Личность – сложное и многоплановое явление, поэтому современная психология пока не может разработать точного и общепринятого определения данного понятия. Огромное множество теорий и концепций, описывающих природу и механизмы развития личности, объединены исследователями в основные теории личности. В психологии активно разрабатываются несколько теорий личности, среди которых наиболее значительными признаются пять: феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная и психодинамическая.
Феноменологическая теория личности
В русле феноменологического направления подчеркивается идея о том, что личностное поведение может быть охарактеризовано лишь в терминологии ее субъективного восприятия и постижения действительности. То есть данный подход строится на утверждении, что объективно существующая действительность – это реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретируется человеком в определенный момент времени. Другим не менее важным тезисом феноменологического подхода является отрицание фатализма, то есть утверждение, что человек может сам строить свою судьбу, он обладает выбором в принятии решений, касающихся собственной жизни и жизни окружающих. Однако при этом человек должен принимать ответственность за совершаемые действия. В качестве третьего положения феноменологического подхода является признание его сторонниками позитивной природы человека и его стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Последовательное истолкование феноменологического подхода представлено в работах американского психолога К. Роджерса, по мнению которого человек – это позитивное и разумное создание, которое искренне желает жить в гармонии с самим собой и окружающими. Движущей силой развития личности по Роджерсу является стремление к актуализации, то есть желание сохранить и развивать себя, проявляя лучшие качества из заложенных природой.
На какие мотивы опирались схемы стимулирования, предложенные поведенческой теорией [c.490]
Планирование персонала 443—445 Поведенческие теории 13 Позиционирование компании 279—283, 368 Полномочия 26, 85-86, 488-490 Потребности 482-487 Правовой подход 13 Предпринимательство 25, 65—67, 116, [c.582]
В то же время многие публикации трудно отнести к какому-то одному направлению. В современных исследованиях по теории организации промышленности свободно сочетаются эмпирические факты, модели с использованием разнообразных математических методов (предельный анализ, теория вероятностей, теория игр, регрессионный анализ), поведенческие теории, теории организаций, а также описательные модели, относящиеся как к неоклассическому, так и к институциональному направлению (теория трансакционных затрат). [c.279]
Поведенческая теория фирмы — школа Университета Меллона — Карнеги [c.647]
Поведенческая теория потребления — Мичиганская школа [c.651]
Поведенческая теория фирмы — [c.782]
Поведенческая теория потребления — Мичиганская школа…………651 [c.782]
Попытка осмыслить истинные причины принятия решений привела к возникновению дескриптивных моделей, в основе которых лежит поведенческая теория принятия решений (второй подход). Она носит ярко выраженный объясняющий (как фактически принимаются решения), а не предписывающий (какими должны быть решения) характер. В ней используются психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение ЛПР. [c.5]
Примером дескриптивной модели, основанной на поведенческой теории принятия решений, является модель справедливости. [c.6]
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ -воззрение на природу компаний как сложных организаций, решающих проблемы конфликта целей и коммуникаций. [c.288]
Поведенческая теория придает важное значение субъективным факторам, в том числе опыту, логике, интуиции субъекта управления. [c.51]
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА [c.172]
Если теории личностных качеств лидера делали акцент на необходимости распознавания и подбора будущих лидеров на основе выявления соответствующих личностных качеств и характеристик, то поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам управления. [c.172]
Основной вывод представителей поведенческих теорий лидерства сводился к следующему поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождается более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью кадров по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы. Таким образом, задача организации заключается не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы обучить его навыкам успешного управления людьми. [c.173]
