ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства


Тип работы:Реферат
Дата добавления:21.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Введение

Характер в буквальном переводе с греческого — чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимается совокупность индивидуально-индивидуальных психических качеств, которые проявляются в человеке в типичных условиях и выражаются в присущей ему активности в таких условиях. Характер взаимосвязан с другими аспектами личности, особенно с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в том, как он ведет себя, как он общается, как он реагирует на действия и деятельность людей.

Проявление характера

Проявление характера заложено в структуре личности, на которую влияют положительные и отрицательные его черты. При отсутствии ярко выраженных черт характера происходят значительные изменения в его структуре. Моральные ценности и убеждения человека являются главным и определяющим фактором в формировании характера. Именно они способствуют установлению длительного периода проявления поведения личности.

Характер человека имеет тесную взаимосвязь с устойчивыми и стабильными его интересами. Дефицит правильного восприятия окружающего мира, отсутствие самодостаточности и самостоятельности личности приводит к неустойчивым характерным особенностям индивида. Однако при стабильной целенаправленности и настойчивости человека глубина интересов заметно увеличивается.

Для определения характерных особенностей личности следует обратить внимание на его привязанности и увлечения. Следует проанализировать поступки человека, которые он совершает при самых различных ситуациях. Направления всей жизнедеятельности личности и его действия приводят к формированию духовных и материальных потребностей. Комплекс характерных особенностей человека и его качеств зависят от реальных достижений, а не от наличия интеллектуальных способностей.

Общее понятие о характере

Буквальный перевод с греческого означает чеканку, гравировку. В психологии под характером понимается совокупность индивидуально-индивидуальных психических качеств, которые проявляются в человеке в типичных условиях и выражаются в присущей ему активности в таких условиях.

Характер — это индивидуальное сочетание существенных качеств человека, которые выражают его отношение к реальности и проявляются в его поведении и поступках. Характер соотносится с другими аспектами человека, особенно с его темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, довольно стабилен и неизменен. Темперамент о форме проявления персонажа, который своеобразным образом окрашивает те или иные его черты.

Таким образом, у холериков устойчивость выражается в шипучей активности, у флегматиков — в концентрированном отражении. Холерик работает энергично, страстно, флегматично — методично, а не поспешно. С другой стороны, сам темперамент восстанавливается под влиянием характера: Человек с сильным характером может подавить некоторые негативные аспекты своего темперамента, чтобы контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами, как коллективность — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать на его благо, вера в его силу и способности, в сочетании с постоянной неудовлетворенностью его работоспособностью, высокая самооценка, способность критически оценивать его работу. Расцвет навыков связан со способностью упорно преодолевать трудности, не терять мужества под влиянием неудач, работать организованно и проявлять инициативу.

Связь между характером и способностями выражается также в том, что развитие таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, целеустремленность, организованность, настойчивость происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются его способности. Например, работа как одно из основных направлений деятельности развивает, с одной стороны, способность работать, а с другой — трудолюбие как характеристику.

В общении с людьми характер человека проявляется в том, как он себя ведет, как он реагирует на действия и поступки людей. Способ общения может быть более или менее чувствительным, тактичным или безжалостным, вежливым или невежливым. Характер, в отличие от темперамента, обусловлен не столько характеристиками нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт человеческой личности на мотивационные и инструментальные. Мотивация, поощрение, руководство, поддержка и инструмент придают ему определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных качеств. Речь идет уже не о содержании, а о способе осуществления деятельности. Признаемся, как уже было сказано, характер может проявляться и в выборе цели деятельности. Однако, когда цель определена, характер в большей степени играет инструментальную роль, т.е. как средство достижения цели.

Давайте перечислим наиболее важные черты личности, которые являются частью характера человека.

  • Во-первых, это черты личности, определяющие действия человека при выборе цели деятельности (более или менее сложной). Здесь рациональность, вычисление или противоположные им черты могут появиться как определенные черты характера.
  • Во-вторых, в структуры черт характера, которые касаются действий, направленных на достижение поставленных целей, включены: настойчивость, целеустремленность, порядок и другие, а также альтернатива им (например, свидетельство об отсутствии характера). В этом отношении характер близок не только темпераменту, но и воле человека.
  • В-третьих, с составом персонажа связаны чисто инструментальные черты, напрямую связанные с темпераментом: Экстравертность — интровертность, спокойствие — страх, сдержанность — импульсивность, подвижность — жесткость и др. Своего рода комбинация всех этих черт характера в одном человеке может быть присвоена определенному типу. В следующем разделе мы рассмотрим типологию символов.

