Психоанализ в психологии — что это кратко и простыми словами

16.06.20215 минут чтения 885

Основы психоанализа были сформированы на рубеже XIX-XX веков. Сегодня, несмотря на то, что по-прежнему не утихают споры относительно этой концепции, она стала важной и неотъемлемой частью современной культуры, оказав значительное влияние на философию, медицину, религию и культуру. Любой образованный и любознательный человек должен иметь представление о том, что такое психоанализ и разбираться в основных составляющих его терминах.

Основателем психоаналитической теории является австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг). Он получил образование в Венском университете, проходил стажировку во Франции, в Берлине, а затем занялся частной практикой, работал с пациентами различных возрастов, пытаясь отыскать эффективные способы лечения неврозов, психических расстройств и объяснить их причины.

Длительная и профессиональная непрерывная практика подтолкнула его к формированию собственной концепции, которую он неоднократно излагал в своих многочисленных работах, рассказывая о том, что такое бессознательное, какую роль оно играет в жизни человека и как использовать эти знания в практической деятельности в различных областях знания.

Изначально З. Фрейд отталкивался от понятия «катарсис», которое восходит корнями к Аристотелю. Суть термина заключается в том, что во время эмоций, которые переживает человек, воспринимая произведения драматического искусства, сопереживая героям, происходит «очищение» души от всего накопленного за долгие годы.

Терапия, основанная на этом понятии, заключалась в том, что под действием гипноза он заставлял вспомнить человека о пережитых эмоциях во время травмирующего события. От этой процедуры наступало облегчение. Но однажды Фрейд пришёл к выводу, что не все пациенты поддаются гипнозу и это подтолкнуло его к поиску новых техник воздействия. Так вскоре появился метод, основанный на свободных ассоциациях.

Пациентам предлагалось говорить все возникающие у них ассоциации, фантазии в процессе обсуждения каких-либо вопросов, трактовании сновидений. Это позволяло выстроить гипотезы относительно истоков заболевания. Так родилась психоаналитическая теория.

Цитата По Фрейду, из всех открытий, которые когда-либо сделало человечество, можно выделить 3, которые нанесли существенный ущерб человеческому нарциссизму:

1. Космологическая теория Николая Коперника, доказавшая, что наша планета не является центром Вселенной, а представляет собой всего лишь одну из планет небольшой системы. 2. Биологическая концепция Чарльза Дарвина, согласно которой человек не является высшей силой, а произошёл от животных, в результате общего для всех живых существ естественного отбора. 3. Открытие самим Фрейдом бессознательного и его превосходства над сознанием.

Что такое психоанализ: суть теории

Дадим определение понятию. Название образовано от двух греческих слов: «душа» и «разложение, расчленение». В научную среду понятие вошло в 1896 году после выхода немецкой статьи о происхождении неврозов. Уже и нельзя сказать точно, кто первым ввел понятие психоанализа, но его основателем считается Зигмунд Фрейд. Именно он придумал психоанализ и предложил его как направление психологии.

В словаре Лапланша и Понталиса дано такое определение психоанализа: «Это метод исследования, опирающийся на выявление бессознательных значений слов, поступков, продуктов воображения человека (снов, фантазий, бреда); метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения».

Таким образом, психоанализ простыми словами – это научная теория и метод лечения психических расстройств. В настоящее время его рассматривают в трех областях:

  • как психологическую и философскую теорию личности;
  • как совокупность принципов и методик изучения бессознательного личности;
  • как направление в психотерапии, которое помогает избавиться от внутриличностных конфликтов, неврозов, комплексов, психозов, депрессии, фобий и других проблем.

Психоанализ в психологии рассматривается как теория и как практика. Разберем, в чем суть теории психоанализа З. Фрейда.

Что изучает психоанализ? Бессознательные мотивы и желания личности. Если говорить о психоанализе как о теории, то ее суть можно отразить в нескольких тезисах (особенностях):

  • конфликт сознательного и бессознательного приводит к развитию неврозов, страхов, депрессии и других психологических проблем;
  • мысли и поведение обусловлены бессознательными желаниями;
  • осознание истинных мотивов, потребностей, желаний затруднено из-за включения защитных механизмов психики;
  • психологические проблемы можно решить, если вывести их на уровень сознания (это можно сделать при помощи методов психоанализа).

Базовая идея психоанализа Фрейда состоит в том, что в психической природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. То есть все, что человек имеет в настоящем, – результат прошлого. Если сейчас что-то не устраивает, то причину нужно искать в прошлом. А теперь будем разбирать все подробнее и по порядку.

Психоанализ в психологии

Психоаналитическое направление по сей день является одним из ведущих в психологии. Концепция З. Фрейда была дополнена его последователями, одним из которых был его ближайший ученик – К. Г. Юнг (1875-1961 гг.). Он, отталкиваясь от понятия бессознательного З. Фрейда, ввёл своё понятие «коллективного бессознательного», дополняющего «индивидуальное бессознательное», а порой и прорывающегося в него, под которым понимал совокупность проблем, страхов и переживаний, которые движут людьми во все времена и передаются от поколения к поколению. Коллективное бессознательное состоит из архетипов.

Ключевые архетипы:

  • «Анима» и «Анимус»

    Это женское и мужское начало, которое подобно китайскому «инь» и «ян».

  • «Персона»

    архетип, характеризующийся наличием различных масок. Истинные мотивы действий человека, в котором он доминирует, трудно разгадать, он всегда разный и принимают тот облик, который ему выгодно в зависимости от ситуации.

  • «Тень»

    тёмная сторона личности, привычки, желания, установки, которые он отвергает и подавляет. Образ «тени» — это Мефистофель из романа И.В. Гёте «Фауст».

  • «Герой»

    проявление силы, отваги, справедливости.

Если происходит надрыв того или иного архетипа, то человек начинает впадать в крайности и происходят перегибы в ту или иную сторону. Если надорван архетип «героя» — человек может быть либо до безрассудства смелым, либо, наоборот, трусливым.

К. Юнг не отверг основные постулаты основ психоанализа З. Фрейда, а дополнил их своими понятиями. Структура личности по теории К. Юнга выглядит следующим образом. В самом низу – «самость»

— ядро личности, все самые глубинные её основы. Чуть выше расположено
коллективное бессознательное (архетипы).
Далее –
индивидуальное бессознательное,
вверху которого расположена
«тень»
— то, что мы в себе подавляем. Потом идёт
«эго»
— центральная часть сознания. И на самой вершине –
«персона»
— то, что мы показываем социуму, как мы себя позиционируем, какие маски представляем.

Цитата Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.

Зигмунд Фрейд

Кто является основоположником психоанализа

Автором теории, основоположником метода психоанализа является австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд. Он же был основателем школы психоанализа. Иногда теоретическую основу психоанализа (философию Фрейда) называют фрейдизмом. Теория Фрейда оказала значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

Интересно! Ближайшими последователями Фрейда были К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др. Некоторые из современных психологов тоже опираются на учение Фрейда.

Предисловие

Истина сделает вас свободными.

З. Фрейд

Психоанализ Зигмунда Фрейда стал тем историческим событием, которое кардинальным образом изменило представления людей о самих себе. Появление глубинной психологии, открыто заявившей о господстве влечений и существовании инфантильной сексуальности, в начале XX века было встречено бурным негодованием со стороны консервативно настроенной общественности. Период активного сопротивления психоаналитическому знанию, к счастью, длился недолго и довольно скоро сменился этапом возрастающего интереса к нему. К настоящему времени психоаналитические идеи стали неотъемлемой частью человеческой культуры и нашли применение практически во всех сферах социальной жизни. Одновременно с этим, в силу ряда исторических и психологических причин, имя Фрейда остается окутанным шлейфом неопределенности. Обывательские представления о психоанализе по большей части сведены к упрощенным и весьма далеким от истины штампам, вызывающим противоречивое, а в ряде случаев и необоснованно негативное отношение людей.

