Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение

Тема взаимоотношений учителя и ученика имеет древние корни. Размышления философов на эту тему представлены в виде коротких афоризмов: «когда ученик готов, появляется учитель» и «учение о людях короткое, но познание долгое». Оба утверждения подразумевают готовность к полноценному восприятию учителя или людей (точная интерпретация невербального общения). Развитие перцептивных навыков происходит по определенному сценарию. Их учет, как правило, помогает во многих жизненных ситуациях найти общий язык с окружающими, а в случаях профессиональной деятельности специалистов, сфера влияния которых лежит в сфере «человека к человеку», повышает компетентность и успех.

Значение термина

Слово «восприятие» (percipere) латинского происхождения дословно переводится как «восприятие». Это известно с древних времен, но вопрос о развитии перцептивных способностей детально разрабатывается современной психологией. Этот факт не означает, что исследование проблемы полноты восприятия проводилось фрагментарно. Проблема развития перцептивных способностей человека приобрела особую популярность благодаря Готфриду Лейбницу. Под «восприятием» он имел в виду «смутные впечатления» в противоположность апперцепции — ясному осознанию восприятия.

В современной психологии восприятие действует вместе с такими способностями, как мышление, память, внимание и обладает такими свойствами, как:

  • восприятие;
  • значение;
  • контекст;
  • объективность;
  • состав.

Научное изучение восприятия проводится с использованием эмпирических методов и моделей.

Формирование и возможности развития навыков

Все навыки формируются в детстве и развиваются практически на протяжении всей жизни человека. Перцептивные способности — не исключение. Это самый благоприятный период в жизни человека для развития практически любого навыка. В развитии учитываются особенности индивидуального развития ребенка.

В период от 2 до 6 лет формируются и развиваются сенсорно-перцептивные способности. Такое положение вещей связано с физиологическим развитием и улучшением работы рецепторов. На основании этого были приняты две классификации перцептивных способностей. Это восприятие по модальности (зрительной, слуховой, кинестетической) и по форме материи (пространство, движение, время).

По тому, как эти (и другие) навыки формируются в семилетнем возрасте, психологи делают вывод о готовности к обучению. Основополагающими являются сенсорно-перцептивные способности, на основе которых возникают более сложные образования (социально-перцептивные и перцептивно-рефлексивные способности). В основном это происходит после того, как ребенок идентифицирует себя как личность и начинает испытывать различные социальные роли.

Следует отметить, что если по какой-то органической причине процесс формирования базовых навыков искажен (из-за нарушения зрения, слуха, двигательного аппарата и других заболеваний), то более сложные типы могут не проявиться или проявиться в искаженном виде. При нормальном развитии навыки восприятия и рефлексии, как и другие, можно развивать и улучшать на протяжении всей жизни.

Структура перцептивного действия

Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.

Процесс восприятия включает ряд перцептивных действий, это связано с тем, что человеку необходимо:

  • Сознательно выделить значимую для него информацию из множества поступающей через чувственные каналы.
  • Преобразовать ее в соответствии с собственными задачами деятельности.
  • Перцептивное действие — это несколько операций по преобразованию сенсорной информации.

    Обнаружение — определяется наличие познавательного стимула.

    Различение — формируется перцептивный эталон.

    Далее происходит опознавательный процесс на основе таких действий как сличение и идентификация. Поступивший образ сравнивается с имеющимся в памяти и относится к определенному классу объектов, то есть происходит его категоризация.

    Овладение перцептивными действиями — это весьма сложный для человека и длительный процесс, требующий специального обучения.

    Программы и методики развития

    Все программы и методы развития перцептивных навыков делятся на три группы:

    • комплексы для детей (и взрослых) с проблемами развития;
    • для одаренных.
    • для детей (и взрослых) с нормальным развитием;

    Они учитывают не только интеллектуальные особенности, но и возраст и пол развития детей, подростков и взрослых. Чтобы определиться с подходящим вариантом, необходимо ознакомиться с пояснительной запиской. В нем подробно описывается целевая аудитория, цели и задачи методологии или программы.

