Коммуникативная сторона общения. Каналы передачи информации

Общение – сложный социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера.

В социальном плане оно выступает средством передачи человеческой культуры и опыта. Его специфика заключается в том, что собеседники раскрывают свой субъективный мир один другому, проявляют индивидуальные особенности.

Общение различается по:

  • Количеству участников: межличностное, групповое, массовое;
  • Способу: вербальное (язык, речь), невербальное (мимика, жестика);
  • Положению общающихся: контактное (личное), дистанционное (например, через средства массовой информации);
  • Условиям: официальное (организованные встречи), неофициальное (по собственной инициативе);
  • Задачам: установочное (с целью знакомства), информационное (обмен сообщениями);
  • Средствам: непосредственное (рука, голова, голосовые звуки), опосредованное (след, радио, телевидение), прямое (возможность видеть, слышать, чувствовать), косвенное (через посредников).

Виды коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций

В зависимости от того, кто является субъектами, какие средства задействованы в процессах коммуникаций, можно выделить следующие виды коммуникации.

Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств

Такая модель является одним из наиболее значимых современных видов коммуникации. Речь идет о применении информационных технологий и различных технических устройств. Для общения используются телекоммуникационные системы, электронная почта, социальные сети, управленческие информационные средства (УИС). УИС дает возможность для общения между сотрудниками организации с целью выяснения необходимой для решения производственного вопроса информации, кроме того, при помощи этих средств сотрудники могут изучить литературу по важной для них теме.

Межличностные коммуникации

К виду межличностных коммуникаций следует отнести прямое взаимодействие собеседников или групп людей между собой посредством вербальных и невербальных способов общения. Изучение такого типа коммуникаций является одной из самых важных и первостепенных задач. На межличностные коммуникации оказывают влияние огромное количество факторов.

Результат такого общения наиболее зависим от получаемой обратной связи – благодаря ей адресант может понять, ушло ли сообщение, получил ли его собеседник, верно ли его воспринял.

Каналы общения, адекватные органам чувств:

  1. Зрительный;
  2. Слуховой;
  3. Тактильный (прикосновение);
  4. Соматосенсорный (кинестетический, ощущение своего тела).

Люди обладают особенностями в восприятии внешнего мира и другого человека (социальная перцепция). Они подразделяются на визуалов, аудиалов, кинестетиков:

  1. визуалы– предпочитают все посмотреть своими глазами, любят возвышаться над партнером;
  2. аудиалы– воспринимают действительность через слуховые образы: музыку, речь, звуки;
  3. кинестетики– переживают (эмоционально) посредством состояния своего тела.

По логическому основанию можно назвать такие каналы общения: прямой, косвенный, управляемый косвенный:

  1. прямой канал– передача сведений в явном виде;
  2. косвенный (непрямой)– добытая информация с целью контроля или дополнения к тому, что было ранее принято;
  3. управляемый косвенный канал– сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, подано как вполне намеренное (убедительный тон в сомнительной ситуации).

Принципы эффективной коммуникации

  • Принцип последовательности.

Смысловое соответствие получаемой информации и ответной реакции. Например, приветствие требует ответного приветствия. На вопрос следует давать ответ, а не другой вопрос. Таким способом каждый речевой фрагмент будет иметь завершение.

  • Принцип предпочтительной структуры.

Подтверждающие и отклоняющие ответные реплики даются неодинаково. Согласие обычно выражает без промедления, предельно лаконично и ясно.

Начальник просит подчиненного: «Отчет необходимо предоставить до завтрашнего дня»

Подчиненный отвечает: «Хорошо».

Несогласие сопровождается предварительной паузой, за которой следует более объемный ответ, включающий доводы и объяснения.

Начальник: «Проанализируйте к вечеру недельную статистику по отделу»

Подчиненный: «(пауза) Я бы с радостью выполнил это поручение, но сейчас я занят выполнением предыдущего задания».

Отправитель, знающий принципы эффективной коммуникации, после просьбы услышит паузу несогласия и смягчит требование.

Начальник: «Проанализируйте к вечеру недельную статистику по отделу и тогда завтра сможете уйти с работы пораньше».

Такой разговор избавится от лишней напряженности, и поручение будет выполнено.

  • Принцип кооперации.

Состоит из 4 групп постулатов: качество, количество, отношение, способ.

Качество: «Высказывание должно быть истинным».

Количество: «Высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется»

Отношение: «Не отклоняйся от темы».

Способ: «Выражайся ясно».

Средства общения:

  • Язык– система слов, выражений и правил их соединения в логическую речь;
  • Интонация– эмоциональная выразительность, способная придавать разный оттенок какой-либо фразе;
  • Мимика, поза, взгляд– могут усиливать или опровергать смысл сказанного;
  • Жесты– общепринятые или экспрессивные (для выразительности);
  • Расстояние собеседников– зависит от степени их доверия, культурных и национальных традиций.

В речи выделяют темп, громкость, интонацию, что позволяет определить эмоциональное состояние индивида, его отношение к передаваемому сообщению.

Человек не может длительное время сознательно контролировать всю сферу средств общения. Поэтому, часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, выражение глаз, положение ног и т.д.