Вместе с тем интерес к поведенческим теориям лидерства, возникший в 40—50-е гг. XX в., стал снижаться в начале 60-х гг., так как эти теории не учитывали целый ряд других важных факторов, определяющих эффективность управленческой деятельности в той или иной производственной ситуации. [c.173]
Ф. Фидлер в отличие от представителей теории личностных качеств лидера и поведенческих теорий лидерства предположил, что эффективность работы группы будет зависеть от следующих факторов 1) насколько выбранный стиль управления учитывает особенности подчиненных 2) какими возможностями располагает руководитель, чтобы влиять на их поведение. Изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, Фидлер пришел к выводу о том, что эффективный лидер должен попеременно демонстрировать различные стили управления (в зависимости от конкретной ситуации). В одних случаях приоритеты должны быть отданы непосредственно решению производственных задач (например, техническому обеспечению производства, [c.173]
Современная (поведенческая) теория управления появилась в начале XX в. и основывается на более близких к положению рабочих поведенческих позициях [c.580]
Если при оценке выполнения смет применяется подход, основанный на современной (поведенческой) теории управления, то это предполагает более широкое участие работников в мотивации их труда, чем при традиционном подходе. Результатом такого более широкого участия должно стать улучшение взаимоотношений работников внутри предприятия. [c.580]
В этой главе мы попытаемся дать общий обзор исследований, проведенных на основе предписывающего и описывающего подходов. Сначала мы рассмотрим предположения, лежащие в основе технологии принятия решения, например такой, как анализ по текущей стоимости, характерный для типичных бизнес-планов. Затем мы перейдем к нормативной модели, которую многие исследователи в области учета используют и по сей день. Далее обсудим вопрос с позиции бихевиористической (поведенческой) теории учета, исследуя то, как люди фактически принимают решения. Логика изложения приведет нас к этическому подходу, и мы обсудим, какое решение может считаться правильным и объективным. [c.130]
Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции поведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников. [c.108]
Поведенческие теории стиля руководства Существуют одномерные и двумерные трактовки поведенческих стилей руководителя. [c.108]
ТЕОРИИ ФИРМЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ — теории, которые рассматривают фирму в виде коалиции подгрупп, задачи которых изначально не совпадают. [c.656]
Однако с позиции поведенческой теории сопротивление есть естественное проявление различных понятий о разумном, согласно которым группы и отдельные люди [c.367]
Более того, при продвижении модели управления маркетингом как нового подхода ее защитники были виноваты в том, что проигнорировали или просмотрели корни, или основы, маркетинга, которые должны были быть первоначально определены в работах политэкономов XIX столетия. (Данная точка зрения принадлежит автору этой статьи, а не авторам процитированных источников. По моему мнению, политическая экономия была и является поведенческой теорией производства, потребления и обмена, она только недавно стала использовать количественные методы — вероятно, в стремлении к недосягаемой научной точности, которые замаскировали и извратили данный факт. Остерегайся, маркетолог ) Очевидно, что в модели маркетинг менеджмента мало нового, что отчетливо демонстрирует прогресс 1960-х гг. [c.1145]
Поведенческая теория структуры капитала [c.222]
Глава 12. Поведенческая теория структуры капитала 223 [c.223]
В 1970—80-е годы управленческое моделирование с применением компьютерной техники становится в США и Европе обязательной составляющей любой серьезной программы по менеджменту. Одновременно наблюдается ренессанс интереса к дисциплинам софта . В этот период известность получают поведенческие теории X/Y (Д. Макгрегор) и теории Z (У. Оучи), теории изменения поведения (Б. Скиннер) и теории группового решения проблем (К. Левин). Свои принципы управления выносит на суд специалистов П. Друкер. Набор качеств управляющего [c.13]
В чем суть метода суммирования рангов как способа выбора альтернатив групповых управленческ 8. Характеристика моделей поведенческой теории управленческих решений. 9- Какова технология компьютерного обсуждения групповых решений [c.92]
Q Общая характеристика Q Модель ограниченной рациональности — методологическая основа поведенческой теории G Модели переменной рациональности Q Поведенческая теория фирмы — школа Университета Меллона—Карпеги G Поведенческая теория потребления -Мичиганская школа [c.639]
