Что делать, если ваш ребенок ворует: советы социального работника

: Время прочтения:

Ей дают деньги на карманные расходы, но она попалась, когда проверяла кошельки у одноклассников. Почему подростки воруют и что с этим делать — рассказывает психолог Вера Медведева.

На приеме девочка тринадцати лет, которая недавно перешла в другую школу. Видеокамеры зафиксировали, как девочка зашла в пустой класс и вытащила деньги из нескольких ранцев. Семья обеспеченная. Папа — начальник производства, мама — экономист. Девочке ни в чем не отказывают, дают карманные деньги, причем сумма в кошельке у нее обычно больше той, что она украла. Папа и мама не могут понять, почему это произошло. Когда девочку спрашивают, почему она это сделала, она говорит: «Я думала, что это никто не заметит».

Поймали ребенка на лжи — не устраивайте скандал

Способность к вранью проявляется у ребенка одновременно с умением правильно и связно говорить, к 3-м — 4-м годам. При этом следует помнить, в этом возрасте ложь малыша связана с проверкой границ дозволенного и познанием окружающего мира. В дошкольном и подростковом возрасте дети прибегают к неправде осознанно, если хотят выделиться на фоне одноклассников, избежать насмешек со стороны сверстников, уйти от заслуженной кары. Если подростка поймали на лжи, прежде всего, следует сохранять спокойствие духа. Необходимо понять, какие причины и обстоятельства им двигали, какие страхи и проблемы он испытывает. Не торопитесь с наказанием, проведите ревизию своих отношений с отпрыском.

  • Доверительные отношения с ребенком — залог успеха и самый эффективный путь для исправления ситуации. Здесь поможет введение практики бесед и активного слушания.
  • Если подросток не хочет делиться личными секретами, уважайте его выбор, не давите. Придет время, он это оценит и, возможно, поделится своими секретами.
  • Не провоцируйте ложь вопросами с заранее известными ответами, например: «Ты подготовил реферат?», «Ты закончил домашнюю работу?». Подросток начнет выкручиваться, что почти все сделал, или еще есть время для этого, или просто соврет. Замените такие вопросы фразами, начиная их словами «Я заметила…» и предложите помощь. Скажите: «Я заметила, что ты не окончил реферат. Тебе помочь?»
  • Снизьте гиперопеку ребенка. Тотальный контроль может привести к утаиванию от родителей реальной картины жизни, дабы избежать разбирательств и обвинений со стороны взрослых. Установите для каждого действия правила, которые должны соблюдать все члены семьи. Если подросток, например, задерживается и не успевает вернуться к определенному часу, то установите правило — обязательно звонить домой. Никто не выполнит домашние обязанности, если ребенок, на которого они возложены, поленился или не нашел время. Не жалейте его, иначе он придумает тысячу причин для отказа от работы, зная, что его заменят. Зная строгость установленных правил, отпрыску не придется прибегать ко лжи, ведь это не поможет. Естественно, это не касается случая недомогания или болезни.
  • Низкая самооценка ребенка также может быть причиной лжи. Объясните, что любовь родителей к нему является безусловной, не зависящей от его достижений и успехов. И примите меры для повышения его самооценки. Подростковый возраст лучше переживается при наличии увлечений и хобби.
  • Сами не лицемерьте и не лгите дома, постарайтесь подавать личный пример правдивости. Помните, ребенок копирует образ жизни родителей. И если уж он стал свидетелем неправды из ваших уст, то объясните, почему в данном случае говорите неправду.

Придумайте наказание, которое предполагает позитивные действия

Не стоит наказывать ребенка физически или пытаться его пристыдить – это только вызовет гнев и дискомфорт. Сфокусируйтесь на том, чтобы наказание было связано с позитивными действиями. Это поможет подростку лучше осознать то, какой вред наносит воровство отношениям с окружающими, и начать лучше ценить честность. К примеру, если ребенок украл деньги из вашей сумки, пусть он вернет все украденное – он может подрабатывать или делать домашние дела, чтобы отработать эту сумму. Выполняя дополнительную работу по дому, проще осознать последствия совершенных действий, поэтому такой способ наказания оказывается очень действенным и при этом приносит пользу.

