2 Проблемы социализации личности в современном обществе


Что такое социализация?

Социализация — это адаптация человека к социальной роли в обществе. Разберём подробно, что такое социализация личности, с точки зрения приспособления индивида, к условиям жизни.

Личностная социализация – это в психологии чрезвычайно популярная тема. Социальные психологи изучают взаимосвязь личности и социума. Они наблюдают, как адаптируется человек в условиях установленных правил, ценностей и ориентаций в обществе. Когда люди интегрируются в социальную структуру, они меняются сам и меняют саму структуру.

Термин «социализация» в близком к современному значению, в своей работе «Теория социализации» (1887 г.) ввёл американский психолог Ф. Гиддингс. Согласно теории Гиддингса, под социализацией можно понимать процесс развития и подготовки «человеческого материала» к жизни в социуме. Активно проблемы социализации начали изучать в 30-е годы прошлого века. Ещё в середине двадцатого века социализацию считали лишь междисциплинарной областью науки. Сегодня социальная психология — это популярное направление в человекознании.

Термин «социализация» не всегда истолковывается однозначно. Например, Зигмунд Фрейд полагал, что человек движим своими желаниями и рефлексами. Последователи учения Фрейда склонны считать социализацию исключительно приспособлением врождённых поведенческих установок к условиям жизни в социуме.

Под социализацией понимается процесс, при котором человек по мере знакомства с общественными правилами и традициями интегрируется в общество. Социализация рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает определённый социальный опыт и входит в среду. С другой, человек своей деятельностью влияет на социальную среду, в которую входит.

Процесс социализации зависит от множества факторов: окружающих людей (их возраст, интеллектуальный уровень и пр.), собственного опыта человека, особенностей «среды обитания», воспитания, культуры.

Процесс социализации проходит одновременно с формированием личности. Социализация индивида является важной составляющей его благополучия и нормальной жизни в социуме.

Список источников:

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе,-М; Просвещение, 1985 г.
  2. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Под ред. А.С.Обухова, М., 2001 г.
  3. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1975 г.
  4. Стандарты второго поколения. М., “Просвещение”, 2010 г.
  5. А.В. Миронов, 2009, Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова  № 1,2009
  6. Андреева Н.Д. Методические и теоретические основы формирования биологического образования на старшей ступени общеобразовательной школы. Естественное образование, теория, методика, 2005 г.

Виды социализации личности

Рассмотрим, какая бывает социализация на примерах самых распространённых видов.

1. Первичная социализация.

Первичная социализация начинается с первых минут жизни человека и длится до наступления зрелости. Первичная социализация – это основа для формирования взаимосвязи человека и общества.

Разновидности первичной социализации — воспитание, детские игры, учёба в школе и вузе, получение специальности. Начальная социализация во многом зависит от семьи, где ребёнок начинает получать свои первые знания про всё, что его окружает, и где этому «окружению» даются определённые оценки.

Зарубежные исследования выявили, что дети, родители которых относились к ним с теплотой и пониманием, при этом контролировали их поведение, во взрослой жизни становились любознательными, дружелюбными и отличались высоким уровнем уверенности в себе, зрелости и независимости.

Воспитание фактически отождествляется с социализацией. Ребёнок очень восприимчив к установкам, принятым в семье. В большинстве случаев родители являются образцами и учителями для детей в области взаимоотношений между людьми. Дети усваивают принятые родителями ценностные ориентации. У маленького члена семьи формируется «сигнальная наследственность» — стереотипы поведения через подражание взрослым. В большинстве случаев дети следуют принятым в семье нормам и правилам, принимают семейные ценности и выражают существующие «семейные» оценки различным событиям. Обычно такие «вложенные» стереотипы очень устойчивы.

Поведение родителей определяет отношение человека к окружающей действительности. Если в семье негативно относятся к какому-то общественному явлению или событию, ребёнок проецирует это мнение. Например, отец мальчика крайне негативно, с агрессией и осуждением относится к представителям сексуальных меньшинств. Отец старается привить сыну максимальную брутальность, воспитать его сильным и мужественным. Скорее всего, сын такого человека будет следовать вектору воспитания и будет иметь те же установки, что его отец. Однако, и в таких ситуациях случаются исключения. При определённых обстоятельствах в семьях с нетерпимостью к однополой любви дети становятся представителями сексуальных меньшинств.