Что такое характер?

Характер – это система относительно постоянных свойств психики, определяющих поведение личности и основные особенности её взаимодействия с окружающим миром. Характер формируется и развивается в течение всей жизни. Он включает в себя множество личных качеств, паттернов поведения и привычек, формирующихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Термин «характер» образован от древнегреческого слова χαρακτήρ (читается как «характэр»), которое переводится как «особая примета», «отличительная черта» или «знак».

У характера есть две ключевых особенности:

  • черты характера устойчивы, если принимать в расчёт небольшой промежуток времени, но они меняются по мере накопления знаний и жизненного опыта;
  • характер определяет всю жизнь человека, влияя на большинство его решений, поступков и высказываний.

Наиболее типичные особенности личности проявляются в характере. Таким образом, хорошо зная характер определённого человека, можно с достаточно высокой точностью предсказывать его поведение в разных ситуациях и реакцию на определённые события.

В психологии изучению характера посвящён целый раздел – характерология. Она изучает сущность характера и его типы, а также процессы его формирования и развития.

Физиологические основы характера

Физиологической основой характера является сплав особенностей типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, сложившихся в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может формировать все социально значимые характеристики личности. Но, во-первых, соединительные системы по-разному формируются представителями разных типов нервной системы, а во-вторых, в зависимости от типа эти соединительные системы проявляются по-разному. Например, характеристика может быть выдвинута в качестве представителя сильного, возбудимого типа нервной системы и представителя слабого типа. Но к нему будут обращаться по-разному и он будет проявляться по-разному в зависимости от типа.

Типология знака

Попытки создать типологию характера неоднократно предпринимались в истории психологии. Одним из самых известных и ранних было предложение немецкого психиатра и психолога Э. Крехмера в начале нашего века. Чуть позже аналогичная попытка была предпринята его американским коллегой У. Шелдоном, а сегодня — И. Фромм, К. Леонхард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих персонажей основывались на совокупности общих идей.

Самые важные из них следующие:

  • Характер человека формируется достаточно рано в онтогенезе и остается более или менее стабильным на протяжении всей жизни.
  • Сочетания личностных признаков, которые являются частью характера человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, которые позволяют идентифицировать и выстраивать типологию знаков.
  • Большинство людей можно разделить на группы в соответствии с этой типологией.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее распространенных типа строения или конституции человеческого тела: астеничный, спортивный и пикнический. Он связал каждый из них с определенным видом знака (позже выяснилось, что у автора для этого нет адекватной научной базы). Астенический тип, согласно Крехмеру, характеризуется низкой толщиной тела плоского профиля на средней высоте или выше. Астеник, как правило, тонкий и худой человек, из-за его тонкости кажется немного выше, чем он есть на самом деле. Астеник имеет тонкую кожу лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, вытянутую и плоскую грудь со слабыми мышцами и слабым накоплением жира. В основном это характерно для мужской астении. Женщины этого типа также часто не имеют достаточного размера.

Атлетический тип характеризуется сильно развитым скелетом и мускулатурой. Такой человек обычно среднего или большого размера, с широкими плечами и сильной грудью. У него толстая, большая голова.

Пикнический тип характеризуется сильно развитыми внутренними полостями тела (голова, грудь, живот), склонностью к ожирению в слаборазвитых мышцах и опорно-двигательной системе. Такой средний мужчина с короткой шеей сидит между плеч.

Тип строения тела, показанный Крехмером и частично подтвержденный последними исследованиями в области психогенетики, в некоторой степени коррелирует с тенденцией к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивный психоз чаще всего встречается у людей с чрезвычайно выраженными пикническими наклонностями. Астеник и спортсмены более склонны к шизофреническим заболеваниям. Несмотря на то, что типология Кречмера была построена спекулятивным образом, она содержала ряд важных наблюдений.

В результате было установлено, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к болезням, которые связаны с акцентированием их соответствующих черт. Более поздние квалификации персонажей были основаны на описании этих акцентуаций. Один из них принадлежит известному домашнему психиатру А.Е. Личко. Эта классификация основана на наблюдениях за подростками.

По мнению Личко, акцентуация характера — это чрезмерная амплификация индивидуальных черт характера, при которой наблюдаются отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией, которые не выходят за рамки нормы. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем подростковом возрасте. Автор классификации объясняет этот фактор следующим образом: «Под воздействием психогенных факторов, направленных на «место наименьшего сопротивления», могут возникать временные коррекционные расстройства, отклонения в поведении».

