Социальные группы: понятие, примеры, классификация, функции


Признаки и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных объединений. Рассмотрим их подробнее.
  • Анонимность. Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и ответственности перед группой.
  • Внушаемость. Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.
  • Социальная заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других членов и с той же скоростью меняют их.
  • Бессознательность. Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.

Что такое социальная группа?

Социальная группа – это совокупность людей, так или иначе связанных между собой и объединенных определенными признаками. В роли таких признаков могут выступать возраст, религиозные и идеологические взгляды, принадлежность к субкультуре и прочие особенности. Социальная группа может определяться одним фактором или совокупностью нескольких факторов.

Минимальный размер социальной группы зависит от того, с какой целью она выделяется. В определенных ситуациях это может быть и 2 человека. Но в большинстве случаев речь идёт о группах, включающих хотя бы несколько человек. Максимальный размер социальной группы не ограничен и зависит от того, насколько распространен признак, по которому выделяется данная группа.

Примеры социальных групп:

  • школьники старших классов;
  • абитуриенты определенного вуза;
  • спортсмены;
  • молодые мамы на детской площадке;
  • программисты;
  • железнодорожные работники.

Социальные группы могут выделяться по разным признакам, объединяться между собой или, наоборот, разделяться по какому-то дополнительному признаку. К примеру, студенты и студентки, обучающиеся на одном курсе вуза, могут рассматриваться как одна обобщенная или две отдельные социальные группы (в зависимости от задачи).

Сопоставление человека с определенной социальной группой позволяет понимать его потребности, интересы, особенности поведения и прочие личностные характеристики, ничего о нём не зная. Поэтому данное понятие так интересует маркетологов.

Молодежь в современном обществе ( 11 класс)

Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние. Примерно столетие назад началось научное изучение проблем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений личности в юношеском возрасте связывали с половым созреванием человека. Постепенно все большее внимание стало уделяться роли социальных факторов: воздействию окружающей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте. Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11–15 лет, а ранним юношеским – 16–18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам пришел термин «тинейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на «teen» (thirteen–nineteen).

Признаки социальных групп

При объединении людей в социальные группы используется обобщение по следующим признакам:

  • наличие между ними определенных взаимосвязей;
  • прямое или косвенное взаимодействие между ними;
  • устойчивость объединяющего признака;
  • приверженность общим идеям;
  • наличие ожиданий относительно друг друга;
  • ощущение принадлежности к группе;
  • характерные особенности поведения;
  • наличие некоей внутренней организации (например, в компании друзей за каждым обычно закрепляется определенная роль).

Социальная группа – это объединение людей, которые сами как-то соотносят себя друг с другом. При этом они не обязательно взаимодействуют между собой напрямую (к примеру, прихожане церкви могут не быть знакомыми между собой, но признают, что являются частью объединения).

Причины разделения общества

Люди по своей природе социальны. Им требуется общение и взаимодействие с такими же, как они. Для более комфортного отношения с миром люди научились объединяться в группы себе подобных по каким-либо признакам.

Изначально это были неформальные объединения, в которые люди попадали непреднамеренно. Постепенно стали образовываться и формальные организации, такие как рабочие коллективы, школы и прочие.

От недостатка общения люди стремятся попасть в какой-либо коллектив. Например, пенсионеры часто вступают в политические общности, ходят на занятия для таких же, как они, или поступают в кружки по интересам. Это происходит потому, что человеку свойственно жить в обществе, и он всегда будет стремиться к общению и социальному взаимодействию.

Когда человек попадает в ту или иную группу, он чувствует себя более защищенным. Так, например, датчане и датские ученые-социологи считают, что эта нация наиболее счастлива именно по причине принадлежности людей к определенным категориям. У них очень развито направление кружков, общностей по интересам и других образований, когда человек становится частью какой-либо команды.

В современной России так сильно не развито движение объединения людей по командам, но, тем не менее, люди самостоятельно стремятся занять позицию в какой-либо подгруппе.

Классификация социальных групп

Для лучшего понимания того, что такое социальная группа, разберёмся с особенностями классификации различных групп. Американский социолог Чарльз Кули предложил разделить их на два типа:

  • Первичные. Такие группы объединяют людей, которые связаны между собой напрямую, имеют эмоциональную близость или кровное родство.
  • Вторичные. В такие группы входят люди, объединенные какими-то общими интересами, взглядами или идеями. При этом изначально у них нет личной или эмоциональной привязанности. Это может быть профсоюз или рабочий коллектив предприятия.

Другой распространенный метод классификации основывается на способе внутренней организации и регулирования взаимодействия между членами группы. В рамках данной классификации социальные группы делятся на:

  • Формальные. Такие группы обычно имеют отношение к определенным организациям, а взаимоотношения между их членами подчиняются правилам, прописанным в официальных документах. Примером такой социальной группы может служить коллектив предприятия, группа или поток студентов.
  • Неформальные. Такие социальные группы возникают стихийно на основании наличия у достаточного количества людей взаимных интересов. Примером такой социальной группы может служить компания друзей или группа молодых родителей, которые гуляют с детьми на одной и той же площадке.

Ещё один признак, который часто используется – это степень принадлежности индивида к определенной группе. Данный подход применяется, когда нужно показать отношение конкретного человека к социальной группе. Здесь возможны три варианта:

  • Ингруппа. Это социальная группа, с которой конкретный человек соотносит себя сам. Это может быть своя конфессия, компания, семья, друзья.
  • Аутгруппа. Такую социальную группу человек оценивает как чужую для себя. Это может быть чужая конфессия, другая группа в вузе или коллектив другой компании.
  • Референтная группа. Это группа, с которой человек себя не соотносит, но хочет соотносить, ориентируясь на их систему ценностей. У референтной социальной группы есть две основных функции: нормативная (даёт человеку систему ценностей, на которую можно ориентироваться) и сравнительная (позволяет оценивать себя и свои успехи на текущем этапе).

