Закон Йеркса-Додсона объясняет, почему, изо всех сил стремясь к цели, мы можем существенно повысить риск провала? Как высокая заинтересованность в достижении желаемого результата может сыграть злую шутку и стать, согласно закону Йеркса-Додсона, причиной того, что дело будет брошено на полпути? Оказывается, избыточная упорность и заинтересованность в результате – не всегда идет во благо. Но почему так происходит?
Открытие закона Йеркса-Додсона
В начале прошлого века британские психологи Додсон и Йеркс исследовали особенности передвижения крыс по лабиринту при воздействии на них разрядов электротока. Сначала при увеличении его силы животные начинали пробегать по нему быстрее. Но очередное повышение силы импульсов привело к неожиданному результату – время прохождения лабиринта не уменьшилось, а увеличилось.
Эти данные привлекли особое внимание ученых. После детального изучения ситуации выяснилось, что причиной происходящего стал избыточный стресс
Он повлек за собой паническое поведение у крыс и их хаотичное передвижение по лабиринту. Поэтому время выхода из него существенно увеличилось.
Детальнее о положениях закона
Известный древнеримский философ Цицерон писал: «Страсть — есть чрезмерно сильное движение души». И эта цитата касается вовсе не любовных отношений. Она относится к избытку эмоций в любом деле и отлично отражает суть закона мотивации Йеркса-Додсона. Детальнее его описывают следующие два положения:
- Зависимость эффективности действий от уровня мотивации имеет вид кривой в форме перевернутой буквы U. Согласно ей с ростом мотивации качество деятельности повышается лишь поначалу. После достижения оптимума мотивации оно начинает стремительно снижаться.
- Согласно закону оптимума мотивации Йеркса-Додсона существует обратная зависимость между уровнем достаточной мотивации и степенью сложности задачи. Для успешного достижения сложной цели ее уровень должен быть ниже, чем для менее трудной цели.
Положения
Следовательно, по результатам проведённых экспериментов, Йеркс и Додсон сформировали закон, который состоит из следующих положений:
- Существует оптимум мотивации, то есть оптимальный её уровень, которого и следует придерживаться, если необходимо достичь желаемых результатов деятельности.
- Чем сложнее деятельность, тем меньшая мотивация будет оптимальной. То есть, при лёгкой задаче увеличение вознаграждения даст положительный эффект, но не скоро. А при сложной, наоборот, только помешает.
Четыре влиятельных фактора
Перевернутая модель U отличается для каждого человека в зависимости от ситуации. На самом деле, есть четыре фактора, которые могут повлиять на эту кривую: уровень квалификации, личность, черта беспокойства и сложность задачи.
Уровень способностей индивидуума также влияет на его выполнение в поставленной задаче. Высококвалифицированный человек, который уверен в своих силах, с большей вероятностью сможет надлежащим образом справиться с ситуациями, в которых оказывается большое давление, поскольку он может рассчитывать на свои хорошо отрепетированные ответы.
Что касается характера тревоги, уверенность человека также влияет на способ, которым они управляют любой ситуацией. Уверенный в себе человек, скорее всего, будет оставаться под давлением, потому что он не будет сомневаться в своих способностях так же, как неуверенный в себе человек.
Как работает закон Йеркса-Додсона
Пример работы закона Йеркса-Додсона — это беспокойство, которое вы испытываете перед тестом. Оптимальный уровень стресса поможет вам сосредоточиться на тесте и запомнить информацию. Однако слишком большая тревога может повлиять на вашу способность концентрироваться, что, в свою очередь, препятствует вашей способности запоминать информацию.
Еще один замечательный пример того, как действует закон Йеркса-Додсона, — спортивные результаты. Когда спортсмен готов сделать важное продвижение, идеальный уровень возбуждения (выброс адреналина) может повысить их работоспособность и позволить им добиться успеха. Но когда спортсмен слишком утомлен, это может поставить под угрозу его работоспособность. Например, известно, что уровни производительности снижаются при низком уровне активации. Это означает, что если вы выполняете относительно простую задачу, вы можете управлять гораздо более высоким диапазоном уровней активации
Например, известно, что уровни производительности снижаются при низком уровне активации.
Это означает, что если вы выполняете относительно простую задачу, вы можете управлять гораздо более высоким диапазоном уровней активации.
