Приветствую Вас, друзья!
Людям свойственно перенимать моральные ценности, привычки и манеры поведения у своего окружения. Кроме того, они объединяются в группы, обосабливаются, стараясь проводить больше времени с теми, чьи взгляды на жизнь им наиболее близки. Благодаря этому формируются субкультуры – обширные группы людей, объединенных общими вкусами, ценностями, интересами, взглядами, стремлениями или идеями. Сегодня мы подробно разберём, что представляют собой субкультуры, какими признаками они обладают и какими бывают, а также рассмотрим несколько примеров.
Что такое субкультура?
Субкультура – это обособленная часть основной (доминирующей) культуры, сильно выделяющаяся на общем фоне. Она может формироваться на основании моральных ценностей, религиозных взглядов, традиций, обычаев и прочих социокультурных особенностей. В качестве наиболее очевидного примера субкультуры можно привести молодежные течения, объединяющие фанатов некоторых стилей музыки или значимого культурного явления (например, произведений Толкиена или Лавкрафта).
Для полного понимания термина «субкультура» давайте ещё определимся с понятием «культура». Если говорить простыми словами, то культура – это совокупность всех материальных и нематериальных ценностей, созданных человечеством. При этом можно говорить об одной всеобщей культуре, а можно выделять культуры отдельных стран и народов. В любом случае подразумевается набор всеобщих ценностей, принимаемых всеми представителями определенного народа, независимо от возраста, социального статуса и прочих факторов.
Большинство современных субкультур являются молодёжными, поскольку подростки и молодые люди отличаются низким уровнем конформизма (что это такое?) и толерантности к моральным ценностям, которые навязывает общество.
Важной разновидностью субкультур являются контркультуры. Так называют подкультуры, полностью построенные на отрицании традиционных для данного общества ценностей. Некоторые авторы считают, что термин «контркультура» уместен всегда, когда первичный элемент выделения субкультуры основан на противостоянии доминирующей культуре.
Молодежь как социально-психологическая группа
Чтобы рассмотреть проблемы молодежи, необходимо представить, что такое молодежь, чем она отличается от других социальных групп.
Поэтому первая глава посвящена анализу индивидуальных и личностных особенностей, характерных для молодого возраста, а также закономерностей усвоения норм, ценностей, поведения, характерных для общества, различных организованных и неорганизованных групп, оказывающих влияние на личность.
В течение длительного времени в российской социологии подростки не рассматривались как отдельная социально-демографическая группа.
Выделение такой группы не вписывалось в существующие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине его общественно-политического единства.
Одно из первых определений термина «молодежь» было дано В.Т. Лисовским в 1968 г.: «молодое поколение людей, которые проходят этап социализации и учатся (и уже научились в более зрелом возрасте) образовательной, профессиональной, культурной и другим социальным функциям; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодости могут варьироваться от 16 до 30 лет». Более полное определение было дано позднее И.С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, характеризующаяся набором возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических характеристик, обусловленных и тем, и другим». Молодежь как конкретный этап, стадия жизненного цикла является биологически универсальной, но ее специфические возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические характеристики носят социальный и исторический характер и зависят от социальной системы, культуры и закономерностей социализации, свойственных обществу».
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, характеризующуюся рядом особенностей, характеристик социального статуса и обусловленную теми или иными социально-психологическими характеристиками, определяемыми уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Молодость — это путь в будущее, который человек выбирает сам. Выбор будущего, его планирование — характерная черта молодого возраста; было бы не так привлекательно, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
В психологии старости молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, формирования самосознания и формирования социального статуса человека. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью обрабатывать и усваивать огромный поток информации. В это время развивается критическое мышление, желание сделать собственную оценку различных явлений, поиск аргументов, оригинальное мышление. В то же время, в этом возрасте все еще существуют некоторые установки и стереотипы, унаследованные от предыдущего поколения. Это связано с тем, что период активной деятельности противопоставляет молодому человеку ограниченный характер практической, творческой деятельности, неполное включение молодого человека в систему социальных отношений. Поэтому в поведении молодежи наблюдается удивительное сочетание противоречивых качеств и особенностей: стремление к идентификации и изоляции, конформизм и негативизм, подражание и отторжение общепринятых норм, стремление к общению и замкнутости, оторванность от внешнего мира. Нестабильность и непоследовательность юношеского сознания влияет на многие формы поведения и деятельности личности. Сознание молодежи определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях процесс социализации стал более сложным и длительным, и, соответственно, критерии социальной зрелости стали другими. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и получением образования, обучением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Влияние этих факторов не является одновременным и однозначным в разных социальных группах, поэтому усвоение подростком системы социальных ролей взрослых является противоречивым. Он может быть ответственным и серьезным в одной области и чувствовать себя подростком в другой.
