Роль самооценки в развитии личностистатья по психологии на тему


Формирование самооценки личности

Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя». Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.

Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.

Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.

Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания

Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Уровни и виды самооценки

Существует 3 уровня самооценки:

  1. Высокая или завышенная самооценка – человек ведет себя самоуверенно, даже порой чересчур, свято верит в то, что есть два мнения: одно его, другое неправильное. Личностные достоинства незаслуженно возводятся в сотую степень. В то время как собственные недостатки не осознаются вовсе.
  2. Нормальная – предполагает способность реалистично анализировать свои поступки и действия, конструктивно критиковать себя за промахи и в случае чего поддерживать, а не испепелять. Такая личность не бежит от ответственности, имеет адекватный уровень притязаний, знает о своих достоинствах и принимает недостатки.
  3. Низкая самооценка – характеризуется высокой тревожностью, ранимостью, неумением хвалить себя, обесцениванием своих заслуг. Такой человек постоянно сравнивает себя с другими не в свою пользу и страдает от этого, видит только свои недостатки.

Для психически здорового человека без невротических расстройств свойственна нормальная самооценка. Заниженный и завышенный уровни могут быть одинаково опасны для индивида.

В первом случае страдает качество жизни, ведь неуверенные в себе люди не рискуют, не пробуют, упускают миллионы возможностей, подвергаются плохому обращению, которое сами же и позволяют, не умеют постоять за себя.

Во втором случае убежденность в своей правоте часто заводит в тупик. Неспособность признать небольшой проигрыш часто оканчивается большим провалом. Маленькая ошибка рождает ряд других: они копятся, как снежный ком и приводят к большим потерям в будущем (людей, работы, отношений).

Тут же отметим виды самооценки:

  1. Адекватная – это нормальное восприятие себя, нормальная самооценка.
  2. Искаженная – сюда относятся завышенная и заниженная самооценки, так как ни та ни другая не соответствуют действительности. Человек либо завышает свою значимость и ценность, либо сильно занижает.
  3. Смешанная – включает в себя первые два вида. Это значит, что в разные моменты жизни личность может оценивать себя по-разному.

Формирование адекватной самооценки

Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.

М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.

Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.

Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности

А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу

Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.

По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.

Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.

На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.

Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.

Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления

    . Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах

    . Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда

    . Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу

    . Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все

    . От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Как повысить самооценку: советы психологов

Когда ребенок маленький, он беспомощен: его выживание полностью зависит от взрослых, которых он наделяет статусом богов. Малыш верит всему, что ему говорят и согласен на все, лишь бы мама и папа не бросили и не отвернулись.

Однако детское время прошло. Сейчас вы взрослый человек, который сам вправе решать, кто вы есть и чего стоите, менять старые, неэффективные убеждения.

Ниже последуют советы о том, как повысить самооценку и уверенность:

  1. индивид с заниженной самооценкой – это, как правило, очень рамочный человек. Он постоянно контролирует свои слова и действия, боясь сделать что-то не так, неправильно, нарушить некие правила и вызвать осуждение окружающих. Так вот. Неплохо было бы усвоить, что понятия нормы не существует. Норма придумана обществом, а чего хотите вы?
    Речь идет не о крайностях (они предусмотрены в УК РФ), а о том, что вы хотите есть на завтрак, какие книги читать, как одеваться и с кем спать, каким образом отдыхать, с кем дружить и кого ненавидеть. Жизнь ваша, выбирать вам. Но чтобы выбирать, нужно слышать себя, свои потребности;
  2. самооценка зависит от глубины и ширины вашего личного опыта, а также от его признания собою же (не другими!). Поэтому важно ценить свои прошлые заслуги и совершать новые деяния. В совокупности все это добавляет «веса» в собственных глазах.
    Например. Нередко проблема с оценкой себя возникает у домохозяек: целый день дома, рутина, орущие дети. Создается ощущение своей бесполезности, никчемности. Как такой женщине полюбить себя и повысить самооценку?

