Алекситимия: что это простыми словами, примеры, причины


Что такое алекситимия? Или Алекситимия как психологическая проблема

Алекситимия – что это? Если мы будем переводить этот термин дословно с греческого (аlexithymia: а – отрицание + lexis – речь, слово + thymos – настроение, чувства), то получится “безречечувствие”. Странный термин, означающий отсутствие чувств, трудности в определении и выражении словами эмоциональных состояний. Так что алекситимией дословно называется неспособность описать словами свои эмоции. Кажется, что в этом нет ничего страшного, где здесь психологическая проблема? Это ведь эмоции, зачем определять их словами, их надо чувствовать?
Оказывается, неспособность человека описать словами собственные эмоции приводит к неумению распознавать их, а также свои чувства или тревогу. А неумение осознавать свои эмоции не позволяет понять переживания и чувства других людей и сопереживать им. В таком случае мир постепенно становится бедным на чувства и богатым на события. Они выходят на первый план в ущерб внутренним переживаниям. И человек со временем перестает эмоционально включаться в объективную ситуацию. В результате он не проживает ее, не выносит из нее своего личного опыта.

Это ограничение чувственных связей с миром. Поэтому оно уменьшает способность отличать чувства от телесных ощущений, адекватно реагировать в стрессовых и конфликтных ситуациях. Мешает понимать мир во всей его сложности и построить образный контекст ситуации. Поэтому у человека возникает ощущение, что его преследуют неудачи в деятельности. Возможно, реальные, а возможно, существующие только в его в сознании. И эти неудачи начинают приобретать для человека большую эмоциональную значимость и личностный смысл, чем достижение цели. И тогда искажается мотивационная сфера, смысловые акценты смещаются. А именно они во многом определяют взаимоотношения человека с окружающей действительностью.

Теперь Вы видите алекситимию как психологическую проблему? Надеюсь, что да. Теперь перейдем к изучению ее причин, признаков и возможностей для “лечения”.

Методика алекситимии — миф или реальность: почему ее ставят под сомнение?


Алекситимия
Что это за патология — миф или реальность? Из вышесказанного понятно, что болезнь реально существует. Но методику алекситимии в некотором смысле ставит под сомнение Рыжинский (1987, с. 257), который утверждает, в частности, что среди прочего:

  • «Многие авторы выражают сомнения в существовании четко определенной связи между характерным набором личностных черт и психосоматическим заболеванием. В частности, в последние годы в литературе подчеркивается существование своеобразных комплексов психологических диспозиций, которые статистически значимым образом склонны скорее реагировать на психосоматические заболевания в целом, не проявляя при этом склонности к специфическим болезням».

Многолетние исследования Лазовского и Плужека (см. Лазовский, 1978, 1982) не подтверждают связь между алекситимией и психосоматическими заболеваниями. В то же время авторы возражают против специфичности связи между определенным типом личности и конкретной соматической болезнью. Подробнее:

  • Они считают, что личность психосоматического пациента отличается от личности здоровых людей.
  • Неврозы они называют «психосоматическим синдромом» и их невозможно вылечитьтолько специфическими установками и потребностями.
  • Можно, конечно, найти в нем источники поведения, описываемого как так называемая «личность типа А».

Правда, в ней можно было найти источники поведения, описанные как так называемая личность типа А, поскольку она включает в себя такие индивидуальные черты:

  • Постоянное защитное отношение
  • Положительную самооценку
  • Уверенность в себе
  • Повышенный самоконтроль
  • Сильную потребность в достижениях
  • Доминирование
  • Конкуренцию
  • Активность
  • Принадлежность
  • Настойчивость
  • Понимание себя и окружающего мира
  • Заботу о других

Но исследователи твердо убеждены, что личность людей, страдающих индивидуальными психосоматическими заболеваниями, отличается больше количественно, чем качественно, с точки зрения симптомов, входящих в состав психосоматического синдрома.

Как проявляется алекситимия?

