Атараксия – это полное душевное спокойствие и невозмутимость, некоторая хладнокровность, безмятежность, являющаяся не частью личности или особенностью темперамента, а состояние достигаемое мудрецом в течение своей жизни. Понятие атараксия было введено древнегреческими философами, потом с развитием других направлений понятие всё больше углублялось, получало оттенки и свои отдельные специфические толкования при этом, не отходя от главной линии.
Атараксия это понятие не только философии, оно перешло во все науки, касающиеся человеческой психики, как учения о душе. Данный термин не как жизненную концепцию, а как личностное качество рассматривает психология, а как набор симптоматики медицина.
Что такое атараксия?
В современной психологии атараксия – это состояние психики, характеризующееся полным отсутствием страха, спокойствием и эмоциональным равновесием.
Как правило, данное состояние развивается в результате сильного эмоционального потрясения. Атараксия позволяет человеку невозмутимо работать над решением возникшей проблемы, однако в психологии она рассматривается как патологическое состояние. Термин «атараксия» (ударение на третьем слоге) образован от древнегреческого слова ἀταραξία (хладнокровие, невозмутимость, безмятежность).
В античной философии атараксией называлось состояние, в котором человек ведёт себя очень спокойно и беспристрастно, не проявляя вообще никаких эмоций, как позитивных, так и негативных. Философы рассматривали атараксию как полное торжество разума над эмоциями – состояние, к которому стремится любой мудрец.
Современная психология рассматривает атараксию как патологическое состояние, в котором некоторые эмоции сильно притуплены. Считается, что она является защитной реакцией психики, возникающей при сильных стрессовых нагрузках. При этом психологи не связывают атараксию напрямую с какими-то психическими расстройствами, а считают её вполне естественным состоянием, при помощи которого человеческая психика защищает себя от разрушительного воздействия стресса.
С точки зрения медицины
В противовес античным философам, в совсем ином контексте современными психологами воспринимается термин «атараксия». Болезнь, расстройство, отклонение, которое чаще приобретенное – именно так атараксию характеризуют в наши дни. Чаще всего она освещается психологами как промежуточное явление в поведении человека. С одной стороны, атараксия проявляется как следствие сильного стресса. Организм, заключая себя в рамки сдержанности, хладнокровия и равнодушия, оберегает себя от дальнейших эмоциональных потрясений. Если атараксия достигнута именно таким путем (а не искусственным, за счет духовных практик), то она может иметь весьма серьезные последствия.
Как проявляется атараксия, примеры
Основное проявление атараксии, с точки зрения современной психологи, заключается в полнейшем бесстрашии и невозмутимости. В таком состоянии человек способен хладнокровно и уравновешенно вести себя в любой напряженной обстановке. Обычно это рассматривается как признак сильного характера и хорошего самоконтроля, однако на практике данное состояние может иметь негативные последствия. В частности, близкие люди могут рассматривать его как черствость и эмоциональную безучастность.
По своим внешним проявлениям атараксия часто напоминает апатию, однако между этими состояниями нет ничего общего. Основное различие заключается в том, что при атараксии человек сохраняет способность работать и проявляет социальную активность.
Сам человек, пребывающий в состоянии атараксии, может при этом ощущать эмоциональную пустоту, поскольку у него блокируется или значительно ослабляется способность испытывать эмоции. Многие люди переживали похожие состояния, оказавшись в стрессовой ситуации. И если человек при этом не знает, что такое атараксия, он вполне может считать, что мужественно справился с трудностями исключительно благодаря силе своего характера.
Чем чревата такая болезнь
Многих современных исследователей часто интересует вопрос о том, что такое атараксия и афасия в совокупности и чем эти понятия связаны между собой. Итак, такое психическое отклонение, как атараксия, если оно приобретено естественным путем (последствие стресса), может повлечь за собой более серьезные разлады в работе головного мозга. Самым знаменитым случаем считается афазия – нарушение речи из-за повреждения работы нейронов левого полушария головного мозга. Стоит отметить, что при этом работа речевого аппарата сохраняется в здравом состоянии. Искаженными могут быть синтаксические нормы речи, морфологические или фонематические.
