Познавательные психические процессы
Определение 1
Познавательные или когнитивные процессы – это вид психических процессов, которые связаны с восприятием и переработкой поступающих извне данных. Познавательные процессы выполняют важнейшую функцию, они обеспечивают взаимодействие личности с внешней средой.
Наука, изучающая когнитивные процессы, называется когнитивной психологией.
К познавательным процессам относят следующие формы восприятия и переработки информации:
- ощущение,
- восприятие,
- память,
- воображение,
- внимание,
- мышление,
- речь.
Рассмотрим каждый процесс по-отдельности.
Взаимодействие памяти и речи
Речь и память тесно связаны между собой. Если память и речь функционируют должным образом, человек может делится опытом и воспроизводить накопленные знания и навыки. Речь является мыслительным процессом, высшая мыслительная функция, которая обеспечивает общение людей между собой. Память в свою очередь накапливает, хранит, а затем воспроизводит полученную ранее информацию. Следует отметить тот факт, что именно речь и наряду с ней память активно развиваются в дошкольном возрасте.
Следует отметить что в большей степени речь связана с логической памятью. Запомнить легче то что было выражено в языковой форме.
Речь помогает сенсорной памяти, которая чаще всего не долговременна.
Когда человек воспринимает или порождает речь он обращается к своей памяти. Не имея памяти человек бы не мог общаться, так как не помнил бы значения слов.
Ощущения
Ощущения – основной источник информации о внешнем мире и о собственном теле, они являются одним из главных условий психологического развития. Ощущения представляют собой каналы, по которым информация о явлениях окружающей среды и состояниях организма доходит до мозга. Они позволяют человеку ориентироваться во внешнем мире и своем теле.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Все ощущения можно разделить на три основных типа:
- Интероцептивные – тип ощущений, при котором сигналы из внутренней среды обеспечивают регуляцию элементарных влечений. Они дают информацию о внутреннем состоянии организма. К ним можно отнести чувство голода, чувство дискомфорта, чувство успокоения и т.д.;
- Проприоцептивные – тип ощущений, который обеспечивает регуляцию движений тела и дает информацию о положении тела в пространстве;
- Экстрацептивные – тип ощущений, которые являются базисом сознательного поведения человека. Их условно разделяют на контактные и дистантные. Контактные ощущения возникают при непосредственном взаимодействии раздражителя с соответствующим воспринимаемым органом. К ним относят вкус и осязание. Дистантные ощущения возникают при взаимодействии раздражителя и органа чувств на определенном расстоянии. Это такие ощущения, как обоняние, слух и зрение.
Способы построения новых образов
Преобразование действительности в воображении проводится методами; называемых «техниками» воображения. К ним относятся:
Комбинирование, Сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычные комбинации. Это наиболее простая техника воображения, именно ее имели в виду исследователи прошлого дня, когда считали механизмом воображения ассоциации.
Агглютинация, Вариант комбинирования, в котором сочетанию подлежит не случайный набор черт, проходит цилепрямований их подбор согласно определенного замысла, концепции.
Акцентирование, подчеркивание определенных черт явления, которое превращает его общий вид. Оно должно выделять характерное, существенное, важное.
Гипербола и литота — Изменения величин, количественный рост и уменьшение — являются особенными вариантами акцентирование (акцентируется очень большое или очень малое по отношению к действительности. Когда в воображении сразу происходит увеличение одних сторон и уменьшение других, идет речь о поляризацию.
Идеализация, Построение свободных от всего мелочного идеализированных образов, которые иногда вызывают иллюзию исключительности и совершенства определенного явления. В стремлении к идеалу заключается главная суть мечты.
Типизация, Специфическое обобщение. Через конкретное в образе, который выступает типу, выделяется общезначимое.
Алегоризация, Создание аллегории — использование образа в переносном смысле. Образ выступает лишь условно выбранным знаком какого-либо явления действительности.
Метафоризация, Построение метафор. Метафора является более глубоким мысленным отображением явления, чем аллегория, поскольку между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство, аналогия.
Символизация, использование символов, является наиболее глубоким по смыслу, сущностным наполнением техникой воображения. Понимание языка символов помогает человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного (сновидения и др.). Символ отличается от знака тем, что он является не условно выбранным для обозначения, а глубинно, сущностно единым с тем, что он обозначает. В отличие от понятия символ имеет неограниченный объем значения. Выражению через символы подлежит только общечеловеческое, должное к самому способу существования человека.
В технике воображения всегда создается сложная динамическая единство сознательного и бессознательного.
Восприятие
Восприятие – это синтез отдельных изолированных ощущений в целостный образ. Восприятие представляет собой сложный и активный процесс отражения предметов и ситуаций, при котором происходит определение основных признаков объекта и их объединение в комплекс. Далее данная группа признаков сопоставляется с полученной информацией о предмете. При совпадении данных происходит узнавание предмета и завершение процесса восприятия.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Познавательные психические процессы 470 ₽ Реферат Познавательные психические процессы 240 ₽ Контрольная работа Познавательные психические процессы 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Для разделения вещей по разным категориям с конкретным описанием их свойств и признаков человек использует речь. Он называет воспринимаемый предмет определенным словом. Это указывает на близость восприятия и мышления.
