Теории личности в психологии, как основа дальнейшего развития науки


Теории личности – это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.

Теории личности в психологии

Считается, что человеческий индивид изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.

Понятие «индивид» содержит родовую принадлежность человека. Младенца и взрослого человека, мудреца и олигофрена, аборигена, живущего в племени далеком от цивилизации, и высокообразованного жителя развитой страны можно считать индивидом. Другими словами, охарактеризовав человека индивидом – означает ничего конкретного о нем не сказать. Появляясь в этом мире в качестве индивида, человек приобретает специфическое социальное качество и становится личностью.

Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.

Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:

— психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);

— диспозициональная теория личности или теория черт, поскольку ее приверженцы были убеждены, что человеческие субъекты обладают некими диспозициями (предрасположенностями, чертами) к определенному поведенческому реагированию на различные «раздражители», проще говоря, последователи этого направления предполагали, что индивиды устойчивы в собственных мыслях, постоянны в действиях и чувствах не зависимо от событий, обстоятельств, жизненного опыта;

— феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к самореализации и характеризуется позитивной природой);

когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);

— теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.

Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.

Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.

Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.

Аналитическая теория личности, в свой черед, сформулированная Юнгом, базируется на убеждении, что врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности. Индивид в наследство от родителей получает готовые первичные идеи, которые Юнг называл «архетипами».

В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

Теории личности в отечественной психологии можно объединить общей главной задачей, которая заключалась в исследовании зависимости составных элементов сознания от характеристик раздражителей, вызывающих их. Позднее эта двухсоставная схема нашла свое отображение в формуле «стимул равняется реакции» (S-R), которую нельзя считать целиком верной, поскольку она исключает содержательный процесс, осуществляющий реальные связи индивида с предметной средой. Концепции научения не принимают во внимание ничего, что попадает под определение сознание, чувствование, воображение и воля. Процессы, реализовывающие жизнь субъектов в окружающей действительности, его социальное существование во всем разнообразии форм, являются деятельностью.

Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.

Концепция, предложенная отечественным психологом Л. Божович, охватывает период личностного формирования с раннего детства до юношеского этапа. Для описания личности Божович использует понятия, которые характеризуют внутренние черты и особенности индивидов. Она считала, что личностью становится человек, который достиг определенного уровня развития психических процессов, который обладает способностью воспринимать и переживать собственную «персону» как неделимое целое, отличное от окружающих людей и проявляющееся в понятии «Я». Другими словами, на таком уровне сформированности психических процессов человек способен воздействовать осознанно на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять самого себя.

Божович, основываясь на дефиниции «социальная ситуация формирования» и принципе «ведущей деятельности», ранее введенных Л. Выготским, показала, каким образом в непростой динамике взаимодействия межличностного общения и деятельности ребенка на разных этапах его жизни вырабатывается определенный взгляд на окружающую действительность, который именуется внутренней позицией. Такая позиция считалась сторонниками этого подхода одной из самых значимых характеристик личности, предпосылкой ее развития.

Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.

Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.

В отличие от концепции бихевиоризма, деятельностная теория личности механизмом научения субъекта считала не рефлекс, а процесс интериоризации, благодаря которому вырабатываются личностные свойства.

Послесловие

Рассмотренные концепции в чем-то схожи, но в чем-то абсолютно разные. В частности, нет однозначного ответа о том, что в итоге первично: человек или общество, природа или среда.

Но если ориентироваться на отечественные концепции, то можно отметить, что личностью человек становится под влиянием социума, через отношения и усвоение культурного опыта.

Подробнее о том, что такое личность, можно прочитать в статьях «Понятие личности в психологии: сущность и структура» и «Направленность личности – что это в психологии».

Основные теории личности

На протяжении двадцатого столетия в практике мировой психологической науки сложилось три стержневых направления, в дальнейшем в рамках которых были сформированы наиболее значительные современные теории личности.

Основные теории личности в психологии кратко представлены ниже. К ним принято относить гуманистическую концепцию, психоаналитическое направление и топологическую психологию.

Гуманистическое направление, при поверхностном рассмотрении, кажется противоположным психоаналитической теории, однако наличие одинаковых характеристик их объединяет.

В отличие от подхода, основанного психоаналитическом ученье, который обращается к пережитым впечатлениям ребенка, вытесненным в бессознательное, для нахождения источника активности, гуманистическая теория личности главным фактором личностной активности считает устремленность к будущему, самоактуализации и максимальной самореализации.

Сторонники гуманистического направления считали природу человека по сути ее хорошей либо нейтральной. Субъект свободен в выборе решений, следовательно, он ответственен за них. Человек является существом обладающим активностью, ориентированным на далекие цели, способным двигаться к ним. Под главной движущей силой личностного функционирования последователи этого подхода рассматривали стремление к самоактуализации либо потребность индивида реализовать собственный врожденный потенциал.

Важной особенностью гуманистического направления являются холистический и феноменологический подходы.

Первый подход основывается на постулате, что человеческий индивид – это интегрированное целое, которое не сводится к отдельным структурам его личности. Основой второго направления выступает психологическая реальность, другими словами, субъективный опыт, согласно которому интерпретируется действительность.

В личностном формировании, согласно рассматриваемой концепции, важным является отношение к индивиду значимого для него окружения, прежде всего родителей. Формирующаяся Я-концепция малыша соответствует всем врожденным возможным потенциалам исключительно в условиях получения от значимых взрослых полного принятия и уважения, то есть безусловного позитивного внимания. Тот либо иной личностный тип обусловлен «качеством» позитивного внимания, получаемого человеком на протяжении жизни.

Согласно гуманистической концепции Роджерса, существует два противолежащих личностных типа: «неприспособленная личность» и «полноценно функционирующая личность».

Гуманистическая теория личности кратко рассматривает индивида изначально хорошим, обладающим врожденными духовными качествами и потребностями (например, к самосовершенствованию, саморазвитию, познанию мира, постижению смысла собственного бытия, добра). При этом, такие потребности временно могут быть заблокированы вследствие неблагоприятных жизненных обстоятельств или условий и не проявляться в поведенческих поступках человека.

А. Маслоу разработал и предложил иерархию потребностей, которая состоит из последовательно стоящих ступеней. На первой ступени размещаются наинизшие потребности (физиологические), другими словами то, что управляется органами тела (например, дыхание, еда, половое влечение). Следующая ступень – это стремление к здоровью, материальной обеспеченности (потребность в надежности). На третьей ступени расположена потребность в коммуникативном взаимодействии, понимании людьми, ласке (социальные потребности). На следующей ступени Маслоу разместил потребность в осознании личного достоинства, уважении, престиже, социальной успешности. Пятая ступень – это саморазвитие, то есть потребность в самореализации и самоактуализации, в понимании собственного предназначения в мире.

Маслоу определил принципы мотивации человека:

— мотивы характеризуются иерархической структурой;

— мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;

— пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;

— как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.

Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.

К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.

З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.

Согласно воззрениям Фрейда активность индивида характеризуется зависимостью от инстинктивных (подсознательных побуждений), к которым относится, в первый черед, инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом в социуме инстинкты обнаружить себя также свободно, как в мире животных, не могут, поскольку общество накладывает на индивида массу ограничений, подвергает его влечения жесткой «цензуре», что принуждает личность подавлять или тормозить их.

Таким образом, инстинктивные влечения оказываются вытесненными из осознанной жизни индивида, поскольку считаются недопустимыми, позорными, компрометирующими. Вследствие такого вытеснения они переходят в область бессознательного, другими словами, как бы «уходят в подполье». При этом они не исчезают, а сберегают свою активность, что позволяет им исподволь, из области бессознательного, управлять поведением субъекта, сублимируясь (трансформируясь) в различные вариации культуры человечества и продукты деятельности людей.

В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.

Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.

Топологическая психология основана на принятом в математической науке термине «поле». Она объясняет личностное поведение тем, что разнообразные точки и зоны жизненного пространства, то есть поля, в которых пребывает, существует субъект, становятся мотивами его поведенческого реагирования вследствие того, что он ощущает потребность в них. При исчезновении потребности в них значение объекта утрачивается. Сторонником данной концепции был К.Левин. Он не видел в потребности предопределенности биологического характера, в отличие от приверженцев психоанализа. Мотивация обусловлена не врожденными свойствами индивида, а его взаимосогласованными действиями с полем, которое характеризуется наличием нескольких объектов по-разному притягательных.

Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.

Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.

Берн разработал теорию трансакционного анализа, где трансакция являет собой единицу общения, состоящую из побудителя и реакции. Люди, пребывая в одной общности, неминуемо заговорят между собой либо иными действиями обнаружат собственную осведомленность о присутствии вокруг других индивидов. Подобное явление Берн назвал трансакционным стимулом. Субъект, на которого направлен трансакционный стимул, что-то произнесет или сделает в ответ. Такое явление он именовал трансакционной реакцией.

Берн утверждал, что трансакции проистекают в определенной последовательности друг одна за другой. Такая последовательность случайной не является. Она планируется социумом, ситуацией либо особенностями личности.

Платонов разработал теорию динамической функциональной личностной структуры и выделил четыре иерархические субструктуры личности. Основными личностными субструктурами он считал: личностную направленность, опыт, особенности процессов психики и биопсихические свойства. Каждая из перечисленных субструктур, в свой черед, объединяет в себе ряд компонентов, которые Платонов назвал «подструктурами субструктур».

Личностная направленность включает в себя установки, мировоззрение, идеалы, устремления, интересы и желания. Опыт состоит из привычек, навыков, умений и знаний. Особенности психических процессов объединяют в себе ощущения, восприятия, мыслительную деятельность, эмоциональную сферу, память, волю и внимание. Биопсихические свойства состоят из темперамента, половых и ряда возрастных особен­ностей. Кроме того, на все субструктуры личности накладывают отпечаток характер субъекта и способности.

Так о чем говорил Гиппократ?

Согласно учениям Гиппократа, темперамент – это определенное поведение человека, которое связано с преобладанием в его организме конкретной жидкости. Он считал, что наличие слизи (лимфы) в большом количестве определяет степень уравновешенности личности, т.е. чем больше лимфы, тем спокойнее человек.

Высокая концентрация желтой желчи делает человека импульсивным, черной желчи – грустным и меланхоличным, а крови – энергичным. Исходя из этих данных, Гиппократ выделил четыре типа темперамента, которые объясняют поведение человека:

  1. Сангвинистический темперамент: тот, кто обладает этим типом темперамента, отличается активностью и уравновешенностью. Это увлекающая личность, которая охотно принимает участие в различных событиях. Ей свойственны быстрая смена эмоций, яркая мимика и пантомимика, выразительный смех. Сангвиники обладают высоким порогом чувствительности, поэтому не реагируют на отвлекающие факторы (звук, свет). Люди такого типа темперамента отличаются работоспособностью и энергичностью, они легко приспосабливаются к новым условиям благодаря своей гибкости и быстро переключают внимание с одного дела на другое. Также они отличаются быстротой реакции, которая выражается в движениях, речи, и любят яркие впечатления. Это типичные экстраверты. Доминирующая жидкость – кровь.
  2. Холерический темперамент: холерики обладают высокой реактивностью, из-за чего часто бывают вспыльчивы, импульсивны, несдержанны. В отличие от сангвиника такие личности менее гибкие, поэтому стремятся быть стабильными во всем и с трудом переключают свое внимание. Доминирующая жидкость – желчь.
  3. Флегматический темперамент: люди такого типа темперамента отличаются активностью и уравновешенностью. Мало, что может вывести их из себя и заставить выразить свои переживания. Они неэмоциональны, рассмешить или заставить заплакать их будет очень трудно. У флегматиков мимика и жесты однообразны и практически ничего не выражают. Они с трудом адаптируются к новым обстоятельствам и переключают свое внимание. Такие люди живут «внутри себя», им трудно заводить знакомства, не любят быть в центре внимания, флегматики – интроверты. Доминирующая жидкость – слизь.
  4. Меланхолический темперамент: меланхолики отличаются малой реактивностью и высокой чувствительностью. Таких людей легко обидеть, они могут расплакаться даже по незначительному поводу. У них маловыразительная мимика, тихий голос, медленные движения. Меланхолики быстро утомляются. Такие люди неуверенны в себе, им крайне трудно адаптироваться в новой обстановке, хотя в привычных кругах могут быть очень общительными и тактичными. Как правило, это интроверты. Доминирующая жидкость – черная желчь [Ю. Александровский, 2021].

