Знания, навыки, умения и привычки на втором году жизни

Чем обусловлен жизненный результат и успех человека? Конечно же, это умения и навыки, которыми он обладает. При этом крайне важно понимать, что овладевать ими и развивать их можно и нужно в любом возрасте, ведь чем больше мы способны делать, тем большего количества самых разных целей можем достигать. Сегодня мы хотим поговорить как раз о том, каким образом формируются умения и навыки и из каких этапов состоит этот процесс, а также дать несколько рекомендаций по их развитию, которыми сможет воспользоваться каждый.

Динамика формирования навыков и привычек у ребенка

Знания
— обобщенный опыт, отражающий объективную реальность окружающего мира. Например, малыш, впервые попав под дождь, открывает для себя свойство воды — делать предметы влажными. Так, практически, ребенок узнает свойства предметов, а также объективную реальность в явлениях природы, в поступках людей в той или иной ситуации. Значит, первое, с чего все начинается для малютки, — это наблюдение и приобретение первых знаний об окружающем. Знания позволяют ребенку подойти к пониманию целесообразности навыков, которым его обучает взрослый.

Навык

— автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Умение

— способ действия, рассчитанный на применение в любых условиях. Навык — это рисунок выполнения действия, т. е. его техническая сторона. Умение же позволяет использовать приобретенный навык не только в условиях, в которых тот был сформирован. Например, если малыш пользуется носовым платком только дома и мама постоянно напоминает ему об этом, то это навык. А если он достает платок и прикладывает его к носу при необходимости везде, то можно сказать, что навык перешел в умение.

Привычка

— сложившийся способ действия с предметом или форма поведения, в определенной ситуации приобретающие характер потребности. Это то, без чего человек уже не может обойтись в повседневной жизни, не может поступить иначе. В отличие от навыка, здесь решающим оказывается не само действие, а умения, определяющие культуру поведения, составляющие духовную сторону жизни человека (бережное, уважительное отношение к окружающему).

Привычки складываются на основе культурных традиций общества. Поэтому при формировании у ребенка культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет поведение взрослого — он пример для подражания.

Приобретение начальной культуры поведения не спонтанный процесс, а постепенный переход от первых обобщенных знаний к формированию навыков, которые трансформируются в умения и привычки.

Немного об умениях и навыках

Ученые умы всего мира до сих пор ведут серьезные споры о том, что составляет верхушку иерархии в системе формирования у человека новых знаний, навыков и умений, которые характеризуют его интеллектуальное развитие. Одни исследователи говорят, что более важны навыки, а другие считают, что важнее умения. Давайте разберемся в отличиях.

Навык можно назвать наивысшим уровнем сформированности какого-либо действия – когда оно совершается автоматически и человеку не нужно осознавать промежуточные этапы. Умением же является способность к действию, которое совершается сознательно и пока не достигло высшего уровня сформированности.

Например, когда человек учится выполнять какое-то действие с конкретно целью, сначала он делает его максимально осознанно, сосредотачиваясь на каждом промежуточном шаге, и каждый этот шаг откладывается в сознании. Процесс освоения действия осознан и развернут. Это значит, что в первую очередь формируется умение.

Далее – когда человек систематически тренируется и продолжает работать над собой – его умение совершенствуется. Время на выполнение действия сокращается, часть промежуточных этапов начинает выполняться неосознанно, автоматически. И здесь уже можно говорить о том, что происходит формирование полноценного навыка выполнения действия.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что навык – это усовершенствованная форма умения. Если, к примеру, ребенок учится читать, изначально ему трудно «делать» слова из отдельных букв, и на освоение этого умения уходит масса сил и времени. Но взрослый человек в процессе чтения считывает буквы и слова автоматически, контролируя только смысловой аспект.

Это и значит, что благодаря долгим и упорным упражнениям и тренировкам умение читать превратилось в навык. Точно так же происходит и развитие речевых умений у дошкольников, развитие творческих и социальных умений, формирование навыков делового письма и т.д.

Навык представляет собой деятельность, сформированную посредством многократного повторения и доведения до автоматизма. Показателем же того, что у человека есть навык, является то, что перед выполнением действия он не думает заранее о том, как именно он будет его выполнять, а при выполнении действует точно и быстро.

Формирование и развитие умений и навыков – это достаточно долгий процесс, занимающий много времени. Зачастую на это уходит несколько лет, если речь идет о сложном действии. А что касается совершенствования навыков и умений, то это происходит вообще в течение всей жизни человека. Вот что говорит об умениях и навыках психология.

Как формируется навык у малыша?

Зная, что навык — это полуавтоматизированное, а затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин «автоматизированный». Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм. Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более содержательных закономерностей окружающего мира. Значит, автоматизированные, заученные действия играют огромную роль: обладая ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие навыки только начинают формироваться в раннем детстве.

— Как эффективно использовать методы развития.

______

1) Самообучение — самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.

2) Поиск обратной связи — получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.

3) Обучение на опыте других и ментворкинг — выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.

4) Специальные задания (фоновые тренинги) — самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

5) Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.

Также читайте о навыках успеха.

______

Стадии формирования навыков

  1. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
  2. У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
  3. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.
  4. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.

