Понятие общения и его роль в развитии человечества
Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.
Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.
Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.
Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.
Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.
Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.
Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.
Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.
ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:
- самоуважение;
- уважение собеседника, признание его прав и интересов;
- терпимость, толерантность;
- справедливость, честность;
- непредвзятое отношение к людям.
Особенности коммуникативных процессов
При коммуникативной структуре общения основной упор делается на обмен информацией. Интерактивная часть подразумевает обмен действиями и опытом в них. При этом происходит не только передача самой информации, но и ее дальнейшее развитие и уточнение. Люди взаимно влияют друг на друга, однако возможно это только в случае совпадения систем кодификации как у человека-коммуникатора, так и реципиента.
Побочная сторона общения — возникновения различных специфических коммуникативных барьеров.
Главная цель интерактивного общения — удовлетворение потребностей, а также реализация идеи или конкретного плана. Взаимодействие может быть разным, как положительным (кооперация, ассоциация, согласие, приспособление), так и отрицательным, что приводит к препятствиям и мешает построению полноценной системы для обмена информацией (конкуренция, оппозиция, диссоциация, конфликт).
Перцептивное общение — процесс познания друг друга. Собеседники стремятся установить взаимопонимание различными способами, чтобы улучшить свое общение.
В самом процессе человек выступает как субъект и объект межличностного восприятия, причем на это оказывают влияние различные факторы:
- половые различия между субъектами (женщины лучше понимают эмоциональные состояния собеседника, его достоинства, недостатки, а мужчины способны быстро определить интеллект);
- темперамент (интровертам легче оценить своего собеседника, тогда как экстраверты могут более точно идентифицировать эмоциональное состояние собеседника);
- возраст;
- социальный интеллект (чем лучше развиты общие и социальные знания, тем легче будет установить контакт и провести оценку собеседника);
- физические различия;
- состояние здоровья;
- ценностные ориентации.
Кроме указанных факторов, учитываются и другие установки структуры общения, которые ранее влияли на предшествующие оценки объектов восприятия и уровень социально-психологической компетентности объектов:
- физический облик (рост, вес, цвет кожи, телосложение);
- функциональные особенности (возраст, осанка, походка и используемые позы);
- речевые характеристики (мимика, движения, используемый «язык тела», фонетика);
- отношения между объектом восприятия и субъектом;
Прямое действие на процесс понимания оказывает взаимодействие между собеседниками, их готовность идти на контакт.
Значение общения в онтогенезе
В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.
Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.
Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:
- Непосредственно-эмоциональное
Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.
- Предметно-действенное
Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.
- Внеситуативное интимно-личностное
Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).
Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.
Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.
Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.
Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.
Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.
Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.
Три стороны общения
Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:
- Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию
Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.
- Коммуникация – обмен информацией
Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.
- Интеракция – обмен действиями
Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.
Структура коммуникации
Существует три взаимосвязанных стороны коммуникации: коммуникативная сторона коммуникации состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, необходимо координировать действия, распределять функции или оказывать влияние на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона коммуникации — это процесс восприятия партнеров в коммуникации и создание на этой основе взаимопонимания.
Средства связи включают в себя:
Язык — это система слов, словосочетаний и правил их соединения в осмысленных высказываниях, используемых для общения. Слова и правила их употребления одинаковы для всех говорящих на этом языке, что делает общение через язык возможным. Когда я говорю «стол», я уверен, что каждый из моих собеседников ассоциирует это слово с тем же понятием, что и я — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и уже формирует его личный, «субъективный» смысл, так что мы не всегда правильно понимаем друг друга.
Интонация, эмоциональное выражение, которое может придать разный смысл одному и тому же предложению.
Выражение лица, осанка, взгляд собеседника могут усилить, дополнить или опровергнуть смысл предложения.
Жесты как средство коммуникации могут быть как общими, то есть иметь фиксированный смысл, так и выразительными, то есть служить для увеличения выразительных возможностей речи.
Расстояние, с которым общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций и степени доверия к собеседнику.
Описание моделей общения
Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.
Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.
Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).
МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:
- «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
- «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
- «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
- «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
- «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
- «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
- «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
- «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.
Описание типов общения
Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.
Типы общения:
- Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
- Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
- Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
- Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.
Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.
Составляющие общения и его разновидности
Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.
К ним относятся:
- содержание,
- цель,
- средства,
- субъекты (участники взаимодействия),
- тип связи между субъектами,
- стиль,
- тактика,
- техники, методы,
- результат.
В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:
- эмоциональное – обмен эмоциями;
- когнитивное – обмен знаниями;
- деятельностное – обмен навыками и умениями;
- мотивационное – обмен желаниями и целями;
- материальное – обмен предметами или продуктами.
Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.
Виды коммуникативных барьеров
Высказывая свое мнение или сообщая важную информацию, человек надеется, что собеседники его слова поймут верно. Но так бывает не всегда. Существуют так называемые смысловые или коммуникативные барьеры — психологические препятствия, мешающие пониманию информации, передаваемой между участниками. К компонентам общения относятся барьеры трех типов: понимания, социально-психологических различий и отношений.
Есть несколько барьеров понимания:
- фонетический — невыразительная, монотонная речь, нечеткое произношение слов, ускоренный ритм, обилие слов-паразитов;
- стилистический — несоответствие выбранного стиля ситуации или состоянию собеседника;
- семантический — различия в словарных запасах участников, возможное недопонимание из-за многозначности слов;
- логический — когда партнер не видит логической связи между высказываниями или считает некоторые утверждения абсурдными.
Социально-психологические барьеры возникают в случае аналогичных различий между собеседниками. Включают религиозные, социальные и профессиональные отличия. Могут привести к развитию конфликтной ситуации.
Барьер отношений зависит от отношения участников беседы к говорящему. Если его авторитет достаточно высокий, барьер исчезнет, а вся сказанная информация будет усвоена правильно.