Никто не узнает телеведущую Екатерину Андрееву в новом наряде (фото)

«Оставляйте чаевые курьерам»: как поддержать малый бизнес во время COVID 19?

Частное мнение: особенности ходовой модели «Порше» Gran Turismo Sport

Причины детского воровства

Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около 19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.

Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…

Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.

Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе. При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс. А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

На наших тренингах ребята учатся преодолевать стресс и регулировать свои эмоции.

Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Почему дети воруют?

Психологический аспект: почему дети воруют у родителей деньги? Причин много и большинство из них с точки зрения детского самосознания вполне оправданы:

Ребенок способен украсть из добрых побуждений. Он хочет сделать подарок близкому человеку или другу, а возможностей совершить покупку самостоятельно у него нет. Желание порадовать близких пересиливает понимание совершить нехороший поступок. В детском возрасте моральные устои слабые, а желания довольно сильные. Когда возникает непреодолимое желание что-то получить и с ним невозможно бороться. Хочется шоколадку — положил ее в карман, нужна игрушка, потихоньку спрятал под свитер и так далее. Малыш может купить нужную (казалось бы) ему вещь, если он заранее продумал ситуацию и взял деньги у родителей «взаймы». Когда ребенок ворует в магазине, советы психолога объясняют такое поведение невозможностью контроля свои желания. Понимание неправильного поведения уже есть, а контроль за ним отсутствует. Он формируется полностью к 20-ти годам, тогда и возникают серьезные проблемы с подростками. Желание получить знаковую вещь. Это может быть то, что есть у сверстников, играющих не последнюю роль в детском коллективе. Например, айфон или наушники, стильная одежда. Обычно так поступают подростки, у которых самооценка занижена. Он не понимает, что новая вещь не даст ему никаких преимуществ. Ребенок считает, что если у него в карманах «водятся» деньги, то это повышает его авторитет. Вокруг него собирается группа ребят, которые готовы воспользоваться возможностью получить наличные Но нужно понимать, что это не друзья, а авторитет не покупается, а зарабатывается соответствующим поведением.

Возможность привлечь внимание к собственной персоне

При отсутствии внимания и понимания родителей и близких чадо может попытаться вернуть их расположение столь неблаговидным методом Ему неважно, что реакции на поступок будет отрицательной. Главное, чтобы она была

Родителям достаточно пересмотреть свое отношение и побеседовать с дочкой или сыном, чтобы изменить ситуацию. Ребенок пошел на этот шаг, чтобы привлечь внимание. Кража может быть разовой, если положение в семье изменится. Отсутствие понимания ценности денег и той роли, которую они выполняют. Дети не всегда знают, какой ценой и с какими усилиями зарабатываются деньги и разговоры тут не помогут. Нужно ограничить траты дочери или сына или предложить им подработать в свободное время, чтобы они затратили усилия и пришло осознание, что деньги «не сыплются с неба». Подражание друзьям. В компании сверстников ребенку хочется выглядеть «на высоте» и он подчиняется законам стаи. Если воруют остальные, то почему не попробовать и мне? Его поведение основывается на постулатах:

  • так поступают мои друзья, которых я уважаю;
  • я знаю, что ответственность за совершенное поделят между мной и остальными;
  • я смелый и друзья не ошибаются в моей преданности.

Кража иногда используется как вариант мести. Чтобы наказать сверстника, который нанес серьезную обиду, его нужно лишить его ценной вещи, которой он особенно дорожит.

«Не раз угрожал нам, что убьет»

Ирина из города на юге Беларуси говорит, что тоже боится своего сына. Ее Саше нет и 14 лет. В таком возрасте даже за самые тяжкие правонарушения не бывает уголовной ответственности. Его не отдадут под суд, не направят в спецучилище для проблемных подростков, а тем более в детскую колонию. Он остается в семье.

«Я боюсь и за себя, и за дочь, – говорит Ирина. – Саша не раз угрожал нам, что убьет. Меня, например, бил ногой в живот. Крутил руки, пальцы.