Простые задачи, такие как изготовление копий или работа по дому, менее подвержены влиянию очень низких или очень высоких уровней активации. Однако на вашу производительность для гораздо более сложных задач, фактически, влияют низкие и высокие уровни активации.
Если уровень возбуждения человека слишком низок, он может чувствовать, что ему не хватает энергии, необходимой для выполнения задачи
. Тем не менее, действительно высокие уровни возбуждения могут быть такими же проблематичными и могут привести к недостатку концентрации и меньшей эффективность.
Как это работает?
Следуя вышеуказанным положениям, можно сделать вывод, что на самом деле секрет успеха очень простой. При сложной работе человек должен быть сконцентрирован только на самом результате, который и будет являться его поощрением.
Также важно, чтобы он сохранял спокойствие, не был слишком заинтересован в нём. Как говорится «делай, что должен и тогда всё получится»
Обычно, когда кто-то совершает героический поступок или создаёт что-то уникальное, он говорит о том, что просто делал свою работу и ничего сверхъестественного в этом не видит.
Замечали, что когда возникает чрезвычайная ситуация, требующая срочных действий или принятия верного решения, человека словно парализует и он оказывается неспособным вообще думать?
Подобная реакция не характеризует его как слабоумного или трусливого. Просто в такой момент он испытывает состояние, похожее на панику. Мозг просто отказывается рационально мыслить, чувства настолько захватывают, что мешают ему выполнять свои функции.
Вот точно так же и при усиленной стимуляции. Личности настолько хочется получить столь значимое поощрение, что больше ни о чём другом думать не может. Поэтому сбивается, начинает нервничать ещё больше, что впоследствии грозит полным провалом.
Вводная информация
Читали «Анну Каренину» Льва Толстого? В этом романе упоминается о Степане Аркадьевиче Облонском, родном брате Анны. Он был председателем присутственного места и достаточно уважаемой личностью. Так как прекрасно выполнял свои обязанности.
А знаете, почему у него выходило справляться с работой? Потому что, по мнению автора, он совершенно был к ней равнодушен. Его интересовало только жалованье, которого он не хотел лишиться. Поэтому исполнять обязанности приходилось без ошибок. Но своему делу он не отдавался полностью, не жертвовал личным временем и не стремился к совершенству.
Думаете, к чему вам эта информация? А к тому, что пример с Облонским как раз и объясняет действие закона Йеркса-Додсона. Если человек излишне заинтересован, результат его деятельности будет низким. Точно таким же, как и при отсутствии мотивации.
Примеры действия закона Йеркса-Додсона
К ярким примерам его проявления можно отнести следующие ситуации:
- Провалы ответственных учеников-отличников на важных вступительных экзаменах.
- Неудачи в похудении среди людей, которые всерьез берутся за дело.
- Отказы в приеме на работу людям, которые продолжительное время основательно готовились к собеседованию.
Приведенные примеры отражают парадоксальные в понимании многих из нас ситуации. Ведь в них нацеленные на результат люди терпят крах из-за чрезмерной мотивации
Закон Йеркса-Додсона открывает эффективность деятельности с новой стороны, акцентируя внимание на умеренном настрое. Как такое возможно?
§ 6. Мотивация и эмоция
Психологи, которые интересовались эмоциями главным образом как аффективными переживаниями, часто также были вынуждены рассматривать их как континуум от чувства к эмоции. Эта позиция, как и позиция физиологов, вполне понятна. Если рассматривать лишь один аспект эмоциональной реакции, то оказывается, что он является общим как для эмоции, так и для менее интенсивных реакций. Можно ли на этом основании заключить, что вопрос об эмоции — это лишь вопрос о степени реакции? Вернемся к эмоциональному поведению. Оно встречается, очевидно, лишь тогда, когда мотивация становится слишком сильной. Этимология раньше, чем наука, установила родство между понятиями мотивации и эмоции, которые оба происходят от слова «movere». Мотивация и эмоция приводят в движение организм, но «е» («ех»), имеющееся в понятии «эмоция», указывает на направление движения. Эмоция — это то, что вызывает движение «вовне», и общепринятое употребление этого слова подтверждает такую интерпретацию.
