Психология пожилых людей: основные проблемы и их особенности


Старение как психосоматический процесс

Психосоматика – это наука, изучающая влияние эмоций на организм и развитие различных заболеваний. Природой заложено, что организм человека, начиная с 25 лет, физически начинает медленно, но верно угасать. Это естественный биологический процесс, однако индивидуальные особенности человека могут приблизить этот новый период.

Проявление хронических негативных эмоций, например, тревоги, стресса, подавленной невысказанной агрессии, оказывают серьёзное влияние на внутреннее и внешнее здоровье человека:

— появляются морщины, пигментные пятна;

— поднимается давление;

— повреждается сердце и сосуды;

— увеличивается скорость появления седых волос;

— подавляются защитные механизмы организма;

— укорачиваются теломеры (участки хромосом, длина которых напрямую связана с продолжительностью жизни);

— увеличивается число свободных радикалов (и, как следствие, усиливается оксидативный стресс);

— снижается уровень гормона долголетия – Klotho (его сокращение прямым образом влияет на возникновение атеросклероза и остеопороза).

Условно можно выделить 3 вида старости: физическая (снижение активности и различные заболевания), социальная (ограничение контактов) и психосоматическая.

Если говорить более подробно о последнем аспекте, то к его ярким признакам относят:

— Нехватку положительных эмоций. Чтобы чувствовать себя комфортно, человеку периодически важно получать одобрение своих сильных качеств от окружающих. В науке этот термин называется «психологическими поглаживаниями». А подпитка новыми эмоциями и впечатлениями нужна человеку не меньше, чем витамины.

— Негативные разрушительные мысли;

— Самобичевание;

— Чувство вины, неполноценности, нереализованности;

— Самовнушение, связанное с грядущими негативными событиями;

— Манипуляция окружающими с помощью несуществующей болезни;

— «Детское» поведение.

Физическая, социальная и психосоматическая старость могут не совпадать между собой. Их большее или меньшее проявление зависит от образа жизни человека, уровня интеллекта, желания развиваться и не опускать руки.

Онлайн обучение Anti-Age медицине Изучайте тонкости антивозрастной медицины из любой точки мира. Для удобства врачей мы создали обучающую онлайн-платформу Anti-Age Expert: Здесь последовательно выкладываются лекции наших образовательных программ, к которым открыт доступ 24/7. Врачи могут изучать материалы необходимое количество раз, задавать вопросы и обсуждать интересные клинические случаи с коллегами в специальных чатах
Узнать подробнее

Старение через призму социальных, психологических и биологических изменений

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог

Правильная ссылка на статью:

Ксенда О.Г., Татарко К.И. — Старение через призму социальных, психологических и биологических изменений // Психолог. – 2022. – № 2. – С. 55 — 65. DOI: 10.25136/2409-8701.2018.2.24424 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24424
Ксенда Ольга Григорьевна
кандидат психологических наук

доцент, кафедра психологии, факультет философии и социальных наук, Белорусский государственный университет

220004, Беларусь, г. Минск, ул. Кальварийская, 9

Ksenda Ol’ga Grigor’evna

PhD in Psychology

Associate Professor of the Department of Psychology, Faculty of Philosophy and Social Studies at Belarusian State University

220004, Belarus’, g. Minsk, ul. Kal’variiskaya, 9

Татарко Кристина Игоревна
аспирант, кафедра психологии, факультет философии и социальных наук, Белорусский государственный университет

220004, Беларусь, г. Минск, ул. Кальварийская, 9

Tatarko Kristina Igorevna

post-graduate student of the Department of Psychology, Faculty of Philosophy and Social Studies at Belarusian State University

220004, Belarus, g. Minsk, ul. Kal’variiskaya, 9

DOI:

10.25136/2409-8701.2018.2.24424

Дата направления статьи в редакцию:

14-10-2017

Дата публикации:

19-05-2018

Аннотация:

Данная статья посвящена проблеме операционализации старения. В связи с улучшением условий жизнедеятельности индивида и соответственно с увеличением продолжительности жизни, необходимо пересмотреть понимание процесса старения человека. Обосновывается необходимость формулирование нового и точного определения, соответствующего современным реалиям. Существующие определения относительно данного явления подчеркивают определенные его аспекты (биологические, социальные и психологические) или рассматривают его как сумму трех компонентов. В статье приводятся основные характеристики каждого компонента. Несмотря на то, что биологические признаки старения начинают проявляться в период средней взрослости, наиболее выраженными они становятся в поздней взрослости. Поэтому социальное и психологическое старение преимущественно связывается с этим периодом. Методологическое основание составила теория Э. Г. Эриксона: личность в своем развитии проходит определенные этапы в связи с влиянием задач, которые ставит перед ней социум. Мы поддерживаем идею, что при операционализации старения индивида необходимо учитывать три элемента (биологический, социальный и психологический). Однако приходим к выводу, что общество играет определяющее и решающее значение в отношении биологического компонента старения и паттернов поведения человека к изменениям, происходящим, как в его организме, так и в социальной сфере.
Ключевые слова:
психологическое старение, отношение к пожилым, социальное старение, поздняя взрослость, долголетие, признаки биологического старения, биологическое старение, старение человека, адаптация к старению, проблема понимания старения

Abstract:

This article is devoted to the problem of operationalization of aging. In connection with the improvement of the conditions of life of an individual, respectively, with increasing life expectancy, it is necessary to reconsider the understanding of the process of human aging. The necessity of formulating a new and precise definition, appropriate to modern realities. Existing definitions on this phenomenon emphasize certain of its aspects (biological, social and psychological) or consider it as a sum of three components. The article presents the main characteristics of each component. Despite the fact that the biological signs of aging begin to appear in the period of middle adulthood, they become most pronounced in late adulthood. Therefore, social and psychological aging mainly associated with this period. The methodological basis was the theory of E. H. Erikson: personality in its development goes through certain stages in connection with the influence of the tasks set before her by society. We support the idea that the operationalization of aging of the individual is necessary to consider three elements (biological, social and psychological). However, we have come to the conclusion that society plays a decisive and crucial in the biological component of aging and patterns of human behavior to changes occurring in its body, and in the social sphere.

Keywords:

attitude towards elderly, social aging, late adulthood, longevity, signs of biological aging, biological aging, human aging, psychological aging, adaptation to aging, the problem of understanding aging Введение

Старение — феномен, который находится в центре внимания исследователей различных научных дисциплин (биологии, медицины, физики, психологии, социологии, философии и т. д.) и людей несвязанных с наукой. Ученые объясняют и рассматривают данный процесс, изучая трансформации, происходящие в организме, социальной и психологической сфере индивида. В повседневной деятельности понятие «старение» также играет определенную роль в связи с его присутствием в жизнедеятельности каждого представителя человеческой популяции. Поэтому исследования в этой области являются актуальными.

Категория «старение человека» в большей степени связывается в общественном сознании с поздней взрослостью, которая начинается в приблизительных возрастных границах 60–65 лет [1]. Существуют наравне с термином «поздняя взрослость» и другие: третий возраст, пожилой возраст, поздний возраст. Необходимо отметить, что улучшение условий жизнедеятельности и повышение продолжительности жизни приводит к увеличению доли пожилых людей [2, 3]. В связи с этим, возрастные границы постепенно могут сдвигаться, а повышение количества людей позднего возраста требует к ним определенных действий со стороны социума. Сюда входит: предоставление им больших возможностей для активного существования, трудовой деятельности, сохранение здоровья и многое другое.