Введение

Поскольку люди — существа социальные, общение играет важную роль в жизни каждого человека. Коммуникация пронизывает все аспекты жизни общества, социальных групп и отдельных лиц. Также можно без преувеличения рассматривать общение как фундаментальную основу существования общества.

Вы должны понимать, что эволюция человеческой цивилизации, развитие технической, культурной, экономической, социальной и всех других сфер было бы невозможным без этого процесса, который характерен для всего живого в нашем мире, и особенно для людей.

Известно, что с древних времен философы, социологи, политологи, психологи и представители других наук всегда в той или иной степени интересовались проблемой человеческого общения.

Ведь, учитывая, что общение — это процесс передачи информации, в частности, между людьми (или группами людей), направленный на какой-то конкретный результат, очевидно, что чем эффективнее сам коммуникативный процесс, тем больше вероятность, что он будет привести к ожидаемому результату.

Низкая коммуникативная эффективность приводит к проблемам в жизни человека и общества. В то же время, поскольку коммуникации пронизывают все сферы человеческой деятельности, неэффективный коммуникативный процесс может привести к самым нежелательным результатам. Например, в масштабе конкретного человека неэффективный процесс общения может привести к семейным разладам, сбоям на работе, а неэффективное общение в международном масштабе может привести к необратимым последствиям.

Именно поэтому изучение и понимание проблем коммуникативного процесса, его эффективности, факторов и способов повышения эффективности — необходимость для успешной жизни современного человека.

Стратегия общения:

  1. Открытое – закрытое ( Закрытое общение – нежелание или неумение одного из партнеров понятно довести свою точку зрения, информацию);
  2. Монологическое – диалогическое;
  3. Ролевое (социально – ролевое) – личностное («по душам»).

Важный вопрос в общении – открытость, т.е. не только искренность говорящего, но и способность непредвзято воспринимать партнера. Высокая культура дает уверенность, что вас правильно поймут.

Тактика общения – это реализация стратегии в конкретной ситуации на основе знания и владения техникой, правилами и приемами коммуникации.

Виды коммуникации по количеству коммуникантов

Профессиональные коммуникаторы уделяют большое внимание такому параметру, как число участников, ведь от него зависит выбираемая технология работы в каждой конкретной ситуации. Например, при разговоре с самим собой, с одним партнером или с большим количеством собеседников будет значительно различаться уровень громкости голоса.

  • Интраперсональной коммуникацией называется диалог с собственным я, то есть изложение внутреннего монолога человека, разговора с внутренним голосом, совестью или собственным эго в форме диалога.
  • Межличностная коммуникация в большинстве случаев носит первичный характер, с ней соотносят некую идеальную модель коммуникации, в которой принимают участие двое собеседников (однако могут присутствовать наблюдатель, включенный и посторонний наблюдатели, процесс коммуникации может проходить в присутствии свидетелей, в многолюдном месте и так далее).

  • Под групповой коммуникацией понимают разговор внутри определенной группы, между группами людей, между отдельным человеком и группой (например, между начальником фирмы и его подчиненными). Здесь большее значение имеет разница не в количестве, а в качестве, в частности, в каждой из ситуаций будет ставиться своя определенная цель коммуникации – между собеседниками в малой группе или в большой (chat rooms и forums в сети Интернет; message boards и так далее).
  • В случае массовой формы коммуникации речь идет о донесении информации большому числу людей, чаще всего имеющих различные интересы и коммуникативный опыт (сообщения на телевидении или радио, выпуск компакт-дисков, информация в Интернете – к различиям здесь стоит отнести уровень охвата аудитории, всеобщую «обязательность», индивидуально-групповую избирательность; передача сообщений посредством телефонов или почты отнести сюда можно лишь количественно, не беря в расчет массовую и целевую – иными словами, групповую рассылку почтовых сообщений).

Массовая и в некоторых случаях групповая коммуникация подразумевают весьма интересные явления. В роли отправителя может выступать определенный индивидуум, а в роли получателя – конкретные группы, коллективы людей, общественные массы, партии, общество в целом. С другой стороны, отправителем может являться коллегиальный автор – речь идет о ситуациях коммуникации между одним человеком и целой организацией, партией, сообществом, народом в целом.

Виды общения:

  • Контакт масок(формальное общение) – отсутствие стремления понять партнера, учесть его индивидуальные особенности. Используются привычные штампы (вежливость, строгость, участливость, невозмутимость и т.д.), наигранность выражений лица, жестов, набор фраз, что позволяет скрыть истинное отношение к собеседнику;
  • Примитивное общение– человека оценивают, исходя из его полезности. Нужен – активно вступят в контакт, мешает – не заметят, получили желаемое – оттолкнут;
  • Формально– ролевое, когда регламентированы и содержание, и средства общения, вместо изучения личности обходятся знанием социальных (должностных) функций;
  • Деловое общение– учитываются психологические качества индивида, черты характера, мотивы, настроение. Однако интересы дела превыше, более значимы, чем возможные личностные расхождения;
  • Духовное общение друзей – они могут беседовать без слов, с помощью выражения лица, интонации, используя жесты, движения;
  • Манипулятивное общение– преследует одну цель: извлечь выгоды от партнера, используя разные приемы (месть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, учтивости и т.д.);
  • Светское общение– его суть – в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а что положено в каких-либо случаях.