Психологи считают, что интенсивнее всего социализация проходит в детстве и в юные годы. В этот период происходит усваивание базовых ценностных ориентаций. При первичной социализации дети обучаются тому, как себя вести, общаться, действовать, реагировать на разные ситуации. У ребёнка на этом этапе формируются стыд и чувство вины, связанные с реакцией других людей.

Первичная социализация зависит от образовательного учреждения и организации в нём воспитательного процесса. Взаимоотношения, принятые в школе или дошкольном образовательном учреждении, становятся факторами социализации ребёнка.

Если воспитательная среда учитывает уровень активности ребёнка и способна удовлетворить эти потребности, то это способствует развитию и позитивной социализации. Если активного малыша воспитатели в детском саду заставляют «успокоиться и сидеть ровно», то гармоничного формирования личности не будет. Ребёнок, активность которого подавили, может сформироваться в социально неадаптированную тревожную личность.

При первичной социализации человек включается в социальные отношения, одновременно происходит развитие его психики. Если ребёнок лишён опыта социального взаимодействия с другими людьми, это негативно отражается на формировании личности.

Если у ребёнка не сформированы в нужном объёме социальные навыки и умения, то это называется социальная запущенность. Вспомним так называемых «детей — маугли», которые воспитывались животными. Такие дети не умели говорить, сидеть, есть за столом, одеваться, мыться. Когда их возвращают в человеческий социум, начинается долгий процесс адаптации, длительное время дети продолжают вести себя, как раньше. Чем раньше обнаружена социальная запущенность, тем легче всё изменить и вернуть человека в социум, в нормальную жизнь в обществе.

2. Вторичная социализация многим известна под другим названием — ресоциализация. Легко понять, что такое ресоциализация, если разобраться, как сформировалось слово. Первая часть «ре» — в переводе с латинского означает «повтор, заново», отсюда ресоциализация представляет собой процесс приспособления человека к новым условиям. На этом этапе происходят изменения, адаптирующие человека к новым условиям.

Ярким примером ресоциализации является эмиграция — переезд человека в другую страну, где обычаи, традиции, политические и экономические иные, чем в том месте, где человек жил ранее. Происходит ослабление связей или разрыв с прошлой жизнью. Меняются привычные условия жизни. Человек подвергается воздействию новых концепций, появляется необходимость изучить особенности нового уклада жизни и интегрироваться в новый социум. Бывает, что людям в эмиграции не удаётся завершить процесс социализации, и человек живёт с чувством, что он здесь «чужой».

Детские психологи выделяют ресоциализацию, когда ребёнок попадает в семью из детского дома. В семье все потребности и желания ребёнка удовлетворяются быстро, в то время как раньше приходилось ждать своей очереди. В подобных случаях ресоциализация проходит резко, и не всегда гладко и безболезненно. Именно поэтому так важна психологическая подготовка родителей, желающих взять ребёнка из детского дома.

Вторичная социализация, когда люди переходят в другую группу, социум, общество, является самой сложной. При вторичной социализации возникают многие психологические проблемы, их решением занимаются специалисты.

Ресоциализация осуждённых – это социальная адаптация человека после освобождения из мест заключения, основная цель — минимизировать негативные последствия изоляции.

Большой юридический словарь называет ресоциализацию процессом повторного «вживания» осуждённого в систему ценностей, существующую в обществе.

Ресоциализация осуждённых — это восстановление связи «человек — общество», налаживание контактов, облегчение вхождения в социум. Для ресоциализации осуждённого необходимо изменение его психологии и мировоззрения и согласие общества его принять. Считается, что главным источником ресоциализации для освободившегося осуждённого является его семья. Именно поэтому в группу риска попадают отбывшие срок заключённые, утратившие семью и родственные отношения.

Ресоциализация осуждённых по закону начинается задолго до освобождения. В местах заключения для исправления и предупреждения совершения ими повторных преступлений применяется «исправительное воздействие» — режим, общественно-полезный труд, воспитательная работа, общественное воздействие, профессиональное обучение и получение образования. Как показывает статистика, преступники, которые во время пребывания в местах заключения получили высшее образование, в пять раз реже совершают повторные преступления после освобождения.

Следует не путать понятия реабилитация и ресоциализация осуждённых. Реабилитация — это восстановление человека в правах. Ресоциализация — это процесс приспособления личности к социальной среде. Нужно различать понятия — десоциализация и ресоциализация. Десоциализация — это отвыкание от старых норм, правил поведения, общественных ролей и ценностей. При ресоциализации происходит следующий этап принятия и усвоения новых норм и ценностей взамен старых.

