Рождаясь, человек еще не является личностью, но постепенно преобразовывается в нее, усваивая информацию об окружающем мире и формируя собственные взгляды о ней. Такие умения, как обучаемость, усвоение, переработка полученных данных и их критическая оценка помогают людям выработать систему интеллектуальной и эмоциональной оценки действительности.
Сложенные воедино принципы, идеалы и взгляды на мир, подкрепленные соответствующими им поступками, составляют сущность мировоззрения человека. Суммирование всех компонентов системы является духовной и практической деятельностью индивидуума.
Видение мира
Система взглядов человека на окружающую реальность и способность ее осваивать, его этические ценности, обобщение имеющихся в его распоряжении естественно-научных, технических, философских и других знаний, вот что такое мировоззрение.
Впервые этот термин был введен в конце 18 века в значении «взгляда на Вселенную» немецким философом Кантом. Лишь со второй половины 19 в. он стал означать систему, в основе которой лежат суждения о мире и место, которое занимает в нем человек.
На самом деле это понятие означает сложное взаимодействие различных блоков знаний, убеждений, эмоций, мыслей и настроений, соединенных в некое подобие понимания людьми окружающей реальности и себя в ней.
Каждый индивидуум в отдельности, имея свой набор мнений и взглядов на действительность, может объединяться в группы, сообщества, семьи или другие организации с людьми с похожими суждениями. В зависимости от того, какие ценности, точки зрения или жизненные программы определяют их сознание, при этом образуются народы, различные слои общества, интеллектуальная или социальная элита, или классы.
Развитие мировоззрения цивилизаций
Наблюдая за происходящими в природе явлениями, люди с древности пытались дать им хоть какое-то объяснение. Самый простой способ это сделать, было объявить свое существование и всего вокруг проявлением воли богов. Таким образом, сформировалось сверхъестественное и мифическое видение происходящего, которое было основным на протяжении нескольких тысячелетий.
Главное, что такое мировоззрение объясняло, так это иллюзорность жизни, так как все предопределено богами, что большинство людей подтверждало, смиряясь с таким взглядом на реальность. Благодаря тем личностям, кто шел вразрез с принятыми суждениями (не подчинялись воле богов), менялись история и, соответственно, мировоззрение в сознании людей и целых цивилизаций.
Рассуждая о существующих порядках в явлениях природы и сравнивая их, люди создали такую науку, как философия. Благодаря способности познавать окружающую реальность во всей ее многогранности, человек постоянно усовершенствовал модель Вселенной, Земли и изучал свое место в ней.
По мере того как накапливался опыт в познании действительности и проверялся на практике, у цивилизаций появлялись науки, менялось мировоззрение. Например, наблюдения за изменениями на звездном небе легли в основу астрологии, а затем астрономии.
Самосознание и развитие личности
Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:
1 стадия (до года) — выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.
2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.
3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.
4 стадия (7-12 лет) — продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).
5 стадия (12-14 лет) — ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.
6 стадия (14-18 лет) — имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.
Структура миропонимания
Как известно, формирование мировоззрения начинается с двух-трехлетнего возраста. Годам к семи у детей уже складывается личное мироощущение, основанное на том опыте и практическом его применении, что они успели получить и переработать.
Главные вопросы, характеризующие деятельность человека в любом возрасте, это:
- знать, чего он хочет;
- иметь представление, как этого достичь;
- хотеть именно этого;
- достигать желаемого.
Чтобы понять, что такое мировоззрение, следует знать, из каких структурных элементов оно состоит:
- познавательный – включает в себя все научные, социальные, технические, обыденные и другие знания, которые известны человеку и в совокупности создают его универсальное миропонимание;
- ценностно-нормативный – включает в себя идеалы и убеждения, которые лежат в основе поступков каждого индивидуума и составляют его систему ценностей;
- морально-волевой – объединяет имеющуюся систему знаний с эмоциональным восприятием действительности и определением человеком своего места в обществе, коллективе, мире и отношение к нему;
- практический – мировоззрение считается полноценным и воспринимается, как руководство к действиям, по которым можно определить, какие ценности лежат в его основе.
Люди на протяжении всей жизни могут менять свои убеждения, но основные ценности остаются постоянными.
Особенности мифологического и религиозного мировоззрения
Уже в исторические времена люди создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые управляют как миром, так и человеком. О существовании этих взглядов и представлений свидетельствуют материальные остатки древних культур, археологические находки. Древнейшие письменные памятники ближневосточных регионов не представляют собой целостные философские системы с четким понятийным аппаратом: нет ни проблемы существования и существования мира, ни честности в вопросе способности человека познавать мир.
