Гнев человека — это негативный эмоциональный всплеск, являющийся предвестником проявления агрессии. Он способен в буквальном смысле распирать человека изнутри. Для сильного гнева зачастую характерны негативные эмоции с потоком разрушительной энергии, отмечающиеся отключением способностей к анализу действий. Внезапное проявление такого поведения у индивида вызывает недоумение у окружающих его людей, а также беспокойство у самого человека.
Гнев — это эмоция, зачастую имеющая агрессивный характер, направленная по отношению к чему-то или кому-то с целью уничтожения, подавления, подчинения (чаще неодушевленных предметов). Зачастую реакция этой отрицательной эмоции имеет непродолжительный характер. Во время эмоционального всплеска у человека мышцы лица напрягаются; тело становится, словно натянутая струна; зубы и кулаки сжаты, лицо начинает гореть; появляется ощущение, будто что-то внутри «закипает», при этом контроль над разумом отсутствует.
Что такое гнев
Определение гнева в психологии тесно связывают с агрессией. Гнев считается ее предшествующей ступенью, после которой человек может впасть в настоящую ярость.
Гнев – это реакция, в ходе которой возникает недовольство, негодование по поводу события или явления. Часто инстинктивным желанием человека является уничтожение неодушевленного объекта, который вызывает у него гнев. Обычно эмоция имеет непродолжительный характер.
Диагностика
Чтобы установить причину неконтролируемых вспышек гнева, следует обратиться к врачу. Сначала следует посетить терапевта. Он узнает о симптомах, сопровождающих подобное состояние. Затем он направит пациента к узкому специалисту. Может потребоваться консультация эндокринолога, невропатолога, психиатра или психолога.
Врач определит, как давно появились определенные симптомы, как часто они наблюдаются. Также медицинский специалист должен поинтересоваться, какой образ жизни ведет человек, какой у него режим отдыха и работы, есть ли вредные привычки. Немаловажным фактором является психоэмоциональная обстановка в жизни пациента. Важно также установить, есть ли у больного хронические психиатрические недуги.
Чтобы установить причину вспышек ярости, возможно, потребуется сделать МРТ головного мозга. Врач назначит пройти общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови. Может потребоваться сделать УЗИ щитовидной железы, сдать кровь на уровень гормонов. После проведения необходимой диагностики можно установить, почему возникают подобные приступы, и выработать эффективную стратегию по борьбе с ними.
Только определив истинную причину и вылечив основное заболевание, можно подавить приступы агрессии.
Причины гнева
Эмоция гнева знакома абсолютно всем. Раздражаться люди могут также по разным причинам.
Причина гнева. | Описание. | Пример. |
Идеализация. | Человек проживает в мире собственных фантазий. Он плохо представляет, как устроена жизнь, поэтому верит в великую силу добра, справедливости. | Родители воспитывают ребенка в уверенности, что он должен учиться лишь на пятерки, получить высшее образование, сразу же найти очень престижную и высокооплачиваемую работу, к 25 годам создать семью и родить ребенка. Эту установку активно поддерживают и другие родственники. У ребенка не получается соответствовать этим требованиям, поэтому он испытывает гнев, досаду, бессилие. |
Долженствование. | Человека воспитали так, будто ему вокруг все должны. Когда происходит по-другому, человек испытывает гнев. | Муж считает, что его супруга должна приходить с работы и уделять внимание исключительно ему. Девушка однажды завела кошку. Теперь, когда за ней требуется уход, муж гневается и угрожает выгнать животное из дома. |
Мышление стереотипами. | Многие люди мыслят стереотипами и уже готовыми установками. Так легче. Если ситуация не попадает под стереотипное мышление и навешанные человеком ярлыки, то это провоцирует гнев. | Парню изменила его любимая девушка. Теперь он считает, что чертами изменщиц обладают все девушки на свете, заранее злится на них. |
Незнание того, что предшествовало ситуации. | Когда человек не знает, что произошло на самом деле, то придумывает такую историю, которая была бы для него удобной. При этом, домыслы не всегда верны. Незнание ситуации провоцирует конфликты и чувство гнева. | Мать увидела в дневнике дочери плохую оценку по географии, разозлилась на ребенка, отругала его. Но она не знала, что учитель просто перепутал дневники детей, а дочь не успела ей этого объяснить. |
Неправильное выражение собственных эмоций. | Человек не осознает, что о своих чувствах можно говорить окружающим. Скорее всего, в его семье было так не принято. | Мужу не нравится, что его жена часто готовит плов, который он не любит с детства. Но он ничего не говорит ей о своих предпочтениях в еде, предпочитает молчать, но злиться. |
Попытка манипуляции. | Человек считает, что, лишь продемонстрировав свою агрессию, он сможет возвыситься над другими и достичь желаемого. | Девушке хочется получить от парня подарок. Она устраивает скандал и впадает в гнев, чтобы он купил ей то, что она хочет. |
Намеренное преувеличение. | Человек находится в гневе, поэтому преувеличивает значимость происходящих событий, возводит их в ранг катастрофы. | Мать звонит на работу сыну и утверждает, что в ее отсутствие затопило квартиру, в ней случилось короткое замыкание, и они едва не остались без крыши над головой. На самом же деле затопило только туалет, и то, не критично. |
Как развить самообладание?
Многим людям кажется, что способность сохранять спокойствие – это дар, который даётся природой далеко не каждому. В действительности же его вполне можно развить самостоятельно и даже добиться в этом весьма значительных успехов. Рассмотрим несколько эффективных техник, которые могут помочь в этом.
Найдите свои проблемные зоны
Для начала проанализируйте свою жизнь и вспомните ситуации, в которых вам не удалось сохранить спокойствие, когда это было необходимо. Это позволит выявить наиболее проблемные области – именно с них следует начать работу над собой.
Возможно, вы не можете удержаться от соблазна купить вкусный тортик или бутылку пива, либо не способны отказаться от онлайн-игры, отнимающей непозволительно много времени. Вспомните также последний конфликт с близким человеком – хорошо ли вам удалось сдержать эмоции и не наговорить лишнего?
Поработайте над эмоциями
Отдельно нужно подумать над эмоциями и переживаниями, которые вам с трудом удаётся контролировать. Возможно, какая-то ситуация на работе, которую вы наблюдаете каждый день, вызывает у вас обиду и негодование. Хорошенько её обдумайте и постарайтесь понять, почему она оказывает такое сильное влияние на вас.
Чтобы лучше понять, как развить самообладание, выпишите в блокнот все эмоции, которые вам тяжело контролировать, и точно так же обдумайте каждую из них. Подумайте над тем, как избавиться от неконтролируемых переживаний. Разложив их все по полочкам, справиться с ними будет гораздо легче.