Обычно алекситимия проявляется таким образом: у Вас “нет слов” для выражения чувств, или Вы затрудняетесь в определении эмоционально-заряженной значимой для Вашей внутренней психической жизни ситуации. Или Вы не способны объяснить, рассказать, что с Вами происходит на уровне чувств. Обычно при алекситимии Вам редко снятся сны и они неяркие и обрывочные.

Как это выглядит в реальной жизни? Если, например, такому человеку, который просто сидит в кресле, задать вопрос: “Что вы сейчас чувствуете?”, он достаточно часто ответит: “Ничего. Что я могу чувствовать, если вокруг ничего не происходит? Чувствую, что кресло мягкое…” или начнет переходить к описанию своих действий: “Сижу в кресле. На картину на стене смотрю” или к описанию ситуации: “За окном хорошая погода. На стене картина…”. Вместо того, чтобы сказать: “Я чувствую радость, потому что за окном хорошая погода, а на стене красивая картина…”

Как лечить алекситимию у детей, подростков, взрослых, как избавиться: коррекция


Алекситимия у подростков

Важно: Лечение алекситимии у детей и подростков должен проводить только клинический врач-психотерапевт. Если родители увидели в своем воспитании детей неправильное поведение, то можно его изменить, но коррекцию малышу все равно придется проводить, так как психика уже поломана. Мама и папа такого ребенка также должны наблюдаться у психолога или психотерапевта.

Как лечить алекситимию взрослых, как избавиться? Существует 3 действенных совета, которые, если правильно им следовать, могут облегчить состояние и со временем привести к выздоровлению:

Важно понять, что такое эмоции и зачем они нужны:

  • Эмоции — это психофизиологические реакции, в которых задействован не только мозг, но и весь организм. Они являются стартом физиологических изменений, которые обеспечивают необходимое в данной ситуации поведение.
  • Например, если появляется эмоция страха во время опасности, то появляется реакция организма, направленная на защиту тела от угрозы, сохранение жизни. Происходит выброс адреналина, учащается сердцебиение, дыхания, мышцы приобретают тонус и становятся более активными.
  • Но человек с данным заболеванием не может понять, что это за эмоции, и к примеру, во время страха, когда возникает учащенное сердцебиение, индивид думает, что у него проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Научитесь распознавать свои эмоции:

  • Начните с физических ощущений. К примеру, если у вас трясутся ноги, часто бьется сердце, сухость во рту, хочется ходить из стороны в сторону, то возможно, вы испытываете тревогу и страх.
  • Начните распознавать эмоции с самых простых ситуаций. Ловите себя на мысли о том, что вы чувствуете, когда пес лизнул вам руку, вы съели любимое блюдо или вам что-то не нравится.
  • В случае с межличностными отношениями, будет немного сложнее. Но все равно ловите свои мысли и чувства в момент общения. К примеру, вы сжимаете кулаки, у вас раздуваются ноздри, сдвигаются брови, значит, вы испытываете гнев. Если, наоборот, на лице появляется улыбка, тепло распространяется по всему телу, значит, общение с данным человеком вам приятно.

Учитесь выражать эмоции вербально и невербально:

  • Обратите внимание, что люди разговаривают с эмоциями на лице. Если вы будете что-то говорить, а лицо будет каменным, то собеседник будет чувствовать только фальш.
  • Тренируйтесь перед зеркалом. Крикните: «Я выиграл миллион!» — один раз без эмоций, второй — с широкой улыбкой.
  • Обратите внимание на эмоции во время того, как вы будете произносить фразу. Если сделать это с каменным лицом, то чувства будут странные — не правда ли?

Совет: Если эти советы и ежедневные занятия не помогают, то обратитесь к психотерапевту. Особенно, это нужно делать, если алекситимия мешает вам жить. Специалист за короткое время поможет решить проблему.

