3 ключевых вида самооценки личности. Функции самооценки для саморегуляции По-Джедайски


Предлагаем провести эксперимент. В течение дня в разных ситуациях попробуйте ловить себя на мыслях. О чём они чаще всего? Как утверждают психологи, 80% времени человек думает о себе самом. Как успеть сдать отчёт, как я выгляжу, почему он на меня так посмотрел, зачем меня вызвал начальник, что я хочу съесть на обед. На первый взгляд может показаться, что большинство вопросов касается распорядка дня, фактов, деятельности. На самом же деле все мы рефлексируем, то есть оцениваем себя:

Я молодец, что успеваю сдать отчёт. Я выгляжу хуже, чем обычно. Я ему нравлюсь. Боюсь идти к начальнику. Я толстая, пора худеть.

Именно самооценке мы отводим 80% своих мыслей, поэтому игнорировать её точно не получится. И чем лучше вы будете представлять, что это такое и как её поднять или опустить до адекватного уровня, тем успешнее будет ваша жизнь и крепче психическое здоровье.

Что такое самооценка

В психологии определение самооценки дают по-разному. Например, Роберт Бёрнс (Англия) вписывает её в свою «Я-концепцию» и трактует как совокупность всех представлений человека о самом себе. У. Джеймс (США) относит её к первичным эмоциям и ставит в один ряд с гневом и болью. С. Л. Рубинштейн (Россия) считал её стержнем самосознания и показателем уровня развития каждого отдельного человека и одним из главных условий превращения индивида в личность.

Если обобщить работы отечественных и зарубежных психологов, самооценку можно определить как личностное образование, формирующееся под влиянием внешних факторов и саморазвития, регулирующее поведение человека и отражающее своеобразие его внутреннего мира.

Она необходима каждому для самоопределения. Адекватная или неадекватная, может привести либо к гармонии и счастью, либо к конфликтам, неврозам и неудовлетворённости жизнью.

Последствия необъективной картины мира

Две эти крайности: слишком завышенная или необоснованно заниженная самооценка одинаково плохо влияют на человека и его жизнь, такие серьезные несоответствия вызывают целый спектр психологических проблем:

  • Нарушение жизненных ориентиров человека;
  • Нарушение ценностного восприятия жизни;
  • Ухудшение качества жизни и приобретение определенных проблем в разных сферах жизни.

Важно понимать, что качество жизни человека, его успешность и состоятельность во всех сферах зависит от адекватности и объективности оценки самого себя. Только максимально адекватная самооценка, отражающая все свойства и реальные возможности человека способна приблизить человека к достижению успеха.

Функции

Адекватное самооценивание выполняет ряд важных функций в жизни человека:

  • адаптационную — способствует социализации;
  • защитную — обеспечивает стабильность и независимость;
  • корригирующую — учит самоконтролю;
  • мотивирующую — заставляет идти вперёд, добиваться поставленных целей;
  • отражающую — позволяет увидеть себя со стороны;
  • прогностическую — стимулирует в начале деятельности;
  • развивающую — мотивирует к совершенствованию;
  • регуляторную — предоставляет выбор;
  • ретроспективную — позволяет сделать выводы по окончании деятельности;
  • терминальную — даёт возможность в любой момент остановиться;
  • эмоциональную — дарит ощущение гармонии, счастья, удовлетворенности собой.

При неадекватной самооценке данные функции нарушаются и приводят к снижению качества жизни.

В чем опасность низкой самооценки

Низкая самооценка напрямую связана с качеством жизни. Низкая самооценка не даст человеку стать счастливым. Человек, который недоволен собой, не может быть счастлив. Отношения в обществе у такого человека не складываются. Как правило, работа мечты так и остается мечтой навсегда, так как неуверенность в собственных силах не дает шанса заявить о себе. И это самые мелкие причины, почему низкую самооценку стоит корректировать. Склонность к депрессиям во взрослой жизни – это также результат неадекватной самооценки.