Напоминайте себе, что только вы контролируете свою жизнь
Это очень важный момент. Большинство людей склонно перекладывать вину за свои ошибки на внешние обстоятельства. Когда происходит неприятность, они расстраиваются и начинают жалеть себя, считая, что жизнь к ним несправедлива.
Если же человек знает, что все обстоятельства его жизни – это результат его собственных решений и действий, ему гораздо легче контролировать себя в сложных ситуациях. Даже если произошла неприятность, он знает, что прямо сейчас всё зависит только от него и от его действий. И это помогает ему сохранять самообладание.
Чтобы усилить чувство ответственности за свою жизнь, можно мысленно повторять специально подобранные аффирмации. Для этого можно воспользоваться такими фразами:
- «Я – хозяин своей жизни»;
- «Вся моя жизнь зависит только от меня»;
- «Я полностью контролирую себя и свои эмоции»;
- «Моя способность к самоконтролю растёт с каждым днём»;
- «Чувство контроля над своей жизнью доставляет мне удовольствие».
Используя эти несложные установки, можно значительно ускорить свой прогресс в развитии самообладания.
Проигрывайте в голове успешные сценарии
Иногда полезно представить типичную ситуацию, в которой вы раньше проявляли слабоволие и не могли сохранять спокойствие. Представляйте различные вариации тех событий и думайте, как было бы правильно реагировать в каждом случае. Тщательно обдумайте свою импульсивную реакцию и объясните себе, почему она была не конструктивна. Это достаточно эффективное упражнение, поскольку оно поможет быстрее сориентироваться и сохранить самообладание, оказавшись в подобной ситуации в следующий раз.
Какая цель у эмоции
Чувство гнева – это очень ценная эмоция, которая:
- Помогает определять и отстаивать свои личные границы. Если границы личности размыты, то каждый будет делать с человеком и его имуществом буквально то, что ему захочется. Чувство гнева помогает и самому человеку, и окружающим его людям, показывает, что определенные черты переступать нельзя.
- Мобилизует ресурсы организма для защиты от опасностей. Если бы не было гнева, человек спокойно бы наблюдал, как в его ногу вцепляется злая уличная собака.
- Дает разрядку организма. Гнев – это способ выплеснуть накопившиеся негативные эмоции.
- Помогает сделать мир немного лучше. Если человек замечает несправедливость (например, обижают слабого), он испытывает гнев и приходит на помощь.
- Дает человеку понять, что тот силен, может постоять за себя. Считается, что люди, которые могут разозлиться в ситуации угрозы в их сторону, лучше контролируют свою судьбу, реализуют собственные потребности.
- Формирует более позитивных взгляд на происходящее. Долгие размышления о собственной ничтожности и пребывание в угнетенном состоянии лишь разрушают человека. Это концентрация построена на неудаче. Куда полезнее выплеснуть свои злость и с новыми силами приниматься за дело.
- Делает работу более эффективной и продуктивной. Гнев хорошо работает в ситуации, когда человек думает примерно следующее: «Ну я еще докажу этому начальнику, что я хороший работник! Сегодня я сделаю все идеально, и он больше не посмеет ругать меня при других сотрудниках!». Постоянно следовать такому девизу не здорово. А вот использовать как импульс для действия — подойдет.
- Улучшает психологическое состояние человека. На укрощение эмоций многие люди тратят силы и ресурсы. Куда продуктивнее будет выплеснуть гнев безопасным способом, не перенаправлять агрессию на самого себя или окружающих.
А удавалось ли вам получать пользу или выгоду от гнева? Непременно поделитесь своим опытом в комментариях.
Подробное видео о гневе от врача психотерапевта Елены Боярской, описание физиологических процессов в теле, выработка гормонов. В видеоролике есть практика и много примеров.
От теории к практике
Если Вы хотите прямо сейчас начать активно работать над тем, чтобы развить самообладание, снизить уровень стресса в жизни, очистить ум и перезагрузить сознание, советую Вам курс «Детоксикация мозга» от Викиум, который поможет Вам:
- Сконцентрироваться на важном.
- Снизить уровень стресса и тревоги.
- Улучшить качество сна и отдыха.
- Уменьшить рассеянность внимания.
- Избавиться от токсичных мыслей.
Тренинг состоит из 10 уроков и практических заданий. Вы получите инструменты и упражнения, а также видео- и аудиоматериалы. По окончании курса дадут ценные рекомендации по самостоятельной практике.
Как выглядит эмоция гнева – физические эффекты
Научно установлено, что, когда человек испытывает гнев, в его организме начинает вырабатываться больше гормона адреналина. Симпатическая нервная система находится в повышенном тонусе.
Сахар в крови также начинает вырабатываться быстрее, что заставляет печень работать интенсивнее.
В индивидуальном порядке у людей может временно меняться работа некоторых внутренних органов. Обычно это зависит от общего состояния организма.
Визуально человек в гневе выглядит:
- напряженные мышцы лица;
- тело непроизвольно вытягивается;
- зубы и кулаки сжимаются;
- к лицу резко приливает кровь;
- щеки начинают «гореть», пощипывать;
- разум сложно поддается контролированию (зачастую контроль вообще отсутствует).
Почему нужно понимать природу своих эмоций
Фото Igor Starkov on Unsplash
Когда человеку плохо с самим собой, и он испытывает постоянную раздражительность и транслирует окружающим гневливость, его жизнь превращается в замкнутый круг с оттенками серо-чёрных цветов.
И дабы вырваться из этого круга, и добавить в жизнь яркую палитру, нужно научиться понимать природу своих эмоций, чувств, свойств личности.
Более того, бывает так, что раздражительность и гневливость транслируют близкие нашему сердцу люди. И в наших силах путем эффективных рекомендаций, вывести их из замкнутого круга.
Стадии и виды гнева
Чувство гнева – это довольно обобщенное понятие. Существуют разные его виды и проявления.
Эмоция. | Определение. |
Бешенство. | Состояние раздражения, которое дошло до крайней степени. |
Ярость. | Гнев, который проявляется неистово, агрессивное противостояние. |
Ненависть. | Интенсивная злость и враждебность, которая продолжается долго. По представлению человека, объект ненависти опасен или очень вреден для него. |
Злость. | Раздражение или негодование, которое сопровождается желанием сделать объекту что-то очень неприятное. |
Раздражение. | В этом состоянии человек испытывает гнев, недовольство. Часто раздражение возникает из-за того, что у человека не получается воспринимать реальность такой, какая она есть. |
Презрение. | Эмоциональная реакция, вследствие которой у человека возникает негативная оценка другого человека или явления. |
Негодование. | Состояние, в котором человек испытывает крайнюю степень возмущения, недовольства, разочарования. |
Обида. | Чувство возникает, если человек ощущает, что против него была совершена несправедливость. |
Ревность. | Стремление полностью обладать объектом любви, дружбы, симпатии или родственной связи. Ревнующий часто испытывает гнев, который связан с иррациональным страхом потери. |
Уязвленность. | Временное состояние обиды, ожесточения или озлобленности, вызванное у человека другими людьми. |
Досада. | Чувство гнева, которое возникло из-за случившейся неудачи. |
Зависть. | Ощущение горечи из-за того, что другой обладает тем, что человеку тоже хотелось бы иметь. |
Неприязнь. | Вид легкого отвращения к кому-либо или чему-либо. |
Возмущение. | Гнев и недовольство из-за того, что в жизни человека что-то пошло не так, как он планировал. |
Отвращение. | Внутренняя негативная реакция на кого-либо или что-либо, отсутствие симпатии. |
Чувство гнева не начинается внезапно, человеку приходится проходить несколько стадий, чтобы в полной мере достичь его.
