Что такое девиация в разных дисциплинах и бывает ли положительным отклонение от нормы

Девиация – это совокупность отклонений в поведении личности, в основе которых лежит нарушение социальных норм и правил. С точки зрения обществознания, девиации в социуме – это угроза для безопасности. Все это понимают, но при этом аморальные поступки и противоправные действия сегодня не являются редкостью.

Важно понимать, что девиация – это такое явление, которое нельзя рассматривать только как негативные проявления, ведь героизм или одаренность в той или иной области также считается отклонением от среднестатистической нормы. Но это будут аномалии уже совсем другой природы.

Что такое девиация – понятие

Девиация — это отклонение от поведенческой нормы. Понятие девиации описано в толковом словаре Ефремовой — (от лат. deviatio — отклонение) отклонение, изменение в развитии, состоянии, движении и т.п. чего-л. под влиянием каких-л. внешних сил, условий и т.п. (Толковый словарь русского языка под редакцией Ефремовой, 2012 год).

Девиация в социологии — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм, противоправные поступки.

Определение девиации в обществознании — мотивационные действия индивида, в корне отличимые от общепринятых ценностей и правил поведения в обществе, сложенных в данной культуре или государстве.

Теории девиации с примерами из жизни

Существует много теорией девиаций, но свести их суть можно к 3.

Теория девиации.Описание.Пример.
Биологическая.Над теорией девиаций работал Чезаре Ломброзо. Он занимался криминалистикой и полагал, что причиной нарушения закона является врожденная порочность человека.Человек демонстрирует отклоняющее поведение из-за высокого уровня тестостерона, генетической склонности, лишних хромосом, отсутствия структур мозга, которые отвечают за эмпатию.
Психологическая.Этой теории девиаций придерживаются многие психологи, в том числе и Зигмунд Фрейд. Суть теории в том, что девиантами не рождаются, а становятся ими из-за негативных жизненных условий.Опыт у человека морального, физического, сексуального насилия, пережитые психологические травмы.
Социальная.Представляют из себя связь девиантного поведения и условия социокультурной среды.Кетле занимался этой теорией, в качестве доказательства приводил то, что в неблагополучных районах развита преступность и жестокость.

Часто задаваемые вопросы

Далее представлены ответы на вопросы, касающиеся темы и проблем, о которых шла речь в материале публикации.

Как девиантное поведение влияет на общество?

Оно может влиять на общество и положительно, и негативно. Дело в том, что всякая девиация может быть как хорошей, так и плохой. Примеры были показаны нами в разделах, посвященных типам и симптомам отклоняющегося поведения. Если интересно, можете ознакомиться с их содержанием, чтобы во всем разобраться. Вот краткие сведения в примерах: добродетельность сверх меры – положительная модель, благоприятно влияющая на общество; эксгибиционизм – негативная модель, которая в худшем случае может психически травмировать людей.

Что может спровоцировать девиантное поведение?

На формирование и последующее проявление установок, о которых шла речь в статье, влияет множество факторов. Принято выделять три группы причин: биологические, психологические, социальные. Вот примеры: биологическая причина – нарушения работы мозга; психологическая – наличие психических расстройств; социальная – неудовлетворенность собственным положением в обществе. Нужно больше примеров? Тогда рекомендуем прочитать раздел статьи, посвященный причинам.

В чем опасность отклоняющегося поведения?

Опасность сводится к тому, что любой человек, демонстрирующий его, может вредить не только себе, но и окружающим. Часто такие личности намеренно отказываются от следования общепринятым нормам, они намеренно искажают собственную нравственность, рушат в себе мораль и не только. Чтобы понять, что подобные поведенческие реакции в некоторых случаях представляют серьезную опасность для всего общества, достаточно вспомнить экстремистов и террористов. Они – яркие примеры опасности.

Какие три причины провоцируют у школьников девиантное поведение?

Выделять только 3 нецелесообразно, но если говорить о группах причин, можно выделить биологические, социальные и психологические. Узнать о том, как и почему они влияют на склонность к проявлению девиантного поведения, вы можете в разделе «Причины возникновения девиантного поведения». Показанные в нем данные справедливы не только для детей, но и для взрослых. Они позволят найти исчерпывающий ответ на данный вопрос.

Каковы признаки отклоняющегося поведения детей в семье?

