Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители — Джон Уотсон и его работа

Теория X

Теория Y

В середине прошлого десятилетия интенсивно развивались такие науки, как и социальная психология социология. Инструментарий и практические данных направлений стали применять в менеджменте.

Биохевиоризм является наукой о поведении человека.

Бихевиористское направление в менеджменте представляет собой школу поведенческих наук, идеи которой основываются на использовании социологических и психологических инструментов для увеличения эффективности организационных процессов.

В основе рассматриваемой концепции лежит утверждение о том, что сотрудник должен постоянно развиваться. Его эффективность по большей части определяется поведенческими характеристиками, психическим и эмоциональным состоянием, а также от коммуникаций и сложной системы групповых взаимоотношений внутри организации.

Сейчас идеи рассматриваемой науки стали неотъемлемой частью многих сфер управления и послужили основой для концептуальных теорий лидерства и мотивации, коммуникации и власти организационных структур компании.

Среди ключевых представителей школы биохевиоризма:

  • К. Арджирис;
  • Д. Мак-Грегор;
  • Р. Лайкерт;
  • Ф. Герцберг.

В основе каждой концепции школы рассматриваемой науки лежат две ключевые теории, которые были разработаны в начале пятидесятых годов прошлого столетия экспертом в области социальной психологии из США Дугласом Мак-Грегором, Он их назвал теориями X и Y. Психолог считал, что управление должно основываться на той или иной теории. При этом Х-теория в полной мере соответствует классическим школам управления, в то время как теория Y куда более прогрессивна и отражает нынешние научные течения в управлении производством.

Джон Уотсон и его работа

Первым ученым, открыто назвавшим себя бихевиористом, был Джон Уотсон, который в 1913 году опубликовал своеобразный манифест под названием «Психология, как ее видит бихевиорист».

Само название работы говорит о том, что Уотсон ни в коем случае не собирался создавать новую науку, а просто считал, что психология отныне должна заниматься изучением поведения.

Возможно, это было ошибкой, поскольку большинство психологов того времени придерживались мнения, что они должны изучать психические процессы в мире сознания. По этой причине, конечно, они не были готовы согласиться с Ватсоном.

Ученые, проложившие путь бихевиоризму, потратили много времени на поиски интроспективной методологии в изучении психической жизни, что отодвинуло на второй план центральность их главного объекта исследования.

Сам Уотсон сделал несколько важных наблюдений об инстинктивном поведении. Фактически, он был одним из первых современных этологов. Однако изучение способности организма к обучению настолько впечатлило его, что он несколько преувеличил способность новорожденных к обучению.

Позже он сам признал, что это было преувеличением, но с тех пор на этот факт ссылаются снова и снова, чтобы показать якобы предвзятость Уотсона. Новая форма науки, которую он разработал, была в некотором смысле преждевременной, поскольку у него было мало научно достоверных фактов из области поведения, особенно человеческого поведения.

Для любой новой формы науки всегда существует проблема слишком малого количества доказательств. Для научной и амбициозной программы Уотсона, которая касалась такой широкой области, как человеческое поведение, этот факт был очень существенным недостатком. Ему требовалось больше фактического материала, чем он мог найти. Поэтому неудивительно, что многое из того, что он говорил и писал, кажется наивным или чрезмерно упрощенным.

Научный материал бихевиоризма, доступный Уотсону, касался условных и безусловных рефлексов. Бихевиоризм предложил в качестве единицы анализа поведения и движения схему «стимул-реакция», в которой психологический феномен — мотивация в виде «стимула» — вводится в «двигательные действия». Основатели бихевиоризма, Дж. Б. Уотсон и Е. Торндайк, вводит новые понятия: «стимул-реакция», «проблемный ящик», «проблемная ситуация», ((кривая обучения», «закон практики», «закон готовности», «закон ассоциативного сдвига и эффекта (подкрепления)». Эти концепции были в равной степени применены Э. Торндайком к анализу движений, как у животных, так и у людей. Он рассматривал моторное обучение как процесс формирования движений методом проб и ошибок. Движение описывается как двигательный акт, исполнительная реакция.

