Гуманистическая психология кратко и понятно. Представители

Сфера психологии включает в себя дисциплины с разным подходом, появлявшиеся на протяжении столетий развития науки. Одной из них является гуманистическое направление, возникшее на заре 60-х годов в США как альтернатива психоанализу и бихевиоризму, занимавшим в то время доминирующие позиции. Краткое и понятное объяснение гуманистического подхода заключается в работе с эмоциональными, творческими и моральными аспектами человека.

Индивид при этом рассматривается как наделённая свободой воли сложная и уникальная система с вариативным поведением. Это противоречит взглядам приверженцев бихевиоризма и психоанализа, обобщающих толкование человеческого поведения импульсами бессознательного и приравнивающими рефлексами людей к животным.

Что такое гуманистическая психология простыми словами

Гуманистическая психология, кратко и понятно характеризующаяся как ориентированная на особенности и стремления человеческой личности, описывает её как неповторимую структуру, чьим исключительным свойством является самоактуализация. Согласно данной дисциплине, человек самостоятельно созидает себя на протяжении всего своего бытия, из-за чего не может считаться завершённым ни в какой определённый момент времени.

Эта отрасль психологии также зовётся 3-й силой по отношению к психоанализу и бихевиоризму.



Она работает с возвышенными проявлениями личности, в число которых входят:

  • автономия;
  • свобода;
  • реализация себя;
  • моральные принципы;
  • творчество;
  • личностный рост;
  • любовь;
  • ответственность;
  • смысл жизни;
  • здравое мышление;
  • общение.

Принцип становления

Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления. Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника. Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.

Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия. Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек. Жизнь – непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.

Что изучает гуманистическая психология

Это научное направление, одним из подвидов которого является популярная позитивная психология, определяет людей как активных независимых субъектов. Согласно данному учению, они отличаются друг от друга благодаря уникальным наборам качеств, которые, обеспечивая человеческую индивидуальность, целостность и свободу выбора, не препятствуют существованию социума.

Гуманистическая психология имеет специфический процесс исследования, одним из главных отличий которого является индивидуальный подход. Его можно кратко описать как научную работу, в ходе которой внимание уделяется аспектам человека, обеспечивающим его уникальность. Для поверхностного понимания терапии достаточно уяснить, что одной из её главных задач является преодоление возможного отчуждения из-за расхождений этих аспектов и норм общества.

Сторонники гуманистического направления описывают человека как индивида, делающего выбор самостоятельно, в соответствии с его личными принципами и оценкой ситуации, а не в результате получения внешних импульсов.


Гуманистическая психология

Основными предметами исследований являются:

  • стадии деградация личности;
  • психические здоровье и гармония;
  • нужда в чувстве защищённости;
  • главные физические и социальные нужды;
  • этапы развития и успеха;
  • чувство собственного достоинства;
  • наделение жизни смыслом;
  • воплощение себя.

Абрахам Маслоу

Одним из главных представителей гуманистической психологии, выступающий также и ее основоположником, является Абрахам Маслоу. Именно им была предложена концепция целостной личности. Теория Маслоу противопоставлялась господствующим тогда учениям бихевиоризма и психоанализа. Маслоу предполагал, что сущность каждого человека является исключительно позитивной и стремится к непрерывному развитию. В таком случае цель психологии состоит в том, чтобы помочь личности найти в себе то, что в ней уже заложено. Данные особенности согласно гуманистической психологии Маслоу существуют в виде врожденных возможностей. Они могут быть актуализированы внешними факторами. Идеи Маслоу и послужили фундаментом для дальнейшего развития гуманистического направления.

Маслоу внес большой вклад в развитие психологической науки. Именно он переключил внимание с работы над неврозами на изучение особенностей психологии здорового человека.

Основные положения и задачи науки

Главные тезисы этого направления заботы о ментальном здоровье были составлены в 1963 г. доктором философии и психотерапевтом Джеймсом Бьюдженталем, на то время занимавшим пост первого президента АГП – Ассоциации гуманистической психологии (в оригинале AHP — Association for Humanistic Psychology).