Итак, несмотря на все вышеперечисленные многочисленные контраргументы, вполне вероятно, что на какое-то время заговорят о мифе об алекситимии и в дальнейшем будет представлять интерес для многих исследователей, которые хотят проверить его реальное существование. Наверное, не предвидя такого окончательного решения проблемы, известный эксперт в этой области Тайрер (1988) в известной монографии о личностных расстройствах, опубликованной под его редакцией, вообще не уделяет никакого внимания гипотетической алекситимии. В учебниках по психосоматике ничего не говорится об алекситимии (ср. Tylka, 2000). Недаром, как может показаться, ни одна психиатрическая классификационная система, в том числе и самая важная, т.е. МКБ-10 (1992) и DSM-IV (1994), не учитывает эту диагностическую категорию.

А как вы понимаете, что такое алекситимия? Как сами справляетесь с патологией?

Как возникает алекситимия или Причины алекситимии:

Алекситимия может быть устойчивой чертой личности, а может – временной реакцией на депрессию или тревогу. Если это – черта человека, то начинается ее развитие в подростковом возрасте. Если не научить ребенка рассказывать о том, что он чувствует, как он это выражает, он тогда не научится сопереживать. А родители часто не просто не спрашивают ребенка о его чувствах, а наоборот, учат всячески их скрывать, демонстрируя своим примером соответствующее поведение. И вырастают люди с неразвившейся в нужном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств – люди с первичной алекситимией.

Но алекситимия может быть и вторичной. Она развивается в результате преобладания в процессе развития личности защитных механизмов. То есть, если выражение чувств приносило в прошлом отрицательный результат – боль, страх, чувство вины и так далее, человек получал негативный травмирующий опыт и, как следствие, приходил к выводу, что чувства свои лучше никогда не показывать и никому о них не рассказывать. А чтобы случайно не проговориться, лучше скрывать их и от самого себя. К сожалению, отказ от возможной боли часто влечет и обратную сторону – отказ от возможной радости.

Лечение

Самый первый шаг заключается в том, чтобы точно диагностировать, какая форма алекситимии присутствует у пациента и насколько сильно она выражена. Для этого используется упомянутый выше тест Торонтской школы алекситимии. Дальнейшее лечение является комплексным. Его основу составляет психотерапия, дополнительно могут назначаться лекарственные препараты, позволяющие повысить эффективность лечения и закрепить результат.

Работа психотерапевта заключается в том, чтобы обучить клиента правильно интерпретировать свои чувства и управлять эмоциями. Благодаря этому снижается психосоматический эффект и снижается риск различных заболеваний, которые он может вызывать. Довольно часто для снятия внутреннего напряжения человеку достаточно просто научиться плакать или злиться, выпуская эмоции, а не сдерживая их в себе.

Психологический склад человека или Признаки алекситимии

Не надо думать, что алекситимия – это болезнь (поэтому мы и взяли в кавычки слово “лечение” в первой части нашей статьи), нет, это явление, комплексная характеристика личности, определенный психологический склад человека. Но если это не болезнь, то какой смысл нам вообще говорить об этом? Однако, не все так просто.

Это явление свидетельствует о том, что человек закрыт к новому опыту и центрирован на негативных переживаниях. Люди с алекситимией больше других склонны к депрессии и развитию психосоматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма и др.), течение этих болезней у них, в среднем, более тяжелое по сравнению с другими больными, а лечение проходит дольше и приносит меньше результатов.

Алекситимия может являться также характерным признаком тяжелой длящейся стрессовой ситуации, к которой человек уже привык и оценивает ее как нормальную. А следствием алекситимии нередко является одиночество. Кроме того, алекситимия характеризуется определенными нарушениями эмоциональных и личностных процессов, а также сферы мышления.

В эмоциональной сфере она проявляется как неспособность к точному распознаванию и описанию своего эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей, недостаточная эмоциональная включенность в объективную ситуацию (фиксирование в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях), затруднения в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями. Такие люди не могут, например, отличить хроническую усталость от состояния депрессии.

В личностной сфере алекситимия проявляется в нежелании или неспособности к рефлексии (процесс самопознания человеком своих внутренних психических актов и состояний, процесс размышления о происходящем в его собственном сознании), что, в свою очередь, приводит к упрощению жизненной направленности, обеднению взаимосвязей с окружающим миром, иногда – некоторой инфантильности.