Автоматизированный навык должен перейти в привычку, но, учитывая возраст ребенка, взрослый должен наблюдать за ним и контролировать его действия, т. к. без постоянного правильного подкрепления навык может исчезнуть. Итак, чем больше полуавтоматизированных и автоматизированных действий у малыша, тем ему легче и интереснее жить, появляется больше времени для познания содержательной стороны окружающего мира. Действительно, полуторагодовалый малыш не будет бесконечно снимать и надевать колечко на палочку — это действие уже автоматизировано. Теперь он собирает пирамидку в определенной последовательности, осваивая величину предметов, их количество и соотношение. Или составляет свою пирамидку не только из колец, но и из шариков и кубиков, строя башенку невиданной красоты. А к двум годам он будет гордиться: «Это я сам!» Так автоматизированный навык помогает перейти к творчеству.
Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Поэтому легче предупредить образование плохой привычки, чем избавиться от нее, когда она уже сложилась. Для успешного формирования навыка следует учить малыша соблюдать последовательность действий, из которых складывается навык, и следить за точностью их выполнения.

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.


Усвоение знаний – результат

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.


Первые знания ребенок получает в младенчестве

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.


Формирование знаний продолжается практически всю жизнь
Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Последовательность и закономерность приобретения навыков

Было бы неправильным считать, что все навыки малыш осваивает последовательно на протяжении года. Нет, он овладевает ими одновременно: каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед едой… И все же существует условно выделенная последовательность, которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности. Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребенка. Так, умение самостоятельно одеваться формируется у малыша к двум — двум с половиной годам, а пользоваться ложкой его можно научить к полутора годам.

Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:

  • формирование навыков — длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности);
  • формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.);
  • по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.

Итак, второй год жизни — платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования многих автоматизированных действий, навыков и привычек.

Самые полезные навыки, которые может развить человек

Перечень навыков, которые может развить человек, огромный. Глядя на это разнообразие, нападает бессилие, ведь жизни не хватит, чтобы все освоить. Но есть основные знания, которые будут решающими для становления человека и как личности, и как профессионала. С них стоит начать.

Умение учиться

Этот опыт станет самым важным на пути к совершенствованию самого себя. Чем сильнее развито это умение, тем быстрее усваивается новый материал. А значит, остальные навыки усвоить будет проще.

Чтобы учеба давалась легче, нужно изучить законы, по которым усваивается новая информация, разобраться в эффективных методиках и понять, как выбирать учителя для себя.

16.03.2021

113

Как научиться учиться: руководство по эффективному обучению

Приветствую вас, уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим о том, как…

Проактивное мышление

Проактивность – осознанный выбор реакций на раздражители. Человек понимает свои глубинные ценности, имеет жизненные принципы и свои реакции подчиняет им, независимо от условий и обстоятельств. Иначе говоря, он способен подчинить реакцию и выбирать, как воспринимать окружающий мир.

Кстати, Стивен Кови в знаменитом бестселлере “7 навыков высокоэффективных людей” посчитал проактивность главным навыком и поставил ее на первое место.

Критическое мышление

Позволяет анализировать все полученные данные, делать выводы и принимать решения на их основе, а не руководствуясь эмоциями. Такой человек почти всегда имеет собственное мнение и умеет отстаивать свою позицию, видит разные варианты развития ситуации и их зависимость от окружающей обстановки.

Критическое мышление все подвергает сомнению. Становятся видны несостыковки и противоречия, развивается способность видеть искаженную и неверно интерпретированную информацию.

Творческое мышление

Отлично дополнит критическое мышление, поскольку дает увидеть мир по-другому, расширить свои внутренние горизонты и найти альтернативные и неординарные решения. Иначе говоря, это открытость мышления и отказ от предубеждений.

Творческие задатки есть у каждого, но у кого-то они видны хорошо, а у кого-то забиты другими механизмами. Радует, что их можно стимулировать и тренировать, добиваясь при этом больших успехов.

06.04.2021

107

Как развить творческие способности: подробная инструкция

Советы психологов и экспертов по развитию креативности и творческого мышления

Красноречие

Ораторское искусство пригодится не только для публичных выступлений, но и для простого общения с другими людьми. Грамотно построенная устная речь, внятная дикция и точно сформулированные и красиво выраженные мысли только украсят любого человека.

6. Эмпатия

Эмпатия – это сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность понять и посочувствовать. Навык необходим при построении отношений, поскольку помогает нам поставить себя на место другого человека и понять его позицию.

Это очень сложная работа, требующая больших затрат внутреннего ресурса. Но ее прокачка достигается при регулярном выполнении специальных упражнений.

Управление финансами

Это целый комплекс навыков, необходимых для грамотного управления деньгами. Они учат анализировать и вести учет доходов и расходов, находить бреши в бюджете, экономить и копить. Также финансовая грамотность подразумевает умение выбирать банковские продукты и кредиты, разбираться в налоговых вопросах и инвестициях.

Тайм-менеджмент

О тайм-менеджменте на нашем блоге есть отдельная статья. Там вы можете подробнее почитать, что это и как его освоить. Лишь кратко скажу, что это искусство управления временем, направленное на повышение эффективности его использования. Помогает определять цели, расставлять приоритеты, организовывать рабочее и личное время.