Я переживаю, что в лучшем случае он попадет за решетку, а в худшем его однажды найдут убитым. В школу он почти не ходит, а если там появляется, то для того, чтобы в очередной раз кого-то обидеть.

Кто-то дал ему баллончик, он поджег его спичкой и сжег маленькому мальчику волосы. Он никак не реагирует на замечания. Только смеется.

Может забрать у нас деньги. Когда спрашиваю у него: “Зачем, у тебя же все есть?” – слышу ответ: “Мы с пацанами хотели что-то купить”. Возможно, это наркотики. Однажды он уже пришел домой утром, неизвестно где проведя ночь, в наркотическом состоянии, с расширенными зрачками. Вел себя очень странно – сам с собой разговаривал, сам себе смеялся. Я боюсь и за него, и за нас».

Как говорит Ирина, в своих многочисленных походах на комиссии по делам несовершеннолетних она слышала о самых разных случаях с «трудными подростками»: вот 14-летний подросток изнасиловал 11-летнего мальчика, вот группа девушек такого же возраста цинично и жестоко расправилась с бывшими подругами за то, что те «посмели» их обидеть. Избивали руками и ногами, плевали в лицо, заставляли есть землю, имитировать половые акты. А пытки животных – это для милиции уже вообще рутина.

В соседней России звучат предложения, чтобы снизить возраст судебной ответственности. Ирина ничего хорошего в этом не видит – в стране не создана система исправления и реабилитации детей, совершивших преступления.

«Даже если и снизить этот критерий и посадить всех малолетних правонарушителей за решетку, это не решит проблему. Такие дети только станут заложниками тюремной системы и не смогут уже никогда вернуться к нормальной жизни».

Почему подростки воруют?

В Новосибирске участились случаи воровства в магазинах среди студентов. Почему это происходит, чем это грозит подросткам и что должно делать государство? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, корреспондент ЧС-ИНФО присоединилась к «рейду» комиссии по делам несовершеннолетних и вместе с полицией и общественниками встретилась с первокурсниками.

«Участились случаи, когда именно студенты-первокурсники совершают кражи в магазинах», — рассказала ЧС-ИНФО начальник отдела по делам молодежи культуры и спорта Октябрьского района Новосибирска Марина Остреинова.

По какой причине подростки идут на воровство, сказать трудно. Оправдывая себя, студенты говорят, что у них нет денег, и они просто хотят есть. Однако воруют в основном разную «мелочь», например, наушники для телефона. А это не очень похоже на кражу от голода.

«Либо они не знают, где попросить помощи, либо это чувство безнаказанности», — поясняет Марина Остреинова и добавляет, что студенты в сложном материальном положении всегда могут обратиться в социальные службы или попросить материальную поддержку в своем учебном заведении. Также существуют возможности трудоустройства для несовершеннолетних (найти такую работу можно через Центр занятости населения).

По информации полиции, случаи участились именно в этом сентябре. Как правило, «попадаются» несовершеннолетние, которые недавно поступили в учебные заведения Новосибирска, в основном приезжие из других населенных пунктов. Чаще всего воруют подростки в крупных торговых и больших гипермаркетах, например, в «Ашане».

В мелких хищениях были замечены студенты Новосибирского химико-технологического колледжа, автотранспортного колледжа, Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), Новосибирского государственного аграрного, архитектурного (Сибстрин) и педагогического университетов.

По инициативе Комиссии по делам несовершеннолетних Октябрьского района для профилактики таких правонарушений был организован «рейд» по учебным заведениям, в котором и приняла участие корреспондент ЧС-ИНФО. Беседы проводились с первокурсниками. Более взрослые студенты уже не относятся к КДН, и их в случае подобного проступка будут судить.

«Мало кто задумывается о последствиях таких проступков, — рассказала на встрече Марина Остреинова. — А ведь это не только штраф и постановка на учет на полгода. Подобным проступком вы можете перечеркнуть свою будущую карьеру». И действительно, с записью о таком правонарушении попасть на работу в государственные органы будет проблематично.

