Введение
Любой человек, исходя из собственного опыта, осознает, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.
Обычное состояние человека, если только он не спит, — это активное, деятельное состояние. Пока он жив, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — работает, учится, занимается спортом, общается с людьми, читает и т.д. Одним словом, он проявляет активность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которую можно наблюдать даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, вспоминает и т.д.).
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований общества и государства.
Без деятельности жизнь человека невозможна. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать — пищу, одежду, жилье. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись; изменяется и преобразуется окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки меняют свое русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Человеческая деятельность формирует и изменяет самого человека, его волю, характер, способности.
https://youtu.be/nyYtWEC2teA
Практические выводы
1. Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определять оптимальные средства для их достижения. Это придаёт деятельности сознательный характер, позволяет контролировать её ход и вносить, если это нужно, определённые коррективы.
2. Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдалённые цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на пол пути, не достигнув цели.
3. Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы.
4. Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.
Понятие человеческой деятельности
Определение деятельности. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, в том числе самого себя и условий своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его деятельности не существовало в природе. Творческий характер деятельности человека проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своих природных ограничений, т.е. превосходит свои генотипически обусловленные возможности. Благодаря продуктивному, творческому характеру своей деятельности человек создал знаковые системы, инструменты воздействия на себя и природу. С их помощью он построил современное общество, города, машины; с их помощью он произвел новые предметы потребления, материальной и духовной культуры и, в конечном счете, преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением деятельности, а не совершенствованию биологической природы человека.
Современный человек живет в окружении таких объектов, ни один из которых не является чистым творением природы.
Ко всем таким объектам, особенно на производстве и в повседневной жизни, так или иначе были приложены человеческие руки и разум, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы овеществлены достижения человеческого разума. Овладение способами обращения с такими объектами, включение их в деятельность служит собственному развитию человека.
Деятельность всегда целенаправленна, активна, направлена на создание какого-либо продукта.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структура и средства. Мотив деятельности — это то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Мотивом обычно является конкретная потребность, которая в ходе и с помощью этой деятельности удовлетворяется.
Продукт деятельности выступает в качестве цели деятельности. Это может быть реальный физический объект, созданный человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе деятельности, творческий результат (идея, замысел, теория, произведение искусства).
Предмет деятельности — это то, с чем она непосредственно имеет дело. Например, предметом познавательной деятельности является все виды информации, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, а предметом трудовой деятельности — созданный материальный продукт.
Уровни потребностей
(
)
Потребность человека – это определенная нужда, которую индивид удовлетворяет в ходе сознательной деятельности. Все необходимости можно подразделить на те, которые продиктованы физиологическими и психологическими целями, а также формируемые социумом.
Иерархия уровней потребностей по А. Маслоу:
- Физиологические – основаны на желаниях, необходимых для выживания человека. К ним относятся: жажда, голод, воспроизводство. Иначе их называют естественные потребности, то есть основанные на природе человека.
- Экзистенциальные – необходимость в безопасности, комфортных условиях проживания, стабильности и порядке.
- Социальные потребности человека – продиктованы обществом и базируются на желании иметь привязанность, общаться, участвовать в совместной деятельности с другими.
- Престижные – основаны на потребности в признании, уважении со стороны других и самоуважении.
- Духовные потребности человека – желание самореализации, раскрытии потенциала.
Указанные уровни потребностей по Маслоу универсальны.
В основе естественных потребностей человека лежит интерес, он представляет собой состояние мотивации, которое стимулирует начало активной деятельности. Интересы принято подразделять на индивидуальные и групповые. Уточняя, все ли потребности нам нужны, отметим, что они реализуются последовательно. Говоря о том, что такое социальные потребности – это вторичный интерес личности, если удовлетворены физиологические желания.
Структура деятельности.
Любая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные компоненты деятельности. Действие — это часть деятельности, которая имеет вполне самостоятельную, осознаваемую человеком цель. Операция — это способ выполнения действия.
Средствами деятельности являются инструменты, которые человек использует для выполнения тех или иных действий и операций.