Определяя, что есть психоанализ,

З. Фрейд указывал, что под ним одновременно скрываются: 1) способ исследования психических процессов, недоступных обычному пониманию; 2) метод лечения неврозов; 3) ряд возникших в результате этого психологических теорий. Идея создания общей психологической концепции
(метапсихологии),
раскрывающей основные закономерности психической жизни человека в норме и патологии, никогда не покидала Фрейда. В результате реализации данного замысла были разработаны основные положения классического психоанализа, составляющие теоретико-методологическую основу для всех последующих психоаналитических школ.

Более чем за сто лет своего существования психоанализ претерпел кардинальные изменения. На ниве монотеистической концепции Зигмунда Фрейда выросла сложная научная система, включающая разнообразные теоретические взгляды и практические подходы. Современный психоанализ представляет собой совокупность подходов, объединенных общим предметом исследования, в роли которого выступают частично или полностью неосознаваемые аспекты психической жизни людей.

Общая цель психоаналитической работы определяется как освобождение индивидов от различных бессознательных ограничений, вызывающих страдание и блокирующих процесс прогрессивного развития.

Отличительной особенностью психоанализа всегда была тесная связь теории и практики.

Психоанализ зарождался как метод лечения неврозов и развивался как учение о бессознательных процессах, на фундаменте которого постепенно сформировалась научно-практическая система, ориентированная на решение самых различных социальных задач. В современном психоанализе отчетливо выделяются три взаимосвязанных направления:
психоаналитическая теория
, составляющая основу для различных практических подходов,
клинический психоанализ
, ориентированный на оказание психологической и психотерапевтической помощи в случае личностных затруднений или нервно-психических расстройств, и
прикладной психоанализ
, направленный на анализ культурных феноменов и решение социальных задач.

На данном этапе развития психоанализ уже не является монолитным образованием, объединяя в рамках общей методологии множество подсистем. В связи с этим различают две главные парадигмы: классический (ортодоксальный) психоанализ

, последовательно развивающий идеи, предложенные Фрейдом, и
современный (неортодоксальный) психоанализ
, дополняющий классический подход новыми оригинальными концепциями и методами. Не представляется возможным перечислить все современные психоаналитические теории. В рамках общей канвы выделяются психоаналитические школы, делающие акцент на отдельных теоретических положениях или технических моментах, например кляйнианская традиция, школа Анны Фрейд, теория объектных отношений, эго-психология, структурный психоанализ Лакана и другие.

В качестве альтернативного, но близкого к психоанализу, варианта развивается психодинамический подход

, используемый многочисленными консолидированными группами, среди которых: юнгианцы, адлерианцы, представители трансактного анализа и многие другие исследователи, чьи оригинальные подходы к теории и практике хотя и отклоняются от основной психоаналитической канвы, но имеют несомненную научную и практическую ценность.

В отношении психотерапевтической практики выделяют три относительно самостоятельных направления: 1) классическую технику психоанализа (психоанализ)

; 2)
психоаналитическую терапию
; 3)
психодинамические подходы.
В первом случае лечение индивидов выстраивается в максимальном соответствии с методикой, предложенной Фрейдом; во втором случае допускаются некоторые отступления от классических канонов, например, за счет уменьшения количества встреч с пациентом с пяти до двух раз в неделю; в третьем варианте имеют место принципиальные отклонения от первоначальной психоаналитической техники.

Современный психоанализ представляет собой непрерывно развивающуюся систему, в рамках которой классическое наследие закономерно преобразуется в актуальное знание.

Любая историческая эпоха фокусирует свое внимание на концепциях, отражающих насущные потребности общества. Если в период творчества Фрейда были особенно популярны
теория влечений
и
концепция инфантильной сексуальности
, то в настоящее время несомненными лидерами в области психоаналитических идей выступают
теория объектных отношений и эго-психология.
Одновременно с этим постоянно видоизменяется техника психоанализа.

Перечисленные особенности изучаемого предмета наиболее полно освещены в специальной литературе, среди которой особое место занимает двухтомник Х. Томе и Х. Кэхеле «Современный психоанализ»

(дословный перевод с немецкого звучит как «Учебник психоаналитической терапии»). Данный труд представляет собой систематизированное руководство по использованию теории и методики психоанализа практикующими психотерапевтами. При всей глубине и содержательности книга Томе и Кэхеле, как и многие другие психоаналитические издания, ориентирована на специалистов, имеющих основательную профессиональную подготовку, неподготовленному же читателю довольно сложно, а в ряде случаев и просто невозможно извлечь пользу из подобной литературы в силу выраженной специфичности последней.

Настоящая работа имеет то же название, однако ориентирована на более доступное для широкой аудитории и одновременно с этим научно обоснованное описание современного психоанализа как динамично развивающейся системы, интегрирующей психоаналитические теории и их практическое применение.

Книга состоит из трех частей. В первой главе раскрываются базовые концепции психоанализа. Здесь представлены основные концепции Зигмунда Фрейда, со здающие единый контекст для всей психоаналитической системы. Вторая глава первой части содержит анализ взглядов Фрейда и его последователей на общественные процессы, составляющие основу современного прикладного психоанализа.

Вторая часть книги посвящена обсуждению современных школ психоанализа, большинство из которых ориентированы на решение клинических задач. Термин клинический психоанализ

, хотя и не в полной мере, отражает обозначаемую им реальность, достаточно укоренился в сознании людей для обозначения «лечебных» целей психоанализа. Современная практика психоанализа вышла далеко за границы лечения неврозов. Несмотря на то что невротическая симптоматика по-прежнему рассматривается как показание для применения классической техники, современный психоанализ находит адекватные методы оказания помощи лицам с самыми разнообразными проблемами – от обычных психологических затруднений до тяжелых психических расстройств.

Во второй главе второй части раскрываются принципы и особенности организации отдельных форм клинического психоанализа на примере двух основных вариантов: классической техники и современной психоаналитической терапии. Практика показывает, что психоаналитики, изначально ориентированные на индивидуальную работу с пациентом, начинают все более признавать важность парного консультирования и семейной психотерапии. Данное, относительно новое, применение психоанализа стало актуальным в 1960–1970-е годы в связи с наметившейся тенденцией кризиса традиционной патриархальной модели семьи. В настоящее время терапия отношений востребована обществом и может рассматриваться как расширение возможностей аналитика в решении терапевтических задач.

В третьем разделе книги приводятся определение и основные положения прикладного психоанализа

. На основе этого раскрываются глубинные аспекты актуальных социальных феноменов: группового взаимодействия, массовой культуры, харизматического лидерства, а также психологических эффектов рекламы и СМИ. Для повышения эффективности восприятия читателей перечисленные социальные феномены рассматриваются преимущественно с позиций классического психоанализа. Основное внимание уделяется бессознательным фантазиям и мотивам поведения людей в обществе. На примере современной рекламы демонстрируются возможности применения психоаналитических идей к решению различных социальных задач.

К сожалению, из-за ограниченного объема книги не удалось охватить все современные психоаналитические школы, среди которых юнгианское направление, структурный психоанализ Ж. Лакана, групп-анализ и другие. Данные подходы широко представлены в литературе и достойны отдельного изучения. В настоящем пособии решалась конкретная задача описания современного состояния классической традиции психоанализа. Хочется надеяться, что рассмотренные психоаналитические идеи окажутся полезными как для осмысления собственного жизненного опыта читателей, так и для повышения уровня их профессиональной компетентности.

