Определение локуса контроля Роттера
Что такое локус контроля? Это такое свойство личности, при котором человек объясняет свои успехи и провалы влиянием внешних или внутренних факторов. В переводе с французского locus —местоположение, а contrôle — проверка. В психологии понятие локуса контроля говорит о том, что люди причину всего происходящего ищут либо в окружающей среде (черная полоса, судьба, происки недоброжелателей), либо в своем внутреннем мире. Так они оправдывают все свои действия.
Термин введен в науку Джулианом Роттером. Именно поэтому феномен носит название локуса контроля Роттера. Также его называют когнитивной ориентацией. Он показывает, управляет ли индивид своей собственной жизнью или полагается на обстоятельства.
Формирование локуса контроля
На развитие локуса контроля Роттера влияет несколько факторов:
- особенности личности того или иного человека;
- воспитание;
- исторический момент;
- общество.
В зависимости от них человек развивает в себе пассивную или активную позицию к жизни. В первом случае он считает, что от него ничего не зависит. А во втором, что он все-таки может что-то изменить.
По мнению Джулиана Роттера, какая будет позиция, во многом зависит от того, как часто человека наказывали или хвалили в детстве. Это предположение он выдвинул в 1954 году. Итак, если после совершения каких-либо поступков индивид слышал лишь упреки и унижения, в его сознании появится установка: «Я ничего не могу сделать, у меня нет контроля над происходящим». То же самое происходит, если действия не приносят ожидаемого результата.
Получается, что воспитание играет одну из главных ролей в формировании того или иного типа локуса контроля. Есть 2 примера:
- Ребенок, растущий в авторитарной семье, в которой мама и папа воспитывают его непоследовательно, развивают в себе внешний контроль. Плыть по течению для него — привычка.
- Дети, чьи родители были последовательными в процессе воспитания, всегда возлагают ответственность за свои поступки на себя.
И хотя локус контроля формируется начиная с детства, его можно изменить. Точно так же можно поменять судьбу.
Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрасте
Исследования по определению взаимосвязи между интернальностью и ценностями (включая моральные и материальные) в зрелом и юношеском возрасте проводились неоднократно. Согласно результатам, подростки-респонденты в будущем хотят иметь высокий материальный достаток. Сфера реализации ценностей – увлечения и общественная жизнь.
У людей зрелого возраста вера в Высшие силы более выражена. Это обусловлено наличием внутреннего локуса контроля. Студенты обычно воспринимают религию философски. Обряды они соблюдают редко.
Этапы юношеской, подростковой социализации сопровождаются становлением личностной ценностной сферы. Она развивается под воздействием социального окружения. Человек получает возможность самостоятельно конкретизировать, формировать, изменять или принимать общепринятые ценности. Люди с высокими контрольными баллами понимают и принимают взаимосвязь между общечеловеческими, материальными и духовными ценностями.
Интернальность в психологии позволяет осуществлять социальный и личностный контроль. Этот термин обозначает готовность человека нести ответственность за свои поступки, не уповая при этом на судьбу и обстоятельства. Интерналы быстро адаптируются в социуме и легко налаживают контакт с окружающими.
Виды локус контроля
Как сказано выше, локус контроля делится на внешний и внутренний. Каждый из них имеет свои особенности.
Внешний (экстернальный)
По-другому внешний локус контроля по-другому называется экстернальным. Это состояние, когда человек во всем винит внешние условия. Он считает, что его жизнь заранее кем-то или чем-то предопределена. Поэтому его поступки не изменят ни настоящее, ни будущее. Если у него получилось успешно справиться с задачей — так сложились обстоятельства. А если преследуют неудачи — во всем виноваты звезды.
Человек с внешним локусом контроля не хочет нести ответственность за свои действия. Он перекладывает ее на что угодно. Это могут быть окружающие люди, вселенная, какие-то абстрактные силы и многое другое. Виновники происходящего есть всегда. Такие личности называются экстерналами.
Внутренний (интернальный)
В отличие от внешнего локуса контроля, внутренний или интернальный побуждает людей быть уверенными, что контроль над жизнью принадлежит только им. Если что-то не получается, интерналы ищут причину в себе, а не в обстоятельствах. Они оценивают свое внутреннее состояние, способности. Если они хвалят, то только себя. Себя же они делают объектами критики.