Эта идея также преобладала в работах русского физиолога И.П. Павлова, опубликованных примерно в то же время. Даже психология «стимула и реакции», которая развивалась в течение следующих 3-4 десятилетий, не изменила эту точку зрения.

Из всех полученных им результатов наибольшее значение он придавал тем, которые легче всего повторить на опыте. Они были в основном основаны на наблюдениях за животными: Павловские собаки и белые крысы зоопсихологов. В сочетании с этими выводами была разработана научная программа по изучению способов контроля поведения. Необходимо было провести эксперименты, направленные на выявление закономерностей, формирующих взаимосвязь «стимул-реакция». Эта модель была распространена как на животных, так и на людей. Поскольку законы обучения — формирования реакции на конкретные стимулы — были провозглашены универсальными, данные, полученные в ходе экспериментов на животных, были распространены и на поведение человека.

Бихевиористы считали, что любую деятельность можно объяснить с помощью этой схемы, а все концепции, касающиеся сознания и других проявлений «психического элемента», не поддающихся непосредственному наблюдению, должны быть изгнаны из сфер научной психологии. «Сознание» субъектом своих ощущений и впечатлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователей. Напротив, объективные внешние проявления тех же ощущений и впечатлений — например, в виде изменения размера зрачка, частоты пульса и т.д. — позволяют нам количественно оценить это поведение и «измерить» чувства.

Ключевые принципы бихевиоризма

Чтобы лучше понять, что такое бихевиоризм, сформулируем основные тезисы, которые однозначно определяют его и обозначают его место в современной психологии:

  1. Основной объект исследования бихевиоризма – поведение и реакции на внешние раздражители (как у человека, так и у животных).
  2. Основной инструмент сбора информации – наблюдение.
  3. Поведение определяет всю жизнедеятельность живого существа.
  4. Поведение в бихевиоризме всегда рассматривается как реакция на некие внешние мотивирующие факторы.
  5. Зная, какие раздражители присутствуют, можно достаточно точно предсказывать ответную реакцию.
  6. Фундаментальная цель бихевиоризма – предсказание реакции особи на обстоятельства и события.
  7. Все виды реакция являются либо унаследованными (безусловные рефлексы), либо приобретенными (условные рефлексы).

Схема стимул-реакция

Считалось, что поведение человека ничем не отличается от поведения животных и подчиняется тем же законам. Чтобы поддержать свое утверждение о том, что психология является точной наукой, и собрать дополнительный материал для своей книги, Уотсон опирался на результаты анатомии и психологии. Павлов пошел по аналогичному пути, утверждая, что его поведенческие эксперименты на самом деле были «исследованиями физиологических процессов в коре головного мозга».

Но ни один из ученых не смог провести прямое наблюдение за процессами в нервной системе, с помощью которых можно было бы объяснить поведение человека. В результате они были вынуждены поспешно интерпретировать сложные формы поведения.

Например, Уотсон утверждал, что мысль — это язык, который предшествует всему языку; а для Павлова язык был просто «второй сигнальной системой». Уотсону практически нечего было сказать о субъективных намерениях человека, постановке целей и творчестве. Он подчеркивал большие технические возможности науки о поведении, но его примеры не так уж противоречили манипулятивному контролю поведения.

С тех пор как Уотсон опубликовал свой манифест, прошло более 60 лет, и за это время многое произошло. Научный анализ поведения достиг больших успехов, и недостатки теории Уотсона, на мой взгляд, представляют лишь исторический интерес. Критика бихевиоризма, с другой стороны, почти не изменилась.

Неопределенность, имевшая место в ранней истории бихевиористского движения, вряд ли может быть достаточным объяснением недоразумений такого рода.

Несомненно, некоторые трудности возникают из-за того, что объектом исследования бихевиоризма является человеческое поведение, которое тонко реагирует на внешние воздействия. Когда мы наблюдаем за собой, то то, как мы это делаем, часто приводит к определенным результатам, часто с непростыми последствиями.

Более того, бихевиористское наблюдение принесло с собой некоторые поразительные изменения. Некоторые понятия, которые структурируют традиционные формы наблюдения, глубоко укоренились в нашем языке. На протяжении веков они доминировали как в повседневном языке, так и в языке науки.