    На самом деле при внимательном рассмотрении можно увидеть, что она делает массу полезной работы: стирка, готовка, уход за детьми и их воспитание. А есть еще муж, который тоже требует внимания и чистых носков. Что было бы, если бы эта мать и жена в одну секунду исчезла из жизни своей семьи? Ее ценность для близких очевидна,не так ли?

    Также может выясниться, что выполняемых хозяйкой дел даже слишком много, но все они направлены на удовлетворение чужих потребностей, а не своих. И если другие воспринимают сделанное ею, как само собой разумеющееся, то и женщина не придает важности своей работе. Это первое. Второе – она давно забыла про свои желания, что приводит к унынию и падению самооценки.

    Что делать? Увидеть свой вклад в семью, скинуть часть обязанностей, начать заботиться и о себе тоже;

  3. вы имеете право чувствовать то, что чувствуете. Этот пункт нужно заучить, как «Отче наш». Личность с заниженной самооценкой боится своих переживаний, особенно «плохих» ( в скобках, потому что плохих не существует). «Злиться плохо», «завидовать некрасиво», «обижаться глупо», «плакать унизительно»и т. д. Подавляя эмоции, человек обрекает себя на душевные страдания и ужасное самочувствие.
    Любые чувства легальны, нормальны и правильны, потому что их создала сама природа, а она никогда не делает что-то просто так.
  4. сделайте ревизию своего окружения: ограничьте общение с токсичными людьми. Часто рядом с неуверенными индивидами находятся те, кто с удовольствием пользуется их неустойчивостью. С кем вам часто бывает виновато? Или стыдно? Кто постоянно просит вас об одолжениях, и вы не можете отказать, а хотелось бы? Кто открыто критикует вас, обесценивает вашу работу, внешность, поведение?

Как поднять самооценку рядом с критиканами? Никак. Среда сильно влияет на человека, поэтому окружать себя нужно позитивным и поддерживающим обществом.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Самооценка и ее роль в формировании личности

 В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня самооценки.

Ключевые слова : самооценка, личность, Я-концепция личности.

К сожалению, большинство людей из-за своих комплексов, неуверенности и заниженной самооценки не могут найти свое место в жизни. Из-за такого отношения к себе окружающие люди не воспринимают их всерьез и не прислушиваются к их мнению. Людей с заниженной самооценкой перестают замечать.

Во все времена люди стремились стать успешными и счастливыми. Особенно актуально это в современном обществе. Но для роста по карьерной лестнице, семейного благополучия, любви и счастья каждому человеку необходимо иметь правильную самооценку.

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей и своего места среди других людей. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формируется тогда, когда субъект выявляет мнение о самом себе и своих поступках у людей, контактирующих с ним в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результатом этих контактов является заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он зачастую теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, общаться с людьми. Высокий уровень самооценки ведет к уверенным действиям и правильным решениям. Низкий уровень самооценки ведет к неуверенности, робости и, как следствие, к неуверенности в процессе принятия решения. [2]

Среди причин низкого уровня самооценки можно назвать следующие:

– живем в негативном обществе, постоянно имеем дело с негативно настроенными людьми. На каждом шагу вам указывают, что вы идете не той дорогой. Те, кто не выдерживают этого напряжения, выбирают путь проще — слиться с массами и оставить свои цели. Таких людей очень много, общество просто крадет их мечты;

– способности человека внешний облик и интеллект неоднократно высмеивались или подвергались сомнению родителями и учителями, друзьями;

– придание значительной важности какому-либо событию, в котором вы потерпели поражение;

– сравнение себя с другими людьми.Нельзя сравнивать себя с другими людьми, потому что все люди разные. Каждый человек является уникальным и имеет свой список ценностей;

– установка для себя настолько высоких приоритетов, что их нереально добиться.

