Понятие о группе в психологии, классификация групп


Психологическая характеристика групп (стр. 1 из 3)

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП. 2
1.1. Подходы к определению понятия. 2

1.2. Виды групп . 3

2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУПП. 5

3. СООТНОШЕНИЕ «ИНДИВИДУАЛЬНОГО» И «ГРУППОВОГО» В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ . 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 14

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП
1.1.
Подходы к определению понятия
.

Внимание психологии в законы формирования социальных групп вызвало жизни. Как всегда бывает, в случае существования социального заказа со стороны общества эту проблему начали быстро исследовать. Что именно вызвало интерес общества? Как почти всегда это бывает — война. Первые попытки выяснить, от чего зависит сплоченность коллектива, были совершены еще в начале Первой мировой войны. Наибольшее импульса исследования этой проблемы дала Вторая мировая война. Непосредственным поводом стало вооружение Военно-Воздушных Сил США тяжелыми бомбардировщиками Б-17 и Б-24. Экипажи этих «летающих крепостей» состояли из 10-12 человек. Но потом выяснилось, что одинаковые по уровню военной подготовки летчики, штурманы, воздушные стрелки очень по-разному вели себя во время вылетов, а именно: одни всегда выполняли задания, вторые — в половине случаев, остальные — никогда. Речь не идет о трусости. Оказалось, что в первом случае образовывался единый коллектив, во втором, в составе экипажа действовали несколько группировок, в третьем — каждый был сам за себя. Именно необходимость комплектования экипажей боевых самолетов с психологически совместимых людей инициировало развитие исследований в области психологии малых групп.

Группа — это совокупность людей, которые выделяются из социума благодаря наличию определенных признаков (общая профессия, предпочтения, взгляды

).

До недавнего времени западная психология не признавала понятие «коллектив» и оперировала понятием «малая социальная группа». В течение последних лет, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, а соответственно и в управлении, признают наличие и социальной группы, и коллектива.

В социальной психологии группа является центром, в котором удовлетворяются индивидуальные интересы, потребности и цели личности, пересекаются связи, социальные и психологические детерминанты регуляции его поведения.

Группа — конкретная общность людей, вовлеченных в типичные для них виды и формы деятельности и объединенных системой отношений.

Поведение и деятельность людей в группах регулируются общими целями, нормами, ценностями. Главные признаки группы:

— содержание и характер совместной деятельности;

— цели и задачи совместной деятельности — определенный тип отношений между лицами в группе;

— внешняя и внутренняя организация;

— принятые в группе нормы и ценности;

— осознание принадлежащими к группе лицами своей причастности к ней, наличие «мы-чувства»;

— наличие групповых атрибутов (название, символы и т.д.).

Общепринятой является классификация групп по статусу:

Формальная — группа, имеющая состав, зафиксированный в официальных документах (бригада, экипаж, отдел). Неформальной является группа людей, объединяемых по вкусам, нормами поведения, интересами. Типичный пример: музыкальные и спортивные фанаты, дворовые подростковые компании.

По характеру взаимодействия

различают группы:

В контактных (реальных) группах взаимодействие происходит непосредственно между членами группы. В условных группах взаимодействие между членами группы происходит опосредованно (через газеты, письма, выступления на радио и телевидении).

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам

различают:

референтные группы
(эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.
Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, но они всегда выступают как источник норм или правил, к которым человек хочет приобщиться.

Можно провести классификацию групп с точки зрения специфики распространения информации

и организации взаимодействия между членами группы. Так, выделяют:

1. пирамидальную
группу,
которая является:

а) системой закрытого типа;

б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;

в) информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);

г) каждый человек знает свое «жесткое» место;

д) в группе ценятся традиции;

е) руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;

ж) такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях;

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика группы.

Количество учащихся первого курса математического факультета группы 2.2 – восемь человек. Из них двое юношей и шесть девушек. Возраст студентов – семнадцать-восемнадцать лет. Ребята знают друг друга недолго, так как учатся вместе один месяц, кроме того, все приехали из разных городов. Поэтому устоявшиеся традиции пока в группе выражены слабо.

Группа довольно активна, полна творческой энергии. Преобладают положительные духовные запросы, стремление к учебе. Все члены группы стремятся сотрудничать и помогать друг другу. Вместе с тем, у некоторых наблюдается потребность в самоутверждении и самореализации, стремление выделится. Более всего уважают коллективистов, делающих все ради группы, как, например, старосту.

Большинство студентов группы живут в общежитие, что сильнее сближает их, они стремятся постоянно общаться друг с другом, а также поддерживают дружеские отношения со студентами других групп.

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.

В группе имеются органы самоуправления в лице старосты, который поддерживает связь с деканатом математического факультета и ставит в известность всех членов группы о требованиях деканата. Староста активен, легко сходится с людьми, не испытывает трудностей в общении. Также все члены группы помогают старосте и поддерживают его. Он пользуется доверием и авторитетом у своих одногруппников.

Студенты могут сами выбрать своих представителей по различным видам деятельности, например, деятельности профсоюза, организации праздников: «Первокурсник» и т. п.

Группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится.

Учащиеся легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласуют свои действия. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.

Способные организаторы группы являются ее авторитетными и полномочными представителями. Группа умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместной деятельности.

Студенты заинтересованы своей будущей профессией. Никто не сожалеет о сделанном выборе, все очень рады, что учатся на математическом факультете в ВГУ. На вопрос, «на какой факультет вы бы сейчас хотели поступить?», все ответили, что снова выбрали бы математический факультет.

Чтобы выявить структуру межличностных отношений в группе, основанную на симпатиях и эмоциональных связях, я провела социометрическое исследование.

Первый вопрос: с кем бы вы пошли на день города?

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

  1. Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
  2. Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
  3. Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.

Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы:

  1. Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
  2. Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
  3. Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

  • лидер;
  • популярные;
  • предпочитаемые;
  • игнорируемые;
  • аутсайдеры.

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Общие сведения

Коллектив (студенческая группа 12-П) сформирован в 2007 году. По возрасту коллектив довольно однороден. Разница в возрасте составляет не более 1-2 года. Все имеют неполное среднее школьное образование. Данный коллектив состоит из 9 девушек и 12 юношей. Традицией коллектива, как и всех студентов является празднование «Дня студента».

Успеваемость в группе выше среднего и она является лучшей по успеваемости из оставшихся групп. Группа учебно дисциплинирована, более слабые студенты стараются не отстать от остальных. Отстающим помогают более успевающие студенты, что характеризует сплоченность группы. Члены группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и с другими однокурсниками.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития:

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]