Что такое самосознание
Самосознание — это понимание человеком собственной личности, своего места в обществе и всей картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.
Особенностью самосознания является то, что личность образно говоря раздвоена:
- С одной стороны, оно само является объектом познания;
- С другой стороны, сознание выступает в качестве субъекта, исследующего объект.
Через самосознание мы воспринимаем свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию своих действий и роль, которую мы играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную личность, индивидуальность, но в то же время вписаны в окружающий нас предметный мир.
Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. Мои потребности в жилье и пище удовлетворены. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою потребность в дружеском общении. Но я также хочу иметь машину и играть в теннис, и сейчас я работаю над достижением этих целей». Конечно, приведенное описание очень примитивно, но оно передает суть самосознания человека, который понимает свои черты характера и качества, отличающие его от других людей.
Самосознание это составляющая нашей личности и одновременно процесс познания себя
Самопознание. Эссе по обществознанию ЕГЭ
«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н. Г. Чернышевский)
Выбранное мною высказывание затрагивает проблему познания человеком самого себя, важности, значимости постижения человеком собственной личности и других людей. Ещё древние мудрецы утверждали: «Познай самого себя». Почему это так важно? В человеке заключены не только уникальные, но и универсальные качества, поэтому, познавая себя, человек узнаёт не только личные и индивидуальные особенности своего строения, но и то общее, что объединяет всех людей.
Русский публицист и общественный деятель XIX века Н. Г. Чернышевский утверждал: «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Иначе говоря, для составления суждения об обществе и других людях человеку, прежде всего, необходимо познать самого себя. Другими словами, самопознание по Чернышевскому – основополагающий этап познания, изучения и понимания общества, других людей. Я полностью разделяю мнение Николая Гавриловича Чернышевского и также считаю, что, не познав себя, просто невозможно составить какое бы то ни было объективное суждение о других людях. Ведь, как говорится, «чужая душа – потёмки», и лишь глядя на мир и людей через призму понимания человеческой сути или примеряя их роли на себя, можно «достичь глубокого знания людей».
Для теоретического осмысления проблемы рассмотрим прежде всего понятие самопознания. Современные обществоведы определяют самопознание как особый вид познавательной деятельности человека, когда интерес направлен на него самого. Познавая себя, человек как бы отвечает на внутренние вопросы: «Кто я такой? На что я способен? Какой я на самом деле?» Таким образом, в качестве основных объектов самопознания можно выделить собственные интересы, способности, образ мышления, особенности организма и т. д. Самопознание осуществляется двумя методами: самонаблюдение и самоисследование. В ходе первого человек наблюдает за собой, своим поведением, своими реакциями и т. д. Во втором же он анализирует полученные сведения, задаёт себе вопросы, ищет на них ответы. Важно отметить, что в отрыве от общества самопознание просто невозможно, так как важной составляющей формирования понимания человеком своей сущности является мнение о нём окружающих его людей.
Конечным итогом самопознания можно считать полноценное представление человека о самом себе, или, как это называют психологи, – формирования Я-концепции, или образа «Я». По своей сути Я-концепция – это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, его образ мыслей, его способности, его социальные и поведенческие особенности и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции человек строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Формирование её начинается в раннем детстве и более-менее оформляется к 16 годам. Однако самопознание человека продолжается в течение всей жизни. В данном контексте мне вспоминается фраза римского императора II века нашей эры Марка Аврелия: «Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя».
Мысль Н. Г. Чернышевского принимают и все современные психологи. Практически любой психологический тренинг по развитию личности, основам коммуникаций, управлению персоналом или по манипуляции начинается именно с курса введения в психологию личности. То есть прежде чем приступить к обучению общению с другими людьми, управлению ими, человек должен освоить азы: разобраться в сущности личности, то есть изучить себя и свою психологию. Современные психологи уверены, что эти знания являются базовыми для изучения отношений между людьми.
В качестве другой иллюстрации к этой проблеме может служить мировоззрение великого русского писателя и философа конца XIX – начала XX века Льва Николаевича Толстого. Он целенаправленно шёл по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Целью этого было докопаться до истины: понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берутся в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается его характер.
Также можно привести пример из литературы. В романе Джека Лондона «Мартин Иден» главный герой в познании себя находит ключ к познанию других людей. Так, только узнав что-то о себе, осмыслив свои взгляды на мир и ценности, он видит настоящий, действительный образ своей возлюбленной. Он понимает, что она обыкновенная девушка, стандартная представительница своего социального класса, тот «светлый и лучезарный образ» был не более чем видимостью, которая создавалась из-за недостатка жизненного опыта у самого Мартина. Таким образом, разобравшись в себе, он увидел реальное положение вещей, смог сделать правильный выбор.
В качестве аргумента из личного опыта могу привести собственные наблюдения. Мои сверстники как раз находятся в том возрасте, когда начинает формироваться понимание человеком самого себя, составляться картина личности. Анализируя других, мы находим в себе что-то схожее и близкое, и, наоборот, анализируя себя, мы приобретаем способность понимать других людей. То есть для человека, знающего и понимающего самого себя, не составит особого труда понять и своего собеседника, найти с ним общий язык, без особых трудностей решить ту или иную проблему.
Таким образом, проанализировав теоретический материал и приведя фактические доводы, можно прийти к выводу, что самопознание для человека является ключом к познанию других людей, устройства их взаимоотношений. Иными словами, только человек, познавший себя, способен добиться «глубокого знания людей».
