Похоже, в области психологии и психиатрии грядут большие изменения. И все благодаря новому направлению, возникшему совсем недавно — на рубеже 70-80 гг XX века. Нарративный подход не зря считают волшебным решением всех проблем. Сторонники классической психотерапии только критикуют и скептически пожимают плечами — как можно, задавая простые вопросы, вылечить смертельно больного человека? Волшебство да и только! А все потому, что нарративщики берутся даже за самых запущенных пациентов, от которых все остальные врачи отказываются. И вылечивают! Такие практики решают практически все психологические и даже психиатрические проблемы — от самых незначительных на первый взгляд до «неизлечимых»: пары воссоединяются, дети избавляются от страхов, пожилые люди снова приобретают радость жизни… В чем секрет? Для этого нужно понять суть нового подхода.
Суть подхода
Начало нарративной практике положила совместная увлеченная работа австралийского психолога Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона. Почему новое направление назвали именно так? Дело в том, что с латинского «нарративный» (narratio, narratus) переводится как рассказ, повествование. А в основе этого подхода как раз лежит история, с помощью которой человек осмысляет свой жизненный опыт. Вы замечали, что когда с кем-то беседуете, то рассказываете какую-нибудь историю о том, что с вами случилось, некий случай, пережитый опыт. Например, как вы встретили своего будущего мужа/жену, как закончили школу или поступили в университет, как появились дети или внуки… и таких историй очень много — у каждого она своя и даже всегда разная, в зависимости от того, кому вы ее в данный момент говорите. Но именно с помощью повествований человек всегда рассказывает о себе.
Определимся с терминологией. В нарративной практике история понимается как последовательность событий во времени, связанных единой темой и сюжетом. В связи с этим новый подход в психологии тесно связан с литературой, искусством, культурой и, по сути, берет от туда корни. Само понятие истории взято из литературы великим американским психологом и педагогом Джеромом Брунером. Он писал: «Мы организуем наш опыт и память в основном в форме нарративов — историй, мифов… (1991). Нарратив не просто отображает и имитирует жизнь, он ее конструирует» (Live as Narrative, 1987 г.). Его же слова: «Жизнь, вероятно, самое большое произведение искусства, которое мы творим». Как раз из его идей Майкл Уайт и взял мысль о том, что мы наш опыт образно осмысляем, организуем, передаем другим людям и озвучиваем в виде историй. Сам Брунер позаимствовал это из теории литературы, из литературных представлений об историях. А нарративные практики теперь достаточно успешно и эффективно используют такой опыт в своей практике.
Любые события в вашей жизни (и маленькие, и большие) складываются в определенную последовательность. Во всех последовательностях прослеживается тема, которая связана с вами. Есть истории, где вы смелые и где осторожные, где умные и где чувствуете себя глупцами или не достаточно осведомленными людьми… Их очень много! И при этом вы воспринимаете себя одним определенным образом.
Когда к нарративному практику приходит пациент, то он, как правило, рассказывает какую-то проблемную историю. С одной стороны наш психолог слушает повествование человека, а с другой — пытается найти в нем что-то, что в эту проблемную историю совсем не вписывается, что-то позитивное. Это «что-то» нарративный практик начинает прорабатывать и развивать, но уже в новую историю.
Суть нового подхода можно описать всего в трех пунктах:
- Отделение жизни человека от его проблем.
- Вызов тем «проблемным» историям жизни, которые люди воспринимают как доминирующие, подчиняющие.
- Переписывание истории в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми человеком способами жизни.
Люди — это люди. Проблемы — это проблемы. Основная идея нарративной практики в том, что все люди в порядке. Просто к человеку время от времени приходит какая-то проблема извне и нарушает что-то очень важное для него: ценности, цели, надежды.
