Социометрия в психологии – это метод исследования межличностных отношений в группе. Автор направления – Дж. Морено. Психотерапевт разработал как отдельную методику с аналогичным названием для изучения коллективов, так и целое направление. В широком смысле социометрия – это совокупность методов для исследования отношений в группе. Давайте разберем подробнее, что такое социометрия, когда и для чего применяется, как правильно использовать социометрическое исследование. А также определим основные понятия и процедуры метода социометрии.
Определение понятия
Название «социометрия» образовано от двух латинских слов: socius, что переводится как «товарищ, компаньон, соучастник», и metrim, что в переводе означает «измерение». Таким образом, дословно «социометрия» переводится как «измерение соучастников». Социометрия – это прикладная наука, которая основана на психологических, социологических учениях и не имеет уникального статуса.
Кем был разработан метод социометрии? Автор теории и методики исследования – психолог, социолог и психиатр Дж. Морено. Исследователь полагал, что все социальные проблемы можно решить при помощи упорядочивания отношений между людьми. Однако для этого нужно определить характер межличностных и межгрупповых отношений. С этой целью и был создан метод социометрии. В основе социометрии заложена групповая психотерапия.
Для изучения какого процесса используется социометрия? Социометрия – это метод психологического исследования, который используется для описания и изучения межличностных отношений в коллективе. Социометрия позволяет собрать первичную информацию о малой социальной группе для дальнейшего анализа. Причина конфликта согласно социометрии – разница убеждений людей и противоречие в эмоциональных отношениях.
Интересно! Впервые понятие «социометрия» было использовано Морено во время работы в лагере для беженцев. Тогда психолог предположил, что между людьми возникнет меньше конфликтов и противоречий, если расселять их не хаотично, а согласно национальности, религиозным и политическим убеждениям, другим интересам.
Социометрическая теория Дж. Морено
Свои исследования молодой врач Яков Морено Леви начал еще во время Первой мировой войны в лагере беженцев недалеко от Вены. Он обратил внимание, что результативность взаимодействия людей зависит от того, с кем они в данный момент контактируют. В одних случаях общение окрашено положительными эмоциями, и люди взаимодействуют с удовольствием, в других – возникает эффект отторжения, и у партнеров буквально все валится из рук.
На основании наблюдений Морено пришел к выводу, что социум подчиняется тем же законам притяжения и отталкивания, что и физический мир. Поэтому в любом сообществе есть люди, которые тянутся друг к другу и стремятся объединиться в микрогруппы по 3-4 человека. Эти микрогруппы играют важную роль в функционировании всего сообщества. На его жизнь большое влияние также оказывают те личности, что обладают даром притяжения и которым симпатизируют другие члены группы.
Эмигрировав в США, Дж. Морено продолжил свои исследования в специализированной школе для малолетних преступников, а потом даже открыл Социометрический институт. К середине 40-х годов учение Морено полностью оформилось, и сам автор выделял в нем три направления: социометрию, социодраму и психодраму.
Цель социометрии
Цель социометрии как метода исследования в психологии – улучшение и оптимизация взаимодействия тех лиц, которые входят в состав обследуемой группы. Задачи социометрии:
- Определить степень сплоченности или разобщенности между членами коллектива.
- Выявить авторитетных людей, симпатии и антипатии внутри группы.
- Обнаружить мини объединения внутри большого коллектива, возглавляемые неформальными лидерами.
К социометрии прибегают в том случае, если заметны признаки неблагоприятного психологического климата в коллективе, разобщенность участников, конфликты, противоречия, снижение работоспособности и продуктивности. Полученные в ходе социометрии данные можно использовать для дальнейшей перестройки коллектива. От сплоченности группы зависит общий результат, достижение общих целей.
Важно! Социометрия указывает на симпатии и антипатии внутри коллектива, но не называет конкретные проблемы. Для более точного определения психологических проблем и их устранения необходимо использовать дополнительные методики для диагностики, например, беседу, опросы, проективные тесты.
Индекс эмоциональной экспансивности группы
Групповые социометрические индексы
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
где Ej
– эмоциональная экспансивность
j
-члена,
R
– сделанные
j
-членом выборы (+, –).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:
- индекс эмоциональной экспансивности группы;
- индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
где Ag
– экспансивность группы,
N
– число членов группы.
Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
где Gg
– взаимность в группе по результатам положительных выборов,
Aij+
– число положительных взаимных связей в группе,
N
– число членов группы.
Тезисы
Ключевые положения относительно методики исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии:
- Все человечество – единая структурированная единица, так как все люди взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.
- Ни при каких условиях и методах нельзя совершенно объективно оценить существующую реальность, так как она состоит из множества субъективных реальностей. У каждого человека своя точка зрения относительно процессов, протекающих в мире и в коллективе.
- Целесообразно проводить исследование в группе, которая объединена общей деятельностью (другим критерием) на протяжении минимум полугода.
- Каждый член группы должен четко и точно понимать выдвигаемый для исследования критерий.
- Исследование проводит посторонний человек, например, можно пригласить внештатного психолога. Однако в то же время социометрист должен стать частью диагностической группы.
