Апперцепция – это одно из фундаментальных свойств человеческого восприятия. Как наши глаза фокусируются на определенном предмете, обеспечивая отчетливое изображение, так и мозг фокусируется на определенном образе, фиксируя его в нашем восприятии. Апперцепция не является врожденной, а формируется у человека по мере накопления жизненного опыта. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, какой бывает, как проявляется и какое значение имеет для нашей жизни.
История понятия
Апперцепцию впервые описал ученый Лейбниц. В своих работах он рассказал про рефлекторные акты и восприятие. Следом за Лейбницем апперцепцию изучал Кант, который этим термином обозначил самосознание.
Каждый ученый трактовал способ восприятия по-своему:
- Лейбниц утверждал, что апперцепция – это ощущения, которые человек осознает.
- Для Канта апперцепция представляла собой врожденную способность сознания, которая сопровождается естественным процессом познания окружающего мира и себя изнутри.
- По мнению Гербарта восприятие является слиянием новых идей с теми, что отложились в сознании из прошлого.
- Альфред Адлер создал такое понятие, как схема апперцепции. Речь идет о совокупности индивидуальных представлений личности, которые касаются окружающего мира и людей. По его словам поведение индивида в большинстве случаев определяется психологическим процессом.
- Ученый Вундт склонялся к тому, что апперцепция представляет собой психический процесс, используя который человек осознает свои мысли и восприятие.
В 19-20 веке разные ученые стали развивать понятие восприятия. С его помощью специалисты объясняли новые факты, используя прошлый опыт.
История термина
Автором понятия считается немецкий ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716). Правда, по современным меркам его понимание того, что такое апперцепция, выглядит весьма необычно. Он рассматривал её как форму активности человеческой души.
Иммануил Кант (1724-1804) ввёл понятие трансцендентальной апперцепции. С его точки зрения, апперцепция могла быть обусловлена как жизненным опытом человека (эмпирическая), так и факторами, находящимися за пределами человеческого понимания (трансцендентальная).
Немецкий ученый Иоганн Гербарт (1776-1841), считающийся основоположником эмпирической психологии, много времени посвятил изучению того, как происходит процесс осознания воспринимаемых ощущений. Именно он сделал слово «апперцепция» чисто научным (а не философским или духовным) термином. Также он ввёл такое понятие как «апперцептивная масса», характеризующее накопленные знания.
Значительную часть своей исследовательской деятельности апперцепции посвятил также немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920). Он рассматривал апперцепцию как интеллектуальный процесс накопления, структурирования и использования жизненного опыта, который необходим нашему сознанию для быстрой идентификации знакомых предметов и явлений.
Виды апперцепции
Апперцепция в психологии – это состояние человека, которое зависит от восприятия и содержания психологической жизни индивида, особенностей отдельной личности, также имеющегося опыта. Люди запоминают наиболее важные моменты для себя, которые связаны с личными интересами или увлечениями.
Существуют следующие виды апперцепции:
Название | Описание |
Трансцендентальная апперцепция | Сложный термин, который предложил ученый Кант. Он уверен был, что апперцепция у человека присутствует с рождения, как субъект самосознания. Явление больше выступает основой для новых данных и количество опыта совершенно не имеет значения. Трансцендентальная апперцепция является частью человеческой личности, независимо от накопленных знаний за всю жизнь. |
Эмпирическая апперцепция | Субъективное единое сознание, которое формируется благодаря полученным знаниям и накопленному опыту у человека. |
Активизация апперцепции происходит в случае необходимости составления общего представления, используя личные впечатления. Воспринимая и осознавая новую информацию, человек меняется. Дополняется его существующий опыт, и пополняются знания.
Примеры апперцепции
Чтобы лучше понять апперцепцию, давайте рассмотрим несколько примеров, с которыми мы часто сталкиваемся в повседневной жизни:
- Когда мы общаемся с человеком, которому по каким-то причинам не доверяем, за каждым его словом мы видим ложь или попытку манипулировать;
- Иногда вместо слова, написанного большими буквами в витрине магазина или на вывеске, мы можем неправильно понять другое слово, относящееся к нашим текущим потребностям или ожиданиям;
- каждый быстро определяет изображения, связанные с его профессией и увлечениями, иногда находя их даже там, где их не должно быть;
- хореограф в повседневной жизни замечает, что одни люди двигаются плавно, а другие довольно неуклюже (хотя для любого другого человека их движения выглядят одинаково);
- когда мы ищем определенную вещь среди множества других, мы не сразу находим ее, но потом не теряем из виду, потому что зафиксировали ее образ в своем сознании;
- голодный человек с большей вероятностью будет наблюдать изображения, связанные с едой (например, вывески кафе и ресторанов).
Возможно, вы видели юмористические тексты, в которых все буквы, кроме первой и последней, перепутаны. Читать такой текст легко, и иногда даже не замечаешь, насколько изуродованы слова. Это прекрасный пример апперцепции, потому что этот «трюк» работает только для родного языка. Но если вы свободно читаете по-английски, вам будет труднее прочитать английский текст с перепутанными буквами, чем русский.