«Многие считают, что по истечении полугода дело уходит в архив, — пояснил студентам юрист общественной организации «Вектор» Андрей Андреев. — Раньше так и было. Но сейчас есть компьютер. Делается запрос в базу, и о любом вашем правонарушении можно узнать через сколько угодно лет. Поэтому при поступлении на государственную службу, если вы забудете указать в анкете, что когда-то привлекались к административной ответственности, это всё равно выяснится, и получится, будто вы пытались ввести будущего работодателя в заблуждение».

Беседы прошли во всех учебных заведениях, студенты которых были уличены в мелких хищениях. Активнее всего оказались учащиеся автотранспортного колледжа. Их вопросы касались в основном поведения охранников магазинов и полицейских. Андрей Андреев отметил, что любые попытки досмотра охранниками магазина противозаконны. В случае задержания несовершеннолетнего об этом должны незамедлительно сообщить его родителям, а также вызвать полицию. Допрос подростка старше 14 лет можно проводить только в присутствии родителей или психолога. Ни при каких обстоятельствах нельзя платить штраф прямо в магазине. Кроме того, юрист напомнил, что случаются ситуации, когда покупатель и вовсе ни в чем не виноват. «Бывает, что вы случайно положили вещь в карман и забыли расплатиться. Если вы еще не вышли из магазина, вас нельзя обвинить в правонарушении», — объяснил он.

Но что же делать, чтобы уменьшить число правонарушений среди студентов? «Мы стараемся воспитывать творческую, гармоничную личность, — рассказал ЧС-ИНФО начальник отдела по воспитательной работе СибГУТИ Николай Шушарин. — Для этого регулярно организуется множество внеучебных мероприятий. Например, конкурсы талантов». В университете надеются, что регулярное участие студентов в культурных мероприятиях положительно скажется, в том числе, и на их общественном самосознании. А мероприятия по повышению правовой грамотности, такие как этот рейд, должны помочь первокурсникам не допускать ошибок, которые могут привести к серьезным последствиям.

Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям

— Было ли для вас все это неожиданностью? Я часто вижу мнение: «Надо заниматься ребенком, читать книги, водить в походы, и тогда он не будет зависим от компьютера». Вы можете сказать, что не занимались сыном?

— Мы занимались, у нас хорошая компания. Создавали обогащенную среду, у ребенка была культурная нагрузка. Накануне этих событий катались на великах, купили шашлык, устроили пикник в лесу, болтали. Все признаки нормального контакта были. При этом со школьной программой он справлялся легко, и время оставалось. Эти два пласта реальности вполне между собой сосуществовали — были тревожные сигналы, и были сигналы здоровые.

Тревожные сигналы я почему-то прозевал. Например, я многое списывал на подростковый период, все эти выплески агрессивные. Это сейчас я знаю, что в 11 лет этого быть еще не должно.

«Меня дважды выгоняли из школы, но я играл по 16 часов в день». Можно ли бросить видеоигры раз и навсегда

Мы по итогам достижений сына даже собрали игровой компьютер. Думал, может, я чего-то не понимаю, может, киберспорт — это будущее моего сына. Пусть тогда это будет сложноорганизованная деятельность. Я пригласил профессионального геймера, чтобы он помог со стратегией и командой. Но сына в это время интересовала уже не столько игра, сколько азартная деятельность. Он уже вляпался в зависимость от игры на деньги, был втянут в более серьезные вещи.

— То есть вы пошли по пути не запретить, а возглавить революцию?

— Конечно. Дети сейчас мечтают о киберспорте. Но это очень сложная работа. Я хотел, чтобы он прочувствовал, что это реальные нагрузки, целеполагание, лидерские качества, это определенный режим работы внимания.

Был еще сигнал. У него был простенький комп в комнате. Вроде бы мы следили, чтобы он за ним не сидел. Оказалось, что он ночами смотрел там фильмы, переписывался. А мы потом утром почему-то не могли разбудить ребенка. В школе он начал спать на уроках.

Должен быть режим, потому что формируется организм, сложные нейронные структуры, нейронные ансамбли — это все очень влияет на формирование функций внимания.

— Вы писали, что стали общаться с родителями других детей. И они вам рассказывали про игровую зависимость. Что именно?