Отметим также, что приверженцы поведенческой теории ставят ред собой не только дескриптивные, но и нормативные задачи. ляснив примерные алгоритмы решения проблем, которые приме-(ютучастники эксперимента или опрошенные реальные участники зяйственной деятельности, они строят на их основе компьютерные юграммьг, а затем проводят турнир между этими программами для го, чтобы выявить наилучшую стратегию. [c.641]
В поведенческой теории фирма трактовалась как ассоциация групп, преследующих свои цели. Они участвуют в политическом процессе, результатом которого становится социальный компромисс — баргейн. В модели самостоятельного поведения О. Уильямсона решения принимает лидирующая группа, спо- [c.73]
Диспозициональная теория личности
Диспозициональную теорию личности часто характеризуют как теорию черт, что связано с основным утверждением данного направления: человек обладает определенными предрасположенностями (диспозициями) к конкретным реакциям в различных ситуациях. Данные диспозиции и были названы теоретиками направления чертами личности. Иными словами, человек демонстрирует постоянство в мыслях и совершении действий, на которое не влияют ни обстоятельства, ни предыдущий опыт человека. В соответствии с этим каждая личность является уникальной, ее описание возможно посредством характеризации ее черт. Представителями диспозициональной теории являются Гордон Олпорт, Ганс Айзенк и Раймонд Кэттэлл.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Теории личности. Теория К. Г. Юнга 480 ₽ Реферат Теории личности. Теория К. Г. Юнга 250 ₽ Контрольная работа Теории личности. Теория К. Г. Юнга 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Поведенческие теории личности
Иногда данное направление называют теорией научения. Основной тезис поведенческих теорий сводится к следующему: личность являет собой тот опыт, который она приобрела в жизни, то, чему она научилась. Основной источник развития личности – среда (в широком смысле), а к основным элементам личности относятся рефлексы и навыки социализации. Поведенческие теории личности могут быть рассмотрены с точки зрения двух направлений. К первому можно отнести труды известных американских психологов Дж. Уотсона и Б. Скинера, изложивших одну из ключевых идей классического бихевиоризма: поведение человека подвержено воздействию внешних обстоятельств и может быть описано посредством формулы: S → R. С точки зрения сторонников второго направления (А. Бандура и Дж. Роттер), регуляция поведения человека производится не столько внешними средовыми факторами, сколько внутренними особенностями и представлениями личности (цель, ожидание, самовосприятие и т. д.).
Когнитивные теории личности
Данный подход активно разрабатывался в трудах американского психолога Дж. Келли, который полагал, что человек – словно исследователь, стремящийся понять, что же с ним происходит, а на основании этого предсказать, что произойдет в дальнейшем. Именно поэтому столь значительное влияние на поведение личности оказывают ее когнитивные и интеллектуальные процессы. Дж. Келли утверждал, что мир воспринимается и интерпретируется человеком с помощью конкретных моделей, которые ученый предлагал называть конструктами. При таком рассмотрении личность является сложно организованной системой важнейших конструктов, в которых отражены ощущения личности и ее интерпретация предшествующего опыта. Поэтому такие взаимоотношения, как дружба и любовь, возможны лишь между людьми, имеющими схожие конструкты.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ
В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др.
С точки зрения биологического подхода, развитие личности представляет собой развертывание генетической программы.
С точки зрения социологического подхода, личность представляет собой продукт культурно-исторического развития.
С точки зрения индивидуалъно-психологического подхода, на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д.
Социально-психологический подход
к пониманию личности
объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.
Структура личности
(по
К.К. Платонову)
состоит из четырех подструктур:
1) Подструктура направленности и отношений личности, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение.
Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
2) Индивидуальный социальный опыт личности, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки.
Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
3) Индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей,
зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
4) Биологически обусловленная подструктура, в которую входят типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические.
