Человек является неотъемлемой частью общества, все члены которого влияют друг на друга. Сущность социализации тесно связана с понятием личности. Важно понимать принципиальные отличия между личностью, человеком и индивидом.
Личность – это совокупность качеств и черт человека, обретенных в процессе общения и деятельности. Человек – представитель человеческого рода, вид живого организма. Индивид – конкретный член социального общества, наделённый определёнными качествами.
Культурный и социальный опыт способствует формированию личности из биологического существа. Социальный опыт подразумевает совокупность правил, норм и ценностей, а также культуру различных видов деятельности. Человек по своей природе личностью не является, так как культуру невозможно передать генетически. Превращение биологического существа в социальный субъект и личность происходит посредством социализации.
Социализация – это процесс, характеризующийся воздействием общества на человека, освоением последним норм поведения и социальных ролей. Для поддержания комфортного уровня жизни возникает необходимость подстраиваться под постоянно меняющиеся условия внешнего мира и общества. Становление человека как социального существа происходит на протяжении всей жизни. Социализация взрослого человека и ребёнка отличаются друг от друга. Взрослый человек социализируется с целью приобретения новых навыков взаимодействия, в то время как социализация ребёнка подразумевает процесс создания мотивации поведения. Следовательно, выделяют два типа социализации: первичная (овладение системой норм и ценностей ребёнком) и вторичная (усвоение правил взрослым человеком).
Факторы социализации
По масштабности факторы делят (А.В. Мудрик) на:
- мегафакторы;
- макрофакторы;
- мезофакторы;
- микрофакторы.
Мегафакторы
Это глобальные факторы, влияющие на любого человека: космос, Земля, человечество.
Космос рассматривается как некое пространственно упорядоченное строение Вселенной, включающее в себя всё пространство и все материальные объекты и формы энергии в нем. Человек является частью Вселенной. Человечество уже вышло за пределы планеты Земля, и, пусть и делает только первые шаги, но имеет перспективу стать преобразующей силой в масштабах Солнечной системы, Галактики и Вселенной в целом. В этой связи, понимание своего места во вселенной, взятие на себя ответственности за действия человека в глобальном масштабе оказывают влияние на становление личности и её действия в социуме.
Планета Земля является для нашей цивилизации родиной. Подавляющее число людей, за исключением единиц, всю жизнь проводят на Земле. В этом отношении физические и биологические условия обитания диктуют человеку часть его потребностей: потребность в одежде, жилье, запасах пищи. А эти потребности уже диктуют саму необходимость социальных взаимодействий, как метода более эффективной деятельности, нежели индивидуальная, так и формы этих взаимодействий.
Общество в целом, человечество, по выражению В.И. Вернадского, уже давно стало геологической преобразующей облик планеты силой. В этой связи на отдельную личность начинают влиять последствия такого преображения, в первую очередь в виде техносферы. Человечество осуществляет глобальное влияние и на свои внутренние процессы, хотя это влияние на сегодняшний день носит преимущественно бессистемный характер.
Макрофакторы
Это государство, страна, общество (в смысле конкретной культурно-экономически обусловленной общности).
Страна как понятие в основном географическое определяет в первом приближении ту территорию, которую человек рассматривает как «свою», выстраивая свои отношения на основе территориальной принадлежности. Природно-климатические особенности влияют на поведение человека как прямо (через температуру, доступные сельскохозяйственные культуры для возделывания и питания), так и опосредовано (через транспортную доступность, экономические перспективы деятельности и т.д.).
Государство – понятие политическое. Человек выступает как объект и субъект гражданских прав, осваивает формы юридического взаимодействия с другими людьми. Гражданин имеет ряд закрепленных обязательств перед государством, и обратно, государство имеет ряд обязательств перед каждым гражданином.
Общество является непосредственным участником социализации человека как источник норм, правил, установок. Как санкционирующий и оценивающий различные формы поведения субъект, и как объект перераспределения ресурсов и информации относительно отдельной личности и общественных групп различного масштаба. Каждое общество обладает специфическим набором культурно-исторически обусловленных норм, в этом отношении складывается то обстоятельство, что перемещаясь в новое для себя общество личность может испытывать потребность в новой социализации. Общество обладает структурой из страт (иногда каст, как в Индии) принадлежность к которым накладывает свой отпечаток на нормы поведения с окружающими, объем и структуру необходимых для усвоения знаний, ценностных установок и т.д.
Мезофакторы
Это этнос, регион, тип поселения, средства коммуникации (в т.ч. массовые).
Этнос как национально-культурная общность является носителем традиционных ценностей, генетически обусловленного внешнего вида, принимаемого за норму, и, главное, языком, как основой мышления и базой для взаимодействия с культурой. Здесь формируются представления о красоте, нормах потребления, особенностях жилья, способах самореализации и т.д. То есть человек приобретает понятия о витальных потребностях и характере удовлетворения этих потребностей на основе социального взаимодействия и приобретенных ментальных ценностей. Духовный склад этноса во много определяет главный статус человека до периода начала профессиональной деятельности.
Регион проживания можно охарактеризовать как «малую родину» т.е. это тот участок планеты на котором проходят первые годы жизни человека, которые он воспринимает как непосредственно свою территорию. Известно, например, что часто переезжающие в возрасте 10-15 лет люди не имеют в психике образа родины и не приобретают его в дальнейшем. Регион проживания дает конкретно жизненные примеры взаимодействия больших групп людей, их влияния на природу, способствует формированию взаимодействия человека с конкретными феноменами живой и неживой природы.
