Понятие о группе в психологии, классификация групп

Понятие группы выступает одной из ключевых категорий психологии. Выступая необходимым социальным окружением, неотъемлемым условием развития и формирования личности, одной из ведущих ее потребностей, группа во многом обуславливает особенности личностного развития.

В процессе социализации, жизнедеятельности личность постоянно входит в состав различных социальных групп, занимая в каждой из них определенное общественное положение, реализуя определенные социальные роли. В процессе взаимодействия с коллективом личность может быть поглощена группой, однако, чаще всего принадлежность к коллективу охватывает лишь некоторые черты личности, оказывая влияние на человека, но, не подчиняя ее.

Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков. Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки. Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.

В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам:

  1. Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
  2. Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
  3. Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
  4. Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
  5. Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Структура группы как психологической категории

Определение 1
Под категорией группы в современной научной литературе понимается относительно устойчивая совокупность индивидуумов, связанная сложной системой взаимоотношений, которые регулируются групповыми ценностями и нормами.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Обязательными структурными компонентами группы как психологического феномена выступает наличие общих целей, норм, системы санкций, групповых ритуалов, вещной, предметной среды, совместной деятельности.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Размеры групп: особенности взаимодействия индивидов в зависимости от количественной характеристики

Современная групповая психология выделяет 3 вида общностей по количеству человек:

  1. Большая — крупное объединение, отношения внутри которого формальны, но не устойчивы. Принадлежность к такого рода объединениям дает социально значимые установки, права и обязанности. К большим группам относятся государство, профессиональные объединения, религиозные общины.
  2. Малая — основная форма коллектива, определяющая мнение индивида о себе и месте в обществе. Малая общность создает эталон мышления и поведения, которому личность стремится соответствовать.
  3. Микрогруппа — состоит из 2–3 индивидов. Обладает всеми признаками группы, характер отношений между членами неформальный, основанный на доверии, уважении, взаимной симпатии.

По мере развития индивидуальных качеств, человек может переходить из одной группы в другую или пытаться изменить характеристики объединения, в котором он оказался изначально.

Группы и их классификация

Брестский Государственный университет им. А.С.Пушкина

Реферат

ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Брест 2010

Основоположники научного коммунизма раскрыли общественную сущность человека. «Индивид, — писал К. Маркс, — есть общественное существо». Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни. Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя.

Исторические условия жизни и общения привели к тому, что люди объединились в нации, государства, классы, партии и другие общности. Они складывались не по желанию, а в силу объективных законов. Каждая общность характеризуется теми или иными психологическими особенностями. Марксизм выделяет, прежде всего, специфические черты психологии различных классов, которые В.И. Ленин определяет как «большие группы людей, различающиеся… по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Человек в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности неоднородны. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости к глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др. Поэтому можно дать следующее определение понятию группа.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.). Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение один перед другим. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе).

Теперь рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп (рис.1)

Рис. 1. Классификация групп

По размеру

Большая группа ( условная) – количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)

Большая группа (реальная) — значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)

Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

По общественному статусу

Формальная (официальная) – реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующий их труд.

Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Например, студенческая группа, штат учителей и сотрудников школы и т.д. Между членами группы устанавливаются деловые контакты. Они предполагают соподчинение или равенство. Официальная группа может перестраиваться, но это совершается опять-таки на основе определенного решения. Взаимоотношения в официальных группах, даже при одной и той же инструкции, не могут быть идентичны, поскольку в контакты вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения.

Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формаль-IDD-ных групп. Например, складываются группы товарищей по совместным играм, компании рыболовов, охотников и т.д. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если же они исчезают, то группа непременно исчезает.

По непосредственности взаимосвязей

Условная группа – объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту и т.д.). Например, спортивные журналисты решают образовать команду из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Игроки никогда не соберутся вместе, и команда никогда не будет выступать на соревновании. Но она составлена и условно существует.

Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами, т.е. взаимоотношения его членов, общие цели и задачи (например, группа однокурсников). Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть численно большой или малой. Она существует и функционирует как общность.

По личностной значимости

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Человек оформляет свои оценки, взгляды, находит образцы для подражания, которыми он дорожит и которым следует. Например, подросток стремится быть членом группы старших школьников или взрослых. Если же это ему не удается, то он подражает нормам поведения, бытующим у старших.

Нереферентная группа – это такая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека.

Антиреферентная группа – это такая группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

По уровню развития

Низкий уровень

Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношение ее участников.