Нарративные практики считают, что проблемы — это НЕ внутренне присущие человеку качества. Вот здесь и кроется самое важное отличие нашего подхода от других, принятых в консультировании и психотерапии (например от тех, что описаны в статье 10 популярных направлений в психологии). Там предполагается, что у человека есть определенные личностные качества, которые его предопределяют. Например, индивид видит себя ленивым, неорганизованным, проживающим какую-то бессмысленную жизнь. Нарративные практики считают, что это не слишком полезно. Когда человеку предлагают поработать с тем, что он ленивый, ему приходится смотреть внутрь себя. Это очень неудобно, потому что с собой таким сложно что-то делать, проще смириться — ну я вот такой и ничего не поделаешь. С самим собой любимым очень некомфортно бороться, для этого нужно признать себя плохим.
Нарративный подход предлагает по-другому смотреть на проблему. Это называется экстернализацией — способом, когда воспринимают человека отдельно от его проблем. Нарративный практик дает чувствовать собеседнику, что все в порядке, что с ним все хорошо, что вот эта проблема существует отдельно и, когда она приходит, на нее можно повлиять.
Нарративный практик — это человек, который не рассказывает истории, а слушает их и задает вопросы. Он — не эксперт в жизни другого, он эксперт в задавании вопросов. Потому что у человека у самого есть правильное решение своих проблем, а не у нарративного или какого-либо другого практика.
Что же такое нарратив?
Нарратив (англ. и фр. — narrative, лат. — narrare) — это языковой акт, передача клиентом связанных между собой историй, событий из жизни. На основании этих рассказов терапевт помогает найти клиенту решение своей проблемы и посмотреть на нее под другим углом. Благодаря диалогу и правильно поставленным вопросам клиенту открываются новые возможности.
Происхождение этого термина связано со знаменитыми авторами австралийцем Майклом Уайтом и новозеландцем Дэвидом Эпстоном. Они опубликовали книгу в 1990 году под названием «Нарративные средства достижения терапевтических целей». В своей книге они раскрывают важность историй из жизни клиентов. Как именно они их рассказывают, чему придают огромное значение, какие события наделяются положительностью и отрицательностью…
Чем отличается нарративный подход
Отличия нарративного подхода от других, принятых в привычной нам классической психотерапии слишком кардинальны. Наверное, в этом основная причина критики со стороны мастодонтов психологии человека и психиатрии.
1
Во-первых, задача врача-психотерапевта заставить ваше бессознательное работать на вас. Классическая «наука о человеческой душе» считает, что ваше бессознательное все «знает», именно в нем кроется проблема. В нарративной же практике считается, что вам прежде всего помогают ценности, знания, умения и навыки, а также прошлый опыт, а не нечто абстрактное, сидящее в голове. В новом подходе особый взгляд на человека. Здесь считается, что у него есть все, что нужно, чтобы справиться со своей проблемой, так как он активный, реагирующий на притеснение своих ценностей.
2
Во-вторых, в обычной психологии человек с проблемами считается как бы «больным», с ним что-то не так, у него «плохой характер», «шизофрения», «мании» и так далее. Нарративный практик воспринимает собеседника здоровым. В целом сам по себе он в порядке, просто к нему иногда приходят проблемы в виде Паники, Истерики, Плохого Настроения… и настойчиво начинают портить жизнь. И вот тогда человеку просто нужна дополнительная помощь, чтобы справиться со всем этим. Кстати, «нормальное» отношение нарративного практика к своему пациенту очень воодушевляет и вдохновляет последнего. Человек чувствует, что его не осуждают и не оценивают, в связи с этим сразу возникает доверие, что в итоге приводит к более быстрым результатам в терапии.
3
В-третьих, обычного психолога в основном интересует то, что человек в данный момент чувствует. Нарративные практики всегда отталкиваются от действий человека. Их основной вопрос: что вы делаете? Используя нарратив, специалист определяет основные ценности, надежды, чаяния человека и помогает ему заново переписать свою историю, в которой проблемы под контролем или вовсе исчезают.