Следует обратить внимание на то, что явление старения ставит перед обществом следующие проблемные вопросы:

— роль и возможности представителей поздней взрослости;

— отношение общества к старению;

— последствия демографического старения;

— точное определение процесса старения человека, отражающее современные реалии.

Остановимся подробнее на анализе последней проблемы.

Существующие определения относительно старения подчеркивают определенные его аспекты (биологические, социальные и психологические) или рассматривают его как сумму трех компонентов:

  1. процесс накопления мутационных генов в клетках [4];
  2. процесс отдаления индивида от социума [5];
  3. процесс возрастания отклонений от гомеостаза [6];
  4. снижение жизнеспособности организма и повышение вероятности наступления смерти [7, 8];
  5. изменения, значимые для личности, предоставляющие ей возможность переосмысления, анализа собственной жизни [9];
  6. этап, включающий влияние биологических, социальных и психологических факторов [5, 10].

Для того чтобы определиться с точностью предложенных определений, рассмотрим детально биологический, социальный и психологический компонент старения.

Биологический компонент старения

В определенный временной промежуток у индивида (период средней и поздней взрослости) можно наблюдать возникновение как видимых, так и невидимых перемен, затрагивающих внешний облик и физиологическую систему его организма. Данные изменения протекают с различной временной и качественной интенсивностью. Видоизменения органов, тканей и клеток происходят неравномерно, однако эти трансформации затрагивают всю популяцию человека [8, 10–12].

К видимым модификациям организма можно отнести:

— потерю пигментации волос на теле, алопецию (облысение);

— кожа теряет свою эластичность, упругость и плотность, становится тонкой и сухой, легко травмируется и шелушится. Это ведет к появлению желтушности; «гусиных лапок» и черных кругов вокруг глаз; второму подбородку; морщин на теле, преимущественно в области лица, шеи, кисти, запястья;

— кости утрачивают гибкость, что в свою очередь приводит к остеохондрозу; «медленной и шаркающей походке»; сгорбленной осанке; обращению к подручным средствам для перемещения в пространстве: трость, инвалидная коляска [10, 13-16].

К невидимым изменениям относится ухудшение функционирования физиологических систем человека:

— опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, выделительной, эндокринной, покровной [7, 10, 17];

— нервной. Уменьшается объем мозга, количество извилин и нервных тканей; наблюдается дисфункция височно-теменно-затылочной области; снижение функционирования правого полушария. Перечисленные трансформации в головном мозге приводят к изменениям в психической деятельности индивида: низкая концентрация, переключаемость внимания; замедление темпа переработки информации, трудности в запоминании и сохранении информации; затруднение в актуализации зрительно-пространственных представлений; ухудшение функционирования интеллектуальной деятельности, оперативной и вербальной памяти [7, 18, 19];

— половой системы. Прекращение фертильности у женщин в связи с наступлением климактерического периода. У мужчин с возрастом наблюдается снижение половой активности: продолжительность и интенсивность полового акта уменьшается; на возникновение эрекции требуется больше времени; семяизвержение становиться не таким обильным [15, 20].

Перечисленные трансформации, происходящие в организме человека, именуются в научном мире как старение биологического характера . Оно выражается в снижении функционирования деятельности организма, что в свою очередь повышает вероятность наступления смерти [5, 7, 10, 13].

Акцентирование внимания на биологическом компоненте отражается в определениях под номером 1, 3, 4, представленных в начале статьи.

На сегодняшний день доказанными являются следующие факты:

— старение — запрограммированный процесс, не предусматривает возращение организма к своему исходному состоянию [21];

— в определенный возрастной период у женщины и у мужчины наблюдается уменьшение количества половых гормонов (эстрогена и астрогена), контролируемые надпочечниками. Следствие данных изменений — уменьшение половой активности у мужчин, прекращение репродуктивной функции у женщин, ухудшение работы физиологических систем человека [16, 20, 22, 23];

— человек не умирает от старости. Причины смерти связаны с появлением признаков болезни. Однако их устранение в определенный временной период жизни не спасет человека от смерти [23];

— для всех существующих биологических видов характерен видовой предел продолжительности жизни. Контролирование внешних факторов, приводящих к увеличению признаков старения, приведет к тому, что продолжительность жизни индивида совпадет с пределом жизни его вида [22, 23].

— внешний облик человека играет важную роль в оценке его сексуального потенциала, возможности в зачатии и вынашивании здорового и сильного ребенка. Мозг индивида в течение несколько секунд способен определить физическую привлекательность другого и составить образ относительно состояния его здоровья, сексуальной зрелости, социального статуса [24].

Установленные факты приводят нас к следующим выводам: значимой функцией человека (по крайне мере раньше) была детородная — воспроизведение потомства. Для деторождения представителю человеческой популяции необходимо иметь крепкое здоровье для того, чтобы зачать, выносить и вырастить конкурентоспособного и сильного преемника. Человеку на выполнение данной роли отведен временной отрезок, по истечению которого его основная миссия заканчивается, способность к зачатию уменьшается, и в последующем становится невозможной (эти процессы контролируются биологическими часами). Ресурсы и силы организма снижаются, т. к. индивид не выполняет детородную функцию, значит, в здоровом организме он не нуждается. Постепенно ухудшается работа физиологических систем и в определенный момент наступает смерть, что с точки зрения эволюции является приемлемым. С возрастом у индивида появляются видимые признаки старения, т. е. признаки прекращения детородной функции — сигнал другим, что данная человеческая особь не способна воспроизводить потомство. Однако она может выполнять другие функции: передача знаний и опыта, разрешение конфликтов и наведение порядка.

Таким образом, описанные признаки старения (видимые и невидимые), вызванные закономерными биологическими причинами, являются необратимыми. Однако сценарий старения характеризуется своей неповторимостью и индивидуальностью. Разнородность проявления признаков биологического старения, приводит исследователей к размышлению о способах продления жизненного пути человека. Проблема сохранения молодости рассматривается в следующих плоскостях:

— увеличение количества прожитых лет с возможностью обретения долголетия. Если ученые найдут средство долгой жизни, то насколько новая особенность будет адекватно воспринята и принята людьми. Вопрос сложный и дискуссионный. Может ли возникнуть опасность увеличения суицидов вследствие однообразности и бессмысленности вечной молодости. Или человечество будет направлять собственный потенциал в развитие информационных технологий, робототехники, космологии и т. д. Однако также неясны последствия данного развития.

— качественные изменения проявлений биологического старения. Характеризуются сохранением активности, умственных способностей, здоровья до 80-90 лет. Но поддержит ли общество такие перемены. Необходимо включать этих людей в общественную жизнь, продлевать им трудовую деятельность. Может это приведет к волне возмущения и демонстрациям среди представителей третьего возраста.

Поэтому при изменении биологической составляющей организма человека, следует учитывать социальные и психологические компоненты его жизнедеятеятельности.

Таким образом, в биологическом плане старение — это всего лишь невозможность воспроизводить потомство, вследствие чего организм начинает терять силы и ресурсы. Признаки биологического старения (видимые и невидимые) – сигнал, что данный индивид не фертильного возраста. Однако остальные формы жизнедеятельности могут быть ему доступны. Функциональная система и психологические процессы, которые включены в эти сферы деятельности, могут оставаться сохранными на протяжении многих лет после завершения детородной функции. Необходимо отметить, что биологические признаки старения для большинства представителей человеческой популяции проявляются в период средней взрослости (40 — 60–65 лет) [1], но приобретают заметные очертания у людей поздней взрослости (60–65 — до смерти). Поэтому социальное и психологическое старение преимущественно связывается с этим периодом.