- Социометрическое исследование помогает понять характер отношений в группе, но оно не называет причин и мотивов поведения людей.
Необходимо заранее изучить особенности группы и определиться с набором методик для социометрии. Подумайте о цели исследования. Будет хорошо, если вы осветите одну и ту же проблему с разных сторон, проанализируете ее при помощи разных формулировок вопросов. Это даст более точные результаты и поможет в случае чего распознать неискренность участников.
Социограмма
Социограмма графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:
> позитивный односторонний выбор, <�> позитивный обоюдный выбор, ——> негативный односторонний выбор, <——> негативный обоюдный выбор.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Социометрическая процедура
Что представляет собой метод социометрии? Социометрическое исследование проводится в малых группах (12–15 человек). Малая группа – это образование, в котором люди объединены по какому-то критерию, виду деятельности или условиям существования. Социометрическое исследование проводится в двух видах групп:
- Группа членства. В этом случае люди формально объединены. Например, трудовой коллектив.
- Референтная группа. В этом случае люди объединены каким-то интересом, делом, то есть все участники являются значимыми друг для друга. Например, группа друзей, субкультурное объединение.
Кроме этого, можно выделить такие типы групп:
- диффузная (основана на симпатиях и антипатиях);
- ассоциация (каждый участник преследует личные цели);
- корпорация (группа преследует антисоциальные цели);
- коллектив (каждый участник заинтересован в достижении личных и общих целей).
Почему мы говорим об этом? Потому что для анализа и оценки результатов социометрического исследования важен тип группы.
История создания
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.
Диагностика
Основное средство социометрии – методика с одноименным названием. Однако для максимально полной картины и точного результата рекомендуется использовать другие инструменты. Например, можно обратиться к опроснику Лири (1957 год). Как и классическая техника социометрии, он диагностирует межличностные отношения в группе и свойства каждого из ее участников.
Опросник Лири выявляет 8 типов личности:
- властно-лидирующий;
- эгоцентричный;
- прямолинейно-агрессивный;
- скептический;
- покорный;
- зависимо-послушный;
- сотрудничающий;
- покровительствующий.
Кроме этого, по итогу можно получить характеристику каждого человека по двум шкалам:
- самостоятельность и доминирование или зависимость и подчинение;
- доброжелательность и любовь (эмоциональное принятие) или агрессивность и ненависть (отвержение).
Каждому участнику предлагается ответить на 128 утверждений. Затем исследователь анализирует ответы и представляет итоговые результаты в виде таблицы и графического изображения.
Кроме опросника Лири можно использовать и другие диагностические методики для социометрического исследования, например, такие:
- Исследование уровня эмпатийных тенденций, автор – И.М. Юсупов. Каждый участник опроса отвечает на 36 утверждений.
- «Выбор в действии», автор – Я.Л. Коломинский. Эту методику чаще используют для диагностики дошкольных коллективов.
- «Лидер», автор – Р.С. Немов. Человеку предстоит ответить на 50 вопросов. По результатам исследования можно сказать, насколько каждый из опрашиваемых соответствует роли лидера.
- Опросник Ассингера. Помогает определить, насколько человек корректен в общении с другими участниками коллектива, легко ли находит общий язык.
- ОМО (опросник межличностных отношений), автор – А.А. Рукавишников. Характеризует особенности поведения человека с точки зрения удовлетворения основных потребностей индивида в группе.
- Другие. Существуют десятки вспомогательных методов психологии для социометрии.
Теоретические основы
Термин «Социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. «Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии». Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось Морено как «предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований». Одно из центральных понятий этой теории — теле, — термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.
Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.
Основные положения теории Морено
- Социальный атом общества — это не отдельный индивид, а их сосуществование;
- Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
- Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
- Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.
Как проводится социометрическое исследование
Социометрическое исследование основано на социологическом опросе. Сама процедура опроса состоит из нескольких этапов.
Как проводить социометрию:
- Подготовка. Необходимо определить предмет, объект, цели и задачи исследования. А также на этом этапе нужно собрать как можно больше информации о группе в целом и о каждом отдельном участнике.
- Разминка. Этот этап предполагает встречу с группой, установку доверительного контакта, объяснение критериев для исследования.
- Сам опрос. Ведущий дает краткую инструкцию испытуемым, раздает диагностические материалы, дает время на заполнение бланков, собирает материалы.
- Обработка результатов социометрии. Исследователь оценивает ответы, проверяет их на достоверность и надежность.
- Итоги. Исследователь интерпретирует результаты и составляет рекомендации по улучшению климата в группе, изменению ее структуры и т.д.
Список вопросов составляется в индивидуальном порядке. Каждый вопрос должен отражать актуальную и понятную для участников группы ситуацию. Например, при диагностике спортивной команды вопросы могут быть связаны с тренировками, празднованием победы, выездными соревнованиями, изменением состава команды и т.п.
Критерии бывают:
- формальными и неформальными (деловые и личные отношения);
- двойными и одинарными (отношения между коллегами и в системе «начальник-подчиненные);
- прогностическими (насколько адекватно отдельный участник воспринимает характер сложившихся отношений);
- значимыми и незначимыми (глубокие, стабильные отношения и поверхностные отношения).