Вторичная социализация – это непрекращающийся процесс, в ходе которого старые жизненные установки и модели поведения сменяются новыми. Например, вторичная профессиональная социализация происходит, когда человеку необходимо освоить новые навыки и умения для реализации профессиональной деятельности.

Социализация в зрелом возрасте формируется на основании жизненного опыта и на фоне меняющихся условий в обществе. При возникновении потребности в ресоциализации (овладении новыми знаниями и навыками вместо прежних) у человека в зрелом возрасте могут возникнуть глубокие личностные переживания по поводу своего профессионального несоответствия и непригодности. К тому же ресоциализация требует дополнительных энергозатрат.

3. Упреждающая социализация

Упреждающая социализация – это когда человек пытается изменить или скорректировать модель своего социального поведения, чтобы обеспечить себе новую роль в обществе или лёгкое присоединение к новой группе в социуме. В этом случае человек готовится к новому социальному положению. Или ему нужно быть принятым в социальной группе или обществе, которые отличаются от тех, где человек находится в данный момент. Это может быть так называемое «высшее общество» — среда, где для соответствия потребуется повысить свой статус и положение.

Концепт опережающей или упреждающей социализации впервые определил американский социолог, отец-основатель современной социологии Роберт Кинг Мертон. На основании исследования американских вооружённых сил (1949) учёный обнаружил, что рядовые солдаты, которые своим отношением и поведением моделировали поведение офицеров, с гораздо большей вероятностью продвигались по службе, чем те, кто своим поведением соответствовал поведению рядового.

Студенты медицинских вузов, которые стараются вести себя как квалифицированные врачи, люди в зрелом возрасте, в период подготовки к выходу на пенсию, рядовой сотрудник, «примеряющий» на себя кресло руководителя, готовящийся занять более высокую должность, — всё это примеры упреждающей социализации.

Желание родителей узнать пол ребёнка до его рождения, тоже можно считать проявлением упреждающей социализации. Знание того, кто родится — мальчик или девочка — готовит будущих маму и папу определённым образом взаимодействовать с ребёнком.

Одним из методов подбора сотрудников в организациях является упреждающая социализация. В этом случае при подборе и назначении на определённую должность учитывают план продвижения сотрудника по работе, его профессиональный и карьерный рост.

4. Организационная социализация

Многим людям приходится сталкиваться с организационной социализацией. Современная корпоративная культура предполагает максимальное погружение сотрудников в философию, имидж и миссию работы компании.

Организационная социализация предполагает комфортное «вхождение» человека в организацию: его обучение стандартам деятельности, формирование контактов, следование корпоративному «духу» компании. Кроме этого, в любой правила работы и поведенческие стандарты, которым нужно следовать при выполнении своих обязанностей.

Ознакомление со всеми составляющими помогает легче адаптировать работников в профессиональную среду, делает их работу более эффективной и результативной. Успех каждого сотрудника определяется не только содержанием работы, но и социальными условиями, в которых эта работа осуществляется. Организационная социализация также нацеливает работников на долгосрочное сотрудничество путём формирования основ определённого корпоративного поведения, обучения и выявления индивидуальных способностей.

Существует и обратный организационной социализации процесс. Его название — индивидуализация, когда активные действия определённых сотрудников направлены на изменение корпоративной культуры компании. Обычно это происходит, когда работник, занимая высокую должность, имеет возможность влиять на социальную систему, а его действия вступают в конфликт с принципами и основами работы компании.

Процесс организационной социализации направлен на взаимосвязь интересов человека и компании. Стабильность и эффективность работы организации зависит от того, насколько она способна социализировать новых и старых работников. От успешности социализации зависит, как будет работать человек, как будет строиться его взаимодействие с другими сотрудниками, насколько производительным будет его труд.

Идеальная социализация в организации приводит человека к успеху. А достижения в работе в этом случае будет ощущаться как жизненный успех.

5. Групповая социализация

Личности людей всегда формируются во взаимодействии. Это прослеживается в групповой социализации. Человек, живущий в обществе, включается в различные социальные группы. Это и есть групповая социализация, примеры — компания друзей, трудовой коллектив, группа студентов. В каждой группе человек имеет некоторое положение и статус. В каждом коллективе человек осваивает определённую роль, это важная составляющая социализации личности.

Таким образом, групповая социализация – это когда процесс адаптации происходит в определённой группе, в общности. В таких условиях люди активно принимают модели, нормы и стандарты поведения, принятые внутри этой группы. В процессе групповой социализации происходит адаптация человека к упорядоченности и особенностям взаимодействия людей в группе. У членов групп появляются общие (групповые) привычки, складываются определённые одинаковые манеры поведения и схожий этикет общения. В процессе социализации у каждого участника группы формируется его ролевая функция.