Социальный компонент старения

Индивид рассматривается как часть в сложной и многогранной системе под названием общество [25, 26], в котором определяется его положение и функциональные возможности. В последнем утверждении прослеживаются отголоски рыночного отношения к человеку. Однако не стоит отрицать того факта, что для его полноценной жизни необходим вклад каждого члена общества. В современном мире из-за увеличения продолжительности жизни и развития информационных технологий роль людей преклонного возраста стала размытой и неясной.

В работе М. Д. Александровой упоминается, что люди пожилого возраста характеризуются незаметностью в обществе, социальной изолированностью, физической и умственной недостаточностью, отсутствием общественных ролей, кроме семейных (роль бабушки и дедушки) [21].

Таким образом, современное общество не гарантирует социальную полезность стареющим индивидам [27]. Оно диктует им определенные условия существования и называет это социальным старением . Трактуется как изменение социальных ролей, статуса и поведения, уменьшение социальной активности, трудностью в самостоятельном самообслуживании [5, 10, 13].

Акцентирование внимания на социальном компоненте отражается в определении под номером 2, представленном в начале статьи.

Социальное старение выражается в снижении доступности общественных благ для пожилых людей [28]. Эта своего рода социальная исключенность определяется тем, что общество ориентировано на молодость, активность, энергичность [29]. Взрослость является наиболее предпочтительной возрастной категорией [9]. Отсюда и большие возможности для реализации деятельностного потенциала. Следует отметить, что работодатели крайне неохотно берут пожилых людей на работу, иногда этот возраст вообще исключается из списка потенциальных сотрудников. Также набор хобби и возможностей отдыха для этой категории людей очень ограничен. В нашей стране это дачно-деревенский вариант, санаторно-курортный отдых, однако финансовые возможности не всегда позволяют осуществлять последнее. Безусловно, пожилые люди могут не работать по состоянию здоровья, но могут больше времени уделять себе и своим увлечениям, близким. Могут делиться своим опытом, самореализовываться и т. д. Однако общество эти их возможности пока не интересуют.

Следовательно, отношение социума к поздней взрослости, и соответственно процессу старения, характеризуется амбивалентностью, однако отрицательные отзывы на сегодняшний день являются преобладающими. Это связанно с размытостью роли людей третьего возраста в мире высоких технологий и глобализации. Однако так было не всегда. В начале цивилизации люди, достигшие преклонного возраста, являлись носителем информации об устройстве мира, его жизни в нем. Они передавали свои знания младшему поколению. В свою очередь младшее поколение ценило их за опыт и мудрость [25]. Из этого мы приходим к выводу, что:

общество диктует и объясняет те изменения, которые начинают происходить в организме человека. Впоследствии, определяет роль, положение и модель поведения индивида. Человек взрослея, наблюдает в себе трансформации, но именно общество позволяет ему описать их у себя и предлагает ориентир для собственного отношения к этим видоизменениям. Исходя из этапа развития общества, зависит его отношение к определенным возрастным группам. В период ранней цивилизации появление морщин считалось признаком мудрости, почетности, залогом уважения и почтения. В современном мире отношение к данной возрастной группе преимущественно негативное. Более привилегированное положение имеет молодость. Роль пожилых на данный момент времени является нечеткой и размытой.

Психологический компонент старения

Ощущение индивидом собственной старости, реакция на свой новый социальный статус, адаптация к нему определяется как психологическое старение [5, 10].

Акцентирование внимания на психологическом компоненте отражается в определении под номером 5, представленном в начале статьи.

«Картинка» старения, транслируемая в обществе, становится отправной точкой (ориентиром) для отношения индивида к своему возрасту и тем процессам, которые с ним происходят. Он вследствие трансляции преимущественно негативного образа старения, начинает стыдиться морщин, седых волос, тяжело переживает выход на пенсию. В свою очередь, это влияет на его самооценку, самовосприятие. Однако как отмечает А. А. Дюсупова, не все стареющие люди воспринимают собственную возрастную группу отрицательно и не интериоризируют стереотипы относительно их группы [18]. Могут по-разному относиться к возрасту и тем событиям, которые с ними происходят в эти периоды. Их отношение может не соответствовать общей тенденции, существующей в обществе.

Так, видимые изменения, которые затрагивают тело человека, воспринимаются ими неодинаково. Для одних тело является средством для достижения целей. Такое отношение называется объектным [30]. Индивид пытается сделать свое тело максимально привлекательным для окружающих. Любое отклонение (морщины, седина) от принятого и предпочитаемого может восприниматься им как показатель неблагополучия и непрестижности [13]. Другая категория людей воспринимает тело как часть собственного я, которое принимает — субъектное отношение [30].

Двойственное отношение характерно и для женщин относительно климактерического периода.

Одни женщины могут негативно воспринимать и относиться к указанному периоду в своей жизни, считая, что в глазах мужчин перестали быть привлекательными и сексуальными [31]. Другие воспринимают климактерий положительно и не испытывают трудности на этом этапе, т. к. у них исчезает страх нежелательной беременности, они могут больше времени уделить себе. Становятся более свободными и раскрепощенными [31].

Что касательно отношения людей пожилого возраста к выходу на пенсию, то также наблюдается амбивалентность во взглядах. Может ассоциироваться с заслуженным отдыхом, с возможностью более близкого взаимоотношения с родными, с возможностью открыть в себе творческий потенциал, посвятить свободное время занятиям, на которых во время трудовой деятельности не хватало времени: путешествие, хобби и т. д. [32, 33]. Или пенсионеры могут чувствовать собственную бесполезность, одиночество, тревогу, ослабление интеллектуальных способностей [32, 33].

Следовательно, в рассмотренных областях жизнедеятельности человека наблюдается индивидуальное реагирование на трансформации, протекающие в биологической и социальной сфере.

Индивид, сопоставляя изменения, происходящие в его организме со знаниями об этих изменениях, руководствуясь собственными потребностями, выбирает стратегии поведения относительно проявлений биологического и социального старения.

Разница во взглядах пожилых людей на собственное старение и старение вообще логично объясняется в эпигенетической модели человеческого развития Э. Эриксона [34, 35].

В человеческом развитии автор выделил восьмую стадию, которую индивид проходит в старости (четкого определения возрастных границ нет). Эта стадия характеризуется своего рода выбором между интеграцией (целостностью) и отчаянием.

В первом случае человек принимает свою жизнь в целом, с ее уникальностью, собственной историей, позитивными и негативными событиями и переживаниями. В этой ситуации наступает и принятие собственного возраста, его особенностей (внешнего вида, здоровья, возможностей и ограничений). Главным приобретением становится мудрость как верх аккумуляции жизненного опыта и осознания ценности разных образов жизни.

В другом случае, при несоответствии собственной самооценке человек впадает в отчаяние, сожалеет о произошедшем или неслучившемся, о том, что уже не осталось времени и возможностей что-то изменить. Появляется страх перед беспомощностью, смертью, зависимостью. Собственное старение и старость вообще может не приниматься, отрицаться. Индивид изо всех сил стремится сохранить внешние параметры взрослости, использует паттерны поведения, характерные для более младшего поколения. Другой формой проявления отчаяния является возведение старения в абсолют. Человек все проблемы жизни объясняет собственной старостью, появляется нежелание и отрицание любых изменений, негативное отношение к другим ценностям, образам жизни, общественным институтам.

