Коммуникативная сторона общения: понятие, примеры из жизни, виды

Приветствую Вас, друзья!

В психологии рассматривается 3 стороны общения:

  • Перцептивная. Это эмоциональное восприятие людьми друг друга. Здесь имеют значение харизма, привлекательность, солидность, мимика и прочие особенности человека.
  • Коммуникативная. Это обмен знаниями, мнениями и указаниями с помощью вербальных и невербальных методов коммуникации.
  • Интерактивная. Это совместная деятельность людей, а также действия, которыми они влияют друг на друга.

Сегодня мы поговорим о коммуникативной стороне общения. Мы выясним, что она собой представляет, рассмотрим структуру коммуникации и разберём несколько примеров.

Что такое коммуникативная сторона общения?

Коммуникативная сторона общения – это совокупность всех аспектов взаимодействия, направленных на обмен полезной информацией (знаниями, указаниями, идеями, убеждениями, мнениями, взглядами и прочим). При этом существует 2 канала коммуникации:

  • Вербальный. Это все виды словесного общения (как устного, так и письменного). Вербальная коммуникация обеспечивает наибольшую скорость передачи информации, поэтому составляет основу межличностного взаимодействия.
  • Невербальный. Это передача информации с помощью жестов, мимики и знаков, но без использования слов. Невербальное общение позволяет быстро обмениваться небольшими порциями информации.

Таким образом, коммуникативная сторона общения не всегда связана с произнесёнными словами. К примеру, фразы «Здравствуйте!» или «Приятно познакомиться!» не передают информации, поэтому относятся к перцептивной стороне. В то же время обычный кивок в ответ на вопрос является частью коммуникативной стороны общения.

Функции коммуникативной стороны общения:

  • Обмен информацией. Это передача и получение знаний, разной степени ценности (научная дискуссия, распространение сплетен).
  • Влияние на взгляды и убеждения.«Правильная» подача информации позволяет целенаправленно влиять на субъективное мнение человека по любому вопросу.
  • Отдача приказов, предъявление требований. Армейский приказ, требование начальства, рекомендация врача, дружеское предложение – это всё также относится к коммуникативной стороне общения.

Факторы

Каковы факторы, способствующие эффективному общению? На успешный исход коммуникации положительно влияют следующие факторы:

  1. Благоприятная обстановка, в которой происходит разговор. Например, если ситуация, которая подразумевает интимность, конфиденциальность общения, располагает к тому, чтобы общающиеся не были услышаны окружающими, это будет способствовать доверительному разговору.
  2. Совместимые психологические характеристики участников беседы. Сюда относятся пол, возраст, характер и темперамент участников.
    Как правило, коммуникация более успешна у людей близкого возраста, также некоторые типы людей по характеру и темпераменту лучше взаимодействуют между собой.
  3. Одинаковый социальный статус. Взаимодействие будет более успешным у людей, принадлежащих к одному социальному классу.
  4. Доверительная атмосфера в коллективе, его сплоченность. Например, при установившихся доброжелательных нормах поведения в коллективе профессиональное взаимодействие будет на порядок эффективнее, чем в коллективе, в котором каждый привык защищать только лишь собственные интересы.
  5. Общие цели и мотивы у взаимодействующих людей. Если ситуация подразумевает достижение общей цели, как правило, между партнерами гораздо быстрее устанавливается взаимопонимание, ведущее к успешной коммуникации.

Каковы факторы, снижающие эффективность общения? Данные факторы значительно снижают положительный исход коммуникации:

  1. Не соответствующая обсуждаемой теме обстановка. Например, при попытке обсудить конфиденциальный разговор в общественном месте реципиент — тот человек, которому адресовано сообщение, будет избегать обсуждения.
  2. Различный социальный статус. Между людьми, относящимися к разным социальным классам, часто возникает барьер при коммуникации.
    Он обусловлен внутренними предпосылками о своей принадлежности к другому классу, ощущением своего превосходства или, напротив, неполноценности.
  3. Разобщенность в коллективе. Эффективность делового общения значительно снизится, если по устоявшимся нормам в коллективе каждый должен сам защищать собственные интересы — даже с осознанием того, что это негативно повлияет на решение профессиональных задач.
  4. Различные цели. При изначальном стремлении достичь различных целей, особенно при невозможности удовлетворяющего все стороны компромисса эффективность коммуникации снижается.