«Я» — концепция — это обобщенное представление человека о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Формирование, развитие и изменение «Я» — концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (например, школа, семья, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает огромное влияние на формирование «Я» — концепции. Наибольшее влияние на формирование «Я» — концепции в процессе социализации оказывает семья. С возрастом более весомым в развитии «Я» — концепции становится значение опыта социального взаимодействия в неформальных группах и школе. Однако семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте [1]

В самом общем виде в психологии выделяют две формы «Я» — концепции — реальную и идеальную. Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция является реалистичной. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же «Я» — концепция (идеальное «Я») отражает представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная «Я» — концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной «Я» — концепцией приводит к различным последствиям: как негативным, так и позитивным. С одной стороны, расхождение между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной «Я» — концепции становится источником самосовершенствования личности и стремления ее к развитию. По сути, на представлении о том, что реальная и идеальная «Я» — концепции в большинстве случаев в различной степени закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

Мы решили выявить уровень самооценки моих одноклассников, а также установить взаимосвязь успеваемости с уровнем самооценки. Для исследования была выбрана методика С. В. Ковалева (тест — опросник «Определение уровня самооценки»). Данная методика, предназначена для определения уровня самооценки личности. Она представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение, используя предложенные варианты ответов. Всего было опрошено 28 человек.

По результатам исследования было выявлено, что у 46 % учащихся моего класса заниженная самооценка, у 36 % — средний уровень самооценки, 18 % респондентов имеют высокий уровень самооценки. Если сравнивать уровень самооценки учащихся по половому признаку, то было установлено, что у учащихся мужского пола уровень самооценки в целом немного выше, чем у их сверстниц женского пола. Из этого можно сделать вывод, что девушки моего класса испытывают большую неуверенность в своих силах, чем юноши того же возраста. Было установлено, что самооценка и успеваемость в школе связаны между собой. Тот, кто успевает в учебе, как правило, имеет высокую самооценку.

Для того, чтобы помочь учащимся с низкой самооценкой повысить ее уровень, мы составили комплекс специальных упражнений и познакомили с ним тех ребят, у которых по результатам анкетирования был выявлен низкий уровень самооценки. Вот некоторые из них:

– упражнение «Зеркало». Смотрите почаще на себя в зеркало. И когда смотрите, говорите себе позитивные слова, что вам в себе нравится. Например: «ты успешный человек», «я люблю тебя», «я верю в тебя», «ты всегда принимаешь правильные решения», «ты пришел в этот мир, чтобы иметь успех» и т. д. Старайтесь всегда замечать в себе именно положительные черты. Полюбите себя таким, каким вы являетесь. Если вам не нравится по каким-либо причинам ваша внешность, начните замечать в ней только прекрасное.Боритесь со своими комплексами. В конце концов, не может же быть такого, что у вас только одни недостатки! Чаще говорите себе комплименты. Делайте себе подарки. Не забывайте себя хвалить за каждое дело. И со временем ваш образ обязательно изменится [1];

– упражнение «Дневник побед». Возьмите чистую тетрадь и озаглавьте ее «Дневник успеха». Записывайте в нее все, что в течение дня удалось спланировать и сделать хорошо, все свои победы. Все плохое забываем и опускаем. Хорошо, если вы будете делать в вашем дневнике не менее пяти записей в день. Это могут быть даже маленькие дела. Вначале вам может быть трудно. Правило простое: когда сомневаетесь, всегда принимайте положительный ответ. Пусть лучше у вас будет избыток, чем недостаток уверенности в себе. Произойдет формирование самооценки в пользу ее повышения [1];

– упражнение «Быть в гармонии со своими мыслями». Только после того, как вы поймете, что у каждого человека, в том числе и у вас, есть свой внутренний мир, вы начнете с ним ладить. Ваш внутренний мир конечно же отличается от внутреннего мира других людей. А все потому, что каждый человек является индивидуальностью. Вы должны четко осознавать, что вы личность, которая заслуживает уважения и внимания окружающих.