На наш взгляд, именно последняя характеристика людей в период поздней взрослости создает в обществе стереотипное отношение к ним как к беспомощным, немощным, вечно недовольным брюзгам, отрицающим молодежный образ жизни, моду, ценности, мировоззрение. Между тем, в современном обществе, большим броском оторвавшемся от уклада и ценностей советского периода жизни, совершившем крутой взлет в техническом прогрессе, ничтожно мало уделяют внимания мудрости как категории, характерной именно для пожилых и старых людей. В целом именно они носители таких ценностей как забота, доброта, прощение, вера.

Изучение старения и социальных стереотипов относительно него поможет выявить возможности их изменения. Именно это вызвало необходимость четко операционализировать понятие старения.

Выводы

Таким образом, рассмотрев компоненты старения, приходим к следующим выводам.

Первые пять определений, где акцентируются определенные аспекты человеческой деятельности, не позволяют раскрыть в полной мере все то, что происходит с индивидом в конкретный период времени. Последнее определение (номер 6) как раз подчеркивает присутствие и взаимосвязанность нескольких элементов. Однако если его придерживаться, то создается впечатление, что эти компоненты последовательно оказывают влияние на жизнедеятельность человека. Первоначально происходят изменения в его организме (например, появление морщин, дряхлости кожи, второго подбородка; забывчивость, быстрая утомляемость и т. д.). Вследствие этого общество к данному человеку начинает относиться определенным образом: выплата пенсий, более внимательное или пренебрежительное отношение и т. д. Сам индивид пытается определить свое отношение к этим изменениям и выработать тактику поведения:

— признать себя стареющим и вследствие этого жалеть себя; быть уверенным, что жизнь заканчивается; акцентировать повышенное внимание на собственном самочувствии; отдаляться от близких, чтобы не быть обузой для них;

— признать себя стареющим и понять, что те изменения, которые происходят это свидетельство недоступности определенных сфер (способность к зачатию), однако профессиональная самореализация, романтические или сексуальные отношения, например, остаются все еще возможными;

— не признавать себя стареющим.

В действительности влияние перечисленных компонентов (биологических, социальных, психологических) происходит неравномерно [5, 36]. Психологическое старение может опережать биологическое старение и тем самым приводить к его ускорению, а может и вовсе не наступить, т. е. индивид не будет замечать те изменения, которые начинают с ним происходить и собственная модель поведения останется неизменной [5].

Мы поддерживаем идею, что при операционализации старения индивида необходимо учитывать биологические, социальные и психологические элементы. Однако приходим к выводу, что общество играет определяющее и решающее значение в отношении биологического компонента старения и паттернов поведения человека к изменениям, происходящим, как в его организме, так и в социальной сфере. Социум обуславливает эмоциональную реакцию и знания индивида относительно его биологических изменений в зависимости от характера исторических эпох развития человеческой популяции. Что касательно моделей поведения, то непринятие личностью существующих догм также зависит от социального компонента, т. к. он детерминирует его проявление. Создание нового является результатом влияние общественных факторов, т. к. является совокупностью, необычным сочетанием существующих компонентов.

Следовательно, мы приходим к следующему пониманию старения человека: установленный обществом процесс для людей старше 60 лет, с обозначенными ролями и формами поведения, которые характерны для человека, утратившего детородную функцию, и определяют выбор адаптации индивида к происходящим изменениям в его биологической, социальной и психологической сферах.

Библиография

. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
. Борнукова, К., Лузгина, А., Лисенкова, Е. Пенсионная система Беларуси: текущее состояние и необходимость реформ // BEROC. Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://www.beroc.by/publications/policy_papers/pp30_rus/ (дата обращения: 12.09.2017).
. Всемирная организация здравоохранения. Всемирный доклад о старении и здоровье. 2015. 34 с.
. Быков, А.Т., Маляренок, Т.Н., Маляренок, Ю.Е. Возможность снижение биологического возраста при старении. Этюды оптимизма // Медицинский вестник Юга России. 2014. №2. С. 5–12.
. Ермолаева, М.В. Практическая психология старости. М.: Эксмо, 2002. 94 с.
. Москалев, А.А. Эволюционные представления о природе старения // Успехи геронтологии. 2010. Т. 23, №1. С. 9–20.
. Михайлова-Лукашева, В.Д. ‘Когда человек стареет…’. Минск: Наука и техника, 1965. 183 с.
. Подколзин, А.А., Крутько, В.Н., Донцов, В.И. Количественная оценка показателей смертности, старения, продолжительности жизни и биологического возраста. М., 2001. 56 с.
. Сапогова, Е.Е. Экзистенциально-психологический анализ старости // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. C. 75–81.
. Сапожникова, Т.И. Социогеронтологическая характеристика пожилого возраста и старения как этап жизненного цикла // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2015. № 4 (63). С. 166–171.
. Альперович, В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1998. 104 с.
. Кемпер, И. Легко ли не стареть? М: Прогресс: Яхтсмен, 1996. 206 с.
. Курышева, О.В. Возрастные аспекты социальной категоризации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11 «Естественные науки». 2013. № 1(5). С. 77–83.
. Курышева, О.В. Телесные аспекты проявления возраста // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2012. № 1 (3). С. 89–93.
. Моррис, Д. Голый мужчина ; пер. с англ. Г. Сухацкого. М.: Эксмо, 2009. 384 с.
. Шепитько, В.И., Ерошенко, Г.А., Лисаченко, О.Д. Возрастные аспекты строения кожи лица человека // Мир медицины и биологии. 2013. № 3(40). С. 91–97.
. Овстровска, А. Польские женщины в возрасте 50 лет и старше: как мы стареем? ; пер. А. А. Широкановой // Социология. 2011. № 3. С. 94–108.
. Дюсупова, А.А., Дюсупов, А.А., Дюсупов, А.З., Дюсупова, Б.Б., Досбаева, А.М., Заманбекова, Ж.К. Старение как явление психологическое и социальное // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №3. C. 33–35.
. Рощина, И.Ф. Исследование нормального и патологического старения (нейропсихологический подход) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 2(31). URL: https://mprj.ru/archiv_global/2015_2_31/nomer11.php (дата обращения: 02.09.2017).
. Анисимов, В.Н., Виноградова, И.А. Старение женской репродуктивной системы и мелатонин. СПб.: Издательство «Система», 2008. 44 с.
. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: ЛГУ, 1974. 135 с.
. Александрова, М.Д. Очерки психофизиологического старения. Л.: ЛГУ, 1965. 112 с.
. Дильман, В.М. Большие биологические часы. (Введение в интегральную медицину). Изд. 2-е, перераб. и доп . М.: Знание, 1986. 256 с.
. Бутовская, М.Л. Язык тела: природа и культура: эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека. М.: Научный мир, 2004. 437 с.
. Старикова, М.М. Стереотипы старости и старения // Вестник Нижегородского университета им. Н.М. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2011. №2 (22). С. 43–50.
. Тащева, А.И. Проблема старости: социокультурный феномен // Психология старости и старения: Хрестоматия ; сост.: О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. М.: Academia, 2003. С. 43–46.
. Максимова, С.Г. Социально-ценностные аспекты восприятия старости // Известия Алтайского государственного университета. 2001. № 2. С. 28–32.
. Кънева, И.М. Отношение к старению среди людей в ранней и средней взрослости // Психология XXI века: российская психология в контексте мировой науки: материалы международной научной конференции молодых ученых, 2016 г. С. 70–71.
. Бобылева, Е.В. Индивидуально-психологические особенности представлений о старости у людей разного возраста // Психология XXI века: академическое прошлое и будущее: матер. межд. науч. конф. молодых ученых, 20–23 апреля 2015 г. СПб.: Скифия-принт, 2015. С. 28–30.
. Леви, Т.С. Отношение к телу в структуре самоотношения // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 72–75.
. Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщиной: психоаналитический подход ; пер. с англ. Е.И. Замфир. СПб.: Вост.-европ. ин-т психоанализа, 1997. 195 с.
. Чуйкова, Т.С., Полькина, Т.М. Изучение социальных репрезентаций, связанных с выходом на пенсию: кросс-культурное сравнение // Социальная психология и общество. 2012. №3. С. 89–102.
. Шапиро, В.Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни // Психология развития : хрестоматия ; под. ред. А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. Москва :ЧеРо : Омега-Л, 2005. С. 458–465.
. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 608 с.
. Erikson, E.H., Erikson, J.M., Kivnick, H.Q. Vinal involvement in old age. NewYork: Norton. 1986.
. Фурманов, И. А. Как годы меняют характер. Наука и инновации. 2009. №8(78) [Электронный ресурс]. URL: https://innosfera.by/node/512 (дата обращения: 02.09.2017).