Примером групповой социализации является спортивная команда или любая общность, где участники объединены одной идеей, одинаковым образом жизни и интересами.

Сложность групповой социализации заключается в том, что каждый человек так или иначе — член различных общественных социальных групп. И каждая такая группа имеет свои устои и правила. Поэтому в каждом социуме человека ждёт дополнительная социализация.

Подросток в процессе социализации принадлежит нескольким группам. Ценности, которые прививаются в школе часто отличаются от установок, принятых в его компании сверстников. Иногда такие различия приводят к внутреннему конфликту и заставляют ребёнка переживать по поводу таких «разногласий». Но вместе с тем такие переживания и поиск правильных установок приводят к саморазвитию личности.

Примером, насколько важна роль группы в социализации личности, может служить служба в армии. Молодой человек, едва достигнув условной зрелости, длительное время следует строгим условиям армейского быта. Вместе с почётным делом получения навыков на службе Отечеству, молодые люди получают иногда бесценный опыт жизни в непростых условиях. Служба в армии помогает многим ребятам в социальной адаптации на «гражданке». Молодой человек возвращается из армии заметно окрепшим физически, дисциплинированным и самостоятельным.

Факторы социализации

Факторами социализации личности называют механизмы, благодаря которым осуществляется этот процесс. Российский учёный А. В. Мудрик выделял три группы факторов:

  1. Макрофакторы. К этой группе относятся механизмы, которые напрямую влияют на то, как развивается личность: государство, политическая и экономическая ситуация, традиции и культура общества.
  2. Микрофакторы. Оказывают влияние непосредственно на процесс социализации человека: члены семьи, место учебы и работы, круг общения.
  3. Мезофакторы. Условия, которые оказывают влияние на процесс социализации и то, насколько быстро индивид проходит все ее этапы. Среди мезофакторов чаще всего выделяют признаки этнического и территориального характера: город, этническая группа, место рождения.

Среди указанных факторов выделяются и агенты социализации. Это объекты, которые непосредственно участвуют в процессе социализации и влияют на него.

Агенты социализации разделяются на два вида:

  1. Первичные. Иначе именуются неформальными агентами. В их число входят хорошо знакомые, близкие люди.
  2. Вторичные. По-другому их называют формальными агентами. В эту группу входят люди, которые связаны формальными (деловыми) отношениями.

В первое время, в раннем детском возрасте, на ребенка оказывают влияние исключительно неформальные агенты – близкие люди. Как правило, после 3-5-ти лет у индивида появляются и формальные агенты – сверстники, учителя, воспитатели, доктора.

До 18-ти лет индивид обычно успевает социализироваться полностью. Уже во взрослом возрасте на человека оказывают влияние другие социальные институты, а влияние неформальных и формальных агентов чаще всего ослабевает. Это объясняется особенностями социализации личности в определенном возрасте.

Этапы социализации личности

Советский психолог Л.С. Выготский, который оставил после себя выдающееся научное наследие, выделил следующие этапы социализации:

  • Ранняя — психогенетическая — это когда вырабатываются первые формы удовлетворения потребностей.
  • Средняя — символическая, образная — когда на привычные действия оказывают влияние символы и звуки.
  • Высшая — интеллектуальная — когда человек управляет собой и другими людьми с помощью своего усвоенного опыта, одновременно приобретая новые навыки.

Социализация — закономерный процесс, он подчиняется законам развития общества. Начальные этапы социализации человека проходят в детском возрасте.

Во взрослой жизни люди продолжают социализироваться. Как пример, новое место работы и связанные с этим изменения в жизни. Смена места работы — это почти всегда стресс для человека, даже в том случае, когда человек так не считает. На новом месте приходится заново привыкать к условиям и людям. Если человек — социализированная личность, то процесс адаптации и приспособления к условиям социума, с точки зрения психологии, протекает значительно легче. Здесь многое зависит от самого человека, насколько он — состоявшаяся личность. Но не менее важна организационная социализация, речь о которой шла выше.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всей жизни. Человек меняет свои установки, модели поведения, приспосабливается к новым условиям. Характерными критериями для социализации в зрелом возрасте являются стабилизация личных качеств и отстройка собственного образа жизни. В зрелости происходит переоценка прожитого. В это время человек чаще начинает задумываться о смысле жизни и искать способы для самореализации в обществе.