Между мотивацией и эмоцией имеются сходство и различие. Чтобы произошла адаптация к возникающим перед нами задачам, необходима достаточная мотивация. Однако если мотивация слишком сильна, мы лишаемся части наших возможностей, и адаптация становится менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляются признаки эмоций и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясь эмоциональными реакциями.
Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакций ситуации. Эта связь соответствует отношению между интенсивностью мотивации и реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации. Как говорил Хоудж (1935), «эмоциональные реакции обратно пропорциональны способности высших мозговых центров противостоять данной ситуации». Психоаналитики, пользуясь своим словарем, утверждают то же: «В общем необычно сильную эмоциональную реакцию можно рассматривать как «производную» от чего-то такого, что в прошлом было подавлено… Эмоциональные вспышки возникают тогда, когда обычный контроль «Я» становится недостаточным: а) из-за чрезмерного усиления возбуждения или б) предшествующей блокады состояния разрядки (Fenichel, 1953, р. 24).
Такое понимание вполне согласуется с существованием континуума как в плане внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, — так и в физиологическом плане — от слабой активации к сильной.
Влиятельные факторы в отношениях между стрессом и работоспособностью
Есть как минимум четыре фактора, которые имеют очень важная роль во взаимосвязи между уровнем активации и производительности : сложность задачи, уровень квалификации человека, который ее выполняет, его личность в целом и фактор черты тревоги в частности. Каждый из них по-своему модулирует действие закона Йеркса-Додсона.
Сложность задачи
Если задача, которую мы должны выполнить, трудна, нам нужно будет вложить больше познавательных ресурсов (например, в отношении внимания или оперативной памяти), чем если бы это было не так. Соответственно, сложные задачи требуют более низкого уровня давления так что достигается оптимальная производительность чем простые, так как они стимулируют себя.
Это приводит к мысли о том, что важно адаптировать уровни давления окружающей среды к сложности задачи, чтобы повысить производительность, чтобы спокойная обстановка была более целесообразной при выполнении сложных задач, в то время как среда Обогащенный может помочь улучшить качество при решении простых задач
Уровень мастерства
Как это бывает со сложностью задач, учет уровня мастерства субъекта трансцендентен при определении идеального давления среды. Мы можем сказать, что практика в домене уменьшает сложность задач, которые включены в этот Таким образом, связь этих двух переменных может быть полезна при применении закона Йеркса-Додсона.
Личность
Было бы редукционистским думать, что изменение уровня стимуляции или давления окружающей среды без лишних усилий может позволить нам надежным образом влиять на работу других людей: если бы мы это сделали, мы бы игнорировали что-то столь же важное, как личность каждого человека. Таким образом, например, если мы следуем нейробиологической теории личности, предложенной Гансом Айзенком, мы можем сделать вывод, что Экстравертированные люди, как правило, нуждаются в более высоком уровне активации мозга чтобы достичь его оптимальной производительности, в то время как биологически интровертированные люди обычно предпочитают, чтобы давление на окружающую среду было минимальным
Таким образом, например, если мы следуем нейробиологической теории личности, предложенной Гансом Айзенком, мы можем сделать вывод, что Экстравертированные люди, как правило, нуждаются в более высоком уровне активации мозга чтобы достичь его оптимальной производительности, в то время как биологически интровертированные люди обычно предпочитают, чтобы давление на окружающую среду было минимальным.
Статья по теме: «Теория личности Эйзенка: модель PEN»
Тревога-черта
Фактор личности, который мы знаем как «черта тревоги», относится к тенденции испытывать негативные эмоции, связанные с тревогой, такие как беспокойство, страх и беспокойство. Черта беспокойства составляет ядро конструкции Невротизма ; в этом смысле он противоположен фактору эмоциональной устойчивости.
Как можно предположить, люди, которые имеют очень выраженную тенденцию чувствовать беспокойство, практически всегда негативно реагируют на повышение уровня стресса. Как и в случае с интровертами, может быть серьезной ошибкой забывать, что люди с этой характеристикой лучше работают при низких уровнях стимуляции.
Может быть, вы заинтересованы: «Невроз (невротизм): причины, симптомы и характеристики»
Где применять?
В работе
Особенно, если вы являетесь руководителем. Чаще всего работодатели стремятся максимально высоко поощрить сотрудников, думая, что тогда они более ответственно отнесутся к работе. Но впоследствии оказывается, что это наоборот, вызывает у них негативное отношение к обязанностям.