Сформулированные им постулаты и отдельные высказывания его коллег по сей день сохраняют актуальность и являются ключевыми для данной отрасли психологии:

  • Нельзя описывать человека, исследовав лишь его частные функции. Индивида нужно изучать полностью, поскольку он, будучи существом целостным, превышает совокупность компонентов своей личности.
  • Жизнь человека это неделимое течение его бытия и становления.
  • Люди являются творческими и активными созданиями, которые могут формировать намерение, мыслить и действовать в соответствии с ним. Для них важно быть значимыми, представлять пользу, авторитет, и творчески проявлять себя.
  • Существование человека обусловлено уникальной человеческой средой.
  • Индивиды по умолчанию открыты миру. Их ощущение мира и самих себя в нём является основной психологической реальностью.
  • Люди могут нести ответственность и наделены свободой выбора.
  • Собственные моральные принципы и смысл, определяющие выбор человека, в некоторой степени освобождают от детерминации извне.
  • Статистические данные не являются непреложной истиной. Из-за уникальности каждого человека пользу для исследований имеют и отдельные прецеденты.
  • Осознание себя относительно других индивидов является частью сознания человека.
  • Личность имеет потребность бесконечно реализовывать себя и развиваться, потенциал к этому заложен в человеческой природе.
  • Наблюдение за животными не может использоваться в изучении человека.

Интересные факты

Рассмотрим несколько занимательных фактов о гуманистическом направлении.

  • Идеи, предложенные Маслоу, были раскритикованы основоположником психоанализа З. Фрейдом.
  • Франкл изобрел понятие «воскресного невроза», которое характеризует подавленное психоэмоциональное состояние, которое человек может испытывать по завершении трудовой недели.
  • Карл Роджерс, один из основоположников гуманистического направления, в юности планировал стать фермером.
  • К гуманистическому направлению также относится и школа позитивной психологии.
  • В качестве своей философской базы гуманистическая психология опирается на экзистенциализм.
  • Данное направление в психологии выступает против построения психологического знания по принципу естественных наук.

Основоположники и последователи направления

Одним из отцов гуманистического подхода зовут Абрахама Маслоу, наиболее известного благодаря созданию иерархии человеческих потребностей, выстроенных в форме пирамиды. Идея целостности человека также принадлежит Маслоу, рассматривавшего людей как изначально положительных существ с тягой к развитию, а психологию как в первую очередь вспомогательное средство в достижении необходимого им уровня.

В своей работе Маслоу руководствовался соображениями экзистенциализма, в той или иной степени проявляющихся во всех гранях учения.

Создавший логотерапию психолог-невролог Виктор Франкл из Австрии привнёс в гуманистическую психологию идеи своей методики. В качестве того, что движет человеком, логотерапия называет поиск и оценку им жизненных смыслов. Согласно терапии Франкла, в ходе этого поиска человек развивается и реализует себя.

Автор концепции личностных черт психотерапевт Гордон Олпорт описывал человека как саморазвивающуюся личность, открытую для межличностного и общественного взаимодействия. Сменивший направление исследований в пользу здоровых людей, Олпорт приводил тезисы и задачи гуманистического изучения целостной личности в качестве альтернативы методам психоанализа и бихевиоризма.

Согласно мнению психолога, сбор и описание фактов являются недостаточными мерами обследования, помимо этого их необходимо связать друг с другом и истолковать в систематизированном виде. Олпорт также оспаривал объяснение взаимодействия как вхождения в гармонию со средой, так как не считал развитие приспособлением к ней.

Опытный психотерапевт Карл Роджерс, определивший «я-концепцию» в качестве базиса конструкции личности и основного регулятора поведения, проповедовал революционную ориентированную на личность терапию. «Я-концепция» заключается в самостоятельном осознании себя и в восприятии себя в контексте с другими людьми.