Постановка целей

Постановка целей входит в практику тайм-менеджмента. Но я выделю его в отдельный пункт, чтобы в процессе составления списка дел и организации рабочего времени целеполагание не затерялось. Именно оно создает основу эффективной деятельности, поскольку позволяет определить, куда вы движетесь и для чего предпринимаются все остальные шаги.

Умение отдыхать

Это абсолютно необходимый компонент жизни, без которого невозможно эффективно учиться и работать. Но делать это нужно правильно, чтобы не нанести организму еще больший вред, чем от трудовой деятельности.

Желательно узнать, как правильно проводить время в отпуске, как расслабиться после рабочего дня и как восстановить силы за 10 минут.

14.09.2021

1 398

Как научиться правильно отдыхать без чувства вины и не только в отпуске: 8 ценных советов

Приветствую вас, уважаемые читатели! Если вы часто чувствуете себя героем…

Навык формирования привычек

Мы уже говорили, что полезные привычки могут стать отличным подспорьем для формирования новых компетенций. Поэтому для начала научитесь закреплять хорошие привычки. Для этого есть методика, следование которой поможет пройти этап внедрения нововведений быстро и почти безболезненно.

И, конечно, попутно избавляйтесь от вредных привычек, которые мешают счастью и самосовершенствованию.

12. Медитация

Ее можно было бы отнести к одному из способов расслабления, но на самом деле медитация – это гораздо больше, чем просто отдых. Практика оздоравливает душу и тело, позволяет найти гармонию внутри себя и транслировать ее в мир. Освоив медитацию, редко кто отказывается от нее, потому что эффект действительно впечатляющий. Попробуйте.

Ведение переговоров

Умение вести переговоры – одно из ключевых в профессиональной деятельности. Успешный исход сделки больше зависит от того, насколько уверенно и убедительно вы излагаете высказывания. Даже суть доводов не так важна, как тон, манера держаться и расположение к собеседнику.

И не думайте, что переговоры актуальны только на работе. Убедить мужа, что вам просто необходимы те туфли, или договориться с трехлеткой уйти с детской площадки без истерики – тоже переговоры.

Компьютерные навыки

Они особенно полезны тем, чья работа связана с компьютером. Но и для домашних нужд тоже пригодятся. На ум приходят следующие навыки:

  • знание инструментов Word (Office, Excel, PowerPoint) поможет вам и доклад напечатать, и вести домашнюю бухгалтерию, и слайд-шоу из фотографий на мамин день рождения сделать;
  • печать вслепую значительно ускорит время, повысит качество набора текста и убережет глаза от перенапряжения;
  • горячие клавиши – вместо того, чтобы долго искать в меню команду, вы просто нажимаете пару кнопок и, вуаля, задача выполнена;
  • графические редакторы – будете красиво обрабатывать фотографии для семейного архива.

26.01.2022

1 883

20+ лучших онлайн-курсов компьютерной грамотности для начинающих пользователей

Приветствую всех, кто решился покорить компьютер! Современные подростки и маленькие…

Писательское ремесло

Деловая переписка, посты для социальных сетей, да даже сообщение учительнице дочери нужно суметь написать грамотно и понятно. Кто знает, вдруг вы захотите издать книгу или сказку. Или, наоборот, овладение писательским искусством подтолкнет к тому, чтобы создать собственное произведение.

А уж если работа напрямую связана с текстами, например, копирайтинг, журналистика, коучинг, то это одна из ваших профессиональных компетенций.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

На втором году жизни отношения малыша с окружающим социальным миром складываются на основе формирования ведущих навыков и привычек. Поэтому он так негативно реагирует на любые перемены: перемещение кроватки, столика или стульчика, отсутствие любимой игрушки. Он недоволен, если кто-то берет его игрушки, не отдает их другому ребенку. Это не жадность и не каприз, а сформировавшаяся привычка видеть знакомые предметы на своих местах. Они — своеобразные знаки, позволяющие ориентироваться в окружающем, что совсем непросто для маленького ребенка. Кроме того, это уже сложившийся мир раннего детства, и нарушать его не стоит. Напротив, взрослые должны помочь сделать его ярким и интересным.

Нарушение существующих условий жизни — привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи — может привести к более серьезным последствиям: отказу от пищи, нарушению сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии ребенка. Поэтому соблюдение режима — первая и самая главная привычка для ребенка второго года жизни.

ВозрастНавык освоенияПроявления навыка
1 год 3 месяцаСамостоятельно ест густую пищу ложкойРебенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости
1 год 6 месяцевСамостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюдаРебенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке
1 год 9 месяцевУмеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослогоРебенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность
2 годаУмеет частично одеваться с небольшой помощью взрослогоВзрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий

— Базовые рекомендации по персональному развитию.

______

1) Сделайте свое обучение и развитие непрерывным процессом: получайте новый опыт, знакомьтесь с новыми профессионалами, берите на себя более сложные задачи, используйте новые инструменты в жизни и, главное: делайте это постоянно.

2) Научитесь эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.

