Вопрос 24. Понятие о мышлении. Связь мышления с другими психологическими процессами. Мышление и речь.

МЫШЛЕ́НИЕ, в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва си­но­ним по­зна­ния, осо­бен­но его выс­ших форм, от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мых от не­по­сред­ст­вен­но­го чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия; в уз­ком смыс­ле сло­ва под М. по­ни­ма­ют про­цес­сы ре­ше­ния за­дач, вы­ра­жаю­щие­ся в пе­ре­хо­де от ус­ло­вий, за­даю­щих про­блем­ную си­туа­цию, к по­лу­че­нию же­лае­мо­го ре­зуль­та­та.

М. мо­жет быть на­прав­ле­но пре­им. на по­ни­ма­ние, в т. ч. по­ни­ма­ние са­мо­го се­бя (реф­лек­сия), ли­бо на со­став­ле­ние про­ек­та дей­ст­вий («как дос­тичь то­го, что мне нуж­но»). Про­цес­сы по­ни­ма­ния вы­ра­жа­ют­ся в раз­ных фор­мах: ори­ен­та­ция в об­ста­нов­ке на ос­но­ве обы­ден­но­го опы­та, ми­фо­ло­гич., фи­лос., на­уч. по­сти­же­ние ми­ра и др. М. про­ект­но­го ти­па обес­пе­чи­ва­ет ре­ше­ние прак­тич. за­дач и со­став­ле­ние пла­нов дей­ст­вий. В ис­то­рии нау­ки имен­но ори­ен­ти­ро­ван­ное на по­ни­ма­ние М. пер­во­го ти­па (а внут­ри не­го тео­ре­тич. М.) рас­смат­ри­ва­лось как вы­ра­жаю­щее ис­тин­ную сущ­ность М. и как од­на из выс­ших че­ло­ве­че­ских цен­но­стей. Ос­но­вой М. счи­та­лись про­цес­сы ло­гич. вы­во­да на ос­но­ва­нии за­дан­ных не­об­хо­ди­мых и дос­та­точ­ных ус­ло­вий. С кон. 19 – нач. 20 вв. бла­го­да­ря ра­бо­там пред­ста­ви­те­лей вюрц­бург­ской шко­лы по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние трак­тов­ка М. как про­цес­са ре­ше­ния за­дач. Это пред­по­ла­га­ет ве­ду­щую роль мо­ти­ва­ции и це­лей, а так­же важ­ность на­вы­ков ак­тив­но­го изу­че­ния ис­ход­ных дан­ных, их рас­чле­не­ния, со­пос­тав­ле­ния и до­пол­не­ния. В рам­ках ког­ни­тив­ной нау­ки с кон. 20 в. на­ме­тил­ся пе­ре­ход от изу­че­ния за­дач на рас­су­ж­де­ния к ана­ли­зу ре­ше­ния слож­ных на­уч., тех­нич. и ор­га­ни­за­ци­он­ных про­блем, пред­по­ла­гаю­ще­го тес­ную взаи­мо­связь про­ект­но­го и тео­ре­тич. мыш­ле­ния.

Сле­дуя тра­ди­ции ари­сто­те­лев­ской ло­ги­ки, И. Кант про­ти­во­пос­та­вил два воз­мож­ных спо­со­ба М.: ана­ли­ти­че­ское и син­те­ти­че­ское. Пер­вое сво­дит­ся к рас­кры­тию то­го со­дер­жа­ния, ко­то­рое уже име­ет­ся в ис­ход­ном ма­те­риа­ле, но при этом не вы­ра­же­но яв­ным об­ра­зом; вто­рое соз­да­ёт но­вое со­дер­жа­ние. В совр. фи­ло­со­фии ана­лиз и син­тез счи­та­ют­ся до­пол­няю­щи­ми друг дру­га сто­ро­на­ми мыш­ле­ния. Так, рас­смот­ре­ние М. как еди­ной ана­ли­ти­ко-син­те­тич. дея­тель­но­сти ха­рак­тер­но для рос. пси­хо­ло­гич. шко­лы С. Л. Ру­бин­штей­на, на­ли­чие эле­мен­тов син­те­ти­че­ско­го М. в де­дук­тив­ных дис­ци­п­ли­нах, а ана­ли­ти­че­ско­го М. – в эм­пи­рич. (фак­ту­аль­ных) нау­ках бы­ло по­ка­за­но У. Ку­ай­ном.