Е. В. Змановская

Основы психоанализа

Бессознательное, сексуальный инстинкт, сублимация, оговорка по Фрейду – возможно, вы слышали эти понятия. Все они относятся к психоанализу. А знаете ли вы их определения и суть? Сейчас во всем разберемся, рассмотрим основы психоанализа личности, разберем ключевые понятия.

Сознание и бессознательное

В теории психоанализа Фрейд выделил 2 структуры психики. Каждая из них имеет три слоя, но между собой эти структуры несколько отличаются. Сначала разберем слои первой структуры:

  1. Бессознательное. Здесь хранятся все тайные желания, вытесненные воспоминания, животные инстинкты, аморальные влечения.
  2. Предсознание, или подсознание. На этом уровне расположилось то, что человек знает и помнит в настоящее время или при желании может вспомнить.
  3. Сознание. Это мысли, чувства, эмоции, планы человека в настоящем.

Это первичная структура психики по Фрейду. Позже психоаналитик открыл метод свободных ассоциаций и разработал новую структуру (концепцию) строения психики. В ней он выделил три элемента: Оно, Я и Сверх-я.

«Оно», «Я» и «Сверх-я»

Согласно теории психоанализа, наша психика имеет три уровня:

  1. Ид (Оно), или низший уровень. Это уровень инстинктов, влечений – всего того, что осталось в нас от животных. А также это уровень, на котором хранятся все вытесненные желания, воспоминания, потребности. Проще говоря, это уровень бессознательного (в народе это часто называют подсознанием, но теперь вы знаете разницу). То, что происходит на этом уровне, не поддается нашему контролю. Оно напоминает о себе через эмоции и чувства, психические состояния, сны, оговорки и опечатки, телесные симптомы и т.д.
  2. Эго (Я), или средний уровень. Это поле нашей осознанности. Здесь собрались опыт, знания, навыки, убеждения и все то, что мы накопили в процессе социализации. Все, что находится здесь, мы контролируем и понимаем, можем управлять своими мыслями и поведением.
  3. Супер-Эго (Сверх-Я), или высший уровень. Это наш внутренний моралист, критик и цензор – совесть, если угодно. На этом уровне расположены все наши представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как нужно себя вести в обществе.

Часто Оно и Сверх-Я вступают в конфликт, а Я пытается примирить их. По сути, большую часть своей жизни каждый человек проводит в таком вот поиске баланса между животными инстинктами и высшими моральными ценностями, запретами, нормами. Не всем и не всегда удается выдержать баланс, иногда нас мотает то в одну сторону (поддаемся желаниям, эмоциям), то в другую (слишком рационализируем жизнь, блокируем свои чувства и подавляем желания). И то, и другое опасно. Если падение в одну из сторон происходит слишком часто, у человека развиваются комплексы, неврозы и другие психологические проблемы.

Важно! Подавленные желания приводят к развитию комплексов. Избавиться от фрустрации (переживание из-за невозможности удовлетворения потребности) помогает сублимация.

Защитные механизмы

По мнению Фрейда, любые психологические проблемы связаны с конфликтом животного и социального в человеке. То есть, когда человек подавляет постыдные по общественным меркам желания, он заболевает, становится агрессивным, апатичным, раздражительным. Этого можно избежать, если перенаправить животный импульс в продуктивное русло: творчество, спорт, построение карьеры, общественную активность. Это называется сублимацией – перенос сексуальной энергии на другую деятельность. Сублимация – один из защитных механизмов психики, названных Фрейдом.

Кроме сублимации, психоаналитик выделил еще 7 защитных механизмов (позже другие психологи расширили эту классификацию):

  1. Вытеснение. Если человек не понимает, как ему удовлетворить свои желания социально приемлемым путем, но и забыть об этом не может, то он вытесняет их на уровень бессознательного. И как бы забывает (действительно не помнит). Однако это не означает, что импульсы исчезли. Они продолжают влиять на мысли и поведение человека. На сдерживание желаний тратится много энергии, поэтому в скором времени человек заболевает.
  2. Отрицание. Человек убеждает себя, что ему показалось, что это произошло случайно, что он ослышался и т.д. В общем, он всеми силами внушает себе, что чего-то неприятного не было или что это случилось не с ним.
  3. Рационализация. Человек убеждает себя, что не мог поступить иначе. Да, он совершил постыдный поступок, но так было нужно. В большинстве случаев объяснение и правда выглядит логично, но к истинным мотивам это не имеет никакого отношения.
  4. Проекция. Человек обвиняет других в том, что не принимает в себе. Например, изменщик обвиняет в измене своего партнера, предатель подозревает своего друга и т.д.
  5. Замещение. Когда человек не может выместить свою злость на одном объекте, он вымещает агрессию на другом. Например, ребенок, которого бьют родители, избивает детей помладше и издевается над животными. Мужчина, который не может ударить начальника, срывается дома на детях и жене. К слову, замещение касается не только агрессии. Любая эмоция и чувство может принимать в этом участие. Например, молодому человеку нравится одна девушка, но он не может быть с ней, поэтому встречается с более доступной, представляя ту пассию (а иногда и пытаясь сделать из второй девушки первую).
  6. Инверсия. Это попытка вызвать у себя прямо противоположные чувства к объекту. Например, чтобы пережить болезненное расставание, девушка начинает концентрироваться на реальных и выдуманных недостатках мужчины. Цель – сделать объект противным, не таким притягательным. Тогда и желание, влечение к нему исчезнет.
  7. Регрессия. Это возвращение на предыдущую ступень развития, то есть включение детских моделей поведения. Возможно, вы подумали, что речь идет об истериках, криках, плаче, обидах, демонстративном уходе и т.д. Да, но не только. Алкоголизм, игромания, наркомания, заедание проблем, курение – это тоже форма регрессии. Взрослые люди не уходят от реальности – они решают проблемы.

Защитный механизм психики – это набор бессознательных реакций, защищающих человека от негативных эмоций и переживаний. Защитные механизмы помогают поддерживать психическое равновесие. Однако нельзя все время полагаться только на эти силы. Частое обращение к защитным механизмам приводит к деформации личности, препятствует социализации. А также защитные механизмы иногда дают сбой, что тоже не идет на пользу личности.

Психосексуальное развитие

Согласно Фрейду, каждый человек проходит 5 стадий психосексуального развития, каждая из которых имеет свою ведущую потребность:

  1. Оральная (0 – 1,5 года). На этой стадии ребенок нуждается в тесном общении с матерью через кормление грудью. Зона рта ассоциируется для ребенка с безопасностью, заботой, нежностью.
  2. Анальная (1,5 – 3 года). Преобладает потребность в самостоятельности. Это период приучения к горшку. Самостоятельный поход в туалет – первое осознанное и серьезное действие ребенка. Ему нравится чувствовать, что он контролирует себя и ситуацию. На анальной стадии формируются зачатки самоконтроля и саморегуляции.
  3. Фаллическая (3 – 6 лет). Это этап прохождения через Эдипов комплекс (у девочек – комплекс Электры). Согласно теории Фрейда, сексуальная энергия заложена в человеке с рождения. В 3-6 лет у детей появляется интерес к родителю противоположного пола. Ребенок старается всеми силами заполучить его внимание, любовь, заботу. К родителю того же пола, что ребенок, просыпается агрессия и ревность. Постепенно отпрыск понимает, что проигрывает «войну», влечение уходит на уровень подсознания. В будущем оно трансформируется в поиск партнера, похожего на родителя.
  4. Латентная (6 – 12 лет). На этой стадии либидо дремлет. Ребенок нуждается в социальной активности. Важно поощрять встречи с друзьями, участие в кружках по интересам и т.д. Переориентацию на социальную активность Фрейд называл сублимацией. И именно на этой стадии, как считал Фрейд, появляется Эго и Суперэго.
  5. Генитальная (период полового созревания и до 22 лет). Сексуальная энергия просыпается, теперь она направлена на ровесников подростка. Сначала возникает интерес к людям того же пола (это принимает форму дружбы), а позже внимание юноши переключается на людей противоположного пола. Во взрослой жизни это выливается в построение любовных отношений и семьи.

