Что такое привычка? Привычки людей, вредные привычки детей

Что такое привычка? Это слово произошло от английского «habit». В переводе оно означает автоматический сложившийся тип определенного поведения.

Что такое привычка по своей сути? Эта некая программа, которая заложена в человеке и работает на уровне подсознания. Пословица гласит, что привычка является второй натурой. И этому есть свое объяснение. Задумайтесь, ведь подавляюще количество действий выполняется нами автоматически. Иначе говоря, по привычке. Одно и то же действие, которое человек повторяет каждый день, усваивается им и переходит в управление подсознания. При этом сознание от контроля за ним освобождается.

Краткая характеристика

Примером профессиональной привычки может послужить действие слесаря, ежедневно протирающего свой станок после работы. В бытовой сфере это мытье рук перед едой. Социальные привычки – это определенный социальный уклад, который принят именно в данном обществе. При этом они являются культурной нормой. Индивидуальные привычки, то есть принадлежащие лично кому-то, служат определенным резервом для социальных. Свою категорию они изменят в том случае, если будут замечены обществом и востребованы в нем. Так, например, деловая хватка и инициативность в прежние времена были наказуемы. В настоящее время это стало весьма почитаемо, войдя в категорию социального Я. Примеров тому множество. Так, инициативного человека считают личностью более богатой в социальном плане.


Индивидуальные привычки условно подразделяют на вредные и полезные. Некоторые люди обладают пагубной системой поведения. Они курят и разбрасывают по всей квартире вещи, ужинают перед телевизионным экраном и любят откладывать на потом дела. Это обширная тема. Вредные привычки не приносят пользы с позиции общественного блага. Они пагубны для здоровья самого человека, а иногда и для окружающих.


Что такое привычка полезная? Это значит, например, вовремя ложиться спать, рано вставать, заботиться о других и жить с чувством любви.

Как правило, привычки появляются в определенный период. Однако к разновидности таких подсознательных действий можно отнести и возникающие мгновенно различные состояния или реакции.

Что такое привычка физическая? Это, например, стремление грызть ногти или хрустеть пальцами. Примером эмоциональных автоматических действий могут быть звонки молодому человеку, хотя сознание подсказывает, что делать этого не следует. Ходить на учебу или работу одним и тем же маршрутом считается поведенческой привычкой.

Значение в жизни человека

Для сегодняшнего дня характерны бешеные ритмы и бесконечные круговороты событий. Для того чтобы современному человеку приспособиться ко все более возрастающей динамике будней, нужны привычки. Только ленивые люди не пробовали каким-то образом управлять своими автоматическими действиями. Человек биосоциален. И на то, какие навыки и привычки у него сформируются, большое влияние оказывает социальная составляющая. Если существует необходимость приспособиться к окружающей среде, то разум найдет, как это сделать. Таким образом, появляется новая привычка. Другими словами, окружающие обстоятельства диктуют определенные условия поведения и вынуждают вырабатывать автоматические навыки.

Что такое привычка в жизни человека? Это одна из важнейших характеристик его личности. И этому есть свое объяснение. Из привычки складывается характер, который, в свою очередь, влияет на судьбу. Автоматические действия, которые выполняются человеком на уровне подсознания, могут быть как его друзьями, так и врагами. Именно поэтому за своими привычками каждый должен очень внимательно следить. Плохие, к сожалению, липнут сами. Хорошие же появляются только при определенных условиях.

Приобретенная манера поведения

От выполнения из раза в раз одних и тех же действий в сознании человека записывается определенная программа, которая «запускается» тогда, когда возникает соответствующая обстановка. Проще говоря, из-за частого повторения каких-либо приемов у людей формируются привычки. Именно об этом психологическом явлении и пойдет речь далее в статье.

Ниже можно будет узнать, что такое привычки, каким образом они приобретаются и можно ли от них избавиться. А также далее будет подробно описано, как начать изменять свою жизнь в лучшую сторону при помощи формирования положительных навыков.