    Несколько слов о ролевых принципах поведения

    Отдельно стоит сказать о ролевых принципах поведения. Так, ролевой принцип перцептивности состоит в том, что роль человека должна позитивно восприниматься его собеседниками, а он, в свою очередь, должен позитивно воспринимать их интересы.

    Принцип интерактивности заключается в том, что исполнение человеком определенной роли в обществе должно упрощать регуляцию поведения его собеседников за счет воздействия на его цели и мотивы. Так же, как и ролевой принцип перцептивности, он подразумевает, что надо учитывать интересы собеседника.

    Социальная значимость навыка

    Человек познает себя, окружающих его людей и мир посредством общения (вербального и невербального). На этой основе формируются и развиваются социально-перцептивные способности личности. Понимание эмоциональных переживаний собеседника формируется у дошкольников в процессе общения со значимыми взрослыми и сверстниками. Этот необходимый компонент общения формируется как бы постепенно, бессознательно, как приспособление к окружающей действительности.

    Коммуникация — это процесс, состоящий из социального восприятия, взаимодействия (обмена действиями) и общения. Исключение какой-либо составляющей приводит к недопониманию, неверному толкованию намерений, искажению контакта между собеседниками. Если взрослые сознательно работают над общением (обменом информацией) и взаимодействием практически на протяжении всей жизни, ситуация с восприятием усложняется.

    На формирование и развитие социально-перцептивных навыков влияет опыт ребенка в семейных ситуациях и связанных с ними эмоциональных состояниях. При этом эмоции, проявляемые обоими родителями, имеют большое влияние на ребенка. Как правило, чем шире круг общения детей, тем эффективнее они распознают эмоциональное состояние собеседника.

    Если случится так, что перцептивные навыки у взрослого сформированы на недостаточном уровне и этот факт является существенным препятствием в установлении и поддержании контакта, то на устранение проблемы потребуется потратить много времени и сил. На данный момент созданы специальные компьютерные программы, помогающие скорректировать восприятие эмоций собеседника на основе мимики (точнее, мимических микровыражений).

    Проблемы интерпретации эмоциональных состояний человека описывает в своих книгах известный психолог Пол Экман. Поскольку возникновение такой проблемы может существенно испортить жизнь человеку, создаются специальные курсы обучения общению, методики, списки рекомендаций и упражнений.

    Кому и для чего нужно развивать перцептивные способности

    Люди, которые работают в сфере обслуживания, образования, логистики, ежедневно общаются с клиентами, коллегами, студентами, потребителями. В профессиональной деятельности развитые навыки восприятия являются залогом успешной реализации целей и задач. И не только на профессиональном пути.

    Развитое восприятие состояния собеседника также играет огромную роль на уровне межличностного общения. Часто образованные и умные люди, неспособные «прочитать» человека самостоятельно, страдают от недоверия и подозрительности к другим, что мешает их самореализации и приводит к неправильным действиям и выводам. Ведь человек познает себя через общение с другими людьми. Если общение искажается, образ «Я» претерпевает соответствующие изменения.

    важно, чтобы у каждого человека было развитое восприятие собеседника, но механизмы и принципы использования этой способности будут разными для всех представителей общества.

    Функции социальной перцепции

    Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

    • Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
    • Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
    • Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя. В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
    • Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
    • Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.

    Родители

    Перцептивные педагогические навыки — это восприятие и понимание состояния собеседника без опоры на словесную информацию (слова). Поэтому каждый родитель, заботящийся о своих детях, так или иначе обладает этой способностью. Между «уверенным» общением с ребенком и формированием педагогического восприятия у взрослых существует прямо пропорциональная связь.

    В раннем детстве они — мама и папа, которые являются образцами для подражания и копируют. Поэтому часто можно услышать утверждение, что дети — зеркало семейных отношений. До трехлетнего возраста дети бессознательно повторяют жесты, слова, интонации и мимику вслед за значимыми взрослыми. Имея это в виду, родители могут в полной мере продемонстрировать свои педагогические навыки в общении с ребенком.