Во-вторых, формирование социальной зрелости молодых людей происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: Семья, школа, трудовой коллектив, средства массовой информации, молодежные организации и спонтанные группы. Эта множественность институтов и механизмов социализации не является жесткой иерархической системой, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
Молодежь-Пора, когда каждый должен определить свою судьбу, найти единственно верный путь жизни, ведущий к успеху, который позволит максимально реализовать свои способности и таланты. Этот период связан с мучительно трудным процессом самопознания, нахождения своего «я». Человек должен определить границы своих фактических способностей для того, чтобы понять, на что он способен для того, чтобы заявить о себе в обществе. С другой стороны, в то же время, он должен сформировать максимально точную картину окружающего мира, систематизировать его ценностные ориентации, политические, моральные, эстетические взгляды. Жизнь дает молодому человеку необходимость принимать ряд критических решений в условиях отсутствия жизненного опыта. Выбор профессии, выбор партнера, выбор друзей — это далеко не полный список проблем, тех или иных решений, которые в значительной степени формируют дальнейший образ жизни.
Как появился термин?
Термин «субкультура» образован от латинских слов sub (под) и cultura (культура). Поэтому в русском языке наравне с ним может использоваться слово «подкультура». Данный термин используется в политологии, социологии, философии, антропологии и многих других науках, в которых он может трактоваться несколько по-разному. Важно не путать субкультуры с молодёжными сообществами, состоящими из молодых людей с общими интересами.
Данное понятие ввёл американский социолог Дэвид Рисмен. Он дал ему следующее определение: субкультура – это некоторая социальная группа, демонстративно выбирающая моральные ценности, стиль внешности и манеры, не соответствующие общепринятым. Позже данное явление изучал британский социолог Дик Хэбдидж. Он отмечал, что к субкультурам примыкают люди, объединенные общими вкусами и при этом недовольные нормами, принятыми в их обществе.
Интересно, что в 20-м веке многие авторы использовали альтернативные термины для обозначения данного явления. Так французский социолог Мишель Маффесоли называет молодёжные субкультуры «городскими племенами», а советский биолог Виктор Дольник употребляет термин «клубы». В СССР широко использовалось понятие «неформальные молодёжные объединения», а их представителей называли «неформалами». Примерно тогда же появилось популярное и сегодня жаргонное слово «тусовка».
Молодежные субкультуры как фактор социализации
Молодежные субкультуры являются эффективным и действующим фактором социализации. Ранее субкультуры всегда приравнивались к группам лиц с негативно отклоняющимся поведением. В связи с этим больше внимания и исследований к субкультурам оказывалось со стороны криминологов, нежели психологов, социологов или культурологов. Но со временем создавались типологии субкультур по разным признакам (70-е годы XX века) и стало очевидным, что не все субкультуры являются фактором отрицательных девиаций.
- Я разделяю теорию Р. И. Зинуровой и Т. Н. Гурьяновой, согласно которой в асоциальные субкультуры приходят люди уже асоциально ориентированные. В соответствующих субкультурах эти люди ищут поддержку своих асоциальных норм и ценностей и возможность их реализации.
- В зависимости от характера субкультуры (музыкальная, виртуальная, политическая и т. д.) существуют разные риски для ее участников. Например, такие как интернет-зависимость, наркотическая зависимость, алкоголизм, непристойное поведение, смена сексуальной ориентации, андрогинность, пренебрежение учебой, работой, реальным общением и т. д.