Основные приёмы
1 приём: Экстернализация
Это страшное слово означает попытку «вынести» человека за границы проблемы. Чтобы он мог со стороны на неё посмотреть, не включаясь особо эмоционально и не «подтягивая» опыт, полученный ранее в подобной ситуации. Потому что, к примеру, пока внутри него «живёт» присвоенная информация о собственной личности, она будет влиять на его поступки, отношения и прочее.
Какая-то история может вызывать токсичные для организма чувства вины и стыда. Отчего человек не сможет ощущать удовольствие от жизни. Потому что, будет находиться в состоянии ожидания осуждения, наказания и прочее. Используются такие методы, как исследование, прояснение, картирование. Порой случается, что клиент предъявляет сложный эпизод из жизни, который и считает проблемой. Но терапевт обнаруживает совершенно другие причины его сложностей.
Поэтому важно провести тщательный анализ материала. Если всё ясно, тогда следует картрировать – изучить степень влияния проблемы на бытие клиента, на какие сферы оно распространяется, и какой именно вред наносит.
Для этого процесса важно учитывать такие аспекты, как:
- Длительность. То есть, как долго его это тревожит, когда именно началось, и какие изменения происходили в течение существования. В некоторых случаях можно пофантазировать и попробовать предвосхитить вероятный исход ситуации.
- Широта. В исследовании широты распространения негативных последствий сложности затрагиваются такие сферы, как чувства, отношения, ресурсы, состояние, здоровье, активность, успехи, достижения и прочее.
- Глубина. Проясняется, насколько оказалась серьёзной проблема и как сильно она доставляет неудобства. Для этого можно просто задать вопросы о том, насколько больно, страшно и прочее, или попросить обозначить на шкале, допустим, от 1 до 10, как сильно мешает жить, где 1 – совсем не мешает, а 10 – нет сил терпеть.
Еще 5 приёмов
Деконструкция. В этот период исследуется вопрос о том, кому и чем выгодно состояние, которое возникло у того, кто обратился к терапевту.
Восстановление. Привлекают других людей, чтобы они дали обратную связь на рассказ клиента. То есть, что они чувствовали в то время, как слушали, какие мысли и образы возникали.
Работа с внешними свидетелями. То есть, вышеуказанные участники терапии делятся своим опытом. Выдвигают теории о том, чем оказался полезен рассказ и чему он может научить, предостеречь.
Написание писем. Помимо этого создаются сертификаты, грамоты и удостоверения.
Работа с сообществами. Организовываются виртуальные группы, где указываются различные техники и упражнения, что помогают справиться с жизненными неурядицами.
С чем работает нарративный подход
Нарративный подход решает практически все проблемы, даже «неизлечимые»:
— Семейные: проблемы отношений в паре и семьях.
— Внутриличностные: проблемы личной самооценки и плохой эффективности, потеря смысла жизни и отсутствие целей, убирается стыд, чувства вины, обиды.
— Организационные: проблемы договоренностей и выстраивания связей внутри организации или сообщества.
— Социальные: проблемы с притеснениями и несоблюдениями прав человека, а также насилия, ведется работа с пострадавшими от стихийных бедствий, оказывается помощь маргинализованным слоям населения — потерявшим кров, работу, родителей и близких.
Смертельно больным людям нарративная практика тоже помогает. Здесь болезнь отделяется от человека, особенно если он чувствует, что может как-то с этой болезнью взаимодействовать, например, договориться с ней, если невозможно избавиться от нее.
Нарративный подход хорошо показал себя и в работе с подростками. Здесь очень эффективно и относительно быстро решаются проблемы неуспеваемости, выбора профессии, взаимоотношений с родителями, нехватки времени, первой любви и другие, характерные для юного возраста.
В применении нового подхода каких-то ограничений и противопоказаний нет — он доступен любому.
Нарративная практика очень веселая и легкая, может быть поэтому самые неразрешимые проблемы человеческой психики лопаются здесь, словно мыльные пузыри.