Чтобы разобраться с этим, прочтите, пожалуйста, разделы статьи, посвященным типам и симптомам такой модели. В них мы рассказываем о том, что характерно для личности с ненормальными поведенческими реакциями, а также показываем простые и удобоваримые примеры, которые показывают самое важное. Если коротко, то ребенок может начать отвергать семейные ценности, пытаться навязать родителям какие-то свои представления. Девиантные дети неохотно слушаются родителей и других взрослых, часто пакостят и делают все так, как нужно им, без оглядки на потребности и нужды, просьбы окружающих.

Какие новые типы девиантного поведения появились в российском обществе?

Под влиянием информационного пространства в российском обществе среди подростков часто обнаруживаются новые формы указанной модели действий и поступков. Эксперты в области криминологии, социологии и психологии чаще всего выделяют популяризацию следующих пяти форм: алкоголизация, наркомания; осознанное совершение преступлений; суицидальные склонности; проституция в нестандартных формах, не предполагающих физического контакта; сексуальные девиации.

Виды девиации

Все девиации можно поделить на две большие группы – нарушения общепринятых норм общественной жизни и психические отклонения.

Эти две большие группы включают в себя разные виды девиаций и способы их рассмотрения.

Социальная девиация

В основе социальной девиации лежит мотивация. Социальные девиации – это единственный вид отклоняющего поведения, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Примеры отрицательной социальной девиации:

  • бродяжнический образ жизни, отсутствие постоянного места жительства;
  • постоянное прошение милостыни у окружающих;
  • торговля собственным телом;
  • нахождение на улице или в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • монашеский образ жизни, при котором человек отказывается от всех земных благ (участие в сектах также является социальной девиацией);
  • гениальные люди, которые работают за идею (при этом не всегда опрятно выглядят, говорят странные вещи и т.д.);
  • садистское поведение, вандализм;
  • нарушители закона (воры, убийцы, угонщики автомобилей и т.д.).

Примеры положительной социальной девиации:

героические поступки;

совершение значительных научных открытий, которые полностью переворачивают жизнь общества;

организация митингов, борьбы за равноправие;

географические, исторические открытия.

Сексуальная девиация

Сексуальную девиацию от нормы порой отделить бывает сложно, это пытались сделать многие социологи и психологи.

Рей Блэнчар полагает, что нормальное сексуальное поведение это:

  • оральные ласки;
  • анальное и вагинальное проникновение;
  • мастурбация, в том числе и взаимная;
  • поцелуи.

Отклонением от нормы и девиантным сексуальным поведением считается:

  • сексуальный интерес к продуктам человеческой жизнедеятельности;
  • желание вступать в контакт с лицами с явно выраженной физической недостаточностью;
  • проявление сексуальной жестокости по отношению к партнеру (БДСМ).

Гендерная девиация

Этот вид социальной девиации подвергается критике и жарким спорам.

Суть гендерной девиации связана с тем, что при рождении ребенка учат определенной гендерной модели поведения. Например, девочек одевают в светлую одежду, учат прихорашиваться, прививают любовь к украшениям, косметике. Мальчикам покупают в качестве игрушек технику, одевают в простую и удобную одежду, воспитывают жесткость в характере («будь мужиком», «парни не плачут»).

В дальнейшем эти модели поведения закрепляются. Если происходит несоответствие, то это считается девиацией и осуждается обществом.

Например, неодобрительно отзываются о девушках, которые идут служить в армию или о парнях, которые решили делать макияж.

Коммуникативные девиации

Существует ряд коммуникативных девиаций, которые связаны с особенностями развития той или иной личности:

  1. Аутизм. Явление может быть врожденным или сформироваться из-за неправильного воспитания или длительного нахождения в стрессовой ситуации. Такие люди стремятся к одиночеству, у них плохо получается устанавливать контакты с социумом.
  2. Гиперобщительность. Гиперобщительные люди болезненно переносят одиночество, они стремятся общаться как можно с большим количеством людей. Такая общительность имеет патологическую форму и отличается от обычной любви поговорить.
  3. Наличие фобий или страхов. Фобии и страхи есть практически у всех людей, но некоторые из них могут серьезно мешать успешному социальному взаимодействию. Например, страх прилюдно покраснеть или показаться смешным.

Подростковые девиации

В своей работе педагоги и социальные психологи часто сталкиваются в девиантным поведением подростков. Подростковыми девиациями являются:

  • экстремизм, терроризм;
  • нарушение действующего законодательства;
  • пристрастие к вредным привычкам;
  • вызывающий внешний вид;
  • нарушение реагирования в обычных жизненных ситуациях;
  • пристрастие к азартным играм;
  • жестокое обращение с животными, порча природы;
  • тяжелые формы эгоизма, эгоцентризма;
  • стремление свести к минимуму социальные контакты;
  • привычка ругаться матом, сквернословить;
  • игнорирование слов взрослых, их замечаний и требований;
  • неумение или нежелание контролировать собственное поведение;
  • постоянные перебои в настроении, которые приводят к нарушению работы нервной системы;
  • агрессия, стремление повреждать самого себя;
  • желание решать любые проблемы при помощи драки;
  • попытки уйти из жизни.

Также подростки могут демонстрировать и положительные девиации:

  • повышенная одаренность, гениальность, успехи в сферах науки или искусства;
  • высокий уровень патриотического воспитания;
  • совершение значимых поступков на благо общества;
  • способность жертвовать собой ради общего дела или блага другого человека;
  • желание помогать другим, обостренное чувство милосердия, самопожертвования;
  • высокая степень трудолюбия, чувство долга;
  • уникальные способности у человека.

Характерные черты

Позитивное отклоняющееся поведение часто связано с сильным увлечением человека какой-то сферой.

Свойственно желание доказывать свою точку зрения до победного конца — то, что мы называем гениальностью или одаренностью.

Пример

Люди. которых мы называем гениями, вундеркиндами, неординарными личностями, имеют непревзойденные способности в какой-то сфере науки или искусства и сильно ею увлечены. Их психика нацелена на решение задач, классифицируемых как «высокие». Например, создание новых приборов или музыкальных произведений. Внешне это выглядит как зацикленность на любимом деле. Однако психика таких людей устроена по-особенному. Они существуют одновременно в двух мирах, причем важнее для них внутренний, а основной для всех остальных внешний идет фоном, незначим. Поэтому такие люди не могут решать простые на взгляд большинства задачи или игнорируют необходимые, по общему мнению, потребности.

Пример

Положительными девиантами могут быть не только люди с особенными способностями, но и с зацикленным на одной сфере интересом. Монахи тоже ставят внешний мир на второе место, неохотно идут на контакт, живут обособленно. Они не несут в мир негатива. Наоборот, часто развивают в себе сильную эмпатию и помогают тем, кого обычные люди могут обойти стороной — занимаются с бездомными, едут на миссии в места массового заражения опасными болезнями и др.

Такие типичные проявления поведения гениев в обычной жизни характеризуют позитивную девиацию.

Отказ от создания семьи

К такому решению люди с отклоняющимся поведением приходят легко. Причина все та же: внутренний мир для них важнее, с внешним стараются связываться как можно меньше

Поэтому долгосрочные отношения с людьми завязывать не могут, не способны уделять внимание чему-то или кому-то еще. Им свойственна направленность исключительно на избранную сферу

Вопрос выбора между семьей и делом жизни для таких людей не стоит вообще

Это важно учитывать людям, которые хотят связать жизнь и создать семью с таким человеком. Его супругу\супруге придется тянуть на себе весь груз бытовых забот, воспитание детей и при этом мириться с тем, что главный фокус второй половины никогда не будет направлен на него\нее

Немногие соглашаются взять на себя такое бремя. Поэтому гении зачастую одиноки. Но их это не тяготит так, как людей с нормальной девиацией.

Монахи сознательно отказываются от семьи по тем же причинам: это не так важно для них, как то дело, которому они посвятили свою жизнь, и тот мир, в который они верят

От бытового комфорта

Также легко такие люди отказываются от некоторых необходимых на взгляд большинства людей бытовых удобств.

Гении могут не замечать, что не ели или не мылись уже 3 дня или что их ногти и волосы не в порядке.

Монахи живут в очень простых условиях, мало времени уделяют сну, отдыху, скудно питаются, одеваются просто и однообразно, могут не поддерживать достаточно теплую температуру в помещении, сознательно лишая себя этих первичных для обычного человека потребностей.

Те и другие часто отказываются от признания своих достижений, от премий, званий, титулов, денег, славы и известности

Это внешнее, поэтому тоже для них неважно

Низкая практичность в повседневных вопросах

Гении являются первоклассными специалистами в избранной сфере. Но при этом могут не знать, как пользоваться бытовыми приборами или как покупать продукты в магазине. Это очень типично для позитивных девиантов.

Монахи, те, которые именно являются девиантами, часто тоже не умеют делать простые вещи: пользоваться мобильным телефоном или компьютером, выбирать себе одежду, готовить. Потому что в своей обычной жизни они этим не занимаются.

Формы девиации

Формы девиации подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные.

Негативно окрашенная девиация – это различные виды зависимости, нарушения закона, жестокое поведение.

К позитивной девиации можно отнести жертвование благ на развитие общества, совершение какой-либо значимой работы бесплатно.

К социально-нейтральным девиациям можно отнести нежелание создавать семью, излишнюю застенчивость или замкнутость.

Социальный контроль как механизм регулирования девиаций

Социальный контроль – это совокупность формальных и неформальных мер, направленная на профилактику девиантного поведения личности. Это набор некоторых средств, при помощи которых общество либо его отдельная группа гарантирует нормальное поведение своих членов.

Замечание 2

Санкции общества или групп людей бывают формально положительными и отрицательными. К положительным относятся меры, стимулирующие личность на положительное поведение.

К подобным мерам можно отнести присвоение различных званий, награды, премии, продвижение по карьерной лестнице. Формально отрицательными мерам можно считать наложение штрафов, увольнение с работы, арест и прочие. Санкции могут быть также и неформальными: общественное вознаграждение (похвала), наказание (неодобрение коллектива, угроза). Имеет место быть также такое явления как переоценка существующих норм, то есть действия, считавшиеся до этого девиантными, становятся допустимыми для общества.

Типы девиации и примеры

В современной науке Мертон выделил девиацию, которую можно поделить на 5 типов.

Тип девиантного поведения.Описание.Пример.
Делинквентный тип.Причинение некоторого вреда окружающим людям и обществу с целью поразвлечься или привлечь внимание к самому себе. Иногда это противоправные действия, легкомысленные поступки (могут совершаться с подачи других людей). Часто такое поведение демонстрируют люди и неразрешенными внутренними конфликтами.Рок-музыканты, которые устраивают массовые беспорядки или занимаются вандализмом.
Аддиктивный тип.Человек желает изменить свое состояние искусственным путем, чтобы иметь возможность ухода от реальности (прием психоактивных веществ, препаратов, алкогольных напитков). Человек в реальной жизни не может найти дел и эмоций, которые бы удовлетворяли его.Многие творческие люди имели аддиктивное поведение: Льюис Кэрролл, Оноре де Бальзак, Эдит Пиаф, Михаил Булгаков, Уильям Фолкнер, Трумэн Капоте.
Патохарактерологический тип.Поведение человека обусловлено изменениями в его характере вследствие неправильного воспитания или отсутствия такового. Часто это характеризуется расстройствами личности или акцентуации характера.Человек с шизоидным типом личности перестает общаться с друзьями, родителями и коллегами без объяснения причин.
Психопатологический тип.Это проявление психических расстройств и заболеваний. Человек страдает галлюцинациями, расстройствами мышления, совершает непонятные для здорового человека поступки.Главный герой фильма «Сплит» или книги «Множественные умы Билли Миллигана».
Основанное на гиперспособностях.Человек существует параллельно в двух мирах, своем собственном и реальном. Реальный мир человеком воспринимается как не слишком значительный, он старается не взаимодействовать с ним. Обычно такие люди чудаковаты, с ними не желают вступать в тесные контакты или близкие отношения.Александр Суворов просыпался каждую ночь ровно в 2 часа чтобы облиться холодной водой и по-петушиному покричать. Мог встретить гостей в одном только нижнем белье.

Есть еще одна классификация типов девиантного поведения.

Тип девиантного поведения.Характеристика.Пример.
Инноватор.Люди хотят добиваться успеха в обществе и быть полноценными его членами, но предпочитают идти по своему собственному пути развития.Создатели финансовых пирамид, бизнесмены, кооператоры.
Ритуалисты.Такие люди часто доводят до абсурда общественные устои, пытаются изменить существующий строй.Граждане, которые регулярно устраивают митинги и забастовки.
Ретреатисты.Бегство от существующей действительности, желание уйти от реальности, отвержение общепринятых целей и путей их реализации.Люди без определенного места жительства, наркоманы, алкоголики, бродяги.
Революционеры.Люди, которых не устраивает существующий общественный строй, они хотят заменить его на новый.Революционеров много среди исторических личностей: Владимир Ленин, Лев Троцкий, Карл Маркс, Фидель Кастро и др.