Миф — одна из форм выражения человеком своего реального на начальном этапе его отношения к миру и косвенного осмысления общественных отношений определенной целостности. Это первый (хотя и фантастический) ответ на вопросы о происхождении мира, о значении естественного порядка. Он также определяет цель и содержание индивидуального человеческого существования. Мифический образ мира тесно связан с религиозными представлениями, содержит ряд иррациональных элементов, отличается антропоморфизмом и олицетворяет силы природы. Однако в нем также содержится сумма знаний о природе и человеческом обществе, приобретенных на основе многовекового опыта.
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф о том, как оно существовало в первобытном сообществе, то есть в его живой первозданной форме, — это не рассказ рассказываемый, а переживаемая реальность. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям примитивного коллектива. Миф служит для оправдания определенных социальных установок, санкционирования определенного типа убеждений и поведения. В период господства мифологического мышления потребность в получении специальных знаний еще не возникала.
Таким образом, миф — это не исходная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое изображение явлений природы и коллективной жизни. В мифе, как древнейшей форме человеческой культуры, были объединены рудименты знаний, религиозных верований, нравственной, эстетической и эмоциональной оценки ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то под словом «познание» здесь подразумевается не традиционное получение знаний, а восприятие мира, чувственная эмпатия.
Для первобытного человека было так же невозможно зафиксировать его знания и убедиться в его невежестве. Для него знания не существовали как нечто объективное, независимое от его внутреннего мира.
В примитивном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действие — с действующим. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.
Мифологической форме присущи:
- синкретизм — нет четких различий между материальными и духовными явлениями;
- антропоморфизм — отождествление сил природы с силами человека, их одухотворение;
- политеизм (политеизм) — каждое природное явление имеет свою причину — это Бог. У богов есть человеческие черты, пороки, но они бессмертны.
Формирование мира понималось в мифологии как его создание или как постепенное развитие от примитивного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в пространство, как творение через преодоление демонических сил.
Главный принцип решения мировоззренческих проблем в мифологии был генетическим. Объяснения происхождения мира, происхождения природных и социальных явлений сводились к рассказу о том, кто кого родил. В знаменитой «Теогонии» Гесиода, а также в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс сотворения мира был представлен следующим образом. Вначале был только вечный, безграничный, темный Хаос. Это был источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Богиня Земли — Гайя тоже произошла из Хаоса. Из Хаоса, источника жизни, могучей любви, оживляющей все, — Эрос тоже поднялся.
Беспредельный Хаос породил Тьму — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А из Ночи и Тьмы произошел вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет распространился по миру, и ночь и день начали сменять друг друга. Могучая благословенная Земля родила безбрежное голубое небо — Уран, и небо простиралось над Землей. Высокие Горы, рожденные Землей, гордо возвышались к нему, и бесконечно шумное Море распространилось широко. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история создания мира связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Похожая схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, мы можем познакомиться с теми же идеями древних евреев из Библии — Книги Бытия.
Миф обычно сочетает в себе два аспекта — диахронический (рассказывающий о прошлом) и синхронный (объясняющий настоящее и будущее). Таким образом, с помощью мифа прошлое было связано с будущим, и это обеспечило духовную связь между поколениями. Содержание мифа казалось первобытному человеку предельно реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология сыграла огромную роль в жизни людей на ранних этапах их развития. Мифы, как отмечалось ранее, утверждали систему ценностей, принятую в данном обществе, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главный смысл мифов состоит в том, что они установили гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и человеком и тем самым обеспечили внутреннюю гармонию человеческой жизни.
Практическое значение мифологии в мировоззрении еще не потеряно. И Маркс, и Энгельс, и Ленин, и сторонники противоположных взглядов — Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Шубарт — в своих произведениях прибегали к образам мифологии, преимущественно греческой, римской и немного древнегерманской. На мифологической основе выделяется первый исторический тип мировоззрения, сохранившийся сейчас только как вспомогательный.