М. мо­жет при­ни­мать раз­ные фор­мы, за­ви­ся­щие, напр., от спе­ци­фич. осо­бен­но­стей куль­ту­ры и язы­ка (см. Лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти ги­по­те­за). Ф. Барт­летт об­ра­тил вни­ма­ние на су­ще­ст­во­ва­ние ка­че­ст­вен­но разл. проф. форм М. (ма­те­ма­ти­ка, био­ло­га, ху­дож­ни­ка, юри­ста), про­ти­во­пос­та­вив их «обы­ден­но­му» М. Он так­же про­вёл раз­гра­ни­че­ние ме­ж­ду М. в за­кры­тых (за­дан­ные ус­ло­вия не­об­хо­ди­мы и дос­та­точ­ны для ре­ше­ния) и от­кры­тых сис­те­мах (спи­сок ус­ло­вий по­тен­ци­аль­но бес­ко­не­чен, а за­да­ча не име­ет стро­го­го фор­маль­но­го ре­ше­ния).

Роль сен­сор­ных ком­по­нен­тов в М. за­ви­сит от ха­рак­те­ра ре­пре­зен­та­ции ма­териа­ла и осо­бен­но­стей вы­пол­няе­мых опе­ра­ций. М. на ба­зе вос­при­ятия вы­ра­жа­ет­ся в транс­фор­ма­ции об­раза по­сред­ст­вом внеш­них дей­ст­вий или с по­мо­щью про­стран­ст­вен­ных мыс­лен­ных опе­ра­ций (напр., по­во­ро­та, из­ме­не­ния мас­шта­ба, пе­ре­но­са), дос­туп­ных, как по­ка­зал В. Кёлер, мн. ви­дам жи­вот­ных, пре­ж­де все­го при­ма­там (см. Ин­сайт). У че­ло­ве­ка М. на ос­но­ве язы­ко­вых средств не за­ме­няет об­раз­но­го М., вы­сту­паю­ще­го эф­фек­тив­ным сред­ст­вом ре­ше­ния мн. за­дач (напр., гео­мет­ри­че­ских или тех­ни­че­ских) и иг­раю­ще­го центр. роль в ря­де про­фес­сий (му­зы­кан­та, ху­дож­ни­ка, шах­ма­ти­ста и др.). Ре­че­вые вы­ска­зы­ва­ния слу­жат сред­ст­ва­ми управ­ле­ния ди­на­ми­кой об­раз­но­го М. В слу­чае до­ми­ни­ро­ва­ния вер­баль­но-ло­гич. средств М. мо­жет ис­поль­зо­вать по­ня­тия, не со­от­носи­мые не­по­сред­ст­вен­но с об­раз­ны­ми пред­став­ле­ния­ми. Не­сво­ди­мость со­дер­жа­ния М. к про­цес­сам ас­со­циа­ции чув­ст­вен­ных эле­мен­тов бы­ла опи­са­на пред­ста­ви­те­ля­ми вюрц­бург­ской шко­лы (при­ме­ром безóбразного М. мо­гут слу­жить слу­чаи, ко­гда ре­ше­ние за­да­чи или по­ни­ма­ние смыс­ла си­туа­ции воз­ни­ка­ет в соз­на­нии до по­яв­ле­ния к.-л. об­ра­зов).