По словам Роджерса, поведение людей берёт своё начало из их внутренней мотивации, и они вольны действовать в соответствии со своими желаниями, тем самым формируя собственную жизнь. Ему так же принадлежит популяризация определения «самоактуализация», означающего развитие и успех.

Психолог рассматривал людей как добрых от природы, а их основной целью социальную реализацию себя. Негативные же мысли и проявления индивида Роджерс характеризовал как искажение личности человека, входящее в противоречие с его изначальной сутью.

Среди остальных наиболее значимых приверженцев гуманистической психологии называют повлиявших на неё лиц:

  • Эверетт Шостром;
  • Фредерик Перлз;
  • Шарлотта Бюлер;
  • Фрэнк Баррон;
  • Ролло Мэй;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Сидни Джурард;
  • Эрих Фромм;
  • Ханс-Вернер Гессманн.

Конгруэнтность личности по К. Роджерсу

К. Роджерс считает личность центром постоянно изменяющегося мира, который он называет феноменальным. Это не предметы и объекты, а эмоции и чувства человека. Организм сразу после рождения учится воспринимать окружение. С годами он накапливает опыт и привычки. Человек реагирует не на реальность, а на свое восприятие действительности.

Роджерс был представителем феноменологического направления. Его главные принципы:

  • самостоятельный выбор судьбы;
  • возможность понимания личности только с ее точки зрения;
  • стремление к совершенству.

Так как человек сам делает выбор, то он и определяет свою судьбу. Но понять его можно только с его позиции. Необходимо познать субъективное восприятия действительности с точки зрения личности. Третий принцип говорит о том, что каждый человек по своей природе добрый. Он всегда подсознательно стремится к совершенству.

Понятие реальности в психологии отдельное: это личные восприятия мира индивидуумом. Любые переживания человек оценивает по-своему. Некоторые удовлетворяют его потребности, поэтому запоминаются в качестве опыта. А другие отбрасываются, не осознаются.

Психотерапия, по мнению Роджерса, должна помочь человеку раскрыть свои эмоции и потенциал. Он считает, что специалист должен поддерживать клиента с помощью эмпатии. Необходимо положительно принимать личность, создавать для нее оптимальную атмосферу. Консультант должен добиться того, чтобы клиент сам понял свои проблемы.

Такая направленность в работе поможет ему переосмыслить ситуацию и самостоятельно найти из нее выход.

История становления и развития науки

Семинары, собиравшие привлечённых первыми тезисами гуманистического подхода специалистов, начали проводить с 1957 г. Предметами обсуждения были задачи и трудности психологии того времени. В 1959 г. Ролло Мэй написал книгу «Экзистенциальная психология», ставшую манифестом движения.

Направление оформилось и начало набирать силу в 60-х годах. В 1961 г. был создан посвящённый революционному учению журнал. По мере увеличения числа сторонников новой дисциплины в 1970 г. Ассоциация гуманистической психологии вышла на международный уровень.

Главной концепцией этой отрасли науки, занимающей противоречащую психоанализу и бихевиоризму позицию в отношении задач и работы с обследуемыми, было исследование индивида и его психики путём живого общения, а не посредством сухих и обобщающих психологических приёмов. Согласно мнению таких специалистов как Олпорт, Маслоу, Роджерс и других значимых участников движения, непосредственный контакт с пациентом способствовал лучшему осознанию себя и личностному самоопределению последнего.

Один из родоначальников учения Абрахам Маслоу критически отзывался о популярных в его время психологических шаблонах и методиках, считая их негативными и поверхностными. По его словам, психология была больше ориентирована на работу с личными слабостями и уязвимостями, чем на взаимодействие с сильными сторонами человека.

Психолог призывал уделять в исследованиях психическому здоровью и позитивным эмоциям не меньшее внимание, чем заболеваниям, расстройствам и прочим патологическим состояниям психики. Благодаря труду Абрахама Маслоу и его единомышленников была сформирована новая уникальная методика психологических исследований и терапии.

