Конспект по психологии на тему «Память и внимание»

Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти.

В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.

Роль внимания

Внимание – это избирательная направленность нашего чувственного восприятия на конкретный объект. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.

Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.

Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное и объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия.

Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена. Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов.

Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание.

В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, с отношением к запоминаемой информации.

Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом. Об этом вы прочитаете дальше.

Система развития интеллекта Рюты Кавашима

Япония известна прогрессом практически во всех областях. Здесь же и была разработана японская система развития интеллекта.

Согласно авторскому методу Рюты Кавашима, решение простых арифметических задач на время и чтение вслух задействуют все полушария мозга. Таким образом тренируется и развивается память, стираются негативные последствия. Чтение способствует замедлению старения мозга.

Автор провел эксперимент среди душевно больных, страдающих деменцией, болезнью Альцгеймера. По истечении 30 дней тренировок по системе Кавашимы у пациентов фиксировалось замедление развития болезни. Работа мозга значительно улучшалась. Отсрочить угнетение когнитивных функций при этой болезни ранее было практически невозможно. Сама книга автора состоит из ряда простых арифметических заданий, наглядных иллюстраций и комментариев.

Улучшение организации внимания

Как уже было сказано, внимание является избирательной направленностью нашего восприятия. Внимание бывает произвольным (или управляемым) и непроизвольным (или неуправляемым). Наличие произвольного внимания у человека помогает человеку осуществлять сознательную деятельность, в том числе и целенаправленное запоминание.

Чтобы научиться активизировать и контролировать произвольное внимание, вы можете воспользоваться специальными упражнениями и техниками, которые помогут вам сконцентрироваться. Многие из этих приемов вы встретите и в других тренингах. Здесь же описаны именно те приемы, которые полезны для концентрации внимания в процессе запоминания.

Мотивация. Для улучшения внимания попытайтесь мотивировать себя тем, что изучаемый материал может быть полезен вам. Постарайтесь осознать все возможные преимущества овладения информацией, которую нужно выучить. Пусть они будут незначительны, главное найти их.

Внешние раздражители. Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и заниматься работой, не обращая ни на что внимание. Сложные условия делают человека «непробиваемым», помогают человеку научиться организовывать свое внимание и отключаться от внешних раздражителей. Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу, в парк в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Состояние транса, по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Тренинг, связанный с обучением вхождению в состояние транса, только создается нашими авторами, как только он будет готов, здесь появится ссылка.

Также хотелось бы отметить, что часто в интернете можно встретить рекламу различных препаратов и витаминов для улучшения памяти и внимания. Однако важно понимать, что истинная причина невнимательности и забывчивости лежит не в химических и биологических процессах человеческого организма, а в психологическом состоянии и мотивации. Поэтому прибегайте к применению данных препаратов только в крайнем случае, когда ничего больше не помогает и только по назначению врача.

Конечно, хорошей концентрации нельзя достичь мгновенно, необходимо планомерно работать над ее улучшением. Вот несколько советов относительно проблемы концентрации и способов организации внимания:

  • Не останавливайтесь и не отказывайтесь.
    Очень часто выполняя какое-либо задание, мы останавливаемся на полпути и поддаемся соблазну ускользнуть от работы, так и не завершив ее. Старайтесь бороться с этим желанием, например, применив правило пяти. Если Вы читаете книгу, про

Мышление

Замечание 2

Под мышлением понимается процесс мыслительной деятельности человека, высшая форма его творческой активности.

К отличительным чертам мышления относится творческая переработка имеющихся представлений и создание новых, способность отражать как отдельные предметы, явления, свойства, так и связи, существующие между ними, опосредованное отражение окружающего мира.

Классификация мышления идет по разным основаниям. Чаще всего используется деление на теоретическое и практическое мышление по характеру решаемых задач.

По степени развернутости оно может быть дискурсивным и интуитивным, а по оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление.

Классифицируется мышление и по форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление довольно часто применяется в повседневной жизни и направлено на решение практических действий, например, надо научиться нажимать кнопки на магнитофоне. Эта наиболее элементарная форма мышления является основой для формирования более сложных его видов. Основу наглядно-образного мышления составляют восприятия или представления, потому что задачи решаются посредством образов.

Надо сказать, что образы мышления и образы восприятия отличаются друг от друга своей обобщенностью и отвлеченностью – в образах мышления отражаются только важные и наиболее существенные свойства.

Словесно-логическое мышление относится к понятийному мышлению, решение задач происходит при помощи рассуждений. Понятие – это существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, которые подразделяются на общие и конкретные. Если, например, сажают яблоню или березу, а не просто дерево, то это конкретное понятие.

Человеку свойственно рассуждать в процессе мышления. Суждения бывают общие, частные, единичные.

Что касается общих суждений, то они содержат информацию обо всех предметах и явлениях, причем, как утвердительную, так и отрицательную. Частные суждения включают только часть предметов и явлений, которые включаются в понятие. При единичном суждении речь идет об индивидуальном понятии, например, Таня отлично рисует. В ходе каких-либо рассуждений делаются выводы, которые создают новые суждения. Новое суждение получило название умозаключение.