Роль па­мя­ти в М. не­од­но­знач­на – на­ко­п­лен­ный опыт слу­жит как важ­ней­шим ма­те­риа­лом, так и гл. ог­ра­ни­чи­ваю­щим фак­то­ром для мыс­ли. В геш­тальт­пси­хо­ло­гии ста­ли раз­ли­чать ре­про­дук­тив­ное и про­дук­тив­ное М.: пер­вое опи­ра­ет­ся на па­мять и сво­дит­ся к вос­про­из­ве­де­нию ра­нее ус­во­ен­ных ус­та­но­вок и схем ре­ше­ния, час­то не­аде­к­ват­ных в кон­крет­ной си­туа­ции, вто­рое же яв­ля­ет­ся творч. про­цес­сом, в ко­то­ром соз­да­ют­ся но­вые зна­ния и фор­ми­ру­ют­ся но­вые сред­ст­ва ре­ше­ния за­дач.

Раз­ные ас­пек­ты М. изу­ча­ют­ся разл. дис­ци­п­ли­на­ми. Фор­маль­ная ло­ги­ка изу­ча­ет нор­мы и пра­ви­ла та­ко­го ви­да М., как рас­су­ж­де­ние (хо­тя су­ще­ст­ву­ет точ­ка зре­ния, со­глас­но ко­то­рой ло­ги­ка не­по­сред­ст­вен­но не име­ет де­ла с М.). Ис­то­рия фи­ло­со­фии и нау­ки изу­ча­ет М. как объ­ек­тив­ный про­цесс, во­пло­щаю­щий­ся в объ­ек­тах куль­ту­ры. Пси­хо­ло­гия ис­сле­ду­ет М. с точ­ки зре­ния его ро­ли в ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния и в свя­зи с др. пси­хич. функ­ция­ми (взаи­мо­дей­ст­вие в М. те­ку­ще­го и про­шло­го опы­та, влия­ние мо­ти­ва­ции и эмо­ций, ус­та­но­вок, ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей и уров­ня раз­ви­тия субъ­ек­та и т. п.). Лин­гвис­ти­ка ин­те­ре­су­ет­ся воз­мож­ным взаи­мо­дей­ст­ви­ем се­ман­ти­ки и грам­ма­ти­ки язы­ков с про­цес­са­ми ре­ше­ния за­дач. Гно­сео­ло­гия вы­яс­ня­ет воз­мож­но­сти по­сти­же­ния ре­аль­но­сти с по­мо­щью М. В рам­ках ис­сле­до­ва­ний по ис­кус­ст­вен­но­му ин­тел­лек­ту и ней­рон­ным се­тям ве­дёт­ся ра­бо­та по ма­те­ма­тич. мо­де­ли­ро­ва­нию не­ко­то­рых ти­пов М. В ког­ни­тив­ной нау­ке про­во­дит­ся меж­дис­ци­п­ли­нар­ное изу­че­ние М. с учётом дан­ных куль­ту­роло­гии и эт­но­гра­фии. Мно­гие про­бле­мы в по­ни­ма­нии М. ос­та­ют­ся не­яс­ны­ми и дис­кус­си­он­ны­ми, тре­бую­щи­ми раз­ра­бот­ки но­вых под­хо­дов.

Что такое мышление

Под мышлением

в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Основные принципы тренировки творческого мышления

И напоследок советы которые были найдены в книге “Психология критического мышления”:

  1. Искать разные пути достижения цели а затем выбирать наилучший.
  2. Обеспечивать себя достаточным кол-вом пособий (информации) и упражнений для выработки и тренировки творческих навыков.
  3. Задавать необходимые вопросы и определять наличие задачи.
  4. Определять качество идеи по её последствиям.
  5. Вознаграждать себя за оригинальные и полезные идеи, чтобы получать удовольствие от процесса.
  6. Пытаться находить решения в нестандартных ситуациях, проявлять настойчивость при неудачах.
  7. Составлять приблизительный план поиска решений (например: распознавание неизвестных факторов, поиск информации, выработка возможных решений, взгляд на задачу с различных точек зрения и определение целей).
  8. Избегать навешивая ярлыков, отнесения задачи к уже известной категории задач и поспешного принятия решений (это обеспечивает сохранение гибкости мышления).

