Причины страха полетов на самолете
Каждый раз страх перед полётом разной степени выраженности испытывают около 70% сидящих на борту. Причины беспокойства у каждого пассажира свои.
Перед диагностированием у себя какого-либо страха важно понять: действительно ли это проявление фобии или всего лишь беспокойство, вызванное мнительностью или естественной реакцией организма. Фобия практически не поддаётся контролю без привлечения сторонних средств: других людей, психологов, медикаментов. Страх вполне можно контролировать силой мысли.
- Клаустрофобия — страх замкнутого пространства. Большинство отмечает беспокойство, связанное с небольшим салоном лайнера: низкими потолками, узкими проходами, маленькими расстояниями между рядами сидений. Даже огромный аэробус может показаться крошечной коробочкой тем, кто знает о клаустрофобии не понаслышке.
- Акрофобия — боязнь высоты и неба. Лиц, знакомых с проявлениями этой фобии, беспокоит новая для тела среда — воздух. Отсутствие под ногами твёрдой почвы, осознание расстояния в 10 тысяч метров над землёй и в особенности подъёмы и снижения лайнера, когда иллюминатор пестрит огоньками взлётно-посадочной полосы, вгоняют в ужас.
- Аэрофобия — так называется сама боязнь самолетов, полётов и всего, что с ними связано. Кто-то не может понять принцип перемещения по воздуху самолёта, кто-то думает, что там не хватит кислорода и можно задохнуться. Бывает, пугает даже размер воздушного судна.
- Дистихифобия — страх катастроф. Личности с этой фобией не могут спокойно передвигаться не только по воздуху: любой транспорт вызывает тревогу, стресс. Катастрофы, несчастные случаи происходят везде. Но при полётах всё сложнее, чем в других ситуациях: выживших в авиакатастрофах обычно не бывает. Осознание этого на высоте 10 км в кресле самолёта заставляет сердце биться чаще, а мозг — паниковать.
- Страх потери контроля над ситуацией особенно часто сопровождает заядлых автомобилистов, машинистов и даже иногда самих пилотов, когда они в рядах пассажиров. Невозможность влиять на ситуацию может беспокоить, в общем-то, любого, кто привык руководить и точно контролировать всё вокруг.
- Охлофобия часто наблюдается у тех, кто не любит толпу. Собственно, это и есть боязнь большого скопления народа, незнакомой компании. Чем больше лайнер, тем больше пассажиров в нём размещается. Тем, кто боится летать, кажется, что вся эта конструкция слишком шумная, неподъёмная, ненадёжная, и к охлофобии добавляются другие страхи.
Чаще всего фобия не приходит одна. Чем больше поводов для беспокойства, тем сильнее переживания, и тем сложнее справиться с ними в одиночку. Особенности нервной системы, а не только характер и сила воли, влияют на способность контролировать себя.
Перелеты – самый безопасный способ массовых перевозок
Вы наверняка слышали, что, согласно статистике, у пассажиров самолетов шанс попасть в авиакатастрофу значительно ниже, чем у водителей автомобилей. И знаете, что? Это на самом деле правда! Мировая статистика ведь врать не будет?
В качестве примера приведем слова Дэвида Ропейка, инструктора по информированию о рисках в Гарвардском университете: «…шансы погибнуть в автомобильной аварии составляют примерно 1 к 5 000. Аналогичные шансы попасть в авиакатастрофу примерно равны 1 на 11 000 000». Шанс настолько ничтожно мал, что, по словам Ропейка, вероятность, что в вас может попасть молния, в сотни раз выше – примерно 1 к 13 000 в течение жизни.
Впрочем, не будем полагаться только на данные одного специалиста. Для этого перейдем на сайт avia.pro, на котором опубликован калькулятор вероятности авиакатастроф.
Так, согласно данному интернет-порталу, можно программно подсчитать приблизительный шанс аварии во время перелета:
«Программа позволяет рассчитывать вероятность авиакатастрофы, основываясь на реальных факторах. Для того чтобы узнать вероятность авиакатастрофы, необходимо из соответствующих опций выбрать авиакомпанию, уточнить модель самолета, на котором будет совершаться авиаперелет, уточнить протяженность маршрута и ряд других параметров, после чего вы сможете получить объективную информацию о том, насколько безопасным будет ваш полет», – говорится на сайте https://avia.pro.
