Мышление и речь тесно связаны между собой, между тем, их нельзя назвать однозначно одним и тем же. Также нельзя сказать, что одно проистекает из другого, но при этом не стоит отрицать связь мышления и речи друг с другом. Речь имеет свой инструментарий для управления ею, называемый грамматикой, тогда как мышление оперирует логикой и логическими понятиями. Логика и грамматика — это совершенно разные инструменты, выполняющие абсолютно разные функции. Их нельзя приравнять друг к другу ни с какой точки зрения. В дополнение к вышеизложенному стоит отметить, что хотя речь и мышление исторически помогали развитию друг друга, произошли они всё же по отдельности и первоначально выполняли разные функции в жизни человека.
Взаимосвязь понятий
Психология мышления и речи рассматривает эти понятия в комплексе. Именно благодаря им человек отличается от животных. Животные мыслят просто, элементарно. Они не отвлекаются от процесса размышления опосредованным сознанием. Из-за этого они обращают внимание только на видимые объекты.
Человек с помощью речи называет предмет специальным словом. Словесная оболочка позволяет сделать мысль материальной, чтобы продолжить ее изучение без видимых объектов.
Мышление без знания речи невозможно. При этом чем глубже продумывать мысль, тем больше слов понадобится для ее устного или письменного описания.
Проблемы взаимоотношения мышления и речи у Выготского
Рисунок 1. Лев Семёнович Выготский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Советский учёный Лев Семёнович Выготский, родившийся в 1896 году, много занимался изучением взаимосвязи между речью и мышлением, в том числе, он исследовал психологические функции, основываясь на данных, полученных из детской психологии, дефектологии и психиатрии. Его работа под названием “Мышление и речь”, вышедшая в 1934 году, рассматривает аспекты развития речи и мышления, также в ней рассмотрено непостоянство отношения этих двух понятий между собой и различие в их происхождении. В своей работе Выготский предполагает, что существовала некая доречевая фаза интеллекта и особая доинтеллектуальная фаза речи. По его мнению, в определённый исторический момент происходит столкновение речи и мышления, в результате чего в дальнейшем они продолжают развиваться уже рука об руку.
Особый взгляд Выготский имел и на формирование внутренней речи: он предполагал, что она развивается сначала путём накопления внутренних и функциональных изменений, а затем появляется эгоцентрическая речь “вслух”. Со временем ребёнок начинает разделять эгоцентрическую функцию речи и социальную, после чего эгоцентрическая речь постепенно переходит во внутреннюю.
Замечание 1
Книга “Мышление и речь” является первоначалом для такой советской науки, как психолингвистика.
Также в своей работе Выготский показал, насколько важна речь для развития личности. Дело в том, что речь, возникшая отдельно от процесса мышления и затем ставшая постепенно его важной составной частью, используется для трансформации наглядно-образного течения мысли в логическое и, соответственно, в абстрактное, а это делает возможным оперирование теми понятиями, что мы не в состоянии как-либо исследовать с помощью всех имеющих органов чувств.
При этом если рассматривать слово отдельно от процесса мышления, то оно теряет свою суть и становится пустым набором звуков. Но если слово приобретает значение, оно тут же может стать инструментом как для речи, так и для мышления. Именно это Выготский и считал объединяющим фактором для понятий “слово” и “мышление”.
Исторический очерк
Исследователи, занимающиеся изучением, развитием психологической науки, не отрицают прямых связей между речью, мышлением, но их мнение по поводу их генетического происхождения различаются.
Первым ученым, который внес большой вклад в изучение взаимосвязи между этими двумя понятиями, был Л.С Выготский. Он доказал, что речь, мышление должны изучаться с позиции разных корней.
Одновременно с этим ему противоречили лингвисты. Они утверждали, что нельзя связывать человеческое поведение с его речью.
Другая теория, доказывающая взаимосвязь между мышлением, речью — учение Сепира-Уорфа. С помощью этой концепции исследователи доказали, что благодаря структуре языка формируется мышление, различные способы познания реальности.
В чем состоит проявление деятельности
Для человека свойственно осуществление преобразовательной деятельности. При этом человек ведёт себя, приспосабливаясь. В частности, в начале своего развития людям было свойственно приспосабливаться к географическим и климатическим условиям. Ведь при изменении русла реки и затоплении полей в результате происходили значимые перемены в жизни проживающего поблизости народа. В первую очередь это затрагивало хозяйственную деятельность.
Постепенно человеком были сооружены дамбы, каналы, ирригационные системы. Человек подчинил себе природную стихию. То есть людьми осуществляется преобразование природы, а не только приспособление к ней. В этом состоит существенное отличие человека от представителей животного мира.