По мнению Платонова, подструктуры эти различаются по ому весу» социального и биологического содержаний, по выбору этих подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной. Общая психология концентрирует свое внимание на трех подструктурах: биологической
(пол, темперамент),
психологической
(память, эмоции, мышления),
социалъного опыта
(знания, навыки, умения, привычки) долю социальной психологии остается четвертая под названием
направленности
(убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы).
Сухов и А.А. Деркач отмечают, что социалъно-психологическая структура личности
включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира); «Я»-характеристики» («Я»-конпепцию». », самоотношение, самооценку); локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, эмоции и чувства личности, рассмотрим некоторые из этих характеристик.
Психодинамические теории личности
Исходные положения психодинамической теории личности были представлены З. Фрейдом в рамках разработанной им теории «классического психоанализа». С точки зрения З. Фрейда, ключевым движущим фактором развития личности выступают врожденные инстинкты, которые можно группировать в две основные группы: инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Не менее значимыми для становления личности исследователь считал и сексуальные инстинкты, энергия которых была названа им «либидо». Позднее термин «либидо» стал употребляться Фрейдом для описания энергии всех жизненных инстинктов. З. Фрейдом также были предложены три основные структуры личности, включающие:
- Id (Оно) – источник побудительной энергии, необходимой для обеспечения жизненной активности личности; изначально данная энергия реализуется в сексуальных и агрессивных влечениях, составляющих основополагающую часть Id; ключевой принцип функционирования Id – принцип удовольствия;
- Ego (Я) – подструктура личности, которая ответственна за принятие решений;
- Superego (Сверх-Я) – система ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе, с одной стороны, и система наказаний за нарушение данных правил – с другой.
В соответствии с данной системой личность функционирует следующим образом: Ego, учитывая принцип реальности, пытается удовлетворить потребности Id, скоординировав их с требованиями Superego. Ego, Id и Superego пребывают в непрерывной борьбе, конфликты между ними способны приводить к психическим и соматическим заболеваниям.
Однако психодинамическое направление не ограничивается лишь концепцией З. Фрейда. Важным этапом для разработки теории личности стало появление новых сторонников психоаналитического движения, которые критиковали Фрейда и предложили собственные концепции. К этим исследователям относятся А. Адлер и К. Г. Юнг.
По мнению А. Адлера, особое значение имеют целостность, креативность и самоопределяющаяся сущность личности, а движущая сила ее развития – это стремление к превосходству (которое, например, может быть продиктовано компенсацией чувства неполноценности, вызванного событиями детства). Каждый человек обладает особым, лишь ему свойственным стилем жизни, с опорой на который он стремится к достижению поставленных целей. Для понимания человека требуется желание понять его стиль жизни. В концепции Адлера человек предстает не только как нечто цельное само по себе, но и в качестве части гораздо большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, – принадлежность к которой согласуется с его социальными интересами.
Особую роль в психологии сыграла концепция К. Г. Юнга.
Психологическая структура личности по Фрейду
Структуру личности рассматривал еще основатель психоанализа Фрейд. Он включал в ее состав три компонента:
- Оно,
- Эго,
- Супер Эго.
«Оно» Фрейд считал самой старой (бессознательной) субстанцией. Она несет энергию индивида, отвечая за его инстинкты, желания и либидо. Данный аспект характеризуется примитивностью и действует в соответствии с принципами биологического влечения и удовольствия.
«Эго» представляет собой сознание, которое контролирует «Оно». Эго способно удовлетворять его желания лишь после анализа обстоятельств и условий. Это происходит таким образом, что данные желания высвобождаются и не противоречат правилам общества.
«Супер Эго» по Фрейду становится вместилищем морально-этических принципов, правил и табу. Ими человек руководствуется в своем поведении. Они формируются в детском возрасте (с 3 до 5 лет). В этом случае родители наиболее активно занимаются воспитанием и закрепляют определенные правила в рамках идеологической направленности ребенка.