Апперцепция присутствует всегда и везде — в общении, отношениях, работе, учебе и даже в обычных наблюдениях
Классификация апперцепции в психологии
Существует определенная классификация апперцепции, учитывая современные психологические учения:
Название | Описание |
Временная апперцепция | Эмоциональное восприятие окружающего мира. Временная апперцепция формируется за счет эмоций, чувств, настроения и ощущений у человека, которые преобладают в определенной ситуации. Восприятие окружающего мира происходит ситуативно под влиянием эмоциональных установок. Изменение временной апперцепции наблюдается по мере смены настроения человека. |
Устойчивая апперцепция | Формирование восприятия происходит в каждом случае индивидуально. Устойчивая апперцепция строится за счет привычек, мировоззрения, образованности и взглядов человека. То же самое касается образования, личного мнения и интеллектуального развития. |
Социальная апперцепция | Отдельный вид апперцепции, который формируется в ходе восприятия окружающего мира. Это различного рода явления или предметы. При помощи социальной апперцепции анализируются большие группы людей. У каждого человека формируется более пристрастное и субъективное мнение по сравнению с восприятием предметов или явлений. |
Апперцепция является сложным психологическим процессом, который помогает человеку воспринимать окружающий мир, различные явления, предметы, людей. Он способен выдвигать определенные гипотезы в отношении всех этих объектов, руководствуясь старыми знаниями и навыками, получая новые.
Тест по психологии, 90 вопросов с ответами
1. Психология – это: А) наука о внутреннем мире человека, о взаимодействии человека с окружающим внешним миром в результате активного отражения этого мира; Б) одно из фундаментальных научных понятий, отражающее сложные и многообразные проявления внутреннего объективного мира; В) наука о развитии и функционировании психики человека как особой формы жизнедеятельности.
2. Психические явления человека – это: А) психические процессы (чувства, познавательные процессы, воля; Б) психические состояния (эмоциональный подъем, усталость и т.п.); В) психические свойства (темперамент, характер, способности); Г) психические образования (знания, умения, навыки, привычки); Д) все ответы верны.
3. Психические состояния: А) это то, что присуще человеку на протяжении всей жизни или на достаточно большом промежутке времени (темперамент, характер, способности, стойкие особенности психических процессов у индивида); Б) более продолжительные по сравнению с другими психическими явлениями процессы (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель), более сложные по структуре и образованию; В) элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и порождающие те или иные продукты или результаты.
4. Психические образования – это: А) то, что становится результатом работы психики человека, его развития и саморазвития; Б) психические процессы, состояния и свойства, а также поведение человека; В) система понятий, объясняющих закономерности и свойства человеческой личности.
5. Укажите ненужное из перечисленных методов психолого-педагогического исследования: А) наблюдение; Б) беседа; В) интервьюирование; Г) тестирование; Д) изучение продуктов деятельности; Е) продуцирование; Ж) эксперимент; З) анкетирование.
6. Укажите ненужное из перечисленных состояний сознания: А) психологическое; Б) наивное; В) обыденное; Г) рациональное; Д) мистическое; Е) рефлексивное. Ж) патологическое. Ответ: Б)Д) 7. Вытеснение – это: А) неосознаваемый механизм, с помощью которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. Б) такой механизм, в результате действий которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.; В) процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности (иначе «позиция страуса»). Г) механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу.
8. Регрессия – это: А) механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на очень ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными; Б) механизм переноса действия с недоступного объекта на доступный (например, перенос отношения к начальнику на членов семьи); В) борьба собственного «Я» с самим собой, обращение к сублимации.
9. Ощущение – это: А) деятельность специальных нервных аппаратов, приводящих к созданию образов предметов и явлений; Б) отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств; В) информация, которая поступает в мозг и на основе которой, складывается целостный образ.
10. Восприятие – это: А) целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств; Б) наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними улавливается. В) функциональное состояние органов чувств, зависящее от чувствительности анализаторов соответствующего типа.
11. Двигательные ощущения еще называют: А) интероцептивными; Б) актуальными; В) дистантными; Г) проприоцептивными.
12. К экстерорецептивным ощущениям не относят: А) вкусовые; Б) обонятельные; В) слуховые; Г) зрительные; Д) двигательные.
13. К свойствам ощущений не относят: А) продолжительность; Б) интенсивность; В) качество; Г) интероцептивность.
14. Что не относится к видам восприятия: А) восприятие деятельности; Б) восприятие пространства; В) восприятие движения; Г) восприятие времени; Д) восприятие человека человеком; Е) восприятие предметов и явлений окружающего мира; Ж) восприятие мира;
15. Кто автор данной теории внимании: внимание является одним из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой контроль за содержанием образа, мысли. Другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека: А) Т. Рибо; Б) П. Я. Гальперин; В) А. А. Ухтомский?
16. Произвольное внимание – это такое внимание: А) которое наступает после непроизвольного, но качественно от него отличается; Б) которое складывается в результате обучения и воспитания; В) которое возникает без намерений человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли; Г) которое характеризуется активностью, целенаправленным сосредоточением сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями.
17. Укажите, какое из перечисленных свойств внимания является неверным: А) пропедевтичность; Б) сосредоточенность; В) устойчивость; Г) объем; Д) распределение; Е) переключаемость.
18. Память-это: А) процессы, связанные с прохождением импульсов через определенную групп нейронов, вызывающих в местах их соприкосновения электрические и механические изменения и оставляющих после себя физический след; Б) процессы запоминания информации вследствие химических изменений; В) процессы образования связи между различными представлениями и определяющиеся не столько содержанием запоминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает. Г) процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
19. Запоминание – это: А) процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; Б) пассивный процесс удержания информации, полученной на основе импринтинга.
20. Укажите ненужный фактор, влияющий на забывание: А) возраст; Б) характер информации и степени ее использования; В) интерференция; Г) импринтинг; Д) подавление.
21. Что является основанием классификации следующих видов памяти: когнитивная, эмоциональная, личностная? А) степень осмысления; Б) установка на время; В) характер материала; Г) модальность.
22. Укажите неверное название Закона памяти: А) Закон повторения; Б) Закон контекста; В) Закон торможения; Г) Закон оптимальной длины; Д) Закон объема знаний; Е) Закон установки; Ж) Закон усиления первоначального впечатления; 3) неверного названия нет.
