Диагностика самооценки Дембо-Рубенштейнтест по психологии на тему

Здравствуйте, уважаемые читатели! Только гармоничная личность может быть и успешной и счастливой одновременно, вы согласны? А важный аспект такой личности – нормальная самооценка. Не завышенная до небес, когда человек мнит себя гением без оснований. И не низкая, с которой невозможно двигаться вперед.

Проблемы с самооценкой – это часто нестабильная психика, тревожность, обманутые ожидания либо неадекватные цели. И множество лишних сложностей в жизни!

Вы желаете гармонично развиваться, как личность, ставить перед собой адекватные цели и достигать их?

Тогда вам просто необходимо определить уровень своей самооценки. Сделать это вы можете прямо сейчас, используя тест Дембо Рубинштейна на самооценку. Именно его мы и предлагаем вам в этой статье. Важные плюсы методики – возможность самостоятельного исследования, подробные пояснения, детальная инструкция к тесту.

Несколько слов о создателях теста

Фактически данный тест Дембо́-Рубинште́йн является методом психодиагностики. Применяется для детального изучения самооценки и самовосприятия человека. Разработчиком этой методики стала Тамара Вульфовна Дембо, известный в США психолог, доктор Университета Кларка и ученица Курта Левина. Т.В. Дембо создала данный тест в 1962 году.

Спустя 8 лет, в 1970 году, он был доработан Сусанной Яковлевной Рубинштейн, известным советским психологом, сотрудником лаборатории патопсихологии Московского НИИ Психиатрии. В тест были добавлены варианты интерпретации.

Метод Дембо́-Рубинште́йн активно применяется психологами и психотерапевтами вот уже более 40 лет. С его помощью можно диагностировать устойчивость отношения к себе, фон настроения, адекватность, зрелость, наличие проблем, уровень критичности и требовательности. А также – в общем, уровень удовлетворенности своей личностью.

Как формируется самооценка

Каждому человеку присуща склонность сравнивать себя с определенным идеальным образом. Именно таким он хотел бы себя видеть. И здесь очень важно совпадение желаемого с реальным представлением о себе. Если наблюдаются очень большие различия — развивается заниженная оценка себя.

Большое влияние на формирование мнения о себе оказывает отношение окружающих к индивиду, особенно близких людей: родителей, друзей, родственников.

Также важно наличие реальных достижений в какой-либо сфере деятельности. Это значительно укрепляет самооценку.

История из жизни

Моя двоюродная сестра – инженер по профессии. Но в душе – настоящий психолог! Она обожает всевозможные психологические тесты. С удовольствием тестирует себя, всех своих родных и друзей. Она долго искала подходящий тест, который поможет определить уровень оценки себя, своей личности.

Различные тесты казались ей слишком сложными и запутанными. А вот тест Дембо Рубинштейна мою сестру полностью устроил! С его помощью она успешно протестировала не только родных, но и коллег.

Многие из них, в том числе руководители, всерьез задумались, после получения результатов. Я уверен, что этот анализ помог им встать на путь развития личности и самосовершенствования.

Виды самооценки

В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.

Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих — она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.

При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.

Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.

Еще один критерий — стабильность самооценки. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя — она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.

Как пройти это исследование самостоятельно?

Все достаточно просто. Чтобы пройти тест Дембо Рубинштейна на самооценку, возьмите листик (либо бланк), и проведите четыре линии по вертикали. Высота каждой – четко 100 мм. Слегка отметьте середину каждой шкалы. Один балл – это 1 мм. Для этого идеально подойдет лист в клеточку.

Они будут означать показатели здоровья, развития интеллекта (умный), счастья и характера. Можете добавить еще оптимизм и общую удовлетворенность собой. Для подростков рекомендуют следующие показатели : здоровье, характер, ум, способности, красота, авторитет у сверстников, уверенность в себе ( см. картинку по тесту Дембо Рубинштейна).

Верх линии – это состояние максимального предела показателя (например, счастливый, умный красивый), низ – минимальное значение (несчастный, глупый, уродливый). . Подумайте и поставьте черточки на линиях там, где находится ваше текущее состояние.

Тест Дембо Рубинштейна для самооценки, бланк учащегося:

Теперь, после размышления, нарисуйте кружочки («о») там, где вы хотели бы (мечтали бы) быть. И наконец, крестики – там, где вы все-таки можете быть объективно, если приложить старания.

Если взять линейку измерить расстояния в мм. и записать их. Вы получили таблицу, где уровень ваших притязаний – отрезок от самого низа шкалы (нулевое значение) до крестиков. Уровень самооценки – интервал от низа шкалы до черточки (-). Расхождения – это отрезок между уровнем ваших притязаний (крестик) вашей оценкой себя (черточка).