Такой вид локуса контроля Дж. Роттера в психологии называется средним. Человек понимает, что существуют факторы, от влияния которых избавиться он не в силах. И он принимает их. Но при этом ведет достаточно активный образ жизни, не боится брать ответственность, принимать решения. Как говорят, если жизнь дала лимоны, сделайте из них лимонад.
Внимание! На 100% чистых интерналов или экстерналов не существует. В человеке сочетаются оба типа локуса контроля.
В процессе эволюции, по мнению ученых, у женщин лучше развилась экстернальность. Для мужчин же характерен интернальный локус контроля.
Практическая польза:
Знание своего локуса контроля способно дать в руки очень эффективный инструмент для совершенствования, самоанализ, понимание своих сильных и слабых сторон, изменение отношения к происходящему с вами – мощный толчок к личностному росту и развитию.
Иногда достаточно поверхностного анализа, наверняка, пока вы читали данную статью, вам удалось заметить сходство с одним из типов личности.
Преобладание экстернальных черт говорит о необходимости научиться брать на себя ответственность за происходящее, быть проактивнее, видеть свой вклад помимо внешних влияний.
Склонные к интернальности люди должны стремится к пониманию, что невозможно держать под контролем абсолютно все, тем более не все в этом контроле нуждается, никто не способен все знать и уметь.
Достижение баланса этих черт – залог гармоничного развития личности.
Типы людей
По мнению психологов, самооценка человека находится в тесной зависимости от его локус контроля. Тот, кто постоянно внутренне себя контролирует, умеет объективно оценивать свои способности и возможности. У него правильное осознание себя как личности. Итак, интерналы и экстерналы. Чем они отличаются друг от друга?
Характеристики интерналов:
- берут ответственность за любое свое действие;
- не зависят от мнения окружающих;
- ценят себя, самодостаточны;
- обладают внутренней гармонией;
- имеют устойчивую психику;
- работают на результат.
Люди с интернальным локусом контроля обычно счастливы, успешны, здоровы. Они относятся к другим доброжелательно. Смотрят на мир через призму позитива.
Те, у кого внешний локус контроля, обладают такими чертами:
- не видят своих ошибок;
- не умеют анализировать промахи и исправлять их;
- постоянно испытывают беспомощность;
- зависят от мнения посторонних людей;
- отличаются неустойчивой психикой;
- прекращают действия при первых неудачах.
Постоянный спутник экстерналов — чувство полной безнадежности. Они не счастливы, испытывают слабость и недомогание, не получают радости от своей жизни. Такие люди проявляют агрессию, подозрительность, тревожность.
Главные отличия экстерналов и интерналов можно вынести в таблицу.
Интернальный локус контроля | Экстернальный локус контроля |
Смотрят в будущее | Постоянно возвращаются в прошлое |
Расценивают трудности как дополнительный жизненный опыт, видят в них возможность измениться, стать лучше | Боятся неудач, сторонятся чего-то нового, неизведанного |
В любых обстоятельствах придерживаются собственного мнения | Не способны отстаивать свои взгляды |
Ставят цели, обладают навыками планирования | Безответственны, тянут с решением задач до последнего, не любят планировать |
Много времени уделяют работе, ради нее готовы жертвовать развлечениями и отдыхом | Живут одним днем |
Знают, что будущее будет ярким, насыщенным хорошими событиями, яркими красками | Видят свое будущее неинтересным |
Для интерналов время летит очень быстро, ведь они увлечены своим делом | Время тянется |
Ценят каждую минуту | Не умеют себя организовывать, правильно распоряжаться временем |
Уважают себя как личность. Жду для себя только хорошего, удачи, побед, любви | Не уверены в себе, считают, что в будущем ничего хорошего не получат |
Стоит отметить, что у людей с внешним локусом контроля чаще, чем у других, развиваются психические и соматические патологии. Их жизнь не имеет ни цели, ни смысла.
Примеры
Внешний локус контроля заставляет человека считать, что всё хорошее и плохое происходит в его жизни благодаря внешним обстоятельствам. К примеру, он может давать происходящим с ним событиям такие объяснения:
- вуз окончил с плохими оценками, потому что система образования в стране плохая;
- на работу опоздал, потому что на дорогах пробки;
- зарплата низкая, потому что начальство не ценит;
- избавиться от лишнего веса не получается из-за плохой наследственности.