Когда ребенок подрастает, черты характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными и теряют остроту, но с возрастом могут проявиться вновь значительно (особенно при болезни).

Влияние типов характера на профессиональную деятельность

Различают от 10 до 14 типов характеров. Они могут быть гармоничными и дисгармоничными.

Гармоничные типы характеризуются достаточным развитием основных черт характера без различия, изолированностью, без преувеличения в развитии некоторых черт. Дисгармоничный — проявляется в выявлении различных черт характера и называется акцентированным или акцентированным. У 20-50% людей некоторые черты характера настолько заострены, что происходит искажение характера, акцентирование характера, в результате ухудшения взаимодействия с людьми возникают сходные трудности и конфликты.

Выражение акцентуации может быть разным: от света, который виден только в непосредственной близости, до экстремальных вариантов, когда приходится думать о том, не является ли это болезнью — психопатия. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении человеческого интеллекта) в результате резко прерванных отношений с другими людьми. Но в отличие от психопатии, акцентуации характера не проявляются постоянно, могут быть полностью сглажены с годами, приближаются к норме. Подчеркивания характера чаще (50-80%) у подростков и юношей, чем у взрослых, так как эти фазы жизни являются наиболее критическими периодами формирования характера, представления уникальности, индивидуальности. Тогда акценты могут быть сглажены или, наоборот, усилены и могут превратиться в неврозы или психопатию.

Мы рассмотрим двенадцать дисгармонических (акцентированных) типов персонажей и опишем их положительные и отрицательные качества, которые могут влиять на профессиональную деятельность человека.

1. Гипертермический тип. Она почти всегда характеризуется хорошим настроением, высоким жизненным тоном, искрящейся энергией, неконтролируемой активностью. Стремится к лидерству, к приключениям. Нужно быть осторожным с ее неоправданным оптимизмом и переоценкой ее способностей. Качества, привлекательные для собеседника: Энергия, драйв, инициатива, ощущение нового, оптимизм.

Потому что людям вокруг него не нравится: безрассудство, склонность к аморальным действиям, несерьезное отношение к порученным ему задачам, раздражительность в кругу близких людей.

Конфликты возможны при монотонном труде, одиночестве, в условиях строгой дисциплины, постоянных нравственных учений. Это приводит к тому, что человек попадает в беду. Такой человек хорошо проявил себя в работе, связанной с постоянным общением. Это: организационная деятельность, бытовое обслуживание, спорт, театр. Типичным для негров является частая смена профессии и работы.

2. Дистимический тип. Противоположность первого типа: серьезный, пессимистический. Постоянно в плохом настроении, грусти, сдержанности, сдержанности. Этих людей привлекают шумные общества, в которых работники не сливаются воедино. Они редко вступают в конфликты, чаще являются пассивной стороной. Они очень благодарны людям, которые с ними дружат и склонны им подчиняться.

Окружающие ценят их серьезность, высокую мораль, честность и справедливость. Но такие качества, как пассивность, пессимизм, грусть, медленное мышление, отделение от команды, отталкивают других от знакомства и дружбы с ними.

Конфликты наблюдаются в ситуациях, требующих быстрых действий. Изменение образа жизни имеет негативные последствия для этих людей. Эти люди делают хорошую работу в профессиях, не требующих широкого круга общения. В неблагоприятных условиях они подвержены невротической депрессии. Такая акцентуация чаще всего встречается у людей с меланхоличным темпераментом.

3. Циклоидный тип. Характерный акцент проявляется в циклически меняющихся периодах взлетов и падений. В период подъема настроения у людей наблюдается гипертимическая акцентуация, в период спада — дистимичность. Проблемы обостряются в период спада. Эти частые изменения психического состояния утомляют людей, делают их поведение непредсказуемым, противоречивым, имеют тенденцию к смене профессии, места работы, интересов.

4. Возбудимый тип. У этих людей повышенная раздражительность, склонность к агрессии, незакомплексованность, мрачность, стремление угодить, но, возможно, также лесть, полезность, склонность к грубости и использованию нецензурной лексики или молчания, медленная речь. Они активны и часто конфликтуют, не избегают ссориться со своим начальством, несчастливы в команде, деспотичны и жестоки в семье. Помимо приступов гнева, эти люди добросовестны, осторожны и проявляют любовь к детям.