23. Чтобы надолго запомнить материал нужно запомнить его в несколько этапов. Укажите неверное определение этапа: А) сразу после запоминания; Б) через 20-30 минут после запоминания; В) через день после запоминания; Г) через 1 час после запоминания; Д) через 2 -3 недели после запоминания.
24. Воображение – это: А) психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятого; Б) психический процесс создания образов по описанию; В) психический процесс создания образов по собственному желанию человека; Г) психический процесс, возникновения новых образов, образующихся спонтанно, помимо воли.
25. Агглютинация — это прием воображения: А) при котором происходит выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе; Б) увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение; В) комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ; Г) выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
26. Создание образа Г. Печорина М. Ю. Лермонтовым происходило на основе приема воображения: А) агглютинации; Б) акцентирования (заострения); В) схематизации; Г) гиперболизации; Д) типизации.
27. Из перечисленного укажите неверную стадию мышления: А) допонятийное сознание; Б) понятийное сознание; В) постпонятийное сознание.
28. Укажите, что из перечисленного ниже не является формой мыслительного процесса: А) понятие; Б) суждение; В) умозаключение; Г) решение проблем; Д) аналогия.
29. Какое основание использовано для определения такого типа мышления как дискурсивное и интуитивное: А) характер решаемых задач; Б) степень развернутости решаемых задач; В) содержание решаемых задач?
30. Укажите, что не является видом мышления: А) продуктивное мышление; Б) непроизвольное мышление; В) аутистическое мышление; Г) реалистическое мышление; Д) аналитическое мышление; Е) теоретическое мышление; Ж) индивидуальное мышление; 3) практическое мышление.
31. Что такое задатки: А) возможность развития индивида, проявляющаяся каждый раз перед возникновением новой задачи. Б) врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной систем, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека. В) находчивость, изворотливость, умение ладить, управляться, устраивать дело. Г) любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными. Д) формирующиеся в деятельности на основе способностей индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности?
32. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе называют: А) перцепцией; Б) чувствами; В) эмоциями; Г) чувствами и эмоциями; Д) ощущениями.
33. Простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением называют: А) чувством; Б) эмоциями; В) любовью.
34. Воля – это: А) неосознанное стремление к преодолению человеком трудностей в процессе деятельности; Б) напряжение, возникающее в связи с объективной необходимостью для решения проблемы; В) сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
35. Какая из характеристик относится к холерическому типу темперамента: А) сильный, уравновешенный, подвижный; Б) сильный, уравновешенный, инертный; В) сильный, неуравновешенный с преобладающим возбуждением над процессами торможения. Г) слабый, с повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью?
36. Характер – это: А) особенности человека, проявляющиеся через его ощущения, восприятие, обусловленные типом нервной системы, динамикой психических процессов, наследственными факторами; Б) совокупность неустойчивых, изменяющихся психологических свойств человека, проявляющихся в зависимости от обстоятельств и условий социальной среды. В) совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к деятельности, другим различным обстоятельствам бытия и т.п.
37. К какому виду акцентуации характера относится следующая характеристика: повышенная гневность, раздражительность, вспыльчивость. Склонность к импульсивным поведенческим реакциям. Один из самых трудных и неблагоприятных для социальной адаптации, воспитательных воздействий и социальной коррекции тип людей, подверженных противоправному поведению: А) психостенический; Б) циклоидный; В) сенситивный; Г) гипертимный; Д) эпилептоидный. Е) шизоидный. 38. Направленность личности – это: А) волеизъявление и требование одного человека, направленное на безусловное подчинение и выполнение поставленной задачи другим человеком; Б) система устойчивых побуждений человека, определяющая его социальную активность, избирательность отношений к различным явлениям, к той или иной социально полезной или, напротив, антиобщественной деятельности.
39. Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный: А) Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания. Б) Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей. В) Педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения. Г) Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения. Д) Педагогика – наука о воспитании человека.
40. Что вы понимаете под принципами обучения: А) принципы обучения – это исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся; Б) под принципами дидактики следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения. В) принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской деятельности учителя в соответствии с потребностями общественно-экономической формации?
41. Что такое поощрение: А) поощрение – способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств; Б) поощрение – это метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности; В) Под поощрением следует понимать такой метод воспитания, когда воспитатель поощряет воспитанника с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям; Г) поощрение – метод вознаграждения за хорошие поступки; Д) поощрение – прием стимулирования деятельности воспитанника?
42. Какой компонент педагогической деятельности связан с умением устанавливать и поддерживать контакт с людьми: А) конструктивный; Б) коммуникативный; В) ценностно-ориентационный; Г) организаторский? Ответ: 43. Какова основная социальная функция педагога: А) передает общественный опыт старших поколений; Б) учит детей; В) воспитывает детей?
44. Как должен выглядеть педагог: А) модным, экстравагантным, одетым по молодежному, не взирая на возраст; Б) внешность и одежда не имеют значения; В) как английский джентльмен, после его ухода остается хорошее впечатление, но бывает очень трудно вспомнить, во что он был одет; Г) консервативный стиль, на два-три шага отставать от моды?
45. Что называется развитием: А) развитие – это процесс и результат качественных изменений в организме человека; Б) развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему; В) развитие – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов?