Образ «я» в юности еще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку повысить уровень его самооценки непросто, но возможно. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в качестве руководства при работе со школьниками для повышения уровня их самооценки.

Литература:

  1. Барлас Т. В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я». — М.: Издательский , 1997. — 160 с.
  2. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики.- М.: Педагогика,2001. — 232 с.
  3. Помванова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М., 2000. — 184 с.
  4. Психология подростка. Учебник./ Под ред. члена корреспондента РАО А. А. Реана — СПб.: «прайм- ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 480 с.
  5. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT, 2001. — 976 с

Формирование самооценки младшего школьника

Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением

Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности

Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.

Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.

На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.

Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале. Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки. Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.

Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами. И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить. Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их

Также немаловажно и сравнение. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком

Что такое самооценка

Самооценка

— это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Самооценка — это…

В психологии это понятие подразумевает то, как мы себя воспринимаем: какова наша значимость среди людей, а также важность нашей деятельности для других.

«Само» и «оценка» – оценивание самого себя: своей внешности, тела, чувств, личностных качеств, характера, поведения, предпочтений, действий и др.

Неважно, кем конкретно является человек (должность, социальный статус), и чем он занимается (дворник или писатель). Суть в том, какую оценку всему этому он ставит.

Можно быть пожарным, ежедневно спасать от смерти множество людей и при этом считать себя ничтожеством. А можно вести асоциальный образ жизни, мучить животных, заниматься грабежом, делать пакости своим близким и мнить себя неповторимым совершенством.

Важно отметить: уровень удовлетворения собой и своим существованием прямым образом зависит от того, что и как вы думаете о себе. Чем позитивнее восприятие собственной персоны, тем легче и радостней живется человеку, тем выше его достижения. И, наоборот.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

ФункцииОписание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Уровни самооценки личности

Кроме периодов формирования самооценки личности в психологии существуют уровни. Их три:

Низкий – такой уровень в психологии считается проблемой. Формируется под воздействием родителей еще в детстве. Для таких людей типична нерешительность, зависимость от мнения других людей, стремление к уходу от ответственности и перекладывание ее на плечи окружающих, чрезмерная требовательность, завистливость

Это «искаженный» эгоизм – индивид настолько погружен в собственные неудачи, что не замечает того, что происходит вокруг, не уделяет внимание проблемам своих близких. Средний или «нормальный». Такой уровень встречается у тех, кто уверен в себе и осознает и адекватно оценивает свои отрицательные и положительные качества

Люди с подобным «складом» ума инициативны и хорошо адаптируются в любых условиях, устанавливаемых социумом. Высокий – свойственен успешным и влиятельным. Если индивид имеет весомые достижения в какой-либо сфере, то у него с высокой вероятностью срабатывает подобный механизм. Однако есть множество случаев необоснованно высокой оценки своих действий и достижений, когда самомнение намного «обширнее», чем количество и качество реальных действий.

Кроме уровней в психологии выделяют виды оценивания – адекватный и неадекватный. Первый верно интерпретирует действия и характеристики индивидуума. Человек способен реально посмотреть на себя со стороны, поставить достижимые цели. В случае с неадекватным видом у индивидуума формируется неверное представление о себе – он либо занижает, либо завышает имеющийся «уровень». Коррекция таких отклонений невозможна без применения специальных тестов и методик. Они помогут определить, какова реальная картина, и стоит ли вести работу с психологом.

Формирование самооценки личности

На данный процесс (и на результат, т.е. самооценку и уровень притязаний) влияют 2 фактора – отношение близких и друзей и осознание собственных действий. Последнее не появляется спонтанно – оно нарабатывается благодаря взаимодействию с другими людьми. Близкие и воспитатели должны учить чадо контролю над своими поступками, согласованию собственных «хочу» с желаниями других.

Особенностью процесса является то, что в каждом возрастном периоде большую роль играет сопутствующая деятельность. К примеру, младшие школьники значительную часть своего времени уделяют обучению – решающим фактором здесь будут отметки и записи в дневнике.

