Жизнь прожить – не поле перейти. В юном возрасте кажется, что все двери открыты и надо лишь приложить усилия. В зрелости зачастую приходит понимание, что многое могло бы сложиться иначе, открытые двери были иллюзорны, а усилия направлены не в ту сторону. Причины такой ситуации – ошибки в развитие личности. Они являются следствием стечения ряда обстоятельств. Рассмотрим, какие факторы влияют на развитие личности, какие этапы проходит человек в процессе своей жизни и с какими результатами он выходит из возрастных кризисов.
Психология личностного роста через мотивацию
“Психология личностного роста” и “психология развития личности” понятия схожие между собой, но не много они да отличаются. Многие специалисты не раз заводили дискуссии на тему родства данных разделов психологии, и только сейчас доказано их сходство. Дело в том, что сама по себе психология развития личности плечом к плечу идёт с психологией личностного роста, они полностью взаимосвязаны и не могут быть друг без друга. Именно о них мы сегодня и расскажем нашим читателям.
Личность – понятие высокое, обозначающее полностью сформировавшегося и социализированного человека в современном мире, и обладающего необходимыми для жизни в обществе психологическими характеристиками.
Начнём с того, что “личностный рост” – понятие, пришедшее к нам из разделов науки о психологии. Если же разложить сам термин “психология”, мы увидим, что состоит он из двух древнегреческих слов: “учение” и “душа”, тем самым показывая нам, что изучение души человека достойно отдельной ниши в научном мире.
Если же вернуться к психологии личностного роста, то она уже изучает более углубленно понятия о законах развития личности и само видение изначальной человеческой природы в позитивном ключе. Данный раздел психология помогает развить внутренний потенциал человека, дать ему толчок на путь саморазвития.
Путь в психологии развития личности
Природа человека и путь к личностному самовоспитанию
Природа человека имеет свою классификацию в психологии:
- Безусловно позитивная;
- Условно позитивная;
- Нейтральная;
- Повреждённая.
Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.
Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.
Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.
Истоки психологии личностного роста
Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.
Психология личностного роста в современном мире
Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.
В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.
Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста. В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”. По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.
Точка зрения психологов
Основным инструментом, действие которого направлено на развитие моральных, нравственных и других качеств личности, в психологии принято считать саморазвитие. Это непрерывающийся процесс, в ходе которого индивидуум повышает собственный потенциал, изначально заложенный в нем природой.
Под потенциалом традиционно понимают некий набор личностных качеств и ценностей субъекта, дающих толчок к развитию целеустремленности и получению правильной мотивации, позволяющих принимать решения или осуществлять действия по своему усмотрению.
Природа человека, наполнение его сущности, согласно психологии, имеет четкую классификацию. Путь развития личности будет напрямую зависеть от этого:
- Безусловно, позитивная природа нуждается в психологической помощи в момент актуализации процесса;
- условно позитивная сущность воспитывается психологом, исходя из экзистенциального подхода к выбору пути;
- нейтральная природа нуждается в формировании и коррекции личностных качеств психологом;
- поврежденная природа сущности требует наиболее серьезной работы. Специалист должен исправить и компенсировать ее.
В некотором смысле, личностный рост – это победа над индивидуальными качествами, обозначенными самим человеком или его наставником, как слабость характера. К таковым можно отнести различные комплексы, нерешительность, страхи и фобии, то есть, все то, что не дает человеку двигаться в сторону формирования своего идеального «Я».
Психология называет личностным ростом такое развитие личности человека, которое стало возможным благодаря его собственным усилиям. Это эмоциональный труд, требующий непрерывной работы над собой.
Собственные усилия человека оказывают большое влияние на развитие его личности. Но успешное саморазвитие возможно только при создании вокруг индивидуума определенной обстановки: атмосфера должна быть доброжелательной. Негативно сказываются на мотивации и целеустремленности человека многие внешние факторы, в том числе, излишняя критика и отрицательная оценка окружающих.
Личностное развитие в психологии
Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него.
Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне. Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути. На личностное развитие в психологии человека это может повлиять и, благодаря, его непрерывному взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.
В какой-то степени, психика человека похожа на губку. Она впитывает в себя всё происходящее вокруг, что отражается и на личностном саморазвитии человека и его становлении. Именно поэтому, в некоторых случаях даже уже сформировавшаяся личность нуждается в своей коррекции профессиональным психоаналитиком. Фото 4 – итог личностного развития в психологии – полная гармония с собой.
Узнаем, что влияет на развитие ребенка
Несомненно, главенствующую роль в процессе формирования личности чада играют родители, но не стоит пренебрегать влиянием со стороны. Итак, это:
- Биологический фактор – наследственность. Чадо может унаследовать родительский темперамент, повадки, таланты и, к сожалению, болезни.