— Например, когда старший брат говорит: «Если вы мне не будете давать играть, я буду бить младшую сестру». Рассказывали, как дети обзываются и матерятся: «Вы самые плохие родители». Постоянные порывы агрессии. Отсутствие контроля времени. Ребенок ничего не хочет, кроме игр.

Иногда говорят: «Пусть играет, наиграется». Не наиграется. Зависимость ненасыщаема — сколько бы ни играл, все мало. Родители понимают, что постоянно возвращаются к разговорам про телефон, к скандалам про телефон, к попытке ограничить, проконтролировать.

Отец и мать по большому счету имеют право на благодарность от ребенка, на «спасибо», на хорошо проведенное время. Когда что бы ты ни сделал, ты всегда виноват — это ненормально.

Ты стараешься сделать одно, другое, третье, создать обогащенную среду, а ребенку ничего не нравится. «Мне ничего не нравится, дайте телефон, и все», — это уже признак зависимости. Возникают проблемы с мотивацией, контактом, доверием. Все фокусируется вокруг одной темы.

Обычно если увлечение ребенка созидательное, то улучшается дисциплина, он больше успевает в других местах, появляется собранность, зрелость. А тут — отрешенное лицо. Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям: «Ты меня не пробьешь, ты ничего обо мне не знаешь, ты меня не понимаешь».

— Примерно сколько детей, по вашим оценкам, находятся сейчас в таком состоянии?

— По моим ощущениям, не менее 60%.

— Вам известны какие-то креативные попытки родителей бороться с этим? Я, например, знаю историю папы, который тайком платил деньги друзьям-геймерам сына, чтобы они рушили его игру. Ему в конце концов стало неинтересно, перестал играть.

— Да, это в Китае было.

Мама одной девочки, которая очень увлеклась YouTube, предложила дочке не мыть посуду, а снимать ролик, как Маша моет посуду. И девочка включилась: «Сейчас я расскажу своим подписчикам, как мы моем посуду». Вполне себе креативный подход.

Вообще, обычно пытаются просто запретить. Один мальчик сидел в телефоне, увлекся в 12 лет ставками в букмекерских конторах. Папа даже вдохновился: «Это развивает интеллект». После того, как через месяц этой деятельности сын обругал папу матом и закатил ему истерику, тот отобрал телефон и больше не дает.

Мы как родители сталкиваемся с новым явлением, а отношение у нас еще не сформировалось. Гаджет — это не просто игрушка, это как бензопила, условно, это и полезная вещь и опасная. Чтобы ею пользоваться, нужно сначала сформировать определенные навыки. Ребенок их развить самостоятельно пока не может, нужен компетентный взрослый.

Так как же на ребенка воздействовать?

Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует. Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно

Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу

Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс)

Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит

Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.

11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога

Кража бывает совершена единожды, так как ребенок боится потерять любовь и уважение родителей, не хочет слушать бесконечные длинные «проповеди», ему страшно последующее за поступком наказание, не хочет лишиться праздничного подарка и так далее. Но если одна, вторая кража прошли «на ура» и за воровством не последовало наказание, то остановить маленького воришку будет сложно.

Важно знать, не что делать, если обнаружена пропажа, а чего предпринимать категорически нельзя:

  • не действовать угрозами, рассказывая о полиции и тюрьме. Маленький человек понимает, что он поступил нехорошо, но не настолько, чтобы последовало столь страшное наказание;
  • не навешивать ярлыков, который звучит как приговор на всю жизнь: «ты вор» или «ты мошенник», «это не мой сын» и прочее. Несмотря на плохой поступок, родители должны понять его мотивы и встать на сторону ребенка, прежде чем ставить клеймо;
  • не сравнивать его с отрицательными героями или сложными подростками. Чадо чувствует себя плохим и продолжает совершать подобные действия. Ведь если у него такие проблемы, то лучше ему уже не стать. Другой момент – ребенок снова совершает подобный поступок, но уже более изобретательно, чтобы не попасться;
  • не обвинять воришку при свидетелях, будь то школьный друг, учитель, родственник. Это унизительно и приводит к формированию определенного мнения о данной личности впоследствии. Такое поведение вызывает стрессовые ситуации и только понижает самооценку;
  • не вспоминать постоянно старые, оставшиеся в прошлом «подвиги». Ребенок уже прожил и пережил сложившую ситуацию, а ему напоминают о ней вновь, заставляя думать, что он плохой и подталкивая на следующий отрицательный шаг.