Если умозаключение делается от частного к общему, то это будет индукция, а обратный процесс получил название дедукция.

В реальности существует огромное количество видов мышления, связанных между собой. Люди отличаются друг от друга качеством мышления – широтой и глубиной ума, самостоятельностью мышления, его гибкостью, быстротой и критичностью.

Развитие мышления происходит в процессе овладения знаниями, источниками которых являются школа, книги, СМИ, радио и телевидение и др.

Как получить яркое впечатление

Впечатления человека от запоминаемой информации имеют 2 полезных свойства, помогающих нашей памяти. Во-первых, интерес к объекту запоминания делает нас более внимательными, а во-вторых, эмоции помогают лучше закрепить объект в нашей долгосрочной памяти.

Ниже приведены несколько принципов, используя которые, вы сможете повысить значение эмоционального восприятия для запоминания информации. Эти принципы помогут вам создать сильное, яркое первое впечатление об объекте запоминания и сохранить его в вашей памяти.

  • Первое впечатление. Полезно создавать первое эмоциональное впечатление о запоминаемом объекте, и заносить его в память как можно точнее.
  • Зрительный образ. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, так как оно прочнее. Нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
  • Большое впечатление. Если есть возможность, помимо зрительного восприятия, старайтесь получить впечатления при помощи как можно большего числа органов чувств, что поможет испытать его сильнее.
  • Воспроизводите заново. Старайтесь чаще оживлять в своей памяти первое впечатление о запоминаемом объекте. Лучше находиться именно под первым впечатлением и не пытаться получить новое.
  • Найти подобное. Воспроизводя про себя первое впечатление об объекте, подумайте, на что похоже это впечатление и испытывали ли вы что-то подобное раньше.

Помимо этих принципов вы также можете использовать специальные приемы организации процесса запоминания информации. Эти приемы позволяют усилить эмоциональную отдачу и пробудить интерес к изучаемому материалу.

Игры. Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне. В игре важен азарт!

Азарт в переводе с французского языка означает увлечение, задор, запал, излишняя горячность. Чтобы создать азартную игру, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Тогда ваш азарт будет вынуждать вас быть более внимательным и сконцентрированным.

Состязательность. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны, как групповые. И в тренировке памяти вы можете найти себе соперника и пытаться его превзойти.

Личные рекорды. Еще одним фактором, создающим азарт при чтении, может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. Личные рекорды можно ставить в скорости запоминания, в количестве усвоенной информации и во многом другом.

Итак, первое правило гласит:

Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, важно сконцентрироваться на ней и попытаться получить эмоциональную отдачу.

Полная картография нашего мозга невозможна?

Проект картографирования всех точек соединения нейронов называется коннекто́м (англ. connectome). Пока удалось описать только коннектом червя-нематоды размером около 1 мм, чья нервная система состоит из немногим более 300 нейронов.

Что же касается описания коннектома человеческого мозга, в котором ~ 86 млрд нервных клеток, — до сих пор нет даже общего представления о масштабах этого проекта.

Ясно лишь, что он куда сложнее, чем расшифровка человеческого генома или даже протеома (совокупности белков).

Ученые, например, предпринимают попытки описать таким образом мозг крысы. «Закартрировали участок размером со спичечную головку — это заняло терабайты памяти. И непонятно, что с таким объемом информации делать», — говорит российский антрополог и популяризатор науки Станислав Дробышевский. Он подчеркивает, что проблема еще и в том, что осмыслить результаты этих исследований мы пытаемся «всё тем же мозгом, который уже не вмещает информацию о нем самом — получается замкнутый круг». Для понимания работы нашего мозга нужен «больший, чем наш, мозг».

Виды памяти

Память – это психический процесс сохранения и воспроизведения прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию не теряя при этом прежних знаний и умений. Она позволяет человеку расширять свои познавательные способности. Для того чтобы таких знаний было больше, этот психологический процесс нужно развивать. Для начала стоит определить, какой вид памяти у вас лучше «прокачан». Различают 4 вида данной когнитивной способности:

  • Слуховая
    – позволяет человеку понять смысл информации и быстро ее обработать.
  • Зрительная
    – благодаря ей можно получать и сохранять визуальные образы и в последующем воспроизводить их в своем сознании.
  • Двигательная
    – с ее помощью человек может фиксировать и воспроизводить движения, формируя навыки.
  • Комплексная
    – память, которая объединяет в себе вышеперечисленные навыки.


Виды памяти
В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения полученной информации память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную.

Долговременная память – это способность воспроизводить информацию на протяжении всей жизни, например, где мы родились, какую школу закончили и так далее. В памяти постоянно идет обращение к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Если сказать проще, то человеку не нужно заучивать то, что он хорошо знает.

Кратковременная память нужна нам для того, чтобы не заполнять мозг не нужной информацией. Например, код подтверждения, присланный в смс для регистрации на сайте, вам больше никогда не пригодится, да и вряд ли вы его вспомните через несколько часов.

Под оперативной памятью понимают запоминание, которое нужно для определенных ситуаций. Человек может держать в голове информацию, которая ему необходима для выполнения настоящей работы. Когда данные становятся неактуальными, то мозг их стирает, освобождая место для новых событий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]