Трехмерная теория эмоций В.Вундта.
Трехмерная теория эмоций В. Вундта. В. Вундт выдвинул теорию, согласно которой структура эмоции характеризуются тремя измерениями: удовольствием — неудовольствием, возбуждением — успокоением и напряжением – разрешением.
Для изучения эмоций как субъективных элементов непосредственного опыта человека он применял метод интроспекции, а также регистрировал изменения органических реакций, преимущественно дыхания и пульса.
Согласно Вундту, эмоциональные переживания характеризуются одним, двумя или всеми тремя из указанных полярных измерений. Так, чистые формы удовольствия или неудовольствия возникает, согласно Вундту, в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, а также ощущением боли. Но уже ощущение красного цвета, помимо доставляемого им удовольствия или неудовольствия, вызывает эмоциональное состояние возбуждения, тогда как ощущение голубого цвета действует успокаивающе. Напряжение в большей степени обнаруживается в связи с процессами внимания, связанными с ожиданием какого-либо события, а разрешение наступает тогда, когда ожидаемое событие свершилось. При этом эмоция может выступать во всей сложности своей психологической структуры: помимо основного качества — напряжения,— в нем могут проявляться возбуждение либо спокойствие, а также удовольствие или неудовольствие. Каждое из этих трех «измерений» проявляется в эмоции не только как определенное по качеству субъективное состояние, но и в различных степенях интенсивности. Благодаря тому, что эмоции по своей психологической структуре являются многообразием трех «измерений», из которых каждое может непрерывно и в широких пределах изменяться по степени своей интенсивности, получается бесконечное разнообразие эмоциональных состояний и их оттенков. Вундт стремился подкрепить свою теорию объективными физиологическими данными. Каждая из указанных шести качественных особенностей эмоций характеризуется определенными изменениями пульса и дыхания. В связи с теми или иными эмоциональными состояниями эти физиологические процессы закономерно изменяются по своей силе и скорости.
Вундт, однако, отмечает, что указанные изменения пульса и дыхания наблюдаются только тогда, когда соответствующие эмоциональные состояния берутся в их чистом виде. В действительности же эмоции всегда связаны с огромным количеством разнообразных сопутствующих обстоятельств, вследствие чего физиологические явления не всегда могут служить однозначным показателем соответствующих им эмоциональных состояний. Теорию Вундта подверг критике американский психолог Э. Титченер. В результате проведенных им экспериментов были сделаны следующие выводы: 1) выделенные Вундтом шесть эмоциональных полярностей не являются независимыми друг от друга. Высказывания испытуемых, участвующих в экспериментах, о переживаемых ими в определенных ситуациях состояниях возбуждения и напряжения, успокоения и разрешения совпадали с суждениями об их удовольствии или неудовольствии; 2) возбуждение – успокоение и напряжение — разрешение не являются, в отличие от удовольствия или неудовольствия, элементарными субъективными состояниями; они представляют собой сложные комплексы кинестетических и органических ощущений, сопровождаемые переживаниями удовольствия или неудовольствия.
Следовательно, по мнению Титченера, только удовольствие и неудовольствие являются простыми и независимыми качествами, характеризующими структуру эмоций, остальные же указанные Вундтом измерения фактически не являются такими элементами. Такой подход, однако, несмотря на ценность выявленных Титченером фактов, опять возрождает идеи простой структуры эмоциональных явлений. В качестве критических замечаний другими учеными также высказывалось и то, что эмоции не являются механической суммой определенного числа количественно изменяющихся субъективных состояний удовольствия, возбуждения, напряжения и т. д. Многочисленные экспериментальные исследования показали также отсутствие строго закономерного соответствия между эмоциональными состояниями и сопутствующими им изменениями пульса и дыхания, на которые в своей теории опирался Вундт. Заслугой Вундта следует признать то, что он впервые указал на сложность психологической структуры эмоциональных явлений.
18. Эволюционные теории эмоций (Ч. Дарвин, Р. Плутчик).
Первые научные представления об эмоциях как адаптационных реакциях организма были сформулированы Ч. Дарвиным, который показал эволюционный путь развития эмоций и объяснил происхождение их физиологических проявлений.
Основная идея представлений Дарвина заключается в том, что большинство эмоциональных реакций человека являются либо полезными (способствующими адаптации), либо представляют собой остатки (рудименты) целесообразных реакций, выработанных в процессе эволюции в борьбе за выживание. Согласно Дарвину, три основных принципа направляли эволюционное развитие эмоций: 1) принцип ассоциации
— сочетание эмоций с соответствующими, полезными для организма адаптационными реакциями привело в процессе эволюции к образованию определенных ассоциаций, благодаря чему эти реакции при переживании данных эмоций стали появляться автоматически, даже если в них нет никакой необходимости. Потение рук при страхе означает, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев и т.п.;
2) принцип антитезы
— противоположные по знаку эмоции вызывают противоположные поведенческие реакции;
3) принцип прямого влияния нервного возбуждения на организм.
Эта теория была первой, обратившей внимание на возможность характеристики эмоций по их соматическому выражению.
Согласно фундаментальным положениям теории, предлагаемой американским психологом Р. Плутчиком, эмоции: 1) являются механизмами коммуникации и выживания, основанными на эволюционной адаптации; 2) имеют генетическую основу; 3) являются гипотетическими построениями, основанными на очевидных явлениях различных классов; 4) представляют собой цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые создают некий тип поведенческого гомеостаза; 5) соотносятся между собой по трем основным измерениям – интенсивности, сходству и полярности; 6) соотносятся с рядом производных концептуальных областей.