Способы повышения эффективности коммуникации

С давних времен людей интересовало такое явление, как общение. Сегодня СМИ, организации, политики, бизнесмены и каждый отдельный человек также уделяют этому много внимания.

Успешность общения определяется рядом показателей и зависит от многих факторов. Самым важным для эффективного коммуникативного процесса является четкое понимание коммуникантами целей этого процесса. Чтобы добиться от получателя информации желаемых действий, необходимо передать сообщения в ясной и ясной форме, не допускающей противоречивых интерпретаций, обосновать возможность получателя требуемых действий, показать, что они не противоречит его собственным интересам.

Нельзя не обратить внимание на то, что развитие человеческого общества сопровождается разработкой и изобретением новых методов и средств социальной коммуникации. В ходе этого развития происходят такие важные события, как появление речи, письма, печати, радио и других электронных средств связи. Появление новых и улучшенных средств передачи информации оказывает прямое влияние на общение в обществе.

Это влияние особенно заметно на примере массовых коммуникаций. Появление радио, телевидения, а затем и глобальной сети Интернет значительно расширило аудиторию и увеличило скорость передачи информации.

Основным способом повышения эффективности общения в современном мире является использование всей гаммы коммуникативных приемов и средств, поиск новых способов передачи информации, совершенствование существующих.

Функции общения

В психологии существует множество классификаций функций общения.

По критерию цели общения выделяют восемь функций:

  1. контактная– установление состояния готовности к приему и передаче сообщений;
  2. информационная– обмен сообщениями, сведениями, замыслами;
  3. побудительная– стимуляция активности абонента;
  4. координационная– взаимное согласование действий;
  5. понимания– восприятие и понимание смысла сообщения, установок, намерений;
  6. амотивная– возбуждение в собеседнике нужных эмоциональных переживаний;
  7. установления отношений– осознание своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей коллектива, в коем действует человек;
  8. оказания влияния– изменение состояния и поведения партнера, в т.ч. его мнений, намерений, установок, потребностей и т.д.

Мы рассмотрим обобщенный вариант – три функции (их называют сторонами, аспектами) общения:

  1. Коммуникативная(обмен информацией);
  2. Интерактивная(организация взаимодействия);
  3. Перцептивная(восприятие и формирование образа другого человека).

Коммуникативная функция общения.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию (Коммуникация (лат. communicatio) – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду людей.). В своей деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и т.п. Это и есть информация человеческой коммуникации, которая не просто отправляется, а и формируется, уточняется, развивается.

Коммуникативная сторона общения имеет свою специфику:

  • Общение– это не просто движение информации. Здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, и каждый из них выступает активным субъектом (их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности). Значимость информации обусловливается тем, что она не просто принята, но и осмыслена, понята;
  • Обмен информацией предусматривает взаимовлияние, психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения. При этом участники должны обладать единой системой кодирования, т.е. когда знаки и их значения известны;
  • В общении возможны барьеры. С одной стороны, – отсутствие единого понимания сложившейся ситуации (социальный аспект), с другой, – препятствия могут носить психологический характер вследствие личностных особенностей (скрытность, недоверие, несовместимость и т.д.).

Виды коммуникации по форме общения

В этой статье мы рассмотрим понятие и виды коммуникации, их цели, особенности, а также те факторы, которые оказывают огромное влияние на процесс общения между людьми.

Итак, какие существуют виды коммуникации?

Вербальная коммуникация

Преобладающее количество различных видов коммуникации между людьми основано на речевой передаче информации. Человеческая речь считается универсальным способом общения, ведь именно с ее помощью можно сохранить наиболее точный смысл передаваемых сведений. Психологическими составляющими вербального вида коммуникации являются «говорение» и «слушание». Человек, который говорит, сперва формирует идею относительно сообщения, после чего реализовывает ее посредством знаков. Человек, который слушает, распознает смысл этого сообщения одномоментно с расшифровкой.

Коммуникативное событие заключается во взаимодействии между конкретными людьми. Вследствие чего одно высказывание в различных коммуникативных событиях будет нести разный смысл. Соответственно, на процесс коммуникации оказывают влияние условия, в которых он протекает, а также психологические особенности вовлеченных в него людей. Именно поэтому имеет большое значение изучение различных видов коммуникации в психологии. Уникальность каждого коммуникативного акта доказывается разницей в опыте конкретных участников. Кроме того, эта же разница приводит к проявлению кардинальной неоднозначности языка в процессе коммуникации.

Серьезную и непростую информацию возможно передать только при помощи вербального вида коммуникации. От степени сложности информации зависит, насколько сложный язык потребуется для того, чтобы она была воспринята максимально верно и точно. Так как язык является непосредственной частью и отражением культуры, вербальное общение обуславливается языковой культурой, а в более общем понимании – культурой в принципе.

