С точки зрения психологии, общение — это сложный процесс, в рамках которого можно выделить 3 аспекта, или, как их называют, 3 стороны общения:
- Коммуникативная. Это обмен информацией, фактами, точками зрения и суждениями, осуществляемый посредством устной и письменной речи, жестов, знаков и прочих механизмов общения.
- Перцептивная. На этом уровне у людей формируется восприятие друг друга на основе особенностей поведения и общения. Большое значение имеет внешность собеседника, привлекательность и солидность, мимика и жесты.
- Интерактивная. Это различные формы взаимодействия между людьми, возникающие в процессе осуществления ими совместной деятельности.
Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой интерактивная сторона общения. Мы рассмотрим её структуру и основные принципы, выясним, какие разновидности взаимодействия к ней относятся, а также рассмотрим основные факторы, которые оказывают на неё влияние.
Что такое интерактивная сторона общения?
Интерактивная сторона общения – это условная группа элементов общения, включающая в себя различные формы взаимодействия индивидов между собой при осуществлении ими совместной деятельности. То есть, сюда входят различные действия, которыми они оказывают влияние друг на друга, но не входит обмен информацией или эмоциями.
Структура интерактивной стороны общения включает следующие элементы:
- субъекты взаимодействия – индивиды, участвующие в процессе;
- взаимосвязь – отношения, которыми субъекты связаны между собой;
- взаимодействие – влияние, которое субъекты оказывают друг на друга;
- следствие – последствия взаимодействия для каждого из субъектов.
Одним из самых известных исследователей интерактивной стороны взаимодействия является американский психолог Герберт Мид – создатель концепции символического интеракционизма. Ему принадлежит утверждение, что человек эффективнее всего развивается и узнаёт себя благодаря взаимодействию с окружающими при совместной деятельности.
Герберт Мид считал, что лучше всего реализовать свой потенциал к развитию человек может только при активном взаимодействии с теми, у кого можно чему-то научиться. Обычное же наблюдение за успешными людьми и попытки подражать им принесут гораздо меньше пользы.
Интерактивное общение играет огромную роль в процессе социализации, а также в дальнейшем развитии и реализации личности. Кроме того, именно оно способствует формированию устойчивых социальных связей. В частности, наши друзья, товарищи и приятели – это чаще всего те люди, с которыми мы сблизились, занимаясь какой-то совместной деятельностью.
Введение
Общение − это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся − обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений, включенных в нее людей.
Примеры из жизни
Чтобы полностью разобраться с интерактивной стороной общения, рассмотрим несколько ситуаций, возникающих в обычной жизни, и выделим в них интерактивную сторону общения.
В качестве примера рассмотрим общение с продавцом в магазине. Сначала вы здороваетесь и улыбаетесь друг другу – это перцептивная сторона, во время которой вы настраиваетесь на общение, обмениваясь эмоциями. Далее вы перечисляете товары, а продавец называет итоговую стоимость – это коммуникативная часть. После этого вы расплачиваетесь, а продавец отдаёт вам товары и помогает сложить их в пакет – это интерактивная сторона вашего взаимодействия.
Возьмём и другой пример — мужчина собирается на свидание. Когда он встречается с девушкой, улыбается ей при встрече — это перцептивная сторона. Когда мужчина с женщиной обсуждают, в какое место они сегодня пойдут — это коммуникативная сторона. Когда они катаются на каруселях, едят мороженое и стреляют в тире с пневматической винтовки — это интерактивная сторона общения.
Разновидности взаимодействий
Рассмотрим, какие виды взаимодействий могут складываться между участниками в рамках интерактивной стороны общения. Все возможные варианты взаимодействия можно разбить на две категории:
- Кооперация. Это согласованные действия двух или более субъектов, направленные на достижение результата, выгодного всем сторонам.
- Конкуренция. Это взаимодействие, строящееся на противостоянии, в котором каждый субъект стремится достичь результата, выгодного ему, но не выгодного остальным.
Кроме того, психологи выделяют несколько стратегий взаимодействия:
- Сотрудничество. Это чистое проявление кооперации. Все участники взаимодействия стремятся к одной цели, поэтому их действия направлены на достижение взаимовыгодного результата.