Данный процесс включает 4 этапа:

  1. От появления на свет до полутора лет – в психологии его еще называют процессуально-ситуативным. Малыш не видит связи между собственными поступками и характеристиками. Наблюдается тенденция необъективности в оценивании, так как в основе этого лежат внешние результаты деятельности. Последние часто обусловлены не действительными возможностями ребенка, а простой случайностью. Чадо приобретает чувство доверия к миру и позитивное отношение к миру.
  2. От полутора до 3-4 лет – этап именуют качественно-ситуативным. Происходит осознание себя, развивается чувство автономности/ зависимости от реакций взрослого на собственные действия. Устанавливается связь между качеством и поступком.
  3. 4 – 6 лет – научное название – качественно-консервативный. Для этапа типично появление у ребенка понимания о том, каким он станет человеком. В зависимости от ситуации в семье, у девочки/мальчика появляется чувство инициативы или чувство вины – наиболее сильное отрицательное влияние оказывает строгий контроль и предъявление множества требований.
  4. 6 – 14 лет или качественно-динамический период. Самоанализ становится объективным, но при этом обладает динамичностью. Развивается чувство трудолюбия. Опасность представляет неумение или неспособность к выполнению определенных задач – это способствует более низкой оценке себя.

Все четыре периода связаны между собой. Каждый из них возникает на фундаменте предыдущего. Более ранние уровни выстраивают более поздние – именно этим объясняется сложный характер их функционирования.

Роль самооценки в развитии личностистатья по психологии на тему

Роль самооценки в формировании личности.

В жизни мы постоянно выражаем свое отношение к окружающему: нравится или не нравится, красиво или некрасиво, дёшево или дорого и т.д. Это и есть оценка — определение ценности, установление качества, степени, уровня, значения чего-либо или кого-либо. В основе оценки лежит сравнение с каким-то образцом, примером. А оценивали ли вы когда-нибудь себя? Свои качества, достоинства и недостатки? Совпадала ли ваша оценка себя с оценкой другими?

Давайте рассмотрим критерий, может быть, самый решающий в становлении личности ребенка, критерий, определяющий его уверенность в себе, его эффективность проявления самостоятельности, но не всегда верный (объективный) — это оценка вас окружающими. Ваши собственные Я, есть не что иное, как превращённые (обращённые) представления, мнения о вас окружающих людей. И не дай Бог, если эти мнения негативные, злые, — вы и сами можете стать злыми. Вот как такие превращения происходили с лермонтовским «героем нашего временю» Печориным:

«Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Оценка самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков называется самооценкой. Однако формируется она под воздействием различных факторов, к числу которых относится и оценка окружающих…

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам. Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется прогностической. Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется коррегирующей. Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется ретроспективной. Она может быть полной или неполной, объективной или неадекватной.

В нашем теоретическом материале мы рассматриваем самооценку как интегративное качество личности, формирующееся в процессе деятельности и проявляющееся в критическом отношении личности к себе, своим возможностям, своим личностным качествам и своему месту среди других людей. Следует исходить из того, что в основе развития самооценки лежит процесс установления в сознании человека связей между его поведением и качествами личности.

1) У взрослых могут обнаруживаться все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

2) Самооценка ребенка динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения.

3) Огромную роль в формировании самооценки школьника играет оценивание его учебной деятельности учителем, а также соотнесение собственных успехов с успехами своих одноклассников.

Этапы формирования самооценки
Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. На формирование самооценки большое влияние оказывают положительная (отрицательная) оценка своего внешнего облика в сознании ребенка, а также в суждениях окружающих людей, особенности типов семейных систем, своеобразие взаимоотношений родителей с ребенком, оценки учебных способностей ребенка значимыми другими.

Развитие самооценки проходит 4 этапа.

1 этап — от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.

2 этап — от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.

3 этап — от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

4 этап — школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком — либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивациоиную роль.