Невербальная коммуникация

Зачастую интонация, с которой произносится фраза, в значительной степени влияет на передаваемый в сообщении смысл. Из этого можно сделать вывод, что слова не являются единственным и основополагающим средством коммуникации, нередко их необходимо сопровождать невербальными компонентами.

Чтобы наглядно показать, как может проявиться данный вид коммуникации, приведем примеры. Сотрудники компании сразу поймут, что руководитель недоволен, если тот нахмурит лоб и сложит на груди руки крестом. Для любой мамы улыбка малыша является показателем хорошего самочувствия ребенка. Женщины часто понимают отношение мужчин без их объяснений в любви. Невербальное общение является одним из основных видов коммуникации.

3 важных шага

, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

03

Аудио запись: Нейро-аф

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Аудио запись: Нейро-аф

Заберите Ваши подарки!

Огромное количество информации воспринимается нами от собеседников без лишних слов. Систему внеречевых способов, которыми передается информация, называют невербальным общением.

Наиболее распространенными средствами такого вида коммуникации являются:

  • мимика (можно менять выражение лица, показывать на что-то взглядом);
  • жестикуляция;
  • изменение позы, другие движения тела;
  • прикосновения (в частности, пожатие рук, объятия, поцелуи, поглаживания по плечу);
  • изменение интонаций;
  • определенная дистанция при общении (как правило, людей, с которыми нам приятно и интересно общаться, мы готовы подпустить ближе к себе).

Названные средства невербального общения в большинстве своем являются универсальными, однако возможно возникновение определенных преград вследствие национальных особенностей, различия в характерах и менталитете.

Вербальные и невербальные средства общения

(Вербальный (лат. verbalis ) – словесный, устный.)

Вербальная коммуникация – это устная и письменная речь, т.е. в качестве знаковой системы служит язык. В ее структуру входят:

  • Значение и смысл слов, фраз;
  • Речевые звуковые явления (модуляция высоты голоса – плавная, резкая; ритм – равномерный, порывистый; тембр – раскатистый, хриплый, скрипучий; тональность – высокая, низкая; дикция; интонация; темп речи – быстрый, средний, замедленный). Их изучает паралингвистика;
  • Выразительные качества голоса – специфические звуки – смех, хмыканье, плач, шепот, вдохи; разделительные звуки – кашель; нулевые – паузы, назализации – «хм-хм», «э-э» и др. Их изучает экстралингвистика.

Формы устной речи – монолог и диалог. На эффективность общения влияют многие факторы. Среди них: интенции – настроения, установки, предполагающие активность взаимодействия партнеров; включенность их в совместную деятельность; наличие обратной связи (позволяет раскрыть точность восприятия смысла информации); умения и навыки.

Хотя речь и является универсальным средством коммуникации, она дополняется употреблением других знаковых систем. Ученые считают, что в общении слова составляют – 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% (по другим данным до 80%).

Коммуникативная сторона общения. Каналы передачи информации

Предмет:Психология
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:11.03.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по психологии на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по психологии

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Классические эксперименты в социальной психологии
Понятие общения, его структура, функции и виды
Коммуникативные барьеры в общении
Средства коммуникации. Невербальные средства коммуникации

Введение:

Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.

Коммуникативная сторона общения, состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникационного процесса. Коммуникационный процесс- обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информацией.

Коммуникативная сторона общения

Основные функции коммуникации:

  • информативная- передача сведений
  • интерактивная- организация взаимодействия между людьми
  • перцептивная- восприятие друг друга партнерами по общению
  • экспресивная-возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:

  • отправитель информации
  • сообщение- собственно информация
  • канал-средство передачи информации
  • получатель информации.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов:

  • I этап — начало обмена информацией, когда отравитель должен ясно представить, что он хочет передать и какую ответную реакцию получить.
  • II этап- воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи.
  • IIIэтап- передача информации через использование выбранных каналов связи.
  • IVэтап- получатель информации переводит символы в свои мысли.
  • Vэтап- обратная связь- отклик получателя на полученную информацию, на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации. Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому (при этом лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию- реципиентом).

Коммуникативная сторона общения (или общения в узком смысле слова) заключается в обмене информацией между общающимися людьми. Коммуникативная сторона общения. Во время акта коммуникации происходит не просто перемещение информации, а взаимная передача закодированной информации между двумя лицами — субъектами коммуникации.

Реализация коммуникационного процесса требует четырех основных элементов:

  • отправитель информации (коммуникатор);
  • сообщение — актуальная информация;
  • канал — средство передачи информации;
  • получатель информации (получатель).

Коммуникативное взаимодействие возможно только тогда, когда лицо, отправляющее информацию (коммуникатор), и лицо, получающее ее (получатель), имеют сходную систему кодификации и декодирования информации, т.е., «все должны говорить на одном языке». В контексте человеческого общения могут возникнуть коммуникационные барьеры. Они имеют социальный или психологический характер.

Информация, поступающая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная (порядок, совет, запрос — предназначена для стимулирования любых действий) и выясняющая (общение — происходит в различных образовательных системах).