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования

:

  • Наглядно-действенное мышление
    . Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление
    . Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление
    . Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Внимание
Память
Мышление
Воображение
Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
Разнообразие мотивов деятельности
Современные теории мотивации
Этапы освоения деятельности человеком: знание, умение, навыки, привычки
Эмоции и чувства
Воля
Все страницы

Страница 5 из 12

3.2.2 Мышление

Сущность мышления как познавательного процесса. Мышление как опосредованное познание. Соотношение мышления и чувственного познания. Физиологические основы мышления. Две сигнальные системы отражения действительности, их взаимосвязь в процессе мышления. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно- образное и словесно-логическое. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Мыслительные операции: анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, аналогия, сравнение. Индукция и дедукция как пути познания. Глубина, широта, самостоятельность, гибкость — индивидуальные характеристики мышления. Мышление и речь. Мышление и интеллект. Связь мышления с другими психическими процессами

Чувственное познание дает человеку сведения о девяти конкретных объектах в их непосредственно познаваемых свойствах. Однако не всякое явление доступно непосредственному чувственному восприятию. К примеру, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существовании и свойствах. Такое познание становится возможным опосредованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В самом общем плане он состоит в том, что мы подвергаем некоторые вещи испытанию другими вещами и, сознавая установившиеся отношения взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами изменению в них о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой деятельности, ни у субъекта на данный момент не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Таким образом, мышление — это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: — непосредственное познание невозможно из-за наших анализаторов (например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей); — непосредственное познание принципиально возможно, но невозможно в данных условиях; — непосредственное познание возможно, но не рационально. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно- следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психики людей. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием сигналов второй системы (речи), отражающих реальную действительность, но при обязательной опоре на сигналы первой системы (ощущения, восприятия, представления). В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система опирается на первую и обусловливает непрерывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятии, представлений. Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступать понятие. В своем становлении мышление проходит две стадии: — допонятийную; — понятийную. Допонятийное мышление присуще ребенку до пяти лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом (тенденцией связывать все со всем), трансдукцией (переходом от частного к частному, минуя общее), отсутствием представления о сохранении количества (С.Л. Рубинштейн). Понятийное мышление развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до понятийного, которое формируется к 16-17 годам. Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основных формах: 1) формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений; 2) решение мыслительных задач. Понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражена словом или группой слов. Например, в понятие «человек» входят такие весьма существенные признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность и производство орудий труда. Понятия принято различать: — по степени отвлеченности (конкретные и абстрактные); — по объему (единичные и общие). Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность признаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, мы имеем дело с конкретным понятием (например, «город», «мебель»). Если же при помощи отвлечения в предмете выделяется определенный признак и этот признак становится предметом изучения и, кроме того, рассматривается как особый предмет, то возникает абстрактное понятие (например, «справедливость», «равенство»). Как структурная единица мысли суждение строится на совокупности понятий. Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. К примеру, Земля вращается вокруг Солнца. Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, и опосредованно — путем умозаключений или рассуждении. Умозаключение — это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К примеру, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля — планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца. К умозаключению можно прийти методами: индукции, дедукции, аналогии. Индукция — логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Дедукция — логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному. Аналогия — логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному. Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наименее желательным является способ проб и ошибок, при котором обычно не имеется ни достаточно четкого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ, как правило, не приводит к аккумуляции опыта и не служит условием умственного развития человека. В качестве способов решения мыслительной задачи, которые не только позволяют скорее найти ответ, но и являются условиями умственного развития человека, могут быть названы такие, как пассивное и активное использование алгоритма, целенаправленная трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи. Процесс решения задач состоит из пяти этапов: 1. Мотивация (желание решить задачу). 2. Анализ задачи. 3. Поиск решения задачи на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта и на основе принципиально нового решения с учетом логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов. Решению задачи зачастую способствует озарение. 4. Доказательство и обоснование правильности решения. 5. Реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, анализирует, обобщает и классифицирует. Соответственно в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: 1. Сравнение — установление отношений сходства и различия. Результатом сравнения, кроме того, может стать систематизация или классификация — мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания. 2. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, — писал С.Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и подчеркивает, выделяет существенное». Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения. 3. Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступают формирования понятий. Абстрагированными могут быть не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче. 4. Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. 5. Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Это — отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного. Она определяется, например, в том, что из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу. Все эти операции, по мнению С.