< Предыдущая | Следующая > |
myessay.ru
Функции самосознания
Ее основная функция — сделать доступными для человека его собственные мотивы и результаты его действий, дать возможность самооценки. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию человека к окружающей среде.
Другие функции включают:
- Обеспечение внутренней согласованности (иногда самосознание может даже не допускать определенные внешние факторы во внутренний мир, если они не соответствуют чему-то из собственного «я» человека);
- Интерпретация индивидуального опыта, т.е. характер восприятия ситуации (самосознание и Я-концепции объясняют, почему два человека могут воспринимать одну и ту же ситуацию по-разному, т.е. Я-концепция не только интерпретирует наше поведение, но и «объясняет» нам смысл поведения других людей);
- Установление ожиданий, т.е. того, что должно произойти (тесно связано с принятием и непринятием, а также с видением ситуации).
Понимая суть и структуру самосознания, а также его функции, легко понять и увидеть, насколько каждый человек отличается и уникален. «Я ожидала одного, а получила другое», «Я хотела как лучше, а получилось как всегда», «Это не то, чего я хотела», «Я знаю, что снова буду выглядеть глупо», «Да ладно, он не флиртовал. Я уверен, что никому не могу понравиться» — все это игры с самосознанием и его 3 основными функциями.
Способы поиска информации
В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:
- печатных изданий (газет, книг, журналов);
- интернета;
- телевидения;
- радиовещания;
С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.
Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.
Критерии осознанности себя
Существует четыре критерия, которые помогают понять смысл самосознания
- Отличие от среды, то есть осознание себя как автономной личности по отношению к социальной и физической среде;
- Осознание деятельности;
- Осознание себя «через другого». То есть то, что человек видит в других, он воспринимает как отражение своих собственных качеств;
- Для того чтобы оценить себя с моральной точки зрения, необходимо наличие рефлексии, то есть осознание своего внутреннего опыта.
Вывод
В завершении этой статьи хочется добавить, что полная реализация своего «Я»: стремлений, желаний, а также других факторов, и является тем конечным результатом, к достижению которого необходимо стремиться. Необходимо осознать, что индивидуальность – это неплохо – это норма. Мы не обязаны быть все как на подбор. С таким успехом, в том числе и стремлением, мы просто начнем процесс полной деградации всего человечества.
Только благодаря индивидуализации, мы способны реализовать себя как личность, примеряя на себя различные образы. Ищите свой неповторимый стиль и путь. Самопознание как компонент самосознания, помогает нам избежать штампов, раскрыть свою «ракушку», принять и полюбить себя такими какими мы есть. Вспомните, как ранее было описано влияние самооценки на готовность человека развиваться. Помогайте себе стать на уровень выше в своих стремлениях, стать немного лучше!
Тематика: Цели и желания, Личностный рост, Самооценка, Самореализация
Формы и уровни самосознания человека
Самосознание проявляется в четырех формах, давайте рассмотрим каждую из них.
Самопознание
Это означает идентификацию с другими людьми и окружающим миром, признание личных качеств, физического тела и собственного потенциала.
Самосознание приходит через него:
- Самонаблюдение за результатами своих действий, результатами общения с окружающей средой и анализ соответствия этих результатов принятым нормам.
- Понимание оценок другими людьми собственной личности и поступков, а также их отношения.
- Анализ собственных чувств, эмоций и потребностей и их трансформации.
Результатом самопознания является формирование системы представлений о себе.
Самоконтроль
Проанализировав свой характер и поведение, человек получает возможность внести в себя изменения. Любое действие или психическое состояние может быть изменено, если, по мнению человека, оно противоречит его установкам, не приносит нужных результатов или находится в конфликте с внешним миром.
Самооценка
Самооценка выражает степень, в которой человек воспринимает свои собственные качества, характеристики и атрибуты. Само восприятие показывает уровень самолюбия и самоуважения.
Адекватная самооценка характерна для уверенного в себе человека, способного принимать решения и целенаправленно действовать. При низком мы наблюдаем человека, зависимого от мнения окружающих, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Переоценка своих личных качеств выдает уверенность в себе, высокомерие и неприятие критики.
Для достижения жизненных целей необходимо развить самооценку до нормального уровня; в психологии существует множество упражнений для повышения степени самолюбия.
Самопринятие
Эта форма самосознания включает в себя:
- Принятие себя как уникальной личности, без необоснованной критики или самоуничижения.
- Самооценка.
Самооценка рождается в результате достижения целей и реализации стремлений. Человек бьет рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман — его самооценка повышается, а это хорошо для самооценки.
Помимо форм, психология рассматривает 4 уровня самовосприятия:
- Чувственный. Это самая низкая стадия, на которой происходит понимание собственных психических характеристик, опыта, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
- Имидж-личность. Это дает признание себя как активного субъекта. Происходит самореализация, сохраняется идентичность «Я».
- Аналитический (или рефлексивный). Человек анализирует и объясняет свои мысли и действия, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные неудачи и несчастья, делает выводы.
- Активный. На основе результатов и опыта первых трех этапов происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений, основанных на самосознании.
Прохождение через все четыре уровня самосознания свидетельствует о зрелости личности, застревание на одном из них требует дальнейшего развития.
Самосознание — это один из элементов осознанной личности
Рациональное познание
Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:
- Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
- Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.
Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.
- Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.
Методами рационального познания являются:
- логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
- синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
- наблюдение;
- измерение;
- сравнение (определение отличий, сходств);
На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.
