными в хаотичном порядке.
Описание методики: Ребенку предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц.
Инструкция: Покажи указкой и назови все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.
Обработка результатов: Нормой для данного возраста является – 30 – 50 секунд, затраченных на каждую таблицу. Средняя норма – 40-42 секунды. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.
Концентрация внимания
Определение
Концентрация – это следующее свойство внимания, которое подразумевает интенсивность сосредоточенности.
Концентрация внимания, считал А.А. Ухтомский, связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. По его мнению, – это следствие возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Поскольку внимание может быть произвольным и непроизвольным, то соответственно, и концентрация внимания производится как усилием воли, так и сама собой, опираясь на личную заинтересованность. Для длительного поддержания внимания в первом случае требуется большое количество энергии, которое может привести к истощению. Концентрация внимания будет менее утомительна, если она основана на интересе к объекту и способствует большей производительности труда. Естественно, что заниматься деятельностью, которая вызывает искренний интерес, очень важно для человека.
Умение сосредоточиться на определенном объекте развивается с возрастом. Концентрироваться длительное время малышам, сложно, но младшие школьники уже без проблем могут высиживать уроки. Таким образом, они приобретают способность к обучению. Концентрируясь на одном предмете в течение длительного времени, ребенок постепенно привыкает к нагрузкам и легче справляется с ними, а к окончанию школы уже свободно владеет произвольным вниманием.
На развитие концентрации внимания существует много упражнений, например, такие, как мозговые импульсы, центр вселенной, подсчет и др.
Психологические свойства
Внимание — вид психической деятельности, отражающий конкретный объект и в задачу которого входит предохранить мозг от ненужных сведений путем отбора только полезной и актуальной информации. Концентрация внимания — удачное приобретение в ходе эволюции человека. Его трактовка по сей день среди психологов неоднозначна, а отсутствие единства мнений образует сущность самого процесса.
Внимание и его психологические свойства подробно изучены и в медицинской практике, разработаны рекомендации по коррекции отклонений в этих свойствах. Это явление относится к сквозному процессу, сопровождающему другие виды деятельности: память, эмоции, мышление. Вместе с тем, выделяются характерные особенности, свидетельствующие о высоком уровне самостоятельности этого психического состояния.
Распределение внимания
Определение
Распределение внимания – это способность человека одновременно выполнять несколько видов деятельности.
Безусловно, классическим примером такой способности является Юлий Цезарь. Предание говорит, что он мог одновременно делать семь дел, не связанных между собой. Также известно, что Наполеон одновременно мог диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов.
Практика, однако, показывает, что человек может выполнить только один вид сознательной психической деятельности. Субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких дел возникает, потому что человек быстро и последовательно переключается с одного вида деятельности на другой. Как доказал В. Вундт, человек не может одновременно сосредоточиться на двух предъявляемых раздражителях. Тем не менее, иногда действительно человек способен выполнить два вида деятельности, но, в таком случае, один из видов должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. При несоблюдении этого условия совмещение деятельности невозможно. Распределение внимания, как считает ряд авторов, является обратной стороной другого свойства – переключаемости.
Переключение внимания
Определение
Под переключением понимается сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
В целом это означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
У разных людей легкость переключения неодинакова и зависит от ряда условий. Прежде всего, это соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, а также отношение субъекта к каждой из них.
На интересную деятельность переключиться значительно легче и, наоборот. Переключаемость внимания хорошо тренируется.
Объем внимания
Объем является еще одним свойством внимания и представляет собой количество объектов, которое человек с достаточной ясностью может охватить одновременно.
Одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы, как известно, человек не может. Подобное ограничение заставляет поступающую извне информацию дробить на части и при этом не превышать возможности обрабатывающей системы.
При обучении и тренировке объем внимания практически не меняется, а его показателем является количество ясно воспринимаемых предметов. У разных людей объем внимания различен. Это зависит от того, насколько содержание, на котором сосредотачивается внимание, связано между собой, а также от умения осмыслено связывать и структурировать материал. Объем внимания очень близко к понятию объем восприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось-89», 2006. – 272 с. (Практическая психология)
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПб.: прайм, — ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)
- Возрастные особенности психического развития детей. \ Под ред. М. И. Лисиной. – М.: Наука, 1982. – 306 с.
- Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. \ Под ред. В.В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина. — М., 1975.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Изд. – 2-ое, переработанное и дополненное. – М.: Секачев, — 2004.
- Забродин Ю.М., Носуленко В. Н. Психологическое исследование познавательных процессов и личности. – М, 1981. – 199 с.
- Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. П. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
- Кузма Л.П. Виды нарушений произвольного внимания у учащихся младших классов: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07: Ярославль, 2005. – 149 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Просвещение, 1991. – 306 с.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 2005. – 487 с.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 96 с.
- Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи). СПб., 2003. – 320 с.
- Лурия А. Р. Внимание и память. – М.: Наука, 1975. – 302 с.
- Мэш. Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 384 с.
- Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: Наука, 1986. – 426 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Прогресс, 1994. – 230 с.
- Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 514 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.
- Реализация собственного стартапа в сфере
- Детско-юношеская спортивная школа как объект управления, на примере УОР
- Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений в инновационном проекте
- Обоснование целевого рынка предприятия
- Воспитание личности в процессе занятий физической культурой и спортом.
- Разработка стратегии предприятия на примере ООО «ФинСоветник»
- Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации)
- SWOT-анализ и предложение по маркетинговой стратегии для продвижения бренда M&M’s (концерн Mars) на 2022 год
- Разработка стратегического маркетингового плана «БК Соратник»
- Эмпирические исследования свойств внимания (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ)
- Цветопередача и сущность картины Клода Моне » Дама в саду «
- Особенности коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли