Многие родители считают, что их ребенок – еще маленькая, но личность! Вот малыш машет кулачками, требуя соску… «Проявляет характер» – умиляется мама.
Впервые разрисовал обои… «Это процесс самовыражения личности» – с апломбом восклицает папа.
На самом деле, личностью ребенок не рождается, этот нелегкий путь ему предстоит пройти с вашей помощью.
Что нужно знать о личности каждому родителю? Какие существуют этапы развития личности и с чем вам придется столкнуться? Об этом далее.
Психологическая сущность личности
Слово «личность», как и многие другие психологические термины, используется в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому, чтобы ответить на вопрос: «Что такое личность?», сначала необходимо различить понятия «личность», «личность», «индивидуальность», «индивидуум».
С одной стороны, человек — биологическое существо, животное, наделенное сознанием, которое имеет язык и способность работать; с другой стороны, человек — социальное существо, он должен общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность — это один и тот же человек, но рассматривается только как социальное существо. Говоря о личности, мы отклоняемся от ее биологически естественной стороны. Не каждый является личностью. Это, вероятно, не без причины, что вы слышите «реальная личность!» от одного и «нет, это не личность» от другого.
Индивидуальность — это личность конкретного человека как уникальное сочетание своеобразных психических характеристик. Человек является единым представителем человеческой расы, конкретным носителем всех социальных и психологических характеристик человечества: ума, воли, потребностей и т.д. В данном случае термин «индивидуум» используется в значении «конкретный человек». Такой способ постановки вопроса не учитывает влияние различных биологических факторов (возраст, пол, темперамент) и различия в социальных условиях, в которых живет человек. В этом случае индивид считается отправной точкой для формирования личности из исходного состояния на- и фейлогенез человека, личность является результатом развития индивида, наиболее полным воплощением всех человеческих качеств.
Некоторые ученые считают, что человеческая психика биологически определена, что все аспекты личности являются врожденными. Например, характер, способности наследуются, такие как цвет глаз и волос.
Другие ученые считают, что каждый находится в отношениях с другими. Эти социальные отношения формируют человеческую личность, то есть человек учится правилам поведения, обычаям и нравственным нормам, принятым в этом обществе.
Можно ли игнорировать и пренебрегать биологической природой человека? Нет, его биологическую, природную природу нельзя игнорировать. Конечно, для духовного развития человека абсолютно необходимы соответствующие природные, биологические характеристики. Мозг и нервная система человека необходимы для формирования на этой основе психических характеристик человека.
Социализация и общение
Сформировать человека как личность помогают общение и социализация. Мы социальные существа. Провинившихся заключенных в тюрьмах отправляют в одиночную камеру, где отсутствие социализации способно сводить с ума. Поэтому роль общения в формировании личности играет настолько важную роль.
Первая социализация начинается при контакте с родителями и близкими родственниками. Затем круг общения расширяется до воспитателей в детском саду, других детей, случайных людей. Общаясь, индивидуум начинает формировать чувства, перенимать манеры поведения, находить собственный «голос» в разговорах. Роль общества в процессе формирования мотивов, взглядов и мировоззрения в целом играет огромную роль. Даже уверенно саморазвиваясь, невозможно отделаться от влияния социальных контактов на точку зрения.
Факторы социализации и формирования личности идут рука об руку и в том, что касается психического состояния человека. Если исключить общение, то происходить следующее:
- интеллект слабее развивается;
- замедляется развитие навыка речи;
- снижение эмпатии, чувства не развиваются;
- могут появляться симптомы депрессии, шизофрении, других психических заболеваний.
Факторы формирования личности
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и, более того, только с определенного этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного ребенка». Вообще-то, все уже личность… Но еще не личность! Человек становится личностью, он не рождается как таковой. Мы не говорим серьезно о личности даже у двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из своего социального окружения.
