В данной статье мы рассмотрим, кто такие агностики и атеисты, и чем они отличаются друг от друга.
В современном мире довольно распространены позиции, которые разными способами выступают против существования каких-то религий или просто не придерживаются их. Они похожи между собой, но не идентичны. Слова атеизм и агностицизм, а также атеист и агностик вызывают у большинства людей целый ряд различных ассоциаций. Но у обычных граждан часто существует неверное понимание проблемы, в которой лежит главное отличие между приверженцами этих двух концепций.
Кто такой агностик
Агностик — это человек, который считает, что познать полную и объективную картину мира, а также его закономерности невозможно. Ведь люди не имеют возможности узнать наверняка, есть ли рай и ад, жизнь после смерти и другие сверхъестественные вещи.
Агностиков часто связывают с религией, но их философия намного шире и охватывает другие области, в т.ч. и науку. Они считают, что одни истины невозможно постичь из-за ограниченности человеческого сознания, а другие откроются человеку только тогда, когда появятся и будут доказаны новые теории и факты. Например, кругосветное путешествие Ф. Магеллана подтвердило, что Земля действительно круглая.
Агностик и атеист — в чем разница
Многие люди путают понятия «агностик» и «атеист» между собой. Но чем же они отличаются?
Атеист — это человек, который отрицает любое существование высшей силы и утверждает, что бога нет. Он не просто предполагает, а верит в его отсутствие, так же как любой верующий в свою религию.
А вот агностик считает, что человек не способен познать мир целиком, поэтому он не может быть убежден ни в существовании бога, ни в его отсутствии. Любую позицию он ставит под сомнение.
В отличие от атеиста, который не меняет своих сформировавшихся взглядов, агностик имеет открытое сознание. Он готов принять новые истины, если на это появятся весомые причины.
Разное отношение у них и к существованию человеческой души. Атеист полностью отказывается от этой части себя, агностик же чувствует ее присутствие, хотя оба и не могут это доказать.
Кто это такой
Разница между мажором и минором
Непонятность термина агностик и кто это простыми словами можно объяснить, как присутствие постоянных сомнений человека в истинности фактов. Это тот, кто не поверит чужому опыту или взглядам без предоставленных объективных, научных доказательств. Это материализм, но вместе с тем, агностик не отрицает присутствие духовного мира и влияние энергий на развитие человека, только ждёт реальных доказательств, прежде чем это утверждать. Таким людям свойственен высокий интеллект, заставляющий постоянно сомневаться, анализировать вселенную во всей её совокупности и каждый раз приходить к выводу сколь малы человеческие возможности, а также продолжительность жизни, чтобы реально постигнуть то, что происходит в мировых процессах на глобальном уровне (а это необходимо даже для объяснения функционирования наших клеток).
Агностики отрицают только мистическую сторону веры и религии, при этом поддерживают её влияние на ценностно-смысловое и духовное пространство личности, на формирование её внутренней структуры, а также регулировки поступков. Агностик рассматривает любую религию не как набор верований и утверждений существования невидимого мира, но как модель построения жизни, определённый набор норм и правил, руководствуясь которыми личность продолжает свой путь. Это касается любых информаций, не принимаемых за точку отсчёта, ведь любое знание меняет субъективную картину мира и тогда личность подвергается изменениям, под этими изменениями происходит также трансформация трактовки. В итоге через множество накладок субъективного восприятия реальное представление о чём бы то ни было отсутствует, о чём и говорит агностик.
Единственные религии, способные обойти агностицизм в его критическом отношении – это буддизм и даосизм, поскольку в них нет трактовки персоны бога, а есть только свод предлагаемых правил построения своей жизни. Вера, как руководство по оптимальному построению внутренних этических норм вполне подходит агностику, поэтому если они и увлекаются какой-то верой, то обычно это учения об энергиях, взаимодействии и подобные, где нет персонификации.
История возникновения термина
Чтобы разобраться, кто это такой агностик простым языком, стоит понять, откуда возник этот термин.
В конце XVIII века философы и ученые Герберт Спенсер, Гамильтон, Джордж Беркли и Давид Юм разрабатывали теорию, идеи которой ставились в противовес метафизической философии. Они считали, что исследовать мир через субъективное осмысление метафизических явлений неверно. Подтверждение своим взглядам они находили в трудах античных философов, скептиков и софистов.
А в 1876 году английский биолог Томас Гексли на собрании Метафизического Общества ввел термин «агностицизм» в науку, положив начало отдельному философскому течению. Так, у агностиков появился даже свой знак, в который вписана модель движения атомов.