В сфере мышления человек предпочитает пользоваться наглядно-действенным мышлением, а не абстрактно-логическим, не использует возможности своего воображения, о чем свидетельствует отсутствие склонности к мечтам и фантазиям. Он также мало использует процессы категоризации (психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, то есть категоризация – это процесс обобщения с последующей классификацией) и символизации мышления.

Исследование первичной алекситимии: работы авторов, какие книги?

Алекситимия
Представляется целесообразным рассмотреть мотивационные истоки гипотетической концепции первичной алекситимии на основании проведенных исследований ученых. На основании работ многих авторов книг, можно выделить два основных детерминанта:

Личностные черты тесно связаны с психосоматическими заболеваниями:

  • Широко распространенное среди психоаналитиков, в течение почти полувека, получило мнение о том, что такая связь все-таки существует, и даже о том, что существуют личностные профили или типы, специфичные для конкретного заболевания (Dunbar, 1947, 1954).
  • Подтверждение этой позиции должно было быть обеспечено наблюдениями о том, что психосоматические пациенты отличаются личностными особенностями от пациентов с психоневрозом (ср. McLean, 1949; Marty et al, 1963; Ruesh, 1948; Shands, 1975; Voght and Ernst, 1977; Von Rad and Lolas, 1977).

Неэффективность психоанализа как метода лечения психосоматических заболеваний:

  • Это упоминали в своих творениях — Ammon,1979; Horney, 1952; Krystal, 1983; Salminen et al, 1980; Taylor et al, 1997.
  • Кроме того, некоторые родоначальники психосоматической медицины, например Deutsch (1953, 1959) и Wittkower (1965), выразили единодушное мнение о полной бесполезности психоаналитической терапии у такого рода пациентов.

Первоначально психоаналитическое направление искало разделение личности на динамические факторы, включающие так называемый центральный конфликт, например, между потребностями зависимости и самостоятельности. Позднее, расширяя представление Фрейда о связи между соматической болезнью и изменениями эго, многие психоаналитики основывали свои представления о психосоматических расстройствах на основных предположениях эго-психологии. Они делали особый акцент на расстройствах в телесном эго, т.е. на образе собственного тела. Хорошим примером здесь являются взгляды авторов:

  • Шильдер в 1924 году — находил связь между психосоматическими заболевания и расстройствами телесной схемы.
  • Федерн в 1953 году — связь между психосоматикой и ощущением телесного эго.
  • Шур в 1950 г — соединил в своей теории воедино так называемую ресоматизацию функций эго и психосоматику.

Эти и другие авторы были уверены, что процесс нейтрализации (десексуализации) либидинальной энергии связан с прогрессирующей десоматизацией поведения (эмоций) индивида. Это связано с тем, что дефицит аффективного развития эго приводит к нарушению или блокированию процессов дифференциации, вербализации и десоматизации эмоций (Кристалл, 1988).

Прагматизм и творчество

Вырисовывается образ прагматика? Да, чрезмерный прагматизм есть следствие алекситимии. Как и отсутствие творческого отношения к жизни. А ведь творчество – это проявление самовыражения, своей собственной индивидуальности, нестандартности восприятия, радости существования. Отсутствие радости приводит к ощущению серости жизни, “непонятному” чувству, что “вроде все в порядке, но что-то не так”, к конкретно не обоснованным неудовольствию и неудовлетворенности жизнью.

В свою очередь, наши негативные состояния не могут не сказываться на наших близких людях: супруге, детях, друзьях, иногда коллегах по работе или подчиненных. Таким образом зарождаются трудности и конфликты в межличностных отношениях, усугубленные неумением понять переживания и эмоции других людей, сниженной способностью к сочувствию и сопереживанию.

Часто при алекситимии у людей определенного склада личности легко возникают кратковременные, резко выраженные в поведении эмоциональные взрывы, причины которых ими плохо осознаются.

Концепция алекситимии: в чем заключается?