3) Подходите к собственному развитию комплексно: используйте разные форматы развития и обучения.

4) Относитесь к окружающей информации с любопытством: изучайте окружающие вас бизнес-процессы, постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов. Любопытные и любознательные люди — интересные, успешные, захватывающие, завораживающие и открытые!

5) Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут вам добиваться успеха в вашей работе, учебе или бизнесе.

6) Возьмите себе в привычку читать литературу и информационные ресурсы в вашей области каждый день, постоянно наращивая уровень экспертизы. Наращивайте ее не только в профессиональных областях, но и в области персональной, и личной эффективности.

7) Развивайте свои персональные и профессиональные навыки во время работы, постоянно беря на себя новые задачи и проекты;

8) Найдите людей, у которых вы хотите учиться и с которых вы хотели бы брать пример (как в личностном, так и в профессиональном плане).

9) Научитесь эффективно использовать поступающую вам обратную связь (реакцию других на ваши действия или бездействия) и определять ее ценность.

10) Используйте возможности организаций альтернативного образования у себя в городе по максимуму: посещайте все полезные и интересные для вас мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определяйте их качество и уровень спикеров. Читайте книгу Стивена Кови 7 навыков высокоэффективных людей.

______

Формирование культурно-гигиенических навыков

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры — потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Реклама

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся колледжей

Встатье рассматриваются вопросы по формированию умений и навыков учащихся. Приводится перечень разновидностей умений, которыми должны овладеть учащиеся профессиональных колледжей и академических лицеев, а также показаны этапы процесса формирования учебных умений: введение приема (способа действий), закрепление способа действий, обучение учащихся переносу усвоенных действий.

Ключевые слова:
умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений.
Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей эффективности обучения. В данной статье рассматривается процесс формирования умений при изучении учащимися курса «Информатика и ИТ».

В определении толковых словарей, умение — это освоенный способ деятельности. Для того чтобы учащиеся овладели умениями, они должны знать, из каких компонентов они складываются. Поэтому в процессе обучения учитель должен специально обучать учащихся составу действий того или иного приема учебной работы. Для этой цели подбираются вопросы и задания, в ходе выполнения которых отрабатываются отдельные действия или прием в целом. Только после того, как учащийся, выполняя задание самостоятельно, будет безошибочно применять нужные способы действий, можно считать умение сформированным.

Сформированное на основе приема учебной деятельности умение приобретает новое качество: учащиеся, зная состав и последовательность действий, самостоятельно и творчески применяют его в новых условиях. Это повышает качество получаемых знаний [3].

Овладению умением способствует многократное повторение действий, осознание учащимися структуры самого умения (состава действий), упражнение в применении действий по образцу, инструкции, памятке, правилу или самостоятельно. Успех формирования умений определяется следующими условиями:

1. Настроем учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе выполнения учебного задания.

2. Четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности.

3. Полнотой и ясностью представления структуры формируемого умения, показом способов выполнения деятельности.

4. Организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью (приемом) с использованием системы заданий.

Умения, приобретаются в деятельности, путем упражнений. Упражнение — это многократное повторение действий для сознательного совершенствования. При организации учебной деятельности учащихся следует учитывать, что упражнения только тогда выполнят свою функцию, когда будут соблюдены следующие условия: наличие у учащихся ясно осознанной цели выполнения действий и стремление ее достигнуть. Поэтому разъяснение учителем задания должно быть подробным и понятным. Надо показать учащимся последовательность выполнения действий и конечный результат. Необходимо добиваться осознания учащимися результатов, которые они должны получить в процессе выполнения работы, предупреждения ошибок и выявления их причин. Учитель должен помогать учащимся анализировать промежуточные результаты, сопоставлять их с конечной целью.

Основным показателем успешного формирования умений является систематическое выполнение учащимися все более и более сложной деятельности. При выяснении трудности заданий необходимо учитывать, что в их структуру входят два компонента: предлагаемая учащимся деятельность и материал, на котором эта деятельность будет осуществляться.

При формировании умений большое значение имеет осознание учащимися отдельных действий, входящих в состав того или иного умения. Постановка учителем определенных вопросов помогает учащимся осознать свои действия и создает ориентировочную основу при решении задачи. Вопросы могут быть такими: Какие действия надо выполнить, чтобы установить на компьютер операционную систему? Какие действия нужно осуществить при создании и редактировании документов на программе Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Access? Какие действия нужно осуществить, чтобы настроить рабочий стол, установить или удалить программу, создать Web-страницу, составить программу на языке программирования Delphi, способы обработки и создания изображения, используя панель инструментов программы PhotoShop, CorelDraw, использовать глобальную и локальную сеть Интернет, установить антивирусную программу и настроить ее и т. д.?

Чтобы сформировать умения у учащихся, учитель сначала поэтапно показывает определенные действия задачи, при этом использует наглядные средства обучения (с помощью видеопроектора, плакатов, макетов и т. д.). Но простого рассматривания или наблюдения за действиями учителя недостаточно. Необходима практическая деятельность самих учащихся.