Скрытая разгневанность
Скрытая разгневанность возникает у человека тогда, когда он понимает, что не может сам повлиять на ситуацию. Также чувство возникает и в обратно противоположном случае. Например, когда человек понимает, что может защитить себя, отстоять собственные интересы.
У людей от природы апатичных чувство гнева возникает редко, ведь их энергия находится на довольно низком уровне.
Стадия эмоционального возбуждения
Человек осознает серьезность проблемы. Появляется потребность выплеснуть накопившиеся чувства и заявить о них миру.
Высок риск сорваться на ни в чем не виноватых людей или своих родственников, находящихся рядом.
Волна неконтролируемого гнева
В порыве гнева человек может плакать, кричать, впадать в истерику, топать ногами или активно жестикулировать. Некоторые, наоборот, предпочитают молчать, замыкаться в себе. Их основная задача – скрыть собственный гнев, попытаться с ним совладать, остаться в глазах окружающих «хорошим и культурным человеком». Это отбирает у них много душевных и моральных сил, ресурсов, поэтому этап проживания эмоции может растягиваться, становиться болезненным.
Есть ряд людей, которые в гневе начинают винить окружающих во всех своих проблемах. По их мнению, окружающие напрочь лишены чувства сострадания, ничего не понимают и не хотят оказывать помощь. Такие мысли только подбрасывают дров в костер отрицательных эмоций.
Стадия спада ярости
После проявления гнева и всех негативных выпадов человек успокаивается. Неминуемо он приходит к пониманию, что трудности случаются, и их можно решить. В голове начинает созревать план того, как вернуть жизнь в прежнее русло.
Внимание! Если не позволять себе проживать отрицательные эмоции, то может возникнуть затяжная депрессия.
Агрессивность как болезнь
Вспышки гнева и агрессии часто свидетельствуют о развитии серьезного заболевания. Причем в каждом конкретном случае проявления такого психоэмоционального состояния могут значительно отличаться. Если заболевания нет, приступ проходит самостоятельно после устранения провоцирующего фактора.
Гормональные нарушения проявляются резкой сменой настроения. Приступы ярости возникают без видимой на то причины. Человек при этом может быстро набрать вес, даже если ест не больше, чем всегда. Могут возникать головные боли, нарушается сон, наблюдаются расстройства ЖКТ. Самочувствие человека ухудшается, может периодически повышаться температура без видимых на то причин. У женщин возникает нарушение менструального цикла.
Сахарный диабет может вызывать резкие вспышки гнева. Кроме этого, человек чувствует жажду, аппетит ухудшается. Также наблюдаются нарушения ЖКТ, нижние конечности отекают. Появляются частые позывы к мочеиспусканию, причем ощущается неполное освобождение мочевого пузыря. У мужчин и женщин полностью отсутствует или снижается половое влечение.
Во время беременности также могут появляться подобные приступы. При этом видимого провоцирующего фактора может не быть. Это не является патологией. Во время беременности гормональный фон быстро меняется. Это является причиной вспышек агрессии, плохого настроения.
При гипертиреозе могут возникать вспышки немотивированной агрессии. Человек ведет себя нервозно, у него наблюдается повышенная возбудимость и неуравновешенность. Речь становится быстрой, иногда несвязной. Человек может ощущать немотивированный страх, беспокойство, страдать бессонницей. Глазные яблоки при этом выпячиваются, в глазах может двоиться. Давление становится нестабильным, иногда повышается температура. Аппетит увеличивается, но масса тела уменьшается.
В каждом конкретном случае определяются особенные проявления вспышек гнева. Диагностикой должен заниматься опытный врач.
Отличие гнева от злости и ярости
Часто люди считают такие понятия как злость, гнев и ярость синонимами, не видят в них отличий, хотя они есть. По сути это стадии, или разные оттенки.
Гнев может выражаться вербально и невербальное.
Пример вербального гнева: человек громко ругается, обзывается, обвиняет других вступает в склоки.
Пример невербального гнева: человек демонстрирует отстраненность, гордыню, презрение или высокомерие к тому, кто, по его мнению, неправильно с ним поступил.
- Злость отличается от гнева тем, что она может быть направлена как на самого себя, так и на окружающих. В гневе же человек пребывает чаще из-за того, что на него подействовал кто-то из окружения.
- Ярость возникает тогда, когда человек осознает свою беспомощность и незащищенность. Часто такое состояние выглядит как пассивная агрессия или сильнейший выплеск негативных эмоций.
Проявление агрессивности
Вспышки гнева у мужчин могут быть вызваны некоторыми особенностями физиологии. Гормональные нарушения являются одним из самых частых факторов подобного проявления. Если в организме мужчины будет вырабатываться больше тестостерона, чем это допустимо, будут появляться вспышки гнева. Агрессия по отношению к окружающим будет зашкаливать.
Иногда подобное поведение объясняется наследственным фактором. Он достался представителям сильной половины человечества еще от средневековых предков. В эти времена приходилось защищать свою территорию. Причем конфликты были очень серьезными. Если мужчина проявлял слабохарактерность, он мог погибнуть сам, а заодно и все члены его семьи. Поэтому подобное поведение помогало выжить. Однако в современном мире подобное поведение неприемлемо. Поэтому агрессия является отклонением в психической сфере.
Вспышки гнева у женщин также часто становятся следствием гормональных нарушений. Если есть отклонения в женской репродуктивной системе, сильный предменструальный синдром, прочие подобные состояния, это может стать причиной агрессивного поведения женщины. Чаще подобное поведение наблюдается у представительниц прекрасного пола перед или во время менструации, беременности, климакса. Гормональные нарушения требуют правильного лечения. При устранении первопричины можно значительно снизить подобные проявления.
Природа женской агрессии отличается от мужской. Это также вызвано наследственными факторами. Женщина защищает своего ребенка, поэтому у нее в момент опасности возникает вспышка агрессии. Это также фактор выживания, который оттачивался и передавался по наследству с самых древних времен.
Вспышки ярости у женщин и мужчин требуют не только медицинского, но и психологического лечения. Однако подход к представителям обеих полов должен быть специфическим. Учитывается физиология, факторы, определяющие поведение человека.
Неочевидная польза гнева
Многие осознают, что все эмоции, в том числе и отрицательные, нужно проживать. Гнев дает психологическую разрядку и способствует очищению, об этом можно прочитать выше в разделе «Цели гнева». Но при этом от гнева есть еще много другой, неочевидной пользы:
- Помогает склонить собеседника в свою пользу. Если человек сердится, то собеседник неосознанно опасается его, быстрее соглашается на его условия, принимает точку зрения. Конечно, постоянно прибегать к такому приему не стоит, но он существует.
- Позволяет человеку стать более успешным в карьере. Повысят в должности или поднимут заработную плату быстрее тому, кто открыто и аргументированно выражает недовольство, а не молчит, боясь испортить отношения в коллективе.
- Повышает длительность и качество жизни. Горячие испанцы и итальянцы живут гораздо дольше, чем спокойные англичане или чопорные немцы. Проявлять свои истинные эмоции, в том числе и гнев, очень полезно для здоровья. Люди, которые сдерживают их в себе, в большей степени подвержены инфарктам, инсультам, гипертоническим кризам, онкологии.
- Снижает уровень преступности. Раньше считалось, что игра в жестокие компьютерные игры заставляет человека повторять то же самое в реальности. Новые исследования показали, что подростки, играющие в кровавые стрелялки, демонстрируют гораздо меньший уровень агрессии, чем их не играющие сверстники.
- Развивает креативность. Если не получается что-то сделать, написать или придумать, то стоит как следует разозлиться. В состоянии гнева и эмоционального возбуждения, человек куда лучше генерирует идеи.
- Способен укрепить отношения. Человека, который проявляет милосердие, постоянно всех прощает и оправдывает, снова обидят с большей вероятностью. Прощение не помогает решить конфликт, а лишь углубляет и бередит душевные раны. Иногда полезно проявить гнев и показать наглядно, почему поведение партнера недопустимо.
- Заставляет мозг работать более интенсивно. Когда человек гневается, то может начать лучше воспринимать информацию, оценивать ее с разных сторон, быстрее приходить к верному решению.
- Помогает быть честным. Если человека незаслуженно в чем-то обвиняют, то он, рано или поздно, в порыве гнева, разозлится. Этот прием часто помогает полицейским понять, действительно ли перед ними невиновный человек, или он тщательно что-то скрывает.
Конечно же речь идет про периодический гнев и экологиное его проявление. Постоянная неосознанная гневливость, злость, агрессия лишат человека и этих плюсов.
А какую вы знаете неочевидную пользу от гнева? Обязательно поделитесь своими знаниями, опытом и наблюдениями в комментариях.
Раздел IV. Страсть гнева, состояние агрессии и их преодоление
Обычно люди понимают гнев как некую эмоциональную напряженность, в результате которой человек начинает повышать голос, ругаться, оскорблять других, а иногда дело доходит и до драки. Выход из положения видится, как правило, такой: мол, терпи, сохраняй хладнокровие во всех жизненных ситуациях, улыбайся и не злись.
Как этого достичь? Как понимаются страсть и гнев в православной аскетике и как их преодолеть?
1.1. Святоотеческое понимание гнева
В православной аскетике отношение к состоянию гнева весьма серьезное. Гнев всеми аскетами относится к числу смертных грехов, поскольку он оказывает крайне гибельное влияние на духовную жизнь человека. «Кто опишет, – восклицает святой Григорий Нисский, – как должно, страстные движения гнева? Какое слово изобразит неприличие такой болезни? Смотри, как в одержимых раздражением появляются те же припадки, что и в бесноватых… какая между ними разность? Налитые кровью и извращенные глаза бесноватых, язык, выговаривающий неясно, произношение грубое, голос пронзительный и прерывистый – вот общие действия и раздражения и беса; потрясение головы, исступленные движения рук, содрогание всего тела, не стоящие на месте ноги, – в подобных сим чертах одно описание двух болезней… И бес, мучающий тело страждущего, на том останавливает зло, что беснующийся напрасно ударяет руками по воздуху; а демон раздражительности не напрасными делает телесные движения. Ибо когда этот одержит верх, кровь в предсердечии воскипает, как говорят, горькою желчью от раздражительного расположения, распространившегося повсюду в теле; тогда от стеснения внутренних паров утесняются все главные чувствилища. Глаза выходят из очертания ресниц, и что-то кровавое и змеиное устремляют на оскорбительное для них. И внутренности бывают подавлены дыханием, жилы на шее выставляются наружу, язык дебелеет, голос от сжатия бьющейся жилы невольно делается звонким, губы от вошедшей в них холодной желчи отвердевают, чернеют и делаются неудободвижимыми… так что не в состоянии удерживать слюну, наполняющую уста, но извергают ее вместе со словами и от принужденного произношения выплевывают в виде пены» [3, с. 459–460].
Гневливый человек, мучаясь сам, отравляет жизнь окружающих. «Злоба или другая страсть какая, поселяясь в сердце, стремится – по непременному закону зла – излиться наружу. Оттого обыкновенно говорят о злом или разгневанном человеке, что он выместил свою злобу на том-то или выместил гнев свой на том-то. В том и беда от зла, что оно не остается только в сердце, а силится распространиться вовне. Из этого уже видно, что виновник зла сам велик и имеет обширную область, в которой он царствует. Мир весь во зле лежит (1Ин. 5,19). Как пары или газы, во множестве скопившись в запертом месте, усиливаются извергнуться вон, так страсти, как дыхание духа злобы, наполнивши сердце человеческое, также стремятся из одного человека разлиться на других и заразить своим смрадом души других» [9, с. 72]. Подтверждение этих слов праведного Иоанна Кронштадтского можно без труда найти в современном мире.
Таким образом, никакой легкости и поверхностности в преодолении и борьбе со страстью гнева быть не может.
Гнев в православной аскетике относится к восьми смертным грехам и является страстью. Преподобный Никита Стифат поясняет разницу между страстью и грехом следующим
образом: «Страсть в душе движется, а делание греховное телом видимо совершается» [цит. по: 6, с. 248]. То есть страстью называется какой-либо грех, если он повторяется часто и таится в душе долгое время.
Слово «страсть», как легко видеть, происходит от глагола «страдать» и обозначает внутреннюю болезнь.
«Похоть и гнев – принадлежности не естества, а следствия испорченности его. Побеждающий их не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин» [18, с. 102].
1.1.1. Страсть гнева
Согласно мнению С.М. Зарина, «страстное состояние, имеющее в основе господство чувственного эгоизма [в телесных страстях]… достигает… своей наивысшей интенсивности и бурной стремительности именно в гневе» [5, с. 283].
В качестве основной, существенной черты аффекта гнева в аскетической письменности выдвигается стремление отомстить обидчику, желание зла огорчившему Гневливость, по мнению святителя Григория Богослова, это желание мщения; если оно устремлено наружу, то это – гнев, а если остается внутри, то – злопамятство [цит. по: 18, с. 124]. В учении Самого Христа Спасителя изображены разные степени развития гнева, причем осуждению подлежит не только крайняя ненависть, но даже бранные слова в адрес другого человека, то есть стремление унизить его (см.: Мф. 5, 21–22). Преподобный Иоанн Дамаскин различал три вида гнева: вспыльчивость, злобу и мстительность [см.: 7, с. 88]; другие отцы различали гнев, ярость, досаду. Внешне гнев обнаруживается в словах, действиях и поступках, движимых ненавистью, и по своим тенденциям и последствиям оказывается явлением разрушительным. Его внутреннее свойство соответствует внешнему проявлению, являясь, по выражению святителя Василия
Великого, «внутреннею бурей смятенного духа», или, по определению аввы Евагрия, «кратковременным бешенством». Святые отцы называют такие внешние признаки гнева: налитые кровью и скошенные глаза, ощетинившиеся волосы, бледность щек или их багровость, речь прерывистая, скорая, скрежет зубов, ноздри раздуты, всплескивание рук, топот ног, наклон головы, пот. Страсть гнева, как описывает ее святитель Василий Великий, как скоро отринет внушения рассудка и овладеет душою, делает человека зверем [цит. по: 15, с. 195].
В религиозно-нравственном отношении господство в человеке гнева свидетельствует вообще о недостатке в нем любви к Богу и ближнему и, в частности, исключает возможность присутствия в его душе терпения, кротости, смиренномудрия, милосердия и не позволяет человеку совершать молитвенный подвиг.
1.1.2. Праведный гнев
У святых отцов встречается мысль также и о пользе гнева, когда они называют гнев праведным. Так, епископ Варнава (Беляев) пишет: «Гнев в своей основе есть законная и нужная человеку способность “раздражительной” части души, которую он, как и все прочие, по падении извратил и сделал, вместо добродетели, страстью. Гнев, по первоначальному плану Творца, должен был быть энергией, ревностью, рвением, которое бы “раздражало”, то есть приводило в напряжение “вожделевательную” силу души (пожелание, вожделение, обратившееся теперь , подобно гневу, в страсть, именно в похоть) и заставляло последнюю усиленно устремляться горе», к Богу» [2, с. 201].
Следовательно, как гнев в состоянии добродетели, то есть в форме божественного рвения, непорочно и законно направлялся до падения Адама на Бога (что теперь встречается только у святых), так должно теперь, когда гнев принял вид страсти, направить его на диавола, а следовательно, чрез это и на пороки. Только в таком случае он дозволителен.
«Гнев питай на одного только змия, чрез которого ты пал», – говорит святитель Григорий Богослов [цит. по: 15, с. 192]. «Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно», – учит другой светильник рассуждения преподобный Иоанн Лествичник» [10, с. 105].
Только тогда ярость употребляется естественно и во благо, когда она направлена против страстных и сластолюбивых помыслов, на грех и на сатану. В этом случае гнев безгрешный и благой, по слову царя Давида: Гневаясь, не согрешайте (Пс. 4, 5).
Если подытожить вышесказанное, то можно заключить, что гнев есть дар Божий, данный человеку на борьбу с диаволом и грехом, но обращенный после грехопадения против Бога и ближнего. «Раздражительная часть души» в своей основе есть добродетель, но извращенная человеком в страсть. Для современного человека проблема состоит скорее в неверном использовании этого Божиего дара. Этот Божий дар у святых отцов называется силой «тимос», что в переводе с греческого значит «горю», «пламенею», «страстно стремлюсь». Эта сила души, по святому Исааку Сирину, проявляется в природной ревности и усердии – это напряженность духовной энергии. По святоотеческому учению, господство разума над плотскими желаниями возможно только при посредстве силы «тимос», – пишет С.М. Зарин. Разум благодаря только этой силе рвения может обеспечить душе непрерывность в возрастании добродетели, стойкость в борьбе со злом [см.: 5, с. 278–279].
По образному выражению святителя Василия Великого, эта «тимос-энергия» – «рвение-страсть» является как бы «нервом души», сообщающим ей силу для неослабного утверждения в добрых делах. Страстная сила «тимос» сама по себе безгрешна и даже желательна, как говорит С.М. Зарин, если является орудием достижения высших религиозно-нравственных целей. Но при эгоистической направленности воли человека происходит склонение силы «тимос» к худшим страстным грехам, к противоестественной страсти гнева. Тогда вся энергия «тимос» изливается в бурных порывах. Все силы сердечного возбуждения расходуются по поводу личных неудач, обыденного существования, личных столкновений, обид и огорчений. Защищается теперь не слава Божия, а эгоизм и самость человека [см.: 5, с. 280, 282–283].
1.1.3. Причины гнева
Всем известно, что, когда человек охвачен гневом, он не в состоянии адекватно оценить ни другого человека, ни себя, ни ситуацию в целом. Но когда он успокоится, тогда может рассудить о том, что явилось причиной его гневной реакции. Но зачастую бывает так, что человек и успокаивается, и понимает, что гневался, но не может разобраться, какова же была истинная причина.
Психологической основой гнева, по мнению святителя Феофана Затворника, является самолюбие, или возношение, по преподобному Иоанну Лествичнику. Гнев вызывается различными внешними препятствиями, которые встречаются человеку на пути осуществления его личных целей, когда его воля приходит в столкновение с другой, не подчиняющейся ей волей, когда человек встречает, мнимо или действительно, несправедливое к себе отношение других людей [см.: 17, с. 94].
Внешних причин гнева может быть достаточно много, и гнев проявляется часто в обычных, малозначимых ситуациях.
Отметим, что первой ошибкой в решении этого вопроса является то, что практически все люди считают, что причиною их гнева являются не они сами, а другие люди или обстоятельства. На чем строится такое убеждение? Дело в том, что гнев или любая другая эмоциональная реакция возникает, как правило, на чьи-либо действия.
«Вот, например, иной сидит у себя в комнате за делом, чувствуя себя в тихом, спокойном расположении духа. Приходит к нему посетитель: начинает разговор, возникнут спор, противоречия, и он приходит в яростный гнев. Что же, уже ли посетитель так и принес к нему страсть гнева? Нет, посетитель своим приходом только изобличил в нем тайную страсть» [13, с. 84].