Положительные события он тоже объясняет внешними обстоятельствами. Например, многие студенты считают, что поступили в вуз по чистому везению, да и впоследствии им кажется, что им часто везёт в учёбе. И всё же гораздо чаще экстернальность проявляется в том, что человек винит обстоятельства и окружающих в своих неприятностях.
Личности с внутренним локусом контроля считают происходящие с ними события собственными достижениями или провалами. Обычно их объяснения выглядят следующим образом:
- учился не очень старательно, поэтому и оценки плохие;
- на работу опоздал, потому что очень поздно выехал;
- зарплата низкая, потому что не хватает квалификации для повышения в должности;
- лишний вес не получается сбросить из-за неправильных пищевых привычек и нежелания заниматься спортом.
Разумеется, и положительные события личности с внутренним локусом контроля записывают в собственные заслуги. Хорошее образование, дисциплинированность, стройная фигура, высокие доходы и прочее они считают исключительно личными достижениями. В общении такие люди более приятны, поскольку всегда уверены в себе и практически никогда не источают негатив.
Зрелость личности
Внутренний локус контроля в психологии — это свойство зрелого человека. Ему не интересно, что о нем думают другие люди. Он дает объективную, а не субъективную оценку своим способностям, возможностям. Но в этом случае сложно не впадать в крайности.
Чтобы придерживаться золотой середины, ставьте те цели, которые точно сможете достичь. Не пытайтесь изменить неподвластные вам обстоятельства. Иначе вы гарантированно испытаете разочарование, депрессию, апатию. И еще один совет — анализируйте окружающую обстановку. Если видите нестабильность, не стройте далеко идущие планы.
Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена
Интернальность в психологии – это своего рода личностное развитие.
Понять психологический феномен помогают следующие методологические подходы:
- Наблюдение. Метод основывается на сборе информации посредством систематического, целенаправленного и непосредственного восприятия. В ходе наблюдения за испытуемым необходимо регистрировать психологические и социальные явления (включая деятельность и факты поведения).
- Эксперимент. В этом случае исследователи должны вмешаться в деятельность испытуемых более активно. Психолог наблюдает за действиями и констатирует психологические и социальные явления.
- Опрос. Испытуемые должны дать ответы на конкретные вопросы устно или письменно. Во время проведения тестирования важно установить личный контакт.
После опроса специалисты приступают к анализу деятельности. По результатам тестирования осуществляется посредственное изучение психологических и социальных явлений.
Методика изучения
Еще в 1966 году Джулиан Роттер разработал методику, позволяющую оценить локус контроля человека. Многие психологи пытались видоизменить тест. Сегодня чаще всего используется классический вариант и модификация О. П. Елисеева «Когнитивная ориентация».
Шкала «Локус контроля»
Помогает выяснить, кем является человек — интерналом или экстерналом. Также показывает, насколько он готов видеть себя, оценивать свою роль, успехи и промахи в той или иной сфере.
Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера содержит 44 вопроса. Нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть его.
- Построение карьеры зависит от удачливости, а не от стараний самого человека.
- Разводы — следствие того, что партнеры или не хотят, или не умеют идти на компромисс.
- Болеют все. Это нельзя предотвратить или предсказать.
- Холодные, бесчувственные люди всегда одиноки.
- Я смогу реализовать все свои желания, если мне будет сопутствовать удача.
- Симпатию завоевать невозможно. Ты человеку нравишься или нет.
- Брак зависит от денег и влияния родителей так же, как и от самих супругов.
- Я часто думаю о том, что ничего не могу изменить в своей же жизни.
- Компания будет развиваться, если все решения принимает руководитель, не полагаясь при этом на мнение подчиненных.
- Когда я учился в школе, моя успеваемость зависела не от меня, а от внешних факторов, в том числе и настроения учителя.
- Я уверен, что смогу осуществить задуманное.
- Что смогу добиться желаемого, осуществить все свои планы.
- Лучше вести здоровый образ жизни, чем ходить по врачам и пить таблетки.
- Если партнеры не сошлись характерами, нужно расходиться. Здесь ничего не изменишь.
- Мои усилия и вложения в дело всегда оценивают по достоинству.
- То, каким будет будущее у детей, зависит от того, как их воспитывали родители.
- Счастливых и несчастливых случаев не существует, равно как и судьбы.
- В этой жизни от меня мало что зависит, поэтому я не строю планы.
- Во время обучения в школе мои оценки зависели от моей же подготовки к уроку.
- При ссорах в семье считаю виноватым себя, а не партнера.