Наверняка, читая описания каждого типа темперамента, вы находили что-то схожее со своим характером. Встретить, например, сангвиника иди холерика в чистом виде практически невозможно, т.к. каждая личность – сочетание всех четырех типов темперамента.

При этом есть всегда один доминирующий тип, а все остальные дополняют его. Если в человеке присутствуют все четыре типа темперамента примерно в одинаковой пропорции, такую личность называют тетравертом. Для наиболее точного определения типа темперамента достаточно пройти личностный опросник Ганса Айзенка или Павловский опросник темперамента («Опросник Стреляу»).

Теория личности Фрейда

Вторая половина 19 столетия знаменовала себя выделением психологии в отдельную отрасль науки, главной задачей которой стало выявление основных структур психики человека посредством методов интроспекции в условиях лабораторий.

Поэтому возникновение радикально нового подхода к исследованию человеческих индивидов породило ошеломляющий эффект. Сформулированная молодым психиатром из Вены З.Фрейдом концепция личности представила человеческого субъекта не в качестве разумного существа, осознающего собственное поведение, а в качестве создания, находящегося в извечной конфронтации, истоки которой лежат в бессознательном.

Теория личности Фрейда основывается на воззрении, что человеческий субъект всегда пребывает в состоянии конфронтации с социумом, поскольку этот социум загоняет его в рамки, в которых он не может реализовать все собственные влечения и желания.

Фрейд считал, что процесс становления психики обусловлен необходимостью приспособления к окружающей среде, которая по преимуществу враждебна. Движущими силами формирования психики он считал врожденные влечения и бессознательные стремления.

Психоаналитическую теорию Фрейд базировал на постулате, что фундаментом развития психики являются эмоции и мотивационная сфера индивида, а когнитивное развитие – это следствие мотивационного, тогда как другие школы базировались на убеждении, что формирование психики обусловлено развитием интеллектуальной сферы.

Фрейд утверждал, что человеческая психика объединяет в себе три уровня, а именно: слой сознательного, слой предсознательного и уровень бессознательного. Именно в них, как он предполагал, и расположены ключевые структуры личности. Содержание бессознательного слоя, при этом не доступно пониманию, а содержимое предсознательного уровня может быть постигнуто человеком, однако это требует значительных усилий.

Фрейд выделил три элемента в личностной структуре: Ид, Эго, Супер-Эго. Составной элемент Ид размещен в бессознательном слое. Он фактически является движущей основой развития психики, поскольку в нем локализованы врожденные бессознательные склонности, которые стремятся к разрядке, удовлетворению, и подобным образом обуславливают деятельность субъекта. Фрейд различал две самые существенные врожденные неосознаваемые склонности – инстинкт жизни и смерти, пребывающие между собой во враждебных отношениях, формируя базис для основательной, биологической внутренней конфронтации. Неосознанность такой конфронтации связана с борьбой между стремлениями, которая проистекает на бессознательном уровне. Кроме того, поведение человека обусловлено одновременным воздействием обоих этих инстинктов.

Составной элемент Эго, Фрейда также рассматривал в качестве врожденной структуры. Располагается он одновременно и на сознательном уровне и в предсознании. Содержание Ид расширяется в процессе жизнедеятельности ребенка, тогда как содержимое Эго, наоборот, сужается, поскольку младенец рождается уже с наличием так называемого «океанического чувства Я», которое содержит в себе весь окружающий мир.

Структура Супер-Эго не является врожденной, поскольку формируется на протяжении жизни малыша. Механизмом ее образования является идентификация с близкими лицами своего пола, качества и черты которого становятся содержимым Супер-Эго.

Фрейд акцентировал, что между описанными тремя составными элементами личности существует шаткое равновесие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]