Условия выбора критериев:
- ограниченность (максимум 8–10);
- логическая связь между всеми критериями и вопросами;
- значимость и интерес критериев для членов группы;
- понятность критериев для участников группы;
- максимум конкретики и примеры на основе реальных ситуаций.
Все критерии пишутся в столбик, напротив каждого вопроса испытуемый должен будет поставить свой выбор (фамилии или заранее оговоренные номера участников группы).
Пример социометрической карточки:
№ | Тип | Критерии | Выборы |
1 | Работа | Кого бы вы выбрали бригадиром? | |
Кого бы вы ни за что не выбрали бригадиром? | |||
2 | Досуг | Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? | |
Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
Что касается вариантов ответа, встречаются два вида исследования: с ограниченным числом выборов (параметрическая форма социометрии) и с неограниченным значением выборов (непараметрическая). Способ выбора в обязательном порядке заранее оговаривается с участниками опроса.
Если выбор ограничен, то опрашиваемым сразу же предлагается ответить на продолжение каждого из утверждений: «А если этот человек не доступен, то кто?». Этот вопрос повторяется столько раз, каков лимит ограничений. Психологи рекомендуют на группу из 22–25 человек использовать 4–5 выборов. При непараметрическом подходе человек может совсем не делать выбор или выбрать хоть всех оставшихся участников коллектива (кроме себя). С точки зрения точности и надежности исследования лучше выбрать параметрическую форму проведения.
Содержание
- 1 Описание методики
- 2 Теоретические основы
- 3 История создания
- 4 Процедура проведения 4.1 1-й этап
- 4.2 2-й этап
- 4.3 3-й этап 4.3.1 Непараметрическая процедура
- 4.3.2 Параметрическая процедура
- 4.4.1 Пример социометрической карточки
- 4.5.1 Варианты инструкций
- 5.1 Социометрическая матрица
- 7.1 Варианты социометрических критериев (Вопросов)
Результаты социометрии
Результаты стандартной социометрии могут быть представлены в виде таблицы, социограммы, индексов (мы говорили об этом подробнее в другой статье). Если коротко, то социометрия фиксирует следующее:
- положительные и отрицательные выборы относительно каждого участника группы;
- люди, получившие максимальное и минимальное количество выборов;
- люди, которые совсем не получили никаких выборов;
- рейтинг симпатий и антипатий;
- взаимные выборы в целом и относительно каждого участника;
- наличие и состав мини групп внутри исследуемой группы;
- связь между мини группами или ее отсутствие;
- уровень разобщенности и сплоченности группы;
- динамика и структура отношений внутри группы;
- психологический климат в группе;
- статус каждого человека внутри группы.
А социограмма в социометрии, построенная при помощи социоматрицы, еще и позволяет наглядно выявить все это. Анализ результатов других опросов проводится согласно ключам в выбранных методиках. Самое важное – сравнить результаты всех тестов. Если вы видите, что ответы из разных методик, но из одной и той же области расходятся, то это говорит о нечестности опрашиваемых, попытках схитрить. Если же разные методики указали на одну и ту же проблему, то не стоит сомневаться в ее наличии.
По итогу вы должны составить общий портрет группы и рекомендации по улучшению работоспособности каждого из участников и продуктивности группы в целом. Например, если речь идет об анализе класса, то можно рассадить выявленных зачинщиков срыва дисциплины. Если речь идет о диагностике трудового коллектива, то выявленного негативного лидера можно перевести в другой отдел. Или же можно выявить двух конфликтующих людей и пригласить их на отдельную беседу и т.д.
Метод социометрии и анализ социальных сетей
Социометрические карточки, их типы и виды
В настоящее время распространено большое количество различающихся по оформлению социометрических карточек. В зависимости от задач и целей исследования выбираются и соответствующие виды социометрических карточек.
Внешний вид и качество ее оформления – важные факторы, которые влияют на отношение испытуемых к опросу. Разработаны определенные требования к карточке.
1. Карточка должна иметь следующую структуру:
– обращение к испытуемому (основная задача обращения – заинтересовать респондентов в исследовании, расположить его к откровенности, что способствует внимательному и правдивому заполнению карточки);
– просьбу об участии в опросе с указанием его смысла;
– инструкцию по заполнению;
– перечень вопросов-критериев с соответствующими графами для заполнения, просьбу указать свой шифр;
– гарантии о сохранении тайны и использовании ответов только в научных целях;
– благодарность за участие в опросе.
2. Карточка должна быть отпечатана и умещена на одном листе с использованием обратной стороны.
3. В карточке должно содержаться не более 7–8 критериев, располагающихся по мере возрастания их сложности.
Рекомендуется использовать шифры, что позволяет символически указывать выбранных или отвергнутых. Это имеет важное значение, так как чаще всего испытуемые не желают, чтобы кто-то из членов группы увидел заполненную карточку с фамилиями. Простейший шифр – пронумерованный список с фамилиями членов группы. Социометрическая карточка может иметь несколько форм.
Примеры социометрических карточек:
I. Образец карточки с ранжированными критериями, ограниченными по количеству
Уважаемый респондент!