Уровни осознанности
Ниже мы обсудим три уровня самосознания и то, как они влияют на жизнь человека. Даже если вы считаете, что живете осознанно, вы все равно сможете найти здесь много интересного. У всех людей бывают моменты, когда они делают что-то «на автопилоте» или принимают неосознанные решения. Я сталкиваюсь с этим каждый день и очень часто замечаю это в себе, хотя стараюсь контролировать все свои решения.
Я не вижу проблемы в том, что мы делаем многие вещи «на автопилоте». Основная проблема, которую я вижу, заключается в том, что в какой-то момент мы настолько привыкаем к этому, что перестаем замечать, что многие вещи мы делаем, не задумываясь.
Первый уровень – Что ты делаешь?
Я не могу похвастаться тем, что я стар и мудр, но даже за 26 прожитых лет я испытал много разных эмоций. Я пережила предательство, несколько переездов, переезд в другой город, трудности в личных отношениях и конфликты с близкими мне людьми.
Теперь давайте попробуем вместе вспомнить все, что вы пережили за последние 30 дней.
- Как часто у вас возникали трудности в отношениях с близкими вам людьми?
- Как часто и насколько одиноко вы себя чувствовали?
- Как часто вы чувствовали себя потерянным и непродуктивным?
- Как часто вы чувствовали, что вам не хватает сна и вы недоедаете?
- Как часто вам было плохо и не хватало сил действовать?
- Как часто вы чувствовали неуверенность в своем будущем?
- Как часто вы беспокоились о своей работе или финансовом положении?
- Как часто вы случайно причиняли себе боль? (порезы, синяки).
Есть шанс, что если вы внимательно вспомните последние 30 дней, то сможете найти множество таких событий. Все это очень страшно, если вы только сейчас осознаете, что в вашей жизни было много подобных событий.
Часто нам приходится делать то, что нам не нравится, а иногда даже то, что нас очень злит. Иногда мы застреваем на телефоне чисто автоматически, бессознательно, потому что привыкли к нему. Если мы начнем думать об этом, то поймем, что там нет ничего нового или важного.
Мы часто делаем что-то, чтобы притупить боль от наших реальных проблем. Мы даже едим, напиваемся и занимаемся сексом, иногда не из-за собственного желания сделать это здесь и сейчас, а чтобы притупить чувство боли от наших текущих проблем. Если задуматься, люди сознательно наслаждаются развлекательной литературой, играми и музыкой, чтобы хотя бы на время отвлечься от реальности.
Нет ничего плохого в том, чтобы попытаться развлечься и на время забыть о своих проблемах. Все это необходимо для того, чтобы мы могли сохранить рассудок.
Мы должны убедиться, что сейчас мы сознательно выбираем развлечения и промедление, а не то, что промедление выбирает нас. Мы должны быть уверены, что уже сделали свой выбор и делаем именно то, что действительно хотим. Мы должны знать это, потому что наши отвлечения от дел могут поглотить нас очень быстро, поэтому нам нужно остановиться и наслаждаться небольшими порциями развлечений.
Если вы приходите после работы и включаете серию любимого сериала, это совершенно нормально. Совершенно ненормально, если вы взяли отгул на работе, чтобы составить свои планы, а потом круглосуточно смотрели сериал.
Мы все думаем, что контролируем свое время и точно знаем, как его тратим. К сожалению, обычно мы ошибаемся. На самом деле, большинство людей занимаются работой не более 3 часов в день, а все остальное время человек просто смотрит что-то постороннее. Нам постоянно кажется, что мы проводим гораздо больше времени с нашими близкими, чем на самом деле. Нам постоянно кажется, что нас недооценивают, но это не так. Просто нас более правильно оценивают со стороны, и мы думаем, что мы более продуктивны и умны, чем есть на самом деле. Люди очень неточно оценивают себя, свои способности и свое время.
Не осуждайте себя за все это, просто примите этот факт. Так вы сможете лучше оценить себя и свои способности, и это станет первым шагом на пути к самосознанию.
Второй уровень. Что ты чувствуешь?
Если вы стараетесь жить осознанно, то часто начинаете замечать, что чем больше вы отвлекаетесь от реальности, тем больше возвращаетесь к тем эмоциям, которых пытались избежать. Если мы злимся, мы должны бороться с причинами этого, а не пытаться отвлечься от этой эмоции.
Если человек находится на втором уровне самосознания, он думает немного по-другому. Они очень четко представляют себе эмоции, которые испытывают в тот или иной момент времени. Некоторые эмоции могут помочь нам, а другие — только помешать.
Большинство людей ведут свою жизнь где-то в районе первого уровня сознания. Им достаточно работать, делать то, что им говорят, и предаваться просмотру мыльных опер по вечерам с банкой холодного пива. Если вы нарушите привычный для них образ жизни, они сразу же начнут понимать, что их жизнь недостаточно хороша для них. Они начинают осознавать, что им не комфортно в собственной жизни. Хотя обычно, если у человека все стабилизировалось, он может прожить так всю жизнь и чувствовать себя вполне комфортно.
Второй уровень самосознания тесно связан с эмоциями и поэтому очень дискомфортен для человека. Крайне неприятно осознавать, что твоя жизнь настолько далека от совершенства, что местами она просто раздражает тебя. Очень трудно принять тот факт, что иногда эмоции управляют нами так ловко, что мы этого не замечаем.