Стимул призван стимулировать некоторые действия. Существует несколько типов мотивации: активация (мотивация действовать в заданном направлении), интервенция (запрет нежелательных действий), дестабилизация (несоответствие или нарушение определенных форм поведения или деятельности партнера). Составляющая не направлена ​​на изменение поведения. природа сообщения иная: мера объективности может варьироваться от намеренно «безразличного» тона представления до включения элементов явного убеждения в текст сообщения. Убежденность — это способность формировать убеждения, то есть «осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии с их ценностными ориентациями».

Процесс общения можно разделить на пять этапов:

  • в начале обмена информацией коммуникатор четко понимает, «что именно» (какую идею и в какой форме он будет выражать) и «с какой целью» он хочет передать и какой ответ получить;
  • воплощение идей в словах, символах, в сообщении. Различные каналы для передачи информации, речи, жестов, мимики, письменных материалов, электронных коммуникаций: компьютерные сети, электронная почта и т. д.;
  • передача информации по выбранным каналам связи;
  • получатель (получатель информации) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (расшифровка информации);
  • этап обратной связи — ответ получателя на полученную информацию.

Во время коммуникативного процесса коммуникатор может занимать одну из трех позиций: открытая — коммуникатор открыто заявляет о себе как о стороннике заявленной точки зрения, оценивает различные факты в поддержку этой точки зрения; отсоединен — ​​коммуникатор сохраняет подчеркнутый нейтралитет, сравнивает противоречивые точки зрения, не исключая ориентацию на одну из них, но не декларируется открыто; закрыт — коммуникатор молчит о своей точке зрения, иногда даже прибегая к специальным мерам, чтобы скрыть это.

Средства коммуникации

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации — на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. психологические компоненты вербальной коммуникации — «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаеиого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

К основным функциям речи в процессе коммуникации относятся:

  • коммуникативная (функция обмена информацией);
  • конструктивная (формулирование мыслей);
  • апеллятивная (воздействие на адресата);
  • эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);
  • фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами);
  • метаязыковая (функция толкования, которая используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом.

Невербальная коммуникация

Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

  • Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску — тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)
  • Оптическая — кинетическая (это то, что человек «читает» на расстоянии — жесты, мимика, пантомимика)

Жест — это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: — коммуникативные (заменяющие речь) — описательные (их значение понятно только на словах) — жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Выражение лица — это движение мышц лица. Пантомима — это сочетание жестов, мимики и положения тела в пространстве.

Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии различают четыре дистанции общения:

  • близкие (от 0 до 0,5 метра). Люди общаются на нем, как правило, связаны тесными доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается через жесты, взгляды, выражения лица.
  • межличностный (от 0,5 до 1,2 метра). Общается между друзьями).
  • официальный бизнес или социальный (от 1,2 до 3,7 метра). Он используется для делового общения, и чем больше расстояние между партнерами, тем более формальны их отношения.

Обратная связь

Обратная связь — это информация, содержащая реакцию получателя на поведение коммуникатора. Цель обратной связи — помочь партнеру по коммуникации понять, как его действия воспринимаются, какие чувства они вызывают у других людей.

Чтобы обеспечить успешное общение, вам необходимо иметь обратную связь — информацию о том, как люди вас понимают. Возможность использовать обратную связь в общении является одним из наиболее важных моментов в процессе общения.

Обратная связь относится к технике и методикам получения информации о партнере по коммуникации, используемым собеседником для исправления их собственного поведения в процессе коммуникации. Обратная связь включает в себя сознательный контроль над коммуникативными действиями, мониторинг партнера и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственным поведением.

Обратная связь предполагает способность видеть себя со стороны и правильно оценивать, как партнер воспринимает себя в общении. Механизм обратной связи предполагает способность партнера соотносить свои реакции с оценками своих собственных действий и делать выводы.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровне. В устном общении в качестве системы знаков используется человеческая речь, естественный звуковой язык.

Речь является наиболее универсальным средством общения, поскольку при передаче информации через речь смысл сообщения наименее теряется, и участники совместной деятельности влияют друг на друга. Невербальное общение включает в себя воспринимаемую внешность и выразительные движения человека — жесты, мимику, позы, походку.

Во многих отношениях они являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «читаем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Это также включает в себя такую ​​форму невербального общения человека, как зрительный контакт, который имеет место при визуальном общении.

Значительная часть человеческого общения происходит в подводной части «коммуникативного айсберга» — в области невербального общения. Информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения, также передается через систему невербальных средств.

Мы прибегаем к анализу «невербальных» в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и зрительный контакт помогают определить искренность другого. Как и все невербальные средства, зрительный контакт важен в дополнение к вербальному общению, то есть указывает на готовность поддерживать общение или прекратить общение, побуждает партнера продолжать диалог и, наконец, помогает более полно раскрыть ваше «я» или, наоборот, скрыть свое. В социально-психологических исследованиях изучаются частота обмена мнениями, их «продолжительность», изменение статики и динамики взгляда, ее избегание и т. д.

Невербальные средства являются важным дополнением к словесному общению. Их роль определяется не только тем, что они способны усиливать или ослаблять речевое влияние коммуникатора, но также и тем, что они помогают участникам общения выявлять намерения друг друга, тем самым делая процесс общения более открытым.