- Противодействие. Это чистое проявление конкуренции. Каждый участник ориентируется исключительно на свои цели и не учитывает интересов других субъектов. Соответственно, его действия выгодны ему самому, но невыгодны для остальных.
- Компромисс. Такая стратегия подразумевает, что цели субъектов изначально разные, но они согласны действовать сообща для частичного (и условно равного) удовлетворения интересов всех участников.
- Уступчивость. Эта стратегия подразумевает, что один участник жертвует своими интересами, чтобы помочь партнёру в достижении его целей.
- Избегание. Данная стратегия состоит в том, что один участник саботирует взаимодействие и жертвует своими интересами только ради того, чтобы помешать другому участнику достичь его целей (такие ситуации иногда описывают поговоркой «Назло маме отморожу уши»).
Интеракция в психологии
Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.
В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.
Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.
Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.
Вариант интерактивного общения
Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:
- наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
- предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
- механизм регулирования отношений.
Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.
Принципы интерактивного общения
Данная составляющая межличностного взаимодействия может казаться не такой важной как информационная. Однако её значение нельзя недооценивать. В частности, именно благодаря ей в первую очередь происходит социализация личности, а также её дальнейшее развитие и совершенствование.
Интерактивная сторона общения подчиняется таким принципам как:
- наличие целей и мотивов для взаимодействия;
- наличие необходимого пространства и времени;
- координация действий;
- согласование неких правил поведения;
- обмен дополнительной информацией в процессе.
Наличие этих особенностей свойственно всем видам интерактивного взаимодействия, хотя проявляться они могут по-разному.
Факторы, влияющие на процесс контакта
Чтобы взаимодействие получилось продуктивным, нужны определенные обстоятельства. Основные предпосылки включают в себя:
- осознание человеческих потребностей (собственных и участников интеракции);
- умение создавать мотивы, усиливать их, побуждая участников к активному действию в нужном направлении;
- использование различных стимулов, помогающих усилить мотивацию.
Факторы, подкрепленные нравственными нормами, общечеловеческими правилами, помогут избежать конфликтов в процессе контакта и поднимут интерактивное общение на максимальный уровень.
Основные стили поведения
Американский психолог Эрик Берн, создатель транзактного анализа, выделил три основных модели поведения в интерактивном взаимодействии:
- Взрослый. Человек, избравший данную модель, ведёт себя рассудительно, анализирует обстоятельства с помощью логики и здравого смысла, сдерживает эмоции и прочие слабости.
- Ребёнок. Данная модель подразумевает эмоциональное, инфантильное и часто нелогичное поведение, а также импульсивные поступки под влиянием сиюминутных желаний.
- Родитель. Человек, избравший эту модель поведения, считает, что именно он – самый умный, мудрый и ответственный субъект взаимодействия. Он ни на секунду не сомневается в своей правоте, и даже если другие участники действуют более рационально, их поведение кажется ему глупым.
Каждый человек может оказаться в любой из перечисленных ролей, что бы он ни думал сам про себя. Очевидно, что лучшим вариантом в любой ситуации является модель «взрослого», однако далеко не всем под силу всегда вести себя рационально и рассудительно. Поэтому все иногда становятся «детьми», подчиняясь сиюминутным желаниям, или «родителями», которым кажется, что именно они в этой ситуации являются самыми «взрослыми».
Коммуникативная
Чаще всего, говоря об общении, люди подразумевают именно его коммуникативную сторону.
В этом случае речь идет об обмене информацией между субъектами общественных отношений.
Люди делятся друг с другом своими мыслями, планами, идеями, взглядами. На основе полученной информации происходит построение отношений, организация деятельности.
Следует рассматривать коммуникацию не просто как бесконечный поток и прием сведений. Все стороны процесса занимают активную позицию, стремятся к пониманию предоставляемых им сведений.
Качество контакта определяется уровнем восприятия информации, ее принятием и пониманием.
Если один субъект постоянно поставляет свои идеи и взгляды, а второй их не воспринимает и даже не понимает, то говорить об эффективной коммуникации в данном случае не приходится.
Коммуникационная сторона — это способ психологического воздействия на оппонента. Во время передачи информации один человек оказывает влияние на другого. Чем выше развиты навыки общения у субъекта, тем выше уровень его воздействия на своих собеседников.