Психика ребенка — своего рода лист бумаги. И если качество этой «бумаги» определяется наследственностью, то текст, который на ней будет написан, целиком зависит от окружения ребенка.

Свои «автографы» на его психике оставляют родители, родственники, друзья и знакомые, воспитатели и учителя. Пройдет немало лет, прежде чем ребенок научится различать, какие внешние влияния нужно воспринимать, а каким необходимо сопротивляться. Но к тому времени «лист бумаги» уже испещрен разного рода пометками и чувство вины за то, что ты не так хорош, как Вася и Петя, прочно засело в подсознании. Результат — заниженная самооценка, ощущение враждебности внешнего мира и окружающих людей, чувство одиночества. Есть и другое проявление неуверенности, неадекватной самооценки – завышенная самооценка. Люди с такой самооценкой не сутулятся. Наоборот, с осанкой у них все в порядке. Высокомерный взгляд и презрительная усмешка (или вовсе непроницаемое лицо) дополняют их внешний облик. Они сумели приспособиться к этому миру, так и не решив своих внутренних проблем, а просто уверовав в формулу: чтобы тебя любили, нужно быть лучшим или, по крайней мере, казаться таковым. Жизнь «приспособившихся» — вечная погоня за самым лучшим, модным, престижным и дорогим: от одежды до должности, от автомобиля до спутника жизни. Воистину для них нет ничего невозможного. Кроме, пожалуй, одного. Счастье им неведомо, психологический комфорт недостижим.

Оценка ребенком и взрослым самого себя является частью его Я — концепции. Она представляет внутреннее, порой неосознанное суждение человека о своей собственной ценности. Только наличие положительной оценки создает у людей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Формирование правильной самооценки личности должно быть одной из целей управления воспитанием и самообразованием. При неадекватной самооценке это со-житие с социумом становится не только трудным, но и невыносимым для ребенка, а затем и для взрослого. Судьба ребенка в этом случае напрямую будет зависеть от ряда случайных обстоятельств: соседей, друзей, внешней среды, знакомых и т.д. В результате социальная адаптация, формирование самооценки, навыков поведения и требовательности к себе и другим будут определяться случайными причинами.

Младший школьный возраст Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими – учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться, окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет поощрение, награда.

Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в ребенке волевые качества.

Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что сказывается на общей направленности его личности, переживаниях, представлениях. В младшем школьном возрасте изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что, чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть спокойной (ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не проявлять определенные эмоции («не плачь, ты же мальчик!» и т.д.). В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те, которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх поднимает школьника, как в глазах его товарищей, так и в его собственных глазах. В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д. определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым, боязнь быт осмеянным и т.п.

Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в данный период развития происходит особенно интенсивное формирование моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной стороны его личности.

Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.

Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив, выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса, школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не хочу быть злым и т.п.

В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы выполнять обязанности (а их у младших школьников много, и школьных, и домашних), нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно поставленной специальной цели — учиться. Во-вторых, оно требует подчинить свои умственные процессы этой цели. В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то, что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать двоек… Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества.

Подростковый возраст

Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права. Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми, но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть огромное желание в признании его среди взрослых.

В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно переживает если он находит себя хуже других.

В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот девочкам нужно спокойствие и скромность.

Но что интересно – мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте происходит половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. И в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается «меланхолией» или агрессивным поведением.

В ответах можно встретить противоречия. Допустим, то они хотят добавить скромность, то убавить – это объясняется становлением индивидуальности. Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью. Так только после кризиса самосознания подросток приобретает «чувство индивидуальности». Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу «настоящего мужчины», а девочки «настоящей женщины». Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности. Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Исследования обнаруживают, что дети с аффективными ‘переживаниями, возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка и его притязаниями, вместе с тем обладают соответствующими аффективными формами поведения.