Любая деятельность человека имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомические и физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы’ и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности происходит планомерный переход внешних компонентов во внутренние. Это сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. Если в деятельности возникают какие-либо трудности или ее восстановление связано с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: редуцированные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, выступают вовне, а внутренние вновь становятся внешними, сознательно управляемыми.
Мотивация деятельности в процессе ее развития не остается неизменной. Так, например, в трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние мотивы отступают на второй план. Иногда активность, ранее включенная в структуру деятельности, может отделиться от нее и приобрести самостоятельный статус, превратившись в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы констатируем факт рождения новой деятельности.
С возрастом у человека меняется мотивация деятельности. Если человек меняется как личность, то трансформируются и мотивы его деятельности. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органического к материальному, от материального к социальному, от социального к творческому, от творческого к нравственному).
Деятельность и психические процессы. Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Деятельность человека невозможна без участия психических процессов, так как они служат ее неотъемлемыми внутренними моментами.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.
Воображение также связано с деятельностью. Во-первых, человек не способен представить или вообразить то, что никогда не появлялось в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения является отражением, хотя и не буквальным, опыта практической деятельности.
В еще большей степени это относится к памяти. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет собой особый вид мнемической деятельности, содержащей действия и операции, направленные на подготовку материала для лучшего его запоминания.
Мышление в ряде своих форм тождественно практической деятельности. В более развитых его формах — образной и логической — аспект деятельности проявляется в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций.
Речь также представляет собой особый вид деятельности, и для ее характеристики часто используется словосочетание «речевая деятельность». Следовательно, всякая деятельность представляет собой сочетание внутренних и внешних, умственных и поведенческих действий и операций.
Виды и развитие человеческой деятельности
Виды человеческой деятельности. Деятельность человека многообразна, но в то же время ее можно свести к «двум основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как особый вид деятельности.
Общение — это первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, обучение и труд.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. При непосредственном общении люди находятся в прямом контакте друг с другом, знают и видят друг друга, непосредственно обмениваются вербальной или невербальной информацией, не используя для этого никаких вспомогательных средств.
Игра — это деятельность, которая не приводит к производству какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и проектных игр для взрослых и детей).
Существует несколько видов игр. Индивидуальные игры — это вид деятельности, когда игрой занимается один человек, в групповых играх участвуют несколько человек. Предметные игры связаны с включением какого-либо объекта в игровую деятельность человека. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Часто в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.д.
Обучение — это вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Обучение может быть организованным и осуществляться в специальных учебных заведениях. Оно может быть неорганизованным и происходить параллельно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. Для взрослых людей обучение может приобретать характер самообразования. Специфика учебной деятельности заключается в том, что она непосредственно служит средством психологического развития личности.
Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного, развития.
Человеку практически любого возраста свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до школы основной вид деятельности — игра, хотя в детском саду он еще и немного учится и работает самостоятельно. Основной вид деятельности школьника — учеба, но и труд занимает видное место в его жизни, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого человека основным видом деятельности является труд, но по вечерам он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете), свободное время он может посвятить играм (спортивным, интеллектуальным).
Деятельность можно разделить на материальную и духовную. Первая направлена на изменение природы и общества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей. Психологи всегда придавали большое значение этим видам деятельности в истории человечества и в обосновании собственного общественного идеала
Задания
1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.
2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.
3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.
4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.
Развитие человеческой деятельности.
Когда мы говорим о развитии человеческой деятельности, мы имеем в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:
- Филогенетическое развитие системы человеческой деятельности.
- Включение человека в различные виды деятельности в ходе его индивидуального развития (онтогенеза).
- изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
- Дифференциация деятельности, в ходе которой одни виды деятельности порождают другие путем выделения и преобразования отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Филогенетическая трансформация системы человеческих деятельностей по существу совпадает с историей социально-экономического развития человечества.
В процессе развития деятельности происходят внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Во-вторых, деятельность приобретает новые средства осуществления, которые ускоряют ее ход и улучшают результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности могут обособляться и самостоятельно развиваться новые виды деятельности.