Были обозначены две общие конечные задачи психологии: 1) предсказать поведение (реакцию) на основе ситуации (стимула) и 2) наоборот, судить о причинном стимуле на основе реакции.

Концепция условных рефлексов была принята в качестве научной основы психологической теории. Предполагалось, что все новые реакции приобретаются через обусловливание. Все действия представляют собой сложные цепочки или комплексы реакций. Работа Павлова позволила Уотсону дать объективное объяснение развитию навыков или появлению новых форм поведения в результате обусловливания — формирования условных рефлексов.

Но из схемы S — R невозможно понять, как возникают новые действия, потому что организм изначально имеет только ограниченный набор врожденных необусловленных реакций. Так, согласно схеме условных реакций, никакие стимулы и их комбинации не могут привести к тому, что, например, собака научится ходить на задних лапах. Поэтому крайняя ограниченность этой схемы для объяснения поведения была обнаружена достаточно рано. В целом, S и R имеют настолько сложные и разнообразные отношения, что прямая связь между ними не поддается осмыслению. Экспериментальная практика не подтвердила общность предложенной схемы, и возник вопрос, существует ли нечто, определяющее ответ помимо стимула — взаимодействующее с ним.

Если рассмотреть дальнейшее развитие бихевиористского направления в исследовании личности, то мы увидим, что приверженцы этого направления, не удовлетворившись полученными результатами экспериментов, вводят новые переменные (различные когнитивные и мотивационные факторы), принципы обучения и потребностей и пытаются объяснить поведение человека, отрицая важность и влияние сознания и возможность человека его контролировать. Из-за методологических несовершенств первоначальной концепции бихевиоризма, уже в 1920-х годах он начал распадаться на ряд направлений, сочетая основную доктрину с элементами других теорий — в частности, гештальтпсихологии и более позднего психоанализа. Результатом стал нео-бихевиоризм.

Тем не менее, было бы несправедливо обвинять критиков бихевиоризма в том, что они не могут освободиться от исторических предрассудков. Ведь должны быть и другие причины, почему бихевиоризм как теория науки о поведении до сих пор ассоциируется с сильными заблуждениями.

На мой взгляд, этому есть объяснение: эту науку неправильно понимают. Существует ряд поведенческих наук. Некоторые из них определяют свою область, не касаясь основных тем бихевиоризма.

Приведенная выше критика, возможно, лучше всего применима к конкретной дисциплине, которую можно назвать экспериментальной поведенческой наукой. Она изучает поведение отдельных организмов в тщательно охраняемой среде и на основе этого изучения определяет взаимосвязь между конкретным поведением и окружающей средой.

К сожалению, эта форма анализа поведения стала очень мало известна. Ее главные представители, а их сотни, редко поддаются желанию объясниться с заинтересованной в науке публикой.

Более того, важность бихевиоризма неоспорима. Насущные проблемы, стоящие сегодня перед миром, могут быть решены только в том случае, если мы будем постоянно расширять наше понимание человеческого поведения. Я считаю, что неразумно отказываться от традиционных теорий, которые выдержали испытание временем. Они являются главными виновниками нашей нынешней ситуации. Бихевиоризм может предложить многообещающую альтернативу.

Основные достоинства бихевиоризма заключаются в следующем:

  • он привнес в психологию сильный естественнонаучный уклон;
  • он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, в результате чего быстро развились инструментальные методы изучения психических процессов;
  • чрезвычайно расширился класс изучаемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и т.д;
  • его работа решительно продвинула определенные области психологии, включая проблемы обучения, формирования навыков и т.д.

Я разделяю мнение исследователей, которые считают, что главный недостаток бихевиоризма в том, что он недооценивает сложность психической деятельности, он слишком смешивает психику животных и человека, игнорирует процессы сознания, высшие формы обучения, творчество, самоопределение личности и так далее.

Сущность теории Х

Большинство сотрудников всячески избегают труда вследствие врожденной неприязни к нему. Они не амбициозны, не хотят принимать на себя ответственность за выполнение работы и предпочитают, чтобы ими управляли. Для таких сотрудников высшей ценностью является безопасность – именно она мотивирует их работать, чтобы сохранить свое стабильное рабочее место.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители 490 ₽ Реферат Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители 230 ₽ Контрольная работа Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В соответствии с теорией Х менеджмент должен быть жестким, чтобы обеспечивать контроль за выполнением работы. Основной целью менеджмента является принуждение к труду. В рамках такой организации работы менеджмент должен угрожать сотрудникам различными санкциями для обеспечения достойного качества их работы, необходимого для достижения организационных целей. Менеджеры, действующие в соответствии с положениями теории Х, называются автократичными руководителями.