Условия формирования

Для того чтобы у человека выработалась привычка, первым делом потребуется привлечь внимание, «зацепить», а после и заинтересовать его. При этом создается уверенность и ощущение, что он это может. Стоит помнить о том, что малоперспективным занятием считается отучение человека от пагубных привычек. Задача в этом случае должна быть сформулирована иначе. Это должна быть не борьба с плохими навыками, а выработка новых, полезных.


Человек обязательно должен понимать смысл полезной привычки. При этом новые автоматические действия должны хорошо вписываться его в образ жизни, а также поддерживаться близкими людьми. В том случае, если человек внимателен к себе, он не позволит, чтобы у него появлялись пагубные привычки.

Польза и вред привычек

Польза привычек очевидна. Если бы нам постоянно приходилось иметь дело с чем-то новым, то сознание не выдержало бы такой нагрузки. Поэтому однозначно полезно и вряд ли требует пересмотра обыкновение выключать свет при выходе из комнаты, мыть руки после посещения туалета или каждый день делать десять приседаний. Но к некоторым своим повадкам нужно присмотреться повнимательнее.

Речь пойдет о, казалось бы, вполне безобидных и никому не вредящих обычаях: ходить на работу одной и той же дорогой, посещать одни и те же магазины, смотреть сериалы в выходные.

Привыкая, мы становимся предсказуемыми и не развиваемся. Появляется боязнь перемен, и человек от них отказывается даже в ущерб своим интересам. Он может до последнего оставаться на неперспективной работе с начальником-самодуром просто потому, что привык и боится что-то поменять. А услужливый мозг будет придумывать тысячу причин, чтобы оставить все как есть.

Людьми манипулируют, используя их привычки. Особенно часто такая тактика используется в продажах. Например, когда открывается магазин, клиентов заманивают низкими ценами, выгодной бонусной системой или подарками. После того как люди привыкают посещать торговую точку, цены понемногу повышают, бонусы становятся не такими уж и выгодными. Конечно, некоторые потребители уловку раскусят и уйдут искать другие места, но часть останется в качестве постоянных покупателей.

Нельзя становиться рабом своих привычек! Следует научиться использовать их себе во благо и делать автоматическими те дела, которые не стоят лишних усилий. А от бесполезных и мешающих развиваться ограничений следует избавляться, меняя их на хорошие.

Причины появления

Вредные привычки у детей могут возникать от бессознательного желания малыша кому-либо подражать. Именно поэтому близкие для ребенка люди должны внимательно следить за своими действиями. Это не даст повода любимому чаду копировать кусание ногтей или ковыряние в носу взрослого человека.


Детские психологи разъясняют еще одну причину появления у детей вредных привычек. Она кроется в недостатке внимания к ребенку, который он ощущает в своей семье. Например, малыша надолго оставляют одного, рано отлучают от груди, редко берут на руки. Ребенку при этом скучно, неуютно и даже страшно. Кроха должен как-то успокоиться. В качестве компенсации и успокоения он теребит ухо, сосет палец или ковыряет пупок. Такими ритуальными действиями ребенок привыкает успокаивать сам себя. Постепенно все переходит в разряд вредных привычек. И если сразу эти действия являются утешительными в мамино отсутствие, то впоследствии они ему становятся интересными даже в том случае, если родители рядом.

Психология

Глава X

Привычка

Важное ее значение в психологии. Нам остается рассмотреть столь важное общее условие нервной деятельности, что ему следует посвятить особую главу. Речь идет о способности нервных центров, в особенности полушарий, к приобретению привычек. С физиологической точки зрения приобретенная привычка есть не что иное, как образование в мозгу нового пути разряда, по которому известные приносящие нервные токи стремятся всегда впоследствии уходить. Это положение — основная тема настоящей главы; в дальнейших главах, с преобладанием психологического содержания, мы увидим, что такие психические функции, как ассоциации, идеи, восприятие, память, мышление, воспитание воли и т. д., лучше всего можно объяснить как результаты образования именно новых путей разряда.