То же происходит во многих обыденных ситуациях, например когда человек работает продавцом и покупатели зачастую не могут определиться и просят показать то один товар, то другой. Другие примеры: когда женщина приготовила еду, а родные не хотят кушать, так как не голодны; когда ближний купил недоброкачественную вещь, а мне понятно, что деньги потрачены зря. Есть ли моя вина в этих случаях? «Видимо, нет, ведь я лично ничего плохого не сделал, а вот другие люди вели себя неправильно». Следуя такому рассуждению, мы убеждаем себя, что наш гнев можно назвать справедливым по причине того, что другие люди вызвали в нас вспышку гнева. Именно причины своего гнева и раздражения на других людей, скрытые в нем самом, и заставляют человека вести нелепые поиски «виноватого». К тому же у нас очень развит навык видеть грехи других людей, а свои не замечать.
Некоторые даже желают уединиться под предлогом того, чтобы не общаться со страстными людьми, которые могут их соблазнять. «Иногда мы, побежденные гордостью или нетерпеливостью, намереваясь исправить свой необразованный, беспорядочный нрав, желаем удалиться в уединение, как будто там скоро приобретем добродетель терпения, когда никто не будет трогать нас, извиняя свое нерадение, говорим, что причины гнева заключаются не в нашей нетерпеливости, а в пороке братий. И [так] как причины нашей погрешности возлагаем на других, то никогда не в состоянии будем достигнуть высшей степени терпения и совершенства» [8, с. 109].
Иногда, сдержав свой гнев в одной ситуации, мы выплескиваем его в другой – замещаем: в другой ситуации человек разряжает таким образом свое внутреннее напряжение, накопленный или сдержанный гнев. Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете [см.: 4, с. 195].
Таким образом, это одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации.
«Гневливый человек, по временам произвольно увлекаясь этой страстью, потом уже от навыка и невольно побеждается, и сокрушается ею», – говорит преподобный Иоанн Лествичник [10, с. 99].
Поэтому необходимо четко усвоить: «…не всегда от вины других происходит в нас возмущение, а больше от нашей порочности, потому что мы имеем в себе скрытые причины оскорблений и семена пороков, которые, как только прольется на нашу душу дождь искушений, тотчас производят ростки и плоды», – пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин [8, с. 115].
Никто никогда не может быть принужден впасть в грех по поводу чужого порока, если в своем сердце не будет расположен к грехам.
Еще Иоанн Кассиан Римлянин писал, что «главную причину нашего исправления и спокойствия надобно поставлять не в произволе другого, который не подлежит нашей власти, а заключается она в нашем состоянии. Итак, чтобы нам не гневаться, это должно происходить не от совершенства другого, а от нашей добродетели, которая приобретается не чужим терпением, а нашим великодушием» [8, с. 110].
Итак, мы далеко не всегда бываем правы в проявлении своей злобы. Но, прежде чем продолжать говорить о причинах гнева, необходимо напомнить о взаимосвязи страстей. У человека все страсти живут в сердце, поэтому они зависят друг от друга и постоянно сменяют одна другую. И гнев, в свою очередь, появляется чаще всего вследствие неудовлетворенности какой-либо страсти. Преподобный Иоанн Лествичник говорит как бы от лица этой страсти следующее: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание» [10, с. 103]. Поэтому святые отцы корень гнева часто видят в той или иной страсти, укоренившейся в сердце человека.
Так, святитель Феофан Затворник указывает, что «самое широкое поле для расположения сего змия (гнева) представляет любоимание. “Не тронь, это мое” – таков закон любостяжания. Тронет кто – и пошли неудовольствие, серчание, гнев, вражда, ненависть» [18, с. 106].
«…Худые дела зависят одно от другого: ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия» – о такой последовательности в развитии страсти гнева говорил преподобный Макарий Египетский [12, с. 264–265].
Это означает, что гнев возбуждается разными причинами в зависимости от ситуаций, в чем может убедиться каждый из нас, так как наше сердце кишит «страстными змеями», которые постоянно, сменяя одна другую, высовывают свои головы, а мы, увлекаясь ими, постоянно пребываем в возмущении.
Из вышесказанного достаточно ясно, что причиной проявления нашей злобы и гнева являемся мы сами, а именно – наши страсти. Рассмотрим конкретные примеры исхождения гнева из той или иной страсти. Эти примеры помогут нам понять, что наш «праведный гнев», совсем не так уж и праведен, как мы считаем, а скорее поставлен на службу нашим порокам.
Гнев от страсти чревоугодия. У каждого человека есть пищевой инстинкт, который защищает телесные интересы. Но порой этот инстинкт проявляется уж слишком рьяно. Многие из нас были в ситуации, когда они раздражались или гневались на другого человека из-за еды. Причем гнев из-за еды может быть при непосредственном приготовлении или вкушении пищи. Также мы можем гневаться на близких, если они не едят то, что мы приготовили (но в данном случае, может быть, проявляется не наша страсть чревоугодия, а чрезмерно развитый родительский инстинкт, наше тщеславие и гордость, задетые тем, что «не оценили» наш труд и кулинарные способности). Или, наоборот, мы можем гневаться потому, что другие люди (например, гости) много съели, хотя возможно, человек сам виноват, пригласив в гости больше людей, чем мог накормить.
Гнев от страсти блуда. Многие из нас знают, что когда человек охвачен желанием плотских отношений, то, если он встречает отказ в их удовлетворении, может начать гневаться или печалиться. Такие ситуации встречаются и при семейных отношениях, и при блуде и разврате. Отсюда становится понятно, что если человек не осуждает никого, не гневается ни на кого, то тем исполняет заповедь любви к человеку и его раздражительная сила всегда находится в покое.
Гнев от страсти сребролюбия. Очень часто гнев происходит от страсти сребролюбия или от желания мирских благ. Ни для кого не секрет, что в настоящее время все человечество охвачено любостяжанием, воровством, стремлением к роскоши, жадностью и т. п., а также то, что наша деятельность в основном направлена на приобретение, сохранение и пользование земными благами. Все эти устремления страсти сребролюбия будут сопровождаться гневом. Например, гнев возникает тогда, когда наш бизнес терпит убыток в результате конкуренции, когда возникают и другие субъективные или объективные обстоятельства, препятствующие прибыли, развитию производства, или какие-либо материальные потери.
Приведем несколько примеров, из которых видны различные современные причины гнева, происходящие от сребролюбия и проявляющие себя через гнев.
Первая ситуация, в которой нет явного греховного поступка со злым умыслом, заключается в том, что человек желает что-либо приобрести, но ближний не соглашается с этим. Например, муж желает купить машину, а жена не одобряет его устремлений, потому что ей жалко собранных денег, так как они дают ей уверенность в будущей стабильности или потому, что она боится аварий.
Или, например, кто-либо из домашних желает купить вещь (скажем, дорогой мобильный телефон), а ему из семейного бюджета не дают на это денег. Из-за того, что один желает, а другой – нет, происходят раздражения, гнев, споры, ненависть и т. п.
Также люди гневаются, если кто-либо законно или незаконно забирает у них деньги или имущество или просто пользуется им.
Не тронь, это мое. Таков закон любостяжания.
Часто бывает и так, что кто-то из ближних неправильно пользуется домашними вещами, что приводит к их порче или поломке. Когда мы это видим, у нас сжимается сердце и мы или готовы закричать, или кричим на человека за такие его действия. При этом мы испытываем чувство сожаления об этой вещи и чувство неприязни к ближнему. Это чувство может быть несильным, а может быть уже и ненавистью. Но в любом случае это означает, что сила нашей любви направлена на материальную вещь, а на ближнего – противоположная сила: нелюбовь. Причем в эти секунды мы этого не осознаем, а подчиняемся порыву, защищающему вещи, которые представляют для нас ценность.
Следующая причина гнева, происходящего от сребролюбия, видна, когда мы не хотим отдавать долг или нам его не возвращают.
Гнев и раздражение отражаются и на нашем телесном здоровье. Многим людям известно состояние, когда каждый день они чувствуют сильную усталость от напряженного темпа жизни. Эта усталость выражается упадком сил и частым раздражением на окружающих нас людей, что говорит о действии в нас двух страстей раздражительной силы: перевозбуждение (аффекты, гнев) и ослабление сил (печаль и уныние). Причиною же такого состояния раздражительной силы является многопопечительность о земном, или страсть сребролюбия. Это может проявляться в заботах о многих различных делах.
И как пороки связаны один с другим (так, сребролюбию последуют зависть, обман, клятвопреступление, ярость, памятозлобие), так и добродетели, такие как кротость, долготерпение, незлобие и нестяжательность, связаны с любовью и друг с другом.
1.2. Агрессия и агрессивность
В современной психологии огромное количество публикаций посвящено описанию, диагностике и коррекции состояний агрессии и агрессивности. Если в большинстве работ агрессия рассматривается как негативное явление, то в психологической литературе встречается и понимание агрессии как положительного состояния возбужденности мозга, как биологически целесообразной формы поведения, способствующей выживанию и адаптации, как характеристики активности и адаптивности человека. Так, есть мнение, что агрессия – это сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам. (Это то, что святые отцы определяли как «тимос» – энергию души, рвение – «горю, пламенею».) В свете таких определений отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию.
До начала XX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее этот термин стали употреблять в более узком значении – как враждебное поведение или действия в отношении окружающих людей.
Агрессивное действие – это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодически повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении как свойстве личности.
«Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную к социализации. В этом случае агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме. Агрессивность как относительно стабильную готовность к агрессивным действиям в самых разных ситуациях не следует смешивать с понятием “враждебности”» [11, с. 167].
Людям, которым свойственна агрессивность, которым часто видятся угрозы и вызовы со стороны других людей и для которых характерна готовность атаковать тех, кто им не нравится, присуща враждебная установка к другим людям; но не все враждебно предрасположенные к другим люди обязательно агрессивны. Таким образом, если целесообразнее рассматривать агрессивность как предрасположенность к агрессивному поведению, то враждебность можно определить как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта-жертвы.
Агрессивность может быть скрытой и хорошо маскируемой. Мы выражаем свою враждебность, когда говорим, что нам не нравится данный человек, особенно когда мы желаем ему зла. Враждебный человек – тот, который обычно проявляет большую готовность выражать словесно или каким-либо иным образом негативные оценки других людей, демонстрируя в общем недружелюбие по отношению к ним.
В результате анализа понятия «агрессия» в психологии Т.Н. Курбатова и А. Реан выделили три уровня в структуре агрессии [см.: 11, с. 92; 14, с. 107].
Первый уровень агрессии характеризует человека как природное существо и проявляется в таких характеристиках темперамента, как возбудимость, раздражительность. На этом уровне агрессия проявляется скорее как активное состояние мобилизации, эмоциональное напряжение, как активация мозга, которая может быть адекватной или несколько превосходящей ситуацию. В биологии хорошо известно, что эти состояния определяются в основном уровнем в крови конкретных гормонов (адреналин, норадреналин, тироксин и др.). Природная основа этой агрессии – необходимость защиты себя, своего потомства, своей среды обитания. Такое активное состояние рассматривают как необходимое условие адаптации к жизненной среде, которая во многом зависит от таких черт жизненной позиции, как настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодолении препятствий. Эти качества часто присущи лидерам.
С нашей точки зрения, такой уровень «агрессии» можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, способствующую выживанию и адаптации (то, что у святых отцов называется «тимос»).
На втором уровне агрессия проявляется как стремление к успеху, цели, угроза. Обеспечивая также в этом случае деятельность необходимым уровнем активации, агрессия здесь проявляется в определенных способах и стилях поведения, связанных с непровоцируемым нападением, нарушением норм общества.
Третий уровень агрессии сопряжен с мотивацией, ценностями и установкой личности на готовность и предпочтительное использование насильственных средств для достижения своих целей.
Довольно долго агрессивность и хамство с одной стороны и неуверенность и пассивность – с другой пытались представить и анализировать как некоторые полярные качества, неприемлемые с этической, медицинской и даже экономической точек зрения. Множество раз было доказано, что агрессивность и неуверенность негативно сказываются на здоровье как физическом, так и социальном, на экономических показателях, на уровне дохода семьи и т. д.
Развитие этой линии исследований привело еще к одному важному результату: неуверенность и агрессивность стали понимать как две разные формы проявления отсутствия уверенности в себе. Понимание правильного соотношения уверенности в себе и агрессивности может стать основой решения человеком его внутренней проблемы самоутверждения (разумеется, при наличии социальной компетентности и соблюдении этики).
Итак, в психологии выделяется агрессивность как личностное свойство, обуславливающее деструктивный, разрушительный тип поведения, и агрессия – как состояние возбужденности нервной системы, связанное в том числе и с особенностями темперамента и проявляющееся в эмоциях гнева, нетерпения, раздражительности, злости.
Корни гнева и агрессии могут находиться в различных психологических проблемах человека, в частности – в неуверенности. При работе с агрессивными личностями следует прежде всего выявить причину такого поведения.
1.3. Отличие гнева от агрессии
Интересно выяснить, есть ли что-то общее в представлениях о гневе у святых отцов и представлениях об агрессии у психологов.
Общее. И в святоотеческой литературе состояние гнева, и в психологической литературе агрессия как насильственные действия с нравственной позиции оцениваются негативно.
Встречается и нейтральная (вне этики) оценка этого состояния. В святоотеческой литературе это страстная сила рвения (усердия) – «тимос», а в психологии это представления о так называемом первом уровне агрессии. Вероятно, то, что в православной аскетике понимается под страстной силой рвения – «тимосом», в психологии ближе всего к понятию «активации», биологически целесообразному уровню возбужденности нервной системы.
То, что святые отцы говорят о «неразумной страсти гнева», проявляющейся в поведения человека, вероятно, соответствует второму уровню агрессии – характеристикам насилия и нападения в поведении человека.