Развитие науки в настоящее время

Гуманистическая психология, кратко и понятно идентифицируемая как продвинутое учение западного общества, сейчас активно развивается и в России, которую для обмена опытом посещали делегации учёных АГП ещё во времена СССР. Принципы и методы дисциплины сейчас можно обнаружить не только в позитивной, трансперсональной и прочих, идеологически близких видах психологии, но и в современных психоанализе и бихевиаризме.

Несмотря на критику этих направлений Маслоу, характеризовавшего своё учение как «третью силу» по отношению к этим 2-м направлениям, они не являются конкурирующими. Отрасли психологии дополняют друг друга для лучшего понимания человека и взаимодействия с ним. Ориентированный на личность индивида подход поспособствовал целостному видению людей и стал востребованным не только в пределах науки, используясь в политике, образовании, медицине и прочих социальных сферах.

При этом гуманистическому движению по-прежнему не свойственна упорядоченность, из-за чего оно не сочетается с естественными дисциплинами и пребывает скорее в гуманитарном лагере наук.

Не изменились и цели учения, берущего своё начало в экзистенциализме, немецком романтизме, мировоззрении восточных учений, французском Просвещении, философии:

  • Достоевского.
  • Ницше.
  • Толстого.
  • Фейербаха.
  • Гуссерля.
  • гуманистов эпохи Возрождения.

По словам Морин О’Хары, занимавшей пост президента АГП в 90-е годы, люди во всех точках мира одинаково нуждаются в понимании себя и свободе, в связи с чем большое значение имеет исследование путей мирного сосуществования различных групп людей. Согласно мнению О’Хары, взаимные поддержка и понимание независимых сообществ смогли бы изменить ход человеческой истории и расширить сознание масс.

Основные принципы и методы исследования

Успех сеанса гуманистической психологии в основном обусловлен собеседником обследуемого, в роли которого выступает психолог. Приём у специалиста проходит как диалог пациента с терапевтом, который без осуждения и с пониманием выслушивает человека, не критикуя получаемую информацию. Обследуемый, таким образом, открывается, и начинает выражать чувства свободнее. Это позволяет ему полнее осознать себя, своё окружение и найти выход из беспокоящей его ситуации.

Целями подобных сеансов также являются создание и утверждение у клиента позитивного видения себя, и реалистичного восприятия своего окружения.

Согласно идеям Карла Роджерса, стоящего у истоков практического применения гуманистического подхода, психотерапевт должен руководствоваться принципами:

  • Специалисту в своём поведении следует придерживаться конгруэнтности, разговаривая свободно и непосредственно. Эта манера общения, в основе которой находятся честность, открытость и самовыражение без опаски, должна быть постепенно перенята обследуемым.
  • Психологу необходимо понимать чувства собеседника, ставя себя на его место посредством эмпатии.
  • Беседа в процессе сеанса гуманистической терапии происходит на равных и должна поспособствовать установлению прочной психологической связи между участниками.
  • Терапевту следует проявлять отзывчивость и принимать всю информацию, но не давать ей или обследуемому каких-либо оценок, позволяя ему вести себя естественно.


Основанные Роджерсом сеансы оздоровительной терапии проводятся психологами всего мира, по сей день являясь одним из наиболее распространённых средств обследования и психологической помощи. В первую очередь их назначают в случаях одиночества, недостатка понимания и сопереживания.

Виктор Франкл

Еще одним видным представителем гуманистической психологии является Виктор Эмиль Франкл, психолог и психиатр из Австрии. Именно Франклом была создана концепция логотерапии. Согласно ей, движущей силой развития личности является желание отыскать жизненный смысл. Человек может не задавать этот вопрос прямо, а отвечать на него собственными реальными делами, поступками. Роль смысла для каждой отдельно взятой личности выполняют ценности. Виктор Франкл в своих трудах описывает три категории таких ценностей:

  • Ценность творчества (первоочередное значение имеет труд).
  • Переживания (например, любовь).
  • Жизненного отношения (сознательно избираемая и вырабатываемая индивидом позиция, которой он придерживается в критических жизненных обстоятельствах).