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Tweet

Эмоции

Эмоции – это одна из базовых психических функций, позволяющих человеку приспособиться к новым условиям окружающей среды. Они могут как придавать уверенности, так и быть причиной апатии. Так как период старения в большинстве случаев воспринимается как отрицательный этап, эмоциональная сфера тоже начинает деформироваться: новые знания и навыки тяжелее поддаются пониманию, снижается адаптивная способность, появляется больше свободного времени, происходит конфликт между желаниями человека и его возможностями.

Эмоциональное развитие даже на начальном этапе старения играет не менее важную функцию, нежели интеллектуальное. Мы можем говорить об эмоциональной деградации взрослого человека, когда он не способен:

— различать и выражать свои эмоции;

— регулировать эмоциональное состояние;

— осознавать влияние своих эмоций на других людей и наоборот;

— брать ответственность за свои эмоции (а вместо этого – перекладывает вину на других);

— уделять больше внимания положительным, нежели отрицательным эмоциям.

Научные исследования показывают, что вплоть до поздних этапов онтогенеза отделы мозга, ответственные за эмоции, не подвергаются критическим изменениям. Но, конечно, возраст корректирует их динамику. Так, например, стареющие люди стараются избегать ситуаций, связанных с негативными эмоциями, они менее усердно контролируют своё недовольство и гнев, нежели молодые люди, но в то же время склонны к более чувствительной для них оценке ситуации.

Основные возникающие проблемы пожилых людей

Итак, пожилой человек может столкнуться с тремя видами проблем:

  • физиологическими;
  • социальными;
  • психологическими.

Физиологические связаны со здоровьем пожилого человека: зрение уже не то, трудно подниматься по лестнице, тяжело сгибаться, мучает высокое давление, «барахлит» сердце. С возрастом большинство заболеваний становятся хроническими, человек с каждым годом теряет свою физическую активность, чувствует постоянный дискомфорт.

Социальные проблемы. К ним можно отнести снижение уровня жизни (у пенсионеров доход значительно ниже, чем у работающих граждан), плохую организацию досуга, у пожилых увеличивается количество свободного времени, но, зачастую, они уже не так востребованы среди окружающих, таким образом снижается и их социальная активность.

Среди психологических проблем особо выделяются следующие:

  1. Одиночество. Сверстники один за другим уходят в мир иной, детям и внукам постоянно некогда, ходить на какие-то занятия по интересам – тяжело физически. Человек остается наедине с собой.
  2. Неуверенность в себе. Старики все чаще прислушиваются к своему физическому нездоровью, многие начинают находить в себе излишнюю немощность, неуклюжесть, боятся лишний раз напомнить о себе и попросить помощи. Либо наоборот, постоянно просят помощи даже при самых простейших манипуляциях.
  3. Депрессия, переходящая в апатию. Старики перестают ухаживать за собой, могут часами сидеть, уткнувшись в телевизор, а если спросить, что они сейчас смотрели – ответить непонимающим взглядом.
  4. Замкнутость, переходящая в полную отрешенность.

Психика пожилых людей имеет свои особенности, среди которых:

  1. Снижение либо полное отсутствие интереса к чему-то незнакомому, с чем раньше человек не сталкивался. Часто доходит до того, что старики отказываются смотреть новые фильмы, новые музыкальные композиции для них непонятны и неинтересны, современная мода их пугает. Кто не слышал известной фразы: «А вот в наше время…»?
  2. Значительное ухудшение памяти. Больше страдает краткосрочная, то есть, человек прекрасно помнит, что происходило с ним пятьдесят лет назад, но, придя на кухню, забывает, за чем он шел. Как следствие – ему трудно научиться каким-либо новым манипуляциям, он просто забывает порядок действий.
  3. Некоторые старики становятся излишне подозрительными, но большинство проявляет противоположные качества: у них повышается внушаемость, они слишком доверяют незнакомым людям, особенно если те представляются сотрудниками каких-либо государственных социальных служб.
  4. Появление различных комплексов. Суть их возникновения в следующем: у стариков частично снижаются физические возможности, они вынуждены чаще обращаться за помощью к более молодым членам семьи или соседям, посторонним людям, становятся более зависимыми, комплекс налицо. Осознание этого не делает существование пожилого человека более счастливым.

Резюмируем: чем старше человек, тем сложнее ему сохранять свое эмоциональное и психическое равновесие, особенно когда он остается один, часто возникают финансовые сложности, подвижность падает, память слабеет.

Влияние психических факторов на внешность

Психические факторы в процессе старения оказывают на внешность прямое воздействие. Рассмотрим два типа личности – «борец за жизнь» и «хранитель».

«Борцы за жизнь» — это активные и жизнерадостные люди, они замотивированы достичь успеха и, несмотря ни на что, находят силы идти вперёд. Вследствие присутствия положительных эмоций, идёт процесс выработки эндорфина. Как правило, у таких людей нормализована работа иммунной, антиоксидантной, нервной системы, оксидативный стресс не зашкаливает, а процессы регенерации стабильно активны. Поэтому люди типа «борцы за жизнь» чаще всего выглядят моложе своих сверстников: этапы гравитационного птоза проходят медленно, кожа имеет здоровый цвет, она увлажненная и упругая, сеточка морщин заметная, но не глубокая. Поэтому, когда такой пациент приходит к врачу-косметологу, то скорректировать эстетические недочёты не составляет проблем.

«Хранители прошлого» — это люди, которые зациклены на прошлом, не хотят развиваться и узнавать что-то новое, они рефлексируют на тему старых воспоминаний и не хотят видеть перспективу в будущем. Сами того не подозревая, они начинают активизировать механизм биологического старения. Часто такие люди раздражительны, вспыльчивы, не контролируют поток негативных мыслей и слов, ограничивают социальные контакты и предпочитают быть наедине с самими собой. Из-за этого мышцы лица всегда напряжены, брови нахмурены, цвет лица приобретает сероватый оттенок и усталый вид, ярко выражены мимические морщины, а жировые пакеты истончены. Внутренний дисбаланс провоцирует нежелательные внешние изменения, и получается замкнутый круг, который могут разорвать общая работа психолога и косметолога.