В основании привычки лежит физический закон. Если мы попытаемся определить, что такое привычка, то увидим, что она представляет нечто связанное с фундаментальными свойствами материи. Законы природы суть не что иное, как неизменные привычки, которым следуют, воздействуя друг на друга, различные основные виды материи. Впрочем, в организованном мире привычки отличаются гораздо большим разнообразием. Даже инстинкты проявляются у различных индивидов в различной форме и, как мы увидим ниже, изменяются у того же индивида в отдельных случаях. <�…> Когда в строении тела произошло некоторое изменение, прежняя инертность тела становится условием его относительного постоянства в новой форме, и тогда тело начинает проявлять новые привычки. Следовательно, под пластичностью тела в широком смысле слова следует разуметь обладание строением, поддающимся влиянию внешних причин, но поддающимся этому влиянию не сразу. В теле с таким строением каждая относительно уступчивая фаза равновесия характеризуется тем, что мы называем новым комплексом привычек. Органическое вещество, в особенности нервная ткань, по-видимому, в сильной степени одарено такого рода пластичностью, так что мы можем не колеблясь выставить в качестве первого положения следующее: явления привычки в одушевленных существах обусловлены пластичностью органических веществ, входящих в состав их тел.

Итак, философский анализ привычки представляет на первых порах скорее отдел физики, чем физиологии или психологии. Все наиболее выдающиеся исследователи этого вопроса согласны в том, что в основании привычки лежит физический закон. Иные из них проводят аналогию между приобретенными привычками и некоторыми свойствами неорганизованного вещества. Вот что пишет по поводу этого Дюпон:

«Всякий знает, что поношенное платье теснее прилегает к телу, чем когда оно с иголочки: от носки в ткани произошли изменения, которые образовали новую „привычку“ сцепления. Новый замок действует хуже, чем побывавший в употреблении: в новом нужно не без усилия преодолеть некоторую грубоватость механизма. Это преодолевание сопротивления есть приучение. Легче свернуть лист бумаги, который уже был свернут. Совершенно так же и в нервной системе впечатления от внешних объектов прокладывают для себя все более и более удобные пути, и эти жизненные процессы, будучи на некоторое время прерваны, снова возникают, как только имеются аналогичные внешние раздражения».

Но это наблюдается не на одной только нервной системе. Рубец на любом месте представляет locus minoris resistentiae (место наименьшего сопротивления), его скорее натрешь, он воспаляется, более чувствителен к холоду и жаре, чем соседние части кожи. Раз вывихнутая рука или лодыжка всегда рискует снова быть вывихнутой; связки, которые хоть раз были поражены ревматизмом или подагрой, слизистая оболочка, бывшая однажды местом катарального страдания, становятся все более и более восприимчивыми к болезненному процессу, пока, наконец, болезненное состояние не перейдет в хроническое.

Хорошо известно, как много так называемых функциональных расстройств в нервной системе, по-видимому, все более и более укореняется единственно потому, что они однажды возникли, и как часто бывает достаточно энергичных мер, принятых врачом против первых припадков болезни, чтобы придать физиологическим процессам достаточно сил для восстановления нормальных функций органа. Так бывает при эпилепсиях, невралгиях, всевозможных судорожных припадках, бессоннице и т. д.

На укоренении привычек ясно можно видеть разницу между безучастным наблюдением возрастающей вредной наклонности и успешным лечением жертв вредных увлечений. Лечение, проводимое путем отучения, показывает, в какой степени болезненные явления обусловливались простой инертностью нервных органов, после того как функции стали отправляться неправильно.

Привычки обусловлены образованием путей через нервные центры. Если привычки обусловлены пластичностью, восприимчивостью нервного вещества к внешним впечатлениям, то легко определить, каковы должны быть эти впечатления. Ни к механическому давлению, ни к переменам температуры, ни к каким бы то ни было силам, воздействующим на другие органы тела, нервная система не восприимчива, ибо природа так обернула и прикрыла мозг со всех сторон оболочками, что на него влияют только приток крови да впечатления, воспринимаемые окончаниями чувствительных нервов; через последние в мозг проникает бесконечное множество чрезвычайно слабых токов, к которым полушария особенно чувствительны. Нервный ток, проникнув в мозг, ищет выход и оставляет на своем пути след. Короче говоря, нервные токи могут только углублять прежние пути или пролагать новые, а пластичность мозга выражается лишь в том, что он представляет собой орган, в котором токи, проникая от органов чувств, с чрезвычайной легкостью оставляют долго не изглаживающиеся следы. Ибо, конечно, простая привычка, как и всякий другой нервный процесс, например привычка говорить в нос, или класть руки в карманы, или грызть ногти, в качестве автоматического акта есть не что иное, как рефлекторный разряд, анатомическим субстратом которого является известный путь в нервной системе.