- Большая часть окружающих меня людей плывет по течению, сдается судьбе.
- Мне нравится, когда сотрудники наравне с руководителем могут принимать решения.
- Мои болезни не являются следствием моего образа жизни.
- Промахи и провалы — результат неудачного стечения обстоятельств.
- Плохой руководитель — вина сотрудников.
- Я думаю, что не в силах изменить отношения в семье.
- Стоит только захотеть, и я смогу завоевать симпатию абсолютно любого человека.
- Будущая жизнь ребенка зависит не столько от воспитания, сколько от влияния каких-либо внешних факторов.
- Ответственность за все, что со мной происходит, лежит исключительно на мне.
- Часто я не понимаю, почему руководитель поступил так, а не иначе.
- Люди, которые не могут построить карьеру, сами в этом виноваты.
- Я умею добиваться от окружающих, в том числе и членов семьи, того, что мне нужно.
- В моих неудачах виноваты окружающие.
- Тщательный уход за ребенком — защита от многих болезней.
- Если мне сложно, я жду, пока проблемы решатся сами по себе.
- Успех — это не везение и не стечение обстоятельств. Это долгая, упорная работа над собой.
- То, насколько счастливой будет моя семья, зависит только от меня самого.
- Я искренне не понимаю, почему кому-то нравлюсь, а кому-то нет.
- Я никогда и никого не прошу о помощи. Всегда рассчитываю на свои силы.
- Часто вклад человека в то или иное дело остается недооцененным.
- Зачастую семейные проблемы решить нельзя, даже если сильно захотеть этого.
- Ответственность за нераскрытый потенциал и неразвитые способности лежит на самом человеке.
- Большинство моих побед — заслуга окружающих.
- Практически во всех своих неудачах виноват я, моя лень или отсутствие знаний.
Расшифровка результатов зависит от того, сколько ваших ответов совпало с ответами в ключе. Всего рассматривается 6 сфер жизни:
- Общая интернальность. Засчитывайте по 1 баллу, если вы ответили «Да» на такие вопросы: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44. «Нет» — 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
- Достижения. «Да» — 12, 15, 27, 32, 36, 37. «Нет» — 1, 5, 6, 14, 26, 43.
- Область неудач. «Да» — 2, 4, 20, 31, 42, 44. «Нет» — 7, 24, 33, 38, 40, 41.
- Семейная жизнь. «Да» — 2, 16, 20, 32, 37. «Нет» — 7, 14, 26, 28, 41.
- Работа. «Да» — 19, 22, 25, 42. «Нет» — 1, 9, 10, 30.
- Сфера здоровья. «Да» — 13, 34. «Нет» — 3, 23.
В первую очередь нужно оценить результаты общей интернальности. Если у вас 33-34 балла, то в вас преобладает интернальный тип личности. Если от 0 до 11 — преобладает экстернальный локус контроля. Если же у вас получилось 12-32 балла, можно говорить о смешанном типе.
Что касается остальных сфер, то высокие оценки говорят о том, что человек готов брать на себя ответственность за свою жизнь, активно действовать. Низкие баллы, наоборот, символизируют людей, которые привыкли занимать пассивную позицию. Они всегда перекладывают ответственность на окружающих людей. Причем «винят» их и в победах, и в поражениях.
«Когнитивная ориентация»
Как и предыдущее тестирование, помогает определить, какой у вас локус контроля: экстернальный или интернальный. Здесь 29 пунктов. В каждом из них нужно выбрать одно из двух приведенных утверждений. Они обозначены буквами «а» и «б».