На ранних этапах истории человечества мифология была не единственной формой мировоззрения. В этот период существовала и религия. Близко к мифологическому мировоззрению, хотя и отличалось от него, было религиозное мировоззрение, развившееся из глубин еще недифференцированного, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазиям и чувствам. Однако, в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и священное, а самым глубоким и необратимым образом разделяет их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила — Бог — стоит над природой и вне ее. Существование Бога воспринимается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что его душа бессмертна, за могилой его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Для религии мир имеет рациональное значение и цель. Духовный принцип мира, его центр, особый ориентир среди относительности и текучести разнообразия мира — это Бог. Бог дает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает моральную санкцию на человеческие поступки. И, наконец, в лице Бога мир имеет «высший авторитет», источник силы и помощи, который дает человеку возможность быть услышанным и понятым.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не остались жизненно важными. На протяжении всей истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали разнообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения — поиск высших ценностей, истинного жизненного пути, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся на трансцендентное, потустороннее царство, не земное, а к «вечной» жизни. Все дела и поступки человека и даже его мысли оценены, одобрены или осуждены в соответствии с высочайшими, абсолютным критерием.
Прежде всего, следует отметить, что идеи, воплощенные в мифах, тесно переплетались с ритуалами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильно сказать однозначно, что они были неразлучны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной точки зрения, то есть с точки зрения мировоззренческих построений, мифология и религия неразделимы. Это не означает, что одни мифы являются «религиозными», а другие — «мифологическими». Однако у религии есть своя специфика. И эта специфика заключается не в особом типе мировоззренческих структур (например, тех, в которых преобладает деление мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим структурам (установка веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, и установка веры также является неотъемлемой частью мифологического сознания. Специфика религии обусловлена тем, что основным элементом религии является система культов, то есть система ритуальных действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому любой миф становится религиозным постольку, поскольку он включен в систему культа, выступает ее содержательной стороной.
Мировоззренческие конструкции, входя в систему культов, приобретают характер доктрины. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие построения становятся основой формального регулирования и регулирования, упорядочивания и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью ритуалов религия культивирует в людях чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., Придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Основная функция религии — помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его жизни и поднять человека к чему-то абсолютному, вечному. С философской точки зрения, религия предназначена для того, чтобы «укоренить» человека в трансцендентном. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, независимого от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого существования, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знания, а значит, устойчивость человеческого существования, помогает ему преодолевать бытовые трудности.
С развитием человеческого общества, установлением человеком определенных закономерностей, совершенствованием когнитивного аппарата, появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма не только духовно-практическая, но и теоретическая. Изображение и символ заменены на Логос — разум. Философия рождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы с помощью разума, то есть мышления, основанного на концепциях и суждениях, которые связаны между собой по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к силам и существам, превосходящим его, философия выдвинула на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отражающие растущую потребность общества в понимании мира и человека со стороны общества. точка зрения знания. Первоначально он вышел на историческую арену как поиск мирской мудрости.
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, свои мировоззренческие схемы, то есть весь комплекс вопросов о происхождении мира в целом, о его структуре, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Также он унаследовал весь объем позитивных знаний, которые за тысячелетия накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило с другой точки зрения, а именно с точки зрения рациональной оценки, с точки зрения разума. Таким образом, можно сказать, что философия — это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия — это мировоззрение, система общетеоретических взглядов на мир в целом, на место человека в нем, понимание различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия — это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент, по сути, сближает философию и науку.
Сущность мировоззрения
Основным условием развития человеческой личности является постоянное изучение окружающей действительности, происходящих в ней изменений и приспособление к ним.
Чтобы понять, что такое сущность мировоззрения, следует рассмотреть уровни, из которых оно состоит:
- Мироощущение – способность людей адаптироваться к окружающей среде и ориентироваться в ней. На этом уровне познание мира осуществляется за счет 5 органов чувств и работы бессознательного. Здесь же находится эмоциональная оценка действительности. Например, неожиданное чувство радости и счастья возникает на уровне бессознательного до того, как мозг начнет искать причину, приведшую к подобной перемене в настроении.
- Миропонимание – это работа на уровне сознания, во время которой происходит получение и обработка информации об окружающей действительности. В ходе этого процесса проявляются 2 типа восприятия:
- Обыденный, во время которого человек составляет свое мнение о желаемом уровне жизни, окружающих людях, работе, стране, политиках, семейных отношениях и о многом другом.
- Теоретический тип – общее познания бытия, своего места в мире, опиравшееся на имеющиеся данные различных наук или философии.
Сущность мировоззрения заключается в сведении всех уровней восприятия реальности в единую систему ценностей, знаний и их эмоциональной оценки в некую жизненную позицию, подтвержденную поступками человека.