    Перцепция в психологии

    Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:

    • помогает выработать правильное отношение к людям;
    • способствует активизации когнитивной функции мозга;
    • способствует эффективной коммуникации;
    • дает возможность правильно оценить себя и окружающих.

    Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.

    Воспитатели

    В детском саду у детей есть опыт общения со сверстниками и взрослыми, которые иногда важнее своих родителей. Коллектив группы детского сада и родителей — благодатная среда для использования перцептивных навыков воспитателя.

    Успех его профессиональной деятельности напрямую зависит от умения детально воспринимать состояние собеседника, адекватно интерпретировать его поведение и намерения. Ведь обучение ребенка происходит через прямое общение с учителем: в этом случае второстепенных вещей нет, важно все: мимика, интонация, жесты, дикция, расстояние между собеседниками, обсуждаемая компетентность учителя, его личная позиция по отношению к действительности. Ведь только Личность (через полноценное общение) воспитывает Личность.

    Воспринимающая способность учителя — это способность воспринимать ученика «как единое целое»: с поведенческими достоинствами и недостатками, особенностями развития психомоторной сферы, коммуникативным и социальным опытом существующего общения. Умение «отделять зерна от плевел», возделывать их и направлять по пути гармоничного развития можно считать талантом учителя, который сознательно и косвенно воздействует на детей личным примером.

    Механизмы социальной перцепции

    Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.

    • Рефлексия – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
    • Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды;
    • Эмпатия – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
    • Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях.
    • Казуальная атрибуция – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.

    Учителя

    Воспринимающая способность учителя — это способность:

    • следить за всем классом и конкретным учеником одновременно;
    • отличить характерные черты ученика от проявления сиюминутного состояния;
    • оценивать успеваемость учеников на основе результата успеваемости (положительный, отрицательный, нейтральный), выражая всесторонний анализ.
    • воспринимать психологическое состояние ученика;

    Следует отметить, что требования к навыкам, умениям и компетенциям учителя различаются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному оценивают навыки учителей. Неизменным остается вывод о важности педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных навыков).

    Лариса Максимовна Митина в своем исследовании подчеркивает рефлексивно-познавательные способности учителя и его членов:

    • педагогическая рефлексия;
    • педагогическая направленность.
    • педагогический такт;

    Все эти навыки являются составляющими педагогической культуры. В его состав входят важные качества:

    • профессиональные знания;
    • активная педагогическая позиция;
    • профессиональные навыки;
    • профессиональные и личные;
    • опыт творческой деятельности.

    Ценность педагогической культуры — ребенок — его развитие, воспитание, защита и поддержание достоинства. Развитые перцептивные навыки учителя являются основой совместной непосредственной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.

    Дети дошкольного и младшего школьного возраста

    Формирование и развитие перцептивных навыков начинается в раннем детстве. Это связано с адаптацией ребенка к окружающему миру и потребностью в развитии (чего не бывает без общения).

    Доказательство тому — дети Маугли. Поскольку они были помещены в среду волков, выжить можно было, только уподобляясь им (копируя их поведение). Эта «имитация» запустила более сложные биологические и психологические механизмы, которые в конечном итоге не позволили детям стать полноценными людьми и свели жизнь к жизни волка.

    Этот пример заставляет задуматься о значении среды (эмоциональной, материальной, сенсорной и т.д.), В которой находятся дети. Фактически, в младенчестве восприятие является «двигателем» развития ребенка.

    Подростки

    С возрастом роль точности и сложности восприятия только возрастает, а структура усложняется. Поэтому основная деятельность подростков — не обучение, а общение (склад для развития навыков восприятия). Игнорирование смысла общения подростков со стороны взрослых недопустимо. Это период кропотливой огранки алмаза, который называется «общением». Таким образом, подросток познает себя, проводит «инвентаризацию» внутреннего мира и завершает формирование «концепции эго».

    Компоненты перцептивной стороны общения

    Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

    • Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
    • Наблюдение за поведенческими установками;
    • Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
    • Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
    • Создание эффективной и прочной коммуникации.

