Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки

«Социальный» — это прилагательное, образованное от существительного «социум» — «общество». В современном русском языке существует множество терминов, так или иначе связанных со словом «социальный»: социальное положение, социальная ответственность, социальное обеспечение, социальная психология… Этот список можно продолжить. Большинство его элементов плотно вошло в повседневную жизнь современного человека, но разобраться в том, что они значат, невозможно, если не знать значения самого понятия «социальный».

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.

В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:

  • преодоление примитивных инстинктов и «первобытных чувств»;
  • стремление менять мир в лучшую сторону;
  • потребность в активной деятельности, полезной для общества;
  • способность совершенствоваться, преодолевать свои слабости;
  • способность и потребность ставить перед собой цели и достигать их;
  • потребность в общении и иных формах взаимодействия;
  • потребность в признании и уважении.

Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.

Социальный статус и социальная роль

Понятия статуса и роли не тождественны, хотя неразрывно связаны. Социальный статус – это занимаемое место, а социальная роль – это ожидания от человека, на основании этого занимаемого статуса. В социальной роли есть два основных направления. Это стандартные, привычные и предписанные социальными устоями ожидания, и то, как человек себя реализовывает в соответствии с этим, т.е. как на поведенческом уровне выполняется или нарушается им стереотипная социо-ролевая модель.

Статус характеризуется достижениями, а для обозначения социальной роли используются иные показатели. Сюда относят уровень эмоциональности, требуемый для выполнения роли, способ ее получения (данный от рождения, например, половая принадлежность или приобретенный, например, статус матери), масштабом проявления (некоторые социальные роли имеют четкие временные или географические рамки проявления, другие требуют выполнения постоянно). Кроме этого роли могут быть установленные или произвольные, что невозможно при наличии статуса, а также смена ролей происходит несколько раз за день, для смены статуса требуется большее время. Количество социальных ролей соответствует количеству социальных статусов. Являясь, матерью ребенка по статусу, требует выполнения определенных обязанностей на уровне роли. Во многом это вызывает серьезные внутренние конфликты и противоречия, когда человек становится перед выбором выполнения ожиданий разных ролей. Часто сталкиваются профессиональные и семейные роли, заставляя человека выбирать исполнение только чего-то одного, ведь невозможно одновременно присутствовать на важном собрании и на детском утреннике.

Включая ожидаемую последовательность выполняемых действий, социальная роль во многом делает человека заложникам собственных же достижений. Так от врачей будут ожидать постоянной готовности прийти на помощь, от осужденного обмана или воровства, а от начальника будут ожидать принятия ответственности и реализации безошибочных решений. В другом обществе это может восприниматься совершенно иначе, поскольку к разным социальным статусам и ролям существует различное отношение. В одних странах родители отвозят и забирают детей со школы вплоть до выпускных классов, в других семилетние дети сами преодолевают двухчасовую дорогу с несколькими пересадками.

Не исполнение ожидаемых социальных ролей обычно влечет за собой наказания. Это может социальное порицание общества и непринятие такого человека в свой круг, а может быть наказание юридического характера (лишение родительских прав, если мать не выполняет родительские функции, увольнение или даже лишение свободы). Несоответствие человеческого поведения своей роли вызывает много возмущения в обществе, т.к. грозит подорвать всю систему предсказуемости, упорядоченности и безопасности. Регулируется это общепринятыми нормами морали, которые во многом могут противоречить внутренним ощущениям личности. Священник, слушающий тяжелый рок вызовет недоумение, а играющий в рок-группе может навлечь на себя общественную травлю. При этом его поведение не будет противоречить предписанным ролью священнослужителя правилам, но то, что поведение не вписывается в представление и ожидания большинства считается отступлением от заданной социальной роли.

Кроме того, многие социальные статусы требуют выполнения нескольких социальных ролей. Статус жены включает ролевые обязанности кормилицы, врача, уборщицы, любовницы и прочее. Социальный статус директора может включать в себя выполнение всех профессиональных ролей присутствующих сотрудников.

Наличие подобных рамок и строгое требование к соблюдению социальных ролей делает жизнь и поведение людей более предсказуемым, что непосредственно влияет на уровень общей социальной безопасности и снижение внутреннего чувства тревоги у каждого отдельного индивидуума. Данная система ролевых ожиданий, как контроля общества начинается и прививается с самого раннего детства. Данный процесс называется социализацией, когда через игру и объяснения взрослых, просмотр фильмов и чтение сказок, наблюдение за окружающими людьми, ребенок впитывает и запоминает правила поведения в обществе. На этом построена разница детских игр – девочки пеленают пупсов, и мальчики строят замки, чем готовятся к дальнейшей взрослой реализации ролей. Так же и родители обучают детей – девочек подключают к помощи по хозяйству, мальчиков к бытовому ремонту. Воспитание принцесс существенно отличается от воспитания сельских детей, и прививаются совершенно различные поведенческие навыки, требуемые статусом.