46. Нервная система — это А) совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных; Б) нервные волокна, проводящие импульсы; В) нервные волокна, иннервирующие скелетную мускулатуру; Г) нервные волокна, заполняющие пространство в головном мозге;
47. Межполушарная асимметрия мозга – это А) не равноценность, качественное различие того вклада, которое делает левое и правое полушарие мозга в каждую психическую функцию; Б) качественная характеристика ощущений; В) доминирование правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека; Г) ассимитричная локализация нервного аппарата второй сигнальной системы;
48. Места функциональных контактов, образуемых нейронами, называются А) синапсами; Б) медиаторами; В) рецепторами; Г )нейронами;
49. Часть Н.С. контролирующая состояние сердца, внутренних органов, мускулатуры, желез и кожи называют: А) периферической; Б) соматической; В) вегетативной; Г) центральной;
50. Психика – это А) отражение физиологических процессов в мозге; Б) самостоятельное, не зависимое от мозга явление; В) продукт мозга, субъективный образ реального мира; Г) биотоки мозга;
51. По топографическому принципу Н.С. подразделяют на А) центральную и периферическую; Б) центральную и соматическую; В) центральную и вегетативную; Г) вегетативную и соматическую
52. Часть головного мозга, состоящая из двух полушарий и включающая серое вещество коры, подкорковые ядра, нервные волокна, образующие серое вещество, называются _____________ мозгом А) промежуточным; Б) средним; В) передним; Г) задним;
53. Основные составляющие заднего мозга – это А) продолговатый и спинной мозг; Б) варолиев мост и мозжечок; В) таламус и гипоталамус; Г) затылочная доля, височная доля
54. ЦНС включает те части нервной системы, которые лежат внутри: А) мышц; Б) черепа и позвоночного столба; В) кровеносной системы; Г) органов пищеварения;
55. Нервные волокна, проводящие импульсы из ЦНС к мышцам и внутренним органам – это А) эфферентные волокна; Б) нервный импульс; В) афферентные волокна; Г) головной мозг;
56. Нервные волокна, отростки нервных клеток, имеющие миелиновую оболочку, — это А) аксон; Б) серое вещество; В) дендрит; Г) белое вещество мозга;
57. Отдел нервной системы, выполняющий функции связи организма с внешней средой при помощи кожной чувствительности и органов чувств, — это нервная система А) периферическая; Б) центральная; В) соматическая; Г) вегетативная;
58. Промежуточный мозг – часть головного мозга, включающая А )миндалину; Б) затылочную долю; В) гиппокалип и базальные ганглии; Г) таламус и гиппоталамус;
59. Первая стадия сна характеризуется А) повышением порога восприятия сенсорных раздражителей; Б) интенсивностью деятельности в период бодрствования; В) заменой альфа-ритма на низкоамплитудные колебания различной частоты; Г) регулярным появлением веретенообразного ритма;
60. Третья и четвертая стадия сна характеризуется А) повелением высокоамплитудных медленных волн; Б) регулярным появлением веретенообразного ритма; В) заменой альфа ритма на низкоамплитудные колебания различной частоты; Г) увеличением тонуса симпатической нервной системы;
61. Появление отрицательных эмоций связано с: А) особенностями индивидуального поведения человека и животных; Б) дефицитом имеющейся информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности; В) избыточностью информации о возможности удовлетворения потребности; Г) характеристиками заданной ситуации;
62. Структура лежащая в основе лимбической системы, в которую входят: гиппокамп, свод, мамилярные тела, переднее ядро таламуса и поясная извилина это: А) черная субстанция; Б) кольцо Папеца; В) ретикулярная формация; Г) голубое пятно;
63. Метод изучения зрачковых реакций, используемый для субъективного отношения людей к тем или иным внешним раздражителям: А) окулография; Б) электромиография; В) пупилометрия; Г) пневмография;
64. Стрессор это: А) стимул, вызывающий стрессовую реакцию; Б) реакция, различных мозговых структур на раздражение; В) защитных механизмов организма; Г) соотношение отделов вегетативной нервной системы;
65. Кольцо Папеца лежит в основе А) продолговатого мозга; Б) лимбической системы; В) фронтальных зон коры; Г) мозжечка;
66. Реакцию бегства у кошки вызывает раздражение А) гипофиза; Б) мозжечка; В) гипоталамуса; Г) мозолистого тела;
67. Минутный объём крови применяют при исследовании: А) дыхательной системы; Б) вегетативной нервной системы; В) эндокринной системы; Г) сердечно-сосудистой системы;
68. К патологическому сну не относят: А) летаргический; Б) наркотический; В) сомнамбулизм; Г) монофазный;
69. Возникновение и протекание эмоций тесно связанно с деятельностью: А) мозжечка; Б) мозолистого тела; В) модулирующих систем мозга; Г) гипофиза;
70. Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий ВПФ человека. А) не восстанавливаются после травматического воздействия; Б) остаются неизменными; В) подвергаются незначительным изменениям; Г) меняют свою психологическую структуру;
71. Автор теории общего адаптационного синдрома: А) В. Геллер. Б) Г. Селье; В) Д. Олдс; Г) Р. Девидсон;
72. Расположение частей или элементов целого во порядке от высшего к низшему, причём каждый из вышележащий уровень, наделён особыми полномочиями по отношению к нижележащим: А) адаптация; Б) иерархия; В) гетерархия; Г) система;
73. Локализация бэта-ритма наиболее выражена: А) в теменной, височной зонах коры; Б) в прецентральной и фронтальной коре; В) в гиппокампе; В) в участках коры граничащих с поражённой опухолью областью;
74. Компьютерная томография может быть использована для изучения: А) обмена веществ и кровоснабжения головного мозга; Б) сердечно-сосудистой системы; В) познавательной сферы человека; Г) эмоционально — потребностной сферы;
75. При решении задач, требующих максимального сосредоточения внимания на ЭЭГ регистрируется: А) дельта- ритм; Б) гамма-ритм; В) альфа-ритм; Г) бета — ритм;
76. Структура головного мозга, расположенная под зрительными буграми и отвечающая за обмен веществ, координацию вегетативных функций с психическими и соматическими функциями, регуляцию сна и бодрствования, приспособления организма к окружающей среде: А) гипофиз; Б) эпифиз; В) гипоталамус; Г) таламус;
77. Частичная или полная потеря памяти: А) гипоамнезия; Б) деменция; В) делирий; Г) амнезия;
78. Можно выделить два основных направления нейропсихологического анализа проблемы межполушарной асимметрии мозга и межполушарного воздействия: А) нейропсихологическое и психофизическое; Б) нейропсихологическое и нейролингвистическое; В) психофизическое и зоопсихологическое; Г) нейропсихологическое и нейрохирургическое.