Да и возрастает уровень стресса в силу конкуренции и напряжения. Эмоциональная нестабильность ввиду возникшего ажиотажа и чрезмерного вовлечения в процесс негативно сказывается на концентрации. Что впоследствии приводит к ошибкам и даже апатии. Так как энергия затрачивается также по максимуму.
Для саморазвития
Ваша мотивация должна быть оптимальной, иначе ожидаемого развития и изменений в психологии своей личности не достичь. Например, если вы хотите похудеть и все мысли заняты только этой идеей, долго продержаться на правильном питании не выйдет.
Вы просто сами себе будете мешать и провоцировать срывы. Изнурительные нагрузки и ограничения в еде приведут к сильнейшему стрессу. Который, как вы можете узнать из этой статьи, приносит немало вреда здоровью.
Необходимо успокоиться, осознать, что похудение – скорее всего, длительный процесс и осуществлять запланированное стоит без суеты. Тогда появляется шанс ощутить удовольствие и удовлетворение, постепенно наблюдая желаемые результаты.
Закон Йеркса-Додсона или модель перевернутого U
В 1908 году психологи Роберт Мернс Йеркс и Джон Диллингем Додсон опубликовали свою модель перевернутой буквы U, результат исследований, которые они осуществили вокруг влияния давления (которое можно понимать как уровень стресса, активации или физиологической тревоги). и познавательный) в выполнении задач, которые включают сложные умственные операции.
Модель Йеркса и Додсона утверждает, что связь между стрессом и производительностью может быть представлена в форме перевернутой буквы U. Это означает, что производительность будет оптимальной, если уровень активации будет умеренно высоким ; С другой стороны, если оно слишком высокое или слишком низкое, это отрицательно скажется на результате выполнения задачи.
Таким образом, закон Йеркса-Додсона гласит, что лучший способ повысить производительность — это повысить мотивацию для выполнения объективных задач, хотя в равной степени важно обеспечить, чтобы рабочая нагрузка не становилась трудной для управления, поскольку что это мешает естественному развитию деятельности и вызывает неприятные ощущения. Когда мы выполняем задачи с низким уровнем стресса или тревоги, нам часто становится скучно, или отсутствие давления снижает нашу производительность; Если требования чрезмерны, мы склонны испытывать чувство тревоги и общее психологическое недомогание
С другой стороны, когда задача стимулирует и стимулирует, мы концентрируемся больше
Когда мы выполняем задачи с низким уровнем стресса или тревоги, нам часто становится скучно, или отсутствие давления снижает нашу производительность; Если требования чрезмерны, мы склонны испытывать чувство тревоги и общее психологическое недомогание. С другой стороны, когда задача стимулирует и стимулирует, мы концентрируемся больше.
В этом смысле мы можем связать закон Йеркса-Додсона с другой очень популярной психологической концепцией: состоянием потока (или «потока»), описанным Михай Чиксентмихали. Согласно этому автору, стимулирующие задачи, соответствующие уровню навыков, с четко определенными целями и с немедленной обратной связью, создают полное и полезное умственное вовлечение.
Эксперименты
На животных
В 1908 году, соответственно, Йеркс и Додсон решили провести эксперимент на мышах, чтобы выяснить, какое влияние имеет сила мотивации на эффективность их деятельности при совершенно разных уровнях сложности поставленной задачи.
Испытуемым необходимо было успешно пройти лабиринт, изначально выбрав правильный вход в него. В случае быстрого и успешного прохождения задания – в конце их ожидала награда, непосредственно особь противоположного пола. В крайнем случае – удар током, абсолютно разной силы.
Так вот, оказалось, что если в процессе выполнения задания давать небольшой разряд, мыши ускорялись, но, при достаточно болезненном – начинали двигаться медленней, порой совсем теряясь в лабиринте, не найдя выхода.
В дальнейшем подобный опыт проводился на шимпанзе, кошках и даже цыплятах, результаты которого только подтвердили теорию.
На людях
Предоставив группе испытуемых головоломки, экспериментаторы в качестве стимула предложили денежное вознаграждение за решение каждой задачи. Причем награда, изначально совершенно ничтожная, с каждым выполненным заданием увеличивалась в несколько раз, постепенно достигая значительной суммы.
