Социальная роль в самом распространённом понимании представляет собой поведение людей, занимающих в обществе определённое положение. По сути, это комплекс требований, которые ставит перед человеком общество, и действий, которые он должен выполнять. И социальных ролей даже у одного человека может быть довольно много.
В дополнение к этому, каждый человек может обладать и большим количеством статусов, а окружающие люди, в свою очередь, имеют полное право ожидать от других надлежащего выполнения своих социальных ролей. Если смотреть с этой точки зрения, социальная роль и статус являются двумя сторонами одной «монеты»: если статус составляет совокупность особых прав, обязанностей и привилегий, то роль – это действия в рамках данной совокупности.
Социальная роль включает в себя:
- Ролевое ожидание
- Исполнение роли
Социальные роли могут быть конвенциональными и институционализированными. Конвенциональные роли принимаются людьми по соглашению, и они могут отказаться от их принятия. А институционализированные предполагают принятие ролей, обусловленных социальными институтами, например, семьёй, армией, университетом и т.д.
Как правило, культурные нормы усваиваются человеком посредством обучения ролям, и лишь немногие нормы принимаются обществом в целом. Принятие же роли зависит от статуса, который занимает тот или иной человек. То, что может быть вполне нормальным для какого-то одного статуса, может быть абсолютно неприемлемым для другого. Исходя из этого, социализацию можно назвать одним из основополагающих процессов обучения ролевому поведению, в результате которого человек становится частью социума.
Что входит в понятие социальная роль?
Для социальных ролей свойственна динамичность. Другими словами на протяжении всей жизни человек примеряет на себя разные социальные роли. Сын или дочь должны соответствовать одним ожиданиям, в то время как к работникам, матерям предъявляются другие требования.
Структурное наполнение понятие социальная роль состоит из следующих элементов:
- Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки;
- Внешний вид человека. Для каждой социальной роли существуют свои требования с точки зрения внешнего вида, человек должен им соответствовать. Врач должен быть в халате, полицейский в униформе, строитель в каске;
- Мотивация человека. Члены социальной группы одобряют или порицают демонстрируемые человеком поведенческие реакции, это же распространяется на его внутренние устремления. Оценка мотивов осуществляется на основе ожидании членов социальной группы, которые формируются на общепринятом понимании. Если девушка, которая выходит замуж, ставит своей целью получение материальной выгоды, то это поведение порицается обществом. Если источником ее мотивации является любовь и чувства, то общество позитивно воспринимает ее действия.
Структура личности и ее содержание
Как все значимые системы общественной жизнедеятельности и все закономерности природы, сознательный человек имеет свою личностную структуру. Эта структура является многоуровневой, и каждый уровень характеризует ее в разрезе разных нравственных качеств личности:
- Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
- Психологический уровень объединяет психологические особенности личности (чувства, воля, память, мышление).
- Социальный уровень заключается в конкретном образе жизни, стиле общения, обоснованных убеждениях, социальных ролях. Сюда входят семейные, образовательные, мировоззренческие, финансовые, авторитетные факторы, раскрывающие нравственные качества личности.
Каждый уровень раскрывает отдельные составляющие личностного багажа в целом. Помимо уровневого контекста структура личности рассматривается с позиции составляющих ее элементов. Сюда относятся:
- разумность – способность человека мыслить, развиваться, познавать, приобретать навыки и компетентность;
- психоэмоциональность – совокупность чувств, желаний, импульсов, мотивов и прочих факторов, противопоставленных разумности;
- мировоззрение – восприятие мира и определение своего отношения к нему любым представителем общества: мужчиной или женщиной, взрослым или ребенком, реалистом или мистиком;
- направленность – интеграция характера в способности определения человеком самостоятельно выбирать свои ценности и жизненные приоритеты;
- опыт – накопленные с течением времени навыки, умения, знания, повадки, доведенные до автоматизма, привычки;
- способности, пожалуй, самый важный инструмент личности, которым определяются ее возможности к совершению полезной деятельности;
- психотип – протекция характера, поведенческих моделей и реакции человека на происходящее вокруг него;
- темпераментность – проявление конкретного типа темперамента, энергетическая и динамическая составляющая проявления яркости, скорости, силы эмоционального реагирования;
- рисунок тела – подача человеком своей внешней оболочки в выгодном для него ракурсе.
Примеры социальных ролей
На современном этапе развития общества для жизни человека свойственно многообразие. Большое количество жизненных реалий дает возможность выделить множество примеров, с обозначением того, что ожидает от человека общество в соответствии с определенной социальной ролью:
- От сына или дочери в рамках взаимодействия с родителями ожидается послушание до совершеннолетия и помощь в старости;
- Человек, пересекающий дорогу, должен соблюдать правила дорожного движения и не создавать опасной ситуации. Водитель в сою очередь также должен следовать предписанным правилам, чтобы избежать аварии или штрафа;
- Студент университета должен посещать лекции, сдавать сессии, проходить практики, усваивать и закреплять учебный материал, проявлять уважение к преподавателям на лекциях и вести себя прилежно во время учебы;
- Статус друга подразумевает оказание товарищу помощи и поддержки в трудные моменты жизни, отстаивание и разделение его интересов и мировоззрения;
- Родитель должен проявлять заботу о ребенке, удовлетворять его базовые потребности, следить за состоянием здоровья, реализовывать воспитательную функцию, передавать знания об окружающей действительности, ретранслировать нормы, принятые в обществе.