Атеизм — это не просто неверие…
Как утверждает Википедия, впервые это понятие было упомянуто в древнегреческих манускриптах V века до нашей эры. Спустя четыре столетия римский политик, философ-стоик и выдающийся оратор Цицерон взял греческое прилагательное ἄθεoς («отрицающий бога») и сделал его латинскую транслитерацию.
Так появилось слово «atheos», которое в классических источниках использовалось в значении «а/анти-теистический», то есть «отвергающий богов».
Со временем этот термин перестал быть однозначным и, в ходе усиления религиозного фундаментализма, оброс новыми смысловыми оттенками.
Таким образом, понятие атеизма могло использоваться в самых различных контекстах, а самим атеистам приписывали целый ряд негативных качеств, вплоть до разнородных феноменов:
- вольнодумство (или религиозное свободомыслие);
- ересь (это как?), язычество;
- сомнение в существовании богов и любых сверхъестественных сил;
- нечестивость, порочность;
- отсутствие моральных кодексов;
- отрицание или непризнание богов главенствующего культа;
- богоборчество, нарушающее волю Господа;
- сознательное инакомыслие как духовное сопротивление единственно правильной идеологии.
Вот насколько негативным был вектор экспрессивно-смысловой окраски этого слова! И такая тенденция сохранялась вплоть до эпохи Возрождения (это что такое?).
Это были времена подъема, когда и наука стала активно развиваться, и философия (это что такое?) начала обретать более материалистические черты, и гражданское общество переросло, наконец, свой «пубертатный период» (это что?) и вступило в фазу зрелости.
И только в разгар мировоззренческой эпохи (где-то на рубеже XVII-XVIII веков) отношение к атеизму поменялось, а чаша весов «общественного разума» склонилась в сторону рационализма (это что такое?) и беспристрастной критики религиозного миропонимания.
При этом (помимо прогрессивной части общества) в среднестатистической светской прослойке становилось все больше тех, кто осознавал, что единственным критерием и средством познания человека и окружающего мира может быть только здравый смысл. То бишь обращение к интеллекту и практическое использование разума.
Суть агностицизма
Сам термин «агностицизм» произошел от греческого «агностос», что значит «неопознаваемый». Невозможно просто верить или не верить во что-либо, если на это нет объективных доказательств.
Томас Гексли говорил, что агностик может полагаться только на достоверные факты, в их отсутствие он не будет ничего утверждать.
Также агностик никогда не будет навязывать окружающим какие-либо утверждения, представляя их истиной, если он не может привести доказательства, что это действительно правда.
Принципы агностика
Философия агностицизма основывается на 5 принципах, которых и придерживаются сторонники этого направления:
- человек не способен объективно познать окружающий мир;
- невозможно привести доказательства существования Бога, так же как и доказать его отсутствие;
- нет смысла делить мир строго на черное и белое, понятия «добро» и «зло» придуманы человеком, а, значит, субъективны;
- знания, в которых человечество убеждено сегодня и принимает за абсолютную истину, со временем будут опровержены;
- не исключено, что в будущем появятся такие факты и события, благодаря которым можно будет сделать однозначный ответ о существовании высших сил.
Михаил Прохоров. «Верю в общечеловеческие ценности»
Отвечая на фирменный вопрос Познера, знаменитый бизнесмен честно сказал: «Я не мыслю в сослагательном наклонении. Я атеист, поэтому в данном случае не смогу ответить по существу».
Михаил Прохоров в программе «Познер»
Бывший кандидат в президенты называет себя классическим выходцем из атеистической среды СССР: «Я воспитывался в Советском Союзе и у нас была очень хорошая семья. Как и многие миллионы наших граждан, мы воспитывались в атеистической среде. Но это совершенно не значит, что я не верю. Я верю в общечеловеческие ценности».
Также Прохоров отмечает, что в его представления об общечеловеческих ценностях абсолютно не вписывается деятельность церкви: «В любом обществе совершенно спокойно говорю, что считаю РПЦ (русскую православную церковь) коммерческой полукриминальной структурой,а нашего патриарха кем угодно: коммерсантом, лоббистом, но никак не послом духовности».
Известные агностики
Среди известных агностиков, которые придерживались взглядов этого философского учения, можно назвать Иммануила Канта, Дэвида Юма, Герберта Спенсера, Карла Поппера и Бертрана Рассела.
Иммануил Кант, известный своей идеей «вещь в себе», считал, что весь окружающий мир человек познает опосредованно, лишь через органы чувств. Поэтому то, что никак не воздействует на людей, невозможно узнать и понять.