Что ж, проверим. Возьмем одного из крупнейших авиаперевозчиков в стране – – и выберем один из предложенных самолетов:
www.aeroflot.ru
Вводим в онлайн-сервис данные: страна, авиакомпания, модель самолета, дальность полета, время года, возраст воздушного судна и другие. Для получения усредненных результатов ставим «среднестатистическое значение». Таким образом, получаем следующие значения:
Sukhoi Superjet 100, система выдала вероятность авиакатастрофы, равную 0.000275%
Boeing 777-300: 0.000278%
Как видно, разница между двумя популярными сегодня самолетами при идентичных вводных данных невелика. На миллионы рейсов, совершаемых ежегодно в мире, происходит действительно крайне малое количество аварий на воздушном транспорте с учетом многих возможных факторов. При взаимодействии с лифтами калечится и гибнет в разы больше жителей мегаполисов.
Конечно, это не абсолютные величины, но сопоставление двух статистических выборок наталкивает на главный вывод: шанс погибнуть в воздушном транспорте действительно невероятно низок.
Основные симптомы
Наиболее распространённые симптомы, которые замечают в себе люди, испытывающие страх полёта:
- сердцебиение ускоряется при одной лишь мысли о предстоящем путешествии по воздуху. У некоторых сердце заходится, даже если полёт предстоит только через месяц;
- желание употребить привычный седативный препарат, алкоголь, выкурить сигарету, применить другие попытки успокоиться;
- головокружение, сопровождающее тахикардию. У особенно впечатлительных может доходить до обморока;
- из-за боязни перелётов повышается потоотделение: мокрые ладони и подмышки — верные спутники тех, кому знакома аэрофобия;
- тело находится в постоянном напряжении: бесконечный звуковой (а если позволяет иллюминатор — то и визуальный) контроль работы двигателя, судорожные реакции на любую тряску, невозможность уснуть или просто переключить внимание;
- подозрительность по отношению к экипажу: попытки услышать в голосе пилота алкогольное опьянение, прочитать страшные мысли стюардессы, которые она якобы скрывает за улыбкой;
- зона турбулентности, когда лайнер начинает трястись, вызывает неконтролируемые проявления фобии и самые страшные мысли о смерти.
Шанс выжить в результате внезапного ЧП на борту равен 95%
Да, на борту может произойти нештатная ситуация, но шанс ее трансформации в катастрофу также будет крайне низким. Современная техника, системы помощи и автопилотирования способствуют данному фактору. Да и действующим пилотом может стать не абы какой человек. Авиакомпании вкладывают десятки и сотни миллионов рублей в обучение персонала и очень серьезно следят за безопасностью.
Безусловно, определенные проблемы и перегибы на местах присутствуют во всем мире, вспомнить хотя бы катастрофу A320 под Динь-ле-Беном, в результате которой погибли 150 человек из-за психически неуравновешенного пилота, решившего свести счеты с жизнью… Но надо ли говорить, что это также исключение из правил?
Как справиться с боязнью летать самостоятельно?
На самом деле, страх перелёта у большинства пассажиров не является следствием собственного неудачного опыта. Большинство полётов заканчивается благополучно, но те, кто испытывает аэрофобию, в следующий раз снова ощутит беспокойство и тревожность. Летать на самолете в первый раз и в последующие разы одинаково странно, т.к. боязнь полетов начинается в голове, а не после неудачи в полёте. Любые страхи преодолимы.
Что делать перед полетом?