В процессе осуществления смысла человек и приходит к самореализации, осуществлению себя. Совесть представляет собой ту внутреннюю инстанцию, которая помогает личности определить, какой именно из потенциальных смыслов является истинным.

В одном из своих основных трудов под названием «Человек в поисках смысла» Франкл пишет о своем личном опыте выживания в страшных условиях концентрационного лагеря. В этой же книге он излагает свой опыт нахождения ценности жизни, ее смысла даже в такой ужасающей обстановке. Метод Франкла исследователи относят к категории экзистенциальной терапии. Работы его стали источником вдохновения для многих представителей гуманистического направления. Сам Франкл пришел к выводу о том, что главный стрессор для человека – это отсутствие смысла жизни. По мнению психолога, экзистенциальный невроз по своей сути тождествен кризису бессмысленного существования.

Методы и направления

Гуманистическая психология, кратко и понятно определяемая как совокупность метафизических тезисов, выявляет психологические проблемы посредством экзистенционального опыта. Он формируется в ходе исследований терапии, позволяя индивиду трезво взглянуть на себя и своё окружение. Это также даёт человеку основу для определённых поступков и размышлений.

В практическом применении гуманистического подхода используют множество приёмов и технологий самопроникновения, условно делящихся на 4 типа. Далее приведены некоторые из основных техник для каждой группы.

Чувственные методы

В оперирующие чувствами технологии входят:

  • эмпатия;
  • психодрама;
  • установление психологической связи;
  • целостное видение себя.

Телесные методы

В гуманистическом подходе используют следующие приёмы телесного взаимодействия:

  • терапия Александера;
  • практики холистической медицины;
  • технология Райха;
  • рольфинг и приём Фельденкрайза;
  • чувственное сознание.

Спиритуальные методы

Технологии этой группы включают такие приёмы как:

  • песочные игры;
  • трансперсональная терапия;
  • активные образовательные мероприятия;
  • динамическая медитация;
  • трактовка снов;
  • психоанализ.

Мыслительные методы

К мыслительным техникам гуманистического подхода относят:

  • нейролингвистическое программирование;
  • трансакционное исследование;
  • семейную психологию;
  • разработку индивидуальных конструктов по методу Келли.

Концепты гуманистической психологии. Базисы

Гуманистическая психология, кратко и понятно зовущаяся жизнеутверждающей, в первую очередь выделяется со-исследовательской терапией, проводящейся не только специалистом, но и обследуемым в отношении самого себя. Благодаря этому клиенту становится доступно самоопределение, систематизация процесса исследования себя и оценивание выполненной работы.

Согласно мнению основоположников гуманистического подхода, такие практики повышают эффективность работы с индивидом за счёт его непосредственного участия. В процессе развития и отработки со-исследовательской методики возникла специфическая терминология.

Реальная самость (The real self)

Этот термин встречается в трудах многих повлиявших на психологию учёных, среди которых Юнг, Маслоу, Фрейд и Роджерс. Он обозначает мост между сознанием и бессознательным человека, выделяющий его личность. Сведение обследуемого с его настоящей индивидуальностью, пребывающей под масками социальных ролей, является методом улучшения настроения пациента. Его применяют, к примеру, при угнетённом состоянии, вызванном конфликтом социальных норм и гендерного несоответствия.

Субличностное (Sub-personalities)

Определение субличностного заключается в наличии дополнительных манер общения и образов у каждого человека, проявление которых происходит в зависимости от обстоятельств. Например, поведение людей в рабочей среде обычно отличается от их семейного времяпровождения. Автором термина «субличность» является итальянский психолог Роберто Ассанджиоли.

Обоснованность, богатство мотивации (Abundance motivation)

По мнению многих специалистов, действия индивида обусловлены его внутренними нуждами и желаниями. Согласно гуманистической концепции обоснованности, некоторые из них могут быть мнимыми и служить преградой к воссоединению со своей реальной самостью. Для предотвращения движения по неправильному пути следует обдумывать свои мотивы и сопутствующие им состояния.