Классификация
Виды речи:
- Монологическая, диалогическая. Монологическая считается более сложной, поскольку человек что-то рассказывает другим, при этом ему никто не помогает, не подсказывает. Диалогическая — общение между разными людьми. Считается более простой.
- Описательная — самый сложный вид речи, который связан с представлением, описанием.
- Внутренняя, внешняя. Внутренняя речь не может существовать без внешней. Ее главные функции — регулирование, планирование. Внешняя — устная, громкая.
- Письменная, устная. Письменная считается более поздней, сложной. Ей можно научиться только у других людей. Устная — более простая. Ей люди обучаются самостоятельно.
Виды мышления:
- Наглядно-образное. Применяются для решения умственных задач с помощью наглядных образов, ситуаций из личного опыта.
- Наглядно-действенное. С его помощью индивид решает умственные задачи, взаимодействуя с конкретным предметом.
- Словесно-логические. Умственные задачи решаются с использованием суждений, понятий, умозаключений.
По характеру решаемых задач, мышление делится на две группы:
- Практическое — с его помощью человек намечает цель, составляет план, который предназначен для решения практической задачи.
- Теоретическое — с его помощью люди решают познавательные задачи.
Сила – в словах
Человек порой даже не представляет, какой необыкновенной способностью он обладает. Он может говорить! Только человеку это под силу, и никакому другому живому существу в мире. Очень важно уметь владеть своей речью. Желательно, всеми её видами, которых немало. К сожалению, большинство пользуется лишь устной – путём вербального общения.
Но есть ведь ещё письменная. Текстовая речь подразумевает использование графики и синтаксических конструкций, соответствие композитно-структурной организации. Чтобы создать хороший, читаемый текст, человек должен быть мыслящим. Поскольку мало просто написать. Надо сделать это так, чтобы читатель понял, что автор пытался до него донести. Именно поэтому все ораторы составляют тексты своих выступлений. Люди, готовящие речь, сначала пишут её на бумаге, после чего репетируют.
Характеристики
Мыслительные процессы:
- протекают основываясь на уже имеющейся базе знаний;
- связаны с деятельностью индивида;
- отражают взаимосвязь в словесной форме;
- исходят из живого созерцания.
Характеристики мышления:
- продуктивность;
- скорость, темп;
- целенаправленность;
- стройность, которая может быть логической, грамматической.
Характеристики речи:
- Голос — это практическое средство донесения формирующихся мыслей до других людей. Если применять голосовые навыки правильно, ими можно пользоваться как мощным инструментом для оказания воздействия на окружающих.
- Темп. Этим понятием описывают речевую скорость, произношение отдельных слов с определенными задержками. Если индивид профессионально владеет речевыми навыками, он без труда сможет корректировать темп, зависимо от того, какую информацию он излагает.
- Громкость. Зависимо от обстоятельств, индивид изменяет громкость голоса. Некоторые слова нужно выделить громкостью, чтобы акцентировать на них внимание окружающих.
- Высота голоса. С ее помощью можно передавать свое психологическое состояние окружающим. Например, если человек использует низкий голос, он кажется гораздо увереннее.
- Интонация. С ее помощью можно по-разному трактовать одни и те же слова. Только с помощью интонации можно сделать вопросительное или восклицательное предложение если идет устное описание.
Чтобы строить конструктивный диалог с окружающими, нужно уметь влиять на других людей.
От мыслей – к действиям
Наверняка эта фраза хорошо знакома каждому. И в ней – ответ на упомянутый выше вопрос.
Деятельностью является активность человека, которая несёт в себе определённый смысл. В любом случае, чего бы она ни касалась, её подразделяют на этапы. Первым делом устанавливается цель. Тут важна мотивация. Установка цели и поиск мотивации связаны с процессом анализа, в ходе которого человек «разбирает» ситуацию на кирпичики, после чего проектирует свои действия. Затем следует процесс их осуществления (как долго он длится, зависит от цели) и достижение результата.
Простой пример: человек хочет купить квартиру. Допустим, за 1 500 000 рублей. Цель – заработать эту сумму. Мотивация заключается в желании обрести собственность, личную «крышу над головой» и определенную независимость. Проектирование действий: найти работу с минимальным доходом в 45 000 рублей. Из которых 30 000 будут откладываться на покупку собственности – тогда за 50 месяцев (если следовать плану) цель будет достигнута. Когда сумма будет накоплена, а жильё приобретено, человек сравнит свои результаты с ожиданием, сверит, уложился ли он в срок и т. д. На этом примере видно, что каждое действие (то есть деятельность) связано с мышлением – с анализом, рассуждениями, просчетами, составлением плана и определением для себя каких-то выводов.
