Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).

Эмпирические методы:

  • наблюдение – изучение объекта в его естественной среде без какого-либо влияния на происходящие процессы;
  • измерение – получение численных характеристик наблюдаемого объекта путём сопоставления его свойств с эталонными значениями;
  • эксперимент – намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
  • сравнение – сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов, которые уже были изучены ранее.

Теоретические методы:

  • анализ – деление объекта на составляющие и подробное изучение;
  • синтез – воссоздание целостной картины из отдельных деталей;
  • сравнение – сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств;
  • классификация – объединение изучаемых объектов в группы на основании наличия одинаковых свойств;
  • конкретизация – более глубокое изучение определенных свойств;
  • абстрагирование – изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других);
  • систематизация – объединение накопленных знаний в систему, в которой четко прослеживаются взаимосвязи и закономерности;
  • индукция – умозаключения, направленные от частного к общему;
  • дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному;
  • идеализация – создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
  • моделирование – создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Субъект и объект познания. Познание и практика

Познание — это особый вид человеческой деятельности, направленный на осмысление окружающего мира и себя в этом мире. Важной особенностью познавательной деятельности является ее осознанность. Познание — это форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания — это стороны познавательной деятельности. Чтобы определить сущность познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.

Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. В этом случае субъект познания рассматривается как активное начало в познавательном процессе. Объект познания — это то, на что направлена познавательная активность субъекта (в терминологии Канта — «вещь в себе»). Субъектом познания может быть отдельный человек, группа исследователей, в некотором смысле общество выступает как субъект познания по отношению к природе. Объект познания — это очень общее понятие, которое включает в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное человеческое тело до продуктов своей психической жизнедеятельности.

Необходимо различать объект и субъект познания. Человек как объект исследования является общим для значительной части естественных и всех общественных наук. Но объекты познания в биологии и медицине — физическое строение человека, физиологические процессы, происходящие в его организме, в какой-то степени психические процессы, поскольку они относятся к здоровью человека в целом. В социальных науках человек как социальное существо является предметом познания, и каждая из этих наук изучает человека, а значит, и человека, с определенной точки зрения.

Формирование субъекта познания предполагает постановку задачи познания, выбор средств и методов познания.

Развитие учения о субъекте познания принесло с собой необходимость рассматривать знания в тесной связи с практикой. В истории философии категория практики долгое время разрабатывалась вне доктрины познания. Наиболее подробное развитие связь между познанием и праксисом получила в марксизме. Маркс характеризовал праксис как специфически человеческую, сознательную, целенаправленную, материальную (чувственную, субъективную) деятельность людей по изменению мира.

Таким образом, хотя праксис — это материальная деятельность, она является объективной, в которой материальный и духовный моменты образуют единство. Духовный момент деятельности обеспечивает материальную деятельность, но он не является ведущей стороной практики. Практика материальна в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов.

Типов практики много, они включают в себя материальное производство, социальную практику, которая имеет большое количество своих разновидностей. Социальная практика — это деятельность по установлению, воспроизводству и преобразованию общественных отношений: экономических, политических, правовых, моральных, национальных, межгосударственных, бытовых, брачно-семейных и др. Особым видом практики является техническая деятельность, которая включает в себя в качестве своих элементов конструкторскую и проектную деятельность (проектирование) людей. Инженерная деятельность направлена на преобразование различных устройств, созданных людьми, с помощью которых изменяется окружающая среда. В настоящее время соотношение между различными видами практики существенно меняется, и более важное место занимает ее особый вид — научная практика (научный эксперимент).

Рассмотрение познания в единстве с практикой помогает объяснить, почему познание не является абсолютно самостоятельным видом деятельности, а представляет собой процесс, обусловленный потребностями практики. Именно требования практики стимулируют познавательную активность. Познание развивается под влиянием практических потребностей социальной жизни и совершенствуется по мере развития социальной практики.

Это положение иллюстрируется тем, что познание формируется на основе всей социальной деятельности людей.

Она обеспечивает познавательный процесс необходимым фактическим материалом, который систематизируется, обобщается и обрабатывается, а также — приборами и техническими средствами.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Задание

Установите соответствие психических процессов и их характеристик:

а) Ощущение

б) Восприятие

  1. в результате возникаетобраз предмета;
  2. в итоге возникает дифференцированное чувство;
  3. связано с комплексной работой анализаторов;
  4. связано с работой отдельных анализаторов.
1 2 3 4
б а б а

1. Образ предмета образует лишь совокупность его характеристик, т.е. восприятие.