Личность не только существует, но и впервые рождается как «узел», завязанный в сети взаимосвязанности. Действительно существует не личность в теле человека, а его односторонняя проекция на экран биологии, осуществленная через динамику нейронных процессов. Процесс развития происходит как совершенство человека, биологического существа. В первую очередь, биологическое развитие, как и развитие в целом, обусловлено фактором наследственности.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только родителей, но и их далеких предков, т.е. имеет свой собственный богатый наследственный фонд, уникальный для него, или свою кредитно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные особенности. Эта программа реализуется естественно и гармонично, если, с одной стороны, биологические процессы основываются на достаточно качественных наследственных факторах, а, с другой стороны, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного принципа.
Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности
Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».
Определение понятия личности
Феномен личности не имеет единой трактовки, определение понятия личности зависит от авторского взгляда на процесс ее развития и становления.
По мнению некоторых авторов, процесс формирования и развития личности основан на врожденных способностях, роль социальной среды вторична. Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения, уверены, что основным источником развития личности является социальная среда, а врожденные качества играют второстепенную роль.
Помимо этих крайних точек зрения, существует теория о взаимосвязи между биологическим и социальным происхождением в процессе личностного развития индивида.
Вывод
Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, — используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.
Тематика: Личностный рост
Факторы развития личности
Для более полного определения и анализа процесса развития личности необходимо определить основные факторы, которые в той или иной степени влияют на него.
Эти факторы можно разделить на следующие типы:
- Биологическая наследственность человека;
- Физическая среда;
- Особенности социально-культурной жизни человека, его социального окружения;
- Опыт групповых отношений;
- Уникальный, индивидуальный опыт человека.
Основой процесса социализации индивида является групповой опыт взаимодействия конкретного индивида. На основе этого опыта формируется образ «я», который зависит от того, как другие оценивают этого человека. Для успешного восприятия человек пробует себя в роли других и оценивает собственное поведение и внутренний мир своими глазами. Таким образом, процесс социализации индивидуален для каждого человека, чей опыт уникален и неповторим.
Среда обитания
Конечно, среда обитания и общение с людьми во многом определяют личность, ребёнок впитывает культуру, нормы и правила поведения, принятые в определённом обществе. И люди разных национальностей и культур могут кардинально отличаться. Таким образом, приходим к выводу, что всё тесно взаимосвязано.
Естественно, большое влияние на человека оказывает семья, друзья, детский сад и школа. Ребёнка приучают к определённым нормам и правилам поведения, закладывают основы для формирования моральных устоев. Под влиянием окружающих людей дети усваивают ролевые игры, манеры поведения, впитывают и узнают огромное количество знаний благодаря школьной программе.
Сторонники теории «среды» считают, что человек, как чистый лист, приходит в этот мир, а родители и среда обитания пишут и создают личность. Однако, часто слышим замечания, что даже в одной семье, при равных условиях, дети совершенно разные? А значит, природное начало также имеет большое влияние на развитие личности.
Итак, есть два базовых условия — внешняя среда и наследственность. Возникает вопрос, может ли человек самостоятельно влиять на своё развитие или всё зависит от внешних факторов?
Процесс развития личности
Для глубокого и полного познания себя и своих индивидуальных качеств необходимо быть целенаправленным в процессе личностного развития. Для этого существует множество видов и способов активизации этого процесса: умственное развитие, физическое развитие, духовное и психическое развитие. Сочетание вышеуказанных типов развития характерно для гармоничного развития личности.
В процессе роста и развития личности, стремление к процессу, постоянное самосовершенствование и поиск оптимальных путей и решений, индивидуально и тщательно подобранные для каждой личности и ситуации, играют важную роль. Глубокие и значимые вопросы в процессе развития личности:
- Для чего нужен процесс развития?
- На что следует обратить особое внимание в процессе преобразований?
- Какие условия будут оптимальными для процесса развития?