Я-концепция

Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру — Я-концепцию. Я — символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. «Я-концепция — это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы на довербальном уровне… Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я».

В структуру Я входят разные ценности: 1) непосредственно переживаемые организмом («Я воспринимаю своих родителей как людей, недовольных моим поведением») и 2) интроецируемые у других, но в своем искажении воспринимаемые как собственные, непосредственные («Я воспринимаю свое поведение как неудовлетворительное»). Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажать свой опыт.

Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются в отношении самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности.

Я-концепция характеризуется:

  • областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);
  • структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;
  • конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е.наличием соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;
  • защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;
  • напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;
  • уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;
  • реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Основанием невроза служит рассогласование, не конгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его «Я-концепции», самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней.

В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или «клиент-центрированной» психотерапии. Позднее термин «клиент-центрированная психотерапия» был заменен более подходящим — понятием «личностно-центрированная терапия». Роджерс полагал, что новое название будет в большей степени подходить для описания человеческих ценностей и взаимной зависимости, представления о которых лежали в основе разработанного им подхода, и что это название можно будет применять в других областях знания помимо консультирования и психотерапии . Именно этот акцент на субъективном, перцептивном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина. Восприятие рассматривается как их версия действительности.

Основными условиями личностно-центрированного подхода являются — эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента.

Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность — это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго.

Плюсы и минусы гуманистического направления. Взвешиваем за и против

Из-за отсутствия строгой организации протестная по своему характеру гуманистическая отрасль психологии не оформилась в независимое направление, но стала важным и востребованным элементом этой науки. Основой отличий гуманистического подхода от его предшественников стало рассмотрение человека как целостного существа и неприятие аналогий с животными или чем-то ещё при проведении психологических исследований.

Привлекательными сторонами дисциплины являются:

  • дифференцирование недугов психосоматического типа;
  • тезис об управлении собственной психикой;
  • возможность самостоятельного поиска и обнаружения у себя расстройств психики;
  • изучение индивидуального потенциала.

Среди недостатков направления называют:

  • персонализм исследований и выводов;
  • повышенное внимание к индивидуализму;
  • отсутствие научно выверенного метода оценки личностных особенностей обследуемого;
  • пренебрежение рациональными способами осмотра;
  • исключение положений о порочности индивида.

Практическое применение. Рычаги и клавиши

Наибольшее распространение принципы и методы «третьей силы» психологии получили в остальных сферах этой науки. Профессионалы со всех концов земного шара успешно применяют их как в психиатрии, так и при сеансах профилактики или терапии.

Остальными областями, где в той или иной степени задействованы гуманистические наработки, являются:

Сфера деятельностиОсобенности
Просветительские выступленияУ истоков интенсивных социальных тренингов и семинаров стоит Карл Роджерс, являющийся одним из основателей учения.
СоциумОдной из главных идей направления является совершенствование общества путём приведения к взаимопониманию и сотрудничеству как отдельных индивидов, так и различных групп людей.
ОбразованиеТоварищеская манера общения преподавателей с учениками даёт свободу для проявления потенциала последних и повышает эффективность занятий
Интеграция в повседневную жизньГуманистический подход используют во множестве социальных институтов различного назначения

Маслоу, Роджерс и прочие специалисты, повлиявшие на формирование гуманистического подхода, продолжают приобретать последователей, что способствует увеличению числа его сторонников в самых разных областях. Среди сложных научных концепций данной дисциплины присутствуют и краткие понятные положения, обеспечивающие ей востребованность во всех слоях общества.

Эта привлекательная отрасль психологии ориентирована на положительные качества личности, эмоции, спонтанность и творчество, однако недостаток систематики и строгого обоснования её методов не позволили этому во многом экспериментальному учению занять место среди самостоятельных направлений. Несмотря на это, гуманистический подход прочно укрепился в различных аспектах психологии, значительно дополнив и обогатив её.

Автор: Cash Diver

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]