Фантазия как творческий процесс
Фантазия — (греч. цбнфбуЯб — воображение) — ситуация, представляемая индивидуалом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания; нереальное сочетание реальных элементов; мечта, продукт воображения. Фантазии могут носить любой характер.
Различают активные и пассивные фантазии; первые вызываются интуицией, то есть установкой, направленной на восприятие бессознательных содержаний, причем либидо тотчас оккупирует все всплывающие из бессознательного элементы и доводит их, через ассоциацию параллельных материалов, до полной ясности и наглядности; пассивные фантазии появляются сразу в наглядной форме, без предшествующей и сопровождающей интуитивной установки, при совершенно пассивной установке познающего субъекта. Такие фантазии принадлежат к психическим «автоматизмам». Пассивная фантазия всегда возникает из какого-нибудь процесса в бессознательном, активная фантазия обязана своим существованием участию сознания.
С помощью фантазии человек может вживаться не только в образы других людей, но и в любые образы предметов и явлений, преобразуя их природу. Это могут быть образы живых существ, тогда человек наделяет их человеческими чертами, персонифицирует их. Так поступает, например, баснописец. Если объекты — это образы неодушевленных предметов, то фантазия может придать им облик одушевленных существ.
Сама природа творческой деятельности, открывающей новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию. Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности. Прежде всего, это потребность в поисковой деятельности, стремление к новизне, необычному, непредсказуемому. Другим мотивом фантазии оказываются часто неудовлетворенные желания различного характера. Существенным также является мотив самовыражения, желание утвердить свою личность.
Творческая фантазия — оригинальная, самостоятельная, активная и целенаправленная. Другие виды фантазии — мечта, грезы, воссоздающая фантазия (по описанию) характеризует пассивность, прихотливость. Такова например, фантазия зрителей и слушателей художественного произведения.
При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Но главное — не «переборщить» с фантазированием, чтобы фантазия не стала глупостью. Глупость — это ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Классическим носителем фантазии является сказка. Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г.А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47 [Альтшуллер Г.С. Жизнь человека 1-4-502 //Журнал ТРИЗ. -1996. — №2. — с.44-52; 1997. — N1. — с.4-15].
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу.
Память
Памятью является запечатление, сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, позволяющие накопить информацию, после того как определенные явления исчезли. Память распространяется на интеллектуальную, двигательную и эмоциональную деятельность.
По процессу формирования память условно разделяют на кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти следы произошедших событий сформировались, но еще не укрепились, а при долговременной следы сформировались и настолько укрепились, что могут сохраняться длительное время и имеют устойчивость к влиянию различных воздействий.
Воображение
Под воображением понимают когнитивный процесс, при котором объекты и явления в данным момент времени не ощущаются органами чувств, а формируются на базе полученного опыта. Воображение тесно связано с памятью и характерно только для человека. Оно может влиять на функции и движение организма.
Выделяют непроизвольное воображение, т.е. формирование образов без каких-либо усилий человека, и произвольное воображение, при котором индивидуум намеренно пытается вообразить что-то конкретное. К особым видам воображения следует отнести мечты. Мечта представляет собой сознательный процесс создания образов желаемого, они показывают, что для человека важно и к чему он стремится.
Возникновение психологии как науки
Великий философ Аристотель в трактате «0 душе» выделил психологию как своеобразную область знания, впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.
Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в ХУ11 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году — основана в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.
Внимание
Внимание представляет собой отбор нужной информации и обеспечение избирательного характера сознательной деятельности. Человек из огромного потока информации, которая его окружает, способен выбрать самые важные и необходимые вещи. При этом выделяют объем внимания, т.е. количество поступающих сигналов от раздражителей, которые преобладают и сохраняются в центре сознания. Также внимание характеризуется устойчивостью – это время, на которое определенные процессы преобладают в сознании.
Мышление
Мышление – это процесс отражения действительности в ее существенных связях и отношениях и формирование новых знаний. Мышления является сложным и важнейшим познавательным процессом, в результате которого образуется мысль. Мышление классифицируют на следующие виды:
- Наглядно-действенное. Оно возникает на практике при выполнении операций, требующих мыслительной деятельности;
- Наглядно-образное. Оно основано на представлениях и образах;
- Словесно-логическое. Оно базируется на абстрактных процессах, которые оперируют логикой и понятиями.
Мыслительные операции
Выделяют основные мыслительные операции:
- анализ,
- сравнение,
- синтез,
- обобщение,
- абстрагирование и др.
► Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
► Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
► Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
► Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
► Абстрагирование (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.