Признаки
Обыденное мировоззрение – это такая форма, которая образуется на основе приобретенных знаний, эмоциональных переживаний, анализа поступающей информации, что предопределяет индивидуальность сложившихся взглядов. Характерная черта обыденного мировоззрения – выработка суждений и представлений на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
К признакам обыденного мировоззрения относят доминирующее влияние убеждений, обычаев и традиций, сформировавшихся в обществе. Особенностью обыденного мировоззрения является ведущее влияние личного опыта индивида, который накапливается в результате ежедневной познавательной и практической деятельности. Другие факторы, влияющие на становление и развитие системы взглядов:
- Коллективное мнение и общественный опыт.
- Стереотипные представления о правилах поведения, нормах межличностных взаимоотношений.
- Предания, суеверия, предрассудки, составляющие основу народной мудрости.
Обыденный индивидуальный опыт помогает ориентироваться в настоящем, например, справляться с жизненными трудностями. Человек, встречаясь с препятствиями в ходе достижения целей, анализирует ситуацию, определяет последствия, обозначает проблему, находит способы ее устранения. Другие функции обыденного опыта:
- Выявление реальных перспектив при планировании действий.
- Прогноз развития событий.
- Направление вектора активности сообразно поставленным целям.
Коллективный опыт обуславливает появление архетипов – образов, которые объединяют собирательные черты характера. Человека, наделенного свойствами архетипа, не существует в природе. Это идеал, который олицетворяет стремления и надежды людей. Обыденное мировоззрение ассоциируется с появлением архетипов героя-освободителя, матери, мудрого старца, пророка – предсказателя будущего. Признаки обыденного мировоззрения:
- Автономность. Установки, возникшие в рамках системы взглядов, самостоятельны и независимы в общей структуре мировоззрения. Например, системы образования, семейных ценностей, создания условий быта существуют независимо друг от друга.
- Ассоциативность. Индивид перенимает опыт, накопленный на протяжении веков, действует ассоциативно с примерами предков и других людей.
- Интеграция разноплановых знаний. Система взглядов строится на знаниях, охватывающих все сферы жизни.
- Фрагментарность. Индивид воспринимает и усваивает информацию, которую считает интересной и полезной.
В процессе создания обыденного мировоззрения мыслящий человек объединяет в сознании фрагменты знаний из разных сфер жизни, в том числе из кодекса морали и нравственности, науки, политики, культуры. Сформулированные представления о жизни помогают выбирать значимые цели, достигать их, избегать социальных конфликтов и ошибок, преодолевать трудности. Человек в условиях обыденности воспринимает и оценивает свою личность, проявляет отношение к природе, окружающим людям.
Основные типы
Теоретической базой мировоззрения является философия, а практической – духовная целостность человека, подтвержденная его деятельностью. Условно ее можно разделить на несколько типов:
- Архаический – период, когда человечество воспринимало мир живым и взаимодействовало с ним, исходя из этого знания. Этому типу присущ тотемизм, одним из свойств которого было отождествление людьми себя с животными, птицами или явлениями природы.
- Следующий уровень развития – мифологический тип мировоззрения, по которому всему видимому и невидимому свойственно не только иметь образ, но и взаимодействовать с человеком и друг с другом. Люди общаются с богами, приносят им жертвы, молятся, строят храмы, соблюдают обряды и могут даже соперничать или противостоять им.
- Религиозный тип отделяет человека от мира духов. На Олимпе нет богов, но вера в них у людей не пропала. Появились другие обряды, догмы, заповеди, но авторитет богов был неоспорим.
- В основе философского типа лежит критическое сознание, не принимающее на веру старые постулаты, а требующее их логического подтверждения.
Каждому типу мировоззрения были свойственны свои принципы. В зависимости от меняющихся взглядов на окружающую действительность, всем эпохам свойственны свои ценности.
Особенности самосознания личности
Понятие самосознания личности в психологии является объемным, многоуровневым процессом и содержит в себе этапы, функции и структуру. Принято рассматривать четыре этапа: когнитивный (простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма); личностный (самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями); интеллектуальный (самоанализ и самонаблюдение); и поведенческий (симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением). Есть теории, в которых развитие самосознания личности содержит всего две фазы: пассивную и активную. На первой фазе самосознание личности является автоматическим следствием развития, а на второй включается и определяет этот процесс.
К основным функциям относят: самопознание – получение информации о себе; эмоционально-целостное самоотношение и формирование «Я»; самозащиту своей неповторимой личности; саморегуляцию поведения.