В содержание курса «Информатика и ИТ» предусмотрено овладение учащимися следующими умениями. Ниже представлен список умений, который отражается в типовой программе предмета «Информатика и ИТ».

Процесс формирования учебных умений складывается из трех этапов: I. Введение приема (способа действий). II. Закрепление способа действий. III. Обучение учащихся переносу усвоенных действий.

Введение осуществляется по-разному и зависит от содержания изучаемого материала и уровня подготовки учащихся. Если способ деятельности не сложен, то учащиеся могут активно участвовать при его введении. В таком случае состав действия определяется в форме устной инструкции. Например, если создавать программу на языке Delphi, то сначала необходимо произвести анализ и обработку информации. Ведь при создании программы, необходимо предварительно изучить задачу, проанализировать и математически решить её, только потом составлять алгоритм и программу. При создании презентации или Web-страницы также необходимо первоначально произвести анализ и обработку информации, ведь при задании дизайна, фона, баннера, анимации, оформлении презентации или Web-страницы, необходимо учитывать соответствие по заданной теме. В этом случае учитель может устно объяснить процесс предварительного анализа и обработки информации. При создании же программы, Web-страницы, презентации, текстового документа, таблицы, формул, настройки операционной системы и т. д., у учащихся возникают затруднения, требует от учащихся выполнения более сложного ряда действий, инструкций, в которых разъясняется последовательность выполнения задания. Первый этап (введение приема) заключается в первичном усвоении, способа действий. Работа на первом этапе в основном должна заключаться в выполнении алгоритмических предписаний.

На втором этапе отсутствует повторения, показанного учителем образца последовательности действий по определенной задаче. Для закрепления определенной темы учащимся даются упражнения похожие по показанному учителем образцу. Выполняя упражнения, учащиеся учатся своими силами преобразовывать известные ранее способы. Если упражнение выполнено правильно, то можно считать, что учащимися была закреплена тема. К примеру, на первом этапе учителем был продемонстрировано упражнение: «Найти сумму элементов одномерного массива». Данное упражнение решалось с помощью создания программы на языке Delphi. Учащиеся выполняли последовательность действий показанной учителем программы на свой компьютер и вывели результат. На втором же этапе предлагаются упражнения для учащихся похожие на продемонстрированную программу. К примеру, задания по нахождению отрицательных членов массива, положительных членов массива, максимального и минимального члена массива и т. д. Учащимся, необходимо выполнить индивидуальное задание и вывести результат. Задание нацеливает учащихся на выполнение целого ряда действий: анализ и обработка данных, создание алгоритма, рисование блок-схемы, составление программы, вывод результата программы. Для облегчения учащимся выполнения задания следует разрешить пользоваться образцом. Он служит ориентировочной основой для организации деятельности.

На следующем этапе формирования учебных умений нужно использовать задания, которые должны направлять учащихся на использование имеющихся знаний и умений в решении новых задач. Тренировка учащихся в правильном выполнении заданий, позволяет подвести их к третьему этапу обучения — переносу усвоенных действий. Здесь предлагаются задания самостоятельной работы учащихся. К примеру, создание программы на другом языке программирования. На третьем этапе формирования умений — переносе их на новый объект — учащимся стоит предложить самостоятельно рассмотреть другой язык программирования. В этом случае осуществляется перенос по образцу, т. е. учащиеся выполняют те же самые действия, что и при решении обучающей задачи (только применяют их к новым объектам) [4]. Перенос — это более сложная деятельность и требует введения дополнительных действий.

Таким образом, от этапа к этапу необходимо увеличивать степень самостоятельности учащихся в выполнении заданий. Это достигается путем упражнения и постепенного уменьшения непосредственного руководства учителя деятельностью учащихся, заменой инструкций вопросами или заданиями разного уровня сложности. Зафиксированные результаты выполнения заданий позволяют контролировать процесс формирования знаний и уровень умений. Уровень сформированности умения определяется правильностью самостоятельно выполненного учащимися задания [5].

В конце каждого этапа обучения контроль за формированием умений осуществляется с помощью вопросов и заданий, исходя из требований рабочей программы.

Литература:

1. Дмитриев С. В. Цель образовательных технологий — передача знания или расширение сознания?/ С. В. Дмитриев//Теория и практика физической культуры.-2011. — № 7.-С. 94–101.

2. Кособок М. Технологии обучения на уроке: чего не знают или не хотят знать учителя/ М. Кособок //Первое сентября. Управление школой.-2011.- № 8.-С. 37–40.

3. Абдуллаева О. С. Педагогическое проектирование процесса самостоятельного образования студента //Молодой ученый. — 2014. — №. 8. — С. 757–760.

4. Абдуллаева О. С. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов вуза //Молодой ученый. — 2013. — №. 10. — С. 491–493.

5. Абдуллаева О. С. Организация внеучебной воспитательной работы учащихся в профессиональных колледжах и академических лицеях //Молодой ученый. — 2014. — №. 19. — С. 491–493.

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!» и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»)

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: «Какие теперь ручки?» Ответить: «Сухие, чистые!» Затем прочитать потешку «Мальчик-пальчик»:

Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Реклама

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»).
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Формирование навыка опрятности

Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представляет известную трудность, особенно сегодня: приученный с младенчества к памперсам, малыш не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является критическим периодом. Отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык опрятности.