Дополнительные приемы к методике

При проведении индивидуального исследования,согласно методике, ведется беседа, которая спровоцирована экспериментально. Человеку предлагается объяснить каких людей он считает несчастными, а каких счастливыми. В зависимости от отметки, которую расположит на шкале испытуемый, задается вопрос почему именно это местоположение он выбирает, что мешает ему быть счастливым? Само понятие счастья также подлежит обсуждению. Аналогичным образом обсуждаются остальные шкалы.

Во время проведения исследования дополнительно анализируется поведение человека во время эксперимента. Это дает полезную информацию для интерпретации результатов.

Сильное возбуждение, стремление задать вопросы, которые не относятся к делу и привлечь к себе внимание, очень быстрое выполнение заданий показывает на тревожность, которая проявляется у человека при столкновении сильного желания оценить и понять себя с боязнью проявить свою несостоятельность.

Чрезмерно медленное выполнение работы говорит о том, что выполняемое задание является для испытуемого очень значительным. Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность.

Результаты и рекомендации

Обработка результатов здесь не займет много времени. Итоги проведенного теста, по уровню самооценки можно анализировать отдельно по каждой конкретной шкале. Или как среднее арифметическое всех показателей.

Например, если для исследования применялось четыре шкалы, то общую сумму балов нужно разделить на четыре, если шесть шкал – то общую сумму делим на шесть и т. д.

Шкалу здоровья, как правило не оценивают, это проверочная шкала.

По ней психолог определяет на сколько правильно испытуемый понял принцип теста. Но при проверке себя, я счел нужным проанализировать и шкалу здоровья.

Ключи для уровня самооценки (черточка)

  • повышенный уровень оценки конкретной личности в рамках от 50 баллов до 75, такой показатель является реалистичным и адекватным;
  • баллы ваши — от 75 до 100 – это завышенный показатель, он говорит об умеренных, но отклонениях в личности, чуть завышенных притязаниях, нечувствительности к своим ошибкам;
  • баллы до 50 – весьма заниженная самооценка, в наборе с нею — проблемы с восприятием себя, уверенностью, возможно, нужна помощь специалиста и коррекция.

Ключи по притязаниям (крестики):

  • итоговые баллы от 60 до 90 – притязания на реалистичном, достижимом уровне;
  • баллы от 90 до 100 – отсутствие критичности, завышенные ожидания и притязания;
  • баллы до 60 – слишком низкая степень притязаний, возможно — проблемы с развитием личности и уверенностью в себе.

Как оценивать результаты

Как сказано выше, тест Дембо-Рубинштейн помогает выяснить уровень самооценки. Ее главными свойствами являются высота, устойчивость, реалистичность.

Значения уровня самооценки

Интерпретация результатов методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит так:

  1. 50-75 баллов — средняя и высокая самооценка. Человек оценивает себя адекватно, реально смотрит на вещи.
  2. 75-100 баллов – завышенная самооценка. Возможно, в процессе формирования личности произошли какие-то нарушения. Человек воспринимает себя искаженно, он не хочет учиться чему-то новому, не замечает свои ошибки, нечувствителен к критике и замечаниям.
  3. Меньше 50 баллов – низкая самооценка.

После оценки результатов нужно выяснить, почему человек именно так относится к себе. По каким причинам он сомневается в своих возможностях или, наоборот, чрезмерно превозносит себя.

Ключи по притязаниям

Здесь также есть несколько вариантов оценки результатов:

  1. 60-90 баллов – реальный уровень притязаний.
  2. 90-100 – нереалистичный взгляд на себя, отсутствие самокритики.
  3. Показатель меньше 60 баллов – слишком низкие притязания. Свидетельство неправильного развития характера и личностных качеств.

В традиционной модификации методики Дембо-Рубинштейн человек с адекватной самооценкой поставит отметку (горизонтальная полоска) немного выше середины линии. Идеальным (нолик) для него будет вариант ниже верхней части шкалы. Наилучшее место для расположения крестика – посередине самооценкой и желаниями.

Если актуальная самооценка отмечена ниже середины шкалы, человек страдает от излишней самокритичности, слишком многого требует от себя.

Соотношение между параметрами самооценки

Соотношение всех нанесенных на шкалу значков выглядит так:

  1. Правильное местоположение X – между 0 и « — ».
  2. Расстояние между показателем X и 0 – это то, что вы хотите, но пока не можете достичь.
  3. X – то, что вам доступно. Все, что выше этой отметки, недостижимо.
  4. Отрезок вниз от X и до показателя актуальной самооценки – то, чего вы достигнете, приложив немного усилий.
  5. Соотношение между отрезками до и после X – ваш уровень оптимизма.

0 должен находиться ниже верхней границы шкалы. Если он расположен в самом верху, можно судить о незрелости человека. Сформировавшаяся личность понимает, что стать идеальным никогда не получится.