Какая бывает самооценка

Уровни

По уровню может быть:

  • заниженная (низкая);
  • адекватная;
  • завышенная (высокая).

Внутри них могут различаться градации:

  • завышенный уровень: выше среднего, высокий, неадекватно высокий;
  • заниженный: ниже среднего, низкий, неадекватно низкий.

Самые серьёзные проблемы с самооценкой возникают при её крайних градациях — если она неадекватно высокая или неадекватно низкая. При отсутствии психологической помощи это приводит к социальной дезадаптации, профессиональной несостоятельности, неудачам в семейной жизни. Человек не реализует себя ни в каких сферах и замыкается, что провоцирует различные расстройства личности и даже суицид.

Виды

В зависимости от актуальности:

  • прогностическая (та, что была в прошлом);
  • актуальная (та, что сейчас);
  • ретроспективная (та, что может сформироваться в будущем).

В зависимости от распространения:

  • общая (проявляется человеком по жизни в большинстве ситуаций);
  • частная (на работе, в семье, с друзьями);
  • конкретно-ситуативная (в непредвиденных ситуациях, с малознакомыми людьми).

В зависимости от протекания:

  • конфликтная / деструктивная;
  • бесконфликтная / конструктивная.

В зависимости от постоянства:

  • устойчивая / стабильная;
  • неустойчивая / нестабильная.

Последняя классификация используется достаточно часто, так как нестабильная самооценка может привести к психическим проблемам. Например, начальник-тиран на работе превращается в смиренного подкаблучника дома. Результат — диссоциативное расстройство идентичности. Или девушка ещё недавно проходила курс лечения от алопеции и считала себя хуже всех, а сегодня она выиграла конкурс красоты, пусть и региональный, и мнит себя уже чуть ли не богиней. Диагноз — мегаломания.

Поэтому так важно своевременно сформировать и постоянно поддерживать основы стабильной самооценки: самоанализ, саморазвитие и здоровые отношения с окружающими людьми.

Краткая характеристика уровней

Основные черты характера человека, у которого адекватная самооценка:

  • реалистичный взгляд на себя и свои достижения;
  • критическая оценка своих возможностей;
  • постановка целей, которых можно достичь;
  • состояние гармонии;
  • уверенность в себе и своих силах;
  • реализация своих талантов и способностей;
  • доброжелательность, но в то же время умение сказать в нужной ситуации «нет»;
  • умение признавать свои ошибки и исправлять их;
  • самодисциплина;
  • постоянное саморазвитие.

У таких людей, как правило, стабильный карьерный рост, хорошие отношения в семье, круг друзей, уважение окружающих.

При завышенном уровне наблюдаются:

  • непоколебимая уверенность в собственной правоте;
  • навязывание всем вокруг своего мнения;
  • непримиримость в спорах, неумение проигрывать;
  • непризнание своих ошибок;
  • постоянное соперничество со всеми;
  • возложение вины и ответственности за неудачи на других;
  • отрицание собственных недостатков;
  • эгоистичность.

Люди с таким характером могут достичь карьерных высот, но становятся начальниками-деспотами. В семейной жизни это мужья-деспоты и жёны-стервы. Друзья у них заводятся редко. Окружающие стараются их избегать.

Заниженный уровень характеризуется:

  • постоянной самокритикой;
  • неудовлетворённостью собственным поведением, поступками, всей жизнью;
  • обидами на любую критику;
  • нерешительностью;
  • боязнью ошибок;
  • зависимостью от чужого мнения;
  • стремлением угодить всем;
  • неумением говорить «нет»;
  • постоянным чувством вины, которое со временем становится невротическим;
  • пессимизмом;
  • завистью к достижениям и успехами других людей;
  • склонностью к слухам и сплетням.