В процессе общения человек может играть каждую из трех ролей: быть передатчиком, передатчиком и получателем связи. В то же время он является наиболее подверженным помехам каналом связи, и, тем не менее, информация очень часто передается через людей, что вызывает определенные искажения в процессе.

Человек как элемент общения является сложным и чувствительным «получателем» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая может усилить, исказить или полностью заблокировать отправленную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия коммуникационных барьеров в процессе общения. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет свое первоначальное значение, а в некоторых случаях вообще не достигает получателя.

Коммуникативное вмешательство может быть механическим нарушением информации и, следовательно, его искажением; неоднозначность передаваемой информации, из-за которой искаженная и передаваемая мысль искажается. Бывает, что получатели четко слышат передаваемые слова, но придают им другое значение. В этом случае передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неправильную реакцию. Это указывает на замещающий — искажающий барьер.

Значительно большая вероятность искажения связана с эмоциями — эмоциональными барьерами. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, больше озабочены своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание.

Каналы передачи информации

Прежде всего, это происходит, когда участники общения говорят на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции и искаженную грамматическую структуру речи. Барьер фонетического недопонимания также порождает невыразительную быструю речь, речь — скороговорку и речь с множеством звуков — паразитов.

Существует также семантический барьер недопонимания, связанный, прежде всего, с различиями в системах ценностей участников общения. Это проблема жаргона и сленга.

Даже в рамках одной и той же культуры существует множество микрокультур, каждая из которых создает свое собственное «поле значений», характеризующееся пониманием различных концепций, явлений или выражений. В различных микрокультурах значение определенных ценностей понимается не одинаково. Кроме того, каждый носитель создает свой собственный мини-язык общения, свой собственный сленг, у каждого свои любимые цитаты и шутки, выражения и повороты речи.

Все это вместе может существенно усложнить процесс общения, создав семантический барьер непонимания. Причиной психологического барьера могут быть социокультурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различным интерпретациям определенных концепций, используемых в процессе общения.

Восприятие партнера по общению как человека определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста также может выступать в качестве барьера. Большое значение для возникновения барьера имеет доверие к коммуникатору в глазах получателя. Чем выше авторитет, тем меньше препятствий для усвоения предлагаемой информации.

Само нежелание прислушиваться к мнению человека часто связано с его низким авторитетом. Получатель зависит от психологических предпочтений получателя, воспринимает ли он предложенную ему систему доказательств или считает ее неубедительной. Для коммуникатора выбор системы доказательств, адекватной данному моменту, всегда является открытой проблемой.

Заключение

Эффективное общение характеризуется: достижением взаимопонимания между партнерами, лучшим пониманием ситуации и предмета общения (достижение большей уверенности в понимании ситуации, помогает решать проблемы, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходом ресурсов).

Умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми является коммуникативной компетенцией. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для выстраивания эффективного общения в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Невербальная коммуникация.

  1. Кинестика– исследует внешние проявления чувств и эмоций (в основе лежит общая моторика различных частей тела) – это мимика, жестика, пантомимика;
  2. Такесика– изучает прикосновения, рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и т.д.;
  3. Проксемика– рассматривает нормы пространственной и временной организации общения;
  4. Визуальное общение(«контакт глаз») – это важное дополнение к речевой коммуникации.

Мимика – движение мышц лица, показывающее эмоциональное состояние; она способна дать истинную «картину» о том, что переживает человек. Мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, брови, нос, рот, подбородок способны сказать больше, чем слова (Считается, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени беседы.).

По своей специфике взгляд может быть:

  • Деловой– фиксируется в районе лба человека;
  • Светский– опускается до уровня губ;
  • Интимный– направлен не в глаза партнера, а ниже лица – на другие части тела до линии груди;
  • Подозрительный(критический) – взгляд искоса.

При общении важны и жесты.

Концепция коммуникации

Слово общение происходит от лат. communico — обмен, общение, общение. Коммуникация — это механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включая все ментальные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (определение Кули).

Общение — сложное и многогранное явление, которое является необходимым условием и фундаментальной основой существования человеческого общества и природных сообществ.

Впервые понятие коммуникация (и массовая коммуникация) было введено в научный оборот американским социологом Чарльзом Ортой Кули (1864-1929) в 1920-х годах. прошлого века в работе Социальный процесс, после чего начался интенсивный процесс разработки концептуальных подходов к пониманию сущности, сущности и характеристик различных уровней, форм и типов социальной коммуникации, или человеческого общения. Кули определил коммуникацию как механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, и этот механизм включает в себя все ментальные символы и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.

Изучением такого явления, как общение, занимаются самые разные науки, такие как лингвистика, психология, философия, социология, культурология, риторика и другие.

Философия видит в общении одно из атрибутивных свойств материи, обусловленное материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация проявляется по-разному на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до самого сложного и многогранного мира человеческого общения.