Американский психиатр, доктор медицины Роджер Гулд считал, что социализация взрослого является переработкой и преодолением психологических установок, которые сложились в детстве. Утверждал, что главное во взрослой социализации — преодолеть детское убеждение, что о тебе все должны заботиться. Учёный считал, что на этапе социализации во взрослой жизни нужно развеять «иллюзию безопасности», сформированную в детском возрасте. В результате сформируется реалистичность ожиданий, люди становятся менее уязвимыми, добрее и терпимее.

В кризисные моменты, когда стабильное развитие общества нарушается и меняются условия жизни людей, в социализации появляется много негатива. В сложные периоды у человека «включаются» инстинкты самосохранения, ярче проявляется эгоизм, становятся выраженными отчуждение и разобщённость.

Считается, что прогрессивные развитые личности не склонны полностью воспринимать навязываемые им устои. Такие личности будут стараться формировать свою, независимую от общепринятой, жизненную позицию и систему ценностей.

Один из известнейших психотерапевтов прошлого века, американский учёный Милтон Эриксон рассматривал несколько психо-социальных кризисных «этапов», которые переживает человек на протяжении жизни. Важным этапом социализации профессор называл «кризис», который испытывают молодые люди в поиске сексуальной близости. Если у молодого человека отсутствуют соответствующие отношения, то нередко такая ситуация приводит его к изоляции и замыканию в себе.

В последнее время заметное влияние на адаптационные социальные процессы оказывает интернет. Интернет — важный фактор социализации личности. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека.

Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться общаться с большим количеством людей и правильно излагать свои мысли. Интернет помогает самовыражению и творчески развивает человека. В интернете возник принципиально новый вид отношений между людьми. Однако, есть и обратная сторона влияния интернета, связанная с социализацией человека. Люди, «проживающие» свою жизнь в сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённость и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему.

Специфика социализации ребенка

Социальная природа человека определяет его зависимость от общества. По выражению Л.С. Выготского, ребенок изначально социален, поскольку максимально зависим от окружающих его людей. Приобщение к социальному миру происходит с самого рождения. Чем осознаннее и успешнее он усваивает знания, необходимые для его социальной жизни, тем адекватнее ребенок будет взаимодействовать с окружающими людьми.

По мнению Д.И. Фельдштейна, с момента рождения ребенок находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом и имеющих социальные функции. Ребенок пользуется инструментами и средствами, созданными в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми.

В этом контексте приобщения человека к культуре задействовано каждое из его отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление — все органы его индивидуальности. Более того, как считает ученый, все эти органы — сами возможности восприятия мира в красках, музыке, словах — все это завоевано человеком и осваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе освоения явлений, объектов в процессе преобразовательной деятельности.

Важным этапом на пути становления социального познания ребенка является переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу, отличающуюся понятийной и смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно изучал В.В.Давыдов: в его исследованиях были развиты основные положения Л.С.Выготского о возможностях и путях формирования у детей «житейских» и «научных» понятий.

Специфика психического развития дошкольников накладывает отпечаток на психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.).

Исследователи дошкольного возраста подчеркивают, что основные способы интериоризации в развитии ребенка связаны с созреванием большинства психических функций в этом возрасте, а также с эмоционально-чувственными компонентами познания ребенка в образовательном процессе (А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).

Ребенок рассматривается прежде всего с позиции освоения социального и культурного опыта, в то время как взрослый вступает во взаимодействие с миром — следовательно, основной линией развития ребенка является «не столько постепенная социализация, привносимая в ребенка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая из внутренней социальности ребенка» .

Освоение ребенком социальных отношений , наряду с освоением социально выработанных способов анализа окружающей действительности, являются важными компонентами формирования личности ребенка.

Необходимо выделить общие моменты в характеристике личности ребенка:

  • наличие сознания;
  • личность как качественный уровень психического развития;
  • социальная сущность и детерминированность личности;
  • добровольность (воля) в самоконтроле в соотнесении с объективным миром и окружающими людьми.

Личность ребенка формируется в предметной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, через которое ребенок становится субъектом жизнеосуществления.

Примеры социализации личности

Мы разобрались, почему так важна и как складывается социализация личности, примеры выше иллюстрируют процесс на разных этапах.

Для того чтобы лучше понять суть социализации, продолжу приводить значимости этого процесса на разных этапах жизни.

Знание социальных норм не всегда является гарантией их соблюдения. Преступник ворует, берёт чужое не потому, что ему не известно, что это не противоречит закону. Просто норма «нельзя присваивать себе чужое» не адаптировалась и не стала нормой поведения этого человека.