Такие люди редко добиваются профессиональных высот. Это безынициативные серые мышки, которые, однако, могут неплохо справляться с рутинной работой. В семье это мужья-подкаблучники, занимающиеся детьми и хозяйством, и смиренные жёны, во всём потакающие мужу. Друзья если и есть, то такие же, как и они. Отношения с окружающими не ладятся, так как в обществе они чаще всего изгои.

Как корректировать самооценку. Общие правила и рекомендации

Самооценка поддаётся корректировке, неважно низкая или завышенная. Есть несколько упражнений, которые помогут начать первые шаги:

  1. Развиваться и получать новые знания и навыки. Познания и широкий кругозор способны поднять самооценку, и сделать интересным собеседником. С таким каждый найдёт о чём поговорить, таким образом все будут получать поддержку от окружающих;
  2. Принимать комплименты как должное. Это особый талант, который нужно в себе формировать. Если комплимент сделан внешнему виду, то можно ответить, согласившись с собеседником;
  3. Нет оправданиям. Индивид с хорошим самомнением знает цену своим поступкам;
  4. Улыбка залог хорошего настроения. Несмотря на плохую погоду и отсутствию причины, нужно научиться хвалить себя за выполненные задачи. Таким образом можно не только научиться принимать комплименты, но и поднять настроение;
  5. Ошибки бывают у всех. Главное – не зацикливаться на них, уметь прощать.

Во время работы на своим самомнением, лучше не встречаться с психологическими вампирами и токсичными людьми. Они только усложнят задачу.

На каком уровне не находилась самооценка, её всегда можно скорректировать. Простые упражнения может выполнить каждый. Уверенность в себе, обретённая таким путём, поможет достичь новых целей не только в карьере, но и в личной жизни!

Как формируется

Детская

Дошкольники

У дошкольника, как правило, самооценка слегка завышена, и это не является патологией. Они ещё только учатся жить в окружающем мире, идеализируют и его, и себя, стараясь быть похожими на взрослых. Маленьких детей никто не будет критиковать за внешность. Ими все умиляются, их наряжают, словно кукол, восхищаются ими. За поведение их могут поругать, но делают это те люди, которым они доверяют. Несмотря на наказания, они всё равно знают, что их любят.

Однако стоит учитывать, что фундамент самооценки закладывается именно в этом возрасте.

Заниженная на данном этапе возникает у детей из неблагополучных семей, если они не слышат слов восторга в свой адрес и не видят красивых нарядов. Впоследствии, даже если они сумеют достичь определённых высот, всегда будут сомневаться в себе.

Завышенная — с точностью до наоборот: ребёнку покупается всё самое лучшее и внушается его исключительность. В будущем, даже если он не реализует себя, у него может развиться мания величия. Психотерапевтам бывает крайне трудно докопаться до сути такого раздутого на пустом месте самомнения.

Младшая школа

У младших школьников самооценивание претерпевает значительные изменения. К мнению родителей о ребёнке прибавляется отношение учителей и одноклассников, и оно может быть разным. Одновременное формирование дисциплинированности и социальная адаптация постепенно начинают снижать планку. Оказывается, на фоне других он не самый умный, не самый красивый и т. д. При адекватной поддержке родителей проблем не возникнет. Если же взрослые будут ругать ребёнка за каждую неудачу в школе, самооценка будет стремительно падать.

Средняя школа

С 5 по 7 класс относительно спокойный период. Гормональный всплеск, экзамены, влюблённости и другие испытания ещё впереди, поэтому дети оценивают себя более-менее адекватно. Раздутое самомнение диагностируется у избалованных родителями, любимчиков учителей и неформальных лидеров в классах. Заниженная самооценка тянется из детства и начальной школы, превращая детей в серых мышек и изгоев.

Старшая школа

Согласно статистике, около 50% старшеклассников не способны оценивать себя адекватно. Причин много: половое созревание с гормональными всплесками, неразделённая любовь, профориентация, предстоящие экзамены, страхи перед будущей жизнью за стенами школы. Большинству подростков в возрасте 13-17 лет требуется помощь психолога.