Они склонны к преувеличенным и неадекватным реакциям, они обидчивы, агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы и т. д. Это портит их взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и труднопереносимыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и таких взаимоотношений с людьми приводит к тому, что указанные аффективные формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера. Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирования таких черт часто относится именно к подростковому возрасту. Появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются ‘притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.

В соответствии с привычным целостным восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию. Формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации. Подростковый возраст — завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя. Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.

В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый «аффектом неадекватности», может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

Четыре основных источника оценочных суждений, способных оказывать значительное влияние на самооценку – это семья, школа, референтная группа и интимно-личностное общение.

Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

  1. Направленность личности у старшеклассников.
  2. Формирование самооценки.
  3. Самосознание: «открытие Я».
  4. Самовоспитание старшеклассников.
  5. Взаимоотношения со значительными взрослыми — родителями.
  6. Взаимоотношения со значительными взрослыми — учителями.
  7. Взаимоотношения со сверстниками.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

Самооценка — это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание — это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я — концепция») — сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?». Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Как показывают исследования, уже младшие школьники могут охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так: «Петя мне рожки показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать, как мы в лес ездили». Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, который устанавливает связь между особенностями личности и своими поступками. Характерна мотивировка следующего рода: «Я боюсь темноты, стараюсь прыгать через «коня», потому что у меня слабая воля.» Однако и у подростка нет еще обобщенного и устойчивого мнения о себе. Он еще не может отделить существенное от несущественного в своем поведении и характере. Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается ситуативным.

Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе.

Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:

1. Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;

2. Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);

3. Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;

4. Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

Учение — ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей». Круг интересов и общения старшеклассников всё больше выходит за пределы школы, делая её только частью, но существенной частью, его окружающего мира. В средних классах школьников, главные интересы которых сосредоточены вне школы, сравнительно не много, и такие факты воспринимаются как тревожный сигнал. В девятых, десятых классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники ещё принадлежат школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит своё поведение, всё чаще находятся вне её. Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители, учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих выполняемым учителем функциям:

  • замена родителей;
  • власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
  • авторитетный источник знаний в определённой области;
  • старший товарищ и друг.

В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к такой дружбе всегда высок. Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь существует с одним — двумя учителями, и с возрастом этим отношения становятся всё более избирательными. Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти старшеклассника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрёжкой и скукой, во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его отношений с учителями. Но это одна из сторон, с помощью которой формируется самооценка. Другая — это окружение сверстников юноши, которое в этом возрасте играет особенную роль. Желание иметь друзей верных и преданных неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая среди таковых даже любовь. В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого, себя другим и самораскрытие.

Изучение самооценки школьников проводится по следующим параметрам:

  • степень осознанности и целостности восприятия своих познавательных и коммуникативных возможностей;
  • наличие диапазона и степень объективности оценочной шкалы;
  • уровень регуляции познавательной деятельности;
  • поведение в ситуации выбора;
  • проявление эмоций в ситуации успеха и неудачи;
  • степень и форма выражения критичности к себе и своим поступкам;
  • отношение к оценке своей деятельности окружающими; уровень социальных притязаний;
  • степень согласованности внутренних требований личности к себе с внешними условиями; уровень личностной и ситуативной тревожности.

Формирование самооценки учащихся

Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.

На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.

Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.

Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку
    . Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша
    . Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Как формируется оценка себя

Итак, самооценка – это мое собственное восприятие себя же. Означает ли это, что каждый сам «назначает себе цену»? И нет, и да.

Нет – потому что когда-то вас научили оценивать себя определенным образом и вы продолжаете это делать по привычке:

  1. заниженная самооценка – если все детство ребенку твердили, что он криворукое, бездарное существо, которое ни на что не годится, что у него никогда ничего не получится , и, вообще, «из такого» не вырастет ничего хорошего… С каким багажом знаний о себе растут такие дети? Какое место они выделяют себе среди окружающих, когда становятся взрослыми дядями и тетями?
    Нередко бывает и так, что человек растет неуверенным и зажатым при том, что его родители никогда ничего плохого ему не говорили и не делали. Наоборот, его всячески хвалили, мотивировали: «Получил пятерку? Хорошо. В следующий раз получи пятерку с плюсом». «Смотри, как Петенька красиво стихи читает, тебе тоже надо так научиться». «Если займешь 1 место на соревнованиях, я проведу с тобой все выходные».