Прохожим не нравится их раздражительность, темперамент, неподобающие вспышки гнева и злобы, использующие насилие, жестокость, ослабленный контроль над притяжением. Эти люди находятся под сильным влиянием физического труда, спортивных занятий. Им необходимо развивать выносливость и самоконтроль. Они часто меняют работу, потому что им не хватает жизнеспособности.

5. Застревающий тип. Люди с таким акцентом застревают на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть свои обиды и поквитаться со своими обидчиками. Они непоколебимы в своей работе и внутренней политике и, как правило, ведут длительные споры. В конфликте они часто являются активной стороной и четко определяют для себя круг друзей и врагов. Они находятся в положении власти.

Собеседникам нравится их стремление к высокой эффективности в любом бизнесе, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, честности, сильных, последовательных взглядов. Но в то же время эти люди обладают качествами, которые отталкивают других: Возмущение, недоверие, мстительность, высокомерие, ревность, амбиции. Конфликт возможен, когда самоуважение, несправедливость, препятствие на пути достижения амбициозных целей.

6. Педантичный тип. Эти люди обладают ярко выраженной ботаникой в виде ощущения деталей, при обслуживании они могут пытать посетителей с формальными требованиями, дома они изнуряют их с чрезмерной осторожностью.

Для окружающих они привлекательны своей добросовестностью, точностью, серьезностью, надежностью в бизнесе и эмоциями. Но, тем не менее, у людей есть ряд отвратительных черт: формализм, крючкотворство, переутомление, желание перенести решение на других.

Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, если его достоинства недооцениваются. Они склонны к одержимости, психике. Для таких людей профессии, не предполагающие большой ответственности, предпочтительнее бумажной работы. Они не склонны менять место работы.

7. Тревожный тип. Люди с таким акцентом узко мыслящие, боязливые, тревожные, неуверенные в себе. Они постоянно боятся за себя, за своих близких, имеют многолетний опыт неудач и сомневаются в правильности своих действий. Они редко вступают в конфликт и играют пассивную роль.

Конфликты возможны в ситуациях страха, угроз, насмешек, несправедливых обвинений. Окружающие ценят их доброту, самокритичность и трудолюбие. Но пугливость, стыд, иногда становятся мишенью для шуток. Такие люди не могут быть лидерами, которые принимают ответственные решения, потому что они характеризуются бесконечным опытом, вниманием.

8. Эмотивный тип. Человек такого типа слишком чувствителен, уязвим и глубоко встревожен. Он чувствителен к наблюдениям, неудачам, поэтому обычно у него грустное настроение. Он предпочитает близкий круг друзей и родственников, которые понимали бы его с полуслова.

Он редко ввязывается в конфликт и играет пассивную роль. Преступления не рассыпаются, а скорее остаются. Его окружению нравится его сострадание, жалость, выражение радости по отношению к счастью других людей. Он очень доволен и обладает высоким чувством долга.

Обычно он хороший семейный человек. Но крайняя чувствительность, слезливость отталкивает окружающих.

Он трагически принимает конфликты с любимым человеком, смерть или болезнь. Ему противопоказаны несправедливость, грубость, окруженность грубыми людьми. Он достигает наиболее значимых результатов в области искусства, медицины, воспитания детей, ухода за животными и растениями.

9. Демонстративный тип. Этот человек пытается быть в центре внимания и достигать своих целей любой ценой: слёзы, импотенция, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих печально известных действиях. У него высокая адаптивность к людям.

Этот человек привлекателен для других людей вежливостью, настойчивостью, решительностью, актерским талантом, способностью привлекать других, а также своей необычностью. У него есть качества, которые отталкивают людей от него, и они способствуют конфликтам: эгоизм, безудержные действия, обман, хвастовство, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком возникает тогда, когда нарушаются его интересы, когда недооцениваются его достоинства, когда сбрасывается пьедестал. Такие ситуации вызывают у него истерическую реакцию.

10. Экзальтированный тип. У людей с таким акцентом очень неустойчивое настроение, словесность, повышенное отвлечение от внешних событий. Их эмоции ярко выражены и отражены в любви.

Такие качества, как альтруизм, художественный вкус, художественный талант, сияющие чувства и любовь к друзьям, по достоинству оцениваются собеседниками. Но преувеличенное впечатление, патетизм, паника и отчаяние — не лучшие их качества. Неудачи и печальные события воспринимаются как трагические и имеют тенденцию вызывать невротическую депрессию.

Их экзистенциальная среда — это сфера искусства, художественного спорта, профессий, связанных с близостью к природе.