Личностное развитие

В. Генри произвел классификацию людей в старости на три группы в соответствии с количеством имеющейся у них психической энергии. Первая группа состоит из тех людей, которые чувствуют себя достаточно бодрыми и энергичными и продолжают трудиться. Во вторую группу входят люди, занимающиеся в старости собственным делом (например, хобби). Третья группа включает людей со слабой психической энергией, как правило, они не заняты ничем или заняты лишь собой.

Признание себя старым человеком представляет собой сильнейший психологический фактор старения. Верная манера поведения и общения при этом состоит в правильном ощущении собственного возраста.

Британским психологом Д. Бромлеем было выделено 5 типов приспособления к старости. Они включают:

  • Конструктивную установку;
  • Установку зависимости;
  • Защитную установку;
  • Установку враждебности;
  • Установку враждебности, которая направлена на самого себя.

В период старости важными считаются не только изменения, которые происходят с человеком, но и отношение человека к данным изменениям. Типология Ф. Гизе выделяет три типа стариков: негативисткий экстравертированный и интровертированный тип.

Не менее интересной является классификация социально-психологических типов старости. И. С. Кон построил ее на основе зависимости типа от характера деятельности, которой заполняется старость. Это может быть активная и творческая старость; старость с хорошей социально-психологической приспособленностью; «женский» тип старения; старость, предполагающая заботу о здоровье («мужской» тип старения).

Маркеры психологической старости

Психологический возраст включает в себя совокупность субъективных ощущений человека своего возраста, поведения и действий. Поэтому очень часто психологический возраст совершенно не совпадает с отметкой в паспорте. Одни и в 70 лет находят хобби, радуются жизни, исследуют неизвестное, а другие уже после 30 лет начинают стареть с невероятной силой.

Психологи выявили маркеры психологической старости, благодаря которым человек может понять, что его энергия направлена не в созидательную, а в разрушительную сторону.

Вот они:

· Отношения со временем.

Первый показатель – мысль о том, что все интересные события позади, и что в будущем нет ничего привлекательного. Психологически молодой человек не боится строить планы, а старый – живет лишь воспоминаниями, тормозя своё развитие.

· Отношение к своим ограничения.

Психологическая старость наступает, когда человек ставит жалость к себе и ограничения во главу угла («я уже никогда не…», «у меня уже нет сил», «надо было раньше»). Психологически молодой человек верит в свои силы и возможности в любом возрасте.

· Степень развития эмоциональной компетентности.

Эмоциональной компетентностью называют способность «переключаться» с себя на других людей, не осуждать, испытывать чувства благодарности. Доказано, что у добрых и жизнерадостных людей по-другому осуществляются гормональные и нейрохимические процессы, благодаря которым лицо долго не становится «старческим».

Семинары по антивозрастной медицине Получайте знания, основанные на доказательной медицине из первых уст ведущих мировых специалистов. В рамках Модульной Школы Anti-Age Expert каждый месяц проходят очные двухдневные семинары, где раскрываются тонкости anti-age медицины для врачей более 25 специальностей
Узнать подробнее

Как общаться с пожилыми людьми: 10 простых правил

Не каждая семья может похвастаться, что ее старшее поколение имеет ясный ум и они полностью здоровы в психологическом плане. Чаще бывает наоборот: с возрастом люди становятся резкими, упрямыми, надоедливыми, многие превращаются в настоящих деспотов, ведут себя просто непозволительно. А ведь когда-то они были милыми и доброжелательными, ваши любимые старики. Жить рядом с такими родственниками непросто, особенно в психологическом плане. Тут уж впору искать психолога для себя.

Чтобы сохранить собственное достоинство, сберечь нервы (и свои и ваших любимых стариков), психологи разработали несколько простых правил. Конечно, они не являются догмой или панацеей, они только дают направление, в котором нужно идти, чтобы сохранить в семье здоровые отношения, спокойствие и радость от общения друг с другом.

  1. Готовьтесь к худшему, но всегда надейтесь на позитивные моменты. Да, вы ждете очередной тягостный вечер рядом с престарелой бабушкой, с ее повторяющимися длительными воспоминаниями и сетованием на «современную молодежь». А вдруг она вас приятно удивит? Нет? Тогда позитивным моментом пусть станет ваша сдержанность, ведь вы не допустите, чтобы ваша любимая бабуля расстроилась?
  2. Сами станьте активнее. Вспомните, когда ваши родители были молодыми и активными, как много времени они уделяли вам, тогда еще детям. А теперь все изменилось – ваши родители становятся большими детьми, нуждающимися в вас. А что если вы вспомните ваши старые семейные традиции? Или придумаете новые? Да, ваши любимые старики сейчас нуждаются в вас так же, как когда-то вы нуждались в них. Подарите им свою любовь.
  3. Не стоит пытаться перевоспитать пожилого человека, особенно если вы намереваетесь противопоставлять им некую мифическую бабушку, которая молча варит кашу и не пристает с разговорами, или мифического деда, который тихонько сидит в углу и читает газетку. В ответ вы получите только обиду, замкнутость и море негатива. Спокойнее и счастливее вы от этого точно не станете. И ваши престарелые родители – тоже.
  4. Будьте в курсе переживаний ваших стариков. Обязательно поинтересуйтесь – чем они занимались, пока вас не было, с интересом выслушайте их рассказ, обязательно вставляйте какие-то позитивные комментарии. Покажите, что вам интересна их жизнь, их мысли, их заботы. И, конечно, обязательно проводите пожилого человека в больницу, если ему необходимо посетить врача, подвезите, куда он попросит, если ему нужно навестить заболевшего старого друга или попить чайку с подругой детства. Подарите им свое внимание, они в нем очень нуждаются.
  5. Ни в коем случае не конфликтуйте со стариками. Это бесполезно: пожилые люди в таких случаях часто становятся агрессивными, не слышат оппонента, в гневе могут довести себя до гипертонического криза или сердечного приступа. Не пытайтесь что-то доказать или переубедить пожилого человека – в тот момент это бесполезно. Просто пропустите мимо ушей обидное слово, в пылу ссоры сказанное в ваш адрес, попытайтесь поменять тему разговора, как-то отвлечь старика.
  6. Сострадание, но ни в коем случае не жалость. Да, эти слова не имеют ничего общего. Сострадание делает того, к кому оно обращено, сильнее, увереннее, жалость – унижает, делает человека слабым, разрушает самоуважение.
  7. Никогда не спорьте с пожилым человеком, даже если вы априори правы, вы ему ничего не докажете, а микроклимат в семье будет испорчен. Бабушке или дедушке просто не хватает вашего внимания, они хотят стать хоть чуточку более значимыми для вас, они хотят, чтобы на них обратили немного внимания, пусть и по такому негативному событию. Если вы будете почаще говорить им ласковые слова, выслушивать их, пусть на ваш взгляд и несерьезные, пустые жалобы, ваши старики будут чувствовать себя намного спокойнее.
  8. Не давайте своим пожилым родственникам скучать. Пусть у них будет больше позитивных впечатлений. Однако, не нужно забывать, что многие люди в пожилом возрасте становятся лакомой добычей для разного рода мошенников, поэтому, собирая дедушку в парк погулять, постарайтесь найти время для совместной прогулки. Да и совместное посещение концерта или спектакля вам никак не повредит.
  9. Никто не виноват, что ваши старики стали такими. Не они, не вы сами. Поэтому не стоит испытывать чувства вины за то, что вы не смогли чем-то помочь, так же как и не стоит обвинять их в неуклюжести, даже если они по слабости или неумению что-то сломали или разбили. Даже если это «что-то» очень ценное. Им осталось совсем немного. Успейте сказать им что-то очень важное, покажите им, как вы их любите.
  10. Научитесь прощать. Прощать всех, а особенно пожилых людей. Не оставляйте на «завтра» обиду и разочарования, помните, в жизни есть и более важные вещи, чем неудачно сказанное слово. Не откладывайте примирение: у пожилого человека «завтра» может уже не наступить, а вы потом всю оставшуюся жизнь проживете с чувством вины, что не успели, не сказали, как вы их любите.