С целью выработки рекомендаций для тренера по комплектованию основного состава команды для игр на первенство города просим вас ответить на следующие вопросы.
Прочтите список членов вашей группы, которых вы выбираете или отвергаете. Ваши ответы будут использованы только в научных целях и обсуждению в коллективе не подлежат.
С кем бы вы желали вместе играть в команде в играх на первенство города?
В первую очередь…
Во вторую…
В третью…
Проверьте правильность ваших ответов. Укажите номер своей фамилии по списку. Благодарим вас!
2. Образец карточки, построенной в виде социометрической шкалы, позволяющей испытуемому ранжировать всех членов группы.
Фамилии членов коллектива | В качестве кого Вы хотели бы видеть своих товарищей по коллективу (отметьте знаком +) | ||||
в качестве самого близкого друга | в качестве приятеля, товарища | в качестве человека для деловых контактов | в качестве человека, с которым я лишь здороваюсь | в качестве человека, с которым я не хотел бы встречаться | |
Иванов | |||||
Петров | |||||
Сидоров | |||||
…… | |||||
Шкальная оценка | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 |
Социометрическая шкала не только фиксирует отношение испытуемого к каждому члену группы, но и ранжирует их по ситуациям взаимодействия в зависимости от оценки приемлемости этих лиц для него.
3. Образец карточки для студентов:
Дорогие друзья!
В учебных целях студентами социологического факультета нашего университета проводится исследование взаимоотношений студентов МГУ. Мы просим вас принять участие в данном исследовании.
Ваше имя: _____
Факультет:_____
К анкете прилагается список членов вашей группы.
Отвечая на вопросы, вы можете указывать, как вам удобнее, фамилию или номер, соответствующий данной фамилии в списке.
При ответах на вопросы вы можете выбирать ТОЛЬКО учащихся вашей группы. Все поля в анкете должны быть заполнены конкретными фамилиями (номерами). Ответы типа «все» или «никто» не допускаются, т.к. они не подлежат анализу.
Мы гарантируем, что ваши ответы будут использованы только в научных целях и обсуждению в коллективе не подлежат. Вся информация, полученная в ходе исследования, будет использоваться только в обобщенном виде. Ваше имя не будет нигде фигурировать.
Поэтому просим вас отвечать на вопросы анкеты искренне.
Вопрос № 1.
А. С кем из членов вашей группы вы бы с удовольствием пошли на какое-нибудь развлекательное мероприятие (вечер в кафе, дискотека)?
В первую очередь _____
Во вторую очередь (если бы не было первого) _____
В третью очередь (если бы не было первого и второго) _____
Б. А с кем бы вы точно не хотели пойти на развлекательное мероприятие такого рода? _____
Получает распространение метод «кармашек». Это один из игровых методов, применяемых в социологии. Сущность этого метода в следующем. Вдоль стенки развешены конверты, на которых написаны социометрические критерии. Задача респондентов – опустить в кармашек (конверт) лист бумаги с написанной фамилией соответственно своему выбору (не выбору).
Основные требования для стандартизации предварительных условий социометрического спроса:
1. Обозначение сферы выборов – границ, в рамках которых проводятся измерения. Все члены группы должны обязательно участвовать в опросе. Отсутствие хотя бы одного члена, фамилия которого фигурирует в ответах других лиц, поникает надежность данных опроса. Члены группы должны отчетливо представлять себе тот круг лиц, в рамках которого нужно совершать выборы.
2. В случае межгрупповой социометрии при выборе из нескольких групп опрашиваемых разрешается либо неограниченное, либо ограниченное число выборов, что задается типом социометрической процедуры и инструкцией.
3. Предварительно необходимо познакомиться с группой, объяснить цели и задачи исследования.
4. Каждый член группы отвечает на критерии социометрической анкеты самостоятельно. Заполненная карточка сдается исследователю.
5. Желательно стандартизировать условия опроса для всех лиц так, чтобы они отвечали на анкету в одном и том же помещении, фронтально, в один сеанс. Брать социометрическую карточку домой не разрешается.
6. Опрос можно проводить только в таких группах, которые имеют некоторый опыт совместной деятельности.
7. Социометрические группы должны быть достаточно малы, чтобы все члены их имели возможность непосредственно взаимодействовать.
Отказ от заполнения анкеты должен подсказать исследователю, что он имеет дело с каким-то из случаев внутригрупповой напряженности. Может быть, и формальное отношение к опросу: выбираю всех, никого не отвергаю. В этом случае, скорее всего, сказывается неуверенность личности, в том, что опрос будет благоприятным для нее.
Обработка социометрической информации включает построение социоматриц, социограмм и расчет социометрических индексов.
Рассмотрим каждый в отдельности.
Социоматрица, ее назначение
Обработка информации, собранной методом социометрического опроса, начинается с построения социоматрицы. Построение социоматрицы означает сведение всех результатов социометрического опроса с индивидуальных карточек, которые были розданы респондентам, в единую таблицу.