    Роль перцептивных способностей в жизни взрослого человека

    В структуре общих характеристик личности восприятие тесно связано с вниманием, мыслью, познанием, ощущением и воображением. В повседневной жизни люди с развитыми перцептивными способностями выгодно отличаются от своих антиподов. Это выражается в объеме, точности, полноте и скорости восприятия, эмоциональной окраске процесса. Эти люди легко обучаются, хорошо адаптируются к окружающей среде, творчески относятся к работе, имеют свою точку зрения на текущие события, ценят погоду.

    Возможно, зная эту закономерность, работодатели, помимо профессиональных тестов, также проводили бы тесты на формирование навыков восприятия. В личном развитии человека восприятие также играет важную роль. Решение многих проблем лежит в области полноты и точности восприятия. Поэтому нам говорят: «гроб только что открылся» или «трудно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет».

    Основные свойства и типы восприятия

    Разделив понятие «восприятие» и его физиологические механизмы, можно рассмотреть основные свойства восприятия как познавательного ментального процесса. Основные свойства восприятия: Субъективность, Целостность, Непрерывность, Последовательность, Смысленность, Прием и Действия. Объективность — это способность человека воспринимать мир не как набор несвязанных ощущений, а как отдельные объекты, обладающие свойствами, вызывающими эти ощущения. Следует отметить, что объективность не является врожденным свойством восприятия. Появление и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И.М. Сеченов считал, что восприятие формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с объектом. Без движения перцептивные образы не имели бы такого качества, как объективизация, т.е. обращение к объектам внешнего мира. Возможность объектного восприятия, по сути, определяется наличием моторной составляющей в процессе восприятия. Это касается не только визуального или тактильного восприятия. Это также характерно для других условий. Когда человек слышит звук или чувствует запах, он делает определенные ориентирующие движения в направлении источника стимула. Однако, как и в случае с микродвижениями глаз, эти ориентирующие движения часто не реализуются человеком. Другим свойством восприятия является целостность. Целостность восприятия выражается в том, что изображение воспринимаемых объектов дается не в полностью законченном виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно складывается в целостную форму на основе небольшого набора элементов. Этот образ формируется условно и рефлексивно путем сочетания различных ощущений. Это происходит, даже если некоторые детали объекта не воспринимаются человеком напрямую в данный момент. Или, иными словами, целостность восприятия выражается в том, что даже в случае неполного воспроизведения некоторых особенностей воспринимаемого объекта происходит ментальное завершение полученной информации в полную картину конкретного объекта.

    Связанная с целостностью восприятия — это его структурированность. Это связано с тем, что восприятие в большинстве случаев не является ни проекцией сиюминутных ощущений, ни просто их суммированием. То, что воспринимается, на самом деле является обобщенной структурой, абстрагированной от тех ощущений, которые формируются в течение определенного периода времени. Например, когда человек слышит мелодию, ранее услышанные звуки все еще звенят в его голове, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушатель понимает мелодию, то есть воспринимает ее структуру как единое целое. Очевидно, что последняя из услышанных мелодий сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушателя продолжает звучать вся мелодия с различными взаимосвязями ее составляющих. Восприятие, таким образом, приносит в сознание явления, с которыми сталкиваешься в реальном мире.

    Следующее свойство восприятия — постоянство. Постоянство — это относительное постоянство некоторых свойств, субъектов в изменяющихся условиях их восприятия. Благодаря свойству постоянства, которое проявляется в способности системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия, люди воспринимают окружающие их объекты как достаточно постоянные. Постоянство наиболее выражено в визуальном восприятии цвета, размера и формы объектов. Например, кусок угля в солнечный летний полдень примерно в восемь-девять раз легче мела в сумерках. Однако люди воспринимают его цвет как черный, а не белый. В то же время, цвет мела будет также белым в сумерках. Следует отметить, что явление цветового постоянства обусловлено совокупным эффектом нескольких причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля по световому контрасту, а также восприятием фактического цвета объектов и условий их освещения. Постоянство восприятия формы объектов заключается в относительном постоянстве восприятия по мере изменения положения объектов по отношению к линии зрения наблюдателя. При каждом изменении положения объекта относительно глаза меняется форма его изображения на сетчатке (например, мы можем видеть объект прямо на сетчатке, сбоку, сзади).