Стимул, ответ и их классификация

С психологической точки зрения, искусство обучения можно определить как искусство создания и задержки стимулов (в российской психологической литературе это понятие обычно обозначается эквивалентным термином «стимул») с целью вызвать или предотвратить ту или иную реакцию. В данном определении слово «стимул» используется в широком смысле и означает любое явление, оказывающее воздействие на человека — обращенное к нему слово, взгляд, прочитанное предложение, воздух, которым он дышит, и т.д.

Термин «реакция» используется в смысле новой мысли, чувства, интереса, физического действия или какого-либо другого психического или физического состояния, вызванного этим стимулом. Рассмотрим это на примере образования: задача учителя — вызвать и предотвратить желательные и нежелательные изменения в человеческой природе, вызывая или предотвращая известные реакции. Средства, доступные учителю, — это стимулы, которые могут повлиять на ученика: слова, жесты и внешний вид учителя; состояние и обстановка в классе; учебники, которыми пользуется ученик; предметы, которые видит ученик; и целый ряд вещей и событий, на которые влияет учитель. Реакции со стороны ученика — это разнообразные мысли, чувства и физические движения, которые возникают во всевозможных комбинациях.

Стимулы, предоставляемые учителем для получения и направления ответов учащихся, можно классифицировать следующим образом:

  • Стимулы, находящиеся под его непосредственным контролем: движения учителя (знания, любовь и такт учителя, конечно, имеют огромное значение в обучении, но их реальный эффект зависит от того, как они выражаются в тех или иных словах, жестах и действиях) — речь, жесты, мимика и т.д.
  • Стимулы при косвенном контроле:

Физические условия в школе: воздух, свет, тепло и т.д..

Оборудование школы: книги, инструменты, пособия. Социальная среда школы: действия (включая слова) учеников и дух, который ими руководит. Общественная среда: действия родителей, законы, библиотеки и т.д.

Реакции можно классифицировать следующим образом:

  • Физиологические реакции, такие как более глубокое дыхание, более глубокий сон, повышенная подвижность и т.д.
  • Психические реакции (термин «психические реакции» используется здесь в широком смысле и включает восприятие объектов, понимание контекста, атрибуцию умозаключений, а также воспоминание фактов или ассоциацию идей), такие как установление связей между знакомым стимулом и соответствующим представлением; выделение одного элемента из сложного явления; или создание нескольких идей.
  • реакции настроения, такие как отношение внимания, интереса, предпочтения и убеждения к известным общим состояниям всего организма.
  • Реакции эмоциональные, как связь симпатии, любви, ненависти с известными состояниями.
  • Реакция на действия или поведение и навыки, которые связывают известное поведение или движения с известным психическим состоянием.

Направления бихевиоризма

В рамках современного бихевиоризма существует довольно много самостоятельных направлений, при этом нет достаточно точной классификации, которая объединяла бы их все. Рассмотрим наиболее важные направления:

  1. Методологический. Это классический бихевиоризм, в основе которого лежит утверждение, что лишь внешние стимулы оказывают влияние на поведение человека. Он не принимает во внимание мысли и чувства ни качестве причины, ни в качестве следствия.
  2. Радикальный. В основе данного направления лежит подход Скиннера, считавшего внутренние события не менее важными. Он считал, что они также зависят от внешних стимулов и могут оказывать влияние на то, как человек воспринимает различные обстоятельства.
  3. Теоретический. В рамках данного течения также принимаются в расчёт мысли и чувства, которые можно наблюдать, анализировать и даже измерять количественно благодаря современным технологиям.
  4. Психологический. Данное направление основал американский психолог Артур Стаатс как прикладную науку, рассчитанную на практическое применение. В частности, психологический бихевиоризм активно применяется в детском воспитании, а также при разработке современных подходов к образованию.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]