Социоматрица – таблица, в которой в горизонтальных строках указывается, кто выбирает (j-члены), а в вертикальных столбцах – кого выбирают (i-члены). Суммирование результатов по строкам показывает, сколько раз каждый член группы выбрал или отверг в опросе других членов. Суммирование по столбцам показывает, сколько раз каждый член группы выбран либо отвергнут другими. Нике приведен пример матрицы по результатам опроса в группе из 8 человек. Подобная матрица составляется по результатам ответов на каждый критерий в отдельности (рис. 1).
Числа в правых итоговых столбцах на матрице – персональные величины, характеризующие степень активности испытуемых в опросе по данному критерию. В этих числах зафиксирована мера эмоциональной экспансивности членов группы в общении друг с другом на основе ситуации по критерию выборов. Первый ряд цифр в правых итоговых столбцах указывает на меру положительной экспансивности, т.е. на потребность выбирать, второй ряд – на меру отрицательной экспансивности, т.е. на потребность отвергать, третий – итоговый. Наибольшая положительная экспансивность наблюдается у члена Е. Наименьшая у членов – В и Ж. Наибольшая отрицательная экспансивность наблюдается у членов А и Д. В итоговых строках на матрице также имеется три ряда цифр. Это показатели социометрического статуса членов группы. Первый ряд – числа, характеризующие степень развития положительного социометрического статуса, т.е. способность члена группы выступать объектом выбора (внимания, симпатии и пр.) для других. Второй ряд – числа, характеризующие противоположную способность – выступать в качестве объекта отрицательного выбора, т.е. в качестве такого элемента групповой структуры, связи с которым вызывают конфликтные реакции. Это показатели отрицательного статуса членов группы. Третий ряд – итоговый.
Из данной матрицы видно, что наибольший положительный статус у члена Б, он получил пять положительных выборов, т.е. выбран большинством группы и не получил ни одного отрицательного выбора. Однако член В и член Ж проявили безразличие к Б, несмотря на то что Б выбрал В. Почему? Социоматрица на такие вопросы ответов не дает. Она лишь описывает систему выборов и стоящую за ней систему взаимоотношений.
Таким образом, на основе социоматрицы можно получить первое представление о характере полученных данных, сделать первые обобщения, косвенно описать результаты выборов.
С помощью матрицы можно выявить неформальные ядра группы, т.е. тех лиц, которые образуют между собой симметричные положительные группировки. Тот же анализ можно проделать и для выявления отрицательных группировок. С этой целью необходимо найти взаимные пары, у которых совпадают взаимные выборы по диагонали справа налево, сверху вниз, например, члены А и Б. Примеры матриц выборов при изучения межгрупповых взаимоотношений и матриц выборов по результатам нескольких критериев.
№ | кто выбирает (j) | Кого выбирают (i) | Число отданных выборов | |||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | + | – | |||
1 | А | 0 | + | 0 | 0 | – | – | 0 | + | 2 | 2 | 4 |
2 | Б | + | 0 | + | + | 0 | – | 0 | 0 | 3 | 1 | 4 |
3 | В | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | Г | + | + | 0 | 0 | 0 | – | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 |
5 | Д | 0 | + | 0 | 0 | 0 | – | 0 | – | 1 | 2 | 3 |
6 | Е | 0 | + | 0 | + | + | 0 | 0 | + | 4 | 0 | 4 |
7 | Ж | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8 | З | 0 | + | 0 | 0 | + | – | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 |
Число полученных выборов | + | 2 | 5 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 14 | ||
– | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 | 0 | 1 | 7 | |||
2 | 5 | 1 | 2 | 3 | 5 | 0 | 3 | 21 |
Рис. 40. Социоматрица Примечание: плюс – выбор (положительный выбор); минус – отвержение (отрицательный выбор); ноль – безразличие (нулевой выбор)
С помощью социоматриц исследователь получает возможность изучать различные социальные связи, можно определить лидера коллектива и «отвергнутого», социоматрица позволяет выяснить отношение членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, выявить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность. Для этого используются различные математические формулы.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде.
Таким образом, основная задача матричного анализа – дать количественную оценку системы взаимодействия в целом применительно к особенностям взаимодействия данной группы.
Социограмма, ее виды
Одним из наиболее распространенных и перспективных методов анализа социометрической информации является графический метод. Графическое изображение взаимоотношений в коллективе, устанавливаемых на основе выбора, называется социограммой.
Социограмма – это схематическое изображение реакций испытуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий.
Социограмма – специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отрицаний, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности, организованности группы и частично о ее психологическом климате
Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому – в следующем кольце кнаружи и т. д. Второй вариант: социограмма, представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами. Третий вариант — индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.
Различают несколько социограмм:
1. Социограммы произвольного вида, в которых члены группы располагаются так, как удобно для графического описания.
2. Социограмма локограммного вида, в которых схема расположения членов группы является моделью их действительного расположения во время работы, либо во время социометрического опроса. Такой тин социограмм помогает учесть пространственный принцип организация общения.