Самосознание личности предопределено генетически в значительной мере. Ребенок осознает себя, личные качества, отличает себя от других, итак окружающий мир постепенно формируют самосознание. Его развитие повторяет периоды формирования собственных знаний об объективном мире. Потом этот процесс переходит на более высокий путь развития, при котором вместо ощущений появляются процессы осмысления в понятийной форме.
Главной особенностью и самым важным компонентом самосознания является образ «Я». Это сравнительно устойчивые и не всегда осознаваемые понятия человека о себе, в результате которых он взаимодействует с людьми. Этот образ выступает установкой непосредственно к своим действиям и включает три компонента: когнитивный, поведенческий и оценочный. Первый включает в себя понятие о своей внешности, способностях и социальной значимости. Второй компонент охватывает желание быть понятым и вызывать уважение и симпатии друзей, учителей или коллег. А третий объединяет собственное уважение, критичность и уничижение.
Существует еще идеальное «Я», которое обозначает желаемое видение себя. Этот образ присущ не только в юношеском, но и более зрелом возрасте. Изучение самооценки помогает определить степень деструктивности или адекватности «Я».
Основные принципы
Главные принципы мировоззрения касаются взаимоотношения Бога с миром и подразделяются на:
- Атеизм – отрицание существования сверхъестественного и богов, а первоосновой всего является материя, изучение которой возможно только чувственным образом.
- Скептицизм – в основе принципа лежат сомнения в непреложности истины и отрицание божественного предназначения человека и смысла его жизни. Разделяющие эти взгляды люди считают, что индивидуум обязан сам определять свою судьбу, главные ценности мировоззрения которого должны состоять в достижении максимального количества удовольствий.
- Пантеизм – вера в некую основу мира, породившую все сущее. Формой изучения реальности в пантеизме является наблюдение за действительностью и дедукция на физическом уровне, и мистическая интуиция на духовном.
- Креационизм – принцип, утверждающий Бога, как первопричину всего, но разделяющий компоненты, лежащие в основе мира от природы самого Творца.
Обобщая, что такое мировоззрение, можно определить, что это совокупность всех знаний, чувств, взглядов и оценок реальности человека в его понимании мира.
Самосознание и самооценка личности
Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках. В процессе социализации человека формируется способность к самооценке. Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.
Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.
Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение. Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.
Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.
У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.
Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.
Имеющиеся проблемы
Главной проблемой мировоззрения являются противоречия во взглядах людей на существующую реальность. Каждый индивидуум видит ее через собственную линзу восприятия, в которой фокусируются убеждения и основные жизненные установки, подтвержденные на практике. Именно различие в том, на чем люди сосредотачиваются, и делают их настолько разными.
Например, кто фокусируется на деньгах, накапливает капиталы, кто на их отсутствии – плодит бедность.
Влияние мировоззрения на уровень и качество жизни людей доказано экспериментальным путем. Стоит человеку поменять свои убеждения и сфокусироваться на новых установках (достатке, здоровье, любви, карьере и многом другом), как картина мира начинает постепенно меняться.
Важно помнить, что проблемой при изменениях является отсрочка во времени. Если человек долго верил в то, что не может стать богатым, то потребуется некоторый срок, чтобы новые взгляды мировоззрения «укоренились» в подсознании.
Духовный аспект
Раньше считалось, что люди – это индивидуумы, получающие духовный опыт на протяжении своей жизни. Современные науки приходят к выводу, что человек – это дух, обретающий опыт в физическом теле. Сегодня все больше уделяется внимания изучению взаимосвязи между Творцом и его творением.
Духовное мировоззрение людей построено на принятии или отрицании Бога. В основе гармонии лежат:
- любовь к миру в целом;
- принятие происходящих событий, как проявление божественной воли;
- подключение к энергии любви через молитву;
- реализация собственной жизни через гармоничное ее проживание;
- сбалансированное состояние во всех сферах жизни.
При отсутствии духовного развития людей наполняют обиды, невзгоды, болезни и непонимания смысла жизни.
Мировоззрение сегодня
Существующее сегодня мировое сообщество интегрировано в масштабах всей планеты. Современное мировоззрение человека включает в себя сумму знаний всех имеющихся наук на уровне неспециалиста. В ее основе лежит познание действительности через 5 органов чувств с дальнейшей обработкой информации разумом.
Из полученных данных человек строит свою картину мира, на которую может сознательно влиять и видоизменять. Единственное, что осталось неизменным, так это цель человека. Она по-прежнему в познании мира и места в нем.