79. Кора подразделяется с помощью щелей, борозд на доли: 1) лобную, 2) височную, 3) теменную, 4) ольфакторную, 5) затылочную: А) 1, 3, 4, 5; Б) 1, 2, 5; В) 1, 2, 3, 4, 5; Г) 1, 2, 3, 5.
80. Серое вещество мозга — это скопление: А) нейронов; Б) синапсов; В) сосудистых элементов; Г) глиальных клеток;
81. Центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека — это: А) спинной мозг; Б) головной мозг; В) лимфатическая система; Г) головной и спинной мозг.
82. Специальная человеческая психическая функция, определяемая как процесс общения посредством языка, называется: А) мышлением; Б) речью; В) стилем речи; Г) общением.
83. Функциональная специализация полушарий постепенно нивелируется к: А) старости – после 60 лет; Б) 29-30 годам; В) 40-50 годам; Г) 14 годам;
84. Таламус это: А) отдел промежуточного мозга, отвечающий за генерацию ритмической активности и распространяющий синхронизированные влияния на вышележащие отделы мозга; Б) модулирующая система мозга, определяющая мотивационное возбуждение; В) часть головного мозга, выбрасывающая в кровь адреналин; Г) система, в ЦНС, отвечающая за уровень бодрствования;
85. Слой серого вещества, состоящий из нервных клеток – нейронов, покрывающий полушария головного мозга, — это А) миндалина, Б) гипоталамус; В) кора больших полушарий; Г) гиппокамп;
86. Вегетативная нервная система находится под контролем: А) эпифиза; Б) гипоталамуса; В) мозолистого тела; Г) гипофиза;
87. Индивидуальность – это А) система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития отдельного человека; Б) степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы; В) процесс коррекции поведения, на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющей действительности; Г) психофизиологический механизм прогнозирования и оценки деятельности;
88. Выключение произвольной корковой активности при сохранении частичного контакта с окружающей средой возможно при сне А) дифазном; Б) гипнотическом; В) патологическом; Г) летаргическом;
89. Физиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К. Анохина используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций, есть: А) нейропсихологический синдром; Б) системный анализ; В) функциональная система; Г) факторный анализ. Ответ: В) 90. Моделирующая система мозга, определяющая мотивационное возбуждение и ответственная за эмоциональное состояние человека тесно связано с деятельностью: А) ретикулярной формации; Б) лимбической системы; В) вегетативной системы; Г) коры больших полушарий;
Механизмы перцепции
Апперцепция в психологии – это восприятие у человека, которое формируется на протяжении всей его жизни. Происходит накопление опыта, появляется внутреннее состояние, определенные установки.
Чтобы понять механизм апперцепции, необходимо рассматривать ее применение в реальной жизни. Если не опытному человеку представить документы с намеренными ошибками, он их не заметит. Профессионал же в свою очередь сразу определит недочеты.
Перцепция в психологии формируется по определенному механизму, в котором принимают участие следующие способности человека:
- мышление с помощью некоторых стереотипов;
- идентификация окружающих людей, используя определенный тип личности;
- применение рефлексивных механизмов.
Для восприятия окружающих человек также использует эмпатию. Явление, которое характеризуется проектировочными способностями. Индивид, формируя свое восприятие, переносит чувства других на себя.
Проявления
Апперцепция — сложный психологический процесс, который относится к восприятию явлений, предметов, людей. Без нее не смогло бы осуществляться множество других психологических процессов.
Когда человек приходит на семинар, на котором разбирают неинтересную тему, поступающая информация усваивается частично. Если лектор изменит тему, затронет вопрос, который интересует человека, индивид сразу обратит внимание на рассказчика, начнет слушать, усваивать весь поток данных. В этой ситуации первая часть лекции проходила с апперцепцией, а вторая нет.
Диагностика апперцепции
Исследование восприятия личности осуществляется при помощи специальных тестов:
Название | Описание |
Тест апперцепции символов | Человеку показывают специфические карточки с изображениями. Специалист уточняет, что все символы взяты из сказок и мифов. Человеку необходимо карточки классифицировать максимально удобным ему способом. Дальше дополнить символы и разделить их по категориям (любовь, игра, власть). Тест позволяет выявить у человека приоритеты, ценность и смысловую направленность личности. |
Исследование тематической апперцепции | В этой ситуации специалист показывает черно-белые фотографии, таблицы, изображения. Карточки подбираются с учетом особенностей испытуемого (возраст, пол). Человеку необходимо составить сюжеты, глядя на изображения. |
Диагностика апперцепции проводится, если необходимо дифференцировать состояние человека или он проходит проверку перед назначением на важный пост. Тестирование также необходимо, чтобы установить депрессию у пациента или возможные суицидальные наклонности.
Перцепция и апперцепция
Перцепция и апперцепция отличаются между собой механизмом восприятия окружающего мира. В первом случае человек просто видит, слышит и чувствует. Информация воспринимается, но осмысление ее не происходит.