- Вместе с тем есть субкультуры, стимулирующие положительное девиантное поведение. Созидательные субкультуры часто имеют в своем составе людей с положительными девиациями (художники, поэты, изобретатели, музыканты, исследователи).
Обобщив все вышеизложенное, можно сказать, что молодежные субкультуры являются не столько фактором формирования девиантного поведения, сколько фактором развития и катализатором для уже имеющихся у индивида девиаций. А они могут быть как положительными, так и отрицательными. За прогрессом или регрессом общества всегда стояли люди с девиациями (положительными или отрицательными).
Признаки субкультуры
В большинстве случаев представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению. Это проявляется в их привычках, манере поведения, особенностях речи и внешнего вида. Они слушают определенные стили музыки и часто отрицают другие стили, даже если не испытывают к ним эстетического неприятия.
Большинству подкультур свойственно наличие таких элементов как:
- особый стиль жизни и поведения;
- собственный набор моральных ценностей и взглядов;
- характерные особенности внешнего вида;
- нонконформизм;
- низкая толерантность ко всеобщим ценностям и высокая к ценностям, принятым внутри движения.
Обычно субкультуры аполитичны, и их представители подчеркивают свою аполитичность. Но бывает и так, что они придерживаются определенных политических взглядов, которые высказывают в довольно жёсткой форме. Субкультура может быть замкнутой и стремиться максимально изолироваться от общества, а может вести себя вызывающе, демонстрируя протест против принятых в обществе норм или каких-то значимых событий. Многие субкультуры имеют собственную прессу и общественные организации.
Особенности участия
Процесс вовлеченности молодого человека в жизнь субкультуры реализуется в 4 этапа.
Самоопределение в рамках субкультуры (личная идентичность)
Для первого этапа характерен слом прежних ценностей, установок и принятие образа жизни и морали данной субкультуры, взгляд на действительность через призму прописанных в той или иной группе ценностей и идей.
Групповая принадлежность («мы», «свои», «наши»)
На этом уровне члены субкультуры:
- обмениваются информацией о концертах, исполнителях, музыке;
- делятся своими впечатлениями от книг, текстов песен;
- рассказывают свой первый или новый опыт в пробе наркотиков или иных веществ, а также опыт асоциального поведения, то есть культивируется общность участников.
Изменения внешности и досуга
На следующем этапе человек попадает на какие-нибудь встречи и тусовки всех представителей неформальных движений города. Чаще всего через знакомых. В этих местах:
- возникают новые знакомства;
- еще больше возрастает чувство общности, деятельности и значимости.
Вместе с тем происходят внешние изменения человека и изменения привычного досуга. Многие субкультуры требуют конкретных внешних изменений. Порой эти изменения противоречат требованиям семьи или работы, но если человек сильно увлекся субкультурой, то отдаст предпочтение ей.
Полное изменение жизни и уход от реальности
Четвертый этап представляет собой переход субкультуры из хобби человека в повседневность и реальность. Субкультурные принципы и нормы пронизывают всю жизнь человека. Часто он отказывается от своего имени и выбирает псевдоним для виртуального общения или кличку для общения на реальных тусовках.
На этом же этапе могут возникать разногласия со сверстниками, знакомыми из «досубкультурной» жизни и родными людьми. Чаще всего они вызваны несовпадением мнений и взглядов относительно идеологии конкретной субкультуры. Например, если речь идет о музыкальной субкультуре, то разными взглядами на музыкальный стиль. Порой все заканчивается:
- уходом члена субкультуры из дома;
- бродяжничеством;
- попрошайничеством;
- скитанием по друзьям или притонам;
- уходом к «своим».
Молодёжные субкультуры
Подростки и молодые люди всегда демонстрируют нонконформизм по отношению к старшему поколению – это заложено в человеческой природе. Поэтому именно в молодёжной среде обычно возникают новые культурные течения, на примере которых удобнее всего объяснять, что такое субкультура. Важно понимать, что современная молодёжь не воспринимает работу как центральную часть своей жизни. Гораздо большее значение для них имеет то, как они проводят досуг.