В механизме каждый человек может реализовывать несколько социальных ролей в зависимости от ситуации. Их распределение может осуществлять как в заранее сложившемся порядке, также они могут возникать неожиданно, что обусловлено изменившимися реалиями. После подписания трудового договора о принятии на работу, начальник ожидает от сотрудника того, что он будет разделять и придерживаться конкретных правил, установленных компанией. В свою очередь бытовые явления вынуждают человека стать участником событий, в которые он вступать совершенно не планировал.
Характерные черты личности
Выполняемые личностью функции предопределяют формирование его характерных качеств. Все они условно подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние черты личности предполагают душевное богатство человека. Это те самые качества, которые не видны глазом, но ощущаются после общения. Сюда относятся заботливость, участие, свободомыслие, позитивное мировоззрение, мудрость. Помимо этого к внутренним чертам можно отнести самосовершенствование, предполагающее конструктивное мышление, ответственное ко всему отношение, энергичность и целеустремленность, а также любовь к порядку.
Внешние качества личности работают на выражение его облика. Сюда относятся артистизм, привлекательная внешность, чувство стиля, красивая ровная речь, мимика и жесты.
Характеристика социальной роли
Исследователь Толкотт Парсонс совместно с коллегами смог систематизировать социальные роли в середине прошлого столетия. Он выделил пять основных характеристик социальных ролей:
- Эмоциональная составляющая. Ряд ролей, в том числе медика, психолога, социального работника, требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, когда в большинстве случаев у людей проявляются яркие эмоции, речь идет о болезнях, страданиях, смерти. Такие жесткие требования с точки зрения эмоциональной сдержанности не предъявляются к родственникам или друзьям;
- Способ получения. Некоторые роли являются результатом предписанных статусов. В качестве примера можно рассмотреть ребенка, подростка или взрослого человека — они определяются на основании возраста человека. Другие роли необходимо заслужить или добиться, сюда можно отнести статус квалифицированного врача, то есть для ее получения человеку необходимо вложить силы и время, пройти обучение и практику;
- Масштаб. Ряд ролей ограничены строго обозначенными аспектами взаимодействия представителей социальных групп. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, связанными с лечением заболевания или реабилитацией после операции. Между ребенком и его родителями устанавливаются отношения более широкого плана, когда родители прилагают усилия для обеспечения комфорта ребенка в решении широкого спектра вопросов;
- Формализация. Можно выделить роли, которые выдвигают на первый план взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, работник библиотека занимается выдачей книг на строго обозначенный срок, и потребовать штраф в случае просрочки возврата книги. В рамках осуществления других ролей допускается особое взаимодействие с теми, с кем у человека сформировались личные отношения. Например, человек не ожидает, что брат, близкий друг или родитель оплатит какую-либо оказанную услугу, однако с незнакомым человеком плата была бы обязательным условием;
- Мотивация. Каждая роль базируется на своей мотивационной составляющей. Например, если речь заходит о предприимчивом человеке, то люди ожидают от него реализации действий и поступков, направленных на получение прибыли. При этом работник социальной сферы, ярким примером является специалист по социальной работе, осуществляет свою деятельность ради общественного блага, при этом личные интересы отступают на второй план.
По мнению исследователей, каждая социальная роль представляет собой сочетание всех вышеописанных характеристик.
Темперамент личности
Очень часто в практике частной психологии применяется методика тестирования. Она применяется к большинству проблемных вопросов, возникающих у пациентов в области психологии. Не является исключением тест на определение типа личности по темпераменту.
Темпераментом именуется совокупность свойств человека, зависящих от его врожденных естественных психофизиологических черт характера. Темперамент рассматривается в разрезе тех качеств личности, которые предопределяют его типаж со стороны особенностей деятельности его психической системы в рамках интенсивности, скорости, темпа психологических процессов.
Выделяют четыре типа темперамента:
- флегматик – человек неспешный, невозмутимый, имеющий устойчивое стремление и настрой, не проявляющий свои эмоции и чувства; флегматики отличаются спокойствием и уравновешенностью, проявляют упорство и настойчивость в своей деятельности;
- холерик – вспыльчивый, скоростной, страстный, но при этом абсолютно неуравновешенный, меняет свое настроение через эмоциональные вспышки, вследствие чего быстро истощается;
- сангвиник – человек, ведущий активный образ жизни, отличающийся живостью, подвижностью, впечатлительностью, быстрой реакцией, частой сменой настроения, оптимистично смотрящий на жизнь и обладающий выразительной мимикой;
- меланхолик – человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, чересчур впечатлительный, мало реагирующий на внешние факторы.