3. В круговых социограммах все члены располагаются симметрично на окружности, а связи между ниш рисуются на плоскости внутри окружности. Расстояние между членами может указывать на социальные дистанции. В концентрических социограммах все члены группы размещаются на щите, имеющим вписанные друг в друга окружности. В центральном круге располагаются лица с наивысшим социометрическим статусом – «звезды», в следующем – с менее выраженным, затем – лица со статусом, близким к нулю, во внешнем круге – «отвергаемые». Основная цель концентрической социограммы – подчеркнуть иерархичность структуры отношений в груше. Социограмма позволяет наглядно описать структуру общения.
Для того чтобы построить социограмму, необходимо употребить определенную символику для схематизации данных.
Символика социограмм
1. Односторонне-положительная диада, активен А:
2. Взаимно-положительная диада, активны оба:
3. Односторонне отрицательная диада, активен В:
4. Взаимно-отрицательная диада, активны оба:
А | В | Положительный выбор, совершенный А |
А | В | Отрицательный выбор, совершенный B |
А | В | Взаимная положительная связь А и B |
А | В | Взаимная отрицательная связь А и B |
Рис. 41. Схема вариантов неформальных связей двух лиц
Рис. 42. Также используются другие обозначения неформальных связей лиц
1) член группы; 2) субъект связей (j-член); 3) объект связей ( i-член); 4) совмещенный ij -член коммуникационного ряда;5) мужчина; 6) женщина; 7) положительный выбор (реакция А-члена); отрицательный выбор (реакция В-члена); 9) уровень связи (А-член выбран в первую, С-член во вторую очередь); 10) слабая односторонняя связь; 12) слабая взаимная связь; 13) сильная взаимная связь; 14) слабая разнопорядковая связь; 15) сильная неравная связь, П – сильная односторонняя связь.
Рис. 43. Структуры, наиболее характерные для социограмм Виды взаимосвязи в малой группе: а — диада, б — триада, в — тетрада, г — «цепочка», д — «звезда»
Рис. 44. Взаимодействие индивидов в триаде
Во взаимоотношениях трех людей возможны все эмоциональные проявления, которые есть в диаде, но к ним еще добавляется ревность. В триаде возникает такое явление, как «борьба за идентичность», когда два человека стремятся образовать пару и выталкивают третьего, или наоборот: появление третьего при определенных условиях становится угрозой отношений в диаде. Ревность является одним из проявлений диадных отношений в триаде. Она невозможна только между двумя, для нее необходимо наличие третьего. Пример: любовный треугольник, где появление третьего часто создает проблемы для двоих. Появление ребенка в семье также может приводить к возникновению ревности, или рождение второго ребенка приводит к возникновению соперничества между детьми за любовь родителя, что тоже содержит в себе отношения ревности.
Взаимные связи могут вести к образованию группировок в структуре группы. Ниже представлен пример неформальных связей, образующих замкнутые группировки.
Положительные комбинации указанных взаимоотношений образуют устойчивые социально-психологические образования в структурах общения – ядра, группировки, коалиции, клики. Например, в любом классе школы всегда несколько таких группировок (рис. 45).
Маша знает Вадима и Андрея. Так же знает, что Вадим может помочь Андрею подготовить доклад. | Маша представляет Вадима и Андрея друг другу. Она помагает им наладить взаимопонимание | Отношения между Вадимом и Андрем стабилизируются. Каждый несет ответственность по данному делу |
Рис. 45
Социограммы кругового ряда с выделением только взаимных связей подучены в результате изучения спортивной группы по двум различным критериям (рис. 46).
Ниже приведена социограмма с произвольным расположением членов элементов структуры: а) структура межличностных отношений на уровне решения групповой задачи; б) структура интимных взаимоотношений.
Из социограмм видна разнокачественность эмоциональных ядер в группе по различным критериям. В сопрограмме а) четко выделяется ядро, состоящее главным образом из взаимно и положительно связанных членов 1, 2, 4, 8, 10, 13, 20 и периферия, состоящая из противоречиво и слабо связанных членов, иногда образующих парные отрицательные структуры 2 и 6, 7 и 19, 6 и 7. Члены ядра не выбирают членов периферии и чаще всего отвергают их.
Рис. 46
Особенность данной социометрической конфигурации возникла в результате специфически привычной для каждого члена группы системы разделения игровых ролей в соответствии с их спортивной подготовкой я способностями. Позиция официального лидера – капитана команды I совпадает с его позицией неформального лидера. Члены ядра привыкли решать групповую задачу совместно.
На социограмме б) логика межличностных отношений по деловым соображениям ломается логикой более интенсивных эмоциональных, психологических взаимоотношений по деловым соображениям. Ядро из членов в социограмме частично распадается, однако многие связи сохраняются. Это положительный факт, свидетельствующий об устойчивости первого круга общения.
Локограмма (рис. 47)
А. Структура положительных связей по неформальному коммуникативному критерию.
Б. Структура положительных связей по формальному коммуникативному критерию. Пунктир – границы служебного помещения, где работает группа. Член I – официальный руководитель группы.
Рис. 47
Схема расположения членов социограммы соответствует расположению рабочих мест в тех помещениях, где трудится группа, и где был произведен социометрический опрос. Применялись только положительные критерии: а) С кем вам более всего нравится беседовать по личным вопросам; б) С кем вам более всего нравится советоваться по деловым вопросам?