Ассоциация – группа, в которой отсутствует объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

В зависимости от общественной направленности опосредующих направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.

Просоциальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования. Например, студенческая группа в начале учебного процесса.

Асоциальные ассоциации – это группы в ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства, легко превращаются в асоциальные корпорации.

Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией. Например, промышленные корпорации.

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредующихся асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.

Высокий уровень

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д. (рис.2)

Рис. 2. Основные особенности зрелого коллектива

Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в психологии. Группа, как самостоятельный субъект деятельности, может быть рассмотрена с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Основные параметры, с помощью которых возможен социально-психологический анализ группы – это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе. К характеристике группы относятся ее композиция, структура и групповые процессы. К характеристикам, определяющим человека в группе, относятся система групповых ожиданий, статусов и ролей членов группы.

Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность и т.д.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют ее отдельные члены, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

Понятие группа может рассматриваться с разных точек зрения.

Буржуазные теории групп

Буржуазные теории групп характеризуются неоднородностью исходных позиции, но их объединяет общее – стремление подменить социально-экономические, идеологические и классовые отношения буржуазного общества профессиональными, социально-психологическими, психологическими.

Многие представители этих теорий основными единицами общества считают социальную организацию и психологическую группу. Социальная организация отвечает критериям: формализованных отношений и существование иерархии власти.

Психологическая группа характеризуется такими показателями: а) взаимозаменяемость между членами группы, б) общность взглядов, убеждений, норм, в) общность цели.

В зависимости от понимания взаимоотношений личности и группы буржуазной социальной психологии обозначилось два направления: структуралисты и персоналисты. Первые считают, что в системе «организация – личность», т.е. в отношении группы и ее члена, ведущее значение имеет организация, структура. Она должна создать оптимальные условия для полного использования человеческих ресурсов. Если человек плохо работает, то причина в несовершенстве структуры группы, методов контроля, осуществления власти в ней. При этом вначале считалось, что наилучшей структурой является формальная группа, а затем была выдвинута идея о преимуществе неформальной организации.

Персоналисты исходят из других установок. Главный тезис персоналистов: структура группы (формальной и неформальной) не имеет никакого значения. Уровень эффективности человека зависит от его способностей, от того, как он их оценивает и в какой степени обладает ими.

Указанные концепции не выходят за рамки буржуазной идеологии. Они призваны найти способы укрепления капиталистической системы организации труда, поднять производительность, обеспечить сверхприбыль. И то и другое направление в своих теоретических и практических выводах проповедуют выгоду, прагматизм.

Методы изучения групп

Основным методом изучения групп является наблюдение. Оно позволяет выяснить содержательную сторону жизни общностей, их структкру, уровень развития и др. социальной психологии различают включенное и невключенное наблюдение. Первое предполагает вхождение наблюдателя, исследователя в состав общности на правах его члена. В этом случае он как бы изнутри изучает группу. Он не только исследует, но и сам участвует во всех делах. Невключенное наблюдение – изучение общности со стороны, без непосредственного участия в ее жизни. Учитель в силу специфики его труда и своеобразия положения по отношению к детской группе (классу, пионерскому отряду, комсомольской группе) оказывается в позиции как включенного, так и невключенного наблюдателя. В одних случаях он становится членом группы, в других – остается за пределами детской общности.

Для изучения некоторых сторон жизни группы используется естественный эксперимент. Он проводится в обычных для испытуемых условиях, содержание эксперимента соответствует деятельности данной общности. Например, в классном коллективе практикуется диспут как форма внеклассной воспитательной работы. Но диспут может быть экспериментальным, если он решает исследовательские задачи и проводится, исходя из этих задач. Поездка за город также может оказаться экспериментальной, если в ходе нее решаются некоторые исследовательские задачи.

Плодотворным при изучении групп является опрос, выявление мнений членов группы о разнообразных сторонах жизни данной общности. Например, в классе производится опрос о содержании и нормах внеклассной работы, выявляется мнение школьников о состоянии учебы и т.д. Опрос имеет несколько разновидностей. Наиболее часто используется интервью и анкета. Интервью предполагает получения сведений от лица при непосредственным общении; анкета – ответ на вопросы, зафиксированные письменно, что создает условие для ознакомления со всей анкетой и продумывания ответа на каждый вопрос. В интервью и анкету могут быть включены открытые и закрытые вопросы. Для закрытых вопросов в анкету включаются варианты ответов. Например: «Хорошо ли работает ваш пионерский отряд?» Варианты ответов: «Да»; «Нет»; «Не знаю». Для открытых вопросов предполагается развернутый ответ. Например: «Что тебя привлекает в работе пионерского отряда?»