Дэвид Юм полагал, что познание человека основывается на его чувственном опыте, поэтому сделать однозначные выводы о реальности не получится.
В более поздний период, уже в XX веке, философ Карл Поппер описывал принцип фальсификации. Хотя истину и невозможно узнать, отбрасывая ложные сведения, можно приблизиться к ней. Именно это и помогает двигать прогресс.
В современном мире также есть известные личности, которые называют себя агностиками. Например, американский ученый-астрофизик Нил Деграсс Тайсон. Он считает, что нельзя навешивать на людей ярлыки, связанные с их взглядами, потому что это заставляет приписывать им даже те выводы философии, с которыми они не согласны. Поэтому лучше считать себя не атеистом, а агностиком, готовым принять доказательства существования Бога, если они появятся.
Гносеология, ее основные принципы. Субъект и объект познания, модели их взаимодействия
Познание — это социально организованная форма психической и творческой деятельности человека, направленная на приобретение и развитие достоверных знаний о мире. Познавательная деятельность человека неотделима от мышления, воли, памяти и эмоций. Его можно рассматривать как процесс генерирования жизненного опыта, умственной деятельности субъекта, включая веру, веру, истину и заблуждение.
Философская теория знания называется гносеологией (от древнегреческих слов «знание» и «учение»). В древности гносеология считалась особой областью философии, которая занималась анализом основных проблем знания и познания
Важно выделить две важные идеи, которые оказали кардинальное влияние на дальнейшее развитие философских доктрин знания. Это: а) идея деятельности ума и творческого характера знания, выраженная Платоном (впоследствии развитая в немецкой классической философии); 6) идея соответствия человеческого знания миру природных объектов и вещей, развитая Аристотелем и впоследствии использованная как фундаментальная основа наивных реалистических и материалистических концепций знания
Основная проблема гносеологии — обоснование фундаментальной возможности получения истинного знания о мире (адекватное воспроизведение субъектом сущностных особенностей реальности). Часто используется его упрощенная формулировка — «проблема принципа узнаваемости мира». В зависимости от того или иного решения этой проблемы в классической философии выделялись три позиции: гносеологический оптимизм (гностицизм), скептицизм, агностицизм.
Большая часть современной эпистемологии стоит на позициях гностицизма и основывается на следующих принципах:
Диалектика, которая подразумевает необходимость подходить к проблеме знания диалектически (т.е. с точки зрения развития), использовать законы, категории, принципы диалектики;
Историцизм, т.е. рассмотрение всех субъектов и явлений в контексте их исторического возникновения и становления
Практика — признание практики, т.е. человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира и самого себя, как основного способа познания
Познание — быть убежденным в возможности познания;
Объективность — признавать самостоятельное существование объектов и явлений, не зависящих от воли и сознания;
Деятельность по творческому представлению действительности;
Специфика истины — поиск индивидуальной и достоверной истины при определенных условиях.
Основная проблемная область гносеологии традиционно включала в себя статус и роль субъекта познания, структуру познавательного процесса, проблему истины, формы и методы познания и др. Изначальная структура познавательного процесса представлена субъектно-объектной зависимостью (предмет — от латыни «быть у основания», объект — от латыни «напротив»). Классическая эпистемология с самого начала исходила из основной предпосылки, что главная задача эпистемологии — показать познавательные способности субъекта, которые дают ему возможность получить истинные знания об объекте.
Как агностики видят мир — примеры
Человек, который может сказать про себя: «Я — агностик», видит мир как бесконечно открывающиеся ему новые знания. Он считает, что если любое доказательство или теорию со временем можно опровергнуть и доказать ее несостоятельность, то и с любым другим знанием может произойти то же самое.
Например, люди долгое время были убеждены, что Земля плоская и стоит на черепахе и трех китах. Это была вполне вероятная теория, ведь каждый, посмотрев вокруг, замечал, что плоскость действительно ровная. А рассказы путешественников о том, что в море есть край, через который вода переливается далеко вниз, лишь подтверждали догадки.
Но со временем теория о плоской Земле была разрушена, люди увидели доказательства шарообразности планеты и поверили в это. Предыдущее знание, в которое долго верили, разрушилось.
Та же история и с материей. Принято считать, что вся окружающая действительность состоит из мельчайших частиц — атомов. И никто не сомневается в этом. Но как только ученые смогли создать более мощный микроскоп и рассмотреть, что атом состоит из еще более мелких частиц, теория потерпела крах.
Получается, что менять убеждения можно до бесконечности. Это вопрос лишь времени и технического прогресса.