Строгое исполнение ролей и наличие определенных стереотипных ожиданий позволяет ускорять процесс коммуникации увеличивать степень доверия. Заходя в кабинет к врачу, каждый человек прислушивается к его советам и пользуется помощью. Если бы не существовало социальных ролей, определяемых социальным статусом, то первоначально пришлось бы проверять наличие дипломов, их подлинность, утраивать практический экзамен полученных врачом навыков, а потом еще долго разбираться с внутренними мотивами его деятельности.

Отличия социальной сущности от биологической

Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:

  • Биологическая сущность проявляется в том, что человек является обычным животным со своими потребностями и инстинктами, направленными на их реализацию. Основные биологические потребности человека – это поддержание жизни, воспроизводство рода и защита потомства.
  • Социальная сущность проявляется в том, что человек, являясь частью общества, способен управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила. Социальная сущность, как и личность, формируется в процессе социализации.

Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.

Как ведут себя асоциальные люди?

Психологический портрет асоциального человека может варьироваться, но основная черта – избегание им социальных контактов везде, где только можно. То есть, иногда антисоциальные люди в прямом смысле становятся отшельниками-дауншифтерами: живут в малонаселенных поселках, минимизируют экономические отношения с «большим миром», пытаются выжить натуральным хозяйством, и т.д. Но таких уникумов, как вы понимаете, немного.

Хикикомори (хикки) — люди, которые сознательно отказываются от общения и социализации, стремящиеся к крайней степени изоляции

Более распространенный типаж – люди, которые редко выходят из дому, не стремятся обрастать знакомствами и социализироваться.

Иногда они из чувства ответственности пытаются учиться и работать, минимально контактируя с людьми – выбирают удаленную работу и т.п.

Но если предоставляется вариант жить, не обеспечивая свои нужды путем реальной деятельности среди других людей, они наверняка этим воспользуются. К этому типажу относятся хикки, игроманы, инфантильные «мамины сынки» и т.д.

Также асоциальными являются маргинальные личности – склонные к бродяжничеству, уходу из дому и семьи, не стремящиеся иметь личный заработок, не пытающиеся никак личностно развиваться.

Являются ли асоциальные люди психически нездоровыми?

Зачастую – да: многие психиатрические диагнозы включают постоянное асоциальное поведение или эпизоды асоциальных проявлений. Так, например, асоциальными становятся люди в сильной депрессии.

Но иногда асоциальность – следствие сложившихся жизненных обстоятельств, неблагоприятной обстановки. Например, трудный подросток может сбегать из дому, где ему плохо, или изолироваться от общества сверстников, среди которых он пережил буллинг. При хорошем стечении обстоятельств такой подросток сможет социализироваться.

Становление социальной сущности человека

Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.

Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.

Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.

Альтернативное значение

Социальный — это не только относящийся к общественной жизни. Иногда этим термином характеризуют нечто, что кардинально меняет эту жизнь, вносит в нее существенные поправки, причем резкие и радикальные.

Социальным может быть переворот или революция. Значение слова «социальный» в этом случае — изменивший общественную жизнь. Самые яркие примеры таких перемен — Английская революция в семнадцатом веке и Великая французская революция — в восемнадцатом.

Социальные качества личности

Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:

  • Личность рассматривается как активный субъект, способный познавать и менять окружающий мир, влиять на общество, оценивать себя и своё место в социуме. В рамках этого подхода социальными качествами личности считаются те качества, которые определяют образ жизни человека, его самооценку и оценку его другими членами общества.
  • Личность рассматривается как набор социальных функций и ролей. Человек выполняет одновременно несколько функций в разных сферах жизни. В рамках данного подхода социальными качествами личности называют качества, формирующиеся и развивающиеся в процессе взаимодействия с другими членами общества.

Основные социальные качества личности:

  • самосознание – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;
  • самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности, возможности и прочие особенности;
  • социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой;
  • активность – способность выполнять социально значимые действия, проявлять инициативу при взаимодействии с окружающими;
  • интересы – источник мотивации, необходимой для активных действий;
  • убеждения – нравственные, идеологические, религиозные и прочие взгляды, определяющие восприятие личностью окружающего мира;
  • цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение.

С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:

  • материальные блага и комфорт;
  • развитие и творческая деятельность;
  • власть и уважение;
  • духовное совершенствование.

Причины асоциального поведения

Люди становятся асоциальными, а не рождаются, несмотря на то, что биологические факторы также немного предрасполагают, но не оказывают ключевое воздействие на формирование социопатических качеств. Наследственные факторы формируют склонность к криминальному поведению, но исключительно благодаря высоким показателям импульсивности и инфантильности, что при правильном воспитании можно скомпенсировать. Негативное воздействие курения, алкоголя и наркотиков во время беременности не даёт нормально сформироваться нервной системе, вследствие чего происходят не только эмоциональные сбои, но и самоконтроль и возможность понимать других.