Если показатели на вертикальных линиях находятся слишком далеко друг от друга — испытуемые эмоционально неустойчивы. По мнению психологов, 0 – это мечты человека. Мечтают практически все люди. И когда им удается исполнить одну мечту, они берутся за другую. Получается, что они ставят и достигают цели.

X – реальные перспективы, уровень вашей цели. В процессе движения вперед одна цель сменяется другой. 0 при этом должен оставаться выше X. Иначе случится инфляция мечты или ее обесценивание.

Тест Дембо-Рубинштейн: инструкция и задание

Методика проста для применения. Необходимо провести на листе бумаги четыре вертикальные черты. Названия линий: «Здоровье», «Умственные способности», «Характер», «Счастье». К данному списку можно добавить дополнительные шкалы: «Оптимистические качества», «Степень удовлетворенности собой» и пр.

Параметры каждой шкалы:

  • высота – 100 миллиметров;
  • 1 балл равен 1 миллиметру линии;
  • посередине каждой шкалы стоит точка;
  • на концах каждой шкалы есть горизонтальные черточки (верхняя черта – наиболее высокая оценка по исследуемому параметру, нижняя черта – самая низкая).

Испытуемому необходимо:

  1. Горизонтальной чертой «–» отметить свой текущий уровень.
  2. Кружочком «о» – то место, где бы он хотел находиться между этими двумя чертами (состояние удовлетворенности).
  3. Крестиком «х» – то место, где он может оказаться в случае реальной оценки собственных возможностей.

Важная информация! Тест выполняется до того, как будут читаться результаты. Невыполнение условия повышает риск ошибочной расшифровки.

12 минут – максимальное время на выполнение теста.

Инструкция к проведению исследования

Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце — максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

Выводы

Используя «Лесенку» возможно

  1. определить самооценку, уровень жизненной адаптации детей;
  2. предупредить возникновение проблем, корректировать отклонение самооценки от нормы;
  3. научить учеников взаимодействовать между собой, выполняя общее задание;
  4. создавать команды, где дети самостоятельно выбирают роль, проверяют друг друга;
  5. научить ребят положительно оценивать результаты деятельности.

Самооценка – важный показатель личности. Дети младшего школьного возраста формируют представление о себе, определяют свое место среди других. Используя методы диагностики самооценки, взрослый может вовремя обнаружить проблемы в самоощущении ребенка. Результаты исследований помогают корректировать поведение школьника, учат адекватно оценивать собственные возможности, открывают новые способности, развивают процесс самопознания.

Что это такое?

Правильно оценить себя всегда трудно.

Кто-то ощущает себя зрелым и умным, а кто-то вечно недоволен собой, поэтому чувствует неуверенность и наполнен огромным количеством комплексов.

Чтобы дать объективную характеристику себе самому была разработана методика Тамары Дембо – уроженки России, которая эмигрировала в Германию.

Дополнила ее наша соотечественница – советский психолог Сусанна Рубинштейн.

Методика проста – тестируемому предлагается 4 нарисованные шкалы, которые соответствуют таким критериям, как:

  • ум;
  • здоровье,
  • счастье;
  • характер.

Каждая шкала – по 100 мм, где каждый миллиметр – определенный балл. Посередине каждой линии стоит точка. Человек на этих вертикальных линиях отмечает разными значками (черточкой, кружком, крестиком):

  1. Каков он сегодня?
  2. Каким бы хотел быть в идеале?
  3. Каким будет, если начнет анализировать и работать над собой, удовлетворительный для себя уровень?

Затем по обозначенным знакам (черточка, круг и крестик) дается характеристика самооценки каждого – в зависимости, куда поставил тот или иной знак человек.

На схеме будет видно, насколько отличается «я реальный» от «я идеального».

Все отметки ниже среднего уровня говорят о низких критериях того или иного показателя, выше — о высоких и завышенных.

Список самых распространенных фобий вы найдете на нашем сайте.

Особенности модификации А. М. Прихожан

Автор методики Прихожан лишь добавила несколько шкал и увеличила число линий до 7-ми. А. М. Прихожан посчитала, что недостаточно для объективной картины 4-х характеристик и ввела оценки:

  • внешности;
  • умения что-то делать своими руками;
  • признания ровесников.

Также посчитала нужным изменить, на её взгляд, абстрактное понятие «счастье» на уверенность в себе.

Тестирование по этой методике проходит так же – человек отмечает значками три разных уровня. Те значки, которые находятся ниже середины, — негативная область, выше – позитивная.

А. М. Прихожан на своей схеме так и обозначила верхние и нижние уровни. К примеру, под шкалой ум стоит словосочетание – глупый человек, над шкалой – умный человек.

Эта методика наиболее популярна в современной психологии, так как позволяет открыть человека с разных сторон. Анализ этого теста наиболее глубок и разнообразен.

Описание методики Дембо-Рубинштейн.

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]