Примеры коммуникативной стороны общения

Чтобы лучше понять, что представляет собой коммуникативная сторона общения и как отделить её от перцептивной и интерактивной, рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни:

  • Свидание. При наличии романтического интереса все три аспекта проявляются в максимальной степени. И парень, и девушка стараются произвести друг на друга впечатление своим внешним видом, запахом и манерами – это перцептивная сторона их общения. Они рассказывают друг другу о себе, своих вкусах и интересах – это коммуникативная составляющая. Кроме того, они занимаются различными видами совместной деятельности: гуляют по парку, едят мороженое, катаются на роликах – это интерактивная сторона.
  • Общение в магазине. Подходя к прилавку, вы первым делом улыбаетесь продавцу и здороваетесь с ним – это перцептивная сторона. Потом вы говорите, что хотите купить, а продавец считает сумму и называет её вам – это коммуникативная сторона. Далее продавец передаёт вам покупки, а вы их оплачиваете – это интерактивная составляющая общения.
  • Рекламный ролик. Предположим, нам показывают чашку горячего «дымящегося» кофе и аппетитный чизкейк, политый сиропом. Визуальный ряд возбуждает аппетит – это перцептивный аспект (формирует доверие к заведению). Параллельно нам объясняют, как и где можно попробовать все эти вкусности – это коммуникативная составляющая рекламного сообщения.

В последнем примере нет интерактивной составляющей, поскольку общение является односторонним и не подразумевает взаимодействия. Но коммуникативная составляющая присутствует в полной мере и выполняет все свои функции: рассказывает зрителю о кафе, вызывает желание и призывает прийти в заведение в ближайшее время.

Принципы

Принципы эффективного общения:

  1. Общение должно быть двусторонним процессом. Только при заинтересованности всех участников разговора в достижении его положительного исхода возникнут предпосылки для его эффективности.
  2. Человек, которому адресуется сообщение, должен приложить максимум усилий для того, чтобы правильно его воспринять.
  3. Человек, передающий сообщение, должен сделать это максимально четко, кратко и понятно.
  4. Между общающимися людьми должен быть установлен уровень доверия, соответствующий обсуждаемой ситуации.
  5. Эмоциональность коммуникации должна соответствовать передаваемому сообщению.
  6. Толерантность, как средство повышения эффективности общения, должна быть присуща всем участникам коммуникации.

Следовать принципам эффективного общения должны все ее участники. Чем больше стремления они будут проявлять для их соблюдения, тем продуктивнее будет их взаимодействие.

Структура коммуникации

Любая коммуникация подразумевает наличие 4 обязательных элементов:

  • сообщение (передаваемая информация);
  • отправитель сообщения (коммуникатор);
  • канал связи;
  • получатель сообщения (реципиент).

В случае межличностного общения присутствует также пятый элемент – обратная связь. Обратная связь – это реакция реципиента на сообщение, которую принимает к сведению коммуникатор. В рассмотренных выше примерах обратная связь присутствует между парнем и девушкой (они совместно решают, как провести вечер), а также между продавцом и покупателем. А вот в примере с рекламой обратной связи нет.

Определение основных понятий

Эффективное общение — что это такое в психологии?

В настоящее время значимость коммуникации в жизни человека постоянно повышается, а потому требуют дополнительного изучения технологии эффективного общения, а также осваивание навыков, способствующих этому.

Под эффективностью общения в психологии подразумевается оптимальный способ достижения цели коммуникации, при котором к сводится к минимуму потеря или искажение истинного значения передаваемых человеку и получаемых от него смыслов, установок, реакций.

Этапы коммуникативного процесса

Психологи выделяют в этом процессе 5 этапов:

  • Представление. Отправитель ясно представляет себе мысль, которую хочет передать реципиенту.
  • Воплощение.Эту мысль он воплощает в виде набора слов, жестов или символов.
  • Передача. Информация передаётся реципиенту по выбранному каналу связи.
  • Интерпретация. Реципиент декодирует информацию, превращая её в свои мысли (не всегда такие, на какие рассчитывал отправитель)
  • Обратная связь. Реципиент реагирует на сообщение, а отправитель считывает эту реакцию.

Глядя на этот список, несложно догадаться, что на каждом из этапов коммуникативного процесса могут присутствовать помехи, из-за которых смысл информации будет искажён.

Условия

Речевая коммуникация будет успешной при соблюдении следующих условий:

  1. Содержание речи должно максимально соответствовать цели коммуникации, не содержать в себе элементы, не касающиеся обсуждаемой темы, быть лаконичной и адекватной.
  2. Речь должна быть грамматически верно построена, точно отражать посыл, который требуется донести собеседнику.
  3. Изложение мыслей должно быть логичным и последовательным. Хорошо выстроенная структура повествования способствует его успешному восприятию слушателем.

Средства передачи информации

Информация может передаваться двумя способами: вербально (словесно) и невербально. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Вербальное общение

Вербальными называют все формы передачи информации, в которых так или иначе задействованы слова. Это может быть устная речь, обычный печатный текст, рельефно-точечный текст, нанесённый шрифтом Брайля, звуковое сообщение, переданное с помощью кода Морзе, или визуальное сообщение с использованием семафорной азбуки.

Независимо от канала передачи информации, сообщение, которое можно перевести в речь (набор слов), является вербальным.