Функции и свойства
Современные психологи выделяют две функции речи:
- как один из инструментов мышления;
- как средство общения.
Первая функция делится на две подгруппы:
- обобщение — отдельные слова связаны между собой по смыслу;
- сигнализация — словами индивид обозначает какое-либо событие или явление.
Вторая функция делится на 7 подгрупп:
- Экспрессивная речь. С ее помощью человек передает эмоции относительно слов другого человека, собственных убеждений.
- Коммуникативная — с ее помощью люди обмениваются информацией.
- Познавательная — она связана с изучением предметов.
- Выразительная — выражение лица, мимика.
- Первичные функции воздействия.
- Сигнификативная — индивид рассматривает объект и обозначает его свойства словами.
- Сигнальная — специальная функция для понимания.
Связь языка и сознания
Язык является средством общения людей между собой, составляет важную составляющую общества. Он возник в результате совместного труда людей и необходимости создания совокупности звуков, обозначающих то или иное действие. Постепенно эта система звуков превратилась в устойчивый совершенный язык.
Особенностью языка является передача с помощью него результатов познания действительности, знаний и мыслей других людей.
Вместе с языком развивалось и отражение действительности – сознание.
Стоит различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное представляет психическое отражение действительности обществом. Индивидуальное – понятиями и идеями конкретного человека.
Усваиваемые идеи осмысляются в голове у человека. Они могут вызывать те или иные чувства, или оставлять его равнодушным. Эти психологические особенности определяются уже обстоятельствами жизни, индивидуальных качеств. Изучением этого занимается психология.
Нарушения
Речевые нарушения называются афазией. Выделяется 7 видов заболевания:
- Эфферентная моторная. Пациент утрачивает возможность объединить звуки между собой, из-за чего продолжает произносить отдельные простые слога.
- Оптико-монистическая. Люди, страдающие от этой формы заболевания не могут описывать действия, изображения, предметы.
- Семантическая. Пациент не может выстраивать логические связи между отдельными словами в предложениях.
- Динамическая. Люди с таким заболеванием перестают говорить фразы, заменяют их простыми фразами.
- Сенсорная. Пациент слышит других людей, но не понимает, о чем они говорят.
- Афферентная моторная. Индивид путает отдельные звуки в процессе высказывания.
- Акустико-монистическая. Происходят затруднения написания слов, предложений под диктовку.
Нарушения мыслительных процессов:
- разорванность, бессвязность;
- замедленное или ускоренное формирование мыслей;
- появление навязчивых мыслей;
- бредовое состояние;
- переоценка реальных фактов;
- бесплодные мысли, рассуждения.
Нарушение мышления вызывают соматические и психологические заболевания.
О логических операциях подробнее
В том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, помогает разобраться каждая из названных выше логических операций. В частности, анализ проводится с целью глубже понять что-либо. Он состоит в разложении предмета на составляющие части. Благодаря анализу получается разобраться в строении рассматриваемого предмета. При этом его свойства представляются более конкретизированными, а познание становится доступным для человека и полностью реальным.
Но одного разложения предмета на составляющие просто недостаточно для понимания его сущности. Поэтому следующий этап состоит в установлении связи между обнаруженными частями. Этим занимается синтез. То есть после того, как объекты были обособлены посредством анализа, они соединяются.
Сравнение представляет собой выявление общих характеристик и знаков отличия. Таким образом, человеку на протяжении долгих лет удавалось открывать новые законы. То есть происходило выявление устойчивых связей между предметами и событиями. Благодаря установленным законам человек смог оказывать воздействие на общественную жизнь и природу.
Основные формы мышления также представлены суждениями и умозаключениями. Суждение состоит в согласии или отрицании какого-либо явления. На основании суждений появляются умозаключения. Они представляют собой мыслительный процесс, направленный на то, чтобы вывести новое суждение из имеющихся.
Методы исследования
Существует несколько методик, которые используются для исследования речи, мышления:
- наблюдение;
- беседы;
- эксперименты;
- анкетирование;
- тестирование;
- программное, математическое моделирование мыслительных процессов.
Существует несколько наук, которые занимаются углубленным изучением речи:
- графология;
- риторика;
- психолингвистика;
- лингвистика.
Каждая из них изучает отдельные проявления речи, почерк, письменное, устное выражение.
Методы развития
Мышление и речевые навыки можно развивать в любом возрасте.
Для этого психологи создают новые методики, упражнения, многие из которых являются эффективными как для взрослых, так и для детей.
Методы развития речевых навыков:
- Наглядные — позволяют создать богатую теоретическую базу для дальнейшего развития речи. Для этого индивид должен путешествовать, посещать выставки, музеи, театры.