Недостаток любви к Богу и ближнему, выражающийся в отсутствии терпимости, кротости, милосердия, соответствует третьему уровню – личностной агрессивности – предпочтению использования насильственных средств для достижения своих целей.
Есть ли различия понятий «гнева» и «агрессии»?
Все-таки наиболее традиционно термин агрессия означает некоторый вид поведения , физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому, то есть имеется цель: причинить ущерб другому лицу.
Напротив, гнев вовсе не обязательно имеет какую-то конкретную цель, но означает определенное эмоциональное состояние. Это состояние в значительной степени сопровождается внутренними физиологическими реакциями и непроизвольной эмоциональной экспрессией в неблагоприятных ситуациях: моторными реакциями (сжатые зубы и губы, кулаки), выражениями лица (расширенные ноздри и нахмуренные брови) и т. д. Определенную роль, вероятно, играют также возникающие при этом мысли и воспоминания. Все эти сенсорные потоки комбинируются в сознании личности, по представлениям Л. Берковица, в переживание «гнева» [см.: 1, с. 43].
Но из каких бы составляющих ни складывалось это эмоциональное состояние, оно не направлено на достижение цели и не служит реализацией конкретного намерения в той или иной конкретной ситуации. Важно отметить, что гнев как эмоциональное состояние «не запускает» непосредственно и обязательно агрессию как стремление причинить вред другому, но обычно только сопровождает или побуждает к нападению на жертву Однако эмоциональное переживание и агрессивное поведение не всегда выступают вместе. Иногда люди стремятся причинить ущерб другим людям более или менее импульсивно, не отдавая себе сознательного отчета в собственном состоянии гнева.
Как выразить гнев правильно, без вреда
В порыве гнева человек может наделать глупостей или того, о чем он потом будет сильно сожалеть. Гнев важно выражать правильно и безопасно для окружающих:
- Сесть и написать своему обидчику длинное, гневное и эмоциональное письмо. Не стоит сдерживать себя в выражениях. Если ближе к концу письма гнев не ушел, то написанное можно сжечь или разорвать, представляя недоброжелателя.
- Поколотить подушку, боксерскую грушу или даже воздух. Выкрикивать ругательства при этом не запрещается.
- Завести себе специальный стаканчик или баночку для гнева, от души покричать в него. Но можно обойтись и без стаканчика.
- Устроить небольшую физкультминутку или выйти на пробежку.
- Во все горло спеть какую-нибудь русскую народную песню типа «Во поле березка стояла» или «Валенки». Или какую-либо другую, на собственное усмотрение.
- Порвать или помять какую-то ненужную тетрадь или исписанный блокнот.
Если диалога с другим человеком не избежать, то нужно взять ответственность за то, что с вами происходит. Можно попросить прощения у собеседника. Например, «Прости, я сейчас испытываю гнев, могу наговорить всяких глупостей. Дай мне несколько минут, я успокоюсь, и мы все обсудим».
А какие методики помогают вам проживать собственный гнев? Поделитесь в комментариях, возможно, это кому-то поможет.
МЕСТЬ
Светлана, 37 лет, редактор
Она терзалась угрызениями совести от собственной мстительности. Моральные устои не позволяли Свете яростно реагировать на обиду. Домашних же она боялась обременить своим раздражением. При этом Светлана гневалась так сильно, что вымещение злости на неодушевленном объекте не спасало. Единственным средством успокоиться для нее стала месть. Ее эмоции трансформировались в навязчивое желание причинить вред обидчику. Зачастую на построение хитроумных планов и осуществление мщения уходили месяцы. Однако, ответив таким образом «злодею», Света начинала страдать, поскольку чувствовала вину за причиненный вред. Ей стало намного легче, когда она поняла, что достаточно просто иметь план мести без осуществления. Представляя в красках расправу с обидчиком, она научилась изливать свой гнев в воображении. Эти фантазии и дали выход ее эмоциям.
Рекомендация:
страстно желая отомстить кому-то, пофантазируйте об этом вдоволь и обратите внимание на свои эмоции. Зачастую воображаемой расправы достаточно для освобождения от гнева.
Частые вопросы и ответы
Почему одни люди злятся чаще других?
Интенсивность эмоций у разных людей отличается. Есть люди, у которых довольно сильно развит гнев (например, их обижали в школе, постоянно ругали родители, не складывались отношения с противоположным полом). Естественно, что они будут впадать в гнев чаще, чем люди, у которых в жизни было больше радости и поддержки.
Зачем понимать, когда поднимается гнев?
Не у всех людей получается контролировать собственный гнев, и это нормально. Часто в запале ярости человека раздражает абсолютно все, даже незначительные мелочи. Новая волна гнева по этому поводу может лишь усугубить ситуацию. Важно понимать, когда поднимается гнев, чтобы дать себе время с ним справиться, а потом вновь переходить к решению важных вопросов. Люди, не понимая, как проявляется гнев, могут путать его со стыдом, или бессилием. А эти чувства проявляются по-разному. А значит требуют разных действий.
Что будет, если не выражать чувство?
Накопление в себе эмоций, особенно отрицательных, ведет к психосоматическим заболеваниям и ухудшению состояния здоровья. Постоянный гнев провоцирует постоянное напряжение и спазмы, ухудшение тока крови и лимфы. Если человек долго копит в себе гнев, то рано или поздно его может «прорвать». Ударная волна гнева может спровоцировать серьезный конфликт, драку или причинить иной вред окружающим.
Что представляет собой гневливость
Если обратиться за расшифровкой к толковому словарю Даля, гневливость — это вспыльчивость, предрасположенность к гневу.
Гневливость относится к свойству личности, которое проявляет себя в быстром переходе к эмоции гнева, как реакция на внешний раздражитель. Проще говоря, гневливость — это склонность к проявлению чрезмерной агрессивности на любые раздражители.
Управление гневом
Если вспомнить комедию «Управление гневом» — главный герой обвинялся в чрезмерной агрессивности ввиду того, что не умел контролировать свои эмоции.
С точки зрения психологии для гневливости характерны следующие признаки:
- внутренние желания идут вразрез с объективной реальностью;
- безусловная уверенность в собственной правоте;
- нежелание идти на компромиссы;
- отсутствие контроля над собственными эмоциями.
Что представляет собой раздражительность
У гневливости и раздражительности есть одна общая производная — агрессия. Но если гнев — это реакция на конкретную внешнюю опасность, то раздражительность — накопительные неудобства, вызванные всевозможными запретами физической, психической и эмоциональной степени.
Проще говоря, раздражительность представляет собой повышенную эмоциональную реакцию на те стимулы, которые не соответствуют заявленному эффекту. Человек взрывается по пустякам. Это можно объяснить дурным характером. Но, по мнению психиатров, подобное свойство личности встречается всего лишь у 0.1%.