Психологически тест на определение типа личности предполагает ряд конкретно подобранных вопросов, ответы на которые помогают выявить принадлежность человека к тому или иному виду темперамента. Вне зависимости от того, каким темпераментом обладает личность, у каждого из его типов есть свои положительные и отрицательные стороны, поэтому нет объективного мнения о том, какой тип темперамента наиболее хорош среди остальных.
Виды социальных ролей
Существует несколько основных классификаций социальных ролей.
По типу общественных отношений:
- Социальные роли, связанные со статусом человек, его профессиональной деятельностью. Для таких ролей свойственно обезличивание и независимость от исполнителя (ученик, водитель);
- Социальные роли, связанные с взаимодействием с людьми на эмоциональном уровне (кумир, фанат).
По типу общественных ценностей:
- Представляемые социальные роли – ожидания человека и членов его социальной группы;
- Субъективные социальные роли – представления человека о его отношении к другим людям;
- Играемые социальные роли – поведенческие установки, зависимые от положения человека в обществе.
По типу получения роли:
- Социальные роли, предписанные общественным институтом (женщина – мать, дочь, жена, бабушка);
- Конвенциональные социальные роли, являющиеся результатом принятия общественного соглашения на добровольной основе (профессиональные).
Коммуникативная функция
С точки зрения характера выполняемых человеком функций помимо когнитивных, аффективных и моторных ему свойственно выполнять коммуникативные, воспитательные, психические и социальные задачи.
Коммуникативная функция – это реализация обмена информацией между людьми, в процессе которого люди посредством общения делятся друг с другом своими интересами, ощущениями, эмоциями, установками. Ее влияние на становление личности очень важно, поскольку при взаимном общении между людьми вырабатывается общее осмысление полученной информации, которая не просто им принята, но и осознана, обдумана. Вот почему каждый процесс общения сопровождается единством представления деятельности, общения и познания. И в нем коммуникативная функция – это основополагающая составляющая общественных коммуникаций.
Отличие от понятия «социальный статус»
Социальный статус – это положение, которое занимает человек в социуме. Социальная роль – это совокупность действий, которые должны реализовываться человеком, наделенным определенным статусом.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что статус – положение, а роль – это модель поведения, связанная со статусом.
Более подробно про социальный статус Вы можете почитать в этой статье.
Природная
Если обобщить все синонимические значения этого слова, то кратко его значение можно сформулировать так: сущность — это главное внутреннее содержание объекта, которое проявляется в его наружных, видимых формах и способах существования.
Вам будет интересно:Чайник – это… История и современность
Антропология — наука о происхождении человека, способах его существования в экосистеме, где он стоит на высшей ступени развития. Человек — объект биологический, и его природная сущность проявляется в том, что он, как и остальные представители животного мира, обладает телом, потребностями в жилище, сне, пище, различными врожденными инстинктами. Обитает практически во всех уголках земного шара. Изучением этого природного объекта занимаются биология, физиология, генетика.
Психическая функция
Любой когнитивный процесс или акт, совершаемый человеком, именуется психической функцией личности. Психика как специфическое свойство головного мозга предопределяет отражение внешних явлений посредством конкретно выполняемых процессов мозговой деятельности. Так, различают несколько основных психических функций личности:
- восприятие представляет собой принимаемую к сведению информацию и отражается впоследствии в мыслительных процессах;
- мышление – способность человека осознавать и обдумывать конкретные мысли;
- память – возможность человеческого мозга закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования;
- речь – способность человека говорить и делиться информацией с окружающими;
- мотивация – стимул, дающий человеку толчок к действиям;
- эмоции – проявления чувств и психологического настроения, состояния;
- сознание – возможность познавать происходящее вокруг;
- воля – стремление к устойчивости и терпеливости;
- внимание – возможность сосредоточиваться и проявлять реакцию на воздействие внешних факторов.
Воспитательная личностная функция
Не менее важной наряду с коммуникативной является функция воспитания. Она представляет собой огромный вклад в развитие человека как умственно развитой единицы социума и ответственна за привитие человеку определенного багажа нравственных качеств, сформированных чувств долга и ответственности за свои деяния. Главной задачей функции воспитания личности является моделирование конкретного ее типа – темперамента – такого, который бы соответствовал социальной морали на конкретном промежутке исторического времени.
В современной психологии воспитательную функцию определяют как гуманистическую, ведь в процессе воспитания в человека закладываются понятия ответственности, морали, соответствия своему окружению. Главная ее цель направлена на развитие, образование, обучение и вложение знаний в голову каждого сознательного гражданина общества.