При апперцепции наблюдается формирование сознания и восприимчивости вещей, явлений, объектов, людей. Полученная информация осмысливается при помощи органов чувств, эмоций, желаний, идей и мыслей.
Через апперцепцию индивид может также познать свой собственный внутренний мир, руководствуясь взглядами, желаниями и интересами. Многочисленные психические составляющие характеризуют личность человека.
Апперцепция в психологии
Познание мира и жизни происходит через призму своего собственного опыта. Это может быть страх, комплексы или неудачи. Сюда же относятся различные ситуации в жизни, которые человек больше не желает вспоминать, переживания, возникшие на фоне негативных или положительных обстоятельств. То же самое касается понятия добра и зла.
В большинстве случаев перцепция и апперцепция являются двумя составляющими, которые дополняют друг друга. Полноценная картинка складывается благодаря тому, что все пережитые моменты сохраняются в памяти, важные они или нет. И при необходимости, человек может снова вернуться к ним, чтобы провести полноценный анализ.
Трансцендентальное единство апперцепции
Каждый человек обладает способностью трансцендентального единства апперцепции, которая понимается как объединение нового знания с предыдущим жизненным опытом. Другими словами, это можно назвать обучением, развитием, изменением. Человек постоянно приобретает новые знания, информацию, осваивает навыки. Это сочетается с тем, что уже было усвоено, создавая новый взгляд на себя, на людей, на мир в целом.
Трансцендентальное единство апперцепции включает в себя три фактора:
- Дедукция — извлечение конкретного вывода из общей информации. Через восприятие мы переходим к апперцепции — познанию нужной нам информации.
- Созерцание — наблюдение, которое затем может быть разобрано и проанализировано.
- Воображение — представление тех частей информации, которые дополняют друг друга.
Человек ошибается, когда думает, что видит окружающий его мир таким, какой он есть на самом деле. В действительности человек видит все в искаженном спектре из-за влияния определенных факторов на его восприятие мира. Это могут быть убеждения о том, что хорошо и что плохо, концентрация на одних идеалах и неприятие других, предрассудки и комплексы по поводу определенных явлений в жизни. Существует множество факторов, которые способствуют ошибочному восприятию мира. Как это проявляется во внешнем мире?
Известно, что люди заранее принимают решения, а затем создают условия, в которых их предыдущие выводы подтверждаются. Человек сознательно замечает случаи, которые подтверждают его подозрения и ожидания. Он замечает только то, что хочет видеть — примеры, подтверждающие его предубеждения. Например, мужчина, который подозревает свою женщину в измене, будет видеть доказательства измены в каждом взаимодействии с другими представителями противоположного пола. Такой мужчина увидит не простое деловое общение своей женщины с другим мужчиной, а явные признаки флирта, который в итоге приведет к сексу. Он видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле.
Стереотипы играют свою роль. Это очень ярко проявляется в желании угодить каждому мужчине. Например, женщина приносит мужчине пиво, потому что считает, что все мужчины пьют, учитывая, что ее собственный первый брак распался из-за алкоголизма. Вопрос в том, зачем упорствовать в стереотипе, если он уже разрушил предыдущие отношения? К сожалению, так поступают многие люди. В обычном состоянии души они могут осуждать или поощрять те или иные действия человека, но когда речь заходит о том, чтобы завоевать расположение другого человека, они забывают, что стереотипы могут сыграть жестокую шутку, если вы ими воспользуетесь. Как вы думаете, что разрушит брак женщины с мужчиной, которому она принесла пиво? Правильно, из-за алкоголизма, как и в первом случае.
Человек, критикуя другого человека, говорит не о нем, а о том, что он в нем увидел. Он критикует те качества, которые присущи ему самому. И он реагирует на них негативно, потому что не выносит этих качеств в себе. Человека всегда раздражает то, что он сам имеет в других. Много суждений — признак принципиального человека. Чем более вы принципиальны, тем больше вы осуждаете других. Эта игра — великий защитный механизм человеческого эго. Эгоизм никогда не позволяет своему хозяину увидеть свои ошибки и недостатки, потому что это убивает его. Прикрывая несовершенство мира и окружающих людей, эго защищает человека от изучения собственных недостатков.
Еще одним большим искажением мировоззрения являются так называемые ошибки. Чаще всего принято говорить, что что-то было сделано неправильно, чем посмотреть на ситуацию под другим углом. На самом деле, ошибок не бывает! Их просто не существует! Есть только ситуации, которые люди считают ошибками. Но сами по себе они не являются ошибками.
Примеры апперцепции восприятия
У каждого человека присутствует способность апперцепции. Все люди индивидуально воспринимают окружающий мир, используя свои собственные навыки и знания.
Примеры апперцепции восприятия:
- Когда человек смотрит определенную передачу, которая рассказывает о новинках кино, он запоминает картину, которая должна выйти в кинотеатрах на днях. При этом ведущий этой программы может также дополнительно рассказывать про главных героев или отдельных сценах. Однако для зрителя оказалась важной информацией время выхода кино.
- Мастер, который занимается изготовлением лыж, будет оценивать изделие для катания в горах, учитывая свои профессиональные навыки и знания. Это касается качества материала и его обработки. Лыжник, который собирается купить лыжи для отпуска, в первую очередь оценивает упругость, прочность изделия и другие аналогичные характеристики.
- В процессе движения на работу человек не обращает внимания на окружающие детали, вещи и людей. Ему важен номер маршрутки, на которой необходимо добраться до работы и все сопутствующие моменты, связанные с поездкой.