Успешные ораторы, политические и идеологические лидеры — это, прежде всего, люди с превосходно развитыми коммуникативными навыками.
Умение воздействовать на окружающих при помощи речи позволяет таким личностям завоевывать определенное положение в обществе.
Информация поставляется на двух уровнях:
- Побудительный. Это реплики приказного, просительного, рекомендательного характера. Они высказываются с целью стимулирования человека на совершение какого-либо действия.
- Констатирующий. Это речь уведомительного характера, которая направлена на предоставление каких-либо сведений. Варьируется от безразличного преподнесения до активного убеждения.
Следует учитывать, что даже у представителей одной языковой группы может возникнуть непонимание во время обмена информацией. То есть, одни и те же сведения по-разному оцениваются.
Это объясняется влиянием целого ряда факторов: возраста, социального положения, интеллектуальных способностей, эмоционального настроя и т.д.
Так, одну и ту же новость ребенок и взрослый воспринимают совершенно на разном уровне в силу возрастных особенностей психики и интеллекта.
Коммуникации возникают на межличностном уровне (между супругами, друзьями, коллегами, родственниками), на уровне группы. Например, во время завтрака в выходной день муж и жена обмениваются идеями проведения досуга.
Один участник контакта высказывает свои мысли и идеи, а второй его выслушивает.
Периодически они меняются ролями.
В итоге выстраивается эффективное взаимодействие, каждый участник которого получает возможность не только выразить свое мнение, но и получить необходимые сведения от оппонента.
Пример групповой коммуникации — проведение учителем урока в классе. Во время занятия учитель, обладающий информацией, делится с ней со своими учениками.
При этом дети имеют возможность не только воспринимать поступающие сведения, но и задавать уточняющие вопросы, высказывать свои мысли. Такая коммуникация эффективная и результативна.
В то же время, другой учитель может поставлять детям информацию в абсолютно непонятном для них ракурсе. При этом у учеников отсутствует возможность задавать вопросы, высказывать свое мнения, уточнять полученные сведения.
В такой ситуации поток информации проходит мимо субъектов, на которых он был направлен. Процесс коммуникации оказывается неэффективным.
Роли участников в интерактивном общении
В зависимости от типа отношений можно рассматривать социальные и межличностные роли. Социальная роль – это модель поведения, которой придерживается индивид, чтобы соответствовать ожиданиям общества. Межличностная роль – это модель поведения в личных отношениях (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир и прочее).
Социальные роли определяются такими факторами как:
- социальный статус;
- профессия или вид деятельности;
- пол и гендер;
- семейное положение и роль в семье (муж, жена, сын, дочь).
Межличностные роли формируются при взаимодействии с другими личностями за счёт эмоционального и интерактивного общения.
Как социальная, так и межличностная роль состоит из двух составляющих:
- Ролевое ожидание – совокупность ситуативных ожиданий, предъявляемых к индивиду обществом, окружающими и им самим.
- Ролевое исполнение – модель поведения, избранная для того, чтобы соответствовать этим ожиданиям.
Для оптимального интерактивного взаимодействия важно, чтобы обе эти составляющих были максимально согласованы между собой. Иначе взаимодействие может перейти в конфликт, который будет очень сложно прекратить.
От чего зависит?
Это компонент общения, отражающий непосредственное взаимодействие.
Подобное взаимодействие всегда приводит к какому-либо результату.
Причем результат может быть как положительным, так и отрицательным.
Данная сторона общения в значительной мере зависит от тех социальных ролей, которые налагаются на человека обществом. Так, молодая женщина может быть одновременно матерью, женой, начальником, дочерью, подругой и т.д.
Каждая социальная роль требует от нее выполнения обязательств, которые предполагают данные роли. Так, в качестве матери детей она посещает родительские собрания, утренники и мероприятия, которые проходят в школе и детском саду.
Она вступает в кооперацию с другими родителями, чтобы решать различные организационные вопросы. В качестве жены она выполняет обязанности по дому, решает совместно с мужем бытовые проблемы, взаимодействует с его родителями.