Не все могут уделять много внимания своим пожилым родственникам. Кто-то по роду службы должен часто уезжать в командировку, и пожилой родственник остается дома один, у кого-то маленькие дети, которые тоже требуют много сил и времени, кто-то сам болеет и нуждается в помощи – обстоятельства бывают разные. Как поступить? Оставить старика одного? Не выход. Нанять сиделку? Не всегда это лучший из вариантов, пожилой человек может и обидеться.

Выход есть. Вы можете обратиться за помощью в частную организацию «Добро» и мы обязательно поможем вам устроить вашего пожилого родственника в один из наших комфортабельных пансионатов, предназначенных для пациентов преклонного возраста. Каждый наш пациент получает квалифицированную медицинскую помощь и уход. Вам будет достаточно позвонить по указанным номерам или оставить заявку на сайте организации, и мы устроим все наилучшим образом.

Краткие выводы

Таким образом, главная психологическая проблема старения связана с личностным кризисом и определением своего места в жизни. Те, кто воспринимает старение не как конец, а как новый этап жизни, ведут активную жизнь, а их эмоциональный фон не подвергается серьезным катаклизмам. Но если вы или ваш родственник склонны к рефлексии о прошлом, то здесь важно подключить дополнительные уровни заботы со стороны близких людей, а иногда и профессиональную психологическую помощь.

Кризис пожилого возраста — что это

Кризисом старости в психологии называют возрастной период, связанный с переходом от зрелости к старости. Слово «кризис» само по себе имеет интересное объяснение. Оно означает переломный момент или резкий поворот, ведущие к улучшению или ухудшению жизни. Получается, что кризис старости — это время адаптации к новым обстоятельствам, к своему возрасту и изменившимся жизненным условиям.

Пожилой возраст условно делится на 3 этапа:

  • 60-75 лет — старение;
  • 75-90 лет — старость;
  • от 90 лет и старше — долгожительство.

По-другому они называются ранней, средней и глубокой старостью соответственно. Человек уже выходит на пенсию, получает новый социальный статус, ищет другие занятия, поскольку работать чаще всего он не может. Хотя есть и те, кто продолжают трудовую деятельность еще несколько лет. Стоит отметить, что границы этих периодов указаны примерно. В пожилом возрасте они размыты.

Каждый из вышеупомянутых этапов старения имеет свои особенности:

  1. При ранней старости преодолеть кризис пожилого возраста несложно. Поэтому он и не считается критическим. Это своеобразное продолжение поздней зрелости, когда человек уже реализовал себя и в профессии, и в семье.
  2. Средняя старость сродни переходному возрасту у подростков. Человек пересматривает ценности и приоритеты, по-другому смотрит на прожитые годы, осознает, что начался уход из жизни. Психологи считают этот период критичным, поскольку он связан с депрессией, острым чувством ненужности и одиночества, утратой каких бы то ни было интересов. В особо тяжелых случаях появляется склонность к суициду.
  3. Если личностный кризис успешно преодолен, наступает глубокая старость или долгожительство. Этот период связывают со старческим слабоумием. Редко когда люди в возрасте от 90 лет могут похвастаться ясным умом и способностью размышлять. Главными характеристиками этого периода являются: отсутствие страха смерти, инфантилизм, эгоцентризм, детская непосредственность и склонность к фантазированию.

Сложно сказать точно, каким будет человек в период кризиса. Можно утверждать одно — в старости у него заострятся личностные характеристики. Сложнее всего это время переживают интроверты.

Особенности периода старости

Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

  • изменение образа жизни;
  • потеря социальных ролей и статусов, привычного положения в обществе;
  • отделение от прежней значимой и авторитетной группы;
  • резкое обеднение круга общения;
  • изменение восприятия времени, обилие свободного времени.

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

  • упорядоченность и значимость «Я»;
  • признание прошлого, положительное отношение к опыту, принятие настоящего;
  • принятие своего жизненного пути и участников этой жизни;
  • понимание личной ответственности в жизни;
  • чувство целостности с культурой, временем, цивилизацией;
  • мудрость (радость успехам молодого поколения, беспрепятственное отношение, частичные уступки своего места).

При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

  • отчаяние и безысходность из-за отсутствия чувства целостности личности;
  • неудовлетворенность жизнью, понимание ее ограниченности;
  • осознание невозможности изменения негативного сценария жизни.

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.

Различия между кризисом старости у мужчин и женщин

Первое различие кроется во временных рамках. Согласно данным Европейского бюро ВОЗ, пожилой возраст у женщин начинается в 55 лет, а у мужчин в 61.

Второе различие связано с предназначением представителей обоих полов. Женщина — хранительница домашнего очага. К ней обычно не предъявляют серьезных требований касательно профессиональной и общественной деятельности. В случае же с мужчинами все наоборот. Им отведена роль кормильцев семьи, добытчиков. Поэтому на первом месте у них практически всегда карьера. Выход на пенсию воспринимается как личная трагедия. Из-за нее кризис пожилого возраста усиливается.

Третье отличие касается одиночества. Женщине легче к нему приспособиться. Она тратит освободившееся время на заботу о семье, доме, внуках или общение с подругами. Мужчинам сложнее. Часто они ударяются в размышления о смысле жизни, своем предназначении и т.д. Они постоянно анализируют, правильно ли поступили в той или иной ситуации.

Типология старости по Г. Л. Ратнеру

Самарский хирург Г. Л. Ратнер выделяет 5 типов пожилых людей, с которыми ему пришлось столкнуться во время врачебной практики:

  1. Первый тип составляют те люди, которые утратили желание жить. Поэтому последние годы они доживают как попало — без особых интересов и развлечений. И тем более без заботы о себе.
  2. Второй тип людей — одинокие ввиду своих ограниченных интересов и характера. Поэтому отличительной чертой таких пенсионеров становится ворчливость и болтливость несмотря на незаинтересованность со стороны окружающих.
  3. Третий тип людей встречает старость с достоинством. Даже несмотря на изменения, связанные с возрастом, они не растеряли свою независимость. К слову, среди таких пенсионеров наиболее часто встречаются диктаторы и абьюзеры.
  4. К четвертому типу можно отнести пенсионером, избалованных вниманием и заботой от окружающих. Чаще всего такими людьми становятся именно мужчины, а роль их нянек практически всегда исполняют жены либо дети.
  5. Последний тип личности — пенсионеры, отрицающие свой возраст. Всем своим видом они показывают нежелание стареть, а быть ближе к подрастающему поколению. Нередко среди них встречаются и не в меру молодящиеся люди.