Оказалось, что за символические деньги люди трудились кое-как, совершенно без энтузиазма. Он начинал расти наряду с так называемой зарплатой. Эффективность труда также возрастала. Но когда сумма становилась неоправданно высокой, в группе начиналась паника, которая приводила к ошибкам в работе.
По каким критериям определяют оптимум мотивации?
Признаки наступления оптимума мотивации | Признаки утраты оптимума мотивации |
Устойчивый настрой в заданном направлении. | Нарастающее напряжение, переходящее в нервозность. |
Адекватная реакция на происходящее, включая непредвиденные сложности. | Повторяющиеся ошибки. Подмена искреннего энтузиазма чисто волевым настроем. |
Стойкий интерес к процессу работы. | Желание бросить начатое. Нарастание тревоги и страха. |
Поиск творческого решения задач. | Паника и неспособность спокойно воспринимать непредвиденные обстоятельства. |
Закон Йеркса-Додсона
На графике отложены две кривые, иллюстрирующие так называемый закон Йеркса-Додсона. Это один из старейших психологических законов (он сформулирован еще в 1908 году), который показывает успешность в зависимости от уровня мотивации на задачах различной сложности. Он был многократно проверен: на мышах, циплятах, шимпанзе и в конце концов людях. Результаты всегда одни и те же: для каждой задачи существует оптимум мотивации и превышение этого оптимума МЕШАЕТ, а не помогает. Испытуемые начинают затрачивать больше времени и делать больше ошибок. Мы привыкли думать, что чем сильнее хочешь, тем вероятнее получишь. Отчасти это так. Но начиная с какого-то предела, излишняя мотивация превращается в страх, который парализует нас.
Это похоже на управление сотрудниками различной квалификации: рабочих на стройке, выполняющих простую работу нужно много мотивировать. Конечно, если их начать бить нагайками, то, наверное, они откажутся работать. Но орать на них – вполне нормальная практика. Если же вы попробуете надавить на какого-нибудь высококвалифицированного дизайнера или программиста, то он просто развернется и со словами «нет, я не могу в таких условиях работать» пойдет работать на конкурентов. Ведь правда? Лишняя мотивация мешает. Причем не только отрицательная (наказание), но и положительная!
Социальный психолог Альфи Кон (Alfie Kohn) в своей книге «Наказанные наградой» пишет: «Одно из наиболее хорошо воспроизводимых открытий в области социальной психологии – факт, что чем больше вы платите людям за то, что они что-то делают, тем больше их интерес смещается от деятельности, которую им приходится делать, на получение награды.»
Для иллюстрации он приводит такую притчу: «Каждый день одного пожилого человека оскорбляла ватага десятилетних мальчишек, которые проходили мимо его дома по дороге в школу. Однажды он вышел к ним и сказал: «Завтра за каждое ругательство в мой адрес я дам вам доллар!». Мальчишки пришли назавтра и он выполнил свое обещание. Расплатившись, он сказал: «Приходите завтра еще, я буду давать вам по 25 центов». Завтра повторилась таже история. На следующий день он пообщал им по центу. «По центу?» – возмутились мальчишки. «Мы не будем заниматься этим за цент!» Больше они никогда не приходили.» Лишняя мотивация мешает. Помните об этом.
§ 7. Оптимум мотивации
Идея оптимума мотивации, в сущности, столь же стара, как и человеческая мысль, и моралисты всегда осуждали чрезмерные страсти, из-за которых человек терял контроль над собой.
Поэтому психологи разных стран признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности, точнее говоря, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставит перед нами среда. Как говорил в 1920 г. Пьерон, объективно эмоция, видимо, характеризуется также довольно сильной диффузной реактивностью, которая выходит за рамки ответов, непосредственно соответствующих возбуждению (1959, 2, р. 149). Даже психологи, признающие континуум активации,отмечают это нарушение адаптации, возникающее, когда интенсивность ситуации становится слишком сильной. Так, Линдслей (1957) показал, что когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и ослабления контроля. Однако экспериментальное доказательство существования оптимума мотивации было получено гораздо позже ввиду трудностей экспериментального изучения эмоций. Первые работы, в которых был выявлен этот оптимум, не касались собственно эмоции, но они установили зависимость между показателем активации и качеством исполнения. Йеркс и Додсон (1908) были первыми, кто обнаружил оптимум мотивации у животных. В следующем параграфе мы вернемся к их важному вкладу в науку. Однако их работы не сразу получили признание. Даффи (1932) установила, что результаты детей, которые были чрезмерно напряжены (напряжение измерялись с помощью динамографа), оказались хуже. Она вновь высказала мысль о существовании оптимума напряжения, зависящего от задачи и индивидов.