- Словесные — чтение произведений, заучивание отрывков текстов наизусть, обобщающие беседы, пересказы.
- Практические — дидактические упражнения, хороводные игры, пластические этюды.
Люди, у которых плохо развито мышление, не могут активно развиваться в творческом плане, с трудом описывают предметы, явления, выстраивают между ними логические связи.
Группы упражнений для развития мышления:
- Сравнительные методики. Их цель заключается в том, чтобы человек назвал как можно больше различий между двумя или более предметами.
- Воссоздание уже имеющихся или фантастических образов. С помощью этой методики можно развить фантазию, научиться описывать объекты, явления, их изменения под воздействием внешних факторов.
Чтобы развивать мышление, речь у детей, нужно переделать практики в увлекательные игры.
Они помогут не уставать ребенку в процессе обучения, с упоением поглощать новую информацию, развивать навыки.
Мышление и речь являются неразрывными. Только с помощью речевых навыков индивид может определять отдельные свойства предметов, для их дальнейшего углубленного изучения. Нарушения мыслительных процессов отразятся на человеческой речи и наоборот. Для развития мышления, речевых навыков применяются упражнения.
Природа возникновения речи
Речь является структурой, используемой человеком с незапамятных времён. В связи с этим нет однозначного ответа на вопрос о том, является ли человеческая способность к речи врождённой, или же речь для каждого является приобретённым навыком. Существуют различные подходы к этому вопросу, принимающие ту или иную сторону.
Например, люди, выросшие без взаимодействия с социумом, не могут овладеть каким-либо человеческим языком, что свидетельствует, казалось бы, в пользу того, что речь — это приобретаемый навык.
В то же время, есть и факты, говорящие о том, что речь — это врождённая способность. Младенец способен распознать звук человеческой речи среди множества других схожих звуков. Также интересным феноменом является и то, что у всех детей развитие речевых навыков происходит по одной и той же схеме, что отчасти тоже говорит о неких врождённых способностях к речи.
Существует множество гипотез, предполагающих о происхождении речи. Ниже приведены некоторые из них:
- Теория научения;
- Теория специфических задатков Хомского;
- Когнитивная теория Пиаже;
- Психолингвистическая теория развития речи.
Теория научения
Теория научения предполагает, что ребёнок с рождения склонен подражать. Он изображает сначала звуки, затем слова, после неуклюже строит свои первые предложения. Его первые слова обычно играют роль предложений, которые в краткой форме описывают его желания и мотивы, отличным примером здесь будет употребляемое малышами слово “ам”, которое одновременно может означать и его желание перекусить, и то, что он ест в данный момент.
Ребёнок получает положительное подкрепление от родителей после произнесения первых звуков и затем слов, отчасти это помогает ему учиться новым словам и грамматическим конструкциям и запоминать их. Но удивительно то, что на этапе формирования предложений родители обычно поощряют более грамотные логические выводы и измышления, а не правильность грамматических конструкций как таковую. Вопреки этому ребёнок усваивает и грамматические правила. Также эта теория не учитывает детскую способность к словообразованию и очень быстрому усвоению ребёнком речи именно в определённый период его жизни, а также необходимость наличия задатков для развития любого навыка.
Теория специфических задатков Хомского
Данная теория предполагает, что новорождённый человек уже обладает определёнными способностями к развитию речи как таковой, которые в норме формируются к возрасту одного года. Начиная с этого момента, ребёнок очень чувствителен к восприятию речи, а продолжается этот период примерно до трёх лет, что в целом теоретически объясняет, почему люди, удалённые от человеческого общества длительное время в детстве не способны освоить какой-либо язык. В то же время, это период развития и становления именно речи, процесс мышления же продолжает развиваться у человека вплоть до его созревания.
Когнитивная теория Пиаже
Согласно этой теории, ребёнку с рождения присуща функция восприятия и некой переработки информации. То есть ребёнку с рождением свойственно мышление, которое со временем развивается. Эта теория помогает объяснить, почему ребёнок может придумывать свои собственные слова. Также интересным фактом, косвенно подтверждающим эту теорию, является то, что дети в начале становления речи говорят только о том, что они уже понимают.
Психолингвистическая теория развития речи
Эта теория предполагает, что речь возникает в ходе бесконечного цикла “мышление—речь”, во время которого происходит постепенное усовершенствование и того, и другого. Речь для мышления выступает в качестве своеобразных символов, позволяющих “одеть” мысль для её формирования, в то же время, с усовершенствованием мыслительной способности необходимо расширение словарного запаса и речи, что также приводит к её развитию.