Л. Рубинштейна [65], являются различными сторонами основной операции мышления — опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений). Рассмотрим типы и виды мышления, и индивидуальные его особенности. В определении типов мышления существуют различные подходы. • По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление: — дискурсивное (умозаключающее); — интуитивное — мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью. • Мышление — это своего рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в него действий и операций ориентировочно- исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Таким образом, по характеру решаемых задач мышление подразделяют на: — теоретическое (концептуальное) понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала, и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях и умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. — теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно передаются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не мене реально, чем объективно — понятийное. Без того или другого вида мышления восприятие человека действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле. — практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента. • По содержанию решаемых задач выделяют: — предметно-действенное; — наглядно-образное; — словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание конкретного материального продукта. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его особенность состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Его функции связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления оно преобразуется лишь в плане образа (Ж. Пиаже) [60]. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь. Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Внутри этого типа различают следующие виды мышления: — теоретическое; — практическое; — аналитическое; — реалистическое; — аутистическое; — продуктивное и репродуктивное; — непроизвольное и произвольное. Теоретическое мышление — это познание законов, правил, разработка концепций и гипотез. Практическое мышление — это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени). Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер. Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики. Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека. Продуктивное — это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное — это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию. Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное — целенаправленное решение мыслительных задач. Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Таким образом, все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу. Важнейшими качествами мышления являются: • Самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. • Инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи. • Глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности. • Широта — способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями. • Быстрота — скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей. • Оригинальность — способность производить новые идеи, отличные от общепринятых. • Пытливость — потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем. • Критичность — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения. • Торопливость — непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений. Мышление носит потребностно-мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности. Одной из сложных проблем обучения в школе и вузе (особенно техническом) является акцент на развитии формально-логического мышления в ущерб мышлению образному. В результате учащиеся и студенты становятся как бы закрепощенными собственным формально-логическим мышлением: стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказывалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека. По мнению Д. Гилфорда, творческое мышление имеет следующие особенности [10]: — оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна; — способность проявления семантической гибкости, то есть умение видеть объект под новым углом зрения; — образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения; семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей. Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению становятся приверженность старым методам решения: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным; страх ошибиться и страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень тревожности; психическая и мышечная напряженность. Условиями успешного решения творческих задач являются более частое обнаружение и применение новых способов; успешное преодоление сложившихся стереотипов; умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций, сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения; разнообразие и разнонаправленность знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы. Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи [15]. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь — индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Речь выполняет ряд функций : — выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; — выступает носителем информации, памяти и сознания; — является средством мышления; — выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; — является средством управления поведением других людей. Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может нести в себе простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего, доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. В самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эмоционально-мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В этих случаях мыслительные операции и речедвигательные реакции выполняются в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении слово и мысль постоянно объединены. Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимообщением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания. Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов: — фонетического — по усвоению звукового облика слова (до 2 лет); — грамматического — по усвоению структурных закономерностей организации высказывания (до 3 лет); — семантического — по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет). Сознательно и бессознательно выбранные образы речевого поведения закрепляются и становятся привычными в речевой деятельности человека. Так рождается стиль речевой деятельности, характерный для каждого человека, который во многом определяет внутренний и внешний облик его личности. На стиль речи большое влияние оказывает профессиональная деятельность человека. Для артиста характерна эмоционально- экспрессивная речь, для военного — командно-волевая, для писателя — образно- повествовательная, для делового человека — утилитарно-прагматическая, для ученого и преподавателя — понятийно-объяснительная. Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повышает ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект. Одна из главных задач психологии состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и саморазвития своего творческого интеллекта. Контрольные вопросы 1. Сущность мышления как познавательного процесса. Мышление как опосредованное познание. Определение мышления. Мышление и восприятие. Мышление и речь. Эмоции и мышление. 2. Две сигнальные системы отражения действительности, их взаимосвязь в процессе мышления. 3. Допонятийное и понятийное мышление. 4. Формирование понятий. 5. Мыслительные операции. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. 6. Мышление в процессе решения задач. 7. Виды мышления. Практическое и теоретическое мышление. Наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление. Оперативное мышление. 8. Творческое мышление и проблема интуиции. 9. Индивидуальные различия мышления. Мыслительная деятельность и индивидуальный когнитивный стиль. 10. Речь как познавательный процесс и речь как средство общения. 11. Общая характеристика речи как коммуникативного процесса. Роль языка в общении. 12. Функции речи. 13. Развитие речи в онтогенезе.