Стоит подойти к избавлению от фобий ответственно. Если тревожность повышается от мыслей о предстоящем перелёте, нужно:
- убедить себя, что переживания бессмысленны: они никак не повлияют на полёт, на пилота, двигатели и окружающую обстановку;
- напомнить себе, что мысли материальны, и нужно стараться либо думать о предстоящем полёте хорошо либо никак;
- ознакомиться с данными по безопасности самолётов, если страх полетов связан с возможностью крушения, террористическим актом или птицами, залетающими в турбину. Спросите себя: что именно беспокоит? Как сотрудники аэропорта защищают лайнер от угрозы теракта, какие применяются способы отпугивать птиц, как устроен самолёт, словом, любая информация, проливающая свет на неизвестное, поможет справиться с тревогой;
- проговорите свои страхи: себе, психологу, другу или родственнику;
- не ищите информацию об авиакатастрофах, не смотрите и не слушайте новости. Информация о произошедшем крушении за пару дней до полёта никак не будет связана с вами. Только повысит тревожность;
- если вы обращались к врачу по поводу тревожности, и он выписал вам седативные средства, пропейте курс незадолго до полёта. Некоторые успокоительные препараты имеют накопительный эффект: от одной таблетки толку не будет, а вот двухнедельный курс наверняка убережёт от лишней траты нервов.
Что делать во время полета?
Чтобы перебороть свой страх полета на самолете, можно:
- занять себя. Заранее позаботьтесь об этом: любимая музыка, книга, рукоделие и что-либо ещё в зависимости от возможностей во время полёта. Переключение мыслей — лучший способ вообще забыть о том, что вы в самолёте;
- попробуйте читать аф. Аффирмацию можно придумать свою, лишь бы она действительно успокаивала;
- дыхательная гимнастика усиливает действие аффирмаций: вдох — задержка дыхания на 5 секунд — выдох — задержка дыхания на 4 секунды;
- не садитесь у иллюминатора. Если достался билет возле окна, постарайтесь поменяться. Обычно проблем с этим не возникает, желающих смотреть в иллюминатор не меньше, чем тех, кто боится;
- пейте больше воды;
- сон — одно из лучших средств скоротать время в пути и сохранить целыми нервы. К сожалению, большинство аэрофобов не может уснуть во время полёта, даже если очень устали.
Чем занять время?
Лучшие вариант:
- почитать книгу. Если нет книги — подойдёт литература в кармашке впереди стоящего кресла либо газета из набора, который обязательно предложит стюардесса;
- гаджеты в полёте — лучшие друзья аэрофобов. Пользоваться ими нельзя только при взлёте и посадке. Во время полёта можно: читать, слушать в наушниках аудиокниги, любимую музыку, фильмы. Играть в офисные игры, забирающие всё внимание. Главное — зарядить устройство заранее;
- если позволяют условия полёта (в самолёте светло или включен свет) — займитесь рукоделием. Любимый вариант терпеливых и усидчивых, кого мелкая моторика успокаивает, а не раздражает;
- побеседуйте с пассажиром рядом. Возможно, это очень интересный человек, и несколько часов полёта покажутся парой минуток;
- признайтесь стюардессе «я боюсь летать на самолете». Возможно, она подскажет, что делать.
Во время турбулентности
Воздушные ямы самолёт по максимуму старается обходить. Если зоны разреженного воздуха миновать не получилось, лайнер трясётся. Бывает, сильно — вплоть до падения вещей с полок. Эти моменты вызывают панику даже у особенно стойких пассажиров.
Чтобы преодолеть страх перед турбулентностью во время полета на самолете и пережить её без нервных потерь, надо:
- слушать указания стюардессы;
- делать дыхательную гимнастику;
- читать аффирмацию о благополучном полёте;
- не вставать за падающими вещами, пока табло или стюардесса не разрешит расстегнуть ремень безопасности;
Не забывайте: самолёт рассчитан на преодоление зон турбулентности. Он крепок, пилот знает, что делать. Думайте об этом постоянно.
Лекарственные средства
К сожалению, эффективной и быстрой таблетки, помогающей от страха летать на самолете, не существует. Надеяться на медикаментозную помощь не стоит, хотя принятие лёгких седативных средств накануне полёта, возможно, уменьшит тревожность. Проконсультируйтесь с врачом: терапевтом, психотерапевтом, неврологом.