В этой статье мы рассмотрели так сказать теоретическую часть нарративного подхода. Узнать больше вы сможете Обязательно прочтите публикацию Нарративный подход в психологии. Часть 2, где на примере из жизни описываются основные принципы новой практики.
Можно ли переписать себя заново?
Нарративные практики активно применяются не только во время сеансов с терапевтами, но и в социальной работе, в проектах по адаптации (например, детей после переезда или перехода в другую школу) или реабилитации (после пережитой травмы).
Есть два больших направления в работе со своими историями, которые доступны каждому.
Ведение дневников или заметок
Этот метод отдает чем-то в духе подростковой романтической комедии, однако вести дневник можно вдумчиво и осознанно, вместо того чтобы писать на себя компромат. Можно посвятить записи собственным эмоциям, которые вы испытывали за день, обращать внимание на триггерные события и, например, прописывать альтернативные пути решения случившегося конфликта или сложной ситуации. Не обязательно концентрироваться на событиях, которые заставили вас чувствовать себя тяжело или тревожно: можно, наоборот, уделять внимание и более позитивным эмоциям и ситуациям. Например, вы можете каждый день фиксировать три события, которые доставили вам радость.
Отзывы и комментарии
Если остались вопросы, поделитесь ими в комментариях к этой статье. Также с удовольствием примем ваши аргументы в пользу или против нарративного подхода.
Автор: Екатерина Паникова
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Фундамент для создания осознанной жизни
- Лайфхаки сторителлера
- Как изучение истории помогает саморазвитию
- Сторителлинг
- Книги по сторителлингу: учимся у мастеров
- Рефрейм жизненной истории
- Нарративная терапия
- 7 ключевых техник сторителлинга
- 10 советов по сторителлингу: как написать историю, захватывающую дух
- Сторителлинг как средство достижения успеха
Ключевые слова:1Психорегуляция
Литература
- Смит, Н. Психология: современные системы / Н. Смит. — СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. — 543 c.
- Янчук, В. А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно–эклектический подход / В. А. Янчук. — Мн., Бестпринт, 2000. — 416 с.
- László, J. The Science of Stories: An Introduction to Narrative Psychology / J. László. — NY, 2008. — 268 p.
- Smith, S. Reading Autobiography: A Guide for Interpreting Life Narratives / S. Smith, J. Watson. — Minneapolis, 2001. — 366 p.
- Wortham, S. Narratives in action. A strategy for research and analysis / S. Wotham. — NY: Teachers College Press, 2001. — 274 p.
- Данто, А. Аналитическая философия истории / А. Данто. — М.: Идея–Пресс, 2002. — 292 с.
- Ricoeur, P. Soi–même comme un autre / P. Ricoeur. — Paris, Editions du Seuil, 1990. — 430 p.
- Ricoeur, P. Temps et récit. Tome I. L’intrigue et le récit historique. / P. Ricoeur. — Paris, Editions du Seuil, 1983. — 416 p.
- Эко, У. Отсутствующая структура: введение в семиологию / У. Эко. — С.–Пб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.
- White, H. The Content of the Form: Narrative Discourse and Historical Representation / H. White. — Baltimore, Maryland: The Johns Hopkins University Press, 1987. — 258 p.
- Флодоард. Анналы / Флодоард // Рихер Реймский. История. — М.: РОССПЭН, 1997. — 456 с.
- Латвийский, Г. Хроника Ливонии / Г. Латвийский. — Москва–Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1938 год. — 246 с.
- >Кенигсбергер, Г. Средневековая Европа, 400–1500 годы. — М.: Весь Мир, 2001. — 384 с.
- Billig, M. Banal Nationalism / M. Billig. — London: Sage Publications, 1995. — 208 p.
- Anderson, B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism / B. Anderson. — London and New York: Verso, 1991. — 244 p.
Научно-практическое издание «Психологический журнал»