Типы личности в старости

Зарубежным психологам удалось определить несколько характерных для периода старости типов личности:

  1. Конструктивный тип. Характерна внутренняя уравновешенность, оптимизм, позитивное мышление, критичное отношение к себе, терпимость к другим людям, высокая самооценка, планы на будущее, ожидание поддержки, позитивное отношение к потере работы.
  2. Зависимый тип. Наблюдается хорошая способность к адаптации вполне социальными путями. Зависимая личность не имеет профессиональных и личностных амбиций на дальнейшую жизнь, склонна к подчинению, полностью ориентируется на семью и надеется на помощь других людей.
  3. Защитный тип. Характерна защитная скупость на эмоции, прямолинейность в словах и поступках, привычках. Человек с трудом принимает помощь, старается сам обеспечивать себя.
  4. Агрессивно-обвинительный тип. Перекладывает ответственность за собственные жизненные промахи на других людей. Характерна импульсивность, подозрительность, негативные переживания, отрицание старения, страх смерти, неадекватное восприятие себя и мира, негативное отношение к окружающим.
  5. Самообвинительный тип. Характерна пассивность, вера в судьбу, депрессивные наклонности, отсутствие желания бороться с трудностями, безынициативность. Самообвинительный тип негативно относится к жизни и себе, страдает от одиночества, в смерти видит избавление от мучений.

Симптомы кризиса

Психические и физиологические процессы, протекающие в организме, замедляются. Пожилому человеку все сложнее справляться даже с простыми действиями.

Скорость реакции

Пожалуй, самый главный признак кризиса старости. Нервный импульс движется медленнее, замедляется и обработка поступающей в мозг информации. Э. Я. Штернберг, основавший школу геронтопсихиатров, выяснил, что сниженная психическая активность приводит к сужению восприятия. В результате этого начинаются проблемы с концентрацией внимания. Психическое состояние ухудшается и из-за снижения тонуса и ограничения подвижности.

Память

О сюрпризах от памяти можно слагать легенды. Но у более чем 90% пожилых людей она сохраняется в прекрасном состоянии. Да, возможно, им сложнее запоминать то, что происходит сейчас. Однако они отлично помнят прошлое. Наверняка вы слышали рассказы ветеранов о Великой отечественной войне. Обращали ли вы внимание на то, как точно и в хронологической последовательности они описывают те события. При этом они упоминают имена и фамилии своих сослуживцев, называют населенные пункты.

Такие воспоминания помогают справиться с кризисом старости. Они позволяют пожилым людям снова и снова возвращаться к молодости, еще раз пережить приятные моменты. Все это дарит удовольствие и успокаивает, улучшает настроение.

Внимание

С вниманием ситуация обычно хуже, чем с памятью. Замечали, как пожилым людям сложно сосредоточиться? Они обычно рассеянны, путают очередность событий. И они понимают, что с ними что-то не так, страдают от этого, усиливая тем самым проявления кризиса.

Интеллект

В этом вопросе не все так однозначно. По мнению многих, в пожилом возрасте интеллектуальные возможности уменьшаются. Но на самом деле все совсем не так. В Сиэтле (США) на протяжении 20 лет проводилось массовое лонгитюдное исследование. Согласно ему, интеллект человека не меняется на протяжении всей его жизни. Однако он нуждается в постоянном развитии. Если профессиональная деятельность была связана с умственным трудом, способность ясно мыслить сохранится надолго. В противном случае рекомендуется регулярно заниматься, например, разгадывать кроссворды.

Изменения

Чтобы помочь пожилому почувствовать себя лучше, необходимо немного разбираться в психологии. Что происходит в душе у ближнего?

  1. Появление пустот. Особенно актуально для тех, кто всегда занимался только карьерой. Увольнение оставляет огромное незаполненное пространство, которое легко может быть занято негативом.
  2. Идеализация прошлого. Имеется в виду не собственное прошлое, а социальное. Как только звучат слова о том, что молодежь нынче не та, пожилой будто бы соглашается со своим положением.
  3. Физиологические нарушения психики. Обычно выражаются в ухудшении памяти, медлительности и рассеянности. При тренировках внимательности разница практически незаметна, поэтому так важно заниматься собой.
  4. Неприятие изменений. Из-за пониженной адаптивности пенсионеры не принимают не только новинки, но и какие-то небольшие перестановки. Например, поставленный не туда чайник может стать причиной скандала. Следует относиться к этому с пониманием.
  5. Усугубление черт характера. Ворчливый становится невыносимым, угрюмый – депрессивным, а заботливый – навязчивым. Окружающие не всегда понимают это, из-за чего сердятся. Часто – совершенно зря.
  6. Приближение смерти. Усиливается страх. Если в молодости смерть казалась отдаленной и не слишком реальной, то теперь это одна из главных мыслей. Значительно проще в таких ситуациях верующим и успешным людям.

Общаться со старшими членами семьи порой сложно, но необходимо. Не стоит обижаться на ссоры из-за мелочей. Старайтесь всячески оказывать поддержку близким и беседовать. Не зря говорят, что старики похожи на детей.

Этапы развития кризиса старости

У каждого человека кризис протекает по-разному. Личности с активной жизненной позицией и правильной самооценкой, возможно, его и не заметят. Те же, кто страдает от неуверенности в себе, прочувствуют всего его проявления. И если вовремя не принять меры, появляется лень, апатия, а следом за ними и депрессия.

В своем развитии кризис пожилого возраста проходит 3 этапа:

  1. Переоценка ценностей, новое знакомство с изменившимся внутренним Я.
  2. Осознание собственной беспомощности, ухудшения физического здоровья, утраты сил.
  3. Осознание неизбежности старения.

Проявления отдельных этапов имеют индивидуальные особенности для конкретного человека.

Методики психологической адаптации

Для психологической адаптации людей пожилого возраста очень важна временная перспектива. Эту перспективу дает возможность обучения и обретение трудовой деятельности.

Хотя пожилым людям больше свойственна ориентация на прошлое, при планировании трудовой деятельности возможна и ориентация на будущее. Такая перспектива позволяет пожилому человеку строить определенные планы, снимает депрессию и страх смерти, помогает преодолевать болезни, так как дает уверенность в завтрашнем дне и открывает в нем пути для достижения реальных целей.

Пожилым людям важно дать почувствовать себя снова нужными, интересными собеседниками, раскрыть скрытый потенциал и повысить интерес к жизни. На этом базируется работа заведений социального и благотворительного направления. При них создаются разного плана кружки, секции, обучающие семинары, клубы по интересам и тематические мероприятия. Все эти мероприятия призваны к одному — помочь человеку адаптироваться и найти новый смысл жизни.

Еще одним из методов психологической адаптации может послужить биографический метод

, который считается достаточно эффективным для мотивирования жизненной активности людей, вступивших в поздний период взрослости.

При помощи данного метода пожилой получает возможность делиться своим жизненным опытом, рассказывая об особенностях своей судьбы и в то же время может понять как его прошлое повлияло на становление его настоящего.

Сам процесс воспоминаний даже без его глубинного психологического анализа, может дать весьма сильный психотерапевтический эффект и способствовать возникновению положительного самовосприятия.

Таким образом, формирование позитивного восприятия к старости, осознание пожилым человеком чувства социальной востребовательности, активного и социально значимого участия в жизни общества способствует уменьшению негативных явлений процесса старения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]