Мужская

Формирование самооценки у мужчин в детском возрасте происходит под влиянием совокупности разных факторов: воспитания родителей, отношений с друзьями, успехов в школе, внешности. Даже если в какой-то из этих областей существуют проблемы, мальчики тут же реализуют себя в чём-то другом.

Наглядный пример: вундеркинд, обладающий тщедушным телосложением, терпит крах на уроках физкультуры, но при этом занимает призовые места в олимпиадах по математике. Или двоечник, которому не даются науки, уходит в спорт и добивается результатов там.

Во взрослом возрасте мужская самооценка зависит преимущественно от карьерного роста, доходов и социального положения.

Согласно статистике, 20% мужчин обладают заниженной самооценкой, 40% — завышенной и 40% — адекватной.

Женская

Самооценка женщины чаще всего формируется под влиянием папы. Если он воспитывал её как принцессу (в разумных пределах), проблем во взрослом возрасте обычно не возникает. Если он не сумел найти к дочке подход или вовсе отсутствовал, определяющим фактором становится воспитание мамы, а в подростковом возрасте сначала — влияние подруг, а затем — внимание мальчиков.

Во взрослом возрасте женская самооценка во многом зависит от внешности и признания со стороны мужчин. Даже железные леди, занимающие руководящие посты, внутри чувствуют себя хрупкой девушкой, которая ждёт защиты и комплиментов от слабого пола.

Согласно статистике, 75% женщин обладают заниженной самооценкой, 10% — завышенной и 15% — адекватной. Это объясняется склонностью к самокопанию, пристальным и не всегда обоснованным вниманием к мельчайшим деталям, высокой требовательностью к себе.

Несмотря на то, что фундамент самооценки закладывается ещё в детстве, её развитие происходит на протяжении всей жизни, так как зависит от внешних факторов: карьеры и социальной адаптации в первую очередь. В пример можно привести звёзд, добившихся мировой славы, которые в детстве подвергались унижениям со стороны сверстников или родителей. Джулия Робертс, например, ненавидела себя за большой рот, а Сильвестр Сталлоне — за паралич лицевого нерва. Сейчас они успешны, всеми любимы и довольны собой.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Причины низкой самооценки кроются еще в детстве, на нее влияет ряд факторов.

Социальные

Еще с младенческого возраста появляются первые задатки будущей самооценки. Порой дети растут в окружении, которое не соответствует требованиям педагогики и психологии. Во время воспитания в семье и учебных заведениях мало внимания уделяют индивидуальным и возрастным особенностям, не учитывают, что ребенок должен составить собственную оценку о мире.

Представления в социуме искажены, поэтому не получается достичь полноценного культурного и социального развития.

Если на самоуважение личности влияет отношение других людей, то на нее повлияет и положение в обществе. Его оценивают исходя не из достижений конкретного человека, а глядя на статус семьи. Поэтому в юном возрасте для становления собственной ценности для человека имеет значение, что о нем думают родственники, друзья и соседи.

Личностные

В составлении мнения о себе личность руководствуется собственным поведением, внутренними стандартами и ценностями. Чем больше расхождений с эталонным представлением мира, тем самооценка ниже.

Хоть люди себя и других людей оценивают по одинаковым критериям, к себе они более строги. В формировании самооценки участвуют внутренние переживания, к которым не имеют доступа другие.

Серьезные изменения самооценки личности наблюдаются в подростковом возрасте. Дети начинают больше внимания обращать на внешний вид, прислушиваются к мнению других. Они начинают критически относиться к себе, подмечая малейшие недостатки, выделяя достоинства. Возрастные особенности мешают адекватно оценить себя и сделать правильные выводы. Обнаружить проблемы с самооценкой поможет тест на самооценку для подростков. Родители и педагоги должны принимать меры психологического воздействия, чтобы подросток не превратился в неуверенную и безынициативную личность.