Советы психолога, когда ребенок ворует деньги у родителей и воспитательные меры перестают действовать, важны и полезны. Но их нужно не просто выслушать, а применять на практике. И если ситуация зашла в тупик, то в таких вопросах поможет психолог. Например, психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин, который проконсультирует по решению подобной проблемы.

Черно-белый экран и папка на пароле

— У вас есть какие-то идеи, как можно снизить уровень залипания в телефоне?

— Например, покупать игры вместо того, чтобы ребенок играл в бесплатные.

— Неожиданно. Мы против этого боремся, а теперь еще покупать?

— В бесплатном контенте будет реклама, ребенка будут постоянно куда-то затаскивать, он будет кликать. А если вы купили, то производитель получил то, что хотел.

Потом снижать яркость пятна внимания. Вот у вас черно-белый экран, почему?

— Я борюсь с собственной зависимостью от телефона. С таким экраном я реже захожу в соцсети, даже фотографии делать неохота.

— Вот. Хотите дать ребенку посмотреть мультфильм, пусть смотрит в черно-белом варианте. Чтобы не было этого эффекта «Ах, как красиво!» Смартфон слишком яркое пятно в окружающем фоне. Можно сделать пониженную контрастность цветов.

Как сохранить безопасность детей в интернете во время пандемии

Ставьте сразу режим родительской безопасности. Если уж совсем жаба давит, жалко денег на родительский контроль, поставьте папку с паролями в телефоне. Туда складывайте все, что ребенку не нужно для учебы, и снимайте пароль в оговоренное время. Мне на это родители иногда говорят: «Как все это сделать, я даже не знаю пароль от телефона».

Если вы не можете договориться с ребенком о таких мерах, значит, есть серьезные проблемы и, возможно, на некоторое время нужно вообще забрать у ребенка телефон. Но нельзя просто забрать. Нужно провести разъяснительную беседу, объяснить мотивы своих действий, может быть, тогда ребенок согласится на установку ограничений.

— Понятно. То есть образовываться все же родителям придется.

— Да, нужно учиться, требуются специальные навыки. Это повышенной сложности среда, она требует культуры ее использования. Родитель — самое уязвимое и некомпетентное звено в системе игровой индустрии.

Например, чтобы разобраться и потом помогать другим, я прошел программу повышения квалификации на психфаке МГУ «Современные подходы к психотерапии зависимостей». Теперь у меня есть курс для родителей о детской гаджетомании и группа в фейсбуке.

— Если ребенок под видом уроков сидит за компьютером семь часов и непонятно, играет он или программирует — что родителю делать?

— Значит, какая-то ерунда происходит. Ставьте родительский контроль, он позволяет сделать настрой на ряд сайтов, на которые не нужно заходить, также вы будете знать, что делает ребенок.

— И тут, мне кажется, может всплыть вторая проблема после компьютерной беспомощности. Родитель в ситуации зависимости может опасаться что-то ребенку запретить или ограничить его.

— Значит, в семье созависимые, нездоровые отношения. Если ничего не делать, то однажды перед вами может встать непростой выбор — либо вы будете обслуживать зависимость, либо вы должны будете сдать своего ребенка в органы соцопеки.

Если вы чувствуете, что вы не справляетесь, то я рекомендую обращаться за социальной помощью, обращаться к психологам, ходить на группы созависимых.

Не решая проблему, вы обслуживаете зависимость ребенка, не влияете на ребенка, не умеете обеспечить здоровый контроль и выстроить границы, не умеете обсуждать сложные и болезненные темы.

— А какая, по-вашему, главная ошибка родителей?

— Если ты что-то сделал, то получи взамен час игры. Если ты что-то не сделал, я у тебя их отберу. Это неправильно. Формируется сверхценность предмета зависимости. Очень скоро это поведение выйдет из-под контроля, ребенок начнет обманывать, хитрить, юлить и так далее. И это, кстати, неплохой сценарий.