№ | А | Б |
1 | Дети сталкиваются с трудностями при слишком строгом воспитании | С детьми случаются неприятности, если родители проявляют чрезмерную мягкость |
2 | Все трудности — следствия неудач | В своих проблемах человек виноват сам |
3 | Аморальные поступки совершают потому, что люди закрывают на них глаза | Даже если попытаться искоренить аморальность, она все равно будет проявляться |
4 | В итоге человек получит вознаграждение за все свои действия | В большинстве случаев никто так и не признает заслуги и достижения того или иного человека |
5 | Успеваемость никак не зависит от предвзятости учителя | Ученики не понимают, что их оценка во многом зависит от того, как сложились обстоятельства |
6 | Успех руководителя компании определяется внешними обстоятельствами. | Будет человек хорошим или плохим руководителем, зависит от него самого |
7 | Понравиться всем вокруг не получится | Если вы не вызвали у кого-то симпатию, значит не умеете общаться с людьми |
8 | Характер и поведение изменить нельзя. Они на 100% зависят от наследственности | Характер и поведение определяются жизненным опытом |
9 | Все зависит от того, что предначертано судьбой | Вместо того, чтобы полагаться на судьбу, нужно активно действовать |
10 | Хорошему сотруднику не страшна дотошная проверка | Проверку с пристрастием не выдержит даже самый опытный, подготовленный работник |
11 | Успех — результат тяжелой повседневной работы | Успех — стечение обстоятельств |
12 | Каждый из нас может повлиять на судьбу государства. | Граждане никак не смогут изменить решение властей |
13 | Я уверен в себе, своих целях, планах | Я не строю планы, потому что не знаю, как сложатся обстоятельства. От меня мало что зависит |
14 | В мире есть много плохих людей | В каждом человеке можно найти что-то хорошее |
15 | Осуществление моих желаний напрямую зависит от того, сколько я приложил усилий | Чтобы определиться с желаниями и целями, я бросаю монетку или полагаюсь на милость судьбы |
16 | Стать руководителем просто так нельзя. Тут нужно везение | Руководителями становятся те люди, которые имеют способность управлять большим количеством подчиненных |
17 | Человек не может повлиять на ход мировых событий | Люди должны активно участвовать в общественной жизни, поскольку это — возможность изменить мир |
18 | Многие не понимают, что их жизнь зависит от стечения обстоятельств | Везения нет, стечения обстоятельств тоже |
19 | Важно признавать ошибки | Свои ошибки лучше скрывать |
20 | Понять, симпатичны вы человеку на самом деле или нет, сложно | От нас самих зависит наш круг общения. Нужно учиться находить общий язык с окружающими |
21 | Черная полоса обычно сменяется белой | Человек должен сам нести ответственность за неудачи. Пока он не исправит ошибки, неудачи будут повторяться |
22 | Людям под силу сделать общество менее черствым, бездушным | Формализм и бездушие устранить невозможно |
23 | Часто мне не понятно, за что руководитель выдал премию одному из сотрудников | Премия — вознаграждение за хорошую работу, за то, что человек приложил максимум усилий |
24 | Хороший руководитель дает подчиненным свободу действий | Хороший руководитель объяснит каждому сотруднику, какие на него возложены обязанности |
25 | Я не могу влиять на свою жизнь, я бессилен | Случайностей и судьбы не существует. Все зависит только от меня |
26 | Люди одиноки, потому что сами не проявляют дружелюбия к окружающим | Не стоит пытаться вызвать у кого-то симпатию. Ты или понравился человеку, или нет |
27 | Характер определяется силой воли | Характер во многом зависит от коллектива, общества |
28 | Я сам создаю свою жизнь | Мне кажется, что я не контролирую то, что со мной происходит |
29 | Очень часто я не понимаю действий своего руководителя | Плохое руководство — следствие неправильного поведения сотрудников |
Теперь нужно сравнить свои ответы с теми, что приведены в таблице. За каждое совпадение засчитайте один балл. Ключ к интерпретации результатов:
- У вас экстернальный локус контроля, если вы ответили так: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.
- Вы интернал, если ваши ответы выглядят так: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.
Максимальное количество баллов 23. 6 вопросов считаются фоновыми.
Характеристики интернальности, примеры
А. М. Эткинд, С. А Голынкина и Е. Ф. Бажин разработали методику УСК, которая получила широкое распространение. Она отличается от «Шкалы экстремальности и интернальности», разработанной ДЖ. Роттером в 1965 г.
Для интерналов характерен локус контроля. Его можно считать универсальным признаком, проявляющимся в разной степени в зависимости от ситуации и событий. Локальный тип контроля помогает понять, как будет реагировать индивид на неудачи в различных сферах достижений.
Шкалы исследований в области:
- здоровья и болезней;
- межличностных отношений;
- производственных отношений;
- неудач;
- семейных отношений;
- достижений.
О степени личностного развития можно по показателям шкалы.
В области достижений
Интернальность в психологии – это интегральная характеристика личности. Были проведены исследования, в которых приняли участие 100 человек. В области достижений интернальность отмечается у 33 %. Высокие показатели свидетельствуют о способности людей идти к цели. Они могут адекватно оценивать собственные возможности и варьировать степень контроля над положительными эмоционально событиями.