Существует 3 типа вербального общения:

  • формализованное – общение, подчиняющееся определённым правилам (конференции, совещания);
  • частично формализованное – общение, не подчиняющееся строгим правилам, но подразумевающее соблюдение норм (светские беседы, знакомство с новыми людьми);
  • неформализованное – повседневное общение, не подразумевающее конкретных правил (разговоры с друзьями, близкими).

Невербальное общение

Невербальная коммуникация – это передача информации с помощью жестов, интонации, знаков и прочих символов. Её важность понимает каждый человек, пользующийся телефоном и знающий, насколько сложно бывает понять собеседника, не видя его жестов и мимики. Психологи, исследующие межличностные коммуникации, считают, что на невербальное общение приходится до 55% передаваемой информации.

Коммуникационные барьеры

Наличие коммуникативных барьеров также характеризует специфику межличностного общения. Коммуникационный барьер — это психологическое препятствие, возникающее на пути к адекватной передаче информации. Современная социальная психология выделяет несколько типов коммуникативных барьеров. Одним из них является барьер непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический и другие. Такие барьеры возникают в связи с различными средствами знаков для передачи сообщения. Самый простой пример фонетического барьера — это непонимание двух людей, говорящих на разных языках.

Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Пример — филолог слушает тесный технический разговор двух математиков. Он вряд ли поймет, о чем они говорят. Такой же барьер возникает между родителями и детьми-подростками, когда последние говорят на техническом жаргоне.

Между людьми, являющимися носителями разных субкультур в рамках доминирующей культуры, может возникнуть семантический барьер, определяющий образ жизни и стиль мышления его носителей. Чаще всего существуют субкультуры молодежи, представителей различных профессий, преступников (делинквентные субкультуры), детские субкультуры и так далее. Профессиональная, криминальная и детская субкультуры являются наиболее специфическими в любом обществе. Каждая субкультура имеет свой особый специфический язык, который может иметь огромное значение не только для обмена информацией в своей среде, но и для способа самоопределения и даже выживания, как это происходит, например, в криминальной среде.

Стилистический барьер определяется разницей в способе представления информации. Стили обычно определяются функциональной асимметрией человеческого мозга как особым феноменом специфики левого и правого полушарий по отношению к различным психическим функциям. Доминирование одного из полушарий может определять типичные трудности в восприятии и обработке информации, а несовпадение доминирующих типов партнеров и вовсе приводит к стилистическим барьерам в процессе общения.

При доминирующем логическом стиле субъект обрабатывает и представляет информацию последовательно, не упуская ни одного звена в цепи рассуждений. Чрезмерное предпочтение деталей и уточнений не позволяет носителю логического стиля быстро принимать решения, а его рациональность, холодность и эмоциональная сухость мешают ему устанавливать контакты с разными людьми. Но в ситуациях, которые известны заранее и не требуют новых решений, такие люди вполне успешны. Когда преобладает экспрессивный стиль, субъект показывает себя эмоциональным, импульсивным, имеющим свое мнение, сопереживающим и наделенным хорошей интуицией. Такой человек может очень легко привлечь внимание к своим словам и легко установить контакт с другим. Однако чрезмерное преувеличение и некоторая разрозненность мыслей могут оттолкнуть его от людей, придерживающихся другого стиля. Наиболее оптимальным является смешанный стиль, где есть и логическое видение проблемы, и ее выразительное восприятие и интерпретация.

Когда коммуниканты не согласны с приводимыми аргументами, возникает логический барьер. Это неизбежно, когда взаимодействующие стороны имеют различные представления о существенных основаниях суждения.

Выделяют также барьеры социокультурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие. Социальные барьеры определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к различным социальным слоям общества. Политические барьеры создаются разными идеологиями и разными представлениями о структуре и значении власти. Религиозные барьеры определяются тем, насколько терпимо сама религия относится к представителям других конфессий.

Примеры

  1. Эффективное общение в конфликте. Возвратившись из армии в родительский дом, сын провел день в окружении родственников, после чего к вечеру собрался навестить близких друзей. Осматриваясь у зеркала, он услышал требовательный голос отца: «В 10 вечера ты должен быть дома». Не прекращая своего занятия сын спокойно произнес: «Забудь, папа. Это уже в прошлом». Лаконичность, уверенность и спокойствие в данном случае были лучшим выходом назревавшей конфликтной ситуации, поскольку именно эти качества присущи зрелому, самостоятельному мужчине.
  2. Эффективное общение с детьми. Очень показательной является сценка из кинофильма «Джентльмены удачи», когда воспитатель обращается к детям, не желающим завтракать: «Дети, на сегодня завтрак отменяется, потому что мы летим на ракете на Марс, а потому возьмите в руки космические ложки и основательно подкрепитесь, потому как на Землю мы вернемся только к обеду».

Подстройка к желаниям детей и последующий отказ от уговоров, к которым дети относятся с предубеждением, позволили переключить их внимание и взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]