Научиться правильно понимать свои эмоции вместо того, чтобы подавлять их, достаточно сложно. Но я не советую людям слишком долго концентрироваться на понимании своих эмоций. Лучше делать это постепенно, но постоянно. Вам не нужно спешить, потому что ваши эмоции будут следовать за вами на протяжении всей вашей жизни. У вас обязательно будет время для изучения своих эмоций.
Уровни самосознания позволяют выделить свои цели и планы на будущее
Третий уровень. Что ты упускаешь из вида и никак не замечаешь?
Чем больше вы осознаете все свои действия и эмоции, тем больше замечаете, что вы далеки от совершенства, а местами даже слишком плохи. Большинство наших мыслей — это просто отражение наших эмоций, которые мы испытываем непосредственно в данный момент.
Человек на уровне 3 понимает некоторые важные вещи, что позволяет ему лучше контролировать свой гнев и все остальные эмоции:
- Наши воспоминания часто бывают ошибочными, особенно когда воспоминания связаны с определенными эмоциями или чувствами в определенное время. Человек не в состоянии предсказать свои чувства, мысли и эмоции в будущем.
- Человек склонен переоценивать себя. Как правило, если человек только начал что-то делать, он сильно преувеличивает значимость своих достижений.
- Противоречивые вопросы часто только укрепляют убеждения человека, вместо того чтобы позволить ему оспорить их.
- Наше внимание всегда больше сосредоточено на тех вещах, фактах и событиях, которые мы ожидаем встретить в данном месте и в данное время.
- Большинство людей будут лгать, если это поможет улучшить их работу.
- Люди не умеют оценивать статистику, потому что всегда полагаются на личный опыт и результаты.
Этот список можно продолжать очень долго, но все сводится к простым определениям, которые всегда следует иметь в виду:
Люди могут совершать ошибки
Люди могут совершать глупые поступки
Люди стремятся к личной выгоде
Люди могут говорить, не желая обидеть или оскорбить
В этом нет ничего плохого, потому что все это естественно для человека. Большинство описанных «проблем» третьего уровня связаны с самопринятием человека и восприятием эмоций.
Особенности самопознания личности: основные функции
Весь этот многоликий процесс весьма динамичен – он постоянно находится в состоянии активного развития. Мы постоянно обучаемся чему-то новому, что помогает нам в дальнейшем. Это служит дополнительными инструментами в самопознании нашей личности. В конечном итоге, самопознание как компонент самосознания – всего лишь конечный продукт потребления, от которого зависим каждый.
Давая характеристику данному нонсенсу, нельзя не упомянуть его важнейшие функции, которые выражаются в самозащите внутреннего спокойствия человека. Это есть ни что иное, как устойчивость к возможным обидам, негативным факторам, которые могут нанести большой урон психологическому равновесию человека, а также внутреннему спокойствию. В том числе, следует помнить о формировании своей индивидуальной и неповторимой личности, персонального «Я» которого раньше не существовало.
Под персонализированным сознанием, т.е. «Я», понимают отличительные черты характера, харизма, ярко выраженные поведенческие модели.
Не последний фактор также влияет самооценка человека. Самопознание как компонент самосознания отличает возможность самоидентификации. наличие детских затаенных страхов и комплексов, которые на протяжении всей жизни будут мешать процессу развития в каком-либо направлении.
Структура Я-концепции
В то же время, если мы посмотрим на продукты самосознания — образы себя — мы можем различить
- Настоящий я (тот, кто я есть сейчас);
- Идеальное «я» (то, кем я мог бы стать в соответствии с моими возможностями);
- Фантастическое Я (то, кем я мог бы стать, если бы это было возможно).
Противоречие между самоактуальностью и идеальным «я» может служить как стимулом для саморазвития, так и причиной дисгармонии личности. Стоит отметить, что самосознание — это динамическая структура. Он восприимчив к изменениям и трансформациям самовосприятия.
В некоторых теориях встречается более широкая классификация самовосприятия. Его отличают:
- Самореальность;
- Идеал самости;
- Самопотенциал;
- Самостоятельность;
- Самостоятельная деятельность (профессиональная, внепрофессиональная).
В других работах, например, у С. Самуэля, можно встретить это понятие:
- Самостоятельное тело;
- Самопрезентация (настоящая, фактическая);
- Самодинамика;
- Я-фантастика;
- Самопредставленный;
- Воображаемый;
- Самовосприятие;
- Самоидеал;
- Самостоятельное будущее (возможное).
Я-телесное
У каждого человека есть свое ощущение собственного тела, которое может отличаться от изображения в зеркале. Это относится к сигналам, посылаемым в мозг о положении частей тела, их форме и длине. В пределах собственного тела мы можем провести дальнейшее различие:
- Реалистичное восприятие с точки зрения субъективной функциональности;
- Внутренние факторы, вызванные личным опытом или трудными ситуациями;
- Социальные факторы, т.е. реакции окружающей среды и интерпретация этих реакций индивидом;
- идеальный образ тела как результат суммы всех факторов, сравнения и ощущения тела индивида.
Настоящее Я
Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент (то, как он или она воспринимает себя). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Настоящее «я» обеспечивает гибкость в реагировании на изменяющиеся условия внешней среды. Она позволяет человеку выбирать цели, стратегии действий, амбиции и другие вещи.
Я-динамическое
Отражает представления человека о себе, но в проекции, т.е. то, кем человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, его способностей и успехов. Аутодинамика подвержена изменениям, на нее влияют успехи и неудачи человека, идентификация со значимыми и идеальными личностями (в его сознании), представления о желаемых ролях и статусе.