Противоречия и прогресс
Противоречивость личности — это свойство о, котором говорил Фрейд и другие психологи. Человек устроен довольно интересным образом и находится постоянно во взаимодействии с окружающим миром. При этом, каждый день принимает решения и делает жизненный выбор, бывает, что идёт в разрез с ближайшим окружением в своих суждениях, вступает в конфронтацию.
Можно вспомнить и ситуации, когда у нас возникает внутренний конфликт и борьба различных частей личности — взрослый, ребёнок, учитель. А может, это конфликт добра и зла, сложно сказать, главное, что в этих моментах рождается истина, важно найти себя и сформировать нужные качества.
Стремление к прогрессу — естественно, что все желают достичь успехов в жизни, в ходе преодоления жизненных преград, на пути к цели закаляется характер и формируются волевые качества личности. Все жизненные ситуации — это уроки, которые мы проходим, а как награду получаем новое «Я», с новыми ещё лучшими качествами.
Саморазвитие
Саморазвитие личности — мы постоянно совершенствуем себя, производя работу над своим внутренним миром, подчиняя своей воле психические процессы и эмоции, улучшая черты характера. Подобную работу можно производить, как самостоятельно, так и путём прохождения специальных тренингов. Каждый человек определяет для себя, каким образом ему легче развиваться. Главное — желание достигать новые результаты, работать над формированием своей личности постоянно, заниматься поиском необходимой информации и знаний.
Развитие может выступать и в качестве защитной функции. Человек постоянно развивается, как физически, так и духовно, это необходимо для выживания в нашем мире. Для успешной жизни нужны определённые качества, как иммунитет для борьбы с заболеваниями, так и сила воли нужна для достижения результатов, а терпение — важное оружие для покорения вершин. Естественно, для полноценной жизни необходимы: крепкое здоровье, высокие интеллектуальные и духовные качества, которые вырабатываем в процессе жизни, вольно или невольно, под влиянием жизненных обстоятельств.
Таким образом, мы рассмотрели закономерности развития личности, и теперь лучше представляем причинно-следственные связи. Конечно, на наше развитие оказывают влияние многие факторы, условия развития личности человека, и всё же радует, и собственными усилиями можем корректировать свою жизнь и развитие.
Тематика: Личностный рост
Видео
Кофе капсульный Nescafe Dolce Gusto Капучино, 3 упаковки по 16 капсул
1305 ₽ Подробнее
Кофе в капсулах Nescafe Dolce Gusto Cappuccino, 8 порций (16 капсул)
435 ₽ Подробнее
Ноутбуки Asus Vivobook S15
Генетика и биология
Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.
Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:
- Биохимические особенности: психические заболевания, вещественный обмен.
- Наследственные заболевания.
- Образ жизни, который вели родители во время вынашивания ребенка: даже стрессы матери могут оказать воздействие на биохимическое и физическое развитие плода.
- Анатомические особенности.
Генетика и биология — база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.
Воспитание
Основой формирования всей личности становится воспитание в детстве. В дальнейшем человек начинает заниматься самовоспитанием и саморазвитием, но начинается все с детства. Воспитанием занимаются родители, другие старшие родственники. Товарищи, в особенности старшие, дополняют картину воспитания. Свой вклад вносят воспитатели в детском саду, учителя в школе, инструктора в секциях и кружках.
Личность — пазл, складывающийся из различных кусочков. Даже самый детальный психоанализ в перспективе не сможет определить, какое обстоятельство повлияло на ту или иную черту характера взрослого члена общества. Воспитание в детстве дает схему поведения, толчок к дальнейшему саморазвитию (или деградации, в зависимости от окружения и иных факторов). То, как родители влияют на формирование личности, во многом определяет будущий характер, стремления, психологические травмы, другие обстоятельства.
Дети, стремящиеся во всем походить на старших, могут копировать у взрослых для формирования своего «я»:
- манеру поведения;
- гендерные роли;
- тип мышления;
- разные качества родителей.
Это копирование в перспективе превращается в установки. Положительные стоит сохранять. С отрицательными — бороться самостоятельно или при участии психолога.