Причины атараксии
С точки зрения современной психологии, атараксия – это защитная реакция психики на травмирующую ситуацию. Если человек сталкивается с сильным переживанием, с которым ему сложно справиться, его эмоции могут отключиться. При этом он начинает вести себя спокойно и невозмутимо, что со стороны выглядит как проявление силы характера.
Атараксия может носить как временный, так и постоянный характер. В первом случае её можно рассматривать как эпизодическую защитную реакцию организма на сильный стресс, а во втором – как патологическое состояние, требующее лечения.
Основные причины атараксии:
- регулярный стресс, депрессии и другие сильные переживания;
- психические травмы;
- постоянные стрессовые ситуации в профессиональной деятельности (например, у пожарных или у медиков, работающих в реанимации);
- эмоциональное выгорание;
- попытки сдерживать негативные эмоции и сохранять внешнее спокойствие;
- органические повреждения головного мозга;
- приём транквилизаторов и психотропных веществ.
Важно учитывать, что атараксия может быть следствием некоторых прогрессирующих патологических состояний. И потеря или ослабление эмоциональных реакций может оказаться лишь тревожным «звоночком». Поэтому человеку, обнаружившему у себя признаки атараксии, желательно обратиться к психотерапевту, чтобы определить причины её развития.
Рекомендации
- Интернет-энциклопедия философии
https://www.iep.utm.edu/epictetu/ - Адриан Кузьминиски, Пирронизм: как древние греки заново изобрели буддизм
2008 p2 - Мачука, Диего Э. (2006). «Пирронисты Ἀταραξία и Φιλανθρωπία» (PDF). Античная философия
. т. 26, вып. (1) 1: 114. - Уоррен, Джеймс (2002). Эпикур и демокритская этика: археология Атараксии
. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 1. - Секст Эмпирик, «Скептический путь», перевод Бенсона Матса, книга I, глава 4
- Секст Эмпирик, «Скептический путь», перевод Бенсона Мейтса, книга I, глава 12
- ^ аб
О’Киф, Тим (2010).
эпикурейство
. Калифорнийский университет Press. С. 117–121. - О’Киф, Тим (2010). эпикурейство
. Калифорнийский университет Press. С. 118–119. - ^ абcdе
О’Киф, Тим (2010).
эпикурейство
. Калифорнийский университет Press. С. 119–120. - ^ аб
Шарплс, Р. У. (1996).
Стоики, эпикурейцы и скептики: введение в эллинистическую философию
. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. С. 91–92. - ^ аб
Уоррен, Джеймс (2002).
Эпикур и демокритская этика: археология Атараксии
. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кембриджский университет. п. 4. - ^ абc
О’Киф, Тим (2010).
эпикурейство
. Калифорнийский университет Press. п. 120. - Лаэртий, Диоген (1925). Жизни выдающихся философов, том II: книги 6-10
. Перевод Хикса, Р. Д. Камбрдиге, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 665. - ^ аб
Нападающий, Гизела (1990). «АТАРАКСИЯ: СЧАСТЬЕ КАК УБЕЖДЕНИЕ».
Монист
. т. 73, нет. 1: 99. - Стивен К. Стрэндж, (2004), Стоики о добровольности страсти
в
Стоицизм: традиции и трансформации
, стр. 37. Cambridge University Press. - ^ аб
Нападающий, Гизела (1990). «АТАРАКСИЯ: СЧАСТЬЕ КАК УБЕЖДЕНИЕ».
Монист
. т. 73, нет. 1: 100–101.