11. Интровертированный тип. Люди с таким акцентом характеризуются низкой общительностью, изолированностью. Они находятся далеко от всех и вступают в общение с другими людьми только тогда, когда это необходимо, обычно углубляясь в себя и в свои мысли. Они, как правило, более уязвимы, но ничего не говорят о себе или не делятся своим опытом. Даже к их родственникам относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логика часто непонятны окружающим.

Эти люди любят одиночество и предпочитают быть в одиночестве, а не в шумной компании. Они редко вступают в конфликт, только когда пытаются проникнуть в свой внутренний мир.

Они требовательны в выборе супруга и стремятся найти свой идеал. У них сильная эмоциональная холодность и слабая связь с близкими.

Люди вокруг них, как и они за их сдержанность, степень, благоразумие, сильные убеждения и честность. Но упрямая защита их нереалистичных интересов, взглядов и наличие их точки зрения, сильно отличающейся от точки зрения большинства, отталкивает людей от них.

Такие люди предпочитают работу, не требующую большого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, художественной литературе, музыке.

12. Конформный тип. Люди такого типа обладают высокой общительностью, болтливым красноречием. Обычно они не имеют мнения и не пытаются выделиться из толпы. Эти люди не организованы и склонны подчиняться другим. В общении с друзьями и семьей лидерство менее сильное, чем у других. Окруженные этими людьми, как их готовность слушать других, усердие. Но в то же время, эти люди, которые не имеют в виду короля, подвержены влиянию других. Они не думают о своих действиях и увлекаются развлечениями. Конфликты возможны в ситуациях вынужденного одиночества, неконтролируемости.

Эти люди могут легко адаптироваться к новым рабочим местам и отлично выполнять свои задачи, если задачи и правила поведения четко определены.

Как формируется характер?

Эрих Фромм в одной из своих работ написал: «Характер ребёнка представляет собой слепок с характеров его родителей». Таким образом, основными факторами формирования характера являются генетические предпосылки и личное влияние родителей или опекунов ребёнка. В дальнейшем на развитие характера влияют все, с кем личность контактирует: воспитатели и одноклассники, друзья и возлюбленные, коллеги по работе и незнакомые люди, обладающие авторитетом.

В течение всей жизни характер испытывает на себе влияние темперамента, от которого зависит реакция человека на происходящие события (то, как темперамент влияет на характер, мы рассмотрим ниже). Поэтому одни люди становятся общительными, ответственными и решительными, а другие лишены этих черт характера.

Разные черты характера закладываются в разные периоды жизни:

  • Первичные черты. Эта часть характера формируется в раннем детстве (обычно в период от 2-3 до 7-9 лет).
  • Социальные черты. Эта часть формируется преимущественно в школьном возрасте – между 7 и 14 годами. В этот период дети постигают тонкости социального взаимодействия, контактируя с родственниками, одноклассниками, друзьями и воспитателями.
  • Волевые черты. Формирование воли и дисциплины происходит в период между 14 и 18 годами. В подростковом возрасте человек постоянно сталкивается с выбором между правильными и желанными действиями, сознаёт последствия и цену принятых решений.
  • Базовые черты. Это обширная группа свойств характера, формирующаяся, развивающаяся и меняющаяся в течение всей жизни. В неё входят любознательность, общительность, отзывчивость, нравственность, способность к состраданию и прочие черты, определяющие взаимодействие человека с обществом и окружающим миром.

К совершеннолетию характер обычно формируется и закрепляется. После этого он продолжает меняться, но уже гораздо медленнее. В основном это происходит под влиянием таких факторов как:

  • пример со стороны близких и просто значимых людей;
  • чужое мнение, одобрение и осуждение;
  • культура (литература, фильмы и прочие произведения);
  • нормы морали, религия и идеология общества.

В последние годы одним из важнейших факторов, влияющих на характер людей всех возрастных категорий, стал интернет. В интернете люди знакомятся с произведениями культуры, смотрят видео и играют в игры. Но основным фактором всё же является общение. Пользователи интернета получают возможность общаться с большим количеством разных людей (в том числе иностранцев), участвовать в дискуссиях, вступать в разные сообщества.

Считается, что зрелой личностью с полностью сформировавшимся характером современный человек становится примерно к 30 годам. К этому возрасту закрепляются основные черты характера, необходимые для достижения профессиональных успехов и создания семьи. Конечно, многие люди становятся успешными и заводят семьи раньше. Но в 30-летнем возрасте у человека формируются такие фундаментальные черты как целеустремлённость, дисциплинированность, ответственность и выдержка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]