Например, застревание на анальной стадии развития приводит к формированию анального характера. Такому человеку присуща скупость, жадность, упрямство, педантичность, склонность к агрессии и саморазрушению, импульсивность, конфликтность.

Обратите внимание! Застревание на стадиях развития происходит из-за недостаточного или чрезмерного удовлетворения ведущей потребности этого периода. То есть ребенку или не додали чего-то и всю оставшуюся жизнь он пытается получить желаемое, компенсировать былой дефицит, или его «задушили» чем-то и во взрослой жизни он всеми силами защищается, отстаивает личные границы, избегает того, что напоминает о проблемном периоде из детства.

Комплексы

Понятие «комплекс» появилось уже в более поздних версиях теории психоанализа и связано с именем последователя Фрейда – А. Адлера. Комплекс – это совокупность переживаний, возникающих на фоне противоречия личного и общественного, «хочу» и «должен».

Часто говорят о комплексе неполноценности – это совокупность переживаний человека из-за субъективного восприятия собственной неуспешности. Проще говоря, человек считает себя хуже других, менее достойным. Он видит счастье и успех окружающих, хочет ощутить то же, но не может и не знает, как этого добиться.

На самом деле психоанализ человека рассматривает куда больше комплексов. Вот лишь некоторые из популярных:

  • комплекс гиперкомпенсации – попытки спрятать комплекс неполноценности через демонстрацию силы и агрессии;
  • комплекс Федры – болезненная гиперопека матери в отношении сына;
  • комплекс Поликрата – страх из-за стремительного развития в жизни, тревога на фоне успеха;
  • комплекс Ионы – неуверенность в себе и ощущение недостойности, отрицание личных достижений, побед;
  • комплекс отличницы – тяга к перфекционизму, стремление быть «хорошей девочкой» или «хорошим мальчиком» во всем;
  • комплекс самозванца – человеку кажется, что он занимает чужое место, случайно получил все те блага, что имеет.

Идея, цели и задачи психоаналитического направления

Психоанализ в психотерапии — средство для получения полной информации о клиенте. Основные задачи психоанализа:

  1. Сбор необходимой информации о клиенте. Психоанализ позволяет собрать необработанные данные. В отличие от анкетирования и других методов, предполагающих выбор из нескольких вариантов ответов, психоаналитические методы позволяют не ограничивать клиента.
  2. Установление истинной причины психопатологии. Чем глубже находятся корни проблемы, тем сложнее установить первопричину. Психоанализ позволяет просмотреть все данные, заложенные в человеке, вплоть до обусловленных генетически.
  3. Устранение внутреннего конфликта противоречий. Психоанализ, высвобождая подавляемые желания, одновременно избавляет клиента от скопившегося напряжения, вызванного постоянной потребностью бороться с ними.

Идея психоанализа, как отдельного направления, подвержена общей концепции мотивации человеческого поведения. По мнению психологов, истинные мотивы поведения скрыты и зачастую непонятны самому человеку.

Методы психоанализа

Как мы уже выяснили, психоанализ – это не только теория, но еще и практика. С его помощью можно диагностировать и корректировать психическое состояние. Психоанализ включает в себя множество приемов для работы с бессознательным, но все их можно разделить на три группы.

Методы психоанализа:

  1. Интерпретация. Суть – в анализе и осмыслении второстепенных элементов: оговорок, случайных фраз, ошибок в речи и т.д. Психоаналитик и клиент беседуют о прошлом, настоящем и видимом будущем человека и в ходе этого специалист выявляет скрытые проблемы и страхи. То есть он интерпретирует слова клиента, помогает «перевести» их. Интерпретация выступает не как самостоятельный метод, а как вспомогательный. Например, ее используют в сочетании с двумя другими популярными методами психоанализа: метода свободных ассоциаций и метода толкования снов.
  2. Свободные ассоциации. Психоаналитик называет клиенту слова, фразы или показывает картинки и предлагает в ответ сказать первое, что приходит в голову. Вспомогательные материалы подготавливаются заранее. Они могут быть разработаны самим психологом для конкретного случая. Или же специалист использует общеизвестные методики, например, рисуночный тест Роршаха (чернильные пятна на бумаге). Именно Фрейд со своим психоанализом и методом свободных ассоциаций создал образ пациента, лежащего на кушетке, и психолога, выслушивающего клиента. В жизни такое общение встречается редко, но тогда Фрейд именно так взаимодействовал с клиентами. Он предлагал человеку лечь на кушетку, расслабиться и начать говорить все, что придет в голову. Странное, непристойное, фантастическое, постыдное – не важно. В кабинете психоаналитика нет табу, а специалист придерживается принципа безоценочного отношения. Рано или поздно в процессе такого свободного полета на ассоциациях человек самостоятельно приходил к главному конфликту.
  3. Разбор снов. Нигде бессознательное не проявляет себя так активно, как во снах. Особое внимание стоит уделить повторяющимся сновидениям или таким снам, после которых человек просыпается «разбитым». По мнению Фрейда, чем страннее сон, тем больше в нем смысла. Дело в том, что во снах исчезают любые запреты и цензура, выключаются защитные механизмы, из бессознательного выходит все, что там скопилось. Однако не все так просто. Истинные переживания, желания, потребности во снах показываются символами. И это такие символы, которые примет сознание конкретного человека. То есть определенный «фильтр» сохраняется даже в царстве бессознательного – сне. Чтобы погрузиться в искусство чтения снов, изучите книгу З. Фрейда «Толкование сновидений».

С помощью этих методов можно заглянуть в бессознательное человека, определить подавленные желания, эмоции и воспоминания, понять мотивы поступков и скорректировать поведение.

Важно! Не путайте психоанализ с психотерапией. Психоаналитик в большей степени отвечает за то, чтобы человек свободно выговорился и сам нашел истоки проблем, а также их решение. Психоаналитик направляет, но не дает прямых указаний и советов.

Теория Юнга о коллективном бессознательном

Предметом исследования Юнга стала структура бессознательной психики. Он полагал, что индивид не наполняет психику вытесненными желаниями, а получает образы, накопленные его далекими предками. Таким образом, его бессознательное — кладовая, в которой хранится не только индивидуальная, но и коллективная информация, и личность не может рассматриваться в отрыве от них.

Юнг разделил личное и коллективное, выделив первое в верхний, более осознаваемый слой психики. К нему относятся личные воспоминания, забытые желания, переживания, связанные с индивидуальным опытом. Наполнение личного бессознательного зависит от социальных условий человека, его личной истории.

Коллективное уходит вглубь, в неосознаваемый слой психики. В него включены инстинкты, природное знание, влечения и архетипы. Все знания, полученные людьми от животных, расовые и религиозные предрассудки становятся наследством и переходят в бессознательное каждого человека, независимо от его локальной культуры.