2. Дифференцированное чувство может возникнуть при отражении отдельных свойств предмета, следовательно, верный ответ – ощущение.

3. Комплексная работа анализаторов позволяет сформировать образ предмета, который и является результатом восприятия.

4. Отдельные анализаторы могут предоставить характеристику лишь отдельного свойства предмета, это является результатом процесса ощущение.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Виды познания (научное, творчество, самопознание)

Принято различать 7 видов познания:

  1. Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.
    В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

    Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.

  2. Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.
    Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.
  3. Мифологическое – это когда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.
    Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
  4. Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше.
  5. Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца.
    Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
  6. Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п.
  7. Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и ее стереотипов.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Суть

Человек имеет несколько органов чувств: глаза, нос, язык, кожа и уши. Эти органы чувств отвечают за постижение мира позволяют нам следующим образом взаимодействовать с ним:

Зрение, или визуальное восприятие позволяет человеку видеть окружающую реальность. Зрение — основа для образов существующего объекта, которые затем всплывают в сознании человека.

Слух — это восприятие звука. Звуковые колебания через уши поступают в мозг, который определяет, что мы слышим: шум прибоя, или пение птиц, а может быть слова, которые произносит другой человек?

Осязание — или тактильное восприятие. Мы можем чувствовать окружающие объекты, прикасаясь к ним. Например, ты можешь погладить кота и понять, что он мягкий и пушистый.

Обоняние — это запахи. Запахи тоже формировать образы. Например, ты идешь после школы домой — голодный, и когда поднимаешься по лестнице, чувствуешь вкусный запах курочки с картошечкой. И в твоем сознании сразу возникает образ большого блюда с поджаристой курицей и картошкой, рядом стоит холодный квас и нарезан лучок…. М-м-м! Но это всего-лишь образ, созданный твоим обонянием и силой разума.

Вкус. Язык позволяет нам пробовать вещи на вкус. Именно поэтому маленькие дети все тянут в рот — им хочется воспринять объект всеми органами чувств — это инстинкт.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Рациональное познание и его формы

А сейчас кратко рассмотрим особенности рационального познания. Данная форма исследования этого мира отличается от инстинктивного восприятия тем, что базируется на логическом мышлении и накоплении знаний.

Абстрактный ход мыслей помогает нам выходить за рамки чувственного познания и принимать важные решения.

К рациональному познанию относится три метода осязания:

  1. Понятие

    характеризуется возможностью создать собирательное понятие о том или ином предмете. Например, понятие «тетрадь» будет иметь для человека общее понятие и набор определенных характеристик, которые не зависят от времени или места нахождения.

  2. Суждение

    является особой формой познания, которое способно суммировать количество имеющихся понятий и формировать собственное суждение об окружающей среде. Также сюда включают соотношение жизненных событий и обстоятельств, на основе которых человек делает определенные выводы. Например, чтобы сделать вывод, что такое психология, нам не будет достаточно прочесть одно правило в учебнике. Для этого нужно усвоить массу понятий из психологии и углубленно изучить тему, чтобы, наконец, составить собственное субъективное мнение.

  3. Умозаключение

    , в свою очередь, базируется на совокупности суждений и помогает нам найти истину. Чтобы сформировать окончательное мнение, не достаточно собрать определенное количество понятий. Для этого нужно путем сбора суждений сделать единый вывод, который будет для человека истинным.

Одним словом, рациональное познание – это разумный подход к тому или иному вопросу. Чтобы успешно задействовать этот вид осязания, нужно хорошо владеть логикой и абстрактным мышлением. Для этого необходимо повышать свой уровень оперирования суждениями, понятиями и умозаключениями.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Введение

Одним из важнейших определений эпистемологии является то, что познание — это сложный, противоречивый процесс. Сложность заключается в том, что познание является многоуровневым, многомерным, определяется различными причинами и условиями, разворачивается в пространстве и времени. Противоречивый характер познания проявляется уже в том, что оно превращает материальное в свою противоположность — идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его реальные свойства и отношения) трансформируется в физиологическое (деятельность нервной системы и мозга), и, наконец, в психическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивый характер познания раскрывается также в специфике его форм, в характере связей этих форм друг с другом.

Цель познания — знание. Она необходима для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и выполнения деятельности. Знание — это средство преобразования действительности, и оно является системой. Знание появляется в процессе познания, и оно состоит из форм, этапов, уровней. Как правило, эпистемология различает чувственное и рациональное познание, а также рассматривает интуицию как особый момент соединения чувственного и рационального познания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]