Для молодёжных субкультур характерны такие особенности как:
- использование сленга;
- групповой конформизм (мнение «тусовки» принимается за собственное);
- особый стиль одежды, а иногда и причёски;
- интерес к определённым видам искусства (например, аниме);
- характерный тип поведения;
- стремление подчеркнуть свою неформальность.
Молодёжным субкультурам свойственен суррогатный характер. Их представители наполняют свою жизнь заменителями реальных ценностей. К примеру, они протестуют против воли родителей, изображая самостоятельность, хотя к самостоятельной жизни ещё не готовы. Довольно часто протест против норм старшего поколения выражается в курении, употреблении алкоголя и наркотиков.
10 малоизвестных субкультур, которые вас удивят
Renegades
Африка может показаться последним местом, где можно встретить поклонников хэви-метала, но группа Renegades из Ботсваны, одетая в кожу, бросает вызов всем условностям и приносит хэви-метал в пустынные города.
Эти парни жесткие до мозга костей: их стиль лучше всего описывается термином «постапокалиптические байкеры», а жизнь в пустыне Калахари сделала их намного жестче, чем другие известные метал-группы.
«Ренегаты» любят ездить на больших мотоциклах и создавать свои собственные музыкальные группы. Наибольшего успеха добилась группа Skinflint из Ботсваны, играющая уникальную разновидность хэви-метала с примесью африканской культурной тематики.
Raggare
Шведы известны своей сдержанностью и консерватизмом как в одежде, так и в образе жизни, но Раггаре разрушает этот стереотип.
Раггаре — это рокабилли в стиле, с высокими прическами помпадур, классическими американскими автомобилями, и их образ жизни в целом резко контрастирует с окружающей их суровой реальностью.
Каждый год тысячи раггаров собираются в Вестеросе, известном также как «самое большое и крутое автошоу в мире». Они собираются там, чтобы сравнить автомобили и одежду и поделиться своей гордостью со своими сверстниками из движения «Норские повстанцы».
Juggalos
Джаггало — единственная субкультура, члены которой могут с гордостью называть себя клоунами, поскольку вся субкультура ассоциируется с раскрашиванием лиц, газировкой Faygo и музыкой дуэта Insane Clown Posse.
Джаггало — это, по сути, прилежные ученики Insane Clown Posse, которые в своих песнях на первой минуте могут говорить о расчленении кого-либо топором, а на второй начинают ссылаться на Бога.
Эти хулиганы с клоунскими лицами собираются каждый год на мероприятии под названием «Слет джаггало», чтобы посмотреть на свои любимые хоррор-группы, устроить несколько драк и приобщиться к однозначно странной субкультуре под названием джаггало.
Iraqi Emo Kids
В странах, где годами идет война, где гибнут люди и все перевернуто с ног на голову, есть нечто общее, и это «нечто» называется печаль.
Когда вас со всех сторон окружает много печали, невозможно ее игнорировать. Именно на этом основана популярная субкультура подростковой музыки, известная как эмо. Печаль стала частью их стиля.
Эта удивительная субкультура охватила даже подростков в Ираке. В крайне консервативных учреждениях Ирака к «эмо-подросткам» относятся с крайним презрением, потому что они часто приравнивают эмо к гомосексуалистам, поэтому одеваться как эмо там очень опасно.
В 2012 году десятки эмо-подростков были убиты в Ираке экстремистами, которые считали их одежду прямым оскорблением общества.
Seapunk
Феномен, известный сегодня как Seapunk, был первой субкультурой 21 века, и, как большинство «вирусных» тенденций, субкультура просуществовала ровно одну минуту. Считается, что движение Seapunk началось с одной шутки в Twitter, но быстро переросло в очень масштабную и модную музыкальную субкультуру, во многом благодаря таким исполнителям, как Рианна и Азилия Бэнкс.
Все в этой субкультуре так или иначе связано с водой. Они красят волосы в бирюзовый цвет, слушают музыку, ритмы которой звучат так, будто они были записаны под водой, и носят спортивную одежду 90-х годов с явно пляжным настроением.