А что вы думаете о типах девиантного поведения? Знаете ли какие-то интересные примеры? Непременно поделитесь ими в комментариях, обсудим вместе.

Как распознать девианта

Для лучшего понимания что такое девиантное поведение необходимо ознакомиться с его проявлениями или симптомами, которые подскажут, что перед вами – девиант. Даже если вы плохо знаете человека, познакомились с ним недавно, отклонения будут прослеживаться даже в мелочах.

Например, при делинквентном поведении индивид слабо представляет, что такое законы, нормы и правила. В шуточной форме, он может украсть жвачку на кассе гипермаркета, сильно вспылить на человека, который случайно наступил ему на ногу, демонстрировать на словах несогласие и бунт.

Аддиктивное поведение часто сопровождается делинквентным, но также может существовать самостоятельно. Такие люди очень ранимы, плохо переносят одиночество и легко поддаются влиянию. В данном случае примером девиантного поведения служат уличные группы подростков, употребляющих наркотики и промышляющие грабежами.

Признаками психопатологические проявления являются бредовые мысли, галлюцинации, идефикс, иллюзорное восприятие реальности. А деструктивная форма отклонений проявляется различными видами агрессии, направленной как внутрь, так и вовне.

Все проявления можно обозначить отдельным перечнем:

  1. проблема в адаптации, частые конфликты, принадлежность к «плохим» компаниям»;
  2. рассеянное внимание, бросание дел на полпути, отсутствие ответственности;
  3. инфантильность, неопрятность в одежде и бытовой сфере;
  4. психические расстройства в виде фобий, тревог и других невротических проявлений;
  5. типичными проявлениями девиантного поведения являются также низкая самооценка и неуверенность в собственных силах;
  6. слабое здоровье, болезненность, психосоматические проявления, проблемы со сном;
  7. изолирование себя от общества, частые уходы из дома с целью побыть в одиночестве;
  8. импульсивное поведение, упрямство, негативизм, агрессия;
  9. нетипичные склонности и интересы (например, увлечение экстримом).

Признаки отклоняющегося поведения

В современном обществе принят ряд правил и норм поведения. Нарушения являются признаками отклоняющего, девиантного поведения:

  1. Агрессивность, слишком крутой нрав.
  2. Повышенная форма эгоцентризма.
  3. Неумение адекватно воспринимать критику и реагировать на нее.
  4. Смена настроения без видимой на то причины.
  5. Неумение самостоятельно контролировать свою речь и поступки.
  6. Неумение обслуживать себя.
  7. Повышенная замкнутость, желание постоянно находиться в одиночестве.
  8. Расстройства психики или психосоматической системы.
  9. Общение с криминальными личностями, связь человека с преступным миром.
  10. Желание человека агрессивно противостоять мнению большинства членов общества.


Памятка о девиации

Причины девиации

Причин зарождения девиации психологи выделяют довольно много:

  • генетическая предрасположенность к отклоняющему поведению;
  • подростковый возраст (индивид формируется, часто через девиантное поведение он познает границы дозволенного в обществе);
  • низкий уровень интеллектуального развития личности;
  • определенные черты характера (склонность к бунтарству, агрессии, противостоянию);
  • неблагополучная финансовая ситуация в семье или регионе проживания;
  • явно выраженное социальное неравенство;
  • нестабильная политическая ситуация в стране;
  • воспитание ребенка в неблагополучных условиях;
  • серьезные ошибки в воспитании;
  • нежелание родителей работать над морально-нравственным воспитанием ребенка;
  • копирование ребенком неправильных образцов поведения;
  • невозможность личности успешно социализироваться;
  • высокий уровень стресса;
  • нарушения работы головного мозга или центральной нервной системы;
  • психосоматические проблемы, расстройства;
  • сложности в выборе единственно верной модели поведения (родители говорят одно, друзья другое, по телевизору сообщают третье);
  • невозможность реализовать свои интересы и потребности;
  • уверенность в собственной безнаказанности, проявление вседозволенности;
  • привычка перекладывать ответственность за свою жизнь на других людей;
  • желание прославиться, но невозможность добиться признания в сфере искусства, науки, спорта и т.д.;
  • желание получить одобрение в компании;
  • стремление выглядеть крутым и взрослым в глазах окружающих;
  • деструктивное желание изменить мир.

Приглашаем посмотреть видео лекции на тему влияния интернета на девиантное поведение.