    В этих словах нет ни агрессии, никаких оскорблений и унижений, правда? Они кажутся добрыми и смахивают на благие намерения. Кажутся.

    Сравнение себя с другими лежит в человеческой природе. Но когда ребенка сравнивают постоянно и совсем не в его пользу, когда его заставляют заслуживать любовь, расположение и уважение даже через поглаживания… Он усваивает, что «хорошим я могу быть только, если что-то делаю для других. Сам по себе я – ничто». В будущем он обязательно столкнется с вопросом «как полюбить себя и повысить самооценку»;

  2. нормальная самооценка – если родители проявляют любовь, тепло и заботу, транслируют малышу, что он важен и нужен, он будет расти с убежденностью в своей ценности, как отдельного человека. Он станет уверенной в себе личностью, которая умеет любить себя и потому претендует на такое же отношение к себе со стороны, не боится ошибаться, достигает высоких результатов на всех фронтах жизни;
  3. и еще один шаблон воспитания, формирующий завышенную самоценность – когда ребенка буквально захваливают, закрываю глаза на его огрехи, приписывают положительные черты и качества, которые хочется в нем видеть. Такой индивид – кандидат на неадекватную, завышенную самооценку. Родители сами того не понимания обрекают своего отпрыска на проблемы в будущем.

Хорошая новость в том, что мы можем влиять на свою самооценку. Достигнув взрослости мы способны менять навязанное ранее представление о себе, подвергнув прошлый опыт критике.

Но повысить самооценку – это как взлететь, повышать свой уровень всегда приятней, правда? А вот спуститься с небес на землю гораздо сложнее: человеку приходится сталкиваться с огромным разочарованием в себе, признаваться в отсутствии супергеройских качеств. Это больно и неприятно.

Самооценка – это явление плавающее, поддающееся коррекции. «Неважно, что делали с нами наши родители. Важно, что мы делаем сейчас с тем, что с нами сделали».

Примерно так сказал кто-то из авторитетных психологов и был чертовски прав.

Прежде чем что-то менять, необходимо понять, как вы себя воспринимаете. Для этого необходимо пройти тест на самооценку, коих сейчас множество в сети интернета.

Методики и тесты на самооценку личности

Для диагностики оценки себя применяется множество методик. Выделим основные:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Значимыми в ней являются 3 установки – реалистичность, высота, устойчивость. Во время диагностики испытуемый определяет свое состояние при помощи избираемых шкал, учитывая некоторые нюансы. Исследование является простым в исполнении: на обычном листе чертится таблица, каждый ее столбец – одно из свойств, а его положение – содержание свойства на данный момент. Внизу оказываются те ценности, от которых испытуемый пытается избавиться, вверху – которыми хочет обладать. Такой тест обязательно выполняется в сочетании с последующим собеседованием.
  • Методика самооценки личности Будасси. Она анализирует параметр количественно, выявляет его адекватность. Основана на самооценивании. Проводится 2 возможными методами – требует сопоставления представлений с действительными показателями либо с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. Этот опросник – наиболее распространенная методика диагностики, анализирующая индивидуально-психологические черты. Цель исследования – обнаружение 16 факторов личности.
  • Тест Лири. Основан на диагностике оценочных суждений по отношению к себе и близким, описании идеального «Я». Состоит из 128 утверждений, раскрывающих 8 типов взаимоотношений.
  • Тест на исследование состояний Г. Айзенка. Актуален при обнаружении в поведении черт агрессивности, фрустрации, ригидности. Информация подается тезисно. В перечне указываются состояния, которые могут быть типичны или, напротив, не свойственны испытуемому.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]