Плохой сценарий, если он будет следовать всем этим инструкциям и будет просто послушно делать то, что вы ему говорите, ради гаджета — так вы делаете из ребенка раба, лишаете его субъектности. Лучше, когда есть степень свободы, сопротивление и бунт, чем когда есть слепое подчинение.

— Бунт тоже может плохо закончиться. Я знаю истории, где дети бросаются на родителей.

— Я знаю, что есть такие эпизоды, когда дети даже бьют родителей, как правило, мам, которые не могут им противостоять. 14–15 лет — это уже крупные подростки, при неконтролируемой агрессии они могут быть опасными. Тут уже надо обращаться за помощью профессиональной.

Работа с зависимостью требует для начала расписаться в своей собственной некомпетентности. Первый шаг: «Я не могу с этим справиться, у меня нет сил, ресурсов и возможностей. Мне нужна внешняя помощь». Внешняя помощь может быть в виде сообщества, книг, группы поддержки, психологов и так далее, органов соцопеки. Есть бесплатные методы работы.

Это не шутки. Психика зависимого человека может начать формироваться в шесть лет. И какое-то время это будет почти незаметно. Но к 10 годам проблемы нарастают как снежный ком. Что будет дальше, во многом зависит от родителей.

Другие опасности

Невозможно защитить детей от всех бед на свете. Опасность может прийти откуда не ждёшь. Чтобы предупредить неприятности, нужно знать круг общения детей. Однако в современном мире и этого мало: сейчас дети общаются в соцсетях, на различных сайтах, и следить за таким общением намного сложнее. Мы все помним шумиху вокруг сообщества «Синий кит», которое призывало подростков совершать самоубийства. Люди на расстоянии влияли на детей, причём нередко — детей благополучных.

Подростки управляемы, и умелые психологи знают, как заставить их либо постоять «на стрёме» во время совершения ограбления, либо сделать закладку наркотиков в нужное место. Наша задача — не быть равнодушными. Мы должны рассказывать об опасностях, отслеживать, с кем общается ребёнок, вновь и вновь делать всё, чтобы не разорвалась ниточка доверия. Я имею в виду не выпытывание тайн, а нормальное общение. Конечно, оно не обезопасит от всего, но даст возможность не растеряться в неожиданной ситуации.

Нам нужно быть бдительными. Есть слепая любовь к детям, которая не задумывается о том, что ребёнок не может расти без ограничений и рамок. Но без контроля и ограничений жизнь ребёнка превратится в хаос, и наша задача эти рамки создать. Ну и, конечно, надо за детей молиться — это главное оружие родителей-христиан.

Протоиерей Георгий Цыганов

«Я тебя породил, я тебе Safe Kids и поставлю»

— Все ли проблемы решает установка программ родительского контроля?

— Родительский контроль — это прекрасная вещь, классная штука. Но к таким программам родитель, как правило, обращается, когда уже столкнулся с проблемой. А у ребенка уже сформировался стереотип поведения с телефоном, появилось самовластие, пренебрежительное отношение к родителям.

Родитель ставит как? Раз, и поставил. Нет мотивационной беседы, нет мягкого входа. Я тебя породил, я тебе Safe Kids и поставлю. В ответ получаем агрессию, негодование и желание хакнуть систему.

Даже когда родитель впервые дает свой телефон ребенку, там уже должен стоять контроль. Тем более, когда у ребенка появляется свой смартфон, ему сразу надо объяснить правила, показать программу и рассказать про ограничения. Но в любом случае, контроль — это лишь часть комплекса мер.

Задача разработчика гаджета — сделать так, чтобы им пользовались больше, чаще, покупали, потребляли контент, смотрели, тыкали. Когда ты только потребитель, а не творец, тогда у тебя определенные проблемы с зависимостью, не ты хозяин.

— А наша родительская задача?

«Ребенок закричал, и вы вернули ему телефон». Можно ли нажать на кнопку и выключить истерику?

— Наша задача — сделать так, чтобы у ребенка было управляемое им же внимание, чтобы у него были свои интересы и цели, чтобы он умел ждать, терпеть, преодолевать и умел получать удовольствие без гаджета в руке. — И как вы решали это в своей семье?