<< Предыдущая — Следующая >>

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира

:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Стратегия решения проблем

В книге “Психология критического мышления даются стратегии и описания разных рецептов для определения проблем и поиска путей решения.

Планирование является одним из самых главных навыков мышления, который используется для управления поведением и его регуляции. План дает конкретную схему, следуя которой шаг за шагом человек приближается к достижению желаемой цели. При этом следует обдумать по меньшей мере четыре способа достижения конечной цели, даже если задача кажется четко поставленной. Такой подход увеличит размеры пространства задачи и обеспечит более благоприятные возможности для поиска оптимального решения.

Планы решения задач могут отличаться друг от друга, большинство же складывается из пяти основных шагов:

  1. Осознание того, что задача действительно существует.
  2. Формулировка задачи, в которую включается определение исходного положения и окончательной цели.
  3. Выработка и оценка возможных решений.
  4. Выбор оптимального решения.
  5. Реализация выбранного пути решения задачи с целью его проверки.

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории

:

  • Логическое – этическое
    . Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение — это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.
  • Сенсорное – интуитивное
    . Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.
  • Решительное – рассудительное
    . Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.
  • Шизотимическое – циклотимическое
    . Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
  • «Чейнжер» — «раннер»
    . Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.
  • Интроверты – экстраверты
    . Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.
  • Интерналы – экстерналы
    . Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.
  • Позитивизм – негативизм
    . Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? — Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

Поскольку речь зашла о логических ошибках, стоит рассмотреть такую разновидность мышления, которая изначально является ошибочной. Это так называемое предикативное мышление, которое психологи противопоставляют логическому. Предикатив, или сказуемое, — это то, что говорится о предмете, его качество или действие, актуальное в момент высказывания. «Предикативизм» — такой тип рассудка, когда человек отождествляет разнородные предметы по причине одинакового предикатива.

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Несмотря на свою изначальную ошибочность, предикативное мышление свойственно очень многим людям. Это именно тот иррациональный тип рассудка, на котором основаны политическая идеология и пропаганда, религия, реклама и маркетинг. Примеры «предикативизма» легко можно встретить в рекламных слоганах: «Все успешные люди пользуются шампунем этой марки!» — предполагается реакция потребителя: «Я пользуюсь шампунем этой марки, следовательно, я успешный человек». Такой потребитель будет и дальше пользоваться шампунем этой марки, чтобы сохранить статус «успешного человека». «Предикативными людьми», таким образом, очень легко управлять, они внушаемы, их можно легко обмануть.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Модель естественного планирования

В книге Девида Алена “Как разобраться с делами“ дается описание модели естественного планирования. Для выполнения практически любого действия ваш мозг совершает пять шагов:

  1. определяет цель и принципы;
  2. визуализирует результат;
  3. проводит мозговой штурм;
  4. осуществляет организацию;
  5. определяет следующие конкретные действия.

Эти пять фаз планирования проекта наступают естественным образом, чем бы вы ни занимались в течение дня. Так вы создаете что-то новое, будь то ужин в ресторане, приятный вечер, новый продукт или новая компания (подробнее о пяти шагах).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]