Таким образом, группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое.

Литература

1. Общая психология Под редакцией: В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А Степанова

2. Общая психология Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского

3. Психология А.В. Петровский

Информация о работе «Группы и их классификация»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 13617 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 2

Похожие работы

Малая группа — понятие и классификация

32896

0

0

… Классификация малых групп Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и …

Бюджетная классификация и ее реформирование

50900

5

0

… учета, существенно повысившей прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности. В этот период осуществлялось реформирование бюджетного процесса по следующим направлениям: реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета; выделение бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств; совершенствование среднесрочного финансового планирования; развитие и расширение сферы …

Классификация товаров (на примере обуви)

20026

0

0

… на одной ступени должны исключать друг друга. Классификация должна быть непрерывной и последовательной. Различают учебные, отраслевые, государственные и международные классификации товаров. Учебные классификации используются в товароведении с целью наиболее удобного, логичного и систематизированного изучения ассортимента товаров. Отраслевые классификации разрабатываются и применяются в различных …

К вопросу о классификации тюркских языков и диалектов

57073

0

0

… . Прежде чем говорить о том, как ареальная лингвистика до известной степени может разрешить проблему языкового типа, необходимо рассмотреть вопрос об основах существующих классификаций тюркских языков. В. А. Богородицкий разделяет все тюркские языки на семь групп: 1) северо-восточную, 2) хакасскую (абаканскую), 3) алтайскую, 4) западно-сибирскую, 5) поволжско-приуральскую, 6) среднеазиатскую, …

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

  1. Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
  2. Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
  3. Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.

Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы:

  1. Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
  2. Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
  3. Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

  • лидер;
  • популярные;
  • предпочитаемые;
  • игнорируемые;
  • аутсайдеры.

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития:

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Коллективное мнение

Примером информационного давления является ситуация «Дюймовочка». Один коктейль считал Дюймовочку очень красивой, пока другой коктейль не сказал ему, что она уродлива. Обладая этой информацией, сообщество кокшаферов заставило одного из них отказаться от своей привязанности в пользу большинства. Стимулирование соответствия выражается в том, что группа предлагает индивидуальную защиту от дискомфорта вне группы, в свою очередь, человек склонен преувеличивать ценность группы и придерживаться групповых норм и корпоративной этики. Группа ценит и поддерживает особенно тех, кто обладает высоким интеллектуальным потенциалом и силой воли, которые сознательно способствуют развитию группы, повышают ее авторитет и влияние. Иногда давление сверстников заставляет прибегнуть к притворному конформизму как психологической защите — мотив: получить признание в группе или держаться подальше от неприятностей. Нонконформизм как сознание и поведение приводит к изоляции.

Коллективное мнение — это психологический феномен, который действительно показывает существование в группе, «мы-чувствующее» и конформистское большинство. Это отчетливо видно при групповом принятии решений. Обычно группа принимает среднее значение индивидуальных решений, а групповые решения являются более рискованными, чем индивидуальные решения. Например, группа в целом легко принимает решение не ходить на лекцию, в то время как отдельный студент не берет на себя смелость прервать занятия. На этапе поиска решений индивидуальные решения являются более продуктивными, а на этапе разработки или проверки выигрывают групповые решения.

Решения группы подкрепляют первоначальные мнения, т.е. лицо, которое убеждено, что деньги должны распределяться поровну, укрепит свое решение в результате группового обсуждения, так же, как и лицо, которое предложило ввести квоту занятости. Слабость группового принятия решений заключается в том, что в нем доминирует поиск консенсуса, т.е. личные мнения сосуществуют с групповым решением, что ослабляет его силу и связующую силу. В то же время групповое принятие решений создает иллюзию групповой силы и сплоченности, постулируется неуязвимость и этичность группы, превалирует стереотипный образ оппонента.

Поэтому мы рассмотрели основные психологические феномены, которые происходят, когда люди собираются вместе, чтобы сформировать группу. Теперь перейдем к анализу психологических составляющих, сопровождающих функционирование группы.

Группа проходит определенные этапы развития: этап знакомства, этап агрессии, этап устойчивого выступления, этап распада. Групповая динамика — это процесс, посредством которого взаимодействие между индивидуумами снижает напряжение каждого индивидуума в данной ситуации и приводит к взаимному удовлетворению и желанию быть в группе. Или наоборот, рост напряженности, конфликт и снижение или прекращение взаимодействия, потеря «мы-чувствуем», распад группы.