Обе локограммы показывают, что неформальные связи выходят за пределы рабочих помещений, где трудится группа. По критерию а) существует строгая избирательность взаимодействия, которую руководителю следует учитывать в управлении группой.
Социограмма произвольного вида. Члены А, В, С и Д образуют ценную положительную группировку, ядро (рис.48)
Рис. 48
Если бы потребовалось резко изменить поведение группы, то наибольшего эффекта можно ожидать, изменив в нужную сторону поведение членов В, А и Н.
Один из вариантов социограммы называется «мишень» (рис. 49)
Рис. 49. Социограмма «мишень»
На рис. 50 пример концентрической социограммы
Рис. 50. Концентрическая социограмма
Допустим, в отделе, состоящем из пяти человек, при помощи социограммы проводятся исследования межличностных отношений. В этом случае каждому работнику отдела выдается карточка с обозначениями всех работников этого подразделения.
Рис. 51.
Карточка для проведения исследования в группе. Крестиком обозначен начальник (рис. 51).
Получившим карточки задаются вопросы, например: «С кем бы хотели сегодня провести вечер в ресторане?». Свои ответы обследуемые делают графически, используя известную уже символику. Затем полученные карточки с ответами накладываются друг на друга, и получается общая картина.
Рис. 52.
Результат, получившийся при наложении карточек с ответами на вопрос «С кем бы вы хотели провести вечер в ресторане?» (рис. 52).
На другой вопрос: «С кем бы вы хотели в дальнейшем продолжать совместную работу?» получим, например, такой ответ.
Рис. 53.
Рис. 53. Результат, получившийся при наложении карточек с ответами на вопрос «С кем бы вы хотели в дальнейшем продолжить совместную работу?».
Таким образом, в результате на первый взгляд невинных вопросов уже можно сделать предварительные выводы о начальнике этого отдела. Если этой группе будет задаваться 20–30 вопросов подобного характера, можно уяснить психологическую картину в группе.
Социометрические индексы
Способность личности занимать определенную позицию в подобных структурах общения – величина, измеряемая с помощью социометрии. Оценка другого лица как форма ответа на социометрический вопрос указывает на существование либо отсутствие этого реального отношения или на потенциальную возможность такой межличностной связи. В то же время такой ответ является выражением самооценки личности.
Социометрия ставит перед испытуемым задачу на оценивание в виде вопросов. В результате выборов ответов возникает социометрическая конфигурация, которая отражает реальные структуры взаимоотношений в группе. Эта структура часто не осознается членами группы.
Социально-психологические свойства личности в социометрии описываются с помощью понятий «социометрический статус» и «эмоциональная экспансивность».
Социометрический статус – это показатель социально-психологических свойств личности как объекта коммуникаций в группе. Он призван характеризовать ролевые способности личности как члена данной структуры общения, ее авторитетность как источника информации. Мерилом социометрического статуса является количество выборов, полученных испытуемым от других членов его группы. Чем сильнее личность способна сосредоточить на себе систему связей в группе, тем выше ее социометрический статус, авторитет, способность управлять группой.
Социометрический статус учитывает лишь психологическое отношение группы к испытуемому, но не учитывает его отношение к группе.
Эмоциональная экспансивность, наоборот, описывает социально-психологические свойства личности как субъекта коммуникаций, т.е. его отношение к группе, но не учитывает отношение группы к нему. С количественной стороны эмоциональная экспансивность характеризуется числом выборов, сделанных лицом по отношению к группе.
Социометрические индексы количественно характеризуют явления взаимодействия в коллективе. Все социометрические индексы можно разделить на две группы: персональные (ПСИ) и групповые (ГСИ).
К первым относятся индексы социометрического статуса и экспансивности индивида в группе, ко вторым – индексы групповой сплоченности, конфликтности и экспансивности группы.
Персональные социометрические индексы (ПСИ)
ПСИ дают характеристики индивидуальных социально-психологических свойств личности как свойств отдельного элемента в системе взаимодействия со свойствами других членов в группе. Основными ПСИ являются индексы социометрического статуса и эмоциональной экспансии, а также может быть рассчитан индекс объема взаимодействия, силы и интенсивности взаимодействия, способности к концентрации взаимодействия. Данные для расчета ПСИ берутся из соответствующей социоматрицы.
Индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:
,
где — социометрический статус индивида группы; – суммирование по вертикали; – число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс); – число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус); N – количество членов в группе.
Возможен также расчет отдельно положительного и отрицательного социометрического статуса по формулам:
;
.
Эмоциональная экспансивность характеризует стремление каждого j – члена выбирать других, отражает потребности личности в общении, совместной деятельности и т.д.
Индекс экспансивности индивида в группе вычисляется по формуле:
,
где — эмоциональная экспансивность индивида группы; — положительные выборы, отданные членом в группу; — отрицательные выборы, отданные членом в группу; Ν — количество членов в группе.
Измерить объем коммуникации (V) члена группы – это значит установить, с кем и как часто он общается, обменивается информацией. Для этого необходимо подсчитать число взаимных и невзаимных коммуникаций j-члена, полученные данные суммировать и поставить их в отношение к числу теоретически возможных коммуникаций в данных условиях взаимодействий.