Накопленные архетипы и инстинкты определяют поведение человека, его внутренне содержание. Юнг полагал, что человеческих типа всего два: экстравертивный и интровертивный. Первый направлен во внешнюю среду. Такой человек нуждается в регулярном контакте с другими людьми, энергетический заряд он может получить только во время общения. Второй — направлен внутрь себя. Интровертивные люди нуждаются в частом уединении, они поглощены собственными переживаниями и мыслями. Чистые типы встречаются редко, большинство людей представляют собой смесь из двух типов, лишь немного склоняясь к одной из полярностей.

Также Юнг пересмотрел фрейдовское понимание термина «либидо». Он определял его как влечение, но не отождествлял только с сексуальным инстинктом.

Концепция

Мы уже многое сказали о теории Фрейда, но все это как-то обобщенно, вперемешку (новое и старое). В чем же состоит концепция оригинальной теории психоанализа Фрейда? Обозначим основные положения (черты) психоанализа:

  1. Все психологические проблемы личности обусловлены конфликтом сознательного и бессознательного.
  2. Физиологические потребности подавляют потребности более высоких уровней. Как говорил Фрейд, «в основе всех наших поступков лежат желание стать великим и сексуальное влечение».
  3. Каждое происшествие в жизни человека имеет свои последствия.
  4. У каждого поступка есть явный или скрытый мотив, который связан с предыдущим опытом человека.
  5. Индивидуальное развитие субъекта определяется структурой личности, детским и юношеским опытом.
  6. Психика – это сложный механизм, состоящий из трех уровней: Оно, Я, Сверх-я. Важно изучать все это в комплексе и искать причины психологических проблем в настоящем на уровне Оно (бессознательного).

В теории психоанализа предметом изучения являются бессознательные мотивы, ведущие к психическим расстройствам.

А теперь перейдем к разбору видов психоанализа.

Теория Адлера о потребности в компенсации

Рассматривая процесс становления личности, Адлер в качестве движущего мотива назвал чувство неполноценности. Чаще всего причиной неполноценности становятся физические недостатки. Индивид, осознавая свое отличие от других людей, стремится вернуть чувство полноценности, занять более выгодное положение в обществе.

Для этого он использует компенсацию, реализуясь в других сферах, не связанных с дефектной. Невозможность получить компенсацию вызывает невроз.

Адлер отрицал утверждения Фрейда о подверженности поведения человека инстинктам и влечениям. По его мнению, главным стимулом личности является стремление к общению, реализация себя как члена общества. Жизнь индивида определяет ориентированность на других субъектов, а не врожденные качества.

Какие направления (виды) психоанализа существуют сегодня

В современных теориях психоанализа акцент с сексуальности смещен. Психологи рассматривают не только эту потребность, как причину всех бед, но и другие неудовлетворенные потребности.

Например, люди с обостренной и неудовлетворенной потребностью во власти зачастую становятся тиранами дома или на работе. Люди, которым не хватает теплого социального контакта, окружают себя животными. Люди, которые не могут или бояться иметь детей, но хотят этого, тоже направляют свою энергию в сторону животных, например, котов. Женщины, которые не могут состояться как профессионалы, находят себя в воспитании детей.

Классический психоанализ Фрейда – один из известных психологии видов этого учения. Существуют и другие школы (направления) психоанализа. Кратко осветим их:

  1. Эго-психология. Если Фрейд уделял больше внимания Оно, то здесь все внимание приковано к Эго (Я), то есть сознательной части личности.
  2. Теория объектных отношений. В основе этой теории лежит положение о том, что психика – это система внутренних объектов, которые являются отражением людей и ситуаций из внешнего мира. Специфика отношений с людьми в настоящем и сценарий жизни обусловлены детским опытом субъекта. То есть во взрослой жизни человек воспроизводит то, к чему привык в детстве.
  3. Школа М. Кляйн. Психоаналитик уделяла больше внимания детскому психоанализу, в частности разбору Эдипова комплекса. В качестве основных движущих сил психики рассматривала любовь и агрессию. Первое – исцеляет, второе – расщепляет психику.
  4. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Психоаналитик рассматривал человека строго как субъекта и предлагал решать психологические проблемы через речь. Базой личности считал тандем трех элементов: воображаемое (представление человека о себе на основе познания других людей), символическое (поиск отличий у себя и других), реальное (ситуация, место, где индивид впервые познакомился с другим). Психоаналитик изображал это символом из трех связанных колец. Если хотя бы одно кольцо разомкнуть, то психическое равновесие индивида нарушится.
  5. Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон). Внимание сконцентрировано не на анализе личности, а на анализе межличностных отношений. Именно этот элемент психоаналитики считали самым важным и значимым в психическом развитии субъекта.

Существуют и другие современные направления психоанализа, но эти пользуются наибольшим спросом.

Этапы анализа психики, инструментарий психоаналитика

В психоанализе используют поэтапную работу с человеком, состоящую из 3 ступеней:

  1. Продуцирование материала. На этом этапе психоаналитик собирает информацию, не пытаясь оценивать или фильтровать. Важно добиться полного откровения клиента, чтобы собрать правдивые данные.
  2. Анализ информации. Собранный материал рассматривается с точки зрения профессиональных знаний, подбирается модель работы с клиентом.
  3. Рабочий альянс с клиентом. Устанавливаются рабочие отношения с клиентом, в которых психолог выполняет направляющую роль.

Для сбора информации в психотерапии используют методы, позволяющие получить истинные данные. К таким методам относятся:

  1. Толкование сновидений. Клиент ведет дневник снов, куда ежедневно записывает все сны, которые может запомнить. Психолог использует записи для дальнейшего толкования.
  2. Проговаривание мыслей. Клиент в течение заданного времени проговаривает все мысли, не пытаясь обдумывать свою речь. Психотерапевт записывает информацию на диктофон, никак не комментируя услышанное при клиенте.
  3. Свободные ассоциации. Классический метод, разработанный Фрейдом и используемый им для характеристики внутренних состояний клиента. Заключается в применении ассоциативного мышления. Клиент слышит ряд несвязанных по смыслу слов, на каждое называя первую ассоциацию. На основе полученной данных делаются предположения о настоящих мотивах человека. Важно, чтобы ассоциации были первыми, клиент не должен задумываться и пытаться угадать, какая ассоциация будет предпочтительнее.

Достоверность получаемой информации зависит от степени доверия между психотерапевтом и клиентом. Правильный тип отношений устанавливается, если возникает феномен переноса: клиент видит в терапевте родительскую фигуру и переносит на него чувства и желания, испытываемые в раннем детстве.

Как психоанализ повлиял на развитие психологии

Теория психоанализа Фрейда способствовала развитию психологии. Психоанализ произвел настоящую революцию в мире психотерапии и психиатрии. Эта теория нашла свое отражение в трудах других психологов (представителей психоанализа): А. Фрейд, Д. Винникотта, Х. Гартмана, М. Малера, Э. Глоувера, Э. Эриксона, М. Кляйн и других. Прямыми последователями Фрейда являются Карл Юнг, Альфред Адлер, Отто Ранк, Х. Хартман, Э. Крис, Анна Фрейд (дочь известного психоаналитика).

Каково значение психоанализа для фундаментальной и практической психологии? После открытий Фрейда исследователи стали уделять больше внимания теме защитных механизмов психики, стадий психического развития личности, уровней сознания, психосоматическим расстройствам. Особого внимания удостоились сны. До выхода книги «Толкование снов» З. Фрейда им не придавалась такого значения.

Интересно! Учение Фрейда повлияло даже на кинематограф. Его трудами вдохновлялись Альфред Хичкок, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазолини.