Интересную позицию по концепции патологии занимает Аммон (1979), который, согласно своей теории структурного дефицита «я» («пустота я»), воспринимает психосоматические заболевания как проявление нарушений первичного «я», обусловленных — подобно развитию психоза — вторичной, аномальной автономией симбиотического комплекса. В чем это заключается?

  • Другими словами — это неразрешенный конфликт из доэдипового периода, образовавшегося в результате разрыва отношений с матерью в первые годы жизни ребенка.
  • Психосоматические симптомы алекситимии похожи на попытку восполнения структурного дефицита (они заполняют эго-пустоту), защищая слабое эго от полного распада. Это своего рода защитный механизм.

Радикальный противник связывания специфических форм личностных расстройств с психосоматическими заболеваниями был основоположником современной психосоматической медицины Франц Габриэлем Александером (1950). Этот ортодоксальный психоаналитик, продолжатель фрейдистской мысли, предполагал, среди прочего, многопричинный генезис психосоматических заболеваний, выраженный по формуле:

  • PS = f (a, b, c, d, e, f, g, h, i, j, k, … n)

Где:

  • PS — психосоматическое заболевание
  • f — признак функции
  • a — конституционный фактор
  • b — родовая травма
  • c — приобретенная слабость какого-то органа (например, в результате соматических заболеваний младенчества)
  • d — характер родительской заботы в младенчестве
  • e — случайные физические травматические переживания в раннем детстве
  • f — эмоциональная атмосфера в семье и личностные особенности родителей и братьев и сестер
  • g — разочарование в оральных потребностях
  • h — конфликт драйвов
  • i — физические травмы
  • j — эмоциональные переживания в межличностных отношениях
  • k — сложная ситуация (стресс), возникающая непосредственно перед болезнью

Как видно, в этой модели не место конкретной личности или конкретному типу личностного расстройства.

Основные признаки

Признаками эмоциональной патологии являются:

  • неспособность человека дифференцировать собственные эмоциональные состояния;
  • человек испытывает трудности в вербализации собственных переживаний;
  • сниженный болевой порог;
  • тяга к уединению;
  • застревание в ситуации;
  • игнорирование потребностей окружающих;
  • аналитический склад ума;
  • высокий уровень развития логического мышления;
  • слабо развитое воображение, скудная фантазия;
  • отсутствие интуитивного чутья;
  • бестактность;
  • склонность критиковать поступки и высказывания других людей;
  • категоричность и прямолинейность в общении;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • скрытность, замкнутость;
  • стремление контролировать все действия близких;
  • аскетизм;
  • неумение радоваться мелочам и получать удовольствие;
  • сниженная мотивация к достижению целей;
  • сновидения человека однообразны и лишены ярких моментов.

Влияние на организм и качество жизни

Выделив признаки, которые включает в себя понятие алекситимии, становится очевидным негативное влияние этого феномена на жизнь человека. Если переработка эмоций отсутствует (а при данном расстройстве ее нет), то уместно говорить о хроническом стрессе.

Влияние недуга на человека и качество его жизни обнаруживает себя во многих аспектах.

  1. Постоянное напряжение мышц, приводящее к искажению осанки и изменениям в работе внутренних органов.
  2. Изменение гормонального фона. Эндокринная система продолжает реагировать на события окружающей действительности выбросом в кровь определенных гормонов, независимо от того, осознает человек свое эмоциональное состояние или нет. Концентрация гормона в крови при стрессовой ситуации растет, а реакции от мозга не наблюдается – нервная система истощается, организм не отдыхает.
  3. Отклонения в психике. Болезнь часто приводит к анорексии или булимии, бессонице, депрессии и повышению личностной тревожности, шизофрении и психопатии, зависимому поведению.
  4. Патология препятствует эффективной коммуникации и формированию здоровых межличностных отношений человека. Социальные контакты личности с этим расстройством становятся скудными и непродолжительными. У партнеров по общению складывается впечатление о таких людях как о холодных, равнодушных, отстраненных.

Жизнь индивида с таким диагнозом омрачается тем, что он осознает несовершенство своей психики, ему хочется испытать эмоции, выразить чувства, но он не может этого сделать. Часто это становится причиной развития личностных комплексов.