Ниже мы сможем убедиться, что и самые сложные привычки, с этой точки зрения, являются простой цепью разрядов в нервных центрах, цепью, образующейся благодаря существованию в них системы рефлекторных путей, которые так устроены, что рефлекс последовательно передается от одного пути к другому, причем впечатление, вызванное одним сокращением мышц, служит стимулом для другого сокращения, пока, наконец, последнее впечатление не замкнет цепи.

Необходимо заметить, что изменения в строении живой материи совершаются скорее, чем в строении неорганизованного вещества, потому что постоянное обновление вещества при питании, заменяя прежнюю ткань с воспринятыми впечатлениями новой, скорее способствует закреплению воспринятых мозгом изменений, чем противодействует им. Например, после упражнения наших мышц или мозга в каком-нибудь новом направления мы чувствуем себя не в силах продолжать в том же направлении, но через день или два, опять принявшись за непривычную работу, нередко удивляемся собственным успехам.

Запоминая мелодии, я нередко наблюдал на себе это психическое явление; оно побудило одного немецкого автора сказать, что зимой мы учимся плавать, а летом — кататься на коньках.

Практическое значение привычки. Во-первых, привычка упрощает наши движения, делает их более точными и уменьшает вызываемую ими усталость. Человек с рождения стремится производить такое количество действий, для которого у него не хватает готовых приспособлений в нервных центрах. У других животных большая часть действий от рождения автоматична. Но у взрослого человека автоматических приспособлений такая масса, что основная часть их должна была быть выработана путем тяжелого труда. Если бы наши действия от упражнения не совершенствовались, а привычка не сокращала расхода нервной и мышечной энергии, то положение человека было бы весьма печальным. Вот что говорит по этому поводу Маудсли:

«Если бы действия не становились легче при повторении, если бы при каждом повторении того же действия нужно было снова и снова тщательное руководство сознания, то, очевидно, никакой прогресс в развитии не был бы возможен и вся наша житейская деятельность ограничивалась одним-двумя актами.

При таких условиях человек мог бы по целым дням одеваться и раздеваться, сосредоточивать на туалете все внимание и энергию; вымыть руки или застегнуть пуговицу ему в каждом отдельном случае было бы так же трудно, как ребенку бывает трудно сделать это в первый раз. В конце концов он был бы измучен рядом бессильных попыток. Подумайте о том труде, с каким учат ребенка держаться на ногах, о тех усилиях, которые ему на первых порах приходится для этого делать, и о той легкости, с какой он может затем стоять, не чувствуя никаких усилий. Ибо, между тем как вторично автоматические акты сопровождаются сравнительно небольшим утомлением, приближаясь в этом отношении к органическим или к первично автоматическим движениям, сознательные усилия воли быстро утомляют нас. Спинной мозг… без памяти был бы спинным мозгом идиота. Для человека становится ясным, сколь многим он обязан автоматической деятельности организма только тогда, когда болезнь подорвет функции последней» («The Physiology of Mind»).

Привычка уменьшает сознательное внимание, с которым совершаются наши действия. Это можно схематически представить так: если для выполнения действия нужен последовательный ряд нервных процессов — А, В, С, D, Е, F

и т. д., то, выполняя такое действие впервые, сознательная воля должна выбирать каждый элемент этого действия из известного числа неподходящих альтернатив, какие ей представляются; но при повторном действии привычка заставляет каждый элемент в ряду неизменно вызывать следующий за ним без появления альтернатив, из которых сознательная воля делала бы выбор, пока, наконец, при каждом появлении элемента
А
остальной ряд элементов не будет тотчас же следовать в неизменном порядке, как будто они представляют одно непрерывное изменение.