Даже при здоровом формировании нервной системы и развитии плода без генетических отклонений асоциальность развивается в негативных условиях семейной жизни. Когда к ребенку применяется насилие, как направляющий фактор поведения, общая атмосфера негативная и агрессивная, то эмоциональная сфера рушится и происходит социальное дистанцирование.

Чрезмерная холодность, равнодушие со стороны взрослых (особенно характерно, когда родители не готовы к рождению) формирует замкнутую личность, с пониманием, что равнодушие и преследование только своих интересов является единственным способом существования.

Дети с гиперактивностью своим будущим во многом обязаны родителям и их отношению, так как такая непрямая особенность нервной системы может легко развиться в асоциальность, если пустить на самотёк или проявлять излишнюю жестокость.

Оставляя таких детей часто без присмотра, повышается риск возникновения преступных паттернов поведения по принципу вседозволенности. И пока это происходит в стенах дома без взрослых, в психике остаётся отпечаток, что и в большом мире можно вести себя как угодно, несмотря на знание официальных запретов. Чем младше ребёнок, тем легче он подчиняется правилам взрослых (родители или прохожие), поэтому снижение вероятности контакта с нестабильными элементами является профилактикой асоциальности.

Окружающая среда также влияет, например, в странах, где высокая плотность населения, а вся возможная работа связана с контактами, люди редко становятся асоциальными, только при условии серьёзных биологических факторов. Если же человек имеет выбор относительно своей деятельности и его не устраивает обстановка вокруг, то асоциальность является сознательным выбором. Это случается в ситуации несоответствия личности и её уровня культуры окружающим – когда скромная интеллигентная девушка живёт в селе, где общаются матом и регулярно пьют, то дистанцироваться от такого общества, уйти в интернет-заработок и полностью игнорировать их норму и требования может быть единственным спасением.

Так получается, что причины асоциальности могут появиться и до рождения и после середины жизни, в зависимости от психической структуры и окружающей обстановки, но при любых вариантах это качество нельзя отнести исключительно к негативу или позитиву. В одних ситуациях это приводит к развитию девиантного поведения, преступлениям и нарушению социальных связей, в других это помогает спасти собственную внутреннюю структуру и психику.

Самосознание и самореализация

Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.

Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.

Характерные проявления

Социальный и асоциальный человек различаются на основании взаимоотношений в обществе, наличия или отсутствия моральных установок, соблюдении социальных норм.

Асоциальность способна проявляться, начиная с младшего школьного возраста. Чаще всего отмечается в подростковый период. В детстве данное поведение может проявляться следующими признаками:

  • ребенок начинает обманывать родителей, своих сверстников;
  • пропадает интерес к обучению в школе;
  • отсутствуют друзья, нет необходимости в общении с ровесниками;
  • ребенок может быть агрессивным, попасть в плохую компанию, начать совершать правонарушения;
  • уходит из дома, пропадая на несколько дней, отмечается тяга к бродяжничеству; по возвращению ребенок говорит, что больше не сбежит, однако, не держит свое обещание;
  • проявляет агрессивное поведение по отношению к более слабым людям и животным.

Взрослого человека могут выдать такие проявления, указывающие на его асоциальное поведение:

  • наличие недобросовестного отношения к работе — человек может прогуливать, постоянно опаздывать, халатно относиться к своим обязанностям или вообще не заниматься трудовой деятельностью;
  • неумение планировать свое будущее, что приводит к частым сменам партнеров, места жительства, работы;
  • отсутствие умения выражать собственные эмоции (так полярные чувства могут проявляться истериками);
  • испытывает стремление к удовлетворению собственных потребностей, не задумываясь о нуждах других людей (эгоистичный, не испытывает стыда);
  • отказывается выполнять материальные обязательства (не желает платить алименты, отдавать долги, помогать своим малоимущим родственникам);
  • проявляется склонность к агрессивному поведению, способен на преступление. Агрессивность, как правило, направлена на супругу (а), маленьких детей или престарелых родителей.

К общим признакам также относят:

  • конфликтность;
  • отсутствие друзей;
  • перепады настроения;
  • заниженная, завышенная самооценка;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • заниженный или повышенный аппетит;
  • проблемы со сном, в частности бессонница.

Асоциальных людей можно распознать по тому, как они бурно и болезненно реагируют на чувство своего неудовлетворения и жаждут избавления от ситуаций, предметов, приносящих им ощущение дискомфорта. Такие личности, как правило, импульсивны, являются отличными лжецами. Однако, иногда могут не распознаваться окружающими, так как способны носить маски интеллигентных людей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]