Согласно первому положению, эмоции являются средством адаптации и играют важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Однако проблемы выживания предполагают дифференцированное реагирование на жертву и хищника, пищу и особь своего вида и т.д. Следовательно, эмоции будут различаться в зависимости от прототипов адаптивных реакций, сопряженных с ними. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций( это инкорпорация, отвержение, протекция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция, ориентация, исследование)э Третье положение. Гипотетические модели (см. таблицу) :
Четвертое положение теории объясняет последовательность протекания эмоционального процесса : эмоции вызываются различными событиями, которые должны быть когнитивно оценены с точки зрения их значимости для для благополучия индивида. Результатом оценки являются различные переживания, а также определенные физиологические изменения. Физиологические изменения носят характер реакций антиципации, связанных с различными напряжениями или импульсами (побуждением к исследованию, нападению и т.д.). В зависимости от силы разнородных импульсов появляется равнодействующая в виде наблюдаемого поведения, которое призвано оказать эффект на исходные стимулы. При этом, эффективность этой комплексной системы с обратной связью состоит в снижении угрозы или в изменении опасной ситуации таким образом, что достигается временный поведенческий гомеостатический баланс. Пятое положение предполагает, что отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной структурной модели: интенсивность – сходство — полярность. Это положение также включает идею о существовании первичных и производных или смешанных эмоций. Например, гордость = гнев + радость; любовь = радость + принятие; любопытство = удивление + принятие; ненависть = гнев + удивление; презрение = гнев + отвращение; разочарование = удивление + горе; жалость = горе + отвращение и др. Шестое положение теории логически следует из предыдущего. Например, общительность соотносится с сочетанием радости и принятия, а «замещение» рассматривается как бессознательный способ справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Социальные регуляторы (феномены Супер-Эго) поведения человека могут быть поняты как сочетание страха и других эмоций (например, скромность = страх + принятие), а тревога — как сочетание страха и ожидания. Следовательно, анализ ситуаций, порождающих у человека страх, и выявление ожиданий человека по отношению к таким ситуациям помогает понять динамику тревоги.
Физиологические теории эмоций (периферическая теория Джемса-Ланге), биологическая теория П.К. Анохина, центральная теория Кеннона-Барда, анатомо-физиологическая теория Дж. Грея, бихевиористская теория).
Список использованной литературы
- Афанасьев А.Ю. Синтаксис любви / А.Ю. Афанасьев. – М.: Известия, 2013.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека./ В.К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В.К. Вилюнас. – М.: Психология эмоций. Тексты, 1984.
- Вундт В. Очерки психологии. — М., 1912.
- Выготский Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. — 1970. — № 6.
- Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001
- Джеймс У. Психология / У. Джемс — М.: Наука, 1991
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин.- Питер.: 2001.
- Рубинштейн С. Л Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М., 1957.
- Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. — М., 1946 (переиздание — СПб.: Питер, 1999).
- Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь /П. Экман – СПб.:Питер, 2012.
- Лекции (видео) по курсу «Общей психологии» профессора МГУ В.В. Петухова.
Элементы сознания — основа структурализма в психологии по Титченеру
Титченер считал, что сознание структурно состоит из следующих элементов:
- Ощущения считаются главными элементами восприятия. Они чувствуются человеком в форме запахов, зрительных образов, вкусовых ощущений, звуков. Причиной возникновения ощущений являются объекты окружающего нас физического мира.
- Образы отображают переживания, которые не имеют никакой связи с настоящим моментом и происходят, например, в человеческой памяти. Титченер полагал, что именно образ, а не слово, — основная составляющая любой идеи.
- Эмоциональные состояния проявляются во внешнем мире в форме душевных переживаний, например, гнев, страх, любовь или ненависть.
Поражает масштаб проведённых Титченером исследований. Так, в работе «Очерки психологии» он описывает около 44 тысяч элементарных ощущений, которые были обнаружены им во время экспериментов. При этом каждое ощущение обладало уникальными характеристиками и отличалось от других ощущений, что и было документально зафиксировано.
Предмет и метод структурализма в психологии
Предметом психологии структуралисты называют исследование структуры сознания экспериментальными методами. В свою очередь, психика состоит из сознательного опыта, разбитого на простейшие элементы, совокупность которых будет подробно рассмотрена ниже.
В качестве метода познания структуралисты использовали самонаблюдение. В их исследованиях принимали участие специально обученные люди, которые могли описывать процессы, происходящие в их психике, без привязки к используемым экспериментаторами стимулам. Обучение наблюдателей считалось оконченным, когда интроспекция для них становилась настолько привычным и бессознательным действием, что эти люди зачастую полностью погружались в себя и теряли навыки внимательно и сконцентрированно отслеживать события во внешнем мире.
Критика структурализма
Наиболее жёсткая критика со стороны других течений в психологии и философии обрушилась на проповедуемый Вундтом и Титченером метод самонаблюдения (интроспекции). Обвинение в ненаучности этого метода появилось ещё за 100 лет до опубликования первых работ структуралистов, и выдвинул его знаменитый философ Кант, который отмечал, что интроспекция неизбежно искажает сознательный опыт, так как на сознание влияет наблюдение.
Родоначальник позитивизма О.Конт, критикуя самонаблюдение, писал, что, для того чтобы осуществлять наблюдение, человеческий разум должен быть разделен на 2 половины: наблюдающую и наблюдаемую. С точки зрения Конта, это невозможно, а значит, интроспекция не может являться достоверным методом исследования.
Также, подход структуралистов к изучению психики человека считали искусственным, другие школы психологии не признавали их постулат о том, что возможно восстановить пережитый опыт в первоначальном виде, скомбинировав несколько составляющих его элементов. Противники структурализма считали, что психические явления слишком сложны, чтобы можно было разбить их на простейшие части.