- Многие люди, чтобы отвечать на поставленные вопросы, используют знания и опыт, полученные в прошлом. Если, например, от женщины ушел мужчина, чтобы вернуть его, она будет искать всевозможные средства и полезную информацию в себе.
- Недоверчивый человек будет всегда видеть в своих собеседниках обман, подвох или тягу к манипуляциям.
- Во время прослушивания любой музыки индивид выделяет для себя знакомые и приятные звуки, которые он уже слышал раньше.
Многие люди часто выбирают место для отдыха, руководствуясь своими эмоциями и ощущениями, которые переживали на предыдущих выходных. В большинстве случаев, концентрация на ощущениях, убеждениях или эмоциях заставляет человека принимать ограниченные решения.
То же самое касается вывода, выбора. Человек будет больше отдавать предпочтение тем моментам, которые ассоциируются у него с положительными событиями, избегая негатива и отрицательных эмоций.
Что такое апперцепция?
Апперцепция — это свойство психики, которое заключается в условном восприятии объектов внешнего мира, зависящем от жизненного опыта человека, его мировоззрения, моральных и нравственных убеждений, профессии, интересов, потребностей, ожиданий и прочих факторов. Апперцепция подразумевает, что в увиденном образе человек узнаёт хорошо знакомый ему предмет, наделенный определенными свойствами, либо сцену из жизни.
Термин «апперцепция» образован от латинских слов ad (к, приближение к) и percipere (воспринимать) или perceptio (восприятие). Автором данного понятия считается немецкий философ Готфрид Лейбниц. Он разделял восприятие на две составляющих:
- перцепция – ощущение, которое уже воспринято, но ещё не осмыслено;
- апперцепция – осмысленное ощущение, воспринятый и идентифицированный образ.
Стоит отметить, что в современной психологии термин «перцепция» используется для обозначения восприятия вообще, а не только его неосмысленной составляющей, как у Лейбница.
Глядя на одни и те же очертания, люди могут идентифицировать в них разные предметы. На этом явлении основаны многие оптические иллюзии, а также психологические тесты, такие как тест Роршаха или методика чернильных пятен Хольцмана (представляющая собой усовершенствованную версию теста Роршаха).
Апперцептивное искажение
Апперцепция в психологии – это сложный процесс, который требует тщательного изучения.
А чтобы тесты получились максимально результативными, специалисты используют следующие формы искажения:
Название | Описание |
Простая проекция | Состояние аффекта, которое возникает в определенных условиях и обстоятельствах, сильно влияет на формирование апперцепции, может даже менять ее. У человека возникают чувства по отношению к окружающим людям, качества и эмоции. Он может их перекладывать на собеседника. Простыми словами, чувствуя ненависть по отношению к одному человеку, думает, что его также не любят, как и он сам. |
Сентизация | Определенное направление в психологическом лечении индивида. Основная цель терапии заключается в том, чтобы изменить поведение подопечного. |
Экстернализация | Состояние, при котором анализируется внутренний мир личности с использованием его индивидуальных характеристик. |
Обратная проекция | Человек приписывает себе многочисленные качества, которыми не владеет, но очень хочет их получить. Контакт с окружающими людьми в этой ситуации плохой. Человек приписывает им негативные качества. |
Апперцептивные искажения могут привести к появлению галлюцинаций, отличимых между собой. Это объясняется тем, что человек прилагает волевые усилия. Он неосознанно их провоцирует, при этом получает большое удовольствие.
Свойства восприятия
Восприятие характеризуется своими свойствами, и эксперты выделили семь свойств:
- Избирательность — при выборе объекта человек фокусирует свое внимание на нем, например, на книге в книжном магазине, все остальные объекты, как бы отодвигаются на задний план;
- Объективность — это отнесение объекта к определенной категории, например, круглый, симпатичный, зеленый, длинный, рычащий и т.д. Этот процесс может происходить не сразу, поэтому человеку требуется время, чтобы определить тип объекта. Субъективность влияет на поведение человека — известное всем яйцо не вызывает сомнений и осторожности, тогда как с неизвестным продуктом человек будет осторожен;
- Апперцепция — формирование образа объекта зависит от психического опыта и личностных характеристик человека, т.е. один и тот же объект воспринимается по-разному разными людьми в зависимости от их убеждений, установок, ценностей, потребностей;
- Целостность — это свойство утверждает, что на основе совокупности воспринятых впечатлений изображение всегда воспринимается как единое целое. Один цвет или звук не могут создать его. Движение является важным фактором, например, муха для лягушки не будет восприниматься мухой, если она неподвижна, поэтому она не будет охотиться на нее;
- Структурность — это свойство заключается в том, что восприятие не является суммой отдельных впечатлений, образ рождается из их взаимодействия. Человек, слушающий музыку, не воспринимает каждую ноту отдельно, он слышит мелодию как единое целое;
- Постоянство — это свойство восприятия, которое показывает относительное постоянство окружающих объектов, например, дом, в котором мы живем, сделан из красного кирпича и хорошо виден в течение дня. Ночью цвет кирпичей меняется, но человек точно знает, что это его дом, и не придает значения факту изменения зрительного восприятия;
- Чувствительность указывает на осознание предметов и явлений окружающего мира — видя ложку, человек понимает, для чего она используется, а это значит, что восприятие не является врожденной чертой, а приобретается в процессе жизни человека.
Апперцепция позволяет человеку воспринимать мир объективно
Апперцептивные галлюцинации
Апперцепция в психологии – это не всегда идеальное восприятие. Иногда происходит искажение познания окружающего мира, возникают сопутствующие проблемы, среди которых галлюцинации. В большинстве случаев основной причиной являются психологические отклонения личности.