- Социальный. Это окружение, в котором живет ребенок. Не только семья, школа, друзья, это и СМИ. Он смотрит новости по телевизору, читает газеты и журналы, которые может найти дома. В раннем возрасте он не способен фильтровать информацию и все воспринимает на веру. Поэтому оградить чадо от негативного контента очень трудно, лучше старайтесь объяснять, что это плохо и не нужно ему.
- И экологический. Климатические условия влияют как на физиологическое, так и личностное развитие ребенка.
Важно уметь распознать отклонения в развитии. Это, к примеру, может проявляться в тревожности ребенка
Взволнованность и испуг должны насторожить родителей.
Механизмы развития личности в психологии
Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.
Если смотреть более углублённо, то присвоение – это создание и формирование личности через общение человека с окружающим миром, в прямом смысле слова – навязывание ему мировых устоев и порядков. Обособление же выступает в роли отстаивания своей первоначальной природной сущности. А идентификация является обратным процессом – соотношение, а порой даже копирование человеком окружающих или же своих кумиров.
Присвоение
Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.
Обособление
Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”. В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных. В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.
Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое). К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).
Идентификация
Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес. То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях. Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.
Современные теории
На сегодняшний день существует несколько теорий, раскрывающих понятие «личностный рост». Каждое из этих учений рассматривает не только то, как человек движется по пути формирования идеального «Я». Внимание уделяется и факторам, которые оказывают влияние на эффективность саморазвития, а также различным предпосылкам.
Теория, основанная на бихевиоризме, утверждает, что каждый человек имеет равные условия с рождения. Согласно этому учению, не существует врожденных талантов или какой-либо уникальности. Это индивидуальные черты, приобретаемые индивидуумом исходя из условий его жизни и окружения. Такой нейтральный подход характерен для советской психологии. В то время считалось, что у человека нет никакой сущности — он рождается нейтральным субъектом, а формирование его личности происходит благодаря влиянию общества.
Сторонники экзистенциональной теории считают, что личностный рост возможен только в процессе самопознания и саморазвития субъекта. Результатом этой работы будет достижение некой внутренней гармонии, вследствие чего меняются взгляды индивидуума на себя, свое поведения и окружающий мир в целом.
На сегодняшний день все большее количество последователей появляется у теории неизбежного или безусловного позитива. Основным постулатом этого учения является мысль о том, что с рождения каждый человек обладает неограниченным потенциалом. Но его реализация становится возможна лишь в определенных условиях.
Факторы, оказывающие влияние на личностный рост, согласно этой теории, не обязательно должны быть положительными. Позитивное развитие личности возможно при любых условиях.
Законы развития личности
Психология личностного роста – процесс довольно сложный, и несёт в себе свои закономерности и законы развития личности. Без них было бы сложно составить программы обучения для детей и подростков, чья личность только формируется. Также законы развития личности помогают квалифицированным психоаналитикам лучше понимать своих пациентов и более эффективно им помогать в процессе их становления и саморазвития.
К законам развития личности можно отнести:
- Наличие психологических изменений у индивидуума.
- Взаимосвязь между разными сферами развития и их направлениями.
- Возникновение специфических особенностей развития.
- Отличия в развитии по временным рамкам и прочим критериям (разное развитие между сверстниками).
- Формирование четких взглядов и личных убеждений.
- Развитие определённых психологических характеристик (сенситивность).
- Обработка и изучение/осознание различных сфер жизни.
- Пластичность развития личности (компенсация развития одной личностной составляющей другой).
- Противоречие между индивидуумом и окружающим его миром.
- Постоянный прогресс в личностном развитии.
Влияние социальной среды на личность
Социальная среда действует на человека посредством различных факторов и агентов. Различают следующие группы факторов социализации:
- Микрофакторы – родственники, семья, соседи, друзья;
- Мезофакторы – материальные условия, в которых проходит социализация различных групп и сообществ, характер протекания процессов на производстве и в обществе;
- Макрофакторы – государство, этнос, страна проживания, общественный строй.
Окружающие индивидуума люди — это агенты социализации. Их состав кардинально меняется на разных этапах жизни человека. У детей и у подростков – это родители, сестры, братья, другие родственники, соседи по дому, преподаватели школы. В этой среде происходят решающие для социального становления годы жизни человека.
Среди агентов среды решающая роль принадлежит семье. Именно в ней и происходит формирование потребностей личности, ее ценностей и взглядов на жизнь, круга интересов. Там происходит закладка социально значимых и нравственных качеств человека. В семье создаются условия, моральные и материальные, для развития природных задатков.
Следующие институты среды (детский сад, школа, техникум, ВУЗ) закладывают основы таких социальных новообразований, как общественная и трудовая деятельность. Желательно, чтобы эти процессы проходили под руководством авторитетного взрослого. От факторов влияния среды зависит складывающаяся у человека система ценностей.