Социология, изучающая структуру общества и динамику общественного развития, уделяет большое внимание проблемам коммуникации, так как в центре ее внимания находятся проблемы связей и отношений различных социальных субъектов. Важно, что общение — это не только социальное, но и природное явление, поэтому его всестороннее изучение выходит за рамки социологии.

Лингвистика занимается проблемами речевого общения — возникновения и развития языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейшего средства человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук стоит семиотика, изучающая общение как передачу знаков или обмен знаками.

В связи с тем, что изучением такого явления, как коммуникация, занимается большое количество наук, сегодня существует великое множество определений понятия коммуникация.

Среди этого разнообразия можно выделить следующие основные ценности:

  • Универсальный. В этом смысле общение рассматривается как способ соединения любых предметов материального и духовного мира.
  • Техническое значение соответствует идее коммуникации как способа коммуникации, связи одного места с другим, средства передачи информации и других материальных объектов из одного места в другое.
  • Биологическая концепция коммуникации широко используется в биологии при изучении различных сигнальных средств коммуникации у животных, птиц, насекомых и других существ.
  • Социальные, используемые для описания и характеристики различных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В широком смысле под социальной коммуникацией понимаются процессы социального взаимодействия людей как объектов и субъектов социальных процессов, взятые в их информационно-знаковом аспекте. В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация как субъект субъективного взаимодействия, опосредованного информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.

Сам процесс коммуникации состоит из нескольких обязательных элементов: адресата, сообщения, кода, канала связи и непосредственно адресата.

Адресат (коммуникатор-источник) формирует сообщение, содержащее любую информацию (идею, мысль, приказ и т. д.), И кодирует это сообщение определенными знаками. Это могут быть как признаки вербального общения, так и невербальные. Таким образом, сообщение передается получателю в закодированном состоянии.

Код связи — это порядок, сочетание знаков и символов, в виде которого сообщение будет передано получателю по каналу связи. В свою очередь, канал связи выступает материальным носителем процесса передачи информации. Каналы коммуникации бывают естественными (тембр голоса, мимика и т. д.) и созданы (радио, телевидение).

Сообщение, отправленное коммуникатором-источником, передается по каналу в виде кода, и задача адресата — получить это сообщение и расшифровать его. Успех процесса связи будет зависеть от того, как получатель закодированного сообщения правильно его декодирует.

Таким образом, рассмотрение вопроса об эффективности коммуникации напрямую связано с качеством доставки необходимой информации получателю. Зная критерии и факторы эффективности, можно выбрать наиболее подходящие и эффективные методы ее реализации уже на этапе планирования коммуникативного акта.

Виды жестов:

  • жесты – оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание);
  • жесты уверенности (соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле);
  • жесты нервозности и неуверенности (пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами);
  • жесты самоконтроля (руки заведены за спину, поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотники);
  • жесты ожидания (потирание ладоней и т.д.);
  • жесты отрицания (сложенные руки на груди или скрещенные, отклонение корпуса назад, дотрагивание до кончика носа);
  • жесты расположения (прикладывание рук к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
  • жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз);
  • жесты неискренности («прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», поворот корпуса в сторону от партнера, «бегающий взгляд»).

Жесты можно разделить на пять групп:

  1. Жесты–иллюстраторы, т.е. сообщения:
      указатели;
  2. пиктографы (картины изображения – «вот такая фигура»);
  3. кинетографы – движение телом;
  4. жесты – «биты» («оздравствуйте», поднятые над головой – «до свидания»);
  5. Жесты–адапторы– привычки человека, связанные с движением рук (почесывание, подергивание некоторых частей тела; касания и пошлепывания партнера; поглаживание; перебирание предметов, находящихся рядом (пуговица, ручка));
  6. Жесты–аффекторы– выражают через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Пантомимика отражает моторику всего тела, позу, осанку, походку, наклоны. Эти динамические позиции характеризуют психологическое состояние индивида, в том числе готовность и желательность общения или нерасположенность к этому.

Проксемика – заключается в том, что время и пространство несут смысловую нагрузку в общении.

Выделяют четыре зоны (дистанции) в межличностном контакте:

  1. Интимная (15 см) – в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Здесь характерны доверительность, негромкий голос, прикосновения;
  2. Личная или персональная(45–120 см) – предназначена для обыденной беседы с друзьями и коллегами и предполагает визуальный контакт;
  3. Социальная(120–400 см) – соблюдается во время официальных встреч в служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;
  4. Публичная(свыше 400 см) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, в лекционной аудитории.

Различные отношения людей между собой могут выражаться в том, какое место они занимают за столом:

B1
B2B3B4

В1 – угловое расположение характерно для тех, кто занят непринужденной беседой;

В2 – позиция совместной деятельности, партнерства, равенства;

В3 – конкурирующе-оборонительная линия, где стол – барьер;

В4 – независимая позиция для не желающих взаимодействовать.

За квадратным (официальным) столом проводятся деловые беседы, подчеркивая субординацию. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются начальником более всего с теми, кто рядом. Круглые (неофициальные) – предназначены для доверительного общения, «удобства» дискуссии.

