Сущность и структурные компоненты деятельности и общения. Роль общения в развитии личности.

Понятие общения и его роль в развитии человечества

Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.


Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:

  • самоуважение;
  • уважение собеседника, признание его прав и интересов;
  • терпимость, толерантность;
  • справедливость, честность;
  • непредвзятое отношение к людям.

Особенности коммуникативных процессов

При коммуникативной структуре общения основной упор делается на обмен информацией. Интерактивная часть подразумевает обмен действиями и опытом в них. При этом происходит не только передача самой информации, но и ее дальнейшее развитие и уточнение. Люди взаимно влияют друг на друга, однако возможно это только в случае совпадения систем кодификации как у человека-коммуникатора, так и реципиента.

Побочная сторона общения — возникновения различных специфических коммуникативных барьеров.

Главная цель интерактивного общения — удовлетворение потребностей, а также реализация идеи или конкретного плана. Взаимодействие может быть разным, как положительным (кооперация, ассоциация, согласие, приспособление), так и отрицательным, что приводит к препятствиям и мешает построению полноценной системы для обмена информацией (конкуренция, оппозиция, диссоциация, конфликт).

Перцептивное общение — процесс познания друг друга. Собеседники стремятся установить взаимопонимание различными способами, чтобы улучшить свое общение.

В самом процессе человек выступает как субъект и объект межличностного восприятия, причем на это оказывают влияние различные факторы:

  • половые различия между субъектами (женщины лучше понимают эмоциональные состояния собеседника, его достоинства, недостатки, а мужчины способны быстро определить интеллект);
  • темперамент (интровертам легче оценить своего собеседника, тогда как экстраверты могут более точно идентифицировать эмоциональное состояние собеседника);
  • возраст;
  • социальный интеллект (чем лучше развиты общие и социальные знания, тем легче будет установить контакт и провести оценку собеседника);
  • физические различия;
  • состояние здоровья;
  • ценностные ориентации.

Кроме указанных факторов, учитываются и другие установки структуры общения, которые ранее влияли на предшествующие оценки объектов восприятия и уровень социально-психологической компетентности объектов:

  • физический облик (рост, вес, цвет кожи, телосложение);
  • функциональные особенности (возраст, осанка, походка и используемые позы);
  • речевые характеристики (мимика, движения, используемый «язык тела», фонетика);
  • отношения между объектом восприятия и субъектом;

Прямое действие на процесс понимания оказывает взаимодействие между собеседниками, их готовность идти на контакт.

Значение общения в онтогенезе


В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

  • Непосредственно-эмоциональное

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

  • Предметно-действенное

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

  • Внеситуативное интимно-личностное

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.

Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

  • Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.

  • Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

  • Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Структура коммуникации

Существует три взаимосвязанных стороны коммуникации: коммуникативная сторона коммуникации состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, необходимо координировать действия, распределять функции или оказывать влияние на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона коммуникации — это процесс восприятия партнеров в коммуникации и создание на этой основе взаимопонимания.

Средства связи включают в себя:

Язык — это система слов, словосочетаний и правил их соединения в осмысленных высказываниях, используемых для общения. Слова и правила их употребления одинаковы для всех говорящих на этом языке, что делает общение через язык возможным. Когда я говорю «стол», я уверен, что каждый из моих собеседников ассоциирует это слово с тем же понятием, что и я — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и уже формирует его личный, «субъективный» смысл, так что мы не всегда правильно понимаем друг друга.

Интонация, эмоциональное выражение, которое может придать разный смысл одному и тому же предложению.

Выражение лица, осанка, взгляд собеседника могут усилить, дополнить или опровергнуть смысл предложения.

Жесты как средство коммуникации могут быть как общими, то есть иметь фиксированный смысл, так и выразительными, то есть служить для увеличения выразительных возможностей речи.

Расстояние, с которым общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций и степени доверия к собеседнику.

Описание моделей общения


Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:

  1. «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
  2. «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
  3. «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
  4. «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
  5. «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
  6. «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
  7. «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
  8. «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

Типы общения:

  1. Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
  2. Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
  3. Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
  4. Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Составляющие общения и его разновидности

Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.

К ним относятся:

  • содержание,
  • цель,
  • средства,
  • субъекты (участники взаимодействия),
  • тип связи между субъектами,
  • стиль,
  • тактика,
  • техники, методы,
  • результат.

В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

  • эмоциональное – обмен эмоциями;
  • когнитивное – обмен знаниями;
  • деятельностное – обмен навыками и умениями;
  • мотивационное – обмен желаниями и целями;
  • материальное – обмен предметами или продуктами.

Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

Виды коммуникативных барьеров


Высказывая свое мнение или сообщая важную информацию, человек надеется, что собеседники его слова поймут верно. Но так бывает не всегда. Существуют так называемые смысловые или коммуникативные барьеры — психологические препятствия, мешающие пониманию информации, передаваемой между участниками. К компонентам общения относятся барьеры трех типов: понимания, социально-психологических различий и отношений.
Есть несколько барьеров понимания:

  • фонетический — невыразительная, монотонная речь, нечеткое произношение слов, ускоренный ритм, обилие слов-паразитов;
  • стилистический — несоответствие выбранного стиля ситуации или состоянию собеседника;
  • семантический — различия в словарных запасах участников, возможное недопонимание из-за многозначности слов;
  • логический — когда партнер не видит логической связи между высказываниями или считает некоторые утверждения абсурдными.

Социально-психологические барьеры возникают в случае аналогичных различий между собеседниками. Включают религиозные, социальные и профессиональные отличия. Могут привести к развитию конфликтной ситуации.

Барьер отношений зависит от отношения участников беседы к говорящему. Если его авторитет достаточно высокий, барьер исчезнет, а вся сказанная информация будет усвоена правильно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]