Я-фантастичекое
По сути, это мечты человека, его представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до подросткового возраста, а с возрастом начинает активно уходить.
Я-идеальное
Представления человека о том, каким он должен стать, основанные на усвоенных социальных нормах и ценностях. Зависит от морального развития человека, его нравственной зрелости и социализации. Она формируется в процессе идентификации человека с людьми (героями), которыми он восхищается.
Если идеал самости не переходит в динамику, а затем в настоящее, он, скорее всего, полностью распадется. Это влечет за собой разочарование и фрустрацию.
Я-возможное (будущее)
Представление человека о том, кем он может стать. Чаще всего отличается от идеального «я». Формируется под влиянием фактического положения человека, его реального статуса, возможностей и ролей.
Я-идеализированное
Представления человека о том, каким бы он хотел быть сейчас, каким бы он хотел себя видеть. Это элемент, возникающий в зависимости от ситуации.
Я-представляемое
Образ, созданный и выставленный человеком намеренно, с целью скрыть нежелательные (негативные по его мнению) черты и характеристики самовосприятия. Самовосприятие играет защитную и адаптивную роль.
Чаще всего самовосприятие близко к идеальному «я», но если эти элементы не находятся в гармонии, то возникают проблемы в отношениях, а позже человек разочаровывается и разочаровывает себя. Признаком такого несоответствия и начинающегося разочарования является смущение.
Я-фальшивое
Представляет собой искажение истинного «я», т.е. самообман личности. В частом воспроизведении ложных, но желательных черт личности:
- страх перед негативным самовосприятием;
- ожидает негативного отношения со стороны;
- не способен действовать так, чтобы подогревать чувство собственного достоинства.
Ложное «я» запускает множество защитных механизмов личности, которые в итоге становятся патологическими. Искажается все восприятие себя, а впоследствии искажается познание и восприятие межличностных отношений.
ЕГЭ. Познание Тема 7. Самопознание |
Самое трудное — познать самого себя. Так говорили древние. Да, действительно, понять человеку, каков он, с каких позиций подходить к самооценке – это очень сложно, но необходимо. Человек должен стремиться к самосовершенствованию, а значит, нужно научиться познавать себя самого.
Самопознание – это познавательная деятельность, направленная на познание самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности.
Данный процесс длится всю жизнь. Человеку свойственно стремление понять: кто он, каков он, каково его предназначение на земле, как его оценивают и воспринимают окружающие.
Я-концепция(или образ « Я») — это представления человеке о самом себе.
Я-образы:
- Я-открытое ( я знаю о себе, все знают обо мне)
- Я- закрытое ( я знаю, другие не знают этого обо мне)
- Я- слепое ( другие знают, а я не знаю)
- Я- непознанное (никто не знает этого обо мне, даже я )
Самооценка – оценка человеком своих способностей и возможностей. Может быть адекватной, завышенной или заниженной .
Этапы самопознания
- Первичный этап. На данном этапе происходит самоузнавание, доверчивое восприятие себя с позиций окружающих, чувственное восприятие мира.
- Кризис первичного этапа самопознания , когда человек понимает противоречивость мнений окружающих о самом себе, начинает формироваться его собственное мнение о себе.
- Вторичный этап. Это период активного самопознания, пересмотр своего прежнего самовосприятия, формирование самооценки.
Методы самопознания
- Самонаблюдение. Его цель — наблюдение за своими поступками, мыслями, поведением.
- Самосравнение. Человек сравнивает себя с окружающими людьми или с героями произведений, ставит определённые установки: в чём хочет быть похожим на них, в чём нет. У человека формируются симпатии и антипатии к людям. Он стремится понять причины этого.
- Метод единства противоположностей. Это стремление понять себя и принять таким, каков есть.
- Самоанализ – анализ своих поступков, поведения, слов. Самооценивание – оценивание своих действий. Не всегда оон бывает объективным, самокритичным.
Средства самопознания
- Самоотчёт и самоисповедь (дневник, блог, устные размышления)
- Сопоставление себя с героями книг, театральных постановок, кинофильмов, стремление оценить свои возможности.
- Изучение психологической литературы
- Консультации психологов, которые помогают понять себя, причину конфликтов, например, наметить пути решения.
- Участие в различного рода тестировании с целью выявления уровня развития своих способностей и возможностей.
- Участие в социально-психологических тренингах, что значительно ускоряет процесс самопознания.
Таким образом, желание понять и познать себя свойственно каждому человеку. Это помогает ему самореализовать себя, радоваться жизнью, быть счастливым человеком.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
Функции Я-концепции
Я-концепция очень важна в жизни и развитии личности: она помогает достичь внутренней согласованности, определяет интерпретацию опыта и выступает в качестве источника ожиданий.
У «Я-концепции» выделяется несколько важнейших функций
Обеспечение внутренней согласованности личности
Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности и стабильности ее поведения. Если новый опыт индивида соответствует его Я-концепции, то он легко адаптируется и входит в эту Я-концепцию. Затем, когда новый опыт не может быть вписан в Я-концепцию и возникает конфликт с существующей Я-концепцией, активируются психологические защитные механизмы, которые помогают человеку найти правильную интерпретацию травматического опыта или отрицать его. Это помогает поддерживать «Я-концепцию» в равновесии, даже когда ей угрожают реальные факты. Это желание защитить самовосприятие, оградить его от вредных влияний, является одним из важнейших мотивов любого адекватного поведения.