Считается, что эта в основном клубная субкультура угасла после того, как ее музыка и стиль были полностью присвоены крупными поп-артистами, но даже сегодня существует несколько подпольных клубов для членов Seapunk.
Japanese Greasers
Японцы любят доводить свою субкультуру до крайностей. Они любят носить очень гламурные наряды и использовать множество аксессуаров и других интересных визуальных элементов, чтобы произвести сильное впечатление на окружающих. Поэтому неудивительно, что, приняв облик американских Greasers, они пошли до конца: большие стрижки, сильное рок-н-ролльное звучание и хулиганские крутые парни.
Японские Greasers поддерживают традиции оригинальной американской субкультуры своими стрижками помпадур и взглядами из прошлого, но их чувство стиля — не единственное, что делает их уникальными. Они также проводят свои уличные танцевальные сессии.
Rivetheads
Есть места, более мрачные, чем те, которые любят готы, места, где музыка индустриальная, а танцы включают в себя жесткий, боевой топот. Они называют себя Rivetheads и любят отрываться под индустриальную музыку в своих любимых клубах.
В их одежде преобладает военная/садомазохистская тематика, и они постоянно смотрят в будущее для вдохновения. Риветхеды не любят смешиваться с готами и предпочитают думать о своем стиле как о ответвлении фетиш-моды.
Некоторые из них иногда ассоциируются с экстремистскими группами из-за своих милитаристских взглядов, но, как и субкультура готы, они принимают людей независимо от их вероисповедания, национальности или сексуальной ориентации.
Субкультуры продолжают формироваться до сих пор
Trival/Tribal Guarechero
Фолк по-прежнему остается популярным жанром в Мексике, но время идет, и мексиканская музыка постепенно движется в сторону электроники. Музыкальный продюсер по имени Рикардо Рейна объединил элементы фолка с местными ритмами хауса и создал музыкальное движение с собственной субкультурой, известное сегодня как Trival/Tribal Guarechero.
Это движение понравилось посетителям клубов, которые начали идентифицировать себя с ним, сочетая футуристические элементы с традиционными взглядами ранчеро.
Самая узнаваемая часть костюма Тривала Гуаречеро — сапоги с очень длинными и острыми носками, которые делают их похожими на танцующих ковбоев-эльфов.
Hardline Straight Edge
Хардкор возник как радикальная фракция панка в 1980-х годах и стал реакцией на насыщенную наркотиками жизнь настоящих панков, многие из которых к тому времени уже умерли или впали в полную наркотическую зависимость. Хардкор проповедовал достоинства образа жизни без наркотиков и занимал радикальную политическую позицию, которая часто включала темы трудовой этики рабочего и национальной гордости. Однако для некоторых членов движения этого было недостаточно.
Движение Hardline Straight Edge зародилось в умах группы под названием Vegan Reich, которая впала в крайность, взяв за основу свои убеждения, или диету.
Они питаются исключительно вегетарианской пищей, не верят в секс до брака или права ЛГБТ, и в целом ведут крайне консервативный образ жизни, который, кажется, сильно противоречит их агрессивным панк-рок взглядам.
Japanese Rastas
Япония может показаться последним местом, где можно встретить растафарианцев и любителей музыки регги, но их любовь к регги зародилась еще в 1970-х годах, и субкультуры регги продолжают процветать в Японии и сегодня. К 1980-м годам сообщество любителей регги было настолько велико, что многие популярные международные исполнители стали включать Японию в свои туры.
«Спортивные» дреды, красная и зеленая одежда (которые традиционно ассоциируются с ямайскими растаманами) и любовь к марихуане поставили их в Японии вне закона так же, как и героев регги «старой школы».
Примеры субкультур
Чтобы окончательно разобраться в том, что такое субкультура, рассмотрим несколько примеров. Вообще, их существует огромное количество и постоянно возникают новые. Однако в истории есть несколько наиболее ярких субкультурных движений, которые не просто были популярны, но и оказали заметное влияние на глобальные исторические события. Рассмотрим несколько наиболее известных.