.
Таким образом, чтобы высчитать объем взаимодействия члена с группой, необходимо суммировать все виды связей этого лица с окружающими лицами в группе и разделить сумму на максимально возможное число связей.
Индекс интенсивности взаимодействия ( ) показывает качество величины . Для расчета степени величины интенсивности взаимодействия требуется введение коэффициента q. Данный коэффициент равен I в случае взаимоположительных связей данного j-члена с другим j-членом группы, равен i в случае взаимоотрицательных связей и равен 0 в случае нейтральных отношений.
Алгебраически суммировав оценки по всем связям и поделив сумму оценок на число связей j членa, получим индекс интенсивности взаимодействий.
.
Общая формула ;
где– сумма величин связей j – индивида
– сумма связей j – члена с i – членами другой группы.
Индекс концентрации взаимодействия показывает способность личности как члена группы сосредоточивать потоки психологической информации в группе на себя. Он учитывает не только качественно-количественное отношение группы к индивиду, но и индивида к группе. В общем виде формула индекса концентрации взаимодействия может быть выведена двумя способами:
а)
[] индекс концентрации = {объем взаимодействия j индивида} × {интенсивность взаимодействия j индивида},
где – концентрация взаимодействия в той точке структуры общения, где локализован i j-индивид;
б)
,
Формула (б) удобна для расчетов в более многочисленных группах, ибо имеет константу в знаменателе. В малочисленных группах удобно пользоваться формулой (а).
Персональные индексы при анализе социоматрицы выборов по самооценочным критериям:
индекс положительной самооценки,
индекс отрицательной самооценки.
В общем виде ,
где – число лиц, выбранных j членом группы в качестве тех, кто, по его мнению, выбирает его в роли i-члена группы.
– число лиц, выбранных j индивидом в качестве тех, кто, по его мнению, отвергает его в роли i-индивида.
Индекс адекватности самооценки
,
где m – число правильных угадываний, n – общее число угадываний (выборов).
;
Индекс социометрической конформности
Эта величина противоположна величине социометрического статуса. Индекс социометрической конформности рассчитывается по самооценочному критерию. X указывает, как часто лицо выбирается в роли наиболее экспансивного по отношению к другим членам группы.
Групповые социометрические индексы (ГСИ)
ГСИ характеризуют структурно-функциональные свойства социо- метрических конфигураций в целом. Они свидетельствую о количественных особенностях динамики и структуры общения в группе, диагностируют степень психологической взаимности и т.п.
Индекс социометрической когерентности указывает на степень связанности элементов структуры взаимодействия в группе по числу межличностных связей, отраженных в социограмме. Вывести его формулу можно трояким путем: представить его в виде среднеарифметической по всем персональным величинам , либо по величинам , либо высчитать, взяв данные из матрицы.
,
где С – социометрическая когерентность группы, N – число величин , – суммированных в числителе (т.е. число членов).
;
;
Следовательно , где K социометрическая когерентность.
Индекс эмоциальной экспансивности группы
А показывает, сколько в среднем делает выборов каждый член группы, т.е. насколько экспансивна группа в выборах по средним значениям этого показателя независимо от знака величины экспансивности.
Индекс взаимности указывает на удельный вес парных взаимных связей в группе по отношению к теоретически возможному числу такого рода связей.
где – число персональных взаимных связей в группе по числу членов, имеющих положительную взаимность.
Индекс конфликтности в группе симметричен индексу положительной взаимности и представляет собою индекс, отрицательной взаимности, указывает на наличие и степень взаимно отрицающих пар. Присутствие таких пар снижает процессы консолидации структуры, уменьшает способность группы сохранять равновесие.
где – число взаимно отрицательных выборов в группе.
Индекс референтности группы указывает на степень взаимно-положительных связей по отношению к числу положительных связей в группе.
;
где сумма взаимно положительных выборов в группе;
сумма положительных выборов в группе. Чем выше индекс референтности, тем теснее связи элементов ядра группы, поведение которых определяет процессы выработки чувства общности.
Индекс интегративности группы указывает на способность группы сохранять сложившуюся структуру взаимоотношений и ролевых функций при данных условиях деятельности.
где N0 – число членов с нулевым социометрическим статусом.
Индекс внутригруппового предпочтения используется при анализе данных в межгрупповой социометрии.
,
где JP – индекс внутригруппового предпочтения;
N1 ‒ одна группа;
N – другая группа;
P0 ‒ возможное соотношение выборов в группе и вне ее;
x1 ‒ количество выборов в группе, а y1 – количество выборов вне ее.
Индекс объема взаимодействия в группе
может измеряться в пределах от 0 до +1.
Индекс интенсивности взаимодействия в группе.
,
где сумма сил связей в группе. f может измеряться от +1 до – 1.
Индекс концентрации взаимодействия в группе
;
.
Перечисленные выше индексы являются показателями реакций изучаемой группы на сигнал, выраженные в количественной форме, т.е. в виде числа.
См.: Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л. 1970. С. 54.