Изучаем конструкцию самолета и законы физики
Действенный метод свести фобии к минимуму — углубиться в знание предмета. Ответьте на все волнующие вопросы:
- как будет происходить полёт;
- как устроен самолёт, каким образом он держится на воздухе;
- кто обеспечивает безопасность полётов;
- какие навыки обязательно имеют пилоты и стюардессы;
- почему исключён вариант, что пилот будет пьян;
- что такое турбулентность;
- как не паниковать и не бояться летать на самолетах;
- как самолёт защищается от птиц, молний, обледенения;
- и прочие моменты.
Профилактика
Есть много рекомендаций по поводу того, как эффективно справляться с аэрофобией. Рекомендуется следовать таким правилам:
- Никогда не опаздывать на регистрацию в аэропорту.
- Выбирать в самолете места ближе к носу самолета, где меньше шума и не так сильно ощущается турбулентность. Садиться лучше на место у прохода.
- Если ощущается приближающаяся паника, следует практиковать дыхательные упражнения. Важно глубоко выдыхать воздух и спокойно вдыхать его, делая это в определенном ритме и концентрируясь на дыхании.
- Пить в полете следует простую воду, так как алкоголь может подействовать совсем не так, как ожидается.
- Всегда необходимо думать о том, чем заняться в полете. Можно приготовить интересный фильм или книгу, которые отвлекут от страхов. Важно переключать внимание на позитив.
Профессиональная помощь
Если самостоятельно перестать тревожиться и бояться летать на самолетах не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Качественная помощь поможет свести к минимуму проявления страхов. Главное, делать это заранее, так как работа по устранению аэрофобии может занять долгое время.
К какому врачу обратиться?
Вопросом, как побороть сильный страх перед полетом на самолете, занимается психолог и психотерапевт.
Советы психологов
Психологи умеют избавлять от аэрофобии. Существует специальный алгоритм, пройдя который клиент сможет забыть про боязнь полетов или как минимум научиться контролировать её.
- избавляться от проблемы лучше задолго до полёта. Недельной терапии может не хватить;
- если после первого перелёта вы поняли, что боитесь, не стоит ждать второго и третьего, чтобы убедиться в этом. Чем раньше получить консультацию психолога, тем легче будет решить проблему;
- настраивайтесь на серьёзную работу с выполнением разных заданий. Психолог попросит раскрыться, определить проблемы, возможно, подключит технические средства: авиасимуляторы, компьютерные или ролевые игры, связанные с самолётами.
Рекомендации пилотов
Советы пилотов по преодолению боязни летать на самолетах — золотой запас знаний самый опытных в вопросе перемещения по воздуху:
- турбулентность, даже очень сильная, не представляет опасности. Современные самолёты оснащены специальным режимом пилотирования во время перепадов воздуха;
- молния, ударившая в самолёт, задержится в алюминиевой обшивке, не повредив ни лайнер, ни пассажиров;
- столкновение с птицей практически невозможно: в районе взлётно-посадочной полосы их отгоняют специальные устройства, а на высоте 10 тысяч метров птицы не летают;
- особо опасных мест в самолёте не существует: все они одинаково безопасны;
- все двигатели самолёта могут выйти из строя, только если закончилось горючее. Но даже эта возможность практически исключена: запас топлива есть на каждом борту;
- крайне маловероятна и разгерметизация салона;
- и уж точно невозможно открыть дверь или выбить иллюминатор в процессе полёта;
- любые подозрения на плохую погоду, возможность сильного обледенения полосы или лайнера ведут к отмене рейса. Рейс разрешают только при 100% уверенности, что всё пройдёт гладко;
- если самолёт пошёл на второй круг — он сделал это ради безопасности, а не для того, чтобы напугать пассажиров;
- ничего страшного не произойдёт, если кто-то из пассажиров не выключит смартфон или другой гаджет во время руления, взлёта, посадки. Не стоит бросаться на него с кулаками.
Пилоты любят повторять: самолёт лучше всего чувствует себя именно в небе, поэтому нет причин ему не доверять.
Вы боитесь летать на самолете?
ДаНет
Новые методики лечения
Среди современных способов перестать бояться летать на самолетах лидируют:
- занятия на авиатренажёрах и в виртуальной реальности. Можно почувствовать себя в любой роли: пилот, пассажир, стюардесса. И в разных ситуациях: турбулентность, паникующий пассажир рядом, спокойная обстановка, дождь, гроза и так далее;
- преодоление страха на практике. Клиенту предлагается осуществить непродолжительный полёт на самолёте под контролем специалиста. Он расскажет, подскажет, найдёт нужные слова;
- гипноз. Психологи-гипнологи помогают за несколько сеансов.