Термин «защитные механизмы» был введен Фрейдом в 1926 г. В настоящее время психологическая защита понимается как помощь человеку в защите от воздействий, которые угрожают поставить его под удар и привести к распаду личности. Основной характеристикой различных типов защитных механизмов является то, что
- они бессознательны, т.е. человек не осознает причин, мотивов, целей и факта своего защитного поведения по отношению к какому-либо явлению или объекту
- они всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. По этой причине они чаще всего воспринимаются как дезадаптивные.
Защитный механизм вытеснения — самый ранний из известных. Она занимает особое место в психоаналитической теории. Отрицание часто называют «мотивированным забыванием», поскольку это процесс исключения из сознания мыслей и чувств, вызывающих тревогу. Но избавление от тревоги путем вытеснения не обходится без последствий. 3) Фрейд отмечал, что мысли и импульсы, которые были подавлены, не перестают быть активными в бессознательном, но должны постоянно расходовать психическую энергию, чтобы не допустить их в сознание. Этот подавленный материал имеет тенденцию проявляться открыто иногда в снах, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией повседневной жизни».
Другим защитным механизмом является отрицание, которое представляет собой бессознательный отказ признать существование определенных событий, переживаний и чувств, которые причиняют человеку боль при их признании. Например, человек, который смертельно болен, но продолжает работать на своей нынешней работе и избегает разговоров о своей болезни, строит долгосрочные планы. Человек, основным механизмом которого является отрицание, всегда настаивает на том, что «все в порядке и все идет по плану».
Проекция — это процесс, в котором внутреннее ложно воспринимается как исходящее извне, т.е. посредством проекции человек приписывает другим свои неприемлемые мысли, установки, желания. Очевидный способ защититься от тревоги, возникающей при неудаче или чувстве вины, — свалить вину на другого человека. Человек не осознает собственных враждебных импульсов, но видит их в других, а затем воспринимает этих других как ненавидящих и преследующих его людей.
Реактивный механизм предполагает преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Этот механизм предполагает предотвращение выражения неприемлемых желаний и чувств путем выработки установок и поведения, которые им противостоят. Механизм образования реакции постепенный. В первый момент непринятый импульс устраняется, после чего на уровне сознания возникает прямо противоположный импульс. Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего брата, что не спит с ним всю ночь, боясь, что он вдруг перестанет дышать.
Рационализация относится к ложным рассуждениям, с помощью которых иррациональное поведение становится очевидно вполне разумным и оправданным в глазах других. Существует множество форм рационализации. Человек, который говорит, что работа, с которой его уволили, давно не привлекает его, рационализирует; ухажер, решивший, что девушка, которая его отвергла, не очень привлекательна. Феномен «сладкого лимона» иногда играет похожую роль: человек, которому пришлось находиться в неприятных условиях, начинает находить их вполне желательными благодаря рационализации.
Сублимация — это процесс здорового способа решения психологических трудностей путем преобразования сексуальной или агрессивной энергии в художественное или интеллектуальное творчество.
Интерпретация опыта индивидом
Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она придает характер интерпретации индивидом своего собственного опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет, как человек воспринимает любую ситуацию. Когда ситуация проходит через этот фильтр, она рационализируется, понимается и наделяется смыслом, который соответствует восприятию индивидом самого себя.
Определение ожиданий индивида
Третья функция Я-концепции заключается в том, что она является основой для ожиданий человека. Другими словами, он дает представление о том, что будет дальше. Люди, уверенные в своей значимости, ожидают, что другие будут относиться к ним благодушно, в то время как люди, сомневающиеся в своей значимости, склонны верить, что они никому не понравятся, и избегают любых социальных контактов.
Концепция архетипов в теории Юнга
Неподдельный интерес взывает также концепция архетипов, которая была разработана в рамках теории Юнга. Эти архетипы, являются набором образов, которые доказывают на практике, что самопознание как компонент самосознания, в основном действует на уровне подсознания, нежели во время анализа в целом. Мы примеряем на себя модель конкретного архетипа, который играет ведущую роль в нашем подсознании. Ведущими образами (архетипами) в его представлении были:
- Тень – тотем темной сущности человечества: все его подавленные эмоции (страх, агрессия), которые по существу являют собой животную сущность. У нее отсутствуют какие-либо моральные и этические нормы , присущие индивиду. Этот отпечаток несет в себе все порицаемые обществом, но не менее желанные мечты. Но несмотря на это, «тень» несет в себе также и положительные черты – это естественный источник жизненной силы людей, их спонтанности и творчества. Ее главная функция – направление энергии в требуемое русло, отброс всевозможных страхов перед неудачей;
- Персона – наш фасад, грубо говоря – «лицо для обложки». Теория Юнга гласит: этот архетип признан сохранить под личиной правильности и доброты наших внутренних демонов, для произведения положительного эффекта на общество. Отрицательные качества «персоны» — наши стремления и начинания. «Как?» — спросите вы. Да очень просто, ведь главная цель его (персоны) жизни – угодить всем, выставляя себя только в лучшем свете. В будущем это грозит полной потерей всех индивидуальных и отличительных черт, всего того, что делает нас самими собой;
- Самость – ведущий архетип, то к чему должен стремиться каждый из нас. Именно он дает неопровержимую аксиому того, что самопознание как компонент самосознания требует полной гармонии во всех соотношениях: начиная от эмоций и заканчивая внутренними убеждениями. В его понимании, все человеческое существование направлено напрямую на этот образ – «лик святого», который в глазах всего мира был и есть, эталоном совершенства. Этот эталон не был омрачён грязью греховности и порочности, поэтому мы и равняемся на эту «внутреннюю чистоту»;
Как формируется самосознание
Первый этап — это формирование личности человека. Сначала они слышат его из уст своих родителей и начинают отождествлять себя с ним. Имя дает ребенку понять, что он — личность. Затем к имени добавляются фамилия и отчество, которые становятся все более конкретными.