С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае у него начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, приводящих к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребенка очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать сигналы своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для нее, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки), то добивается должного результата, и ее можно поздравить с большим достижением ребенка.

На втором году жизни методика ознакомления с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о переучивании. Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остается сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой исходя из собственных ощущений. Теперь придется поработать вам обоим. Ведь не оставите же вы ребенка в памперсах до школы!

Вам поможет то, что ребенок после 1 года 3 месяцев — 1 года 6 месяцев очень хорошо вас понимает. Он еще не умеет словом выразить свои ощущения, впечатления, желания, но может понять, на что направлены усилия взрослого. Кроме того, малыш очень дорожит вашим отношением к нему. Если он чувствует, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его успехам в самых деликатных ситуациях, то будет стараться доставить вам это удовольствие. И, пожалуй, самое главное — после полутора лет совершенствуется физиологическая система естественных отправлений: ребенок способен удерживать себя какое-то время от немедленного результата, а, следовательно, регулировать и понимать свои состояния. Конечно, не следует считать, что на втором году жизни малыш становится абсолютно самостоятельным. Потребуется еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку.

Развитие умений и навыков в короткие сроки

Сегодня можно встретить множество разнообразных способов, методов и техник развития навыков и умений в любой сфере жизнедеятельности. На эту тему написано немало книг и статей, существуют разные пособия, в том числе и специализированные. Однако любой вариант будет основываться на четырех правилах, соблюдать которые нужно неукоснительно.

Правило первое: один период времени – один навык

Чтобы развитие умения было эффективным, а само оно прочно укоренилось в сознании и жизни, стало автоматизированным, важно уделять ему как можно больше внимания, и на это есть весомые причины.

Детский возраст – этот период, в котором человек может схватывать на лету невероятное количество информации и знаний. Посмотрите на детей: в одно и то же время они учатся управляться с предметами, говорить, ходить, застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Но даже несмотря на то, что сознание ребенка открыто всему новому, на освоение каких-то базовых с точки зрения взрослого навыков у него уходят месяцы.

С возрастом подобные способности к впитыванию новых знаний и одновременному освоению разных навыков уже не так остры. Зачастую даже какой-то один сложный навык оказывает на наш организм и психику стрессовое воздействие.

В дополнение к этому, если осваивать несколько навыков одновременно, наше подсознание будет пытаться связать их воедино, отчего они станут проявляться комплексно. А это в свою очередь может послужить причиной самых неожиданных результатов. Например, если по какой-то причине один из двух изучаемых вами навыков вам никак не дается или у вас просто отпадает необходимость в нем, «связанный» с ним второй навык может «исчезнуть» вместе с ним.

Если вы взялись за развитие умения какого-либо рода, если оно важно для вас, уделяйте время только ему. Он должен осваиваться вами в концентрированной форме. Если это так, вы сможете овладеть им быстро и качественно, а после уже можно начинать осваивать следующий навык, и далее по аналогии.

Правило второе: первые тренировки – на количество, а не на качество

Примите к сведению, что в большинстве случаев у человека, осваивающего новый навык, ничего не получается очень хорошо, как бы он ни старался. Если вы будете с самого начала делать ставку на качество выполняемых действий, вы тем самым замедлите свое развитие.

На начальном этапе гораздо эффективнее работать на количество. Будет лучше, если вы станете делать 50 повторений со средним результатом, чем 10 повторений – с хорошим. Только после полноценного освоения техники можно приступать к ее оттачиванию.

Даже научные исследования подтверждают тот факт, что при систематических и регулярных интенсивных тренировках ошибки и недочеты устраняются сами собой. Вам даже не нужно ничего делать, чтобы стать лучше, – просто продолжайте работать.

Примите за истину: человек учится в десятки раз быстрее, просто повторяя одни и те же действия, чем если бы он раз за разом пытался довести их до идеала с первых попыток. А что касается усложнения задач для себя, то обязательно почитайте нашу статью «Состояние потока».

Правило третье: многократная практика нового навыка

Допустим, вы сходили на какой-то замечательный тренинг или мастер-класс, где была практика. У вас все отлично получалось, и даже дома в тот же вечер вы демонстрировали родным впечатляющие результаты. Но вот проходит несколько дней, вы были заняты работой и посторонними делами, и когда вы решаете вновь сделать то, чему научились, у вас получается либо очень плохо, либо не получается вообще.

Это наблюдение вы можете провести и сами, и убедитесь в его правдивости. А происходит так по той причине, что на семинаре ваш организм и психика были в стрессовой ситуации, внутренние резервы активизировались. Плюс к этому энтузиазм и немного эйфории – и все шло, как по маслу. В обычной же жизни все происходит иначе.

Чтобы новое умение начало формироваться в навык, чтобы оно развивалось и его применение приносило плоды, ему необходимо уделять постоянное внимание. Представьте, что знание – это зерно, которое вам нужно взрастить. Росток – это умение, а цветок – это ваш навык. Если за зернышком не ухаживать, не поливать его, ничего не вырастет.