    Однако форма воспринимаемого объекта остается неизменной. Источником перцептивного постоянства являются активные действия системы восприятия. Повторное восприятие одних и тех же объектов в разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность структуры) восприятия образа по отношению к переменным условиям, как и движения самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство постоянства объясняется тем, что восприятие является своего рода саморегулирующимся действием, которое имеет механизм обратной связи и приспосабливается к свойствам воспринимаемого объекта и условиям его существования. Если бы восприятие не было постоянным, то на каждом шагу, каждом повороте, каждом движении, каждом изменении света, человек сталкивался бы с новыми объектами и больше не узнавал бы то, что было известно раньше.

    Предыдущие перцепционные переживания играют важную роль в процессе восприятия. Более того, особенности восприятия определяются всеми предыдущими практическими и жизненными переживаниями человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Другой характеристикой восприятия является апперцепция, то есть зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Большую роль в апперцепции играют знания человека, его предыдущий опыт, его предыдущая практика. Таким образом, существуют различия в восприятии одного и того же предмета разными людьми в зависимости от конкретной задачи, настроя и психического состояния каждого человека. Это придает активный характер восприятию человека. Воспринимая объекты, человек выражает свое отношение к ним. Например, человек, который мало интересуется техникой, обычно видит только грубую разницу в автомобилях разных конструкций и не воспринимает многие другие конструктивные особенности. Другим свойством восприятия является его осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже упоминалось ранее, человеческое восприятие тесно связано с мышлением. Связь между мышлением и восприятием выражается прежде всего в том, что воспринимать объект сознательно означает называть его мысленно, т.е. присваивать его определённой группе, классу, ассоциировать с определённым словом. Даже глядя на неизвестный объект, человек пытается найти в нем сходство с другими объектами. Следовательно, восприятие определяется не простым набором стимулов, действующих на органы чувств, а постоянным поиском наилучшей интерпретации имеющихся данных. Нельзя не упомянуть другое свойство — активность (или избирательность). Она заключается в том, что в данный момент мы воспринимаем только один объект или определенную группу объектов, в то время как остальные объекты реального мира образуют фон нашего восприятия, то есть не отражаются в нашем сознании.

    Среди индивидуальных различий в восприятии большое значение имеют различия в наблюдаемости. Наблюдательность — это способность замечать в объектах и явлениях малозаметные для них вещи, которые сами по себе не заметны, но являются существенными или характерными с какой-то точки зрения. Характерной особенностью наблюдения является быстрота, с которой воспринимается что-то малозначительное. Например, любопытство является важным фактором развития наблюдений. Поскольку мы коснулись проблемы наблюдения, следует отметить, что существуют различия в восприятии в зависимости от степени преднамеренности. Проводится различие между преднамеренными (добровольными) и непреднамеренными (недобровольными) представлениями. Намеренные представления характеризуются тем, что они основаны на сознательно поставленной цели. Они предполагают известное волевое усилие со стороны человека и могут существовать в форме организованного восприятия — целенаправленного и систематического восприятия объектов или явлений в мире. Непреднамеренное восприятие — это такое восприятие, при котором объекты реальности воспринимаются без осознанной цели, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. Иногда, однако, восприятие может действовать как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно проявляется в наблюдении, которое представляет собой сознательное, систематическое и более или менее непрерывное восприятие, позволяющее следить за течением любого явления или изменениями в объекте восприятия. Таким образом, наблюдение является активной формой сенсорного восприятия человеком реальности, и наблюдение может рассматриваться как характеристика деятельности. Человек должен использовать все свои знания, чтобы интенсифицировать процесс восприятия, отразить то, что уже известно о том, что воспринимается. Развитое восприятие помогает получать больше информации с меньшими затратами энергии.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]