Этапы становления

Основные этапы и причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Человек познает себя, самоутверждается, стремится выделиться на фоне других людей.

На первом этапе человек демонстрирует девиантное поведение, которое не одобряется в том или ином обществе (шалит на уроках, громко разговаривает, хулиганит на улице). Обычно поведение корректируется воспитателями, учителями или родителями. Если на первом этапе не были приняты меры, то со временем нарушения могут стать более значительными.

На втором этапе подросток совершает явно порицаемое девиантное поведение (ругается матом, дерется, издевается над одноклассниками). К такому ребенку нужно применять меры дисциплинарного воздействия.

На третьем этапе отклоняющее поведение укореняется, человек регулярно демонстрирует девиации в своих словах и поступках. Его поведение можно охарактеризовать как нравственно-отрицательное (регулярно грубит учителям, отказывается выполнять домашнюю работу, пропадает на улице допоздна). С таким подростком нужна систематическая коррекционная работа.

На четвертом этапе поведение личности можно охарактеризовать как противозаконное, с регулярными рецидивами (вандализм, хулиганство, мелкие кражи). С такими несовершеннолетними должны работать специально обученные люди (социальный педагог, сотрудники правоохранительных органов, психолог).

Пятый этап – это криминальное поведение личности. Обычно работа с такими подростками осуществляется в специальных исправительных учреждениях закрытого типа.

Профилактика девиантного поведения

Чтобы сформировать у детей и подростков поведенческую стабильность, и избежать девиаций, стоит:

  1. Формировать интерес к окружающему миру (делать это нужно в семье и образовательных учреждениях).
  2. Знакомить ребенка с правилами и нормами поведения в различных жизненных ситуациях, проводить игровые или тренинговые занятия.
  3. Помогать в развитии адекватной самооценки.
  4. Развивать навыки общения с разными категориями людей, позволять практиковаться.
  5. Работать над семейным микроклиматом и улучшением детско-родительских отношений.

Коррекция девиантного поведения

Негативные девиации нужно корректировать в детском и подростковом возрасте.

Помощь в адаптации

Помогать девианту в адаптации, не ставить перед ним изначально невыполнимых задач, быть к нему более снисходительным.

Например, ребенок привык решать любой вопрос при помощи драки. Не нужно ожидать, что сразу после беседы ребенок с девиантным поведением перестанет драться. Важно отмечать любые достижения ребенка и не обесценивать их (сжал кулаки, но не ударил собеседника; обидно обозвался на него, но обошелся без драки; повысил голос, но решил вопрос без участия кулаков).

Вовлечение в коллектив

Вовлекать девианта в коллективные виды деятельности, давать возможность реализовать свои творческие способности.

Например, подросток на уроках химии постоянно хулиганит и мешает другим. Можно дать девиантному ученику задание изучить термины и подготовить ряд опытов, а на следующем уроке продемонстрировать их всему классу. Драчун на уроке физкультуры может показать приемы рукопашного боя. Слишком активному ученику можно дать возможность выступить с танцем на школьном концерте.

Помогать достичь успех

Организовывать ситуации, в которых ребенок сможет достичь успеха (за успех стоит разрабатывать меры поощрения).

Например, учитель знает, что конкретный ученик демонстрирует девиантное поведение, но обожает читать книги в жанре фантастики. Стоит дать девианту возможность на уроке рассказать о своем любимом авторе или подготовить сообщение о любимом произведении. За старания можно поощрить хорошей оценкой или аплодисментами.

Воспитание детей с девиантным поведением

Девиантное поведение, наблюдаемое у детей, создает массу поводов для беспокойства. Родители теряются в таких ситуациях, не хотят верить в то, что чадо ведет себя подобным образом, не знают, как правильно себя вести, чтобы не усугубить положение еще больше.

Воспитание детей с девиантным поведением должно быть направлено на формирование целостной картины мира. Таким детям нужно давать понять, что испытывает другой человек, предоставлять возможность почувствовать себя на месте слабого и оскорбленного. Вовсе не обязательно при этом унижать его, это приведет только к противоположному результату. Девиантное поведение требует к себе повышенного внимания. Необходимо обращаться к его чувствам, задавать соответствующие вопросы, заставлять рассуждать и задумываться о своих поступках.

Таким образом, девиантное поведение у детей нуждается в скорейшей коррекции. Родители не должны пускать ситуацию на самотек, иначе личность будет разрушена и сломлена.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]