От отношения к себе зависит жизнь. При недооценке своих способностей личность склонна к пассивности, менее популярна, постоянно ищет подтверждение собственной неполноценности, становится зависимой от постороннего мнения. Такие люди не верят комплиментам и часто остаются одинокими. Диагностика проблемы поможет подобрать методы и технологии ее решения.

Семейные

Самооценка формируется в семье.

Психологи убеждены, что структура личности составляется в течение первых пяти лет жизни.

В это время ребенок ощущает уязвимость и эмоциональную привязанность к семье. Поэтому родители должны обеспечить помощь и понимать, какие последствия возможны при неправильном обращении с ребенком.

Низкая самооценка возникает, если требуют послушания, учат подстраиваться под других людей и быть опрятными, бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Если ребенку многое запрещают, не учитывают его право на собственное мнение, то это вызывает неадекватную оценку. Если родители говорят, что у него ничего не получится, он недостаточно образован и тому подобные вещи, то постепенно ребенок будет думать, что так и есть, ведь кто лучше мамы знает, как правильно.

Подобное общение с детьми, попытка поставить их в подчиненное положение приводит к психологической надломленности. Это разрушает доверие ребенка, он враждебно воспринимает окружающий мир и не считает себя ценным для него. Чтобы поднять самооценку, родители должны меньше требовать от детей, а больше поддерживать и позволять самостоятельно принимать решения.

Средняя самооценка формируется, если родители принимают по отношению к ребенку снисходительную и покровительственную позицию. Они терпимы к поведению детей, но не дают им самостоятельно действовать и принимать решения, так как это вызывает беспокойство. Приобрести самостоятельный опыт и раскрываться вне дома ребенку мешают.

Следующая по шкале — высокая самооценка. Она появляется, если ребенок проживает в ы нсплоченной и солидарной семье, где поддерживают и уважают друг друга. В глаза ребенка родители успешные, мать позитивно относится к себе и мужу. В таких семьях дети с готовностью следуют заданным им образцам поведения, ощущают уверенность в своих силах. Они не подвергаются стрессам, доброжелательны, живут по принципу реалистичной оценки себя, воспитывают сильные и слабые стороны.

Дети, склонные завышать самооценку, идут только вперед, они ставят цели и любыми методами пытаются их достичь. Привыкшие занижать возможности предпочитают скромные цели и не уверены, что достигнут их.

Чтобы избежать синдромов низкой самооценки, обеспечить ребенку уверенность в себе, родители должны проявить готовность воспринимать его таким, как он есть, но объективно, без чрезмерного снисхождения. Дисциплину следует построить на принципах справедливости, устанавливать ясные и достижимые стандарты поведения для ребенка, предоставить ему систему ценностей, которая позволит стать личностью с надежными ориентирами, способной дифференцировать успешные действия от неуспешных.

В воспитании нужно использовать общие принципы, а не давать разрозненные указания, которые сбивают с толку. В дальнейшем это обеспечит уверенность в поступках, создаст благоприятные условия для составления мнения о себе.

Если родители обеспечат внешний контроль на должном уровне, это сформирует способность контролировать свои поступки. Социальное окружение для ребенка будет упорядоченным, и в мире он почувствует себя уютно, будет доверять окружающим. Это научит регулировать отношения с другими личностями.

Но при размытости и непоследовательности социального подкрепления самооценке наносится урон.

Если очертить образы и правила поведения, этот способ позволит создать Я-образ у ребенка. Исследования показывают, что уже на ранних этапах своего развития человек учится понимать разницу между собой и другими людьми, понимает, как желания отличаются от реальности.

Требования родителей доказывают родительскую заботу о благополучии. Поэтому если сказать ему: «Делай что хочешь, только отстань от меня» — это показать, что он не стоит заботы.

Выявить ее уровень помогают тесты на самооценку. Тесты проводят в подростковом возрасте, поскольку в этот период ярче проявляются отклонения в формировании личности.