Точно так и с навыками: заботьтесь о том, чтобы они не пропадали зря и увядали, даже не успев распуститься. Постоянный труд, максимум практики и системность – вот что, нужно, чтобы новые умения закреплялись и набирали силу, становились совершеннее. Добавьте к этому терпение – и у вас обязательно все получится.

Правило четвертое: не применять новый навык в важных делах

Естественно, это касается лишь этапа освоения нового навыка. Представьте себе, что вы только что впервые сходили на тренировку по боксу. Вам все понравилось и неплохо получалось. И вот вы сразу же решаете выйти на ринг против профессионального боксера. Что получится, как думаете? Вы окажетесь в нокдауее в первую минуту боя.

Пока вы только осваиваете новый навык, практикуйтесь, но не спешите пытать свои силы в «бою». Здесь имеют место многие факторы: неопытность, важность события, стресс от выполнения непривычных действий и т.д. Все это, скорее всего, приведет к печальным последствиям.

Поэтому сначала – только тренировки и наработки. Постепенно начинайте внедрять новый навык в жизнь, пробуя применять его в несложных ситуациях, близких к обыденным. А когда наберетесь немного опыта, используйте его для более серьезных ситуаций, планомерно продвигаясь в самым трудным.

Уверены, теперь ваша копилка знаний неплохо пополнилась, а развитие умений и навыков станет хотя бы немного проще и быстрее. Желаем вам успехов!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Матрица навыков
  • Теория умственных действий Гальперина
  • Лучшее за год. Часть пятая
  • Hard skills
  • Общеучебные навыки и умения: описание и основные пути развития
  • Как быстро привить себе навык
  • Развитие коммуникационных навыков у детей
  • Как быстро обучиться любому навыку
  • Социальные навыки: что это такое, какие они бывают и как их развивать
  • Генетическая психология

Ключевые слова:1LLL

Учим пользоваться горшком

  • Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребенка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребенок проснулся сухим.
  • Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.
  • Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие.
  • Ребенок должен ощутить разницу.
  • Проследите, чтобы ребенок не проваливался в горшок. Края горшка должны быть теплыми и сухими.
  • Ребенку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам сигналов.
  • Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребенка и добиться положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация — начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать ее сам. Порадуйтесь, покажите, что вы довольны, похвалите его. И ребенок будет повторять и повторять такие «желанные» для вас процедуры.
  • Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.
  • Не следует держать малыша на горшке более пяти минут.
  • Не оставляйте ребенка на горшке одного, без присмотра. Он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.

Реклама

Навыки, необходимые в повседневной жизни

Не буду лукавить: без любого из них можно обойтись. Но жить без этих умений, которые все же стоит качать каждому, сложнее, а в экстремальных ситуациях некоторые даже жизнь спасут.

Оказание первой медицинской помощи

От беды никто не застрахован. Так что лучше знать, как помочь себе, родным или незнакомцу в случае травмы. Практика показывает, что многие даже не в курсе, как правильно остановить кровь из носа или что выпить от высокой температуры.

27.08.2021

65

Лучшие курсы первой медицинской помощи, которые можно пройти онлайн или очно

Доброго дня, уважаемые читатели! Ежегодно тысячам людей по всему миру…

Самооборона

Никто не знает, какие люди встретятся вам в жизни. Возможно, не у всех будут добрые намерения. Поэтому базовые приемы самообороны, правила пользования газовым баллончиком, электрошокером или пневматическим пистолетом позволят чувствовать себя увереннее.

Поведение в экстремальной ситуации

Жаль, что в школе урокам ОБЖ уделяется так мало внимания. Как подавить панику, как себя вести при пожаре, что делать, если вы тонете или провалились под лед, как выбраться из тонущей машины, как выжить в лесу – это нужно запечатать у себя в памяти. Тогда глядишь и трагедий с тонущими рыбаками и задохнувшимися в пожаре людьми будет меньше.

Воспитание детей

Глядя на некоторых родителей, кажутся разумными доводы, что разрешать рожать детей можно только людям, прошедшим специальное обучение. Ведь одеть, накормить и спать уложить недостаточно. Необходимо понимать, как общаться с ребенком и как воспитывать цельную, самодостаточную, психически здоровую личность.

Многие методы воспитания, которые работали у наших родителей и бабушек, сейчас неактуальны. Изменилось общество и положение индивида в нем, а значит, и воспитание нужно другое. Почитайте хотя бы книгу Людмилы Петрановской “Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка”.

5. Вождение

Про то, как удобно иметь автомобиль и сколько времени экономится, если есть свои колеса, рассказывать нет смысла. Но вот чему желательно уделить внимание, так это овладению навыками экстремального вождения. И не для того, чтобы почувствовать себя крутым гонщиком и ездить, не глядя по сторонам. А лишь для того, чтобы уметь выходить из сложных аварийных ситуаций, уверенно чувствовать себя на любой дороге и при плохой погоде.

Иностранные языки

Изучение и использование иностранных языков здорово тренирует мозги. Кроме того, этот навык пригодится в работе и путешествиях. Перед вами откроются новые грани в кинематографе и литературе, ведь смотреть и читать произведения в оригинале гораздо интереснее.