Апперцептивные галлюцинации представляют собой расстройства восприятия, при котором перед глазами человека всплывают многочисленные образы без реальных объектов. Они различаются по органам чувств, могут быть зрительные, слуховые, тактильные или обонятельные.
Отличительной особенностью апперцептивных галлюцинаций является механизм их возникновения. Несуществующие образы или звуки появляются тогда, когда этого хочет сам человек. Он заставляет испытывать себя эти чувства, получая от сложившейся ситуации наслаждение.
Многие пациенты с диагнозом шизофрения находятся в такой ситуации. В первое время развития заболевания больной заставляет себя испытывать слуховые галлюцинации, которые через время становятся для него реальностью. Он слышит звуки в голове и вокруг себя.
Существуют следующие типы апперцептивных галлюцинаций:
Название | Описание |
Абстрактная фонторемия | У человека отнимают свои собственные мысли, на месте которых появляется чужое восприятие. |
Конкретная | Состояние, которое возникает в результате собственных воспоминаний человека, всплывающих ранее у него в период появления галлюцинаций. |
Существует также классификация апперцептивных галлюцинаций по степени сложности:
Название | Описание |
Элементарные | Простые проявления, среди которых стук, щелчок или вспышка света. |
Простые | Состояние сопровождается единичным нарушением восприятия. Например, человеку кажется, что он слышит запах цветов. |
Сложные | Галлюцинации проявляются комплексными расстройствами. Больной отчетливо видит несуществующего объекта, чувствует его прикосновения и слышит. |
Сценоподобные | Галлюцинации в этом состоянии меняют полностью всю окружающую обстановку. Часто сценоподобные расстройства сопровождаются помутнением сознания. |
Учитывая также особенные условия возникновения, апперцептивные галлюцинации классифицируют на гипнагогические, функциональные, психогенные и возникающие при сенсорной депривации.
Законы и факторы
Факторы, законы и эффекты:
- Фактор замкнутости. Человек лучше воспринимает замкнутые фигуры.
- Фактор «общая судьба». Предметы объединяются зависимо от происходящих изменений.
- Закон «хорошего продолжения». Восприятие протекает по линии, искривленной меньше других.
- Фактор группировки без остатка. Предметы делятся на отдельные группы.
- Эффект сходства. Предметы группируются по цветам, размерам, форме.
- Эффект близости. Находящиеся рядом фигуры объединяются.
Шесть основных законов восприятия вывел М. Вертгеймер — основатель гештальтпсихологии.
Развитие перцептивных навыков
Большая часть психологов склоняются к тому мнению, что для взаимных отношений и дружеского общения одному человеку достаточно улыбнуться окружающим. Улыбка является одним из важных критериев для развития перцептивных навыков.
При помощи мимики можно получить огромное количество информации о чувствах человека. Если научиться правильно улыбаться и контролировать эмоции, можно значительно улучшить перцептивные навыки.
Методика Экмана помогает максимально точно отличить эмоциональные проявления и научиться развивать способности восприятия. У каждого человека есть определенные зоны, где проявляются основные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, злость). Речь идее про лоб, глаза, рот, подбородок и нос.
Тест для исследования детей
Апперцепция у детей тестируется при помощи специальных исследований, которые подходят для возраста 3-10 лет. Методика в психологии создана ученым Беллаком. В ходе тестирования ребенку показывают различные изображения, на которых нарисованы животные, занятые определенной деятельностью.
Ему необходимо рассказать историю, которая приходит в голову при просматривании этих карточек. Какие животные нарисованы на картинке, что они делают, чем заняты и с кем. После рассказа психолог задает уточняющие вопросы ребенку, чтобы сложилась полноценная картина. Важно во время тестирования изображения детям показывать в определенной последовательности.
Такая методика обследования позволяет выявить у ребенка способности восприятия окружающего мира, а именно:
- существующие потребности и мотивы;
- внутренние конфликты, если они присутствуют;
- страхи, фобии;
- фантазии;
- отношение к сверстникам, методы поведения;
- присутствие защитных механизмов;
- связь с близкими родственниками (брат, сестра, мать, отец, бабушка, дедушка).
Апперцепция помогает осознать, осмыслить, задуматься над происходящей реальностью, используя навыки и знания из прошлого. В случае с детьми эти восприятия необходимо корректировать, чтобы в будущем у них появились правильные понятия об окружающем мире.
Благодаря апперцепции человек наполняется опытом, который в будущей жизни ему пригодится. В психологии явление формируется в зависимости от оценки, которую индивид дает сложившийся ситуации. Итоговое мнение, конечно, будет отличаться от восприятия других людей. Именно поэтому окружающий мир настолько разнообразен для каждого индивида.
Характеристики и свойства
Личность осознает ощущения по единому образу, который формируется из них. Действия осуществляются за счет опыта, знаний из прошлого. Психологи выделяют несколько свойств сознания:
- Вербальное опосредование. С его помощью осуществляется обобщение, абстрагирование индивидуальных свойств предметов.
- Категоризация. Предметы воспринимаются зависимо от обобщенного класса. Черты, присущие отдельным группам переносятся на предметы, которые их составляют.
- Субъективность. Зависимо от разных факторов одинаковые предметы, явления каждый человек воспринимает по-своему.
- Внутренние установки. Мотивы и опыт подсказывают человеку, как воспринимать, чувствовать, реагировать на явления, субъекты.
Последнее свойства — апперцепция. Любые действия, объекты человек воспринимает в соответствии с прошлыми знаниями, впечатлениями. Апперцептивные впечатления характеризуются большой активностью, излишней напряженностью. С помощью апперцептивного восприятия люди воспринимают наиболее значимые моменты. Этот процесс связан с личными интересами, увлечениями.