Принципы «самости»

Самооценка деятельности по принципу «самости» называется еще интериоризацией чужих оценок. Это теория зеркального «Я». Такие сдвиги бывают устойчивыми и вместе с главными самооценками меняются те, которые не были затронуты оценкой социума. При получении завышенной групповой оценки постепенно возрастает уровень притязаний, который выходит за пределы качеств, считающихся положительными.

Более глобальные метаморфозы под влиянием внешних оценок наблюдаются, если личность думает, что такого мнения о ней все товарищи. Но стоит помнить, что темперамент и чувствительность к чужим мнениям у людей отличаются. Есть люди, которым безразлично мнение других. Но существуют и личности, пытающиеся соответствовать ожиданиям окружающих и перестраивающие себя под их желания. Они болезненно воспринимают негативные суждения о себе.

Этот показатель определяет степень развития самоуважения, собственной ценности и позитивного отношения к своему «Я». Если будут выявлены симптомы низкой уверенности, нужно выяснить, как повысить самооценку. Для этого применяют множество методик, поэтому можно подобрать подходящую для каждого конкретного случая и избавиться от проблемы.

Исправлять личностные проблемы необходимо, так как впоследствии человек будет ограничивать общение с другими, ограждать себя от эмоций. Он станет одиноким отшельником, что в сочетании с неуверенностью и убеждением в собственной бесполезности превратит жизнь в настоящий ад.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Диагностика

Дембо-Рубинштейн

Одна из самых известных и адаптированных диагностических методик — Дембо-Рубинштейн. Она была разработана в 1962 году Т. В. Дембо (американским психологом), а затем дополнена в 1970 году С. Я. Рубинштейном (советским психологом).

Психолог последовательно чертит на листе бумаги вертикальные линии, объявляя, что это шкалы счастья, характера, ума и здоровья. Человеку даётся задание отметить на них себя. После этого его просят показать, где на этих столбиках, по его мнению, располагаются счастливые люди. Нетрудно догадаться, что под ними ставят себя те, у кого низкая самооценка; над ними — у кого завышенная; где-то рядом — у кого она адекватная.

Рубинштейн, используя модификацию пробы Де Греефе, дополнил данную диагностику детским вариантом. Школьникам при работе со шкалой ума предлагается сравнить себя с учителем и одноклассниками и т. д.

Шкала Занга

Цель методики — выявить уровень самооценки тревожности. Она была разработана психотерапевтом В. Зангом в Университете Дьюка (Северная Каролина, США). Шкала самооценки представляет собой 20 утверждений, на которые нужно дать односложные ответы:

  • редко;
  • иногда;
  • часто;
  • очень часто.

Перед заполнением бланка опросника предупреждают, что ответы надо давать, исходя из собственного состояния за последние 5-6 дней.

Далее психолог суммирует баллы и получает результат:

  • до 44 — норма / соответствует адекватной самооценке;
  • 45-59 — лёгкая или средней степени тревожность / самооценка требует корректировки, может быть как завышенной, так и заниженной;
  • 60-74 — ярко выраженная или тяжёлой степени тревожность / низкая самооценка;
  • 75-80 — крайне тяжёлое тревожное расстройство / критически заниженная самооценка, требующая серьёзного вмешательства специалиста.

Шкала Занга (сокращённо она называется ZARS — Zung Anxiety Rating Scale) позволяет определить самооценку человека, а не только степень его тревожности.

Листы самооценки

Активно используются учителями, совместно со школьными психологами, или руководителями. Позволяют выявить, как оценивают себя ученики / работники на уроке / на рабочем месте. Регулярное отслеживание результатов позволяет определить уровень самооценки человека.

Примерный лист самооценки для младшего школьника:

Для старшеклассников:

Работникам обычно предлагается оценить по десятибалльной шкале такие показатели, как:

  • объём выполненных рабочих заданий;
  • качество их выполнения;
  • компетентность;
  • самостоятельность;
  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации;
  • пунктуальность, дисциплинированность;
  • бережливость;
  • надёжность;
  • отношения с коллегами;
  • отношения с начальством;
  • инновационная активность, креативность, творческий потенциал;
  • общественная работа.