Зигмунд Фрейд психоанализ

Главным регуляторным механизмом поведения человека служит сознание. З.Фрейд обнаружил, что за завесой сознания скрыта глубинная, «бушующая» прослойка не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, стремлений, желаний. Будучи практикующим врачом, Фрейд столкнулся с серьезной проблемой осложнения бытия, вследствие наличия неосознаваемых волнений и мотивов. Нередко такое «неосознаваемое» становится причиной расстройств нервно-психического характера. Такое открытие устремило его на поиск инструментов, способствующих избавлению пациентов от конфронтации между «произносимым» сознанием и скрытыми, бессознательными мотивами. Таким образом, родилась у Зигмунда Фрейда теория психоанализа – методика исцеления души.

Не ограничившись исследованием и излечением невропатов, вследствие упорной работы по воссозданию их психического здоровья, З. Фрейд сформировал теорию, растолковывавшую переживания и поведенческие реакции больных индивидов и здоровых лиц.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда известна под названием классический психоанализ. Она приобрела на Западе огромную популярность.

Понятие «психоанализ» можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, методика изучения неосознаваемых мыслей индивида и его чувств, метод терапии расстройств личности.

Классический психоанализ Фрейда демонстрировал абсолютно новую систему в психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией.

Зигмунд Фрейд философия психоанализа: он утверждал, что гипотеза о бессознательных процессах психики, признание ученья о сопротивлении и подавлении, Эдипова комплекса и полового развития формируют фундаментальные элементы психоаналитической теории. Другими словами, ни один врач не может считаться психоаналитиком, не согласившись с перечисленными базисными предпосылками психоанализа.

Психоанализ Фрейда является основой постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д. С позиции психоаналитического ученья, современный субъект проживает в мире напряженных психических мотивов, охвачен подавленными устремлениями и склонностями, что ведет его к телевизионным экранам, многосерийным фильмам и прочим формам культуры, дающей сублимационный эффект.

Фрейд выделил две основополагающие антагонистические движущие силы, а именно «танатос» и «эрос» (например, жизнь и смерть). На подобных противоположно направленных мотивах – «устремленность к жизни» и «тяга к смерти» базируются все процессы деструктивного характера в субъекте и социуме. Эрос Фрейд в широком смысле рассматривал в качестве устремленности к жизни и отводил этому понятию центральное место.

Теория психоанализа Фрейда дала науке понимание о таком важнейшем явлении психики личности, как «либидо» или, другими словами, половое влечение. Центральным представлением Фрейда была идея не осознаваемого полового поведения, являющимся основой поведения субъекта. За большинством проявлений фантазий, творческого потенциала, преимущественно, скрыта половая проблематика. Любое творчество считалось Фрейдом символическим выполнением нереализованных желаний. Однако не нужно утрировать данную концепцию Фрейда. Он предлагал считать, что за каждым образом обязательно скрыта интимная подоплека, но в принципе она несомненна.

Введение в психоанализ Зигмунд Фрейд зачастую именуют концепцией о бессознательной психике. Ядро психоаналитического учения представляет собой исследование активной аффективной совокупности, которая образуется вследствие вытесненных травмирующих переживаний из сознания. Сильной стороной данной теории всегда считалось то, что у нее получилось акцентировать внимание на немыслимой сложности аффективной стороны индивида, на проблеме явственно переживаемых и утаенных влечений, на конфликтах, возникающих между разнообразными мотивами, на трагическом противостоянии сферы «желаемого» и «должного». Пренебрежение неосознаваемыми, но реальными психическими процессами, в качестве детерминанты поведения, в области образования неминуемо приводит к глубокому искривлению всего образа внутренней жизни субъекта, что в свой черед, создает препятствие на пути образования более глубоких знаний о природе и инструментах духовного творчества, нормах поведения, личностной структуре и активности.

Психоаналитическое ученье сосредоточием внимания представляет мотивы и процессы бессознательного характера и является методикой, которая вынуждает бессознательное объясняться языком сознания, выводит его на поверхность с целью поиска причины страданий личности, внутренней конфронтации справиться с ней.

Фрейд обнаружил так называемое «душевное подполье», когда индивид замечает лучшее, хвалит его, но стремится к дурному. Проблематика бессознательного стоит остро в индивидуальной психологии, общественной жизни и социальных взаимоотношениях. В результате воздействия некоторых факторов появляется непонимание окружающих условий и собственного «Я», способствующее резкой патологизации социального поведения.

В общем смысле психоаналитическая теория считается не только научной концепцией, но философией, терапевтической практикой, связанной с исцелением психики индивидов. Она не ограничивается лишь экспериментальным научным знанием и последовательно сближается с гуманистически ориентированными теориями. Однако многие ученые считали психоаналитическую теорию мифом.

Так, например, психоанализ Эрих Фромм считал ограниченным в силу его биологизаторской детерминацией личностного развития и рассматривал роли социологических факторов, политических, экономических, религиозных и культурных причин в личностном формировании.

Фрейд разработал радикальную теорию, в которой аргументировал превалирующую роль подавления и основополагающую важность бессознательного. Человеческое естество всегда верило в разум как апогей человеческого опыта. З. Фрейд избавил человечество от этого заблуждения. Он вынудил ученое сообщество усомниться в незыблемости рационального. Почему на разум можно полностью полагаться. Неужели всегда он несет за собой утешение и освобождает от мучений? И разве мучения менее грандиозны по уровню воздействия на индивида, чем способность разума?

З.Фрейд обосновал, что значительная доля рационального мышления только маскирует реальные суждения и чувства, другими словами, служит для сокрытия истины. Поэтому для лечения невротических состояний Фрейд стал применять методику свободных ассоциаций, которая заключалась в том, что пациенты в лежачем расслабленном состоянии говорят все, что им приходит на ум, при этом неважно абсурдны ли такие мысли или неприятного, непристойного характера. Мощные влечения эмоционального характера уносят неуправляемое мышление в направлении психического конфликта. Фрейд утверждал, что случайная первая мысль представляет собой позабытое продолжение воспоминания. Однако позже, он сделал оговорку, что такое бывает не всегда так. Иногда возникающая у пациента мысль не является идентичной забытым представлениям, вследствие душевного состояния больного.

Также, Фрейд утверждал, что при помощи сновидений обнаруживается присутствие в глубинах мозга интенсивной психической жизни. А непосредственно анализ сновидения предполагает поиск в нем сокрытого содержания, деформированной неосознанной истины, которая прячется в каждом сне. И чем сновидение запутаннее, тем имеет большую значимость утаенного содержания для субъекта. Такое явление языком психоанализа именуется сопротивлениями, и они выражаются даже тогда, когда индивид, видевший сон, не желает толковать ночные образы, населяющие его ум. При помощи сопротивлений бессознательное определяет барьеры для защиты себя. Сновидения выражают скрытые желания через символы. Скрытые мысли, трансформируясь в символы, делаются приемлемыми для сознания, вследствие чего становится возможным для них преодолеть цензуру.

Тревога Фрейдом рассматривалась в качестве синонима аффективного состояния психики – страха, которому отводился специальный раздел в работе введение в психоанализ Зигмунд Фрейд. В целом психоаналитическая концепция выделяет три формы тревоги, а именно реалистическую, невротическую и моральную. Все три формы ставят целью предупреждение об угрозе или опасности, выработку поведенческой стратегии или адаптацию к угрожающим обстоятельствам. В ситуациях внутренней конфронтации «Я» образует психологические защиты, которые являют собой особые виды бессознательной активности психики, позволяющие, по меньшей мере, временно облегчить конфронтацию, сбросить напряжение, избавиться от тревоги посредством искажения действительной ситуации, видоизменения отношения к угрожающим обстоятельствам, подмены восприятия действительности в определенных жизненных условиях.