Формы

Неспособность говорить о собственных чувствах клинические психологи подразделяют на 2 формы:

  1. Первичная алекситимия. Данный тип нарушения личностного развития является врожденным. Трудности в выражении эмоций при этой патологии обусловлены неправильным развитием отдельных участков головного мозга.
  2. Вторичная алекситимия. Эта патология возникает в процессе жизни и связана с воздействием внешних негативных факторов. Исследователи полагают, что устранить «эмоциональную тупость» в этом случае можно, если устранить травмирующий фактор.

Не всегда алекситимия является устоявшейся личностной особенностью. Невосприимчивость к своим и чужим эмоциям может быть у человека кратковременной и трактоваться как своеобразная реакция психики на сильное эмоциональное потрясение.

Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.

Задать вопрос

Исследования и тестирование

Проблемой алекситимии занимались в США. В 1985 году в Торонто был разработан психологический тест для определения уровня алекситимии. Термин ввел Питер Сифнеос, гарвардский психиатр.

В том же 1985 году тест начали использовать в России с небольшими доработками. Психоневрологический институт имени Бехтерева доработал тестирование и переделал его под русские реалии и отечественную психологию. В 2010 году в Московском НИИ психиатрии тест адаптировали и переработали еще раз.

Стадия релаксации является неким подготовительным этапом преодоления алекситимии. Релаксирующими приемами могут служить: аутогенная тренировка, специальные музыкотерапевтические сеансы, широкий арсенал вспомогательных психогимнастических приемов (типа “восковая палочка” и т. п. ).

Дидактическая направленность первой стадии преодоления алекситимив понимается следующим образом. Неспособность больных вербализовать свои чувства наиболее отчетливо проявляется в затрудненной вербализации переживаний по типу “здесь и теперь”. Поскольку принцип “здесь и теперь” является одним из основных принципов недирективно ориентированных групп, недостаточная способность к его усвоению может в значительной мере снизить психокоррекционный потенциал группы. В силу этого одним из направлений работы группы является тренинг навыка переживания по типу “здесь и теперь”, обусловливающий дидактическую направленность подготовительного этапа работы по преодолению “алекситимического барьера”. При этом усвоении групповых норм (перечень которых приводится в известных руководствах по групповой психотерапии, 6, 9) и является в определенном смысле конечной целью групповой психокоррекции алекситимических пациентов. Подобно тому, как у детей младшего возраста с помощью дидактического материала, коим служат картинки, игрушки, разрезная азбука и прочее, развивают органы чувств, у алекситимических пациентов на первом этапе групповой работы также развивают способность чувствовать и умение вербализовать свои чувства, “дидактическим материалом” в данном случав является в той или иной мере весь методический арсенал групповой психологической коррекции в соответствующей модификации.

При этом в полной мере реализуются и основные принципы дидактики: сознательность (в виде осознания своего чувства, осознания себя в ситуации общения), наглядность (воплощением которой является определенное голографическое видение в условиях группы, выступающей как система зеркал, обеспечивающих множественную обратную связь), связь теории с практикой (тренинговая направленность группы, например, в случае тренинга навыка “здесь и теперь”).

Актуализация невербальных способов общения и опора на них, являясь основой преодоления алекситимии, предполагает широкое использование психогимнастических приемов и методик в максимальной степени способствующих “растормаживанию” и актуализации чувств без характерной для больных тревоги, связанной с их вербализацией. Не “оречевленные”, словесно не сформулированные приемы психогимнас­тики как бы подготавливали почву для последующей вербализации высвобождающейся при их применении богатой и интенсивной гаммы чувств. Психогимнастические упражнения, таким образом, рассматриваются как своего рода “разминка” чувств, их релаксация и “растормаживание”. Такого рода направленность обусловливала и определенную ориентацию на восприятие экстралингвистических особенностей вербального пласта поведения, когда важны не сами по себе рассуждения участника группы, сколь бы значимыми и исповедальными они ни были, а та ритмическая волна, которую они создают.