С результатами подобных диагностических листов работают штатные психологи. В клинических и запущенных случаях они оказывают посильную помощь или направляют к более опытному и профессиональному специалисту.

Диагностика не исчерпывается данными методиками, их гораздо больше. Но чаще всего используются именно тестовые опросники (Лири, Розенберга, Айзенка, Будасси, Кеттелла, Шур и других).

Предупреждение. Многочисленные онлайн-тесты не дают точного представления об уровне самооценки по разным причинам: неизвестное авторство, неподобающая обстановка и состояние (психолог подготавливает к подобной диагностике), краткая и непрофессиональная интерпретация результатов, одноразовый и развлекательный характер. Так что, если вам интересная данная тема, либо отправляйтесь на консультацию к профильному специалисту, либо ищите авторские знаменитые опросники.

Создание намерения на день

После того как вы поняли, какие привычки и установки вы хотели бы приобрести или изменить, полезно создавать намерения на день. Для этого достаточно с утра выбрать стремление, которое приблизит вас к желаемому результату. Например: «Любить себя, даже если я ленюсь», «Быть терпеливее с собой и другими», «Не бояться перемен» и так далее.

Когда вы выбрали намерение, запишите его куда‑нибудь и перечитывайте в течение дня. Со временем вы воспитаете в себе желаемые качества.

Техники работы

В НЛП (нейролингвистическом программировании) есть различные техники работы с самооценкой для её коррекции и правильного формирования.

Позитивный настрой

Важно положительно оценивать каждую ситуацию. Если она была успешной — похвалить себя, если провальной — сделать выводы и провести работу над ошибками. Данная техника предполагает проговаривание аффирмаций, самоубеждение.

Список слабых и сильных сторон

Создаются 2 списка. В первом указываются положительные качества и черты характера, во втором отрицательные. На работу с каждой слабой стороной отводится определённое количество времени (3 дня, неделя, месяц, полгода). По прошествии срока подводятся итоги и списки переписываются заново.

Списки ожиданий — собственных и окружающих

В одном списке содержатся ваши собственные цели и задачи, в другом — что ожидают от вас окружающие. Пункты сравниваются, пересечения остаются, а параллели выбрасываются или ставятся на паузу в зависимости от ваших собственных желаний.

Например:

  • родители хотят, чтобы вы получили высшее образование;
  • молодой человек видит в вас домохозяйку и мать своих детей;
  • подруга уговаривает открыть собственную студию звукозаписи.

Вы сами планируете стать владелицей студии — этот пункт оставляется. Возможность закончить вуз вы тоже не отбрасываете, но это в перспективе — ставите на паузу. А вот домохозяйкой вы точно не хотите быть — вычёркиваете.

В чём суть техники? Она поможет чётко расставить смысловые приоритеты не только перед собой, но и перед окружающими. Вы сможете озвучить им свои планы и двигаться к намеченной цели.

Самоанализ

Ежедневно перед сном рекомендуется мысленно или письменно анализировать, как прошёл день, что значимого случилось, степень вашего участия в произошедшем. Попытаться понять, почему вы поступили в той или иной ситуации так, а не иначе, что можно исправить, каких ошибок нужно избегать в будущем.

Целеполагание

Подумайте, к какой цели вы стремитесь и что у вас есть для её достижения. Соответствует ли уровень ваших притязаний вашим возможностям? Хотите стать начальником отдела? Подумайте, сможете ли вы везти на себе эту ношу, как на это смотрят ваши коллеги, родные, близкие. Если ожидания совпадают — у вас адекватная самооценка, добивайтесь желаемого. Если вы хотите, а окружающие нет, поговорите с ними (открыто, без агрессии), почему, и начинайте работу по снижению своих планок. Если наоборот — научитесь смотреть на себя со стороны и мыслить о себе в позитивном ключе.