Ещё один вполне очевидный признак для классификации – численность. По нему все социальные группы делятся на два типа:

  • Малые. К данному типу обычно относят группы, насчитывающие от 2 до 30 участников. Примером может служить семья, компания друзей или школьный класс.
  • Большие. К этому типу относят группы, количество участников в которых превышает 30 (верхний предел не обозначен). Это может быть профсоюз или религиозная конфессия.

Принадлежность к социальным группам может меняться либо сохраняться в течение жизни. К примеру, место рождения, цвет кожи, пол и некоторые особенности здоровья не меняются. Соответственно, по данным признакам человек всю жизнь принадлежит к определенным социальным группам. Но при этом у него меняется возраст, социальный и семейный статус, место жительства, уровень дохода и многие другие признаки, в связи с чем он переходит между разными группами.

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте ( 10-11 класс)

Подростковый возраст – это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11 – 12 и продолжается до 16 – 17 лет – периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско – школьного статуса, с другой. Происходит становление мировоззрения молодого человека. Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Итак, социальные роли юношества: ребенок для родителей; ученик для преподавателя; лидер в группе сверстников; призывник для военкомата; спортсмен в секции; старший брат или сестра и др.

Способы деления на социальные группы

Рассмотрим несколько наиболее важных признаков, используемых социологами, маркетологами и прочими исследователями для определения социальных групп.

  • Возраст. От данного признака зависит практически всё в жизни человека: его интересы, социальный и семейный статус, здоровье и многие другие признаки, имеющие значение для социологических, маркетинговых и прочих исследований.
  • Пол. От пола также зависит сфера интересов человека, потребности, особенности здоровья, образ жизни и многое другое.
  • Территория проживания. Это может быть конкретный регион проживания или тип местности (сельская, городская).
  • Профессия. Социальная группа, выделенная по данному признаку, может включать представителей конкретной профессии (врач) или определенной специализации (хирург, ортопед, офтальмолог).
  • Религиозная принадлежность. В мире существует порядка 5000 различных религиозных направлений. У основных религий количество последователей исчисляется миллиардами.
  • Национальность. Несмотря на растущую популярность космополитизма, большинство людей в мире отождествляют себя с определенной нацией.

Разумеется, один человек на основании перечисленных признаков может быть отнесён к нескольким социальным группам. К некоторым он будет относиться на протяжении всей жизни (пол, национальность), другие будут меняться (возраст), третьи он, возможно, поменяет сам (профессия, религиозная принадлежность, место проживания).

Правила поведения в социальной группе

Для многих социальных групп характерны определенные правила поведения, называемые «групповыми нормами». Чаще всего групповыми нормами являются:

  • манера речи, сленговые особенности;
  • стиль поведения;
  • стиль одежды, характерные предметы гардероба (кепка, кеды) или аксессуары (рюкзак, портфель);
  • обычаи и ритуалы;
  • повседневные привычки.

В формальных социальных группах соблюдение групповых норм часто является требованием (к примеру, школьники должны носить форму и приходить в школу с рюкзаком или портфелем). В неформальных социальных группах нет официальных правил, требующих соблюдать групповые нормы, но их несоблюдение может привести к неуважению, непризнанию и прочим санкциям со стороны других участников.

Функции социальных групп

Ещё одним важным моментом в понимании того, что такое социальная группа, является знание её функциональной значимости (то есть, пользы, которую она может приносить своим участникам). Социологи называют следующие функции социальных групп:

  1. Экспрессивная функция. Каждый человек нуждается в выражении своих эмоций, в одобрении его взглядов и идей. Его социальная группа даёт ему возможность самовыражаться, обеспечивает уважением и одобрением со стороны других участников.
  2. Эмоциональная поддержка. В любой трудной ситуации человеку необходимо чувствовать, что он не один и у него есть круг эмоционально близких людей. Иногда это семья или друзья, а иногда – единомышленники.
  3. Социализация. Социальная группа может помочь человеку найти своё место в обществе, познакомиться с потенциальными друзьями, найти спутника жизни (более подробно о социализации читайте в этой статье).
  4. Инструментальная функция. Нельзя недооценивать важность социальных групп в плане взаимопомощи. К примеру, национальные диаспоры часто помогают людям трудоустроиться в чужой стране.

Отличия социальной группы от социальной общности

Следует отличать понятия социальная группа и социальная общность. Социальная группа – это объединение людей, так или иначе взаимодействующих между собой или имеющих отношение друг к другу, даже если они не знакомы между собой (к примеру, коллектив большой корпорации является социальной группой).

Социальной общностью называется некоторая совокупность людей, не имеющих отношения друг к другу, но объединяемых каким-то общим признаком. Кроме того, в отличие от социальной группы, она может представлять собой временное объединение людей. К примеру, зрители, пришедшие в кинотеатр на просмотр фильма – это социальная общность, но не группа.

Молодежная субкультура ( 10 класс)

Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры (от лат, sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо). Под молодежной субкультурой понимается прежде всего культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык. В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, кислотная молодежь, футбольные и музыкальные фаны и др.). В то же время можно выделить общие черты, под влиянием которых она формируется.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]