Критика

Теория Фрейда сразу же привлекла внимание общественности. Но нельзя сказать, что оно было исключительно позитивным – нашлось немало критиков. И до сих пор учение Фрейда подвергается критическому анализу. Вот, за что его критикуют:

  • слишком большой акцент на сексуальности человека;
  • странное отношение к детской сексуальности (некоторым исследователям кажется дикой мысль об Эдиповом комплексе);
  • существует вероятность ухудшения состояния клиента в процессе психоанализа (в основе лежит исследование 1994 года, которое доказало, что поведенческая терапия эффективнее психоанализа);
  • сложно проверить теорию экспериментально, так как слишком много внимания уделено бессознательному человека;
  • слишком много субъективного в теории и психоанализе как прикладном методе психотерапии;
  • болезненное стремление Фрейда во всем искать психическую патологию (известны случаи, когда соматические проблемы пациентов Фрейд принимал за психические расстройства, например, пациентке с зубной болью он поставил диагноз «Истерический невроз»).

Некоторые психологи до сих пор считают психоанализ Зигмунда Фрейда лженаукой. Они сомневаются в ее обоснованности, достоверности и эффективности.

Интересно! Теория Фрейда вызывает восхищение или возмущение, но она никого не оставляет равнодушным.

Современный психоанализ

Несмотря на то что со времён З. Фрейда прошло много лет, а психология и психиатрия не стоят месте, основные термины психоанализа, такие как бессознательное, эго, сублимация вросли в нашу жизнь и даже часто используются в повседневном обиходе. Это довольно сложная теория, которая применяется строго индивидуально и не может дать прогнозируемого результата. По утверждению философа К. Поппера, психоанализ нельзя считать строго научной концепцией, поскольку его нельзя опровергнуть, но в то же время с помощью него можно объяснить абсолютно все происходящие события и поступки людей.

Несмотря на то что теория З. Фрейда часто служила объектом для шуток и анекдотов из-за чересчур доминирующего в ней понятия сексуальности, многие психотерапевты и по сей день ею пользуются, полагая, что в ней есть много рационального. «Хотел сказать одно, а сказал другое – и это неслучайно».

Многие психологи до сих пор психоаналитической теорией объясняют супружеские измены. Когда один из супругов говорит, что любит другого, но в тоже время изменяет. З. Фрейд сказал бы, что такое вполне может быть, поскольку, по его мнению, такие понятия как любовь и желание являются разными и бывает так, что они не совпадают. Можно любить одного человека, а желать другого и наоборот.

Современный психоанализ ставит вопросы там, где они раньше не возникали и получает те ответы, которые ранее не могли прийти в голову пациенту и тем более его аналитику. Психоаналитическое направление указывает на то, что нынешнее общество чересчур зациклено на понятии «норма». Человек боится выйти за рамки, установленные обществом и показаться другим ненормальным. Всем нам с детства говорили о том, что ошибки нужно исправлять. А психоаналитики утверждают, что ошибка порой может принести удачу и счастье в будущем.

Цитата Признание проблемы – половина успеха в её разрешении.

Зигмунд Фрейд

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вам нужна помощь в преодолении психологических проблем, проконсультируйтесь со специалистом!

Автор: Лепинская Виолетта Олеговна

Начните работу с психологом прямо сейчас

Начать консультацию

Теги: психотерапия психолог онлайн советы психотерапевта психоаналитик онлайн эффективные методы психотерапии арт-терапия как выбрать психолога

Поделиться

Комментарии

  • Комментарии

Загрузка комментариев…
Предыдущая статья

Виды психологического консультирования

Следующая статья

Альтернативы

К альтернативам психоанализа относится когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия, аналитическая психотерапия Юнга, бихевиоризм, гештальт-терапия, логотерапия, позитивная психотерапия, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, эриксоновский гипноз. Все это, как и психоанализ, методы психотерапии. Они не могут полноценно заменить друг друга, потому что это совершенно разные направления, но цель у них одна – помочь человеку осознать внутреннюю проблему и избавиться от нее.

Из истории

Фрейд

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) — знаменитый австрийский психолог, психиатр и невролог. Практикуя в разных больницах, постепенно накапливал опыт, чтобы потом оформить его в одну чёткую и обоснованную теорию.

  1. Долгое время работал с пациентами, страдающими от невротических и истерических черт характера.
  2. Затем консультировал детей-афатиков (с нарушениями речи). Выявил, что их проблемы обусловлены не физиологией, а именно психическими реакциями.
  3. Проходил стажировку у знаменитого невролога Ж.-М. Шарко, изучая общий парез.

В результате обширной и разносторонней практики в 1895 году он написал книгу «Исследования истерии». Это первая теоретическая основа психоанализа. Именно в ней сформулирована мысль о том, что причинами большинства психических расстройств являются подавленные, скрытые в бессознательном воспоминания о психотравмирующих ситуациях из детства. Здесь же Фрейд высказал предположение, что все они так или иначе связаны с сексуальными влечениями.

В 1900 году вышла вторая крупная работа — «Толкование сновидений». В ней описано значение снов для психики человека. По его мнению, именно они раскрывают суть бессознательного, которое проявляется в виде символов. Их нужно только расшифровать. В этой же книге представлена подробная «топографическая модель психики», её структура и принцип работы. Согласно ей, социальные запреты и рамки воспитания вытесняют неприличные сексуальные влечения в область бессознательного. Данный процесс практически всегда заканчивается чувством повышенной тревожности и развитием психических расстройств.


Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) в дальнейшем постоянно развивался, расширялся и критически переосмысливался. На его основе появлялись новые школы, течения и ответвления от классической теории. Чаще всего их возглавляли бывшие коллеги и ученики Фрейда. Например, А. Адлер и К. Г. Юнг. Хотя во многих вопросах они резко расходились во мнениях со своим учителем.

Юнг

Многие специалисты отмечают, что психоанализ Юнга — направление, кардинально отличающееся от фрейдизма. Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр и педагог, разработавший учение об архетипах. Это структурные элементы коллективного бессознательного (существуют архетипы младенца, девы, матери, возрождения, духа, трикстера и др.). С их помощью можно растолковать не только сны, но и мифы разных народов. Цель юнговского направления (как её определял сам психоаналитик) — индивидуация личности. Это процесс психического развития, когда в полной мере реализуются индивидуальные способности (таланты) и уникальные особенности человека.

Особую популярность получила юнговская концепция психологических типов. В основе классификации — психологическая установка (экстравертная или интровертная) и психические функции (мышление, чувства, ощущения, интуиция).

Неофрейдизм

Вторая, более поздняя волна возникновения новых психоаналитических течений, — неофрейдизм. Самые яркие представители — Э. Фромм, К. Хорни, Г. С. Салливан, Ж. Лакан и др. Они пытались найти общие точки соприкосновения психоанализа с общественными и гуманитарными науками.

Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, социальный психолог, философ, представитель Франкфуртской школы. Является основоположником неофрейдизма и фрейдомарксизма. Связал психоанализ Фрейда с марксизмом и этикой.

Карен Хорни (1885-1952) — американский психолог, ключевая фигура неофрейдизма. Перенесла акцент с сексуальных влечений как основных мотиваторов человеческого поведения на воздействие окружающей социальной среды. Свои взгляды и идеи изложила в книге «Новые пути в психоанализе».