Тип поселения в основном оказывает влияние на формирования характера взаимодействия с живой и неживой природой, техносферой. Он оказывает влияние на доступность медицинских, образовательных и других потребностей и соответствующих услуг, локальную мобильность, частоту и силу социальных контактов и связей. Социализация в городах протекает при огромной концентрации населения, люди живут буквально друг у друга на головах (многоэтажные дома), характер социальных взаимодействий высокоанонимный, контакты часты и массированы, требования к соблюдению норм общежития повышенной жесткости. В связи с этим растет масштаб криминализации общества, возможностей для криминальной социализации. Чем больше город, тем ярче проявляются эти особенности. В сельской местности плотность населения существенно ниже. Частота социальных взаимодействий в разы ниже и приобретает большую ценность, личностную обусловленность и глубину нежели в городе.
Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории. Они реализуют механизм индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщаемой информации. Рассматривая СМК как мезофактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, т.е. массовое сознание и поведение.
К микрофакторам социализации относят школу, семью, круг сверстников и т.д.
Во время обучения школьник приобщается к различным граням накопленной человечеством культуры, получая знания о внешнем мире. А огромный пласт — внутренний мир человека — остается фактически за пределами школьных программ.
Современная школа учит существовать в мире знаний, умений, навыков, а не жить среди людей. Взаимодействие с живой природой, особенно в городских школах развивается слабо.
Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни. Если это не сделано или сделано плохо, восполнить потерю чрезвычайно трудно. Позже, особенно в подростковом возрасте, родительское внимание заметно ослабевает, уступая место другим факторам — школе, сверстникам и т.д.
Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже полугодовалый ребенок отвечает плачем на плач своего ровесника. В год-полтора дети могут улыбаться друг другу, обмениваться игрушками. Для более старших дошкольников общение просто необходимо. Ребенок, лишенный такого общения, теряет в своем коммуникативном развитии.
Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.
Этапы и стадии
Социализация личности проходит две основных стадии – первичную и вторичную. Первичная стадия характерна для детского и подросткового возраста. В этот период времени ребенок активно взаимодействует с членами семьи и сверстниками. Первичная стадия важна, поскольку индивид приобретает базовые знания о том, как именно вступать в коммуникацию, взаимодействовать с людьми. Также ребенку прививают ряд моральных устоев, которыми он будет руководствоваться в дальнейшем.
Вторая стадия называется ресоциализацией, что понимается как повторная социализация личности. В ходе этого процесса разрушаются приобретенные устои и знания, для индивида характерны стихийные изменения восприятия окружающего мира. При вторичной социализации на индивида способны повлиять окружающие люди (в основном близкие), коллеги, руководители.
Говоря об основных этапах социализации личности, стоит отметить, что многие специалисты в области психологии по-разному определяли то, как происходит социализация человека. Отдельно следует выделить теории Кольберга и Петровского.
Лоуренс Кольберг определил этапы социализации в рамках своей теории морального развития:
- Избежать наказания.
- Получить поощрение.
- Приспособиться и получить одобрение.
- Осознать и принять нормы и ценности общественного характера.
- Выявить противоречивость устройства общества и системы ценностей, господствующей в нём.
- Сформировать собственные ценности и принципы.
Некоторые люди проходят все этапы социализации в юношестве, другие завершают этот путь в зрелом возрасте.
А. В. Петровский разработал иную теорию, в соответствии с которой личность проходит следующие этапы социализации:
- Адаптация. Приходится на раннее детство. Человек адаптируется к жизни в семье, школе, взаимодействует с близкими людьми и сверстниками. В это время закладывается база, на которой строится дальнейшее развитие человека как личности.
- Индивидуализация. На данном этапе человек уже не усваивает, а воспроизводит те общественные нормы, которые он перенял в процессе адаптации. Проявляется индивидуальность, поскольку индивид воспроизводит полученную ранее информацию так, как он ее понял и привык применять.
- Интеграция. В процессе интеграции происходит получение оптимального места в обществе. Социальные связи развиты на том уровне, на котором это необходимо человеку. При завершении этапа интеграции индивид готов к саморазвитию и чувствует себя комфортно.
Разница в теориях Кольберга и Петровского заключается в том, каким образом распределены этапы социализации. Некоторые ученые делают вывод о том, что теория Петровского имеет форму направленной социализации личности, а теория Кольберга – ненаправленной.
В зависимости от того, какой этап переживает личность, подразделяют и виды социализации. Они соответствуют тому, в каком социальном институте человек проводит больше времени – семейном, трудовом, групповом.
Механизмы социализации
К механизмам социализации относят: социально-психологические и социально-педагогические.
К первой группе относятся: импритинг, копирование, рефлексия, экзистенция.
Импринтинг – это создание привязанностей ко впервые увиденному, в дальнейшем человек испытывает радость узнавания и эмоциональную привязанность. Копирование поведения – это перенемание норм поведения непосредственно у окружающих людей. Рефлексия – это создание системы поведения на основе внутренних логических рассуждений. Экзистенция – овладение навыками, в том числе языком под воздействием непосредственного окружения.
Ко второй группе относятся: традиционный, институциональный, межличностный, стилизованный.
В традиционном механизме определенных усилий для социализации окружение индивида не предпринимает и социализация происходит стихийно. Институциональный – это социализация в детских садах, школах и других общественных институтах социализации. Межличностный механизм работает в условиях эмоциональной близости, когда на поведение индивида влияет эмоционально значимый субъект и влияние это целенаправленно. Стилизованный механизм – это влияние субкультуры в которую включен индивид.