Роль начальника накладывает на нее обязательства по выстраиванию отношений с подчиненными, координации деятельности коллектива, выработке эффективной стратегии работы и т.д.
Соответствие поведения социальным ожиданиям подтверждается многочисленными интерактивными взаимодействиями, во время которых индивид совершает ожидаемые от него поступки.
Если во время общения человек демонстрирует неприемлемое с общественной точки зрения поведения, его интеракция с окружающими усложняется.
Конфликт
Конфликт – это отдельная и очень обширная форма интерактивного взаимодействия между людьми. Определяется он наличием противоположных стремлений и целей у участников. С точки зрения психологии, конфликт состоит из таких элементов как:
- конфликтная ситуация;
- позиции участников;
- оппоненты (участники с противоположными позициями);
- объект (то, вокруг чего строится конфликт);
- инцидент (событие, послужившее поводом);
- развитие;
- разрешение.
Все варианты поведения, которые может избрать каждая из сторон конфликта, можно отнести к одной из пяти моделей:
- Конкуренция (противостояние). Это активное отстаивание своих интересов с использованием всех доступных рычагов влияния. Участник при этом занимает жёсткую позицию по отношению к конкурентам, тем самым признавая, что это не просто диалог, а настоящий конфликт.
- Уклонение (отмалчивание). Если участник конфликта не настроен на примирение, но и не особо желает участвовать в борьбе, он старается «отойти в сторону». При этом он не отрицает наличия конфликтной ситуации, но показательно демонстрирует равнодушие к объекту конфликта.
- Приспособление. Эта модель подразумевает, что участник конфликтной ситуации стремится сохранить хорошие отношения с оппонентом, поэтому аккуратно отстаивает свою точку зрения и легче идёт на уступки.
- Сотрудничество (готовность к диалогу). Иногда участник конфликтной ситуации может изначально стремиться к компромиссу, поэтому охотно обменивается мнениями с оппонентом и делает всё для нахождения решения, выгодного всем сторонам.
- Компромисс. Данная модель подразумевает совместные действия, направленные на достижение результата, который устроит каждую из сторон (хотя и не будет восприниматься как идеальный).
Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия
Понятие стратегии
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это:
- Способ осуществления определенных интересов.
- Образ действия по достижению целей.
- Манера общения.
Этапы выбора стратегии
- Анализ конфликтной ситуации
- Оценка собственных сил и сил оппонента
- Четкое формулирование собственной цели
- Анализ действий и мотивов оппонента
- Принятие решения о выборе стратегии
Стратегии (К.Томас и Р.Килменн)
Соперничество (конкуренция)
Цель – получение одностороннего выигрыша.
Условия:
1. Наличие власти и авторитета, которые признаются оппонентом.
2. Авторитарный стиль управления.
3. Безвыходная ситуация.
Соперничество – «Акула»
Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.
Стратегию соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Уклонение (уход)
Цель – уход из-за нежелания сотрудничать и общаться.
Условия:
- Объект конфликта несущественен.
- Отсутствие властных полномочий.
- Необходимость получения дополнительной информации.
- Оппонент – личность, трудная в общении.
Уклонение – «Черепаха»
Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для Вас, Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.
Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Приспособление
Цель – получение результата при минимальных действиях.
Условия:
1. Объект конфликта несущественен.
2. Необходимость восстановления равновесия и стабильности.
3. Недостаточный объем ресурсов и власти для решения проблемы в свою пользу.
Приспособление – «Плюшевый медведь»
Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.
Стиль приспособления означает, что Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для Вас, либо когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Компромисс
Цель – получение «усредненного» результата за счет взаимных уступок.
Условия:
- Одинаковые аргументы и равный объем власти у оппонентов.
- Необходимость сохранения положительного социально-психологического климата в коллективе.
- Принятие временного решения.
Компромисс – «Лиса»
Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то жесамое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерьдля обеих сторон.
В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.
Сотрудничество
Цель – поиск наиболее приемлемого решения для сторон и максимизация выигрыша.
Условия:
- Подходы к решению важны, и нет возможности принять компромиссное решение.
- Обладание равной властью и авторитетом.
- Существуют прочные длительные взаимоотношения между оппонентами.
Сотрудничество – «Сова»
Человек с такимтипом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с такимтипом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества.
Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.