— И как вы решали это в своей семье?

— Поскольку была ситуация, которая угрожала жизни и здоровью ребенка, нанесла материальный ущерб семье, это было основанием, чтобы провести программу реабилитации. Для начала мы все забрали. Когда все отключаешь, сначала происходит сильная ломка, обида, а потом начинает возвращаться живой человек.

Был такой разговор: «Дорогой друг, как долго ты входил в это состояние и дошел до такой точки?» Мы посчитали, что несколько лет, и чтобы выйти, нужен срок не менее года.

Было важно, чтобы продолжались занятия музыкой. Это было условием

Нравится — не нравится, ты это делаешь, это часть программы. У тебя должна быть сложная деятельность, где ты учишься трудиться, чтобы происходило развитие эмоционального интеллекта и всего остального.

Дальше нужно было, чтобы он испытывал переживания и азарт. «Сын, каким видом спорта ты хотел бы заниматься?» — «Никаким». — «Если ты не хочешь, мы будем решать за тебя, пока есть дефицит мотивации». Выбрали водное поло. Должна быть здоровая усталость, выплеснута агрессия.

Мне было важно, чтобы у него был опыт заботы о ком-то, например, о животных. Поэтому он месяц работал в котокафе, ухаживал за котами, получил опыт служения другим, опыт признания чужими взрослыми, не родственниками

— В семье что-то меняли?

— Конечно. Подключили в свою работу психолога. Он нужен был как точка сброса эмоций для сына, как еще один взрослый, но не родитель. С ним можно что-то обсудить в секрете от папы и мамы, и он заведомо заинтересован в развитии ребенка.

Мы нашли несколько моментов внутри нашей семьи, где у нас выстроились отношения, которые были неким стрессовым фактором. Скорректировали эту систему взаимоотношений. Выстроилась более точная семейная структура.

Что еще? Я очень внимательно смотрел, чтобы у сына появлялись дополнительные интересы. Был период, когда у него была полная апатия, расстраивался очень сильно, была сильная обида. Потом это прошло.

Воровство детей из бедных и богатых семей: есть разница?

Как ни парадоксально, но в богатых семьях дети воруют чаще и больше. Поскольку проблема денег здесь не стоит остро, родители не объясняют чаду, что воровство не относится к положительным чертам в поведении.

И ребенок без угрызений совести берет деньги у гостей, прислуги, родственников. Никто продолжительное время не обвиняет и не подозревает, что купюры пропадают по вине собственных детей. Дочь или сын чувствуют себя в безопасности. Они уверены в родительской любви и благосклонности, обилие денег и собственная безнаказанность со временем превращается в порок.

Что делать, если ворует ребенок из богатой семьи? Советы психолога исходят из диагноза нервного расстройства по причине отсутствия внимания, клептомании или непонимании ценности денежных купюр.

Дети из бедных семей наблюдают, как бережно родители распределяют и тратят заработанные деньги, как считают «каждую копейку» и обычно не воруют у родителей. Риск разоблачения слишком высок, после которого последуют карательные меры. К тому же ребенок начинает быстро осознавать важность денежных знаков.

Ребенку из необеспеченной семьи гораздо проще украсть пачку чипсов, шоколадку или печенье в супермаркете. С их точки зрения, это не так опасно, чем воровать у близких. И если воришка продолжительное время не попадается «за руку», то кражи будут повторяться неоднократно. Если его разоблачили, то стресс и шок окажут свое воздействие и проступок может стать единичным и не возникнуть повторно.

Независимо от социального статуса, дети могут воровать и дома, и в школе. Это связано с несколькими причинами:

  • сильное желание обладать чужой вещью, хотя присутствуют угрызения совести;
  • материальная необеспеченность ли психологическая неудовлетворенность;
  • несформированное понятие нравственности и силы воли.

Важно: Кражу может совершить ребенок любого возраста, если мотив для подобного действия сильный. Это временная слабость, после которой мучают угрызения совести. Украденная вещь «жжет руки» и воришка обычно старается от нее избавиться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]