Наиболее универсальный язык – английский, но все больше желающих выучить китайский. Ведь он на сегодня самый распространенный в мире.

7. Кулинария

Умение вкусно готовить считается прерогативой женской половины человечества, хотя мужчины часто владеют этим ремеслом даже лучше. Не зря же большинство знаменитых шеф-поваров – это мужчины. Но кулинарные познания непременно пригодятся в жизни каждому, и пол здесь не играет роли.

Ведение домашнего хозяйства

Если у вас нет штата прислуги, то тонкости ведения домашнего хозяйства наверняка понадобятся. Правильная стирка одежды, секреты поддержания чистоты, цветоводство – это лишь малая часть того, что требуется знать, чтобы в доме царил уют и порядок.

Дизайн интерьера

Для тех, кто хочет выйти на новый уровень в деле обустройства своего дома. Дизайн интерьера – это не только про красоту, но и про удобство, и функциональность.

Продумать планировку и цветовую палитру, спланировать расстановку мебели, подобрать разные сценарии освещения – этому вполне реально научиться, потратив некоторое количество часов и усилий.

Основы стиля

Как бы это ни было печально, но нас встречают по одежке. Поэтому необходимо знать, как уместно одеваться для разных ситуаций и мероприятий, какие наряды подходят для вашего типа фигуры, как сочетать цвета в одежде и подбирать аксессуары. Вам не придется становиться стилистом, чтобы понять основы, которых будет достаточно для повседневной жизни. Мужчин это, кстати, тоже касается.

Косметология и визаж

Не нужно разбираться в тонкостях визажа и тратить ползарплаты на косметику, если вам это неинтересно. Подберите для себя несколько хороших средств и познакомьтесь с основными техниками макияжа.

Важнее научиться ухаживать за кожей. Хотя бы очищать, увлажнять и защищать от солнца. Это позволит избавиться от прыщей, пигментных пятен и других проблем, отсрочить появление морщин и даже сохранить здоровье.

12. Массаж

Такой навык значительно возвысит вас в глазах родных. Они будут выстраиваться в очередь, чтобы получить свою порцию релакса и расслабления после тяжелого дня.

Овладеть техникой массажа можно самому по видеоурокам и книгам, но лучше, конечно, пойти на курсы. Профессионал расскажет и покажет правильные приемы и техники.

Парикмахерское искусство

Подровнять кончики и челку, сделать укладку и прическу, подстричь сына и мужа вполне по силам даже начинающему мастеру. Это даст возможность избавиться от лишних хлопот по походу в парикмахерскую. Да и семейный бюджет сэкономит.

Фотографирование

Делать красивые фотографии любительского уровня не так уж сложно. Для этого не понадобится профессиональная камера и супердорогое оборудование. Решающее значение в удачных снимках имеет мастерство фотографа. Знание базовых правил и принципов уже значительно улучшит качество ваших снимков.

15. Шахматы

После выхода на экраны сериала “Ход королевы” этот интеллектуальный вид спорта переживает новый виток популярности. И этому можно только порадоваться, ведь шахматы отлично развивают оба полушария мозга, логику, абстрактное мышление, память, помогают тренировать внимательность и способность держать концентрацию.

Даже есть исследования, что пожилые люди, которые играют в шахматы, подвержены меньшему риску возникновения болезни Альцгеймера.

05.04.2021

117

35+ курсов по шахматам: лучшие онлайн-уроки для взрослых и детей

Добрый день, уважаемые шахматисты! Шахматы – это удивительная и древняя…

Что нужно знать о памперсах

  • Памперсы рекомендуется использовать только в раннем младенчестве, сочетая их с подгузниками (например, на ночь или через раз).
  • Памперсы следует использовать избирательно, исходя из ситуации (например, при сборах на прогулку, в гости или при особых обстоятельствах, таких, как болезнь ребенка, длительный переезд и т. п.).
  • Нужно учитывать физическое состояние ребенка. Если он ослабленный, нервный, тревожный, беспокойный ночью, то памперсы ему необходимы на данном этапе его «пограничного» нервного состояния. Тогда, как говорится, из двух зол выбирают меньшее.
  • На втором году жизни взрослые должны отказаться от памперсов в уходе за ребенком, постепенно приучая к посильной самостоятельности в столь деликатном вопросе: он должен осознавать возникшую потребность и сообщать об этом взрослому.
  • Отношение к памперсам на втором году жизни ребенка должно поменяться: не памперсы держат вас на крючке, а вы держите их в узде. Обходитесь без них дома, но, если нужно куда-то поехать, можете надеть памперсы на всякий случай.
  • Отучать ребенка от памперсов легче летом и дома, когда можно не прибегать к трудоемким переодеваниям малыша. Затем откажитесь от использования их во время прогулок. Это возможно, т. к. малыш после 1 года 6 месяцев испытывает потребность в естественных отправлениях реже, чем на первом году.
  • Ученые считают, что постоянное использование памперсов особенно недопустимо для мальчиков: его половые органы находятся в состоянии парникового эффекта, что может неблагоприятно отразиться на половой функции в будущем.

«Практическая энциклопедия раннего развития» Статья предоставлена издательством «РОСМЭН»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]