Социализация ребёнка начинается с первых дней жизни. Родители стараются привить малышу определённые навыки, учат его оценивать свои и чужие поступки, вести себя в обществе. У маленьких детей от рождения нет потребности чистить зубы, есть ложкой, убирать за собой и здороваться со взрослыми. Но постепенно такие действия входят привычку малыша, и он уже чувствует в них потребность.

Если представить уникальную ситуацию, что человек прожил жизнь в одном городе, работал в одном коллективе и жил в одной семье, то это совсем не значит, что он не столкнётся с социализацией. Общество постоянно меняется, и адаптация человека происходит постоянно. Однако, при постепенных, не резких преобразованиях и изменениях в обществе, социализация человека проходит медленно. В периоды глобальных и революционных изменений нормальный социальный ритм сбивается. В такие моменты люди с прочными «старыми» установками и негибкой психикой могут испытывать психологические проблемы, дискомфорт, растерянность.

Жизнь человека связана с его общественной позицией и местом, которое он занимает в обществе. Находясь в обществе, общаясь, люди ощущают себя более важными, нужными, легче проявляют свои эмоции и не страдают от одиночества.

Обратимся к литературе. На примере главного героя романа о потерпевшем кораблекрушение моряке, писатель Жуль Верн описывает человека, годами живущего в полной изоляции и одиночестве. Робинзон Крузо испытывает разные чувства: страх, радость от того, что спасся, свободу и тоску от недостатка общения. Чтобы не сойти с ума от одиночества на необитаемом острове, Робинзон Крузо разговаривает с животными, заполняет календарь, ведёт дневник. Но ничто не заменяет ему общения с людьми.


Робинзон Крузо

Доказано, что люди, живущие вне общества, часто испытывают чувство угнетённости и склонны к депрессии. Люди с выраженными качествами лидера хуже переносят изоляцию и жизнь вне общества.

Ярким примером социализации ребёнка является его нахождение в детском саду. Раньше родители просто «водили» ребёнка в детский сад. Потому что всем нужно было ходить на работу и потому что так было принято. Сегодня детский сад или другое дошкольное учреждение, где дети общаются в группах, оценивают, с точки зрения социализации детей.

В коллективе дошкольник знакомится с людьми, узнаёт о новых понятиях, играх, закономерностях, примеряет на себя определённые «роли», учится владеть своими эмоциями и корректно занимать место в группе. Многодетная семья и активное общение ребёнка в формате «со сверстниками во дворе» отчасти заменяют посещение дошкольных учреждений. Однако, при неполной семье, единственному ребёнку или детям из неблагополучных семей психологи рекомендуют обязательно посещать детский сад.

При непрофессиональном подходе, незаинтересованности или халатном отношении педагогов детского сада к воспитательному процессу, может возникнуть десоциализация: дети плачут и не хотят идти в детский сад, у ребёнка портится характер, появляются вредные привычки. Здесь родителям нужно проявить внимательность и не пускать всё на самотёк. Детский сад — это лишь один вариант из множества мест, где дети учатся общаться со сверстниками и получают необходимый социальный опыт. Известное выражение, что «среда формирует», в большой мере относится к выбору образовательного учреждения для ребёнка.

Бывает, что на социализацию и взрослых и детей на новом месте влияет незнание языка. Если ребёнок плохо понимает речь (язык), на котором разговаривают его сверстники, он испытывает проблемы в социализации, а в группе детей может стать изгоем. Как пример — дети мигрантов.

В качестве демонстрации упреждающей социализации приведу показательный пример. Часто подростки из экономически неблагополучных семей или районов стремятся стать не учёными или артистами, а торговцами наркотиками. Их обычно критикуют и обвиняют в отсутствии мотивации. Но социологи объясняют такой феномен тем, что у таких подростков фактически заблокирован доступ к артистической или научной среде. Поэтому молодые люди отвергают нормы этой группы и начинают процесс упреждающей социализации с более «восприимчивыми» сообществами — вовлекаются в процессы, рядом с которыми проходит их первичная социализация. Таким образом, трудные подростки прагматично корректируют те возможности, которые у них есть.

Как только человек понимает свою половую принадлежность, начинается гендерная социализация. Правильные ориентиры помогут девочке стать женщиной, а мальчику — мужчиной. Простой пример — девочки носят платья и играют в куклы, в то время как мальчиков интересуют машинки и прочие «брутальные» игрушки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]