Наиболее важный эксперимент был поставлен Фрименом (1940). Он измерял у одного испытуемого время реакции и одновременно уровень сопротивления кожи (КГР). Эти измерения, сделанные на протяжении нескольких дней и в разное время суток, дали результаты, представленные на рис.1. На нем отчетливо виден оптимум активации. Шлосберг (1954), сомневаясь в этом, повторил эксперимент, измеряя помимо времени реакции тремор руки (амплитуду дрожания); сопоставив эти два измерения с сопротивлением кожи, он получил ту же самую кривую с максимумом. С этими результатами изучения спонтанного континуума активации, оцениваемой по физиологическим показателям, следует сопоставить данные, свидетельствующие о том, что с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается.
Рис. 1. Соотношение между величиной сопротивления кожи ладони и временем реакции у испытуемого в различных состояниях бодрствования (по: Freeman G. L., 1940, р. 606).
Это можно наблюдать и в повседневной жизни. Учащиеся теряются на экзамене, военным хорошо известно, что войска лучше маневрируют на учениях, чем Б бою. Установлено, что в бою лишь треть солдат стреляет по команде. Исследование Стеннетта (1957) показывает отношение между активацией, мотивацией и исполнением. Задача была на слуховое слежение (tracking): испытуемый должен был поворачивать ручку так, чтобы исчез звук, при этом точка, соответствующая нулю, периодически смещалась программистом. После обучения испытуемого вводились три уровня мотивации:
- слабая мотивация: задача представлялась как калибровка
- средняя: небольшие вознаграждения за успехи;
- сильная: большое вознаграждение за успех, электрические удары за неудачу.
Активация, измеряемая по КГР и тонической активности (ЭМГ активной и неактивной руки), увеличивалась от ситуации 1 к ситуации 3, однако лучшие результаты были получены в ситуации 2. Фримен (1948, р.112) обобщил эти результаты и представил их в виде кривой (рис. 2). Он явно связывает ухудшение эффективности с эмоциональной реакцией, чего не было в прежних исследованиях, в которых сильная активация, измеряемая по мышечному напряжению или уменьшению сопротивления кожи, означала только факт превышения оптимума мотивации.
Рис. 2. Оптимум реакции (по: Freeman G. L., 1948, р. 114).
Если точно воспроизвести схему Фримена, то нельзя согласиться со способом выражения переменных, отложенных им на координатах и особенно на абсциссах. Если принять его формулировку, которая объясняется общей концепцией автора, то окажется, что то, что мы назвали уровнем активации, будет просто энергетическим эффектом стимуляции. Эта узкобихевиористская точка зрения не согласуется с психологическими фактами и даже с данными нейрофизиологии, которые показывают, что стимуляция воздействует на ретикулярную формацию в зависимости от чувствительности субъекта.
Хебб (1955) подчеркивает, что ситуация оказывает двоякое дeйcтвиe нa нepвнyю cиcтeму. Она дает субъекту информацию (cue function), а также посредством восходящей ретикулярной системы определяет уровень активации (arousal). Если этот уровень повышается и более сложная ситуация требует более тонкой адаптации, то происходит взаимодействие двух систем (cue function и arousal) и при наличии тревожных и эмоциональных реакций наблюдается ухудшение исполнения. Таким образом, Хебб получил кривую, которая имела такую же форму, что и кривая Фримена, хотя он стоял на совершенно иной позиции. Мальмо (1959) также предложил аналогичную кривую, устанавливая зависимость непосредственно между уровнем исполнения и уровнем активации. Ухудшение исполнения при сильной активации, очевидно, связано с природой задачи. Замедленные реакции в задачах, требующих быстроты; неловкость, когда надо быть точным; более медленное научение, более низкое качество интеллектуальных решений. Нарушение адаптации может выражаться не только в количественной, но и качественной форме, и, в частности, наблюдается ухудшение во всех областях деятельности.