Низкие показатели указывают на раздражительность, несдержанность. 67 % испытуемых не способны самостоятельно выполнить сложное или не интересное поручение. Их должны мотивировать на это окружающие. Люди, получившие низкий результат, осознают собственную беспомощность. Специалисты иногда связывают это с детским возрастом. Необходимость организация работы и собственной жизни может быть ослаблена в виду длительного нахождения в интернатах или реабилитационных центрах.
В области неудач
У 13% испытуемых обнаруживается интернальность в сфере неудач. Высокие показатели указывают на способность людей контролировать ситуацию и степень ответственности за свои действия. Интерналы не привыкли жаловаться на судьбу, они реально оценивают собственные силы.
Низкие показатели свидетельствует о желании испытуемых ориентироваться на внешний контроль. Защитная реакция в этом случае у человека вырабатывается своевременно. Испытуемые, получившие низкий количественный показатель, обычно морально неустойчивы. Их эмоционально-волевые качества развиты частично. Человек не может нести ответственность за свои поступки и старается переложить вину за неудачи на окружающих.
В семейных отношениях
Тесты, которые были проведены на интернальность в сфере семейных отношений, позволяют судить о наличии или отсутствии у человека чувства ответственности за атмосферу в семье.
Высокие показатели указывают, что для 7% испытуемых семья – первичная модель, благодаря которой были образованы:
- стиль отношения друг к другу;
- поведенческие реакции;
- женские и мужские качества (включая представления об эталонах и идеалах).
Подростки переносят определенные образцы взаимодействия с родителями, братьями и сестрами во взрослую жизнь. Если в семье микроклимат благоприятный, то молодые люди правильно понимают, как нужно вести себя с супругами и детьми. Их семейно-бытовые отношения выстраиваются правильно, все обязанности и права соблюдены.
Низкие показатели были выявлены у воспитанников интернатов или у детей, длительное время находившихся в реабилитационных центрах. Они не понимают, как нужно вести себя с супругом/супругой. Понимание функций женщины и мужчины в обществе для них недоступно. Также нарушен процесс формирования сексуальной самоидентификации.
В области производственных отношений
Интернальность в психологии включает в себя несколько понятий. Это суверенность, субъектность и ответственность. Тестирование позволяет выявить степень контроля, который человек осуществляет над собой в условиях производства. Высокие показатели указывают на способность давать оценку отношениям с коллегами и руководством.
Интерналы отвечают за свои действия. Им обеспечен успех в учебной деятельности и работе. Чаще всего эти люди профессионально самоопределены с юного возраста: они четко знают, в какое учебное заведение будут поступать, какое образование желают получить. Обычно тесты на интернальность в производственных отношениях проводят среди подростков. Крупные компании на этапе оформления могут потребовать от соискателя пройти психологическое тестирование.
В области межличностных отношений
Тестирование на межличностные отношения проводится с целью определения интернальности. Оно помогает выявить степень ответственности испытуемого, его возможности и желания выстраивать отношения с окружающими. Высокие результаты получили 33 человека из 100 испытуемых.
Низкий контрольный балл указывает на отсутствие умения у людей овладевать своими поступками, настроением и поведением. Чаще всего этот показатель выявляется у человека, который в детском и подростковом возрасте испытывал дефицит адекватного общения. Агрессивно-негативная позиция по отношению к окружающим становится устойчивой. Люди не способны выстраивать адекватные и конструктивные взаимоотношения с коллегами, членами семьи.
В отношении здоровья и болезни
Интернальность в психологии – это локус контроля. Тестирование проводится с целью выявления степени ответственности испытуемого за собственное самочувствие и здоровье. Высокие показатели получили люди, полностью берущие ответственность за свою жизнь. Основной причинной развития болезни они считают собственные действия, а не влияние факторов и окружающих. Интерналы уверены, что скорость выздоровления напрямую зависит от их действий.
Люди, получившие низкие контрольные показатели, больше надеются на случай, судьбу, врачей и не предпринимают никаких действий к улучшению собственного самочувствия. Интерналы более перспективны: они стараются охватить обширную зону будущего и настоящего.
Для этих людей характерно проявление когнитивной активности. Они выясняют причину, характер и схему лечения той или иной болезни. В трудных ситуациях интерналы ведут себя продуктивно и последовательно. Человек нередко принимает решения, сопряженные с риском.