История появления и развития термина
Автором данного термина считается Демокрит – древнегреческий философ, живший в 460-370 годах до нашей эры. Именно он ввёл в греческий язык термин ἀταραξία (читается как «атараксиа»), образовав его от сочетания ἀ τάραχος («а тарахос»), что в переводе означает «невозмутимый». При этом Демокрит не дал точного определения введенному понятию и использовал его в своих трудах довольно редко.
Дальнейшее развитие данное понятие получило в трудах Аристотеля, который по-своему понимал, что такое атараксия. Он считал её добродетелью мудрецов и людей с сильным характером. В его понимании это ступень развития характера, дойдя до которой человек становится невосприимчивым к различным аффектам и воздействию внешних обстоятельств. Его разум становится выше чувств, и каждый его поступок взвешен и обдуман. По мнению Аристотеля, такого состояния способны достичь лишь мудрейшие философы.
Атараксия рассматривалась как важное понятие в таких философских течениях как скептицизм и эпикуреизм. В частности, для скептицизма смысл данного понятия заключался в том, что разум всегда должен торжествовать над человеческими эмоциями, желаниями и слабостями. А в эпикуреизме атараксия рассматривалась как верх развития мудреца, достигнув которого, можно насладиться своей мудростью.
В основанной Эпикуром философской школе большое значение придавалось следующим принципам:
- человек не должен испытывать страх перед богами, природными стихиями и мистическими явлениями;
- человек не должен бояться смерти;
- состояние блаженства доступно каждому, и его можно достичь, прикладывая целенаправленные усилия;
- любые страдания и напасти можно легко пережить, если подойти к этому с умом (именно это имеют в виду, когда говорят: «Относись к этому по-философски»).
Также атараксия имела большое значение для стоицизма – философского учения, возникшего в эпоху эллинизма и просуществовавшему до конца античной эпохи. Стоики рассматривали её как способность вести себя рассудительно и хладнокровно, руководствуясь при принятии решений здравым смыслом, а не эмоциональными порывами, страхами и желаниями.
Интересно, что первым философом, чья формулировка была близка к современной, стал Марк Аврелий – римский император, правивший со 161 до 180 год. Он считал, что атараксия – это способность человека справляться с трудностями, достигнутая за счёт пережитых событий, которые сделали его более чёрствым и рассудительным.
Практики античных мудрецов
Для того чтобы самостоятельно достигнуть состояния атараксии, в первую очередь можно использовать так называемые заповеди Эпикура, так как они ориентированы на получение асоциального удовольствия, что для человека ближе всего. Итак, суть заключается в следующем: для достижения счастья человеку нужно избегать телесных страданий. При этом его душа должна пребывать в полной невесомости. В ней не должно быть ни любви, ни ненависти, ни каких-либо иных чувств. В конце-концов человеку понадобится дружба с единомышленниками, которые смогут разделить его точку зрения и философию. Также весьма полезной практикой будет отказ от восприятия взаимоисключающих понятий, таких как горе-радость, красота-уродство, жизнь-смерть и т.д. Но стоит осознать, что такого понятия, как истина не существует. У каждого она своя, и каждый имеет личную точку зрения и суждение.
Опасна ли атараксия и нужно ли её лечить?
Если считать атараксией душевное спокойствие, которое многим людям удаётся выработать целенаправленно, то такое состояние в большинстве случаев скорее полезно, чем опасно. Оно помогает человеку хорошо справляться со стрессом и избегать нервного перенапряжения, кроме того, оно способствует принятию правильных и хорошо продуманных решений. В целом, умение контролировать эмоции, если оно не является следствием какой-то патологии, логично считать полезной способностью, а не опасным состоянием.
Однако если человек неожиданно замечает у себя отсутствие страха, которое однозначно противоречит здравому смыслу, это повод задуматься. Вполне вероятно, что атараксия в его случае свидетельствует о наличии прогрессирующего психического расстройства или органического поражения головного мозга. В таком случае необходимо записаться на консультацию к психотерапевту, который сможет определить причину перемен в эмоциональной восприимчивости человека и своевременно назначить лечение, если таковое требуется.