Коммуникационные модели

Модели коммуникативных процессов представляют собой своего рода алгоритм, когнитивную процедуру, которая способствует пониманию того, как на самом деле выполняются коммуникативные процессы. Те или иные модели коммуникативного процесса имеют практическое значение для объяснения уровней, форм и типов социальной коммуникации.

Существуют различные модели коммуникативного процесса: линейные и нелинейные, двухэтапные и многоступенчатые, циркулярные, диффузные, лингвистические, модели, описывающие массовое и межличностное, вербальное и невербальное общение, рекламное и PR — общение, поскольку существуют разные уровни, формы и типы социального общения.

Одной из первых моделей общения являются модели речевого общения Аристотеля и Квинтиллиана.

Практическое значение модели речевого общения Аристотеля заключается в том, что даже сегодня ее можно использовать как руководство для подготовки успешного публичного выступления.

Римский оратор Марк Фавий Квинтиллиан создал трактат О воспитании оратора, в котором обосновываются принципы и описываются технология красноречия, структура публичной речи, этапы ее подготовки.

Эта модель использовалась в публичных выступлениях и в системе гуманитарного образования до 20 века.

Модели Аристотеля и Квинтиллиана можно считать моделями вербального общения, успешного публичного выступления, но никак иначе, поскольку они являются односторонними моделями и не предполагают обратной связи.

В 1948 году американский ученый Дж. Лассуэлл предложил модель коммуникации, разработанную на основе опыта ведения пропаганды в армейских частях во время Второй мировой войны. Эта модель в равной степени может быть использована для анализа любого коммуникативного действия, которое разворачивается как ответ на последовательно возникающие вопросы.

Эта модель коммуникативного процесса была первой, в которой использовалась концепция шумов или коммуникационных барьеров. Модель Шеннона-Уивера позволяет измерить качество передачи информации от источника к получателю и определить те факторы, которые могут повлиять на эффективность коммуникации, а именно выявить препятствия и шумы.

Описанные выше модели коммуникации являются линейными, они описывают, как работает односторонняя коммуникация (те, которые не предполагают обратной связи). Примеры линейной коммуникации — реклама, публичные выступления.

Помимо однонаправленных моделей существуют двухсторонние модели, которые, в свою очередь, характеризуются обратной связью.

Примером такой коммуникативной модели является модель де Флера. Де Флер учел главный недостаток линейной модели Шеннона-Уивера — ее однонаправленность. Де Флер замыкает цепочку сообщения от адресата к получателю с помощью петли обратной связи, которая полностью повторяется в обратном направлении.

Существует также так называемая круговая (циклическая) модель коммуникации, предложенная учеными В. Шраммом и К. Осгудом. Особое внимание авторы модели уделили проблеме интерпретации сообщений. Поскольку каждый участник коммуникации понимает смысл сообщения в соответствии с некоторыми из своих критериев, в процессе коммуникации появляется семантический шум. Шрамм и Осгуд пришли к выводу, что обратная связь может использоваться, чтобы минимизировать влияние этого шума и сделать общение более эффективным.

В данной работе дается описание лишь небольшого числа существующих моделей коммуникации. Сегодня ученые представили множество различных моделей коммуникативного процесса: линейные и нелинейные, двухэтапные и многоступенчатые, круговые, диффузные, лингвистические и другие. Каждая из существующих моделей описывает определенные аспекты процесса коммуникации. Две модели коммуникации как эффективного общения (вербальная и невербальная) были описаны древними авторами, а большинство других моделей было описано в 20 веке. представители ряда наук.

Интерактивная функция общения.

Она связана с выработкой стратегии, тактики взаимодействия людей.

Общение предполагает изменение поведения и деятельности другого человека. Здесь оно (общение) выступает как межличностное взаимодействие. Его признаки:

  1. Наличие внешней цели(объекта), достижение которой обусловливается совместными усилиями;
  2. Эксплицированность– доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими индивидами;
  3. Cитуативность– достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, интенсивности, нормами и правилами отношений;
  4. Рефлексивная многозначность– зависимость восприятия взаимодействия от условий его осуществления и оценок участвующих в них людей.

Совместная деятельность должна сопровождаться взаимопониманием. Взаимопонимание – это форма взаимодействия индивидов, осознающих содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимающих испытываемые ими чувства и настроения, содействующих достижению реальной цели и конкретного результата.

Определение

Общение – межличностное взаимодействие, которое заключается в обмене эмоционально значимыми сообщениями. Оно не несет четкую структуру, часто бесцельно. Собеседники делятся друг с другом чувствами, впечатлениями, любопытными сведениями. Другими словами, общение запускается эмоциями. Манипулирование собеседником при общении зависит от типа личностей, настроения и делается по большей части неосознанно.

Коммуникация является чисто информационным процессом. Это обмен информацией между индивидами, при котором сообщение передается целенаправленно. При этом манипулирование используется осмысленно. В отличие от общения обязательно имеет осознанную цель как минимум у одного из участников (привлечение собеседника на свою позицию, побуждение его к необходимому действию или просто увеличение информационного фонда). К коммуникациям относят деловую переписку, переговоры, доклады, семинары, пресс-конференции, дискуссии. Эмоции для этого процесса не столь характерны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]