Какую методику выбрать, решать только специалисту. Доверьтесь ему, и потом вы сможете легко довериться пилоту и лайнеру.
Схема лечения фобии
Классическая схема лечения состоит из:
- Определения страхов путём беседы с клиентом. На этом этапе важно максимально довериться психологу, чтобы быстрее и проще было преодолеть боязнь летать.
- Выбора методики лечения: групповые или индивидуальные занятия, план мероприятий.
- Фиксации прогресса, динамики лечения.
- Проверки результата в естественных условиях: клиенту предлагается куда-нибудь слетать.
Признаки аэрофобии
Следует понимать, что аэрофобия не является самостоятельным заболеванием. Это скорее психоэмоциональное нарушение, вызванное вышеуказанными причинами. Признаки данного состояния могут быть психологического и физического характера.
К психологическим симптомам относят:
- чувство тревожности, охватывающее человека в день полета или задолго до него;
- навязчивое желание изучать информацию про случившиеся авиакатастрофы;
- чрезмерное драматизирование ситуации, концентрация внимания на определенных деталях, кажущихся подозрительными и несущими опасность;
- панические атаки, начинающиеся по прибытии в аэропорт.
К физическим признакам относятся:
- головокружение;
- чрезмерное потоотделение;
- учащенный пульс;
- одышка;
- резкий скачок артериального давления;
- нарушения работы желудочно-кишечного тракта (диарея, рвота);
- напряжение в мышцах и суставах;
- слабость;
- потеря сознания.
Чего не следует делать?
Авиакомпании, психологи, экипаж в один голос запрещают:
- принимать алкоголь перед полётом в любых количествах. Во-первых, это не спасёт от тревоги. Во-вторых, это может привести к буйному поведению во время полёта. В-третьих, на самолёт могут просто не пустить;
- исключить неконтролируемый приём любых лекарственных средств. Во-первых, вас могут принять за пьяного и не пустить на борт. Во-вторых, организм под действием медикаментов может отреагировать на смену обстановки не лучшим образом;
- курить больше одной сигареты в 30 минут. Повышение кровяного давления плохо скажется на состоянии организма на высоте;
- читать статистику катастроф перед полётом. Такое чтение вредно, так как избавиться от страха оно не поможет, а только поселит ещё больше неуверенности.
Лечение народными средствами
Чтобы уменьшить уровень тревожности, можно применять некоторые народные средства. Однако эффективными они могут быть только при длительном и регулярном применении.
- Отвар валерианы. 2 ст. л. корня валерианы залить 400 мл воды и держать на водяной бане около 40 минут. Настоять, процедить и пить по 50 мл каждые 3 часа.
- Отвар пустырника. 3 ст. л. травы пустырника залить 1 л воды и томить на водяной бане 20 минут. Процедить, пить по половине стакана 5 раз в день. Можно добавить к траве пустырника 20 г ягод боярышника.
- Имбирный чай. 20 г имбиря залить кипятком и настоять. Пить 2 раза в день, добавляя мед.
Что будет, если не лечить фобию?
Если вовремя не преодолеть страх летать на самолете, фобия разовьётся с небывалой интенсивностью. Сначала вы навсегда откажетесь от полётов, лишив себя шансов побывать в далёких интересных странах. Затем страх летать перекинется на земную жизнь: тревожность будет проявляться с каждой новой катастрофой, о которой вы узнали из новостей. Итог — диспансерный учёт в неврологическом отделении.
Аэрофобия, скрытая внутри, даст толчок для развития психосоматических болезней сердца или нервов.
Если лететь всё же придётся, люди с фобией перестают спать по ночам, так как не могут отделаться от навязчивых мыслей о предстоящем путешествии.
Аэрофобия, как и любой другой панический страх, мешает нормальной жизни. Избавиться от недуга можно легко. Главное — желание и готовность самого клиента меняться.