В младшем школьном возрасте имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, его сопровождают прозвища. В подростковом возрасте многие люди дают себе другие имена, связывая с ними свою личность. Бывают случаи, когда люди меняют свои паспортные данные в течение этого периода.
Еще одной потребностью в самосознании является образ тела, который формируется сначала под влиянием установок ближайшего окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем под влиянием семейных традиций и культурных ориентаций.
Потребность в признании также возникает в раннем детстве. Ребенок узнает, что правильно и неправильно, разрешено и не разрешено. Поощрение за хорошие поступки и хорошее поведение приводит к желанию совершать одобренные действия.
Если требования признания не удовлетворяются взрослыми, у ребенка развиваются негативные черты характера, такие как ложь, агрессия, неуверенность в себе и комплексы.
В подростковом возрасте у подростков формируется гендерная идентичность. Очевидно, что принадлежность к мальчику или девочке определяется уже в трехлетнем возрасте; чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.
В процессе интроспекции и самопонимания индивид формирует представление о социальном пространстве, т.е. о среде, в которой происходит рост и развитие:
- Образ жизни и стиль жизни;
- Культурные и этические ценности;
- Моральные нормы;
- отношение к религии и т.д.
В подростковом возрасте человек стремится освоить как можно более широкое социальное пространство (от группы друзей на заднем дворе до политической сферы). В этот же период углубляются размышления о внутреннем мире, чтобы осознать собственные потребности и место в обществе.
Основными признаками самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, самопринятие, осознание любви и открытие своего внутреннего мира.
Самосознание проходит через несколько этапов формирования
Осознание своего имени
Имя — важная часть самосознания. Ребенок будет понимать свое имя как один из первых элементов самосознания. Он/она постоянно слышит это имя от своих родителей и постепенно начинает отождествлять себя с ним. В дальнейшем это помогает ему/ей определить себя как личность. Позже ребенок узнает, что у него есть имя, и становится более конкретным.
Большинство детей учатся узнавать себя примерно в трехлетнем возрасте. До этого они называют себя по имени, как их называют другие.
Затем ребенок придумывает себе прозвища и учится играть роли различных персонажей из детских игр. По мере взросления они могут придумать себе новое имя и попытаться сделать его своим собственным, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Для некоторых подростков это настолько важно, что они меняют свое имя на настоящее, когда получают документы.
Осознание своего тела
Базовые знания о собственном теле и его границах формируются у ребенка примерно в возрасте одного года. Позже он учится узнавать себя в зеркале, узнает, что он растет и что его тело постоянно меняется. Он узнает, что такое боль от ушибов и других травм и что его действия могут причинить боль другим.
Потребность в признании
Поскольку дети эгоцентричны, они ожидают, что все внимание будет сосредоточено на них. Постепенно они узнают, какие действия являются хорошими, а какие — плохими. Каждый раз, когда он делает доброе дело, он ожидает, что взрослые оценят и одобрят его. Если взрослые не реагируют должным образом на его поведение, у него могут развиться негативные черты характера — агрессивность, подлость и отсутствие уверенности в себе.
Половая идентификация
Хотя дети осознают свой пол в раннем возрасте и первые чувства между мальчиками и девочками появляются в начальной школе, истинная гендерная идентичность формируется только в подростковом возрасте. Развиваются стереотипы мужского и женского поведения, и мальчики начинают считать себя мужчинами, а девочки — женщинами.
5. Представление о социальном пространстве
В процессе взросления дети развиваются и меняют свое восприятие социального пространства. Это относится и к условиям, в которых живут дети:
- повседневной жизни и способов существования;
- специфические для общества ценности;
- воспитание, моральные нормы;
- религия и т.д.
В подростковом возрасте человек испытывает желание расширить свое социальное пространство, но не осознает, что ему нужно, поэтому склонен резко менять приоритеты и принимать импульсивные решения.
Проблема самопознания
Самопознание включается в самосознание в качестве одного из основных процессов, обеспечивающих его содержание и динамику. Оно определяется динамической стороной самосознания и лежит в основе его функциональных проявлений. Именно с такой позиции можно широко рассматривать самопознание, анализировать его возможности.
Как говорил древнегреческий философ Сократ: «Познай самого себя». То есть это первоочередная и очень непростая задача: не познание окружающего мира, а познание самого себя. Много философов и учёных мыслили об этом, пытались решить эту проблему, ответить на вопрос «что такое человек», а точнее – «что такое Я». Но эта проблема не решена до сих пор, как и любая другая философская проблема.
Проблема самопознания неразрешима, но крайне важна сама по себе. Акт самопознания и акт самооценки называется рефлексией, когда человек делая нечто осознаёт сам себя. Когда он, делая что-то, думает о себе, понимает, что это делаю Я.