Все вышеперечисленные техники — это самостоятельная работа над самооценкой, позволяющая адекватно смотреть на себя со стороны. Однако в некоторых случаях необходима помощь специалиста. У психологов свои методы коррекции.

Тренинг

Психолог может записать вас на различные групповые тренинги. Они учат общаться, смотреть на себя глазами других, доверию. Для этого используются тесты, ситуативные задачи, ролевые игры.

Методика трёх вопросов

У психологов есть превосходная техника, состоящая всего из трёх вопросов: Какой я? Чем я отличаюсь от остальных? Как я отношусь к себе? Ответы могут обсуждаться в течение нескольких часов, дней и даже недель. Результат курса — формирование адекватного отношения к себе и видения себя в окружающем мире.

Эго-состояние по Бёрну

Популярная техника, используемая для работы с разными психологическими проблемами. Клиент оценивает отношения между тремя образами, которые живут внутри него: Родителем, Взрослым и Ребёнком. При адекватном самооценивании они мирно сосуществуют, при завышенном правит капризный и эгоистичный Ребёнок, при заниженном всем руководит строгий Родитель. Задача коррекционного курса — сделать их равными.

Самооценка — одно из основополагающих понятий в психологии, на котором базируются многие другие. Некоторые расстройства личности, лишь косвенно связанные с физиологией, берут начало отсюда. Поэтому нужно постоянно следить за собой, чтобы под влиянием каких-то факторов, не опустить или не поднять эту планку. Ведь от этого будут зависеть ваша успешность и самодостаточность.

Изучение своей истории

Сравнение себя с другими заложено в нашей природе. Соцсети упростили эту задачу: люди публикуют там лучшее, что есть в их жизни, и часто может казаться, что ваша действительность гораздо скучнее.

Чтобы избавиться от этого ощущения, полезно составить свою историю. Это можно сделать на бумаге или в цифровом виде. Начиная со дня своего рождения вспомните и запишите важные моменты в вашей жизни. Такие, что дороги лично вам, а не те, что впечатлили бы других людей.

Может быть, первый медленный танец стал для вас настоящим событием или вам запомнилось знакомство с творчеством любимого писателя. Добавьте туда и трудные решения — это тоже важные вехи. Например, уход с нелюбимой работы или переезд.

Обращайтесь к этой хронологии каждый раз, когда вам начнёт казаться, что в вашей жизни не происходит ничего интересного. Вы увидите, что прошли через многое, и это повысит самоуважение.

Рекомендуемые книги

  1. Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка.
  2. Брайан Трейси. Самооценка.
  3. Бранден Н. Шесть столпов самооценки.
  4. Гюру Э. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей.
  5. Ковалевский В. Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценки.
  6. Корягин А., Бариева Н., Кошлакова Ю., Боровкова Д. Самооценка и уверенное поведение.
  7. Литвак Б. 7 шагов к стабильной самооценке.
  8. Лоренц Т., Оппитц Ш. Самооценка. Повышай свою уверенность!
  9. Макги П. Самооценка.
  10. Никулина И. Развитие самооценки школьников с нарушением зрения.
  11. Новиченкова Е. Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку.
  12. Полетти Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо.
  13. Требунская О. Матрица жизни. Самооценка и удовлетворенность.
  14. Удилова И. Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной.

Огромной популярностью пользуются работы спикера-миллионера Брайана Трейси. Он канадец и мотивирует людей на саморазвитие. Его аудиокнигу «Самооценка» можно скачать в Интернете в открытом доступе.

Популярен и Михаил Лабковский — семейный и индивидуальный психолог. Он придерживается точки зрения, что завышенная оценка позволяет добиться максимальных высот в жизни, а низкая тянет на дно и топит там. Почитать его эссе и лекции онлайн на эти темы весьма интересно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]