Учась ходить, ездить верхом, плавать, кататься на коньках, писать, играть на музыкальном инструменте или петь, мы на каждом шагу задерживаем свою работу массой ненужных движений или фальшивых нот. Наоборот, лицо, хорошо владеющее каким-нибудь искусством, достигает цели с наименьшей затратой мышечного усилия; движения следуют одно за другим, повинуясь мгновенному импульсу. Меткий стрелок прицеливается и подстреливает птицу, еще не успев вполне определить ее. Беглого взгляда противника, одного удара его рапиры для фехтовальщика достаточно, чтобы мгновенно отразить удар и нанести новый. Пианист бросает взгляд на музыкальные иероглифы — и мигом из-под его пальцев начинают струиться потоки звуков.

При этом благодаря привычке с течением времени и нецелесообразные действия, так же как и целесообразные, становятся непроизвольными. Кому не случалось, сняв жилет днем, вслед за этим начать заводить часы по привычке заводить их каждый вечер, раздевшись перед сном; или, подойдя к входным дверям в квартире знакомого, вынуть из кармана свой ключ? Бывало, что лица, уходившие в спальню переодеться к обеду, согласно английскому обычаю, по рассеянности раздевались и ложились в постель только потому, что к такому результату приводили первые движения при раздевании в более поздний час.

У всех нас есть определенная манера совершать ежедневный туалет, открывать и закрывать хорошо знакомые нам ящики в шкафу и т. п., но наши высшие центры мысли не принимают в этих процессах почти никакого участия. Немногие в состоянии сказать, с какого носка или башмака они начинают обуваться. Чтобы ответить на это, они должны мысленно представить себе процесс обувания, но иногда и этого бывает недостаточно и приходится повторить сам акт обувания. Я не могу дать ответ на вопросы, какая половинка ваших ставен открывается первая или в какую сторону отворяется ваша дверь, но рука моя, отворяя их, никогда не ошибется. Никто не в состоянии описать порядок, в котором он причесывает волосы или чистит зубы, а между тем очень вероятно, что последовательность этих действий у каждого из нас довольно постоянна.

Конец ознакомительного фрагмента.

Методы борьбы

Стоит сказать, что запрещая какие-то действия ребенку, добиться положительного результата невозможно. Не поможет здесь и наказание. Избавление от вредных привычек является делом непростым. Родители должны запастись терпением, чтобы убедительно доказывать ребенку, что под ногтями много микробов и грязи, которые попадают ему в рот, если он грызет ногти. Маленьким деткам можно рассказывать сказку о пальчиках-братьях. Девочке же стоит внушать то, что женские руки должны быть ухоженными и красивыми. Не имеет смысла ругать сосущего палец ребенка. Его следует отвлечь интересными играми и занятиями. Кроху можно просто приласкать.
Как бы там ни было, основой всех вредных детских привычек являются проблемы психологического характера. Борьба с ними – это устранение неуверенности и тревожности ребенка. При этом важно, чтобы атмосфера в доме была мирной и доброжелательной, тогда любые невзгоды будут преодолены.

Петля привычки

Чтобы знать, как повлиять на привычки, нужно понимать, как они работают и что запускает такое поведение. Эту схему называют петлей привычки.

Первым элементом в цепочке становится триггер. Это обстоятельство, которое вызывает автоматическую реакцию с нашей стороны. Оно может быть как внутренним, так и внешним. Например, к первым относится чувство голода или собственные переживания. К внешним относится окружение (коллега позвал курить) и аспекты внешней среды (замерз – хочется чаю).

Триггер приводит к формированию доминанты, т. е. потребности, которую невозможно или сложно проигнорировать. Чтобы эту потребность удовлетворить, требуется совершить умственное, физическое или эмоциональное действие. Способ реализации мозг выбирает исходя из опыта и знаний, уже имеющихся в его распоряжении.

В конце мы получаем награду в виде положительной эмоциональной реакции. Подкрепление положительной реакцией дает мозгу сигнал, что эту схему неплохо бы запомнить и практиковать дальше.

Если посмотреть на привычку с точки зрения петли, то окажется, что пока вы не начнете осознанно бороться с усвоенной программой поведения, изменений ждать не стоит. Мозг будет запускать хорошо известную пластинку, как только вы окажетесь под воздействием соответствующего триггера.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]