Одним из косвенных или обходных приемов вербализации чувств, служила предложенная нами методика “Портрет жены художника”. Участнику группы предлагалось составить вербальную картину, свой пор­трет, как если бы он был знаменитым и позировал художнику. Косвенный характер методики повышал ее информативность и диагностическую ценность. При этом упражнялись и углублялись способности и навыки участников в вербализации сложных чувств и нюансов отношения к себе и другим. Установка на максимально возможную передачу слова­ми нарисованного в воображении портрета поддерживалась стремлением участника группы, как можно полнее и без искажений донести до ос­тальных суть и содержание данной воображаемой картины, чтобы другие могли в максимальной мере “увидеть” ее. В распоряжении художника имелись разнообразные “средства”: краски, рамки разных размеров, предметы аранжировки, допускалась возможность создания как индиви­дуальных, так и групповых портретов (с ребенком, матерью, супругом и т.д.).

Опора на невербальные средства общения создает как бы обходные пути преодоления алекситимии, мобилизуя внутрен­ние резервы личности, обеспечивая опору на ее сохранные стороны. Обходной характер преодоления алекситимии в данном случае опреде­ляется тем, что осуществляется не прямое, а косвенное воздействие на “дефект”, коим является неспособность больного к вербализации своих чувств и прочие алекситимические черты.

Каким же образом, стимулируя невербальную коммуникацию, можно повысить способность к вербализации чувств у психосоматических бо­льных? Не является ли опора на невербальные средства общения в слу­чае алекситимическгос пациентов приспособлением к “дефекту”? Представляется, что это не так. Напротив, овладение невербальной ком­муникацией есть расширение и углубление общего диапазона средств и способов общения. Как следует из анализа занятий группы, овла­дение невербальными способами общения, развивающими способности к идентификации с другим человеком, к эмоциональному созвучию, приво­дили в конечном итоге к углублению эмпатического потенциала участ­ников группы т. е. к восприятию более широкого спектра коммуника­тивных стимулов, получаемых от других людей – интонацией голоса, выражений лица, языка тела и других “контекстуальных факторов”, дополняющих слова. Кроме того, в теплой и принимающей атмосфере группы изначально снимается определенный стереотип подавления и соматизации чувств, характерный для больных в их реальной жизни.

Завершающим этапом преодоления “алекситимического барьера” яв­ляется актуализация “внутренних диалогов”. Это приемы, направлен­ные на актуализацию скрытых, неполностью осознанных внутренних диалогов, их развертывание и вербализация. Данный подход представляется адекватным целям преодоления алекситимии, поскольку в основе конкретных ее проявлений лежит диффузность и слитность переживаний соматопсихического дискомфорта, что предполагает диффузность, смазанность и слитность внутреннего диалога, в котором, как в дымке тумана, трудноразличимы два его полюса, два внутренних собеседника. Внутренний диалог при этом вытесняется и сознания в силу неразре­шимости его в том виде, в котором он актуально представлен. Вытес­ненные из сознания субъективно неприятные переживания, связанные с внутренним диалогом, способствуют повышению общей тревожности и, в конечном итоге, хронизации психосоматического заболевания.

Для актуализации “внутреннего диалога” использовались как собственнне приемы, так и приемы, взятые из гештальттерапии (13). Они становились действенными, лишь будучи глубоко погружены в особую атмосферу психокоррекционного контакта, предполагающую повышенный уровень самосознания участника группы, побуждающую его к доверительному контакту с психологом, к самораскрытию. Только в этом случае участники группы могли услышать в речи говорящего не один давлеющий контекст, а их полифонию, и, как бы встраиваясь в его “внутренний диалог”, изнутри способствовали усилению противоречивых мо­ментов самосознания.

Таким образом, один из возможных подходов к преодолению алекситимических черт в структуре личности больного психосоматозом в условиях групповой психологической коррекции состоит в реализации трех последовательных этапов: 1) релаксации и дидактической направленности, 2) опоры на невербальные средства общения, 3) актуализации “внутреннего диалога”.

алекситимические черты – предыдущая

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]