Первая стадия «Узнать тебя».

Подтверждение членами группы того, что у них есть общие интересы, демонстрация готовности работать в группе. Истинные цели различны, но люди объединились как группа для достижения общей цели или для того, чтобы каждый мог достичь своей собственной.

Я присоединяюсь к группе. В группе формируется мой личный имидж, отрабатываются коммуникативные навыки, усваиваются ценности, нормы и правила поведения. Что мне даст эта группа? Что люди ищут и ценят в группе или организации, какова их мотивация для вступления в ЭТУ группу?

Человек любит независимость. В НАСТОЯЩЕЙ группе Вы поднимаетесь выше, становитесь свободнее или НАСТОЯЩАЯ группа способствует: профессиональному росту, росту ответственности, развитию творческих способностей, удовлетворению потребности в конкуренции, поддержанию или повышению уровня, способа, образа жизни. Система поощрений и наказаний, система информации, система профессионального развития, привлекательность работы, эмоциональное удовлетворение от взаимного общения — все это составляющие деловой жизни человека, которые не могут быть идентифицированы вне определенной группы.

Как я должен себя вести? Для того чтобы мое существование в группе было психологически комфортным, я должен пользоваться благосклонностью и уважением большинства членов группы. Я могу: Вариант 1 — постепенно завоевывать расположение каждого члена группы, полагаясь на свое обаяние; Вариант 2 — сразу же продемонстрировать свое превосходство ума, красоты. Профессиональные навыки, физическая сила, в том, что я сильнее других; Вариант 3 — не выделяться, быть конформистом в группе; Вариант 4 — выделяться, вести себя демонстративно «не как все», привлекать к себе внимание своей оригинальностью; Вариант 5 — следовать поведенческому стилю «Белого ворона». То есть избегать участия в групповой деятельности и поддерживать минимальный уровень лояльности. Остаться членом группы. На этапе знакомства в группе человек представляет себя в группе как личность, проверяет соответствие своей мотивации на вступление в группу реальным обстоятельствам, выбирает стиль поведения в группе, соответствующий его характеру и мировоззрению.

Вторая стадия — это агрессия.

Эта сцена имеет несколько символическое название. Она подчеркивает, что группировка не выравнивает, а раскрывает человеческую индивидуальность. После ритуала ознакомления и понимания общих правил функционирования группы в социальной системе начинается распределение социально-психологических ролей внутри группы. Члены группы возлагают и устанавливают ролевые ожидания на себя и на других. Один человек притворяется лидером, другой — критиком, третий — «первой красавицей». Существуют «турнирные бои» — в случаях, когда ниша не может выдержать двух человек, или когда у соперников есть взаимная неприязнь. Например, два претендента на роль лидера могут: вести парами, вести свою роль, отвергать один или оба, бороться. Конечно, «бои» в группе не похожи на бои самцов оленей или бабуинов. В группе происходят споры и дискуссии, в лучшем случае желаемое «место» занимает молчаливая победа, выраженная в форме публичного одобрения — все консультируются с М., поэтому он признается самым умным; или все исповедуют К., поэтому она является эмоциональным центром группы. Иногда возможны формальные выборы: староста, менеджер, президент компании. В худшем случае закручиваются интриги, распространяются сплетни, формируются группы последователей, обращаются к начальству. В любом случае, в результате группа формирует свою собственную структуру и правила деятельности.

Уровень 3 — устойчивая производительность.

Психологическая эффективность группы зависит от гармонии ее внутренней социально-психологической структуры. Групповая сплоченность — это процесс перехода внешней структуры в психологическое сообщество типа «мы». Для каждого члена группы определяется общность: Удовлетворенность своей позицией в группе, эмоциональная привлекательность членов группы, схожесть интересов, предпочитаемый тип взаимодействия внутри группы — конкуренция или сотрудничество. Например, профессор, который является доцентом, которому кафедра предоставляет право читать лекции, уважаемый человек, у которого есть друзья коллеги — он чувствует себя комфортно, а его сознание и поведение определяется понятием «наша кафедра». Конечно, большинство членов формальной группы с таким мышлением и поведением склонны превращаться в команду с очень высоким уровнем производительности.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Конфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии. В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым. Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся:

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  • критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]