Панки
Данная подкультура возникла в 1970-х годах в Великобритании. Страна не могла преодолеть сильный экономический кризис, молодые люди не могли трудоустроиться и не понимали, что делать дальше. Из-за этого у них появился лозунг «Нет будущего!», который и стал девизом субкультуры. Идея данного движения заключалась в том, что ситуация уже настолько плоха, что испортить её ещё сильнее просто невозможно. Панки не отличались особой законопослушностью, поскольку считали, что им нечего терять.
Готы
Это движение возникло под влиянием панк-культуры и многое от неё переняло. Готы тоже пренебрежительно относятся к образованию и любому личностному развитию. При этом они ведут себя более сдержанно, чем панки, и не стремятся к такому пёстрому внешнему виду. В их внешности преобладает чёрный цвет. Они выбирают черную одежду и аксессуары, красят черной краской волосы, используют черный макияж.
Эмо
Это самая эмоциональная субкультура, ведь именно от слова «эмоции» образовано её название. Эмо слушают особую музыку и одеваются так, чтобы создать максимально драматический и эмоциональный образ. Также для них характерны специфические прически и обильный макияж, подчеркивающий размер и форму глаз. В их внешнем виде преобладают черный и розовый цвет.
Хиппи
Это особая философия и субкультура, возникшая в США в 1965 году. Данное движение стало ответом на тогдашние реалии – участие Штатов во вьетнамской войне, всё ещё существовавшую расовую сегрегацию и иные проявления неравенства. Хиппи выступали за мир, свободу, любовь, толерантность и равные права. Именно они придумали известный девиз американской молодёжи того времени: «Make love, not war» (Занимайтесь любовью, а не войной).
Скинхеды
Это ультраправое молодёжное движение, сторонники которого придерживались националистических или даже откровенно нацистских взглядов. Скинхеды появились в Великобритании в 1980-х. К данной субкультуре обычно примыкали агрессивные молодые люди, склонные к ксенофобии и нетерпимые вообще ко всем, кто чем-то отличается от них. Многие из них проникались идеями Гитлера и считали, что белая арийская раса должна господствовать в мире.
Скинхеды были самой агрессивной из молодёжных субкультур. Они нападали на представителей национальных или сексуальных меньшинств и вообще всех, кто чем-то от них отличался. При таких нападениях они не раздумывая пускали в ход холодное оружие и часто наносили своим жертвам смертельные ранения. В 2000-х годах данное движение было популярно и в России, но на сегодняшний день от него мало что осталось.
Яппи
Это субкультура успешных молодых людей, являющихся высокооплачиваемыми профессионалами в определенной сфере деятельности. Как правило, это люди, только окончившие вуз. У них ещё нет семьи, и они могут тратить всё заработанное на себя. Поэтому они всегда одеты с иголочки, покупают топовые смартфоны в день презентации, следят за актуальными событиями и новинками. Яппи уделяют внимание здоровью, ходят в спортзал, бегают по утрам, нередко становятся приверженцами вегетарианства.
Основные концепции и история возникновения молодежных субкультур
Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культуры. Для нашего исследования представляет интерес следующее определение: Культура — это совокупность достижений человечества в индустриальном, социальном и ментальном плане.
В широком смысле субкультура понимается как неотъемлемая часть официальной культуры, определяющая ценности, менталитет и образ жизни ее владельцев. Но никакой толковый словарь не даст точного определения этого понятия.
Для обозначения социально-культурных установок, противоположных официальной культуре, используется термин контркультура. Контркультура не только не соответствует нормам доминирующей культуры, но и противостоит ей, не действует в соответствии с преобладающими нормами.
Контркультура — это особый вид культуры. Она пытается идти против устоев, норм, морали и создает свой собственный мир и свою культуру. Он был особенно популярен среди молодежи с 1960-х годов, когда возникли хиппи и панк-культура.
С 60-х годов ХХ века молодежная субкультура стала ассоциироваться с контркультурой, в которую она начала превращаться, когда появился некий общий враг в лице официальной культуры.