В России

В России данное направление стало невероятно популярным в 1920-х гг. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — русский психиатр и психолог, попутно был художником и литературоведом. Считается пионером фрейдизма в СССР. Основал Государственный психоаналитический институт, перевёл на русский язык работы Фрейда и Юнга. Начиная с 1930-х гг. психоанализ подвергся гонениям и был предан забвению вплоть до 1990-х гг.

Современный психоанализ насчитывает более 20 школ и течений. Их теория и подходы к лечению расстройств различаются настолько кардинально, что найти у них один исток крайне затруднительно.

Практика

Общая схема лечения

Анализант вербализует (проговаривает) мысли на основе свободных ассоциаций, возникающих у него в голове, а также фантазии и сны.

Далее психоаналитик на основании этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанта.

В конце концов он интерпретирует их, чтобы найти путь для решения проблем.

Примеры из частной практики Фрейда

В своих работах Фрейд подробно описывал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми сталкивался сам. Всего их 43, но наиболее известны 5 из них. Они демонстрируют, как психиатры должны выстраивать свои сеансы в зависимости от того, с каким диагнозом они имеют дело.

Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:

  • тревожная и конверсивная истерия;
  • обсессивно-компульсивный невроз;
  • психоневротическая депрессия;
  • невротические черты характера;
  • фобии;
  • психосоматика.

Противопоказаниями являются различные формы ши­зофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход в лечении импуль­сивного невроза, перверсии, зависимостей и девиантного поведения решается в индивидуальном порядке.

Методы психоанализа

Свободные ассоциации

Является основным правилом психоанализа. Проективный метод, заключающийся в том, что анализанту предлагается свободно говорить всё, что приходит в голову. При этом он может высказывать даже то, что кажется ему абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, вычленить и проанализировать бессознательное, связать с детством и снами пациента.

Толкование сновидений

Анализанту предлагается на протяжении нескольких сеансов рассказывать все свои сны в мельчайших деталях. Именно в них скрыто бессознательное. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд объяснил значения многих символов из снов, которые используются в психоанализе до сих пор. Большинство из них связано с потаёнными сексуальными желаниями.

Интерпретация

Центральный этап любого сеанса психоанализа. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы из свободных ассоциаций и снов и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализант в свою очередь должен принять и понять данное толкование. Только так он может начать расшатывать систему застойных патологических, навязчивых переживаний, сложившуюся на основе противоречий бессознательного и сознательного.

Сопротивление

Защитный механизм психики, препятствующий проникновению в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Она мешает пациенту говорить всё, что у него в голове. Часто это воспитание или социальные стереотипы.

Перенос

Другое название — трансфер. Бессознательное перемещение ранее пережитых чувств на совершенно другого человека (не того, на кого они были направлены раньше). В том числе — на психоаналитика.

Проработка

Последний этап с анализантом, когда происходит перестройка психики. Основная задача — изменить привычное поведение и устоявшиеся отношения через освобождение от патогенных шаблонов.

Это основные техники, используемые психоаналитиком в работе с разными психическими расстройствами.

Теория

Анализант — пациент, с которым работает психоаналитик.

Метапсихология — вся теория психоанализа.

Топографическая модель психики:

  • сознательная — её поверхностная, понятная, видимая часть;
  • бессознательное — скрытая, непонятная, загадочная, неосознаваемая;
  • предсознательное — пограничная, находящаяся в области бессознательного, но прорывающаяся наружу во время определённых ситуаций выбора или во снах.

Структурная модель психики:

  • Ид (Оно) — инстинкт, подчиняется принципу удовольствия;
  • Эго (Я) — контакт с окружающим миром через восприятие, управляет поведением и мышлением;
  • Суперэго (Сверх-Я) — нормы морали, ценности, основанные на моральных запретах и формирующихся в процессе воспитания.


Структура личности по З. Фрейду
Этапы психосексуального развития — опыт, оставляющий отпечаток в виде моральных установок, черт характера, паттернов поведения:

  1. Оральная фаза (от рождения до 1,5 года) — господство Ид.
  2. Анальная (1,5-3,5) — формирование сверх-Я под влиянием норм, правил, ограничений, запретов.
  3. Фаллическая (3,5-6) — повышенный интерес к сексу, который чаще всего приводит к комплексам Эдипа или Электры.
  4. Латентная (6-12) — отсутствие проявлений, перерыв.
  5. Генитальная, взрослая (с 12 лет).

Защитный психологический механизм — бессознательный психический процесс, направленный на устранение отрицательных переживаний:

  • замещающий;
  • компенсирующий;
  • вытесняющий;
  • отрицающий;
  • проектирующий;
  • сублимирующий;
  • рационализирующий;
  • регрессирующий.

Это основные защитные механизмы, описанные Фрейдом. На сегодняшний день список существенно расширен и включает более 30 психических процессов.

Как появился психоанализ

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии и большую часть своей жизни провёлAckerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. в Вене. Он поступил в медицинский институт и получил образование невролога в 1881 году. Вскоре открыл частную практику и стал лечить людей с психологическими расстройствами.

Внимание Фрейда привлёк случай, описанный его коллегой — австрийским врачом и физиологом Йозефом Брейером. Пациентка Брейера по имени Берта Паппенхейм, известная в литературе как «Анна О.», страдала от физических недомоганий без видимых на то причин. Но она почувствовала себя лучше, когда Брейер помог ей вспомнить о пережитых травматических переживаниях. Этот случай потом не раз будет описанФрейд З. Знаменитые случаи из практики. М. 2007. Фрейдом и другими авторами.

Фрейд заинтересовался бессознательным и в 1890‑х годах вместе с Брейером начал изучать состояние невротических пациентов под гипнозом. Коллеги пришли к выводу, что состояние пациентов улучшалось, когда они с помощью гипноза узнавали о реальных источниках своих проблем.

Также Фрейд заметилPsychoanalysis. Encyclopaedia Britannica., что многие пациенты ощущают эффект от такой терапии и без гипноза. Тогда он разработал технику свободных ассоциаций: пациент говорил психоаналитику всё, что первым приходит ему в голову, когда он слышит слова, такие как «мать», «детство».

Фрейд также увидел закономерность: чаще всего наиболее болезненные переживания его пациентов были связаны с сексом. Он предположил, что эти тревожные ощущения — следствие подавленной сексуальной энергии (либидо), проявляемой в различных симптомах. А те, согласно Фрейду, представляют собой механизмы психологической защиты.

С помощью техники свободных ассоциаций Фрейд стал изучать значения снов, оговорок, забывчивости. Он считалPsychoanalysis. Psychology Today., что травмы и конфликты детства порождают сексуальные желания и агрессию у человека во взрослом возрасте.

Целью психоаналитической терапии Фрейда былоMcLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. высвобождение этих подавленных эмоций и переживаний, то есть попытка сделать бессознательное сознательным. Такое излечение получило название «катарсис».

Фрейд настаивал, что уменьшения симптомов недостаточно, проблема не будет решена, пока не устранить её причину.

Во время сеансов психоаналитической терапии пациент ложилсяMcLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на специальную кушетку, а сам Фрейд сидел позади, делая записи. Это помогало обоим освободиться от социальных ограничений. Для достижения положительного результата порой приходилосьAckerman C.E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. проводить от двух до пяти сеансов в неделю в течение нескольких лет. Иногда пациенты, по словамФрейд З. Знаменитые случаи из практики. М. 2007. самого Фрейда, переживали воспоминания и ассоциации так ярко, словно на самом деле возвращались в прошлое. Хотя по сути психоаналитическая терапия — это просто откровенный разговор.

Кушетка Фрейда. Изображение: Robert Huffstutter / Wikimedia Commons

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]