Существующая закономерность в соотношениях самосознания и самопознания иногда рассматривается с противоположных точек зрения:
- в первом варианте в самопознании видят условия самосознания;
- во втором – только его результат.
Несмотря на очевидное значение самопознания в методологическом, теоретическом и прикладном планах, эта проблема до сих пор остаётся недостаточно изученной. Подвергается сомнения само право на существование самопознания как научного понятия и научной проблемы.
В качестве более точных его эквивалентов в современной научной литературе часто используются такие понятия, как «знание о своих психических состояниях», «представление о себе», «самооценка», «образ самого себя» и т.д.
Ошибки в развитии самосознания
Если кризис не будет разрешен должным образом, личность будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты неадекватного развития самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:
- Избегание близких межличностных отношений.
- Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размытость его границ.
- Растрата собственного потенциала, продуктивности и творческих способностей. Неспособность мобилизовать внутренние ресурсы и сосредоточиться на одном виде деятельности.
- Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных ролевых моделей.
Отдельно хотелось бы рассмотреть вариант развития неблагоприятного самопринятия, который характеризуется неуверенностью человека в себе, страхом отвержения, низкой самооценкой. Такой тип самопринятия опасен следующим образом:
- низкая самооценка, которая проявляется в социальной деградации, неудачах, агрессивности, преступности и антисоциальности;
- адаптивная реакция в сложных ситуациях, с риском быть втянутым в антисоциальные группы и поддаться внешнему влиянию;
- неадекватное восприятие, которое проявляется как в анализе человеком своих действий или внешности, так и в анализе внешних ситуаций.
Другие нарушения в развитии самосознания включают:
- неразвитое самосознание, т.е. зависимость от других людей;
- искаженное представление о себе;
- Эгоцентризм (искаженное представление о своей роли в мире);
- Патологии (психические заболевания и недуги).
Богатый внутренний мир человека
Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.
Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.
Развитие самосознания
Самосознание появляется у ребенка в раннем младенчестве и полностью формируется в подростковом возрасте. Однако это не означает, что в течение жизни не нужно заниматься самовосприятием.
Происходят изменения в объективном мире и в субъективных качествах. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.
Первый шаг — это анализ текущей внешней и внутренней ситуации и новое открытие себя и своего отношения к изменениям. Например, с возрастом тело начинает стареть, и наше отношение к нему, сформированное в более ранние периоды, также изменится. С одной стороны, необходимо усилить заботу о физическом здоровье, а с другой стороны, мы должны уметь принимать изменения, связанные со старением, без излишнего стресса и с достоинством.
Также важно привести самооценку в соответствующее (нормальное) состояние. В течение жизни уровень любви к себе и самоуважения может меняться под влиянием внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам сеять сомнения в уверенности в себе.
Наконец, важно своевременно корректировать потребности и действия, чтобы приспособиться к жизненным изменениям. Неконструктивно зацикливаться на самопознании, неконструктивно предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху. Поэтому процесс самопознания постоянен и заканчивается только после физической смерти.
Факторы самооценки и поведения
Под самооценкой понимается эмоциональное отношение к личному образу. Такой показатель всегда является субъективным. При этом самооценка бывает реалистичной у личностей, которые имеют в своей жизни ориентацию на успех, и нереалистичной — заниженной/завышенной у индивидов, которые пытаются избегать неудач.
На самооценку влияют следующие факторы:
- отношение человека к личным неудачам, продвижениям, успехам;
- оценка окружающих индивидов, самосравнение с ними;
- сравнение с идеалом «Я».
Поступками называют действия, которые рассматриваются в рамках единства последствий и мотивов, средств и целей, дел и намерений. Чтобы обозначить поведение индивида в обществе, используется обозначение «социальное поведение».
В свою очередь поведение представляет собой комплекс поступков лица, которые совершаются им в течение изменяющихся условий, продолжительного времени. Когда деятельность содержит исключительно одни действия, то поведение состоит из конкретных поступков.
Концепция образа «Я»
Образ «Я» является относительно устойчивым, чаще всего зафиксированным, осознанным представлением индивида о самом себе в словесной форме. В данном случае самопознание тесно связывается с рефлексией, отражающей процесс размышлений особы относительно всего, что происходит в ее сознании. Описанное явление содержит личный взгляд индивида на себя, а также особо важные для него отдельные группы, лица.
Типы социального поведения
Под социальным понимается поведение человека в социуме, которое должно влиять на него, окружающих лиц в общем.
Социальное поведение делится на типы:
- помогающее;
- просоциальное/асоциальное – основным мотивом действий выступает добро;
- отклоняющееся/девиантное – противоправное;
- групповое – общие действия группы индивидов;
- массовое – массы активны, но не отличаются организованностью, не имеют конкретной задачи.
Выделяются важные типы социального поведения, которые связаны с:
- неуверенностью, уверенностью в себе;
- стремлением достигать власти, быть успешным;
- проявлением гуманизма, вражды и дружбы, зла и добра.
Обычаи и нравы: трактовка понятий
Под «нравами» понимаются стандартные, повторяемые большим количеством людей реакции на какие-то конкретные события. Нравы преобразуются по мере того, как меняется сознание индивидов. Они основываются на привычках.
Обычаи представляют собой формы поведения людей в каких-то определенных ситуациях. Общество неуклонно следует обычаям своей страны, даже не задумываясь, какое происхождение они имеют, почему существуют.
Выражение социальной ответственности проявляется в склонности людей вести себя в полном соответствии с интересами окружающих индивидов.